Методические рекомендации по суммативному оцениванию Всемирная История
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Всемирная История» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................. 4
Суммативная оценивание за раздел "Падение Римской империи"......................................5
Суммативное оценивание за раздел «Феодализм» ................................................................ 8
Суммативное оценивание за раздел «История ислама» ...................................................... 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 15
Суммативное оценивание за раздел «Крестовые походы» ................................................. 15 Суммативное оценивание за раздел «Монголы» ................................................................. 19
Суммативное оценивание за раздел «Средневековое европейское общество в XIV- в
первой половине XVI вв» ...................................................................................................... 23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 27
Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке» ....................... 27
Суммативное оценивание за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира» .................... 30
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 34
Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения» ............................................... 34 Суммативное оценивание за раздел «Реформация» ............................................................ 38
Суммативное оценивание за раздел
«Научная революция» ............................................... 42
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Тема Введение. Почему Римская империя пала на Западе
Почему 568 году Византия направила посла к тюркскому
кагану Истеми
Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил
Киевскую Русь
Цель обучения 6.3.1.1 Знать хронологические рамки раннего, среднего,
позднего средневековья и отмечать их на ленте
времени
6.3.2.1 Выявлять и классифицировать причины распада
Римской империи
6.3.2.4 Описывать политику дипломатии Византии на
примере её взаимоотношений с соседними
государствами
Критерий оценивания Обучающийся
• Отмечает на Ленте времени хронологические рамки
раннего, среднего, позднего средневековья
• Класифицирует причины распада причины Римской
империи
• Определяет особенности дипломатии Византии с
соседними государствами
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья на ленте времени
![]()
2. Распределите и запишите в таблицу причины падения Римской империи по категориям
(запишите цифрами)
1. Армия римской империи потеряла свою боеспособность
2. Рабы не были заинтересованы в развитии производства
3. Римскую империю теснили войска варварских племен
4. Рабовладельческий строй тормозил развитие страны
5. Денежная система была подорвана неумеренными тратами императоров.
6. Простые горожане и крестьяне Римской империи были недовольны растущими размерами налогов для обеспечения власти и армии
7. Повышение цен на продовольственные товары
8. Ослабление власти императора
|
Политические причины |
Социально-экономические причины |
|
|
|
3. Прочитайте информацию и дайте ответы на вопросы:
a) В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор.
b) Правительство княгини Ольги в X веке предприняло ряд дипломатических шагов, которые описаны в “Повести временных лет”: визиты Ольги к византийскому императору и патриарху, ее крещение в Константинополе, а также ответный визит византийского посольства в Киев.
1. Какую роль сыграло искусство дипломатии во взаимоотношениях Византийской империи с соседними государствами?
|
|
|
|
|
Вывод: |
2. Каковы были цели посольств Тюркского каганата и Киевской Руси в отношениях с Византией?
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
|||
|
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья |
1 |
отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего средневековья; |
1 |
|
отмечает на Ленте времени хронологические рамки среднего периода средневековья; |
1 |
||
|
отмечает на Ленте времени хронологические рамки позднего средневековья; |
1 |
||
|
Классифицирует причины распада Римской империи |
2 |
определяет политические причины распада Римской империи; |
4 (по 1 б за каждый правильный ответ) |
|
определяет социально-экономические причины распада Римской империи; |
4 балла (по 1 б за каждый правильный ответ) |
|
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами |
3 |
раскрывает роль искусства дипломатии Византии в отношениях с Тюркским каганатом и Киевской Русью; |
1 |
|
описывает цель посольства Киевской Руси в Византийскую империю; |
1 |
||
|
делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь. |
1 |
||
|
делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь. |
1 |
||
|
Всего |
|
|
15 |
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья |
Затрудняется в распределении хронологических рамок раннего, среднего, позднего средневековья на ленте времени |
Допускает ошибки в распределении хронологических рамок раннего, среднего, позднего средневековья на ленте времени
|
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья
|
|
Классифицирует причины распада Римской империи по категориям
|
Затрудняется в классификации причин распада Римской империи
|
Допускает ошибки в распределении причин падения Римской империи на соответствующие категории
|
Распределяет причины падения Римской империи на соответствующие категории
|
|
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами |
Затрудняется в ответах определени политики дипломатии Византии с соседними государствами
|
Допускает ошибку в ответах определени политики дипломатии Византии с соседними государствами
|
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами
|
7
|
Тема |
Что представляла собой феодальная экономика Как было построено феодальное общество Как архитектура и искусство городов отображают средневековое общество |
|
Цель обучения |
6.4.2.1 Характеризовать особенности феодального типа хозяйства, объясняя формы экономических отношений 6.1.2.1 Характеризовать взаимоотношения господствующего и зависимого сословий (феодалы и крестьяне) 6.2.2.2 Определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись) |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Называет признаки феодализма • Определяет повинностей крестьян • Характеризует взаимоотношения между феодалами • Определяет особенности романского и готического стилей |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения Задания |
20 минут |
1. Назовите признаки феодального строя.
