Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики
Оценка 5

Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики

Оценка 5
docx
11.10.2022
Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики
Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики.docx

Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики

   Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.

   Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения.

    Социализация – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность.

  Поэтому в процессе обучения используются следующие методические средства:

ü мотивация учебной деятельности

ü создание ситуации успеха

ü создание обстановки, вызывающей положительные эмоции

ü организация положительных эмоций в общении «учитель - ученик - учитель»,

ü организация самоанализа собственной деятельности.

 

   Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности. Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, форм, средств и приёмов, а так же мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее развитие и познание. Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

   Каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат.

    Создание ситуации успеха на уроках математики – это метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета.

   По словам великого германский педагога А. Дистервега: « Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; ему можно предложить эти знания, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности»

   Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это

нужно именно ему, когда у него имеются личные мотивы для ее выполнения.

Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

   Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций

Операция

Назначение

Речевая парадигма

Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

 «Выполняя работу, не забудьте о…»

Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

 

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

   Решение проблем социализации учащихся на уроках математики осуществляется в следующих аспектах.

ü Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем

ü Ведем работу по формированию навыков и приёмов решения задач, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.

ü Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности. Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. Вот несколько тем таких проектов по математике:

1)    Как обсчитать бюджет семьи?

2)    Сколько стоит ремонт?

3)    Грамотный покупатель.

4)    Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.

5)    Числа вокруг нас.

6)    Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.

ü Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.

ü Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.

ü Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.

ü Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.

ü Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями когнитивных процессов, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.

ü  Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению.

 

   При работе с учащимися 10 – 11 классов основой мотивации служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь. При изучении математических наук акцент делается не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность.

   Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.


 

Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики

Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики

Создание ситуации успеха на уроках математики – это метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета

Создание ситуации успеха на уроках математики – это метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Вот несколько тем таких проектов по математике: 1)

Вот несколько тем таких проектов по математике: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2022