«СОСТАВ ДЕЙСТВИЙ В ПОЕДИНКАХ НА ШПАГАХ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ 17-19 ЛЕТ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_________________________________________________ 3 стр.
ГЛАВА I. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ
СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ___________________ 5 стр.
1.1. Проблемы совершенствования технико-тактической
подготовки в фехтовании на шпагах___________________ 5 стр.
Двигательная подготовленность и технико-тактическое
оснащение фехтовальщиков__________________________
1.2. Критерии технико-тактического мастерства в теории_____ 10 стр.
1.3. и методике фехтования_______________________________ 17 стр.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследований____________________ 20 стр.
2.2. Методы исследований__________________________________ 21 стр.
2.2.1. Теоретический анализ_________________________________21 стр.
2.2. 2. Видеозапись поединков и анализ их содержания,
педагогические наблюдения___________________________________ 21 стр.
2.2.3. Методы математической статистики ____________________23 стр.
2.3. Организация исследований______________________________ _23 стр.
ГЛАВА Ш. ПОКАЗАТЕЛИ ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ В
ПОЕДИНКАХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ШПАГАХ НА
ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ____________________________________ 24стр.
ВЫВОДЫ___________________________________________________ 37 стр.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ___________________________ 38 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________ 41 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Фехтование как спорт высших достижений характеризуются значительными объемами и интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок, разнообразием компонентов спортивной подготовленности, превращающих его в сложную, многофакторную систему.
Высокий уровень спортивной подготовленности российских и зарубежных фехтовальщиков свидетельствует о том, что методики тренировки спортсменов на различных видах оружия совершенствуются на основе накопления знаний по планированию, построению тренировки и организации учебного процесса, анализу соревновательной деятельности. Имеет место неуклонный рост объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. Альтернативой этому может стать оптимизация подготовки фехтовальщиков, основанная на изучении их индивидуальных склонностей к средствам ведения поединков и психофизических особенностей на возрастном этапе спортивного совершенствования. В связи с этим важную роль приобретает обоснование закономерностей применение различных боевых действий и их результативности у фехтовальщиков на шпагах 17-19 лет. Сильнейшие юниоры в данном возрасте могут входить в состав национальной команды. Поэтому уровень их технико-тактической оснащенности должен совершенствоваться с учетом научного анализа соревновательной деятельности.
Новизна проведенных исследований выражена в показателях соревновательной деятельности фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования. Получены новые показатели, отражающие особенности применения средств единоборства у фехтовальщиков на шпагах 17-19 лет.
Практическая значимость полученных результатов исследования выражена в методических рекомендациях для специалистов и тренеров, направленных на совершенствование методики технико-тактической подготовки фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования.
Предметом исследования является процесс технико-тактического оснащения фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования.
Объект исследования – соревновательная деятельность (состав двигательных операций во время ведения поединков) фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования.
ГЛАВА 1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. 1. Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в фехтовании на шпагах
Фехтование на шпагах, как и большинство других Олимпийских видов спорта, находится в стадии интенсивного развития. С точки зрения количества участников соревнований – это самый представительный вид фехтования. С каждым годом увеличивается число стран и спортсменов – участников Чемпионатов мира и крупнейших международных турниров. Растёт число претендентов на призовые места в личном и командном зачёте. Расширение и обострение конкуренции на международной спортивной арене и, следовательно, усложнение условий деятельности спортсменов в процессе подготовки и участия в соревнованиях – основная тенденция, которая в одинаковой мере характеризует развитие всех видов фехтования.
В отличие от правил фехтования на рапирах и саблях в боях на шпагах нет ограничения поражаемой поверхности, отсутствует и такое понятие как право атаки и право ответа. Аппарат фиксирует укол спортсмена, опередившего своего соперника, на 1/24 секунды, учитываются в судействе и обоюдные уколы (23,45,47). Свобода в выборе сектора поражения и момента нанесения укола с учётом опережения должна была породить своеобразную методику подготовки шпажистов, отличную от других видов фехтования.
Однако, несмотря на все эти преимущества – до второй половины 20 века фехтование на шпагах не стояло в одном ряду по популярности с фехтованием на других видах оружия. Например, рапира, появившаяся, как вспомогательное оружие для облегчения процесса обучения фехтованию на шпагах - на долгие годы стала основной в фехтовальном спорте. Даже в методической литературе до некоторого времени в основном разрабатывалась техника и тактика фехтования на рапирах и саблях (12,15).
В России спортивное фехтование начало развиваться лишь с конца 19-го столетия. В дореволюционной России основным методом являлось индивидуальное обучение, формой которого был индивидуальный урок. А вспомогательными формами были упражнения с мишенью, «контры», как разновидность парных упражнений вольные бои (9, 11, 28, 34). В занятиях большей частью применялись статические упражнения с ограниченными возможностями для развития личной инициативы и активности. Огромное значение придавалось технике фехтования (7,10, 11, 29, 34,).
До 1936 года бои на шпагах проводились на один укол, а до 1952 - на три. Высокая цена укола, влияющая на результат боя, определяла и манеру ведения поединка. Это в большей мере были позиционные схватки с попытками поразить вооружённую руку.
В фехтование на шпагах шли рослые и не отличавшиеся быстротой рапиристы и саблисты. В то время все спортсмены начинали обучение на рапире или сабле, а шпагой занимались те, кто не сумел закрепиться в лидерах или менее одарённые спортсмены. Практически каждый фехтовальщик на шпагах периодически выступал в рапирных первенствах, для того чтобы не утратить навыки техники фехтования на рапирах (1, 6, 10, 24, 65). Предварительная подготовка на рапире как обязательный этап обучения шпажиста предусматривалась программой 1960 г. для ДЮСШ и являлось руководящим документом вплоть до 1968 года.
Надо сказать, что уже в середине века на помощь судьям шпажных турниров пришёл электрофиксатор уколов. Благодаря этому привлекательность фехтования на шпагах и самое главное – объективность судейства значительно изменились к лучшему. Суть фехтования на шпагах состояла в единоборстве оружием с учётом возможности опережения независимо от эффективности или сложности предварительных действий. Но в довоенные годы судейство с использованием аппаратуры применялось лишь на крупных турнирах, а, следовательно, не влияло непосредственно на процессы обучения и тренировки.
Так, в феврале 1948 г. в газете «Советский спорт» была опубликована статья В.А. Аркадьева «Советская школа фехтования», где и были выработаны принципы отечественной школы фехтования:
1. атакующий стиль ведения боёв в противовес статической школе «классиков»;
2. атлетизм современного фехтования, основанного на единстве общей физической подготовки и специализации в одном виде оружия;
3. рациональная техника, созданная на основе научных данных;
4. групповой метод обучения и тренировки, позволяющий развивать фехтование как массовый вид спорта;
5. тактико-психологическая направленность поединка в противовес зарубежным направлениям, отдававшим приоритет технической сложности приёмов.
Вместе с тем из-за отсутствия конкретных методических рекомендаций большинство тренеров действовали по-старинке – синхронное выполнение по команде, формально-гимнастические действия оружием при обучении и в бою и т.д. Тактику ведения поединков относили к психологической сфере фехтовальщика и не считали её предметом для освоения.
В конце 60-х годов в ФРГ была предпринята первая попытка прогнозирования спортивных результатов, были вычислены тотальные размеры тела ведущих шпажистов и определены данные, присущие этим спортсменам в 12-13 летнем возрасте. Так появились критерии отбора. Но было ошибкой полностью игнорировать физиологические, психофизиологические функции, уровень двигательных качеств.
