Составление рассказа о весне по опорным картинкам»
Оценка 4.6

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
дефектология
7 кл—9 кл
05.12.2021
Составление рассказа о весне по опорным картинкам»
интегрир. урок 1класс р.р. весна.doc

       ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа –интернат №13 VIIIвида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Конспект занятия по развитию речи в 1 классе

 

 

 

 

 

                 

                                                Чернецкая Елена Юрьевна

                                    учитель – логопед,

                                                первая квалификационная

                      категория

                                                                    

 

 

 

 

п.Малые Родники,  2013г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам».  В своей работе использовала программу логопедической работы в школе  О. В. Елецкой и

 Н. Ю. Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы  занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.

Занятие характеризуется меж предметной интеграцией. Учащиеся на данном уроке должны были осуществлять такие учебные действия, такие как:

- постановка проблемы,

- чтение стихотворений о весне,

- работа над слоговой структурой слова,

- работа с деформированными предложениями,

- уточнения изменений в живой природе,

- упражнение на изменение силы голоса,

- работа над согласованием существительного с прилагательным,

- работа над звуковым анализом слова,

- составление предложений по схеме,

- составление рассказа по опорным картинкам.

         В процессе занятия намечались следующие критерии освоения данного материала:

- прочность,

- осознанность,

- правильность ответов,

-связь времени года с жизнью.

         Прогнозировались возможные  ошибки учащихся: неверные ответы,

ошибочные мнения о весне.

         Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

         Форму урока составляли комбинированные структурные  компоненты.

          Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала занятия.

         Все задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа весны. Физкультминутка была специально подобрана для данного урока с использованием ИКТ. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбраненной сюжетной  линии занятия.

         Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая  атмосфера на уроке рабочая, деловая.  Главное, что работало на их достижение разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.

         Использовались методы:

- словесные – беседа (взаимодействие осуществления обратной связи и развитие речи учащихся),

- наглядные,

- репродуктивные,

- проблемные.

         Методы сочетаю с использованием компьютерной презентации.

         Формы организации деятельности учащихся:

- фронтальные,

- индивидуальные.

         Считаю одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности совместную групповую работу и организую такую деятельность  учащихся, чтобы:

- у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная  поддержка, без

которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная

тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера;

- у каждого была возможность утвердится в себе;

- каждый ребенок имел опыт выполнения тех ученических  функций, которые составляют основу умения учиться (1 класс – функции контроля оценки).

- Учитель мотивационными  средствами  вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

         Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достичь цели занятия

 

ТИП ЗАНЯТИЯ:

 

Интегрированное занятие.

Комбинированная структура урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

 

ЦЕЛИ:

1.Систематизация и расширение знаний учащихся о весне.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, умозаключении, упражнений по сходству и различию;

в установлении связей в тексте, в последовательной передаче содержания услышанного и увиденного.

3. Воспитание мотивации к учёбе.

 

  1. ОБОРУДОВАНИЕ:

ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения).
Предметные картинки, карточки-таблички со словами,  кубик.

                            ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.
Логопед. Встало солнышко – ура!

                Заниматься нам пора!

                Учимся старательно,

               Слушаем внимательно!

               Думаем, запоминаем,

               Дружно руки поднимаем!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

 II. Артикуляционная гимнастика. 

Цель: подготовка языка к разговорной речи

Коррекция артикуляторной моторики.                                                          

   Взяли в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка).

III.          Введение в тему. Целеустановка.

Цель: Развивать связную речь, активизировать словарь детей по теме «Весна».

Расширить представления детей об изменениях в природе весной.

Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Коррекция памяти на основе упражнений в узнавании и различии.

1.Беседа.

Логопед. Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она  пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора  зазеленеть!
Теперь она-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.  (Весна.)

На  экране  появляется картинка весны.
2. Рисование картины весны.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Логопед.  Правильно, о  ВЕСНЕ. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне.

 Представьте, что доска - наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев. А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Дети.   Март, апрель, май

  3 Стихотворения-загадки о весне.

Логопед. А теперь послушайте стихотворения -  загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ... (Март.)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел ...       (Апрель.)

Лопнули тугие почки,
И проклюнулись листочки,
Расцвела в саду сирень,
Ото дня длиннее день.
Куртку тёплую снимай!

К нам пришёл цветущий ...     (Май.)