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________5. _______________________________________________________________
2. Прочитайте текст и выпишите в таблицу примеры повинностей крестьян.
Крестьянин Конрад хорошо обрабатывал свой небольшой надел земли, чтобы собрать хороший урожай и прокормить свою семью. За эту землю он должен заплатить своему господину одну овцу, три корзины фруктов и пару гусей. Также он должен со своими орудиями труда вспахать господскую землю, засеять, а когда созреет урожай, собрать его. Жена Конрада и две дочери ткали на ткацких станках ткань и шили одежду, которую они должны были отнести господину .
|
Барщина |
|
Оброк |
|
1 2 |
1 2 |
|
8
3. Определите обязанности сеньора и вассала.
1. Наделить землей, населенной крестьянами, за верную службу
2. Помочь своему господину материально, когда тот посвящает в рыцари старшего сына.
|
Обязанность вассала |
Обязанность сеньора |
|
|
|
4. Определите особенности романского и готического стилей.
1. Суровая простота зданий
2. Огромные окна, многоцветные витражи и световые эффекты.
3. Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента
4. Стрельчатые арки
|
Романский стиль |
Готический стиль |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Балл |
||
|
Обучающийся |
|||||
|
Называет признаки феодализма |
1 |
называет 1-ый признак феодального строя; |
1 |
||
|
называет 2-ой признак феодального строя; |
1 |
||||
|
называет 3-ий признак феодального строя; |
1 |
||||
|
называет 4-ый признак феодального строя; |
1 |
||||
|
называет 5-ый признак феодального строя; |
1 |
||||
|
Определяет повинностей крестьян |
2 |
приводит 1-ый пример барщины; |
1 |
||
|
приводит 2-ой пример барщины; |
1 |
||||
|
приводит 1-ый пример оброка; |
1 |
||||
|
приводит 2-ой пример оброка; |
1 |
||||
|
Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы) |
3 |
определяет обязанность сеньора; |
1 |
||
|
определяет обязанность вассала; |
1 |
||||
|
Определяет особенности романского и готического стилей |
4 |
определяет романский стиль; |
1 |
||
|
определяет романский стиль; |
1 |
||||
|
определяет готический стиль; |
1 |
||||
|
определяет готический стиль. |
1 |
||||
|
Всего баллов |
|
15 |
|||
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|||||||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||||
|
Называет признаки феодализма |
Затрудняется в знании признаков феодализма |
Допускает ошибки в перечислении признаков феодализма |
Демонстрирует знание всех признаков феодального строя |
|||||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Определяет повинностей крестьян |
Затрудняется в примерах повинностей крестьян
|
Допускает ошибки в примерах повинностей крестьян
|
Расставляет в таблицу
примеры повинностей крестьян |
|||||
|
Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы) |
Затрудняется в определении обязанностей
|
Допускает ошибку в распределении обязанностей сеньора и вассала
|
Определяет обязанности вассала и сеньора
|
|||||
|
Определяет особенности романского и готического стилей |
Затрудняется в определении стилей архитектуры
|
Допускает ошибку в определении стилей архитектуры
|
Определяет особенности романского и готического стилей
|
|||||
10
|
Тема |
Какие ключевые события в истории ислама произошли в 610-1258 годы Почему VIII-XII вв. называют «золотым веком» исламской культуры |
|
Цель обучения |
6.3.2.5 Выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний 6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний. • Выявляет особенности арабских завоеваний. • Устанавливает влияние ислама на мировую культуру устанавливая взаимосвязь между историческими событиями. |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения Задания |
20 минут |
1. Покажите стрелками направления завоевательных походов арабов (не менее трех государств).
Подпишите названия завоеванных государств (не менее трех).

3. Перечислите ключевые события, которые произошли в истории ислама между 610 и 1258 годами (не менее трех событий).
