Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Оценка 4.9

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Оценка 4.9
Документация +5
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.02.2017
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Публикация является частью публикации:
час психологии.docx
Рассмотрен Министерство образования Республики Саха (Якутия) МКУ «Управление образования Намского улуса» МБОУ «Намская начальная школа – детский сад» МО «Намский улус»  РС(Я) Принят на заседание МО «_____»______________2016 г. Рук. МО_____________ Л.В. Ядреева Согласовано_________________ зам. по УВР Замятина Л.К. «_____»______________2016 г. Утверждаю:___________________ Директор школы Иванова А.И. Приказ №______от «____»__________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Час психологии» для 2 класса на 2016/2017 учебный год Уровень общего образования: начальное образование. Класс: 2 Срок реализации данной программы: 2016­ 2017 учебный год. Программа разработана с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по программе II вида II варианта.  Составитель учебной программы: Христофорова М.П. 2016 г. Пояснительная записка. Проблема   помощи   детям   с   задержкой   психического   развития   (ЗПР)   приобрела   в   последние   годы   особую   актуальность.   В   последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.  Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. Задержка психического развития (ЗПР) ­ одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР ­ это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально­средовых и психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое  место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной   личности   ребенка,   способной   направить   свои   усилия   под   руководством   взрослых   на   компенсацию   нарушений   и   реализацию   своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся.Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию   в   начальной   школе   системы   комплексной   помощи   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ)   в   освоении   основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной образовательной программы. Цель программы: развитие дефицитарных зон мозга. Задачи: 1.Развитие познавательных процессов. 2. Развитие коммуникативных навыков. 3. Снижение тревожности и формирование адекватной самооценки. Методы: объяснительно­иллюстративный,   репродуктивный,   частично   поисковый,   коммуникативный,   информационно­коммуникационный;   методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Нормативно­правовой   и   документальной   основой  Программы   коррекционной   работы   с   обучающимися   на   ступени   начального   общего образования являются:   Закон Российской Федерации «Об образовании»;  СанПиН, 2.4.2.1178­02 «Гигиенические требования к режиму учебно­воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;  Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13­13 от 20.04.2001);  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11­13 от 20.02.1999);  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);  Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);  О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ­ 150/06 от 18 апреля 2008 г.)  Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124­ФЗ)2 Психологические особенности детей с ЗПР, вариантыЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) ­ нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития»   (ЗПР)   используется   для   обозначения   сборной   и   клинически   неоднородной   группы   дизонтогений   (нарушений   развития).   Согласно результатам исследований проблемы ЗПР в трудах ряда ученых: Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, В. И.Лубовского, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго, Г. Е. Сухаревой, У. В. Ульенковой и других можно выделить те особенности дефекта, которые значимы для психолого­педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия. Для   детей   с   ЗПР   характерны   незрелость   поведения   и   личности   в   целом,   несформированность   навыков   интеллектуальной   деятельности, ограниченность знаний и представлений. Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной   системы,   вызванная   различными   этиологическими   факторами   и   обусловливающая   неполноценность   отдельных   корковых   функций, парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики. Исследования выявили   разные   варианты   ЗПР.   Все   они   характеризуются   сниженной   обучаемостью   детей,   задержанным   темпом   развития,   недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет свою специфику и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным   нарушением   эмоциональных   или   интеллектуальных   функций,   степенью   выраженности   этих   нарушений,   сочетанностью   их   с другими неврологическими расстройствами. Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация вариантов ЗПР К.С.