В конце 70-х была предпринята аналогичная попытка у нас в стране. Но из-за того, что были взяты данные ведущих фехтовальщиков, для спортивного отбора было трудно определить, где здесь роль задатков, а где – следствие многолетней специализированной деятельности (24, 25, 42, 52).
В те годы многие авторы обратились к проблеме дозирования и регулирования физических и психических нагрузок в тренировке фехтовальщиков (12, 35). В этой связи было детально изучено содержание такова метода подготовки как индивидуальный урок. В нём решали комплексные задачи специальной подготовки фехтовальщиков. Важным средством обеспечения высокого уровня работоспособности фехтовальщика в индивидуальном уроке являлась также разработка оптимальных режимов чередования нагрузок с паузами отдыха (1, 7, 18).
В 80-е годы в работе со шпажистами многие тренеры включали передвижения только в разминку и ради разминки, мало работали спортсмены и над качеством укола.
Существенными предпосылками успешности соревновательной деятельности в фехтовании на шпагах является повышение требований к уровню развития двигательных, психомоторных и личностных качеств (38, 40, 41), а высокая техническая подготовленность, адекватность и быстрота принятия решений, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям и предельным нагрузкам является по существу составляющими спортивного мастерства фехтовальщика (44,). Вся система совершенствования техники и тактики, развития физических и психических качеств, формирование свойств личности спортсмена, это, прежде всего, система подготовки к соревнованиям (36,).
Современный уровень достижений в спорте требует системного подхода в управлении подготовкой. Главным в управлении, по мнению Н.Г.Озолина, является разработка и выполнение индивидуальной программы тренировки на фоне её постоянного сбалансирования с состоянием и возможностями спортсмена, так как оснащение фехтовальщика средствами единоборства наиболее целесообразно на основе учёта склонностей к проявлениям определённых двигательных и психических качеств, особенностей телосложения.
Сопоставление комплекса критериев, определяющих уровень подготовленности фехтовальщиков и иерархию между ними, позволяет констатировать приоритет техники и тактики при выборе средств тренировки.
Выбор последовательности освоения разновидностей действий по возрастным этапам тренировки основывается, прежде всего, на учёте сложности их двигательного компонента.
Например, на этапе углублённой тренировки среди двигательных качеств, непосредственно влияющих на успешность соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на шпагах, наиболее важными являются скоростно-силовые возможности спортсмена (23, 44).
Ростовые данные фехтовальщика оказывают влияние на выбор стиля борьбы. Также необходима чёткая детализация влияния сенсомоторных качеств на состав и структуру соревновательной деятельности в зависимости от возраста и уровня мастерства спортсмена. Так в возрасте 14-16 лет, применение контратаки связано не только с выбором момента для её выполнения и не строится по схеме простой двигательной реакции, а сопряжено с умением предугадать начало нападения, его глубину и направление (6, 17). Контратаки являются обязательными для применения в системе обороны в фехтовании на шпагах и саблях и осваиваются практически параллельно с изучением защит и ответов и т.д.
Весьма значима оценка влияния индивидуально-типологических особенностей личности на успешность соревновательной деятельности и выбор применяемых действий. Например, результативность атак у флегматичных спортсменов может быть низкой, либо высокой, а излишне возбудимые фехтовальщики отличаются средней результативностью этого важного средства единоборства. Наряду с этим эмоциональная зрелость – имеет крайне важное значение в пубертатный период. Неуравновешенность, раздражаемость трудностями оказывает значительное влияние на состав операций соревновательной деятельности юных фехтовальщиков (5, 17). Из-за большого взаимовлияния и взаимопроникновения этих факторов практически крайне сложно выявить воздействие какого-либо из них в чистом виде, независимо от других (17).
1.2. Двигательная подготовленность и технико-тактическое оснащение фехтовальщиков.
Фехтование – это сложно–координационный вид спортивного единоборства, где огромную роль играют мастерство владения оружием и тактика ведения боя, психо-эмоциональное состояние спортсмена и т. д. Вместе с тем продолжительность и напряженность отдельных боев и турниров в целом, когда необходимо сохранение быстроты и точности движений на протяжении всего поединка и соревнований в целом, предъявляют высокие требования и к физическим данным спортсмена, развитию высокой специальной выносливости. Несоответствие требованиям подготовленности снижает вероятность успешного выступления спортсменов (7, 8, 29).
Наряду со специальной выносливостью фехтовальщику необходимы такие качества как быстрота, ловкость, гибкость, сила отдельных групп мышц: разгибатели бедра и голени обеих ног; мышцы, отводящие и приводящие бедро впереди стоящей ноги; разгибатели плеча и сгибатели предплечья вооруженной руки (10, 27). Регулярное исследование физического развития юных спортсменов оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, в том числе на этапе углублённой тренировки и прогнозирования роста спортивных результатов.
Как считают специалисты уровень специализированности двигательных качеств проявляется: длиной выполнения атак; сохранением типовых амплитуд движений оружием при неожиданных переменах направления; оптимальным напряжением мышц; быстротой стартовых усилий. Специализация физической подготовки юных фехтовальщиц должна проводиться с использованием упражнений, имеющих возможно большее сходство с двигательной структурой основных движений боевых действий, включать в активную работу преимущественно те группы мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении передвижений, приёмов нападения и маневрирования, управления оружием в ситуациях переключения. При этом упражнения должны выполняться преимущественно в тех скоростных режимах и ритмах, которые характерны для фехтовальных действий (31, 33) Немаловажно также учитывать сенситивность развития двигательных качеств в работе с юными спортсменами на возрастных этапах подготовки.
В настоящее время практически все ведущие спортсмены выполняют очень высокие объёмы тренировочной работы. Однако это далеко не всегда приводит к улучшению спортивных результатов и стабильному выступлению в соревнованиях. Одной из причин подобной ситуации является высокая степень приспособления к факторам педагогического воздействия, реализованным на предшествующих этапах. Чтобы этого избежать тренер должен уметь контролировать текущий ход спортивной тренировки, учитывать её качество и количество, анализировать эффективность усилий спортсменов. Он должен ускорять или замедлять ход тренировки и в случае необходимости менять её направленность, осуществлять целесообразный пересмотр форм и методов работы. Необходимо также стимулировать самовоспитание юных спортсменов на всех этапах тренировки (50).
В системе подготовки юных фехтовальщиков планируемый результат в первую очередь обеспечивается рациональными объёмами упражнений для освоения техники и тактики, систематичностью занятий в условиях постепенного повышения специализированной нагрузки в целях совершенствования основных сторон подготовленности спортсмена.
На этапе углублённой тренировки объёмы общей физической подготовки уменьшаются, а объёмы специальной физической подготовки увеличиваются. Общеизвестно, что объёмы общефизической подготовки обратно пропорциональны росту спортивной квалификации. Это положение, показано в работах В.П.Филина и подтверждено исследованиями В.М.Лабскира (24). Наиболее гармонично должно сочетаться использование всего многообразия средств, развивающих двигательные качества. Но не следует забывать, что, например, в возрасте 10-13 лет дети обладают хорошей подвижностью суставов, их мышцы – эластичны и это благоприятно для развития таких качеств как быстрота, гибкость. А в подготовке фехтовальщиц 14-16 лет следует шире использовать упражнения скоростно-силовой направленности.
Отличительной особенностью физической подготовки на данном этапе является –специализация двигательных качеств за счёт значительно возрастающих объёмов упражнений, составленных из приёмов фехтования, повышение её уровня в большей мере за счёт показателей быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости и выносливости (17, 39).
