Составление и решение практико-ориентированных задач с этнокультурным компонентом при обучении математике
Даминова Фирдавса Нурулловна, учитель математики
МБОУ «Затонская СОШ им. Василия Петровича Муравьева»
Камско-Устьинского района РТ
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025г. школа призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Анализируя результаты диагностической программы изучения уровней воспитанности учащихся своего класса, выяснилось, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, плохо знакомы с его прошлым и настоящим. Небольшой объем материала, полученный на уроках истории, обществоведения, литературы и т. п., носит абстрактный характер, что ведёт к «неправильному» духовно- нравственному развитию наших детей. Важным этапом работы по патриотическому воспитанию, которое является частью духовно-нравственного воспитания, является целенаправленная воспитательная работа, которая ведется:
1) в процессе обучения;
2) во внеурочной деятельности;
3) во внешкольной деятельности (дополнительное образование).
Когда работала над созданием авторской программы «Искусство решения задач» предложила своим учащимся выполнить творческие задания: составить задачи на применение изучаемого материала. Потом эту идею дальше стала развивать: составление задач с данными своего района. Такого рода работа невозможна без включения самих детей в процесс учебно-исследовательской деятельности, где формируются не только учебные навыки, но и ценностные ориентации и убеждения, позволяющие подрастающему поколению воспринимать и осмысливать многие культурные традиции своей малой родины.
Мы занимаемся составлением двух видов задач:
1) задачи с региональным содержанием;
2) задачи с этнокультурным содержанием.
Материалы для составления задач учащиеся находят в школьном и районном краеведческих музеях, ездили в Красновидово в музей М. Горького, часть информаций узнают из рассказов своих родителей, дедушек и бабушек. Таким образом, к своей мини исследовательской работе мы подключили родственников обучающихся, что является актуальной проблемой в установлении связи «ученик-родитель-школа». Ведь из-за дефицита духовного общения детей с родителями ограничен объем знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях.
Это работа способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитание любви к родному поселку, району. Ведь ребятам для составления задачи нужно подобрать материал, систематизировать его, обработать данные. На сегодняшний день у нас имеется нужный материал к уроку и полезный для расширения кругозора учащихся, который можно использовать для практического применения информации в творческой жизни нашей школы или классов и на уроках учителей математики Камско-Устьинского района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.