Лебединской: Первый вариант ­ ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально­ волевой   сферы,   которая   находится   как   бы   на   более   ранней   ступени   развития.   Это   так   называемый   психический   инфантилизм.   Психический инфантилизм   ­   это   некоторый   комплекс   заостренных   черт   характера   и   особенностей   поведения,   который   может   существенно   отразиться   на деятельности   ребенка,   и   в   первую   очередь   ­   учебной,   его   адаптационных   способностях   к   новой   ситуации.   Прогноз   психического   развития благоприятный. Второй вариант ­ ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития   на   фоне   общей   слабости   организма   психическое   состояние   ребенка   страдает,   и,   как   следствие,   не   может   полноценно   развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный. Третий вариант ­ ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за   собой   преобладание   в   характере   малыша   таких   черт,   как   нерешительность,   несамостоятельность,   отсутствие   инициативы,   боязливость   и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный. Четвертый   вариант   ­   ЗПР   церебрально­органического   происхождения.   Причиной   появления   данной   группы   ЗПР   являются   органические нарушения:   недостаточность   нервной   системы,   обусловленная   различными   неблагоприятными   факторами:   патология   беременности   (токсикозы, инфекции,   интоксикации   и   травмы,   резус­конфликт   и   др.),   недоношенность,   асфиксия,   родовая   травма,   нейроинфекции.   Прогноз   дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. Характерные особенности детей с ЗПР.  Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических   функций,   их   низкая   продуктивность   и   произвольная   регуляция,   неравномерность   проявления   недостаточности,   которая приобретает   наибольшую   выраженность   в   интеллектуальной   деятельности.   В   то   же   время   каждая   из   психических   функций   имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.  Для восприятия детей с ЗПР характерны:низкая активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов. Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия.  Характеристики   внимания   детей   с   ЗПР:   неустойчивость   и   неравномерность   внимания,   низкая   степень   концентрации   на   воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания.  Особенности   памяти   при   ЗПР   характеризуются   следующим   образом.   Основные   составляющие   памяти:   запоминание,   сохранение   и воспроизведение  отличаются  недостаточной  продуктивностью.  Для  процессов  запоминания  характерны  низкая  активность,  недостаточная целенаправленность,   замедленная   скорость,   сниженные   объем,   точность   и   прочность   запоминаемого   и   слабая   помехоустойчивость.   При возрастании   сложности   заданий   (наличии   конкурирующих   групп   элементов   в   запоминаемом   материале)   продуктивность   запоминания снижается.   Процесс   воспроизведения   характеризуется   неточностью,   неполным   объемом   и   нарушением   порядка   воспринятого   материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи   кратковременной   памяти   детей   с   ЗПР,   и,   что   особенно   важно,   оперативной   памяти,   входящей   в   процесс   любой   деятельности, включенной  в   мыслительные   процессы,   связанные   с  различными  преобразованиями  воспринятого  материала.   Кроме  того,  у  детей   с  ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному.  Неполноценность   мышления   и,   прежде   всего   словесно­логического   имеет   широкие   проявления   при   ЗПР.   Наиболее   ярко   мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно   связано   с   конкретной   ситуацией,   отвлечься   от   которой   они   во   многих   случаях   не   могут.   У   них   наблюдается   недостаточность мыслительных   опреций   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения,   аналогии,   затруднения   в   установлении   тождества   при   необходимости учитывать   несколько   параметров,   затруднения   в   процессе   переноса   усвоенного   при   выполнении   аналогичных   действий.   Дети   плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.  К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности   и   целенаправленности,   выраженная   истощаемость,   импульсивность   и   большое   количество   ошибок.   Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.  Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации. Основные образовательные потребности детей с ЗПР      Основные образовательные потребности (ООП) учащихся с  задержкой психического развития выражаются:          в побуждении познавательной активности в расширении кругозора в формировании общеинтеллектуальных умений в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности в развитии личностной сферы (эмоции, воля, произвольность, самостоятельность, ответственность) в развитии и отработке средств коммуникации в усилении регулирующей функции слова в  сохранении  и   укреплении  соматического  и  психического   здоровья,   в  поддержании  работоспособности,   предупреждении   истощаемости, перегрузок и срывов. К специальным образовательным условиям для данной категории учащихся относятся:  Специальные программы  Особые методы обучения  Учебники, пособия  Педагогические, психолого­педагогические, медицинские, социальные и иные услуги  Обязательная коррекционная работа Общие подходы в работе с детьми с ЗПР индивидуальный подход; предотвращение наступления утомляемости; активизация познавательной деятельности; обогащение знаниями об окружающем мире; особое внимание ­ коррекции всех видов деятельности; проявление педагогического такта. Соответствие   темпа,   объема   и   сложности   учебной   программы   реальным   познавательным   возможностям   ребенка,   уровню   его Рекомендации по созданию условий для адаптации ребенка с ЗПР       o когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам; Целенаправленное   развитие   общеинтеллектуальной   деятельности   (умение   осознавать   учебные   задачи,   ориентироваться   в   условиях, осмысливать информацию); Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем; Индивидуальная дозированная помощь ученику; Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь; Щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований Специальная подготовка педагога; Создание у ученика чувства защищенности и  эмоционального комфорта; Поддержка ученика учителями школы. o o o o o o o o  Наличие специалиста сопровождения (тьютора) на период адаптации в условиях класса.  Составление индивидуальной образовательной программы и программ сопровождения.  Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом. Индивидуальные занятия с дефектологом, занятия с психологом по развитию познавательной и эмоционально – волевой сферы, коммуникативных навыков. Посещение групповых занятий с психологом.  Наблюдение врача психиатра. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР. 1.   Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях. 2.   Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка. 3.   Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки. 4.   Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход. Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, что проявляется:       в «пошаговом» предъявлении материала; в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; в   обеспечении   особой   пространственной   и   временной   организации   образовательной   среды   с   учетом   функционального   состояния   ЦНС   и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру; в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация  жизненно необходима;  в   комплексном   сопровождении,   гарантирующем   получение   необходимого   лечения,   направленного   на   улучшение   деятельности   ЦНС   и   на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения. Специфические задачи коррекционно­развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста: 1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико­пространственной ориентации, зрительно­моторной координации. 2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал. 3.   Формирование   социально­нравственного   поведения   (осознание   новой   социальной   роли   ученика,   выполнение   обязанностей,   диктуемых   данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.). 4. Формирование учебной мотивации. 5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности. 6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку. 7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.). 8. Коррекция индивидуальных отклонений. 9. Организация благоприятной социальной среды. 10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами ­ членами психолого­медико­педагогического консилиума Содержание программы (направления и формы работы): 1.   Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:    нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности; стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем; установление доверительных отношений со взрослыми; 2.   Укрепление нервной системы  Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).  Совместный контроль и наблюдение психолога, врача за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.  Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).  Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода). 3.   Укрепление эмоционально ­ личностной сферы  Диагностика эмоционально ­ личностной сферы (2 раза в год).  Овладение учебными навыками.  Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.  Система индивидуальных занятий со специалистами ОУ. 4.   Развитие познавательной сферы:  Индивидуальные коррекционно ­ развивающие занятия (когнитивные процессы).  Диагностика познавательной и эмоционально –волевой сферы (2 раза в год). 5.   Формирование устойчивой адекватной самооценки:  Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).  Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.  Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.  Развитие коммуникативных навыков. Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (коррекционный компонент) Составитель: педагог – психолог Христофорова М.П. Программа   индивидуального   психологического   сопровождения   разработана   и   составлена   по   результатам   диагностики   познавательной   и эмоционально­волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК. При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально­психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития. В результате психологического обследования у обучающегося выявлены: Общий уровень осведомленности­ снижен Мелкая моторика – недостаточно сформирована Характеристика деятельности: Мотивация: познавательная мотивация снижена. Работоспособность: низкая. Темп деятельности: замедлен, снижен, в виду повышенной утомляемости; продуктивность деятельности снижена, отмечена периодическая тормозимость психической деятельности, непродуктивность работы в группе. Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость, слабость активного внимания Речевое развитие: испытывает трудности с чтением и пониманием прочитанного, пересказом; недостаток фонематического слуха, сложности в построении развернутых высказываний, ошибки в письменной речи. Особенности памяти: способности к запоминанию снижены, низкий уровень развития памяти Интеллектуальное   развитие:   сформированность   мыслительных   операций   сравнение,   обобщение   –   приближено   к   возрастной   норме;   анализ, синтез, классификация­ ниже возрастной нормы; Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно. Эмоционально­ волевая сфера: недостаточный уровень развития произвольности и самоконтроля. Психологическое   заключение:   Уровень   актуального   развития   снижен.   Выявлен   недостаточный   уровень   развития   познавательной   сферы   и слабость эмоционально волевой сферы. Цель   программы –   развитие   когнитивной   сферы   обучающегося   через   коррекционно­развивающую   работу   по   развитию   познавательной   и эмоционально­волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене. Задачи программы: 1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь). 2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль). 3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 4. Развитие коммуникативных навыков. 5.Охрана   и   укрепление   психологического   здоровья:   предупреждение   психофизических   перегрузок,   стабилизация   эмоциональной   сферы, создание климата психологического комфорта в обучении. Специфические задачи коррекционно­развивающего обучения детей с ЗПР 1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико­пространственной ориентации, зрительно­моторной координации. 2.   Обогащение   кругозора   детей,   формирование   отчетливых   разносторонних   представлений   о   предметах   и   явлениях   окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал. 3. Формирование социально­нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.). 4. Формирование учебной мотивации. 5.   Развитие   личностных   компонентов   познавательной   деятельности   (познавательная   активность,   самостоятельность,   произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности. 6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку. 7.   Формирование   соответствующих   возрасту   общеинтеллектуальных   умений   (операции   анализа,   сравнения,   обобщения,   практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.). 8. Коррекция индивидуальных отклонений. 9. Организация благоприятной социальной среды. 10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами ­ членами психолого­медико­педагогического консилиума школы. Программа опирается на следующие принципы: системность;   комплексность;   деятельностный   подход;   онтогенетический;   общедидактические   принципы   (наглядности,   доступности, индивидуального подхода, сознательности). Методы и приемы работы с ребенком ЗПР : В   коррекционно­развивающей   работе   применяются   следующие   приемы   и   методы:   использование   дозированной   педагогической   помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно­действенном и наглядно   –образном   плане,   речевое   проговаривание   действий   на   каждом   этапе   обучения,   учет   индивидуально­психологических   и   возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала. Разработка индивидуальной образовательной программы и компонента психолого­логопедического сопровождения на включаемого ребенка В.Д. Цель: получение образования 1­ой ступени в инклюзивной форме в Намской школе сад. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основные направления коррекционной работы: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии). 