Как считает Д.А. Тышлер, при подборе средств физической подготовки спортсменов необходимо учитывать следующие основные особенности фехтования:
1. комплексное проявление физических и волевых качеств в спортивном поединке при взаимосвязи с противником в постоянно изменяющихся ситуациях боя;
2. ациклический характер двигательных действий, непрерывную смену интенсивности нервно – мышечных усилий, требующих максимальной быстроты, скоростной выносливости, выдержки;
3. «взрывную» силу максимально быстрых двигательных действий при контрастных переходах от статики к динамике действий с намеренным нарушением их темпа, ритма и скорости. В бою постоянно возникают ситуации с околопредельными напряжениями, успешность действий в которых непосредственно определяет победу или поражение в поединке;
4. богатую тактику обманывания противника быстрыми и точными движениями оружия, что обусловлено персональным характером действий спортсмена, его соревновательным опытом и индивидуальными склонностями ведения поединка;
5. повышенную требовательность к остроте зрительного, слухового, двигательного и вестибулярного анализатора;
6. регламентированное правилами время боя и количество уколов для победы (28).
Так, в отборочном туре бой ведётся, пока один из участников не нанесёт 5 уколов или не истекут 4 минуты (предупреждение о том, что осталась одна минута боя, не даётся). А в туре прямого выбывания бои проводятся на 15 уколов. Соперникам на проведение боя даётся три отрезка чистого времени равных 3 минутам и между ними по 1 минуте отдыха. Только в случае равенства числа уколов по окончании времени боя, участникам даётся дополнительная минута, в которой они фехтуют до решающего укола.
Среди наиболее важных проявлений физической подготовленности у фехтовальщика являются скорость одиночного движения, частота движений. Тренировать быстроту движений следует в основном с помощью специальных упражнений, предназначенных одновременно для совершенствования техники фехтования. Однако это не исключает важности применения разнообразных физических упражнений, включая эстафеты, подвижные и спортивные игры. Но наибольший эффект приносит дозированное выполнение упражнений, с максимальной быстротой до утомления.
Для совершенствования силы и повышения уровня скоростно-силовых качеств используются упражнения на преодоление собственного веса, сопротивления партнёра, с отягощением и др. Первоначально их следует делать медленно, затем – всё более быстро. Повышение общего уровня скоростно-силовых качеств осуществляется в основном выполнением прыжково-беговых упражнений. В возрасте 14-15 лет уровень проявления скоростных качеств у подростков достигает максимальных значений, так что этап углублённой тренировки является благоприятным для систематического использования упражнений на проявление динамической силы.
В ходе подготовки спортсменов усиливается также направленность на совершенствование функциональных возможностей занимающихся, их специальной выносливости. Недостаточный уровень выносливости ограничивает эффективность тренировочного процесса. Специальная выносливость фехтовальщика, и, прежде всего длительные проявления максимальной быстроты движений, совершенствуется в основном в упражнениях с оружием. Для повышения уровня скоростной выносливости рекомендуются в больших объёмах с высокой интенсивностью прочно усвоенные специализированные движения: в групповом уроке, в индивидуальном уроке, в боевой практике, включая контрольные соревнования и матчевые встречи. В тренировке также хорошо систематически использовать лыжные кроссы, плавание, игры в баскетбол и футбол.
Нужно отметить, что работоспособность не является определяющим качеством в фехтовании. Однако проведённые исследования показали (1, 37, 45, 52), что оценка работоспособности у фехтовальщиков с учётом специализации по виду оружия является составной частью в общей оценке функциональной подготовленности спортсмена. Так шестнадцатилетние высококвалифицированные спортсменки обладают физической работоспособностью и её энергообеспечением на уровне взрослых фехтовальщиц. Наиболее атлетически сложенные шпажисты обладают и наибольшей работоспособностью. Работоспособность рапиристов ниже, наименьшая – у саблистов. В целом работоспособность и её энергообеспечение у фехтовальщиков ниже, чем у представителей других видов единоборств (52).
В возрасте 15-16 лет весьма важным представляется совершенствование качества ловкости, так как скоростное применение многотемповых действий, тактические комбинации, лимитируются уровнем двигательной координации (1, 21). Для специализаций ловкости можно выполнять комбинации технических приёмов в индивидуальных уроках и упражнениях с партнёром, применять нестандартные исходные положения в тренировке на подсобных снарядах, ведение маневренных и скоротечных поединков. Кроме того установки на точность уколов, в том числе в ближнем бою, успешность действий во внезапно возникающих ситуациях во многом помогают формировать достижение определённого уровня ловкости.Для совершенствования подвижности мышечно-суставного аппарата успешно используют гимнастические упражнения, а также упражнения, имитирующие приёмы фехтования.
А управление оружием, тем более быстрое и точное, также зависит от баланса между напряжением одних и расслаблением других групп мышц. Овладев произвольным мышечным расслаблением, фехтовальщик освобождает мышцы плечевого пояса и шеи от чрезмерной напряжённости, препятствующей принятию правильной боевой стойки, выполнению приёмов нападения и маневрирования, а в дальнейшем – специализации быстроты и ловкости.
Так анализ корреляционных показателей двигательных качеств и результативности действий в поединках позволяет установить возрастную динамику развития их спортивного мастерства. Следует также отметить, что уровень физической подготовленности фехтовальщиков рапиристов в возрасте 15-16 лет оказывает влияние на общую результативность их боевой деятельности. А уже в 17-19 лет эта взаимосвязь значительно слабеет (10,).
Кривая взаимосвязей между двигательной координацией и результативностью защит с ответом у фехтовальщиков на шпагах характерна отсутствием достоверных данных на этапе углублённой тренировки, так как в основном в боевой деятельности они используют действия на опережение (контратаки).
В свою очередь обнаруживающиеся в боях тура прямого выбывания и финала технико-тактические недостатки являются сигналом к ударному совершенствованию выносливости (6, 13, 17, 33, 39).
Физическая подготовка на этапе углублённой тренировки помимо общих её задач направлена на сглаживание последствий пубертатных влияний на темпы и качество освоения типовых средств единоборства. При этом важно создать уровень функциональной тренированности, обеспечивающий надёжную переносимость нагрузок и быстрое восстановление.Спортивные игры, ходьба на лыжах, плавание становятся также средством восстановления фехтовальщиков после напряжённых и продолжительных тренировок и соревнований (33).
Выбор параметров для проведения комплексного контроля оптимизируется исходя из соображений максимального приближения к реальным условиям двигательной деятельности спортсмена и наиболее сильного влияния выбранной совокупности показателей на результат. Исходя из этого, необходимым и важным является исследование взаимосвязи спортивного результата с группой тестов, посредством которых можно с наибольшей долей правдоподобия описать те факты, которые прямо или косвенно оказывают влияние на изменение результативности спортивной деятельности (27, 29).
1.3. Критерии технико-тактического мастерства в теории и методике фехтования
Наиболее важной частью тренировки фехтовальщиков является совершенствование техники и тактики, в процессе которого одновременно осуществляется физическая и волевая подготовка (7, 40).
Известно, что техническое и тактическое совершенствование представляет собой единый процесс, осуществляемый тренировкой. Мастерство фехтовальщика определяется развитием у него специализированных умений, к которым относятся: пространственные - точность выполнения приемов, целесообразность, быстрота и своевременность применения действий, и их вариативность в соответствии с изменяющимися параметрами противоборства противников (6, 8). При постоянном дефиците времени на обдумывание дальнейших действий в фехтовальном поединке, выполнение приёмов доводится до автоматизма. В связи с этим совершенствование технико-тактического мастерства должно учитывать и психофизиологические особенности спортсмена.
