Сопровождение ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях психолого-медико-педагогического центра
Оценка 4.8

Сопровождение ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях психолого-медико-педагогического центра

Оценка 4.8
docx
27.08.2023
Сопровождение ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях психолого-медико-педагогического центра
Сопровождение ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях ПМП центра.docx

Сопровождение  ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях

психолого-медико-педагогического центра

Работа учителя-логопеда заключается в том, чтобы помочь ребенку с задержкой психического развития преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить его полноценное развитие. Логопедическую работу с детьми ЗПР необходимо начинать в раннем возрасте. Нарушение речи при ЗПР затрагивает многие стороны речевой системы.

В наш Центр обращаются родители с детьми разного возраста, как дошкольного, так и школьного. При первой встречи учитель-логопед проводит беседу с родителями, выясняя, как прошли беременность и роды у мамы, как шло поэтапное развитие ребенка: когда начал говорить; были ли травмы и какие; перенесенные заболевания; стоит ли ребенок на учете у какого-либо врача. Далее специалист проводит с ребенком диагностику с целью определения уровня речевого нарушения и нарушения в развитии психических процессов. Составляется план работы учителя-логопеда с ребенком, даются рекомендации родителям с целью лучшего усвоения программы.  Родителям предстоит работать в тесном контакте со специалистом, ответственно выполнять все его рекомендации, это один из главных компонентов в исправлении речевых нарушений ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Коррекция звукопроизношения у детей является сложным и очень длительным процессом.  

В процессе коррекционной работы учитель-логопед организовывает речевую и умственную деятельность, с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня работоспособности, стараясь вызвать положительную мотивацию. Максимально активизирует познавательную деятельность ребенка, используя разные методы и приемы.  В качестве основных методов применяются: словесные, наглядные практические.

Словесные:

- утрированное (подчеркивание дикцией) произношение, интонирование звука, ударного слога искажаемой части речи слова;

- вводная и обобщающая беседа проблемного характера;

- подсказ слова и предложения;

- сопряженная речь ребенка и взрослого;

- частичный образец фрагмента повествования;

- использование художественной литературы.

Наглядные:

- игровая познавательная мотивация речевого задания;

- моделирование разных видов творческих произведений (сказок, рассказов, стихов);

- демонстрация слайдов;

- рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира.

Практические:

- хоровое и индивидуальное проговаривание слов (при необходимости);

- проблемный анализ речевого творчества самим ребенком;

- упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний;

- инсценировки, театрализованные игры;

- творческие задания;

- проблемные задания – придумать план рассказа, начало, конец, описать образ героя пр.

 

Этапы коррекционной работы:                                                                                                                          

- работа над фонематическим слухом, артикуляционной и дыхательной гимнастикой, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

- выработка навыков правильного произношения изолированного звука и зрительного восприятие артикуляции данного звука. Произношение каждого звука тщательно, анализируется с точки зрения его слухового и зрительного образа

- автоматизация звука начинается с закрепления звука в слогах разного типа (открытого СА, закрытого АС), затем в словах и только потом в различных видах развернутой речи (в предложениях, потешках, стихотворениях, коротких рассказах).

Весь речевой материал должен быть насыщен автоматизируемым звуком. Для читающих детей, можно не только повторять, но и читать.

Наиболее трудным является процесс автоматизации звука в тексте, к нему учитель-логопед приступает, когда ребенок научился правильно произносить данный звук на предыдущих этапах.

 Подбирать текст, который не содержит еще не поставленных звуков                                                надо очень тщательно,

- дифференциации звуков, к этому этапу учитель-логопед приступает только тогда, когда ребенок правильно произносит звук в любом звукосочетании.

На любом этапе коррекции звукопроизношения специалист использует наглядный материал: различные картинки, пособия, игры, которые будут максимально включать все анализаторы ребенка.

На этапах автоматизации и дифференциации используются игры, которые не только закрепляют поставленный звук, но и развивают психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).

Например, «Запомни и повтори» упражнение проводится на слух и с помощью картинок (что запомнил?). 

«Найди отличия» (что изменилось, что отсутствует?). 

Упражнение «Четвертый лишний» (выделить лишний предмет).

Характерной составляющей в логопедической работе является частая повторяемость логопедических упражнений, непосредственно с включением нового материала либо по содержании, либо по форме.

Коррекцию звукопроизношения необходимо связывать с общей моторикой, а особенно с пальчиковой. При проведении занятия ребенок должен четко понимать его цель. Учитель-логопед, учитывая высокую утомляемость таких детей, старается периодически менять вид деятельности.

    В связи с тем, что нарушение речи у детей с задержкой психического развития носит стойкий характер, то этап коррекции звукопроизношения будет более длительным, чем у детей с нормой в развитии, поэтому так необходимо учитывать индивидуальные особенности развития и темпы психических процессов на всех этапах работы с ребенком. 


 

Сопровождение ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях психолого-медико-педагогического центра

Сопровождение ребенка с ЗПР учителем-логопедом в условиях психолого-медико-педагогического центра

Практические: - хоровое и индивидуальное проговаривание слов (при необходимости); - проблемный анализ речевого творчества самим ребенком; - упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний;…

Практические: - хоровое и индивидуальное проговаривание слов (при необходимости); - проблемный анализ речевого творчества самим ребенком; - упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний;…

Характерной составляющей в логопедической работе является частая повторяемость логопедических упражнений, непосредственно с включением нового материала либо по содержании, либо по форме

Характерной составляющей в логопедической работе является частая повторяемость логопедических упражнений, непосредственно с включением нового материала либо по содержании, либо по форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2023