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности ­ развитие зрительного восприятия и узнавания; ­ развитие зрительной памяти и внимания; ­ формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); ­ развитие пространственных представлений и ориентации; ­ развитие представлений о времени; ­ развитие слухового внимания и памяти; ­развитие фонетико­фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций:­ навыков соотносительного анализа; ­ навыков группировки и классификации; ­ умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; ­ умения планировать деятельность; ­ развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: ­ развитие наглядно­образного мышления; ­ развитие словесно­логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы детей. 6. Развитие речи. 7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Развитие межполушарного взаимодействия. Структура программы Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга: 1. Развитие когнитивной сферы: внимание (8 часов) 2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов) 3. Развитие когнитивной сферы: мышление (9 часов) 4. Развитие эмоционально­волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (6 часов). Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики умственного развития Э.Ф. Замбавичане, Шипицыной Л.М. Программа состоит из 32 занятий. Продолжительность занятий 30­35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Ожидаемые результаты реализации программы  положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;  положительная динамика развития когнитивной сферы;  отсутствие отрицательной  динамики психофизического развития  учащегося    с ОВЗ;  эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу. Средства контроля программы В   целях   отслеживания   результатов   работы,   с   учащимися   проводится   комплексная   диагностика   сформированности   познавательной   и эмоционально­волевой сфер. Диагностика состоит из  3­х  этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований  отмечаются в «В журнале психолого­педагогического сопровождения обучающихся». Педагогом­психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно­ развивающей   деятельности   с   учётом   выводов   и   рекомендаций   проделанной   работы,   а   также   в   целях   преемственности   психологического сопровождения ребенка. Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении. Таким образом, цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать,   сформировать   основные   умения   и   навыки   учебной   деятельности,   развить   элементы   теоретического   мышления,   операции   самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены. Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей. Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий. Тема Дата факт Содержание Планируемые результаты Входная диагностика «Учимся образно  Диагностика   особенностей   когнитивной   и   эмоционально   – волевой сферы Вводная часть Оценка индивидуальных  особенностей учащегося Развитие зрительной  Кол часов 1 1 №  Дата 1 2 по плану 06.09 13.09 мыслить!» 3 20.09 «Учимся обобщать и делать выводы!» 4 27.09 «Учимся устанавливать закономерности!» 5 04.10 «Учимся   логично мыслить!»   растяжка Настрой на занятие. «Мозговая гимнастика «Сова», самомассаж кистей рук Основная часть Задание 1. «Запомни фигуры» Задание 2. «Логический квадрат» Задание 3. «Обводи точно» Когнит. упр. «Организация рабочего места» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Ленивые   восьмерки», «Струночка» Основная часть Задание 1. «Четвертый лишний» Задание 2. «Письмо инопланетянина» Задание 3. «Найди девятый» Когнит. упр. «Послушать тишину» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди девятый» Задание 3. «Пишущая машинка» Релаксация «Ковер –самолет» Заключительная часть. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр»,растяжка «Звезда» Основная часть Задание 1. «Свяжи слова» Задание 2. «Найди четвертый лишний» опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности  движений. Развитие   мышления   (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Подведение итогов занятия. Развитие   внутреннего   плана действия.   Развитие   мышления (установление закономерностей). Развитие   произвольного   внимания (устойчивость). ассоциативного   и   Развитие обобщающего мышления. Развитие воображения. 1 1 1 6 11.10 «Учимся себя контролировать!»   7 18.10 «Секреты мнемотехники!» 8 25.10 «Учимся себя контролировать!»   Задание 3. «Закончи рисунок» Коммуникат упр. «Организация пространства листа» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Точки   равновесия»,   дыхательное упражнение. Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Бери осторожно» Когнит. упр. «Чаша доброты» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Точки   Кука»,   растяжка   по   осям, дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Запомни сочетания фигур» Задание 2. «Раздели на группы» Задание 3. «Фигуры и значки» Релаксация «Пляж» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение Задание 1. «Выбери главное» Задание 2. «Совмести фигуры» Задание 3. «Знай свой темп» Когнитивн. упр. «Моя рука, твоя рука» Заключительная часть Подведение итогов занятия. 