Среди видов подготовки по их значимости специалисты выделяют тактическую подготовку (8,12). Наработка тактических умений и их грамотное использование по ситуации боя, главным образом зависит от степени внимания, самообладания и способности спортсмена разумно рисковать с учётом особенностей противника и соревновательной обстановки. А наиболее важными критериями технического мастерства фехтовальщика являются: стабильная точность и своевременность приёмов маневрирования и действий оружием в противовес сопернику.
Но даже в процессе одного годичного цикла тренировки, боевой арсенал юных фехтовальщиков постоянно терпит изменения и расширяется. Спортсмены знакомятся с новыми технико-тактическими элементами и комбинациями приёмов нападения и защиты. Так в каждом виде фехтования своя последовательность освоения боевых действий. Например, наряду с изучением защит и ответов в фехтовании на саблях и шпагах осваиваются контратаки.
Нотационные записи соревновательных поединков юношей, фехтовальщиков на шпагах на этапе углублённой тренировки (17) обращают внимание на тактические компоненты боевых действий. Критериями технико-тактического мастерства в боях на шпагах являются однотемповые действия, выполняемые уколом прямо, одним и двумя переводами внутрь и кнаружи. Большое колличество атак с действием на оружие выполняется с батманом внутрь и захватом в верхнее соединение (х = 4,38; х = 4,13). Распространены основные атаки (79,58%), а по результативности им не уступают атаки на подготовку (74,08%). Основная доля атак по направленности уколов в сектора поражаемой поверхности принадлежит уколам в туловище, кисть (х = 4,91; х = 4,50) и в стопу (х = 4,19).
Следующим крупным блоком боевых действий являются контратаки. Здесь наиболее эффективны уколы в туловище и в кисть (х = 4,71; х = 4,14). Контратаки со сближением и с отступлением сложновыполняемы, так как их результативность зависит от уровня мастерства спортсмена.
Для фехтования на шпагах необходимым умением служит навык выполнения ответов с оппозицией (х = 4,29), а также показателем квалификации спортсменов будет являться успешное применение ремизов (х = 4,62). Проведение контрзащит и контрответов для этого вида оружия нетипично, в то время как, например, в фехтовании на рапирах эти боевые действия являются важным проявлением мастерства.
В ряде способов передвижений и маневрирования в исследованиях Бакулина значимы выпады (х = 4,73), «стрела» (х = 4,89), шаг вперёд + выпад, скачок вперёд + выпад, шаг вперёд + стрела. Также фехтовальный поединок отличается не малым количеством ситуаций, где спортсмен бездействует (6,48%).
И другими специалистами при анализе боевых действий шпажистов в возрасте 13-16 лет установлено, что в их соревновательных поединках количество атак (42,73% и 41,42%) намного превосходит остальные виды боевых действий (56). Это связано с тем, что атакующий спортсмен в момент проведения своего действия наиболее готов к нему, нежели его обороняющийся соперник.
Интегрирующим показателем технико-тактического мастерства фехтовальщика является результативность его соревновательной деятельности (3, 39). Так наиболее результативными являются контрответы, контратаки, ответы, ремизы, в виду того, что эти действия чаще выполняются на ближней дистанции.
Что касается секторов поражаемой поверхности, то туловище – это наибольшая и малоподвижная часть тела, куда и стремятся с наименьшим риском нанести укол. А с целью разведки и вызова противника на себя колют в кисть, как в ближайшую точку поверхности тела бойца.
В настоящее время от фехтовальщика требуется отличная техника передвижения по боевой дорожке, точность и сиюминутная готовность к любым ситуациям в поединке. Выпад, «стрела», шаг + скачёк вперёд + выпад, шаг вперёд + «стрела» - это наиболее важные способы нападения и маневрирования.
Схема фехтовального поединка состоит из множества мельчайших деталей, но в рассмотренных исследованиях, прежде всего перечисленные выше соотношения приёмов и способов действий отражают мастерство фехтовальщиков на шпагах, в чём и сходятся мнения специалистов изучавших эти проблемы (17, 23, 48).
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследований
Целью работы является повышение эффективности технико-тактического оснащения квалифицированных фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования за счёт изучения объемов применения приемов передвижений, а также основных разновидностей действий наступления и обороны.
Рабочая гипотезасостоит в предположении о том, что знание объемов применения приемов нападения и маневрирования, а также вклада различных средств единоборства в общую результативность спортсмена во время соревнований создаст методические предпосылки для повышения эффективности процесса технико-тактического оснащения фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования.
Для проведения исследований были поставлены следующие задачи.
1. Определить примерный состав применяемых действий у фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования, для чего выявить:
- состав и объемы применения приемов нападения и маневрирования;
- объемы применения разновидностей атак и средств противодействия атакам;
- состав и объемы применения подготавливающих действий;
- объемы нападений в секторы поражаемой поверхности;
- показатели результативности действий в схватках в условиях приоритета одного из противников.
2. Сформулировать практические рекомендации, направленные на технико-тактическое оснащение фехтовальщиков на шпагах исследуемой возрастной категории.
2.2. Методы исследований.
Необходимость решения поставленных задач определила выбор методов исследования, для получения объективных данных о компонентах соревновательной деятельности и разработки методики оптимизации технико-тактическогооснащения фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования.
2.2.1. Теоретический анализ.
Данный метод позволил оценить состояние теоретической и экспериментальной разработанности проблемы исследования компонентов соревновательной деятельности и методик тренировки фехтовальщиков на шпагах на этапе спортивного совершенствования. Нами выделен материал, отражающий различные точки зрения авторов и специалистов фехтования, изучавших проблему повышения эффективности технико-тактической подготовки юных фехтовальщиков на различных видах оружия. При этом педагогические наблюдения при анализе материалов видеозаписи предусматривали получение информации об использовании средств единоборства юными фехтовальщицами на шпагах на этапе углубленной тренировки, в условиях ведения соревновательных поединков. Для повышения надежности и объективности данных, получаемых в ходе наблюдения, определена целевая установка на фиксацию действий. Использовалась разработанная ранее авторами В.С. Келлером и Д.А. Тышлером систематика технических приемов и классификация боевых действий и специализированных тактических умений. Они обозначались с помощью специально разработанного буквенного и цифрового шифра.
Кроме того, соревновательные поединки, фиксируемые видеокамерой, анализировались далее при помощи графической записи с целью регистрации приемов и боевых действий (15. 21, 23) при замедленном просмотре видеоряда. Использование функции замедленного просмотра на видеокамере позволило наиболее точно распознать нюансы выполняемых действий.
В ходе наших наблюдений просмотрено 675 поединков на 5 уколов.
В обзоре литературы диссертации выделены основные проблемы исследования и способы реализации, поставленных задач.
2.2.2. Видеозапись поединков и анализ их содержания, педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения предусматривали получение информации об использовании средств единоборства юными фехтовальщицами на рапирах в условиях ведения соревновательных поединков. Для повышения надежности и объективности данных, получаемых в ходе наблюдения, определена целевая установка на фиксацию действий обороны. Использовалась разработанная ранее авторами В.С. Келлером и Д.А. Тышлером систематика технических приемов и классификация боевых действий и специализированных тактических умений. Они обозначались с помощью специально разработанного буквенного и цифрового шифра.
Кроме того, соревновательные поединки записывались при помощи видеокамеры. А их графическая запись производилась посредством нотационной регистрации приемов и боевых действий (8,15,18,19,21,) при замедленном просмотре видеоряда. Использование функции замедленного просмотра на видеокамере позволило наиболее точно распознать нюансы выполняемых действий.
В ходе наблюдений просмотрено 675 поединков на 5 и 15 уколов.
2.2.3. Методы математической статистики.
Полученные в результате исследований экспериментальные данные подверглись математической обработке с помощью статистических методов, сущность которых изложена в специальных пособиях (6,28,29,33).
