ПЛАН- КОНСПЕКТ
открытого урока учителя информатики Зусманович Г.В. 9 класс.
Тема урока «Составление программ разветвляющейся структуры» Дата урока: 21 апреля 2016 г.
Применяемые
Педагогические технологии:
• Технология адаптивного обучения
• Элементы здоровьесберегающих технологий
• Игровые технологии
• Профориентационного обучения
Цели урока:
§ Закрепить знания структуры программ ветвления;
§ Познакомить с опасными участками работ, заменяемых роботами
§ сформировать представление об использовании программирования в робототехнике;
§ научить писать программы прохождения тоннелей различных видов.
Опорные понятия:
§ исполнитель;
§ ветвление
§ система команд исполнителя
§ среда исполнителя
§ программа
Задачи учителя:
§ повторить изученный материал;
§ проанализировать возможности применения изученного материала в жизни;
§ познакомить с этапами написания программы прохождения тоннелей;
§ сформировать у учащихся представление о типах тоннелей;
§ консультировать учащихся в процессе выполнения практической работы.
Оборудование:
Урок проводится в мультимедийном классе. Стационарное техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивное устройство.
Дополнительное техническое оборудование: ноутбуки (15 штук).
Урок сопровождается компьютерной презентацией, созданной Зусманович Г.В.
Методика проведения урока
Ø Вступительное слово учителя.
Мексиканские археологи из Национального института антропологии и истории (INAH) представили первые изображения, полученные небольшим роботом в тоннеле под пирамидой Пернатого Змея в Теотиуакане. Робот впервые используется для археологических исследований на территории Мексики. Ранее подобные аппараты применялись только для изучения египетских пирамид.
Роботу, получившему название Tlaloque 1 в честь мифического существа, удалось заглянуть в тоннель, в который не ступала нога человека на протяжении 1,8 тыс. лет. Полученные изображения показали, что стены символизирующего преисподнюю сооружения, которое было построено более 2 тыс. лет назад, достаточно крепки для того, чтобы в будущем их могли исследовать археологи.
В каких ещё профессиональных областях могут использоваться роботы – машины? Совместное обсуждение учащихся и родителей. Инженеры из Вашингтонского Университета разработали робота, который умеет передвигаться по кабелям электропитания и искать повреждения. Робот предназначен для проверки на предмет повреждения 3-дюймового магистрального силового кабеля. У него есть три типа сенсоров для проверки изоляции кабеля. Он использует датчик температуры, акустический сенсор для определения искрения и сенсоры для обнаружения воды, попавшей в кабель через дефекты в его изоляции. Кроме того, у робота есть видеокамера, и он может беспроводным методом связываться с базой управления.
Тему урока называют дети «Составление программ ветвления для управления роботом»
Ø Повторение изученного материала Повторим основные элементы
Исполнителя Робот, его систему команд и среду действия.
На доске предлагается набор команд различных (Черепашка, робот, кузнечик).
необходимо
проанализировать все команды и выбрать те, что может исполнять Робот.
Ø Знакомство с типами тоннелей в среде исполнителя Робот.
Ø Физкультминутка. Проводиться до начала практической работы.
Ø Практическая работа.
Учащимся предлагается задача: написать универсальную программу прохождения тоннеля любой сложности по алгоритму, определяя тип тоннеля. Однако на выбор имеется 4 варианта исходных тоннелей. Первый в точности совпадает с образцом на доске, второй имеет изменения в длине тоннельных отростков, третий усложнён количеством тоннелей разных типов и 4 самый сложный тоннель, однако именно он приводит к универсальному решению.
Остальные задачи позволяют прийти к решению по шагам.
Учащиеся самостоятельно могут выбрать пути решения задачи.
Во время практической работы учитель оказывает консультацию учащимся.
Ø Подведение итогов урока. Анализ практической работы.
Учащиеся демонстрируют работу программы для различных типов тоннелей, приготовленных учителем. Программа должна иметь следующий вид:
{ пока(впереди_свободно) {вперед(1);
если(слева_свободно) ТОНЕЛЬ1; если(справа_свободно) ТОНЕЛЬ2; } пока(сзади_свободно) {назад(1); если(база)прервать;} }
{ налево;
пока(впереди_свободно) вперед(1); посади; пока(слева_стена) назад(1); направо; }
{ направо;
пока( впереди_свободно) вперед(1); пока(справа_стена) {посади; назад(1);} налево; }
Ø Домашнее задание.
Составить тоннель-задачу с применением сложного условия ветвления.
Директор школы _____________________ Г.В.Субочева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.