Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)
– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)
– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)
– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)
– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)
– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам».)
– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.) 1 3
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Учиться составлять предложения по схемам.
3. Учиться правильно записывать предложение.
Русский язык
Предложение
Урок 8.
Примечание: при планировании уроков из расчёта 4 часа в неделю 7й и 8й уроки объединяются.
Тема: Составление предложений по схемам.
Цель:
– развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам;
– развитие умения составлять из слов предложения.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
© Баласс, 2012
1иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в
виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по
смыслу слова. 3 3 1
После дождя засветило … (солнце).
На небе появилась … (радуга).
Какая хорошая … (погода)!
Вопросы и задания:
– Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)
– Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по
смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка
или восклицательный знак.)
2. Словарная работа.
– Подчеркните словарное слово в последнем предложении.
Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.
3. Проверка домашнего задания.
– Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)
– Как называются такие предложения? (Это пословицы.)
– Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)
П. – Выписал ли ктото самостоятельно пословицу с таким же или
похожим значением?
Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.
П. – Какие ещё пословицы вы нашли?
– Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа.)
– Запишите его и подчеркните опасное место.
© Баласс, 2012
2II.Формулирова
ние проблемы,
планирование
деятельности.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
На доске изображены схемы:
.
– Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)
– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в
конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с
большой буквы, в конце предложения – точка.)
– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит
эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)
– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме.
(Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)
– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а
предложений к ней можно составить много.)
– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление
предложений по схемам».)
– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять
схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.) 1 3
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Повторить схемы слов, предложений.
2. Учиться составлять предложения по схемам.
3. Учиться правильно записывать предложение.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
© Баласс, 2012
3ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1. Работа по учебнику. 1 3 3 2
Упр. 16 – развиваются умения отличать схемы слов и схемы
предложений, составлять на основе схем предложения с опорой на
рисунки.
Упр. 17 – развиваются умения читать схемы предложений
(определять количество слов в них) и самостоятельно составлять по
схемам предложения. Упражнения можно выполнять по вариантам,
рядам, группам с взаимопроверкой. Предварительно учитель может
задать вопрос: чем отличаются схемы предложений? Это настроит
детей на работу и последующую проверку.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и
понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Вопросы после выполнения задания.
Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему выполненное задание (начало
формирования алгоритма самооценки).
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложение?
– Ты составил интересное предложение?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил
свою работу.
Упр. 18 – развиваются речевые и коммуникативные умения
(соотносить рисунки, изобразительную информацию со словами и
предложениями, аргументировать свою позицию, составлять
предложения из слов). Учитель может предложить отобрать слова,
которые подходят к картинке, и составить из них 2–3 предложения
или небольшой текст. Например: Зайчик прыгал по полянке. Он
ТОУУ
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© Баласс, 2012
4увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и
бросился наутёк.
2. Слуховой диктант.
Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к
ним схемы.
Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на экскурсию?
Экскурсия была замечательная!
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему учились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с
информацией.)
– Прочитайте пункты плана урока. 4 4
– Какие пункты плана вы выполнили хорошо, какие вызвали у вас
затруднения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Можно на выбор учителя или по уровням.
– Для всех: подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.
П. Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов
(можно использовать те предложения, которые составили в классе) и
составить к ним схемы.
ТОУУ
ТООУ
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
© Баласс, 2012
5Н. «Дидактический материал», 2й кл., упр. 6.
Деятельность учеников:
– составлять схемы предложений и предложения по схемам;
– списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
© Баласс, 2012
6