Для статистического анализа показателей были использованы следующие параметры:
§ Объемы и результативность применения действий, выраженные в процентах - (%)
§ Среднее арифметическое – Х
2.3. Организация исследований
Исследования соревновательной деятельности фехтовальщиков на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования проводились на крупных российских турнирах, в том числе на Первенстве мира среди юниоров в 2011 году. Затем осуществлялся анализ видео и графической записи соревновательных боев с последующим выделением в таблицы показателей применения разновидностей защит с ответом. Далее полученные результаты обсуждаются на страницах выпускной квалификационной работы
ГЛАВА Ш. ПОКАЗАТЕЛИ ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПОЕДИНКАХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ШПАГАХ НА ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Система профессиональной подготовки фехтовальщиков в нашей стране в ее начальной стадии предусматривает обучение подростков и юношей в детских спортивных школах. В данных спортивных учебных заведениях тренировочный процесс регламентирован программой, содержащей вполне определенные разделы, в которых перечислен состав действий, необходимый для освоения на каждом возрастном этапе. В этой связи важно иметь представление о том, в каком объеме данный состав действий используется юными спортсменами в поединках и насколько результативно [21,26,29,33].Получить подобные сведения нелегко, поскольку необходима большая выборка спортсменов однородной возрастной группы и значительное количество проанализированных поединков для выявления статистически достоверной картины применения действий [2,32].
При этом чрезвычайно важно отследить возрастную динамику использования средств единоборства на различных видах оружия, в частности:
- объемы и результативность атак простых, с финтами, с действием на оружие, комбинированных;
- объемы и результативность тактических разновидностей атак: основных, повторных, ответных, на подготовку;
- объемы защит прямых, круговых, полукруговых;
- объемы и результативность ответов прямо, переводом;
- объемы и результативность контратак;
- статистика нападений в секторы поражаемой поверхности;
- объемы и результативность действий с тактическими характеристиками;
- объемы подготавливающих действий;
- объемы применения разновидностей передвижений по полю боя;
- объемы и результативность применения преднамеренных и экспромтных действий;
- показатели технико-тактического брака при выполнении действий в поединках.
Перейдя к оценке состава действий в фехтовании на шпагах, следует вначале обратить внимание на тот факт, что в этом виде фехтования объемы применения атак, в отличие от единоборства на рапирах и саблях не дотягивают до 50 процентов и составляют на этапе спортивного совершенствования только 45 процентов (табл. 1). Факт сам по себе достаточно красноречивый, если иметь в виду тактическую «доминанту опережения», диктуемую правилами соревнований по фехтованию на шпагах. Отсюда и сокращение атак в поединках спортсменов, поскольку любое нападение может завершиться проигрышем схватки из-за встречного опережающего укола.
Табл. 1
Объемы применения главных средств единоборства в фехтовании на шпагах на возрастн0м этапе спортивного совершенствования (%, п = 570)
Главные разновидности средств единоборства |
17-19 лет |
Атаки |
45 |
Защиты с ответом |
15 |
Контратаки |
30 |
Контрзащиты с контрответом |
1 |
ремизы |
9 |
Примечание: здесь и в следующих таблицах дробные значения и запятые опущены
Таким образом, применение атак на шпагах требует от фехтовальщиков особой осмотрительности и осторожности, что естественно сказывается на частоте их использования. Да и результативность атак в фехтовании на шпагах уступает ответам и ремизам (табл.1). При этом самым действенным средством единоборства можно назвать ремизы, которые выполняются не слишком часто в силу известных закономерностей фехтовального единоборства. Их относительно высокая результативность, особенно на этапе углубленной тренировки скорее связана с еще несовершенной техникой ответных уколов, грешащих слабым соблюдением линии оппозиции при нападении во внутренний сектор.
Табл. 2
Результативность применения главных средств единоборства в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования (%, п=570)
Главные разновидности средств единоборства |
17-19 лет |
Атаки |
51 |
Защиты с ответом |
56 |
Контратаки |
53 |
Контрзащиты с контрответом |
29 |
ремизы |
60 |
Характерно, что юниоры отличаются более высокой результативностью ответов и, судя по цифрам табл. 2, реже пропускают ремизы. Скорее всего, потому, что лучше технически подготовлены.
Контрзащиты с контрответом с их очень низкой результативностью нет смысла анализировать в связи с объемами применения на уровне статистической погрешности.
Вклад контратак в общую результативность юных шпажистов находится на уровне 50 процентов, что нельзя назвать значимым при оценке применения средств единоборства.
Среди разновидностей атак, различающихся способом выполнения, значительными объемами применения выделяются простые атаки (табл. 3). Причем на этапе спортивного совершенствования данная разновидность нападений встречается несколько реже.
Обращает на себя внимание двойное увеличение объемов применение атак с действием на оружие у юниоров. Комбинированные атаки, как и следовало ожидать, почти не применяются ни юношами, ни юниорами, Данная разновидность нападений чаще всего отражает особенности технической оснащенности уже сложившихся отдельных фехтовальщиков на шпагах, склонных к трехтемповым атакам.
Табл. 3
Объемы применения разновидностей атак, различающихся способом применения в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования (%)
Разновидности атак |
17-19 лет |
Простые |
54 |
С финтами |
22 |
С действием на оружие Комбинированные |
21 3 |
|
|
Табл.4
Результативность применения разновидностей атак, различающихся способом применения в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования(%)
Разновидности атак |
17-19 лет |
Простые |
57 |
С финтами |
43 |
С действием на оружие |
59 |
Комбинированные |
46 |
Наиболее результативны у юных шпажистов атаки с действием на оружие (табл.4). Незначительно им уступают простые атаки. Другие разновидности не дают положительного вклада в общую результативность действий. Это в первую очередь следует отнести к атакам с финтами. Причем у юниоров данный показатель даже снижается и составляет 43 процента. Возможно, использование финтов при продвижении оружия к противнику делает нападающего более уязвимым, особенно при технических ошибках в виде недостаточной оппозиции в линии завершения атаки.
Основные атаки в фехтовании на шпагах, как и поединках на других видах оружия составляют подавляющее большинство (табл. 5). Удивляют поразительно низкие объемы применения повторных и ответных атак, объяснение чему следует искать либо в методике тренировки, либо сознательном игнорировании данных разновидностей нападений, считающихся неэффективными.
Табл. 5
Объемы разновидностей атак, различающихся моментом применения в фехтовании на шпагах (%)
Разновидности атак |
17-19 лет |
Основные |
76 |
Повторные |
3 |
Ответные |
4 |
На подготовку |
17 |
В этой связи выделяются атаки на подготовку, объемы которых достигают у юниоров должных значений. Ведь относительно невысокая частота применения атак на подготовку лимитируется необходимостью ведения целенаправленной тактической игры, с задачей вызвать противника на движение вперед и предвосхитить встречным нападением его сближение. Подобное поведение в поединке связано с проявлением зрелых тактических умений. Поэтому ситуаций для реализации атак на подготовку намного меньше, чем у основных атак. Ведь возможности их применениянеизмеримо шире. Очевидно, поэтому результативность атак на подготовку стабильно высокая (см. табл. 6) и составляет 75 процентов.
Табл. 6
Результативность разновидностей атак, различающихся моментом применения в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования(%)
Разновидности атак |
17-19 лет |
Основные |
47 |
Повторные |
43 |
Ответные |
62 |
На подготовку |
75 |
Неплохо выглядит и результативность ответных атак, что можно объяснить более высоким элементом неожиданности, поскольку данная разновидность нападения всегда выполняется после подготавливающих отступлений, в результате чего противник порой теряет бдительность.