1 1 1 Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие движений. произвольности   Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие представлений. пространственных     Развитие   словесно­логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие движений (помехоустойчивость). произвольности   9 08.11 «Учимся   мыслить Вводная часть Развитие   словесно­логического 1 по аналогии!» 10 15.11 «Учимся сравнивать обобщать!»   и 11 22.11 «Размышляй­ка!» 12 29.11 «Стороны света!» Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание головой», растяжка с дыханием Основная часть Задание 1. «Назови четвертое слово» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Запретное движение» Когнитивн. упр. «Лабиринт» Заключительная часть Подведение итогов занятия.  Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение, самомассаж ушных раковин. Основная часть Задание 1. «Одинаковое, разное» Задание 2. «Не путай цвета» Задание 3. «Что это?» Релаксация «Парусник» Когнитивн. упр. «Найди фигуру» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Ленивые   восьмерки», «Струночкка» Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Найди фигуры» Когнитивн. упр. «Потянулись – сломались», «Поза» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Заземлитель», упражнения Основная часть.   глазодвигательные   растяжка мышления (аналогии). Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие произвольности движений   (умение   затормозить движение).   (умение   Развитие   мышления   сравнивать). Развитие движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. произвольности   вербальной Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).   пространственных Развитие представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. 1 1 1 Задание 1. «Учись уменьшать и увеличивать» Задание 2. «Объедини пословицы» Задание 3. «Запомни и нарисуй» Коммуникат. Упр. «Равновесие». Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. «Мозговая гимнастика «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди одинаковые» Когнитивн. упр. «Шапка – невидимка» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», телесные упражнения. Основная часть. Задание 1. «Логический квадрат» Задание 2. «Назови по порядку» Задание 3. «Дружный хлопок» Коммуникат. упр. «Прощание частью тела» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», растяжка «Лучики» Основная часть Коммуникат упр. «Приветствие» Задание 1. «Составь слова» Задание 2. «Отыщи числа» Когнитивн. упр. «Скажи наоборот» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть 13 06.12 «Размышляй­ка!» 14 13.12 «Учимся правильно ориентироваться!» 15 20.12 «Учимся быть  внимательными!» 16 27.12 «Стороны света!» Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие   мышления   (операция сравнения). Развитие логического мышления. Развитие   произвольного   внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. Развитие   мышления   (процессы синтеза). Развитие   произвольного   внимания (переключение). Развитие воображения. 1 1 1 1 17 10.01 «Логические цепочки!» 18 17.01 «Учимся   думать логично!» 19 24.01 «Учимся познавать!» Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Волшебники» Задание 2. «Где какая полоска?», «Кольца» Задание 3. «Говорим по­марсиански» Когнитивн. упр. «Визуализация цвета» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Поезд» Задание 2. «Не путай цвета» Когнитивн. упр. «Колпак мой треугольный» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Точки   равновесия»,   массаж   ушных раковин Основная часть Задание 1. «Найди девятый» Задание 2. «Найди одинаковые» Задание 3. «Архитектор» Когнитивн. упр. «Визуализация человека» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», растяжка с дыханием. Основная часть Задание 1. «Совмести фигуры» Задание 3. «Письмо инопланетянина»   Развитие представлений. Развитие логического мышления. пространственных Развитие логического мышления. Развитие (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). произвольности   Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие   мышления   (операция сравнения). Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти. 1 1 1 20 31.01 «Учимся запомнать!» 21 07.02 «Учимся себя контролировать!»   22 14.02 «Учимся   работать по образцу!» 23 21.02 «Учимся сравнивать анализировать!»   и   растяжка Когнитивн. упр. «Зашифрованное упражнение» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Ленивые   восьмерки», «травинка на ветру» Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Поверни квадрат» Когнитивн. упр. «Зеркальные движения» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Точки   пространства»,   дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Добавь слово» Задание 2. «Раскрась фигуру» Задание 3. Игра «Флажок» Когнитивн. упр. «Золотая рыбка» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание головой», телесные упражнения Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Что здесь изображено?» Коммуникативное упр. «Зеркало» Заключительная часть Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», Основная часть Развитие смысловой памяти. Развитие   внутреннего   плана действия. 