Логопед. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.

4 Игра «Четвёртый лишний».

  Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний».  На экране перед вами  четыре картинки:  подснежник, нарцисс, солнце, тюльпан.  Определи лишнюю  картинку и объясни, почему она лишняя.
Дети. Солнце, потому что остальные- цветы.
Логопед.  Вот солнце и поместим на нашей картине.

IV. Работа по составлению рассказа о весне по опорным картинкам.

Цель: 1. Расширить знания учащихся о весне.

           2. Коррекция интонационной выразительности речи, слоговой структуры слова, высоты и силы голоса.

1.Работа над слоговой структурой слова.
Логопед. Дети, посмотрите на экран, а какие это цветы расцвели?
Дети. Это подснежники.
Логопед. Вот и у нас весной расцвел подснежник, на лепестках которого были  написаны слова. Но налетел ветер и разорвал лепестки на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части лепестков точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы. (весна, тюльпан, подснежник).

2.Работа  с деформированными предложениями.
Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.
                       С пригорков звонко журчат сосульки.
                       Под крышами звенят почки.
                       На деревьях набухают  ручьи.

 

 

3.Физкультминутка

4. Беседа « Изменений в живой природе».                                              

 Логопед. Весна вносит изменения в жизнь животных.
Как встречают весну звери?

Дети. Некоторые животные меняют окраску.  Заяц меняет белую шубку на серую.  Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют,  меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.
Логопед.  Как меняется жизнь птиц с  приходом весны?

Дети. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. А затем прилетают  трясогузки, гуси, стрижи,  аисты, кукушки. Большинство птиц весной вьют гнёзда для того, чтобы отложить туда яйца.
Логопед. Что происходит с  насекомыми?

Дети. Весной  насекомые просыпаются, когда оживает природа,  и выползают из своих норок,  из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.
После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

5.Упражнение на изменение силы голоса
Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.
*Как жужжит большой  жук?
*А как маленький?
*Как звенит большой комар?
*А как  маленький?                                                                                                  

 Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары.
Логопед.  Игра “Чего не бывает весной? ”.

Дети отвечают  по картинке.

6.Работа над согласованием существительного с прилагательным.
Логопед. Рассмотрите  картинки  на доске  и подберите к ним слова, обозначающие их признаки, поставив их в нужную форму.  На доске ставятся карточки со словами – признаками.

Слова-признаки: разговорчивый, журчащий, блестящий, яркий, звенящий, серебристый, перелетный, ласковый, теплый.

Дети.  Ручей - разговорчивый, журчащий, серебристый.

           Сосулька – блестящая, звенящая.
           Солнце - ласковое, теплое, яркое.

           Птицы - перелетные.

7.      Работа над звуковым анализом слова

Логопед.  Предлагаю поиграть. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

Дети  по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова. (ТЮЛЬПАН, ВЕСНА,…) 

8. Составление предложений по схеме
Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:                     

                    _______  _______  _____  _______.
Дети составляют по схеме предложения:                                                            

 На деревьях распускаются  листочки.                                                                      

Весной светит яркое солнце.

В лесу  появляются  подснежники.
Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.
На деревьях распускаются  листочки.
На деревьях распускаются  листочки!
На деревьях распускаются  листочки?

9. Составление рассказа  по опорным картинкам
Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ.

Дети  составляют рассказ.

V Работа с учебником

Логопед  А сейчас откройте учебник на стр.72. Рассмотрите картинки, поиграем в игру «Один- много».

V. Подведение итога урока

Логопед.
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!

Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый

        Разговорчивый

        Журчащий

        Блестящий

        Яркий

        Звенящий

        Серебристый

        Перелетный

        Ласковый

        Теплый


Описание: D:\My\Изображения\Фотографии отдельно\Растения\Деревья\Листья разворачиваются.jpg

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа –интернат №13

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа –интернат №13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов

Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей

Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы

Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы

Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге,

Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге,

Физкультминутка 4. Беседа «

Физкультминутка 4. Беседа «

Дети. Ручей - разговорчивый, журчащий, серебристый

Дети. Ручей - разговорчивый, журчащий, серебристый

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Разговорчивый • Журчащий •

Разговорчивый • Журчащий •

Разговорчивый • Журчащий •

Разговорчивый • Журчащий •

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Составление рассказа о весне по опорным картинкам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2021