Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики
Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения.
Социализация – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность.
Поэтому в процессе обучения используются следующие методические средства:
ü мотивация учебной деятельности
ü создание ситуации успеха
ü создание обстановки, вызывающей положительные эмоции
ü организация положительных эмоций в общении «учитель - ученик - учитель»,
ü организация самоанализа собственной деятельности.
Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности. Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, форм, средств и приёмов, а так же мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее развитие и познание. Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат.
Создание ситуации успеха на уроках математики – это метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета.
По словам великого германский педагога А. Дистервега: « Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; ему можно предложить эти знания, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности»
Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это
нужно именно ему, когда у него имеются личные мотивы для ее выполнения.
Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций
Операция |
Назначение |
Речевая парадигма |
Снятие страха |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. |
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
Авансирование успешного результата |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. |
«У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
«Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о…» |
Внесение мотива |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. |
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
Персональная исключительность. |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. |
«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
Мобилизация активности или педагогическое внушение |
Побуждает к выполнению конкретных действий. |
«Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
Высокая оценка детали. |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
|
«Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
Решение проблем социализации учащихся на уроках математики осуществляется в следующих аспектах.
ü Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем
ü Ведем работу по формированию навыков и приёмов решения задач, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.
ü Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности. Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. Вот несколько тем таких проектов по математике:
1) Как обсчитать бюджет семьи?
2) Сколько стоит ремонт?
3) Грамотный покупатель.
4) Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
5) Числа вокруг нас.
6) Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
ü Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.
ü Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.
ü Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.
ü Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.
ü Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями когнитивных процессов, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.
ü Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению.
При работе с учащимися 10 – 11 классов основой мотивации служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. При изучении математических наук акцент делается не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность.
Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.