«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—6 кл
14.01.2017
Перед школой всегда стояла и стоит задача сформирования и выпуска активного думающего человека. Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения обучающихся в школе.
Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология не новая, но позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфереСоставление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе».Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере
итог раб по ВБ печать.docx
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования (СИПКРО)
Итоговая работа
по курсам повышения квалификации ИОЧ
вариативный блок
«Составление словарной карты один из приемов развития технологии
критического мышления в 6 классе» (из опыта работы)
Выполнила:
Крылова Ирина Виссарионовна,
учитель русского языка
и литературы,
ГБОУ ООШ с Салейкино
м.р. Шенталинский Самарской обл Самара, 2014
Пояснительная записка
«…целенаправленное формирование у обучающихся рефлексивных
умений является еще одной актуальной проблемой
постиндустриального образования», «рефлексивные процессы должны
постоянно пронизывать всю деятельность обучающихся, а
впоследствии – всю деятельность любого человека, любого
специалиста»
А.М. Новиков
В последние десятилетия и в жизни нашего государства, и в
международном сообществе в целом произошли существенные социальные и
экономические перемены.
Стремительное развитие человеческой
цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать
способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые
явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.
Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека,
ориентированного на знания и использование новых технологий, способного
творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы
человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное
использование своего времени и проектирование своего будущего. Интеллект
и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор
экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Современная модель образования требует активного поиска новых целей,
форм организационных структур и технологий обучения
Развитие критического мышления через чтение и письмо —
педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю
мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Технология
открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч.
Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских
отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а
также сотрудничества, развивающего обучения; она является
общепедагогической, надпредметной.
Как международная программа, распространяется с 1997 года при
финансовой поддержке института "Открытое Общество" (OSI) и координировании Международной ассоциацией чтения, Университетом
Северной Айовы, и Колледжами Хобарта и Уильяма Смитов.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую
навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на
освоение базовых навыков открытого информационного пространства,
развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в
межкультурное взаимодействие..
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности
человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания,
объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Акценты целей технологии РКМЧП
1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны
открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности
позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,
самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности.
Задача научить школьников:
выделять причинноследственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы,
идейные установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях;
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от
предположения и личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или
письменной речи;
отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь
акцентировать на первом. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение
ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными
стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать
информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную,
критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности концептуала
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а
то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим
способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое
рождается в процессе обучения.
Коммуникативнодеятельный принцип обучения, предусматривающий
диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения
проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а
объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом
объекте.
Особенности организации
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых
программе и предмете.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех
этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов,
направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой
деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются
имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются
цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» содержательная, в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа,
направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается
действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника),
которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие
«текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь
преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» размышления. На этом этапе ученик
формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь
происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом
вновь приобретенных знаний.
Организация урока.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения
А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в
динамических парах и группах.
Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и
т.п.).
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают,
анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец,
сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение,
выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение
слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на
существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является
графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают
взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс
мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое
воплощение.
Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и
методические приемы
процессе – это перспектива
формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и
действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого
значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки
школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью
совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят
проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного
взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а
материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы
организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли
теоретические знания и практические умения школьников, но и
способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Главное в образовательном Используя в своей педагогической деятельности такие формы, как
мастерская знаний, проектная технология, другие интерактивные методы,
технологии развития критического
отдаю предпочтение
мышления через чтение и письмо.
Для работы по этой технологии использую следующие методические
приёмы:
на первой стадии «вызов»
корзина идей,
рассказпредположение по ключевым словам,
систематизация материала (графическая):
кластеры,
таблицы,
верные и неверные утверждения.
На второй стадии «осмысление» идёт активная самостоятельная работа
учащихся.
Здесь применяю такие приёмы:
чтение текста методом ИНСЕРТ,
чтение с остановками,
таблицы вопросов,
взаимоопрос.
Многие приёмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически
переходят в стадию «Размышление».