1 пространственных   Развитие слуховой памяти. Развитие представлений. Развитие   движений гиперактивности). произвольности (преодоление   Подведение итогов занятия. Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие   мышления   (процессы синтеза). Развитие   произвольного   внимания (переключение). Развитие мышления. наглядно­образного   1 1 1 24 28.02 «Фантазеры!» 25 07.03 «Учимся обобщать!» 26 14.03 «Учимся познавать запоминать!»   и Задание 1. «Отыщи числа» Задание 2. «Преврати в квадрат» Задание 3. «Запретное движение» Когнитивн. упр. «События по порядку» Релаксация «Росток» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки равновесия», растяжка «Дерево» Основная часть Задание 1. «Подбери слова» Задание 2. «Найди недостающий квадрат» Задание 3. «Закончи рисунки» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Пятый лишний» Задание 2. «Объясни значение» Задание 3. «Назови и проверь постукиванием» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая   гимнастика   «Ленивые   восьмерки», «Подвески» Основная часть Задание 1. «Этажи» Задание 2. «Какой цвет?» Задание 3. «Найди девятый» Коммуникат. Упр. «Тяни­толкай» Заключительная часть Подведение итогов занятия.   растяжка   Развитие произвольности движений   (умение   затормозить движения). Развитие вербального мышления. Развитие представлений. Развитие воображения. пространственных   1 Развитие   вербального   мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. 1 1 Развитие   внутреннего   плана действия. Развитие памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). непосредственной 27 21.03 28 11.04 29 18.04 «Знакомство   со страной   чувств. «Радость», «Грусть» Рисование чувства. Как передать радость. Вербальный и невербальный язык. Когнитивн. упр. «Визуализация волшебника» Медитативная   техника   «Лес».   Медитация   «Место,   где   мне хорошо». «Знакомство   со страной   чувств. Интерес». Рисование чувства. Мои   сильные   качества.   Чем   я   похожа   и   чем   отличаюсь   от других людей. Что такое доброжелательность.     Развитие дифференциации положительных   эмоций,   снятие психоэмоционального напряжения Развитие положительного отношения   к   школе.   Развитие внимания,   рефлексии поведения. Развитие познавательного интереса к   учебе,   сплоченности   группы. Развитие доброжелательного отношения к учителю.   памяти,   «История   канцелярской кнопке». о 30 25.04 «Знакомство   со страной   чувств. Страх». 31 16.05 «Знакомство   со страной   чувств. Обида», «Вина». Гнев. Рисование чувства. Сказка о мальчике, с которым никто не хотел играть. С какими чувствами он дружит? Может ли он принести пользу? Упр. «Рубка дров» Способы преодоления гнева. Способы обращения за помощью. Проработка   гнева   и   агрессии   в   рисунке,   знакомство   со способами снятия агрессии. Рисование чувства. Страх и его относительность. Как справиться со страхом? Растяжка «Тянемся к солнышку» Дыхательное упр. Методы преодоления страха Рисование чувства. Ситуации переживания обиды. Последствия обиды для личности. Упр. «Тух­тибу –дух» Способы выражения претензий. Сказка о слоненке с шариками. Рисование чувства. Очищаем свое сердце.   Развитие конструктивных способов   взаимодействия   с одноклассниками. Обучение техникам релаксации. Коррекция   детских   страхов   в рисунке,   осознание   полезности   и вреда страхов. Развитие   слабой   части   личности, как способа борьбы со страхом. Обучение   способам   релаксации   и дыхательным техникам. Развитие конструктивного общения,   проработка   негативных переживаний,   обучение   способам выхода из конфликтных ситуаций. Анализ   типичных   ситуаций, связанных с обидой.  Развитие способностей, творческих снятие       1 1 1 1 1 Добрые пожелания. 32 23.05 Итоговая диагностика Диагностика когнитивной, эмоционально – волевой сферы Список литературы Итого: психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии. Оценка   динамики   развития когнитивной,   эмоционально   – волевой сферы 1 32 1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».­ СПб.: Речь, 2006г. 2. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г. 3. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. ­ М., «Академия развития», 2002 4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1­4 классов). ­ М., «Академия развития», 2008. 5. Семаго Н. Я. Семаго М. М. "Диагностическийальбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка". 6. Сиротюк А.Л. Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от 0 до 9 лет.–М., 2009 г. 7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001. 8. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно – развивающая технология для детей периода интенсивного роста. – Тверь, 2012. 9. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017