1
2
3
![]()
Назовите два основных последствия арабских завоеваний.
1
2
![]()
4. Приведите в соответствие.
|
№ |
Арабские деятели науки и культуры |
Правильный ответ |
Достижения |
|
1. |
Омар Хайям |
|
А) Обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей в работе «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века. |
|
2. |
Аль-Бируни |
|
В) Написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. |
|
3. |
Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) |
|
С) В своей книге «Вычисления при по мощи индийских цифр» описал систем у цифровых обозначений, принятую в то время. После перевода его книги (сделанного в XIII столетии) индийска я цифровая система была принята в Ев ропе. |
|
4. |
Аль-Хорезми |
|
D) Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. |
12
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
|||
|
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний |
1 |
показывает стрелкой 1-ое направление завоевательных походов арабов; |
1 |
|
показывает стрелкой 2-ое направление завоевательных походов арабов; |
1 |
||
|
показывает стрелкой 3-ье направление завоевательных походов арабов; |
1 |
||
|
подписывает одно название завоеванного государства; |
1 |
||
|
подписывает второе название завоеванного государства; |
1 |
||
|
подписывает третье название завоеванного государства; |
1 |
||
|
Выявляет особенности арабских завоеваний |
2 |
перечисляет 1-ое ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами; |
1 |
|
перечисляет 2-ое ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами; |
1 |
||
|
перечисляет 3-е ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами; |
1 |
||
|
называет одно основное последствие арабских завоеваний; |
1 |
||
|
называет второе основное последствие арабских завоеваний; |
1 |
||
|
Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями. |
3 |
приводит первое соответствие деятеля культуры Востока и его достижения; |
1 |
|
приводит второе соответствие деятеля культуры Востока и его достижения; |
1 |
||
|
приводит третье соответствие деятеля культуры Востока и его достижения; |
1 |
||
|
приводит четвертое соответствие деятеля культуры Востока и его достижения. |
1 |
||
|
Всего баллов |
15 |
||
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||||
|
Низкий |
Низкий |
Низкий |
|||
|
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний |
|
Допускает ошибки в правильном определении маршрутов арабских завоеваний на контурной карте
|
Отмечает маршруты арабских завоеваний на контурной карте
|
||
|
Выявляет особенности арабских завоеваний |
Затрудняется в определении
особенностей арабских завоеваний |
Допускает ошибки в ответе
на вопросы об особенностях арабских завоеваний |
Отвечает на вопросы об особенностях арабских завоеваний |
||
|
Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями |
Затрудняется в выполнении задания о влиянии ислама на мировую культуру
|
Допускает ошибки в выполнении задания о влиянии ислама на мировую культуру
|
Выполняет задание о влиянии ислама на мировую культуру |
||
|
|
|
|
|||
14
Суммативное оценивание за раздел «Крестовые походы»
|
Тема |
Почему произошли крестовые походы Как крестовые походы изменили христианскую Европу и мусульманский мир |
|
Цель обучения |
6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями 6.3.2.6 Определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Определяет причины крестовых походов • Указывает на карте события крестовых походов в их динамике • Установливает взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание ипонимание Применение |
|
Время выполнения Задания |
20 минут |
Дайте ответ на тестовые вопросы.
1. Определите цель крестовых походов:
A. Стремление освободить Гроб Господня на Святой земле
B. Познакомиться с традициями востока
C. Стремление открыть торговые пути 2. Главным организатором и вдохновителем крестовых походов был(а):
A. Европейские правители
B. Купцы и рыцари
C. Католическая церковь во главе с папой римским
3. Призыв к Крестовым походам прозвучал в городе… A. Клермоне
B. Риме
C. Иерусалиме 4. Объединение рыцарей-монахов называлось:
A. Орден
B. Интердикт
C. Аббатство
5. Феодалы приняли участие в крестовых походах, так как они рассчитывали:
A. Получить личную свободу
B. Распространить христианскую веру
C. Получить земельные владения и поданных 6. В каком году состоялся последний крестовый поход?
A. 1207
B. 1270
C. 1217
2. Покажите направления первого, третьего и четвертого крестовых походов на контурной карте.

