"Состав слова. Как растут слова?"

  • docx
  • 18.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала речевая карта шк.docx

РЕЧЕВАЯ КАРТА учащегося _________ класса

1.      Фамилия, имя _____________________________________________

2.      Дата рождения ___________________

Школа ________________________

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Общее звучание речи

□       выразительность (невыразительная, маловыразительная) _______________________________________________________________

□       голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком)_____________________________________________________

□       дыхание (верхнегрудное,  диафрагмальное)________________________

□       темп, ритм (замедленный, быстрый) _____________________________

□       дикция (четкая, смазанная)______________________________________

Серия 1. Обследование звукопроизношения

(А)

с

з

ц

ш

ж

ч

щ

р

л

г

к

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Другие особенности звукопроизношения

_______________________________________________________________

 

Серия 2. Обследование фонематического слуха

1. Исследование возможности воспроизведения слогов.


          са-ша-са _________________

         за-за-жа-за _______________

ца-са-са  _________________

ча-ча-ща-ча _____________

ба-па-па _________________         

ка-га-га-ка ________________

тя-ча-тя __________________         па-пя-па-пя _______________

ра-ла-ра __________________        ря-ля-ря-ря _____________


 

2. Исследование возможности воспроизведения слов.

□       бочка- почка __________________________________________________

□       том –дом-ком _______________________________________________

□       день- тень ____________________________________________________

□       кот-год - ход ________________________________________________

□       мишка-миска_______________________________________________

3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.

□Мама расчесывает волосы перед зеркалом.

_________________________________________________________

□Регулировщик регулирует движение.

_______________________________________________________

□Водопроводчик чинит водопровод.

_____________________________________________________

□Чистильщик чистит обувь.

_____________________________________________________

        

4. Исследование фонематических представлений.

Подбор слов на заданный звук: [а], [о], [у], [к], [с].

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Исследование возможности фонематического анализа.

□       мак _________________                  □       кит ____________________

□       утка _________________                □       кошка _________________

□       капуста ______________

 

 

Серия 3. Слоговая структура

1.Исследование возможности воспроизведения слов.

□строительство________________________________________________

□серпантин___________________________________________________

часовщик________________________________________________

□ репетиция_______________________________________________

□ сквозняк________________________________________________

□ дерево__________________________________________________

□ аквариум________________________________________________

□милиционер______________________________________________

□мотоциклист_________________________________________________

□скатерть_____________________________________________________

2. Исследование возможности воспроизведения предложений.

□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь.

_________________________________________________________     

□ Ежик спит под ворохом листвы.

_____________________________________________________________

□ В аквариуме плавают рыбки.

_____________________________________________________________

□ Мальчик поставил велосипед под деревом.

_____________________________________________________________

4. Исследование навыка слогового анализа.

4.1. Деление слов на слоги:

□кит_________________________________________________________

□вишня______________________________________________________

□виноград____________________________________________________

□смородина___________________________________________________

4.2. Придумывание слов:

□из1-го слога__________________________________________________

□из2-хслогов__________________________________________________

□из3-хслогов__________________________________________________

 

 

Серия 4. Исследование состояния словаря

1. Исследование состояния номинативного словаря.

А. Предмет и его части:

□чайник______________________________________________________

□кукла_______________________________________________________

□машина_____________________________________________________

□стул________________________________________________________

□сапог_______________________________________________________

Б. Объяснение лексического значения слов:

□огород______________________________________________________

□подоконник__________________________________________________

□клумба______________________________________________________

□поезд_______________________________________________________

В. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом:

□яблоко,груша,банан, слива _____________________________________

□олень,волк,барсук, медведь ____________________________________

□береза,дуб,осина,ель __________________________________________

□ручка,ластик,тетрадь, книга ____________________________________

 

Назвать предметы, относящиеся к

□мебели______________________________________________________

□инструментам________________________________________________

□насекомым__________________________________________________

□обуви ___________________________________________________

□грибам______________________________________________________

Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам[1].

□увлекательное________________________________________________

□хорошее_____________________________________________________

□морозный___________________________________________________

□звонкая_____________________________________________________

□холодное____________________________________________________

2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).

Кто как голос подает?

□ собака __________________                

□утка_____________________

□ петух ___________________                

□гусь _____________________

□ лошадь _________________                           □ворона___________________

□ кошка __________________                           □жук______________________

Кто как передвигается?

□ собака _________________        

□лошадь________________

□ ворона _________________

□человек________________

□ червяк _________________                  

□бабочка_______________

□ рыба _________________                     

□черепаха_______________

3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам — по 5-6 слов).

□осень(какая?)________________________________________________

□друзья(какие?) _______________________________________________

□вечер(какой?)________________________________________________

□ведро(какое?)________________________________________________

 

4. Исследование антонимов.

□ расстегивать, входить, наливать __________________________________

□ темно, далеко, быстро __________________________________________

5. Исследование синонимов.

□ летчик ____________________    □ шофер ________________________

□ врач ______________________    □ печальный _____________________

 

 

 

Серия 5. Исследование грамматического строя речи

1. Исследование навыков словообразования.