парная мозговая атака,
возвращение к ключевым терминам, кластерам,
создание синквейна, эссе, минисочинений – всё это даёт возможность
учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Хотелось бы более подробно остановиться на одном из приемов развития
критического мышления – составлении словарной карты для повышения
эффективности усвоения новой лексики. Думаю, что никто не сомневается
в том, что знание слов имеет решающее значение для понимания
прочитанного. В специальном выпуске «Журнала чтения» (апрель, 1986) я
нашла статью, в котором Р. Радделл пишет, что «расширение словарного
запаса следует рассматривать как интерактивный процесс», в котором
«каждое новое понятие появляется в обрамлении окружающего смыслового
контекста». Основной смысл может быть сформулирована так: для успешного
усвоения новых слов нужно, чтобы обучаемые являлись активными,
заинтересованными участниками процесса; нужны личностные стратегии;
тщательная работа над каждым новым словом; и, наконец, нужно, чтобы эта
работа велась постоянно, непрерывно расширялась и носила самостоятельный
характер В 1995 году Дж.А.Доул и ее коллеги определили, что «обилие упражнений на
закрепление новых слов, знание дефиниций и словоупотреблений, активное
привлечение учащихся к использованию слов в различных контекстах – вот
условия, необходимые для успешного расширения словарного запаса».
В работе Кэтрина Розенбаума (преподает в муниципальном колледже г.
Ричмонда (Вирджиния, США) «Словарные карты для повышения
эффективности усвоения новой лексики» я нашла модели интерактивного
обучения, которая так нужна сегодня нашим ученикам. На ее основе мне
пришлось вывести собственную модель, которую я и предлагаю.
Дж.М.Хармон (1998) описывает восемь приемов, которыми чаще всего
пользуются учителя для разъяснения значения новых слов:
синонимы;
краткие описания;
примеры;
«непримеры»;
перефразирование;
повторение;
ассоциации;
особые словоупотребления.
Я решила переработать эти приемы и создать на ее основе словарную карту, в
которой бы были отражены самые существенные элементы из списка Хармона.
Я поставила себе задачу добиться, чтобы мои ученики пользовались
словарной картой ежедневно. В ходе домашнего и самостоятельного чтения
они должны были:
отыскать интересные слова;
вспомнить, что знали раньше о каждом слове и расширить эти знания;
используя контекст, словари и структурный анализ, вывести собственное (то
есть осознанное и усвоенное) значение слова. Эта работа должна была происходить в рамках словарной карты (см. рис. 1),
удовлетворяющей всем требованиям эффективного обучения, кроме
требования многократного использования новых слов и проверки их усвоения.
Рис. 1. Словарная карта
Составление карты
Работа начинается с того, что ученик вписывает слово и номер страницы в
центральный овал. Контекст (предложение или часть предложения, в котором
фигурирует слово) вписывается в большой овал, расположенный прямо под
ним. Уже опираясь на смысловые элементы исходного предложения, многие
ученики начинают догадываться о значении слова. Словари подключаются
только после установления контекста, причем выписывается не вся словарная
статья, а только часть, соответствующая данному контексту. Эта часть
словарной статьи вносится в большой овал в верхней части карты, а в два
маленьких овала в правой ее части вписываются один синоним и один антоним
(также почеркнутые в словарях).
Подобрать антоним часто помогает умение работать с приставками, и
учителю следует постоянно демонстрировать возможности приставок как
всему классу, так и каждому ученику в отдельности. Однако «многие слова не
имеют антонимов», поэтому иногда вместо антонима приходится привлекать
«непримеры», то есть примеры с противоположным значением. В любом случае, благодаря коллективному обсуждению, школьники учатся
формулировать противоположное значение и подходить к понятию с другой
стороны.