3. Напишите эссе на тему «Как крестовые походы повлияли на культуру европейских стран?» В эссе отразите следующие аспекты:
a) Причины крестовых походов
b) Цели крестовых походов
c) Изменения в сельском хозяйстве европейцев после крестовых походов
d) Изменения в ремесле европейцев после крестовых походов
e) Влияние крестовых походов на повседневную жизнь европейцев
f) Общий вывод о влиянии крестовых походов на европейские страны
![]()
![]()
![]()
![]()
16

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Определяет причины крестовых походов |
Затрудняется в определить причины крестовых походов
|
Допускает
ошибки при определении причин крестовых походов |
Определяет причины крестовых походов
|
|
Указывает на карте события крестовых походов в их динамике |
Затрудняется указать на карте события
крестовых походов в их динамике |
Допускает ошибки в указании на карте
события крестовых походов в их динамике |
Указывает на карте события крестовых походов в их динамике
|
|
Установливает взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре |
Затрудняется в установлении взаимосвязь
между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре |
Допускает ошибки в
установлении взаимосвязи между крестовыми походами и изменениями в
европейской культуре |
Установливает взаимосвязь между крестовыми
походами и изменениями в европейской культуре |
18
|
Тема |
Как монголам удалось создать мировую империю Как монгольские завоевания изменили политическую карту Евразии |
|
Цель обучения |
6.3.2.5 Выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний |
|
Критерий оценивания |
Обучающийся • Объясняет внутреннее социально-экономическое и политическое устройство Монгольского государства • Показывает на карте направления монгольских завоеваний • Определяет причины быстрых побед монголов над своими врагами |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения Задания |
20 минут |
Дайте ответ на тестовые вопросы. 1. Укажите годы жизни Чингисхана
А) 1155-1227
В) 1185-1206
С) 1190-1227
2. Основной закон монгольского государства
А) Салическая правда
В) Яса
С) Сокровенное сказание 3. Укажите систему деления монгольского войска
А) десятки-сотни-тысячи-тумены (десять тысяч)
В) сотни-тысячи-десятки
С) тумены-сотни-десятки
4. Курултай - это…
А) народное собрание
В) собрание знати
С) семейный совет
5. Барунгар, Жонгар, Кул – это
А) военно-административное деление монгольского государства
В) имена монгольских полководцев
С) города в Средней Азии, захваченные монголами
6. Какое событие произошло в 1221 году?
А) завоевание Северного Китая
В) поход на Киевскую Русь
С) завоевание Средней Азии 7. Годы правления династии Юань в Китае А) 1271-1368 гг.
В) 1217-1386 гг.
С) 1218-1390 гг.
8. Расставьте цифры в правильной хронологической последовательности на карте от 1 до 5 на завоеванных монголами территориях. Подпишите завоеванные монголами территории.

1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Одной из причин побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы в свое время сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло преодолевать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Монголы
20
заимствовали у Китая осадные орудия, с помощью которых могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Накануне военных действий шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника. Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в захваченных государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в покоренных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка. Политическая раздробленность русских княжеств также помогла монголам быстро захватить земли.
1. Определите политические причины успешных монгольских завоеваний
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Определите военные причины успешных монгольских завоеваний
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ 3. Какие причины, на ваш взгляд, играли решающую роль в победе монгольской армии?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Монголы»
|
Критерий оценивания |
|
Уровень учебных достижений |
|||||||
|
Низкий |
|
Средний |
Высокий |
||||||
|
Объясняет внутреннее социально-экономическое и политическое устройство Монгольского государства |
Затрудняется в знании событий периода монгольских завоевани |
й
|
Допускает ошибки в знании основных событий периода монгольских завоеваний
|
Демонстрирует знание ключевых понятий и
событий периода монгольских завоеваний |
|||||
|
Показывает на карте направления монгольских завоеваний |
Затрудняется в умении отмечать исторические события на контурной карте |
|
Допускает ошибки в умении отмечать основные исторические события на контурной карте |
Демонстрирует
умение отмечать исторические события на контурной карте |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Определяет причины быстрых побед монголов над своими врагами |
Затрудняется в умении определ материал, определяя политичес и военные причины победы монгольских войск |
ить кие
|
Допускает ошибки в умении определить материал, определяя политические и военные причины победы монгольских войск
|
Демонстрирует умение определить материал, определяя решающие причины победы монгольских войск |
|||||
|
|
|
|
|||||||
22
|
Тема |
Каковы причины стремительного распространения Черного Мора Являлялся ли Черный Мор главной причиной крестьянских восстаний и феодальных войн Как образовались централизованные государства в Европе |
|
Цель обучения |
6.3.2.2 Определять причины и последствия антифеодальных восстаний в позднем средневековье 6.3.1.4 Устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера • Распределяет признаки феодально-раздробленного и централизованного государств • Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание ипонимание Применение |
|
Время выполнения |
20 минут |
Выполните тестовые задания.