Невысокая результативность повторных атак вероятнее всего связана с некоторой потерей темпа во время закрытия вперед в завершающей фазе комбинации боевых перемещений, что создает хорошие условия для выполнения встречных нападений.
Табл. 7
Показатели применения приемов нападения и маневрирования в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования(%)
Приемы нападения и маневрирования |
17-19 лет |
Выпад |
18 |
Шаг вперед и выпад |
38 |
Скачок вперед и выпад |
24 |
«Стрела» |
10 |
Шаг (скачок) вперед + «стрела» |
5 |
Выпад + стрела |
- |
Комбинации приемов нападения и маневрирования |
5 |
Самым распространенным способом нападения в фехтовании на шпагах следует считать шаг вперед и выпад (табл.7). Он в одинаковой мере характерен как для юношей, так и для юниоров. При этом у более старшихпо возрасту фехтовальщиков уменьшаются объемы применения уколов, наносимых с помощью выпада, а также скачка вперед и выпада. Это происходит за счет роста объемов применения «стрелы» и использования комбинаций нападения и маневрирования.
Подготавливающие действия, используемые шпажистами в поединках (табл. 8), значимо представлены лишь тремя разновидностями. Прежде всего, это игровые движения оружием, объемы которых на возрастном этапе углубленной тренировки доходят до 41 процента.
Табл. 8
Объемы применения подготавливающих действий в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования(%)
Разновидности подготавливающих действий |
17-19 лет |
Игровые движения оружием |
35 |
Имитация нападений, защит |
32 |
Ложные нападения с угрозой нанесения укола |
28 |
Глубокое маневрирование |
3 |
Не засчитываемые схватки |
2 |
Среднее время подготовки укола (сек.) |
9 |
Далее их применение несколько сокращается, поскольку на возрастном этапе спортивного совершенствования спортсмены чаще используют имитационные средства для подготовки действий и ложные нападения с угрозой нанесения укола. Глубокое маневрирование фехтовальщики на шпагах применяют так редко, что их цифровые значения находятся почти в пределах статистической погрешности.
Анализируя показатели применения действий, используемых для подготовки и реализации тактических намерений, следует заключить. В фехтовании на шпагах большие объемы игровых движений оружием во время тактической борьбы вполне оправданы. Потому что поиск момента и дистанции для реализации действий, представляющих угрозу, в данном виде оружия сопряжен с риском стать жертвой внезапного встречного нападения противника, а также случайного укола. Отсюда и высокие цифровые значения игровых движений оружием, а также имитаций нападений и защит которые выполняются на значительном удалении от противника, т.е. на дальней дистанции.
Вместе с тем, чтобы создать момент для реализации нападения, необходимо использовать реальные угрозы, которые сопряжены с риском получения укола. Следовательно, надо сближаться с противником, и это чаще всего – ложные нападения с угрозой нанесения укола. Подобные подготавливающие действия нередко воспринимаются как угроза и вынуждают противника переключаться на оборонительные действия, отвлекают его внимание и провоцируют на встречные уколы. В результате создаются благоприятные условия для реализации тактических намерений. Данной разновидности подготавливающих действий не так уж мало выявлено у юниоров, что следует считать хорошим признаком этой стороны тактической подготовленности.
Табл. 9
Объемы уколов, наносимых в секторы поражаемой поверхности в фехтовании на шпагах на возрастном этапе спортивного совершенствования(%)
Секторы поражаемой поверхности |
17-19 лет |
Туловище |
68 |
Плечо |
10 |
Кисть |
5 |
Предплечье |
7 |
Бедро |
6 |
Стопа |
2 |
Голень |
1 |
Маска |
1 |
Уколы, наносимые в секторы поражаемой поверхности в фехтовании на шпагах, не отличаются выраженной возрастной динамикой, однако отмечено незначительное снижение объемов нападений в туловище у юниоров. Они кроме того чаще нападают в предплечье (табл.9).
Объемы уколов, наносимых в кисть, плечо, стопу и бедро, по существу, равны у юношей и юниоров. Нападения в голень и маску можно назвать случайными, поскольку при опросе спортсменов никто не указал на данную цель завершения нападения как результат преднамеренных действий. Очевидно, в маску наносят укол в том случае, когда она оказывается ближним к противнику сектором, а в голень с учетом ее небольших поперечных размеров никто заранее не планирует завершить нападение. Подобные уколы чаще всего возникают в ближнем бою как следствие промаха либо хаотичных попыток в условиях кор-а-кор.
Обращают на себя внимание низкие объемы уколов в стопу, однако следует отметить, что в данный сектор нападает отнюдь не каждый фехтовальщик на шпагах. Часть спортсменов редко рискуют нанести укол в стопу, так как опасаются встречных нападений. Атака уколом в стопу требует тщательной подготовки и использования маскирующих действий, поэтому статистика нанесения уколов в данный сектор формируется в основном за счет отдельных шпажистов, использующих эту атаку, как коронный прием.
Табл. 10
Результативность действий шпажистов 17-19 лет в наступательных и оборонительных схватках в ситуациях прессинга (%)
Разновидности действий |
Прессингующие спортсмены |
Обороняющиеся спортсмены |
Атаки основные |
42 |
51 |
Атаки на подготовку |
63 |
70 |
Атаки ответные |
41 |
56 |
Атаки повторные |
39 |
43 |
Контратаки |
67 |
54 |
Защиты с ответом |
38 |
49 |
Анализируя действия прессингующих спортсменов, следует отметить, что результативней всего они проводят действия, относящиеся к встречным нападениям (контратакам и ремизам). Возможно, подобные цифровые значения являются отражением тактической игры, выраженной действиями второго намерения (табл.10). Прессингующий спортсмен провоцирует противника на атаку, используя психологическое давление, внезапные сближения и угрозы атаковать с учетом высокого психического напряжения, возникающего при стремлении к подавлению инициативы. А затем реализует контратаку.
Схожая ситуация возникает при выполнении ложной атаки, вызывающей защиту с ответом. В остро напряженных ситуациях обороняющийся спортсмен в большей мере нацелен на нанесения укола в ответе, предполагая одноактную схватку, чем и может воспользоваться нападающий, имеющий намерение применить контрзащиту с контрответом или ремиз.
Обороняющиеся спортсмены более результативны в атаках на подготовку (70 процентов), ответных атаках и контрзащитах с контрответом.
ВЫВОДЫ
1. Среди главных разновидностей действий, применяемых юниорами в соревновательных поединках, самыми большими значениями выделяются атаки (45%). Средства противодействия атакам в общей сумме составляют также 45 %, из которых контратаки реализуются в два раза чаще, чем защиты с ответом.
2. Самыми результативными в поединках юниоров следует считать ремизы (60%). Слабее выглядят показатели защит с ответом (56%). Вклад атак в общую продуктивность выступлений составляет всего 51%, а контратак 53%. Очень низкая результативность у контрзащит с контрответом. Только один из четырех уколов достигает цели при противодействии ответам.
3. Среди разновидностей атак, различающихся моментом применения можно выделить только две – основные (атаки начинающие схватку) и атаки на подготовку. Остальные атаки используются юниорами в очень малых объемах. Вместе с тем весьма результативны атаки на подготовку и ответные атаки.
4. Высокой результативностью отличаются атаки на подготовку у обороняющихся спортсменов в условиях борьбы с прессингующим противником (67%). При этом контратаки успешней всего применяют прессингующие спортсмены.
