Состав и взаимосвязь помещений магазина. Устройство торгового зала

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002100.docx

Состав и взаимосвязь помещений магазина.

Устройство торгового зала

 

Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

1) торговые;

2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

3) подсобные;

4) административно-бытовые;

5) технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся:

·   торговые залы магазинов;

·   отдел заказов;

·   зал кафетерия;

·   помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).

Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со строительными нормами и правилами в зависимости от величины магазина (торговой площади) и его специализации (типа).

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине.

В эту группу входят следующие помещения:

·   разгрузочные;

·   приемочные;

·   кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);

·   для подготовки товаров к продаже;

·   кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;

·   вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:

·   помещения для хранения контейнеров обменного фонда
и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;

·   помещения для приема стеклянной тары от населения;

·   моечные;

·    камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов;

·   мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;

·   рекламно-декорационные мастерские;

·   экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

·   помещения аппарата управления;

·   комната персонала;

·   предприятия питания для персонала (столовая, буфет);

·   помещения для приема пищи;

·   главная касса;

·   гардеробные;

·   душевые и др.

Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:

·   машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;

·   вентиляционные камеры;

·   электрощитовую;

·   котельную;

·   тепловой узел;

·   камеру кондиционирования воздуха;

·   радиоузел;

·   телефонные коммутаторы и др.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.

Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Таким образом, при планировке помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

·   разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

·   помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

·   помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

·   помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

·   служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;

·   взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

·   помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).