1. Что из перечисленного относится к причине крестьянского восстания во Франции?
А) Деятельность еретиков
В) Усиление феодального гнета
С) Поражение Франции в столетней войне
2. Причина крестьянского восстания в Англии в 1381 году
А) Насильственное распространение христианства
В) Разорение страны в результате столетней войны
С) Отказ английского короля встретиться с повстанцами
3.Общее в судьбе руководителей крестьянских восстаний во Франции и Англии
А) Встречались с королем
В) Были убиты в ходе восстания
С) Участвовали в осаде Парижа
4. Общая черта восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера…
А) Стихийность выступления
В) Борьба против папы римского
С) Использование новой передовой тактики боя
5. Последствием крестьянских восстаний в XIV в. в Англии и во Франции было:
А) Усиление феодального гнета
В) Начало крестовых походов
С) Ускорение процесса освобождения крестьян
6. Распределите черты феодально-раздробленного и централизованного государств в таблицу.
A. Король - главный правитель всей страны
B. Контроль короля над всеми землями в государстве
C. Единые законы для всего государства
D. Отсутствие единой оборонительной системы
E. Внутри государства часто происходят войны между феодалами
F. Каждый феодал в своих владениях чеканил собственную монету
G. Единые деньги и казна в государстве
|
Раздробленное государство |
Централизованное государство |
|
|
|
7.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
После Столетней войны усилившаяся королевская власть во Франции стремилась подчинить крупных феодалов и завершить объединение страны. Людовику XI пришлось вести войны со знатью, особенно с герцогом Бургундским Карлом Смелым. Дальновидный политик, Людовик стремился объединить страну и усилить свою власть, используя все средства для достижения своих целей. В результате Людовик добился своего, натравливая на Карла его врагов. В конце концов Бургундия была присоединена к королевскому домену. Следующим этапом была централизация – реальное подчинение объединенной территории под единой властью короля. Феодалы, как правило, сохраняли свои владения, но лишались прежней независимости. Были резко увеличены налоги на содержание постоянной армии и чиновников. Король уже не нуждался в постоянной поддержке сословий и за время своего правления собрал Генеральные штаты лишь один раз.
Какую цель преследовали короли в своей борьбе с феодалами?
![]()
![]()
Какие пути и средства использовали короли в борьбе с феодалами?
![]()
![]()
Каковы были результаты этой борьбы?
![]()
![]()

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
|
Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера |
Затрудняется определить причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
|
Допускает ошибки в определении причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера |
Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера |
|
|
|
|
|||
|
|
||||
|
Распределяет признаки феодально-раздробленного и централизованного государства |
Затрудняется в распределении признаков феодальнораздробленного и централизованного государств
|
Допускает ошибки при распределении признаков феодально-раздробленного и централизованного государств
|
Распределяет признаки феодально-раздробленного и централизованного государств
|
|
|
Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств. |
Затрудняется устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств.
|
Допускает ошибку при
устанавлении связи между феодальными войнами и образованием централизованных
государств. |
Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств.
|
|
26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
|
|
|
|
Тема |
Людовик XIV и Петра Великий: чья власть была более абсолютной Была ли власть Юнлэ и Токугава такой же абсолютной, как у западных монархов
|
|
Цель обучения |
6.3.1.6 Объяснять понятия «Парламент», «Генеральные штаты», «Сейм», «Кортесы», «Боярская Дума» для характеристики формы правления) 6.3.1.5 Сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти
|
|
Критерий оценивания |
Обучающийся • Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно-представительной и абсолютной) • Находит различия в формах правления в странах Запада и Востока
|
|
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
|
|
Время выполнения
Задания |
20 минут |
1. Определите вид монархии по иллюстрации.