5. Приемы сближения с противником при выполнении атаки в большинстве своем – это шаг вперед и выпад (38%). Далее следуют скачок вперед и выпад (24%) и выпад (18%). Стрела применяется только в десяти процентах зафиксированных атак.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты исследования операционного состава действий в поединке и их анализ позволили разработать методы, рационализирующие процесс технико-тактического совершенствования юных фехтовальщиков на шпагах.
1. Совершенствование тактических умений, проявляемых в "чувстве дистанции" и моменте начала действия при позиционном розыгрыше схваток. С этой целью в индивидуальных уроках и упражнениях с партнером моделируются схватки, состоящие из действительной атаки, защиты с ответом (контратаки), подготавливающего нападения (сближения или отступления), выполняемых в вероятностной последовательности. Рекомендуются также установки на преднамеренное выполнение обусловленных действий в процессе непродолжительного маневрирования и "игры оружием" с инициативой, полностью принадлежащей обучаемому. Целесообразно и варьирование тактическим содержанием действий, их комбинаций за счет смены состава и характеристик выполнения средств подготовки.
Основное внимание при выполнении схваток уделяется соответствию действий подготовки тактическим намерениям спортсмена атаковать или противодействовать атаке, побуждению соперника (тренера, партнера) к выполнению определенного действия, ожидаемого в качестве сигнала для начала атаки (защиты, ответа, контратаки).
2. Моделирование типовых ситуаций для применения атак с финтами при варьировании их пространственно-временными параметрами. Установки на применение атак с финтами на защищающегося соперника в учебно-тренировочных поединках - финтом прямо и переводом внутрь (кнаружи), двойным и удвоенным переводом внутрь (кнаружи) - должны сочетаться с контролем амплитуды движения клинка и точности укола, с варьированием глубины, сектора завершения нападения и момента начала атаки.
При этом предпосылками успешности атак с финтами являются:
- высокие показатели скоростно-силовых качеств;
- точность перцептивной антиципации;
Реализацией предпосылок к широкому применению атак с финтами служит включение в тренировочный процесс спортивных и подвижных игр, упражнений на развитие динамической силы ног, главным образом прыжкового характера, комбинаций передвижений (выпада и "стрелы", глубокого маневрирования) с высокой интенсивностью их выполнения, средств специализации тактического мышления.
3. Совершенствование умений контратаковать в ситуациях с различным уровнем неожиданности нападений соперника. Целесообразно произвольное чередование контратак уколом прямо и переводом, с углом и с уклонением, с отступлением и со сближением, в различные участки поражаемой поверхности, в ситуациях дистанционных и моментных помех со стороны партнера (тренера). Сочетание контратак со средствами подготовки (вызовами, "игрой оружием", глубоким отступлением), защитами с ответом и атаками.
4. Освоение обобщающих защит и ответов. С этой целью рекомендуется формирование умения различать состав атакующих действий соперника при использовании в тренировочном процессе упражнений на оперативное тактическое обыгрывание, комбинаций ложных и действительный средств единоборства по типу "разведка-действие", произвольного чередования контратак и обобщающих защит. В тренировке обобщающих защит необходимо их сочетание с подготавливающими контратаками и попытками атак уколом в кисть и предплечье.
5. Преднамеренное применение противодействий ответам соперника. Наиболее целесообразный путь освоения подобных навыков строится на основе моделирования ситуаций, требующих мгновенного переключения от атаки (контратаки, ответа) к ремизу, которые должны эпизодически повторяться на протяжении всего индивидуального урока или упражнений с партнером. При этом необходимо учитывать, что результативность ремизов, помимо технико-тактического компонента, связана с латентным временем простой двигательной реакции фехтовальщика.
6. Применение установок на выжидательную подготовку преднамеренного действия. Широкое использование на занятиях упражнений в контрах и боев по заданию, а также установок на точную реализацию конкретного плана поединка направленно совершенствуют тактическую дисциплину боя, устойчивость психики спортсменов и условиях длительной подготовки действий.
7. Овладение преднамеренно-экспромтным применением основных атак, преднамеренным и экспромтным применением повторных и ответных атак. В индивидуальных уроках следует моделировать ситуации, в которых невозможно предугадывание реагирований соперника на батман, захват, финт. Необходимо учитывать также и тот факт, что подобные упражнения позволяют выявлять уровень способностей спортсменов к быстроте и точности сложных видов двигательных реагирований и является эффективным средством оптимизации состава действий.
8. Расширение состава действий спортсменов посредством смены направленности нападений по секторам поражаемой поверхности. Совершенствование каждой разновидности атак, контратак и ответов необходимо завершать уколом в различные секторы поражаемой поверхности, предъявляя соответствующие требования к глубине действий и точности уколов. При этом следует учитывать, что' высокорослые юные шпажисты более результативно нападают в вооруженную руку соперника, а хорошие показатели в скоростно-силовых тестах сопряжены с превалированием уколов в туловище.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриевский В.А. Методика обучения фехтованию и пути совершенствования спортивного мастерства фехтовальщиков :автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Андриевский; ГЦОЛИФК. – М., 1954. – 15 с.
2. Аркадьев В.А. Тактика фехтования / В.А. Аркадьев // Теория и практика физ. культуры. - 1949. – Т. XII. – вып. 2. – С. 132-138.
3. Аркадьев В.А. Фехтование : учеб.пособие для секций коллективов физ. культуры / Аркадьев Виталий Андреевич. - М.: ФиС, 1953. - 180 с.: ил.
4. Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах : [Учеб.пособие для занятий с начинающими] / Аркадьев Виталий Андреевич. – М.: ФиС, 1956. – 163 с.
5. Аркадьев В.А. Фехтование : Индивидуальный урок / Аркадьев Виталий Андреевич, Хозиков Юрий Тихонович. – М.: Сов. Россия, 1962. – 183 с.: ил.
6. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании / Аркадьев Виталий Андреевич. - М.: ФиС, 1969. – 182 с.
7. Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика / Аркадьев Виталий Андреевич. – М.: ФиС, 1975. – 169 с.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : [Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ.] / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 223 с.: ил.
9. Бакулин М.Е. Соревновательная деятельность и критерии технико-тактического мастерства в структуре подготовки юных фехтовальщиков на шпагах учебно-тренировочных групп ДЮСШ :автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Е. Бакулин; ГЦОЛИФК. – М., 1988. – 22 с.: табл.
10. Бергер М.Л. Запись фехтовального боя / М.Л. Бергер // Теория и практика физ. культуры. - 1961. – Т. XXIV. – вып. 2. – С. 145-146.
11. Бойченко С.Д. Анализ компонентов управления точностными двигательными актами / С.Д. Бойченко, В.Я. Каганов // Фехтование : [сборник статей]. – М.: ФиС, 1985. – С. 36-39.
12. Бриль М.С. Исследования индивидуальных особенностей детей с целью отбора в детско-юношеские спортивные школы [на материале баскетбола] :автореф. дис. … канд. пед. наук / М.С. Бриль; ГЦОЛИФК. – М., 1968. – 18 с.
13. Бриль М.С. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов / М.С. Бриль, В.П. Филин. // Теория и практика физ. культуры. - 1982. - № 8. – С. 30-32.
14. Бычков Ю.М. Теоретические и методические предпосылки овладения моделированием двигательных действий : [на примере фехтования] / Ю.М. Бычков = TheoreticalandMethodicalPrerequisitesforMasteringofMotorActionsModeling // Теория и практика физ. культуры : Тренер : Журнал в журнале. - 2006. - № 3. – С. 28-31.
15. Войтов В.Г. Методика технико-тактической подготовки на этапе углублённой специализации в фехтовании на саблях :автореф. дис. … канд. пед. наук / Войтов Владимир Григорьевич; ГЦОЛИФК. – М., 1984. – 21 с.: ил.