Когда ученики выписывают в левый верхний овал другую форму изучаемого
слова, на первый план выступают вопросы морфологии и структурного
анализа. Этот вид работы не только заставляет ученика обращаться к
предыдущим знаниям, но и добавляет к ним чтото новое: теперь, когда ему
встретится другое слово с тем же корнем, суффиксом или приставкой, он
сможет по знакомым элементам уяснить хотя бы часть его значения. Когда
при изучении каждого нового слова акцент делается на морфологии, в
среднем каждое третье из встретившихся в тексте новых слов оказывается
понятно ученику
Усвоению нового слова и лучшему осознанию его значения помогает нижний
малый овал в левой части карты, обозначенный как «особое
словоупотребление, ассоциация или пример». Здесь помещается
словосочетание или фразеологическая единица, категория, к которой
относится изучаемое слово, примечание, пример или связанная с этим словом
ассоциация. Для учеников это еще одна возможность думать и сопоставлять,
опираясь на личный опыт и предыдущие знания, а также выносить свои
догадки на коллективное обсуждение. Это самая гибкая часть словарной
карты, кроме того, она обращена к личному опыту школьников, поэтому
лучше всего и запоминается.
И наконец, на последнем этапе ученики самостоятельно составляют
предложения, в которых употреблено изучаемое слово. Это собственное
предложение вписывается в нижний большой овал. До работы с картами
(когда значения слов выписывались дома из словаря и надо было составить с
ними предложения) ученики относились к заданию без особого интереса,
многим эта работа казалась бессмысленной и малопонятной. Однако в ходе
составления карты она воспринимается как естественное и логичное ее
завершение. Она позволяет ученику использовать предыдущие знания,
приобрести новые, выстроить ассоциации и таким образом пропустить
изученное слово через личный опыт.
Работа со словарными картами на занятиях
К работе со словарными картами я приступила с самого начала учебного года
в шестом классе. У учеников были серьезные проблемы с чтением и
выполнением стандартных тестов на понимание прочитанного. Сначала я
показала ученикам небольшой список слов из произведения, которое мы
собирались читать, и продемонстрировала на примере одного слова, как составляется карта. Затем прочитала главу вслух, ученики при этом слушали
и следили по тексту. Закончив, я попросила учеников назвать самое трудное
слово из списка, чтобы я еще раз показала всему классу, как составляется
карта. После этого все заполнили по одной словарной карте самостоятельно,
причем слова выбирали более или менее знакомые. Ту же работу мы
повторяли и в последующие дни – списки слов для каждой главы я составляла
сама, – и скоро ученики научились заполнять карты после самостоятельного
прочтения главы. К заданиям, которые выполнялись для каждой главы, я
добавила два новых – составить краткий пересказ и предугадать развитие
событий, – однако составление карт попрежнему практиковалось ежедневно,
вне зависимости от того, читала ли я главу (вслух) или сами ученики (про
себя).
С течением времени мои ученики так привыкли к составлению карт, что я,
могла поручить им также составление списков слов. К моей радости, ученики
выбирали интересные и незнакомые слова, часто требующие пояснения, и
охотно обсуждали составленные ими карты (см. рис. 2) в классе. Пополнение
словарного запаса стало неотъемлемой частью нашей повседневной работы.
Иногда я выбирала слово посложнее из стихотворения, которое мы разбирали
на занятии (такая же неотъемлемая часть нашей работы, тематически
связанная с основным изучаемым текстом), и в качестве образца заполняла
словарную карту сама. Ученики активно расширяли свой словарный запас,
использовали при этом предыдущие знания и учились применять новые слова
в собственных примерах. Работа с картами вызывала явный интерес, ученики
все свободнее пользовались новыми словами в устной и письменной речи.
Однако нам попрежнему не хватает частых встреч с этими словами в других
текстах. Рис. 2. Пример заполненной учеником словарной карты
Повторение
Нечто подобное мы и решили провести в командном варианте, так чтобы у
каждого члена команды была своя, иная, чем у других, прочитанная книга.
Играя, все получили массу удовольствия, к тому же одни и те же слова
повторялись снова и снова. Было видно, что ученики увлеклись работой едва
ли не больше учителя. И все же самым важным итогом ежедневной работы со
словарными картами было то, что ученики стали сознательнее относиться к
учебному процессу. Самостоятельно выбирая и прорабатывая слова, они
развивали языковую догадку, а главное – потребность в постоянном
расширении словарного запаса.
Заключительные замечания
Я пришла к выводу, что составление словарных карт помогает моим
ученикам в получении новых знаний.
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
«Составление словарной карты - один из приемов развития технологии критического мышления в 6 классе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.