a) _______________________ b) _________________________________
2. Соотнесите термины и определения.
|
Исторические термины |
Правильный ответ |
Определения |
|
1. Земский собор |
|
А) Орган сословно-представительной монархии во Франции |
|
2. Парламент |
|
B) Орган сословно-представительной монархии в России |
|
3. Генеральные штаты |
|
C) Орган представительной монархии в Польше и Чехии |
|
4. Кортес |
|
D) Орган представительной монархии в Англии |
|
5. Сейм |
|
E) Орган представительной монархии в Испании |
3. Определите черты сходства и различия в деятельности двух монархов: императора Юнлэ в Китае и Людовика XIV во Франции.
|
|
|
|
|
|
Различия
|
|
|
|
|
|
Юнлэ |
|
|
|
|
Людовик XIY |
|
1 2 3 |
|
|
|
|
|
|
1 2 3 |
|
|
|
|
|
|
Сходства
|
|
|
|
1 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
|||
|
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословнопредставительной и абсолютной) |
1 |
определяет вид монархии по иллюстрации a); |
1 |
|
определяет вид монархии по иллюстрации b); |
1 |
||
|
2 |
определяет органы сословнопредставительной монархии во Франции; |
1 |
|
|
определяет органы сословнопредставительной монархии в России; |
1 |
||
|
определяет органы представительной монархии в Польше и Чехии; |
1 |
||
|
определяет органы представительной монархии в Англии; |
1 |
||
|
определяет органы представительной монархии в Испании; |
1 |
||
|
Находит сходства и различия в деятельности правителей различных стран. |
3 |
указывает черты сходства в деятельности правителей различных стран; |
1 |
|
указывает черты сходства в деятельности правителей различных стран; |
1 |
||
|
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран; |
1 |
||
|
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран; |
1 |
||
|
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран; |
1 |
||
|
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран; |
1 |
||
|
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран; |
1 |
||
|
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. |
1 |
||
|
Всего баллов |
|
|
15 |
|
Критерий оценивания |
|
Уровень учебных достижений |
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословнопредставительной и абсолютной) |
Затрудняется использовать понятия для характеристики формы монархии (сословнопредставительной и абсолютной)
|
Допускает ошибки в использовании понятий для характеристики формы монархии (сословно- представительной и абсолютной)
|
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословнопредставительной и абсолютной)
|
|
Определяет сходства и различия в деятельности правителей различных стран |
Затрудняется в определении сходства и различия в деятельности правителей различных стран
|
Допускает ошибки в определении сходства и различия в деятельности правителей различных стран
|
Определяет сходства и различия в деятельности правителей различных стран
|
29
|
Тема |
Чем отличались китайские и европейские морские путешествия Как Великие географические открытия изменили мир |
|
Цель обучения |
6.2.4.3 Определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI веках 6.3.2.7 Объяснять понятие «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Показывает направления маршрутов путешественников на карте • Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО. • Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения Задания |
20 минут |
1. Покажите на контурной карте маршруты следующих путешественников.
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернандо Магеллан.

2. Перечислите три положительных и три отрицательных изменения в мире в результате ВГО.
|
Положительные изменения |
|
Отрицательные изменения |
|
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
3 |
3 |
|
3.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Открытые Колумбом новые земли начали завоевывать испанцы. Они строили там свои поселения, превращая местное население в рабов, зачастую истребляя коренных жителей. Испанцев и португальцев манили далекие земли за океаном. В 1497 году испанский король дал официальное разрешение желающим обживать эти земли. Переселенцами в основном были купцы, обедневшие дворяне, люди, недовольные властью, преступники. Их всех объединяла жажда наживы. Испанские и португальские короли отправляли за океан морские флотилии для захвата и грабежа открытых стран.
После открытия Америки, завоевывая и грабя чужие земли, европейские захватчики истребляли местное население. Некоторые древние американские народности были полностью уничтожены. Завоевав Мексику, Перу и другие земли Америки, испанцы грабили, порабощали местное население, варварски уничтожали веками создаваемые культуры, обычаи и традиции.
Таким образом, открытые Колумбом, Васко де Гамой и другими мореплавателями неизвестные земли стали для человечества Великими географическими открытиями. Но после них последовала колонизация европейцами стран Америки, Азии и Африки. 1. Дайте собственное определение понятиям «колония», «метрополия», «колониальная политика»
![]()
2. Объясните, почему сравнительно небольшим отрядам европейцев удалось завоевать огромные территории в Центральной Америке?