16. Войтов В.Г. Психологическая обусловленность успешности соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на саблях / В.Г. Войтов, А.Д. Мовшович, Ю.Я. Рыжонкин // Фехтование : [сборник статей]. – М.: ФиС, 1984. – С. 21-22.
17. Головня Л.В. Графическая запись действий фехтовальщика / Л.В. Головня // Теория и практика физ. культуры. - 1954. - № 3. – С. 222-227.
18. Дубовенко Т.А. Метод записи боевых действий и приёмов в фехтовальном бою / Т.А. Дубовенко, О.И. Филиппенко // Материалы науч. конф. по итогам науч.-исслед. работы КГИФК за 1968 г. – Киев, 1969. – С. 62-64.
19. Карпов В.С. Некоторые характеристики боевой деятельности шпажистов 13-14 и 15-16 лет / В.С. Карпов, А.Р. Глебов // Труды Смоленского государственного института физической культуры. – Смоленск, 1995. - С. 130-133.
20. Келлер В.С. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях :автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.С. Келлер; ГЦОЛИФК. – М., 1975. - 33 с.
21. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: Здоров'я, 1977. – 184 с.: ил.
22. Ковалев Л.А. Фехтование на шпагах : Методика обучения / Л.А. Ковалев, С.А. Беликов // Теория и практика физ. культуры. – М., 1939. – Т.IV. – № 2. – С. 17-21.
23. Коренберг В.Б. Мини-справочник по статистике : Учеб.пособие / В.Б. Коренберг; МГАФК. – Малаховка, 1996. – 19 с.
24. Лабскир В.М. Экспериментальное обоснование методики комплексной оценки подготовленности и основной направленности этапов многолетней тренировки юных фехтовальщиков :автореф. дис. … канд. пед. наук / В.М. Лабскир; ВНИИФК. – М., 1977. – 26 с.: ил.
25. Лакин Г.Ф. Биометрия : учеб.пособие для студентов биолог. специальностей вузов : доп. гос. ком. СССР по народ.образованию / Г.Ф. Лакин. - изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1990. – 352 с.: ил.
26. Лейтман Л.Г. Фехтование – юным / Л.Г. Лейтман, А.М. Пономарева, А.В. Родионов. – М.: ФиС, 1967. – 151 с.: ил.
27. Мовшович А.Д. Тренировка юных фехтовальщиков, / М.: Физическая культура, 2013, 110 С.
28.Мовшович А.Д. Проблемы совершенствования содержания подготовки юных фехтовальщиков / А.Д. Мовшович // научно-педагогические проблемы спортивного фехтования : материалы Всерос. науч.-практ. конференции : [сборник статей] / Под общ. ред. А.И. Павлова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – С. 25-28с.
29.Набатникова М.Я. Теоретические аспекты исследований системы подготовки юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Теория и практика физ. культуры. - 1980. - № 4. – С. 21-22.
30.Парамонов С.В. Подготовка шпажиста / С.В. Парамонов. – Киев: Здоров’я, 1986. – 136 с.
31. Пономарёв А.Н. Фехтование на шпагах / Пономарёв Александр Николаевич, Сайчук Лев Васильевич. – М.: ФиС, 1970. – 152 с.: ил.
32. Пономарев А.Н. Фехтование :От новичка до мастера / Пономарев Александр Николаевич. - М.: ФиС, 1987. – 143 с.: ил.
33. Рыжкова Л.Г. Технико-тактическая подготовка юных фехтовальщиков-рапиристов на этапе углублённой тренировки :автореф. дис. … канд. пед. наук / Рыжкова Лариса Геннадьевна; ГЦОЛИФК. – М., 1988. – 23 с.: граф.
34. Смоляков Ю.Т. Тренировка фехтовальщиков на шпагах / Ю.Т. Смоляков, Д.А. Тышлер. – Минск: Вышэйш. школа, 1976. – 143 с.: ил.
35. Смоляков Ю.Т. Фехтование на шпагах: [Соревновательная деятельность и методика технико-тактического совершенствования] / Ю.Т. Смоляков, Д.А. Тышлер. – Минск: Выш. школа, 1985. - 160 с.
36. Спортивная метрология : учеб.для ин-тов физ. культуры: Доп. Ком.по физ. культуре и спорту / ред. Зациорский В.М. – М.: ФиС, 1982. – 256 с.: ил.
37. Спортивное фехтование : Учеб.для вузов физ. культуры / ред. Тышлер Д.А. – М.: ФОН, 1997. – 389 с.: ил.
38. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию : учеб.пособие для вузов / Б.В. Турецкий. – М. :Академ. Проект, 2007. – 432 с.
39. Тышлер Д.А. Методика технико-тактического совершенствования на этапе углубленной специализации в фехтовании на саблях : Метод.разработки для студентов ГЦОЛИФКа / Д.А. Тышлер, В.Г. Войтов, А.Д. Мовшович. – М.: б.и., 1985. – 24 с.
40. Тышлер Д.А. Критерии оценки технико-тактического мастерства / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович, Л.Г. Бочарникова // Фехтование : [сборник статей]. – М.: ФиС, 1985. - С. 34-36.
41. Тышлер Д.А. Рыжкова Л.Г. Технико-тактическая и функциональная тренировка. – М: Академический проект, 2010. - 183 с.
42. Фехтование : [Учебник для ин-тов физ. культуры] / Под общ.ред. доц., заслуж. мастера спорта СССР Булочко К.Т. – М.: ФиС, 1967. – 431 с.: ил.
43. Фехтование : Программа для дет.спортивных школ. – М.: б. и., 1960. – 40 с.
44. Фехование: Программа для детско-юношеских спортивных школ. Утв. 25 дек. 1968 г. – М.: б. и., 1968. – 39 с.
45. Фехтование : учеб.для ин-тов физ. культуры: Доп. Ком.по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР / ред. Тышлер Д.А. - М.: ФиС, 1978. – 336 с.: ил.
46. Фехтование : Пример. Прогр. для ДЮСШ, СДЮШОР: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. – М.: Сов.спорт, 2004. – 139 с.
47. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: ФиС, 1980. – 255 с.: табл.
49.Вarth B. Zurtechnischtaktischenlyrundausbildungimfechten / B. Barth // Teorie und Praxis der Korperkultur. - 1978. - № 4 – p. 288-293.
50.Beck E. Motivation + mut = Sieg / E. Beck // Leichtungsport. – 1987. - № 1. - S. 12-16.
51.Czajkowski Z. Motivation in Fencing / Z. Czajkowski. – 1985. – v. 18.- № 1.- p. 21-24. – 1986. – v. 18.- № 2. – p. 13-15.
52.Harmenberg J. Development and application of methods for the characterization of fencing performance : Sport Research Abstracts 1981-86 [SSRC, Stocholm] / J. Harmenberg. - 1986. - p. 27.
53.Klinger A. Power output as a function of fensing technique / A. Klinger, A. Adrian // 10-th International Congress of Biomechanics. – Solna, 1985. – p.144.
54.Ploske P. Das Florettfechten / P. Ploske // Fechten. – Berlin: Sportverlag, 1975. - s. 140-181.
55.Tomlinson B. Arousal, motivation and anxiety / B. Tomlinson // Fencing. – 1987. – v. 18.– p. 5. – 1988. v. 19. - № 1. – p. 8-9.
Исполнитель___________________________________ Никитин А.А.
Научный руководитель ________________________________ А.Д. Мовшович
Заведующий кафедрой
Теории
и методики единоборств ______________________В.М. Игуменов
Дата защиты
Оценка за защиту
Председатель ГАК
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.