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:

□ книга __________________         □воробей_______________________

□ стул ___________________         □ковер_________________________

□ ведро __________________         □хлеб__________________________

□ гриб ___________________         □цветок________________________

□ белка __________________         □гнездо______________________

Б. Образование названий детенышей:

□ у лисы _________________         □ укозы_____________________

□ у утки _________________          □ усобаки_____________________

□ у свиньи _______________

В. Образование глаголов префиксальным способом:

лить_________________________________________________________

шел__________________________________________________________

Г. Образование относительных прилагательных:

□стол из дерева____________________________________________

□тетрадь из  бумаги ________________________________________

□сумка из кожи____________________________________________

□кукла из резины _____________________________________________

□шуба из меха_____________________________________________

 □сок из моркови____________________________________________

Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?

голова чья?):

□у лисы_______________________________________________

□у лошади_____________________________________________

□у медведя____________________________________________

□у льва_______________________________________________

□у овцы______________________________________________

□у тигра_____________________________________________

2. Исследование навыков словоизменения.

А. Образование существительных множественного числа:

□ ухо ____________________

□ стул ___________________

□ведро___________________

□ книга __________________

 

Б. Предложно-падежные формы:

В

Куда идут девочки? Где лежит лекарство?

 

Из

Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?

 

На

Где висит пальто? Где стоит торт?

 

С

Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?

 

За

Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?

 

Из-за

Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?

 

Под

Где сидит ежик? Где находится крючок?

 

Из-под

Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок?

 

Над

Где летает змей? Где сияет радуга?

 

Слева, рядом

Где находится волк? Где сидит заяц?

 

 

В. Падежные конструкции:

Вин. пад.

Кого ты видел в зоопарке?

 

Род. пад.

Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

 

Дат. пад.

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

 

Твор. пад.

Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?

 

Пред. пад.

На чем катаются дети?

 

 

Г. Согласование прилагательных с существительными[2].

Прочитай словосочетания, допиши слова:

□портрет краси...______________________________________

□стаканчик бумаж...____________________________________

□улыбка приветли...__________________________________

          □дни тепл..._______________________________________

□окно гряз...__________________________________________

 

Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:

Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся, 5 гусей.

□дом_________________________________________________________

□окно________________________________________________________

□ведро_______________________________________________________

□дерево______________________________________________________

□кукла_______________________________________________________

 

 

Серия 6. Обследование связной речи

1. Пересказ прослушанного рассказа.

ГОРОШИНЫ

по И.Н. Садовниковой

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Обследование письма

А. Дисграфические ошибки

 

Оптические

Акустические

Ошибки на почве нарушения языкового анализа

и синтеза

Аграмма-тические

Списывание (начало года)

 

 

 

 

Диктант (начало года)

 

 

 

 

Изложение (начало года)

 

 

 

 

Списывание (конец года)

 

 

 

 

Диктант (конец года)

 

 

 

 

Изложение (конец года)

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б. Орфографические ошибки

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Обследование навыков чтения

А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Приложение 1 к речевой карте

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса

__________________________________________________________________

1.      Подбери однокоренные слова.

□ стол_________________________________________________________

□сноп_________________________________________________________

□ гриб _________________________________________________________

□ лист _________________________________________________________

□ лес __________________________________________________________

□ винт _________________________________________________________

2.      Подбери слова-антонимы.

□ Большой _____________________________________________________

□ Старый_______________________________________________________

□ Низкий _______________________________________________________

□ Сесть ________________________________________________________

□ Широкий _____________________________________________________

□ Говорить _____________________________________________________

□ Смелый ______________________________________________________

□ Ссориться ____________________________________________________

□ Здоровый ____________________________________________________

□ Далеко _______________________________________________________

□ Сильный _____________________________________________________

□ Быстро _______________________________________________________

3.      Запиши предложения, раскрывая скобки.

□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток._____________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. __________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4.      Заполни таблицу.

Именительный падеж, единственное число

Именительный падеж, множественное число

Родительный падеж, единственное число

Родительный падеж, множественное число

мост

мосты

моста

мостов

ухо

 

 

 

утенок

 

 

 

стул

 

 

 

ведро

 

 

 

книга

 

 

 

палец

 

 

 

дерево

 

 

 

пень

 

 

 

стена

 

 

 

 

5.      Вставь нужные предлоги и приставки.

□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.

□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам  и оврагам.

6.      Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже

вариантов:

□ интересная ___________________________________________________

□ полосатая ____________________________________________________

□ увлекательное _________________________________________________

морозный ____________________________________________________

□ вкусный ______________________________________________________

□ высокий ______________________________________________________

холодное _____________________________________________________

□ хорошее ______________________________________________________

□ звонкая ______________________________________________________

Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.

7.      Подбери слова-признаки к словам-предметам.

□ осень (какая?) _________________________________________________

□ день (какой?) _________________________________________________

□ солнце (какое?) ________________________________________________

□ друзья (какие?) ________________________________________________

 

8.      Допиши окончания.

         Льнян___ полотенце                                 Тепл___ дни

         Красив___ портрет                                   Осенн___ погода

         Син___ тетрадь                                         Последн___ страница

         Бумажн___ стаканчик                              Грязн___ окно

         Приветлив___ улыбка                              Морозн___ день

 

9. Дать определение.

Существительное – это _____________________________________

 

 

 

Прилагательное – это________________________________________

 

 

 

Глагол – это__________________________________________________

 

 

 

 

10. Разделить слова на слоги, расставить ударение:

Кошка , якорь, коробка, кость, конфета, корова, шоколад, большой

старый, низкий ,сесть, широкий ,говорить, смелый, ссориться, здоровый

далеко, сильный, быстро.

 

11. Придумать слова на звуки [Ж,А,К,Ю,С,И,Р,В]


 

Скачано с www.znanio.ru



 

 

Посмотрите также