![]()
![]()
31
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
|||
|
Показывает направления маршрутов путешественников на контурной карте |
1 |
показывает на карте маршрут Х.Колумба; |
1 |
|
показывает на карте маршрут А.Веспуччи; |
1 |
||
|
показывает на карте маршрут Б.Диаша; |
1 |
||
|
показывает на карте маршрут Васко да Гама; |
1 |
||
|
показывает на карте маршрут Ф.Магеллана; |
1 |
||
|
Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО |
2 |
перечисляет одно положительное изменение; |
1 |
|
перечисляет второе положительное изменение; |
1 |
||
|
перечисляет третье положительное изменение; |
1 |
||
|
перечисляет первое отрицательное изменение; |
1 |
||
|
перечисляет второе отрицательное изменение; |
1 |
||
|
перечисляет третье отрицательное изменение; |
1 |
||
|
Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) |
3 |
объясняет понятие «колония»; |
1 |
|
объясняет понятие «метрополия»; |
1 |
||
|
объясняет понятие «колониальная политика»; |
1 |
||
|
отвечает на вопрос задания. |
1 |
||
|
Всего баллов |
15 |
||
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира»
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
|
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
|
Показывает направления маршрутов путешественников на контурной карте
|
Затрудняется в показе направлений маршрутов путешественников |
Допускает ошибки в показе направлений маршрутов путешественников
|
Показывает направления маршрутов путешественников на контурной карте
|
|
|
|
|
|||
|
|
||||
|
Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО
|
Затрудняется в перечислении положительных и отрицательных изменений в мире в результате ВГО
|
Допускает ошибки в перечислении положительных и отрицательных изменений в мире в результате ВГО |
Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО
|
|
|
|
|
|||
|
|
||||
|
Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) |
Затрудняется в объяснении понятий «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
|
Допускает ошибки в объяснении понятий «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) |
Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
|
|
|
|
|
|||
|
|
||||
33
Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения»
|
Тема |
Как Эпоха Возрождения изменила развитие искусства Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс |
|
Цель обучения |
6.2.2.3 Характеризовать культуру эпохи Возрождения, устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразительное искусство, скульптура) 6.2.2.4 Характеризовать особенности средневековой культуры Востока |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы • Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности. • Характеризует особенности средневековой культуры Востока |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения |
20 минут |
1. Опредилите, какое из представленных здесь произведений создано в период средневековья, а какое – в эпоху Возрожденя? Приведите не менее пяти аргументов для подтверждения своего мнения.

А В
А- В-
![]()
1
2
3
4
5
2.Отметьте, для каких эпох характерны следующие утверждения.
|
Утверждения для сравнения |
Античность |
Средние века |
Возрождение |
|
Человек является венцом творения |
|
|
|
|
Ограничение влияниия религии |
|
|
|
|
Право человека на счастья и свободу |
|
|
|
|
Отоброжение совершенства человеческого тела |
|
|
|
|
Прославление красоты природы |
|
|
|
|
Человек является творцом, подобно Богу |
|
|
|
3.Заполните таблицу.
|
|
Алишер Навои |
Улугбек |
Бабур |
|
Труды и достижения |
|
|
|
|
Значимость деятельности |
|
|
|
35
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
|||
|
Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы |
1 |
определяет, какое из представленных произведений создано в период средневековья, а какое – в эпоху Возрождения; |
1 |
|
ориводить 1-аргумент для подтверждения своего мнения; |
1 |
||
|
приводить 2-аргумент для подтверждения своего мнения; |
1 |
||
|
приводить 3-аргумент для подтверждения своего мнения; |
1 |
||
|
приводить 4-аргумент для подтверждения своего мнения; |
1 |
||
|
приводить 5-аргумент для подтверждения своего мнения; |
1 |
||
|
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности |
2 |
Отмечает для каких эпох характерны 1-е утверждения; |
1 |
|
Отмечает для каких эпох характерны 2-е утверждения; |
1 |
||
|
Отмечает для каких эпох характерны 3-е утверждения; |
1 |
||
|
Отмечает для каких эпох характерны 4-е утверждения; |
1 |
||
|
Отмечает для каких эпох характерны 5-е утверждения; |
1 |
||
|
Отмечает для каких эпох характерны 6-е утверждения; |
1 |
||
|
Отмечает для каких эпох характерны 7-е утверждения; |
1 |
||
|
Характеризует особенности средневековой культуры Востока |
3 |
описывает вклад Улугбека восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию; |
1 |
|
описывает вклад Алишера Навои восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию; |
1 |
||
|
описывает вклад Бабура восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию. |
1 |
||
|
Всего баллов |
15 |
||
ФИО обучающегося ___________________________________
|
Критерий оценивания |
Уровень учебных достижений |
||||||||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||||
|
Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы |
Затрудняется в определении изменений культуры Возрождения за 200 лет |
Определяет изменения культуры Возрождения за 200 лет, допуская ошибки |
Определяет изменения культуры Возрождения за 200 лет |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности. |
Затрудняется в определении
взаимосвязи культуры Возрождения с культурой античности |
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности, допуская ошибки
|
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения
с культурой античности. |
||||||
|
Характеризует особенности средневековой культуры Востока |
Затрудняется в характеристике особенностей средневековой культуры Востока
|
Характеризует особенности средневековой культуры Востока, допуская ошибки
|
Характеризует особенности средневековой культуры Востока
|
||||||
37
|
Тема |
Как протест Мартина Лютера изменил Европу |
|
Цель обучения |
6.2.1.2 Объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов. |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся • Объясняет понятий в контексте исторических процессов |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения |
20 минут |
1. По номерам изображений определите историческое событие.

