План-конспект урока русского языка в классе 3.1
УМК «Перспектива»
Учитель: Косицына М.В.
Дата проведения: 25.11.2020г.
Тема: Состав слова. Приставка.
Целевые установки:
Предметные
- формировать представления детей о приставках, как значимой части слова,
- учить конструировать слова из данных морфем.
Метапредметные
- развивать речь при устном составлении текстов.
Личностные
- понимать значимость умения вести диалог в различных жизненных ситуациях,
- понимать необходимость постепенного усвоения знаний,
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками.
Регулятивные
- учиться использовать установленные правила при разборе слов,
- уметь делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным.
Познавательные
- перерабатывать полученную информацию о приставке как значимой части слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова,
- развивать память, мышление, речь.
Коммуникативные
- воспитывать положительную мотивацию к русскому языку, чувство дружбы и взаимопомощи.
-умение работать в парах, группах.
Методические приемы:
- рассказ учителя
-проблемные вопросы
-работа над новыми понятиями
-творческие задания
-практические упражнения
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы.
Ход урока
1.Организационный момент
- Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады.
(Откройте тетради, запишите число, классная работа)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
(А.С. Пушкин)
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?
Вам предстоит сделать несколько открытий.
- Какие слова из этого четверостишия вам непонятны?
Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта.
Парадокс – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.
Просвещение – распространение знаний, образование.
2.Минутка чистописания
-Спишите образцы букв
(ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ НА УРОКЕ)
3.Актуализация опорных знаний. «Мозговой штурм»
-Без чего не может существовать слово? (без корня)
-Что такое корень? (общая часть родственных слов)
-Как найти в слове корень? (подобрать родственные слова)
-Часть слова без окончания – это… (основа слова)
(ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ)
Нарисовать «дерево» с корнем:
1 ряд ГРИБ
2 ряд СНЕГ
3 ряд ХОЛОД
4.Работа над новым материалом
-Прочитайте слова на карточках и скажите, какое из них лишнее? Почему?
корень |
окончание |
глагол |
приставка |
суффикс |
(глагол - часть речи, а не часть слова)
-К какому разделу относятся остальные слова? («Состав слова»)
-Посмотрите на дорожку в минутке чистописания. Что за части слова мы записали? (приставки)
- С какой частью слова нам предстоит познакомиться на уроке?
Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?) - Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове, значение)
-Что мы уже знаем о приставке? (часть слова, стоит перед корнем и обозначается значком)
-Послушаем сообщение от профессора Самоварова (включаю диск - №4)
-О чем еще сообщил нам Иван Иванович, что мы узнали нового о приставке из его сообщения? (приставка служит для образования новых слов)
-Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (суффикс)
5. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.
- Понаблюдаем, как приставки образуют новые слова
( к доске выходят два ученика)
-один берет ножницы и лист бумаги и выполняет действия, другой их записывает на доске, остальные работают в тетрадях.
Срезать угол
Вырезать треугольник
Надрезать лист
Разрезать лист
- Какие слова записали? (родственные)
-Выделите корень.
-Чем отличаются слова друг от друга? (написанием приставки)
-Где стоит приставка? Выделите приставку.
-Для чего нужны приставки? (для образования новых слов)
(ученик получает отметку)
6. Работа по учебнику.
С.104 упр.175 устно
-Прочитайте стихотворение.
-Назовите слова с одинаковыми приставками. Какой общий оттенок значения придает словам приставка при-? (приближение, присоединение)
-Придумайте свои примеры слов с приставкой при- (пришить, прибить, приехать, прискакать, )
-Какой вывод можно сделать? (Каждая приставка имеет оттенок значения и придает это значение словам)
(ученик получает отметку)
7. Физкультминутка
С при- приставкою присесть,
С под- приставкою подняться,
С под- подпрыгнуть, подмигнуть,
С по- приставкой посмеяться.
С вы- вытягиваем руки,
С о- опустим их опять.
Вот и все - настало время
С за- зарядку завершать.
8. Закрепление изученного материала.
А) Как называются слова противоположные по смыслу– антонимы.
- Скажу я слово высоко, а ты ответишь - …(низко)
- Скажу я слово далеко, а ты ответишь - … (близко)
Пришёл - … (ушёл), закрыть - …(открыть), выбежал -…(забежал).
- Назовите приставки.
Б) С.104упр. 174 разбор последнего предложения , графическая схема
Канарейка вылетела из клетки, перелетела комнату и улетела.
Резерв :
С чем мы можем спутать приставку на письме?
Послушаем сообщение от профессора Самоварова (включаю диск - №4)
Хлопните всего разок
Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали –
Хором все её назвали.
Поехали, выписать, у реки, победить, заморозки, приезд, до школы, нагрузка, под окном, расцвёл, сбросить, прибить, просмотреть, переход, с горы, безоблачный, на санках.
9. Первичный контроль. Тест.
- Выполните тест, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга и оцените по «ключу».
1. Главная часть слова
а) корень
б) окончание
в) приставка
2. Часть основы, которая стоит перед корнем.
а) окончание
б) суффикс
в) приставка
3. Найди однокоренное слово к слову море.
а) заморозок
б) мороженое
в) приморье
4. Каким знаком выделяют приставку.
а)
б)
в)
Проверка:
1.- а 2.- в
3.- в 4.- б
10. Рефлексия
-С какой частью слова познакомились на уроке?
-Что такое приставка? Для чего она нужна?
- Как вы думаете, все ли мы узнали об этой части слова?
- Какую задачу поставим перед собой?
11. Д.з.
П.т с.88 упр. 146 (в рабочую тетрадь)
В ваших глазах я разглядела огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.