Социализация детей с ОВЗ в начальной школе.
Еловикова Н.С.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Социализация обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - важнейшая и первостепенная задача коррекционного обучения.
Процесс социализации детей с задержкой психического развития осложняется не только интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении. Общение - это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является основой существования и жизнедеятельности. Такой ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными.
Каждый ребенок
с ОВЗ имеет право на получение бесплатного общего образования и на
самореализацию в доступных видах социальной деятельности. Инвалиды обладают
дополнительными правами — учебный процесс должен быть выстроен на особом
подходе со стороны преподавателей и на обеспечении специальных условий для
образовательной деятельности
Социализация детей с ОВЗ основана на совместном участии здоровых и
“особенных” ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно
и то же время.
Социализация детей с ОВЗ в школе — важный этап становления личности и психического развития. Проявление эмоциональных симпатий и антипатий у учеников позволяет педагогам скорректировать учебную деятельность, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, а также исправлять их поведение в соответствии с принятыми нормами. Любые формы социализации детей с ОВЗ исключают дискриминацию, обеспечивают равные права для всех детей, но при этом создают особые условия для детей с ОВЗ.
Обучение и социализация детей с ОВЗ никогда не будут иметь положительных результатов, если перед ними не будет соответствующего примера для подражания.
Для успешной социализации ребенка также важен социальный статус его родителей и их отношение к общественной деятельности. Роль педагогов и родителей, уважение к старшим, любовь к труду и учебе, бережное отношение к живой и неживой природе, культуре речи — всему этому дети учатся на примере своих родителей.
Помимо родителей, огромный вклад в развитие и социализацию ребенка вкладывают педагоги в школе. Принципы социализации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях: организация совместной игровой и учебной деятельности; индивидуальный подход к каждому обучающемуся; ведение индивидуальных образовательных маршрутов; контакт с родителями; составление рекомендаций для внеурочных занятий.
Благополучие в семье, совместное времяпровождение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками, индивидуальный подход и инклюзивное образование – это необходимый комплекс мер для того, чтобы ребята с ОВЗ успешно познавали мир взрослых, учились взаимодействовать друг с другом и осваивали нормы человеческих отношений.
Программы внеурочной деятельности состоят из разнообразных творческих направлений, в соответствии с интересами ребят с ОВЗ любого возраста. Согласно социальным практикам, занятия творчеством способствуют социально коммуникативному развитию детей с ОВЗ, их продуктивная деятельность увеличивается в разы, выявляются и развиваются творческие способности. Программы направлены на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, исправление их психоэмоциональных проблем, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.
Новый стандарт образования предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.
Деятельность по социализации учащихся осуществляется в соответствии со следующими принципами:
· принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса);
· принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей обучающихся).
Процесс социализации в нашем классе происходит постепенно на каждом этапе обучения, через внеурочную деятельность, участие обучающихся в мероприятиях различного уровня направленности.
Быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности ученики 2 Г класса учатся на различных мероприятиях. На уроках мною используются групповые формы работы, что позволяет эффективно развивать коммуникативные навыки, позволяющие ученикам успешно социализироваться среди своих сверстников.
В нашем классе, ребята совместно сделали солнышко с вырезанными из цветной бумаги ладошками. Это символический знак того, что все люди независимо от их вероисповедания, национальности или ограничения возможностей здоровья имеют право на уважение и признание в обществе.
СОЛНЦЕ – КАЖДОМУ! https://enatali1972.wixsite.com/mysite-3
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.