|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Выполните тест на утверждение.
Верно ли, что…
1. Среди источников богатств католической церкви была продажа индульгенций грамот о свободе крестьян;
2. «Прощение дается богом, а не за деньги»,- слова принадлежат Мартину Лютеру;
3. Движение за переустройство и реформу церкви называется Реформация;
4. Событие, которое изображено на картине ниже, принято считать началом Реформации;
5. Римский папа для борьбы с Реформацией создал орден Иезуитов;
6. «Женевский папа»- так называли Мартина Лютера;
7. Члены ордена иезуитов считали, что в интересах церкви можно было совершить любое преступление;
8. Вождем крестьянской войны 1524-1525 гг. в Германии был Жан Кальвин;
9. Отличие реформации в Англии состоит в том, что она прошла «сверху», то есть ее проводил сам король;
10.
Те, книги, труды ученых, которые противоречили с взглядами с
католической церковью, входили в так называемый «Индекс запрещенных книг».
|
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
|
Обучающийся |
|||
|
Объясняет понятий в контексте исторических процессов |
1 |
определяет 1-исторический факт по иллюстрации; |
1 |
|
определяет 2-исторический факт по иллюстрации; |
1 |
||
|
определяет 3-исторический факт по иллюстрации; |
1 |
||
|
определяет 4-исторический факт по иллюстрации; |
1 |
||
|
определяет 5-исторический факт по иллюстрации; |
1 |
||
|
2 |
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
|
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения; |
1 |
||
|
определяет верные и неверные утверждения. |
1 |
||
|
Всего баллов |
15 |
||
|
Критерий оценивания |
|
Уровень учебных достижений |
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Объясняет понятий в контексте исторических процессов |
Затрудняется в понимании понятий «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден»
|
Допускает ошибки при объяснении понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден» в контексте
исторических процессов |
Объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм», «лютеранство»,
|
41
|
Подраздел |
Насколько оригинальной была теория Коперника |
|
Цель обучения |
6.2.4.1 Объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека 6.2.4.2 Определять значение научных открытий о строении вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук |
|
Критерий оценивания |
Обучающийся • Определяет роль знаний об окружающей среде в жизни человека • Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук |
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение |
|
Время выполнения |
20 минут |
1.Напишите причины, для чего нужно было человеку знать устройство Вселенной.
![]()
![]()
![]()
![]()
1
2 3 4 5
6
2.Заполните таблицу.
|
Новые знания о человеке |
Новое о возможностиях человеческого разума |
Новые знания о законах природы |
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
|
3. Напишите историческое эссе на тему «Повлияло ли учение Николая Коперника на последующее развитие науки и техники?», используя структуру ПОПС-формулы ü 1 предложение (позиция) я считаю….
ü 2 предложение (обоснование) Потому что….
ü 3-4 предложения (приводит примеры) Я могу привести примеры…… ü 5 предложение (вывод) Таким образом….
![]()
![]()
![]()
![]()

43
|
Критерий оценивания |
|
Уровень учебных достижений |
|
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Определяет роль знаний об окружающей среде в жизни человека |
Затрудняется в определении роли знаний об окружающей среде в жизни человека
|
Допускает ошибки в определении роли знаний об окружающей среде в жизни человека
|
Определяет роль знаний об окружающей среде в жизни человека
|
|
Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук |
Затрудняется в установлении связи научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук
|
Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук, допуская 2-3 ошибки
|
Выполняет задание на установление связи научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук
|
44
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Сдано в набор 29.07.2017. Подписано в печать 31.07.2017. Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая. Усл. печ. л.5,04. Тираж 19 экз. Заказ № 1574 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» 010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а. e-mail: info@cpm.kz
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.