Социализация обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы (из опыта работы)
Оценка 5

Социализация обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы (из опыта работы)

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.01.2017
Социализация  обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы  (из опыта работы)
В статье отслежены важные моменты комплексного взаимодействия специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра как инновационного структурного подразделения школы для лиц с нарушением зрения. Представлен опыт организации службы социального педагога по вопросам социализации личности обучающегося, имеющего патологию органов зрения.За прошедшие годы в школе сложилась отлаженная система работы службы социального педагога, которая занимает достойную нишу в сформировавшейся модели медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с патологией зрения. Приоритетным направлением в работе специалистов школьного диагностико-реабилитационного центра является координация работы педагогического коллектива по социализации и адаптации обучающихся с патологией органов зрения в современный социум.В статье описан опыт работы по социализации детей с патологией органов зрения.
Статья.doc
Социализация  обучающихся с патологией органов зрения А.А.Лебедева, социальный педагог,  Н.В.Назаренко, методист­реабилитолог,  КГКОУ «Алтайская  общеобразовательная школа №2» в условиях школы  (из опыта работы) В   статье  отслежены   важные   моменты     комплексного   взаимодействия   специалистов школьного  диагностико­реабилитационного   центра  как инновационного  структурного   подразделения школы для лиц с нарушением зрения. Представлен опыт организации службы социального педагога по вопросам социализации личности обучающегося, имеющего патологию органов зрения. Алтайская общеобразовательная школа  №2   основана в 1996 году. С первых дней создания школы параллельно   с   вопросами   формирования   контингента   обучающихся,   становления   педагогического коллектива, выстраивания концепции развития образовательного учреждения, отработки структуры школы в рамках деятельности школьного диагностико­реабилитационного центра   создавалась служба социального педагога. Служба социального педагога наделялась своими структурными характеристиками в соответствии с выполняемыми целями и спецификой деятельности. За прошедшие годы в школе сложилась отлаженная система   работы   службы   социального   педагога,   которая   занимает   достойную   нишу   в   сформировавшейся модели медико­психолого­педагогического сопровождения обучающихся с патологией зрения. Приоритетным   направлением   в   работе   специалистов   школьного   диагностико­реабилитационного центра   является   координация   работы   педагогического   коллектива   по   социализации   и   адаптации обучающихся с патологией органов зрения в  современный социум. Такая работа проводится по  нескольким направлениям:     Социально­психологическая адаптация отношений Социально­экономическая адаптация Социально­политическая адаптация Социально­культурная адаптация   Для   решения   вопросов   социально­психологической   адаптации   обучающихся     педагогический   коллектив прежде всего опирается на взаимоотношениях ребёнка и  семьи. С этой целью в школе  на протяжении всех лет проводятся занятия Школы для родителей, где  осуществляется психолого­педагогическое просвещение, формируются  условия для взаимопонимания в семье.     Развитие слепого ребёнка  очень тесно связано с его воспитанием и обучением. Слепой ребёнок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями об окружающем мире.    Исследования, проведённые в Институте  коррекционной педагогике по сравнительному изучению  слепых и нормально видящих детей младшего школьного возраста,  показали,  что их развитие подчинено общим психологическим   закономерностям.   Однако   при     отсутствии     зрения     у   них   имеются     значительные особенности в способах восприятия, в развитии, в движении, в ориентировке в пространстве, в формировании предметных и пространственных отношений.    В развитии слепого ребёнка  можно отметить три характерные особенности.     Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребёнка по сравнению с развитием нормально видящего. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Несколько замедленное  общее развитие  слепого ребёнка обусловлено меньшим и бедным запасом образных представлений,   недостаточной   упражняемостью   двигательной   сферы,   ограниченностью   освоенного пространства, а самое главное ­  меньшей активностью при познании окружающего мира.    Второй особенностью развития слепого ребёнка является несовпадение темпов развития  слепого ребёнка  с темпами развития зрячего ребёнка. Несовпадение  развития зрячих и слепых детей связано с тем, что слепому приходится   вырабатывать   свои   способы   познания   предметного   мира,   не   свойственные   зрячим.   До   того времени,   пока   у     слепого   ребёнка   не   выработаются   способы   компенсации   слепоты,   способы   познания окружающих   предметов   на   суженной   основе,     представления,   получаемые   им   из   внешнего   мира,   будут неполны, отрывочны и ребёнок будет развиваться медленнее.    Третьей особенностью развития слепого ребёнка является диспропорциональность. Она  проявляется в том, что     психические   процессы   качества   личности,   которые     менее   страдают   от   отсутствия   зрения   (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие,  которые напрямую связаны сл зрением, медленнее (движения, овладение пространством). Диспропорциональность вызвана отсутствием   приёмов и способов компенсации, основанных на зрительной информации.   Нормально развивающийся ребёнок в дошкольном возрасте  активно накапливает знания и представления об окружающей жизни и тем самым создаёт основу для развития высших познавательных процессов. Отсутствие зрения  вызывает значительное уменьшение количества  воспринимаемых ребёнком раздражений. Множество предметов  окружающего  мира    и их качеств  недоступно познанию слепого  ребёнка,  в связи с этим его представления о них бедны и порой искажены.      И.М.Сеченов говорил, что слепому рука заменяет глаз. Однако сам процесс осязательного восприятия, основанного   на   двигательно­тактильной   чувствительности,   в   сформированном   виде   иной,   чем   процесс зрительного  восприятия.    Поэтому, учитывая все нюансы, связанные с особенностями развития и воспитания слепых и слабовидящих, педагогический коллектив одним из приоритетных направлений в своей работе выбирает направление тесного сотрудничества с родителями обучающихся. Естественно,   ведущую роль, важное место   в этом процессе занимают специалисты школьного диагностико­реабилитационного центра.          Работая в тесном взаимодействии с педагогами, родителями, специалисты ДРЦ подготовили  и правели занятия  по темам: 1. «Права,   обязанности   и   ответственность   участников   сациально­педагогического взаимодействия».  «Здоровье и счастье нашим детям».  «Психолого­педагогическое сопровождение семьи, воспитыва­ 2. 3.      ющей ребёнка с особенностями в развитии». 4. «Реализация   инновационных   путей   взаимодействия   психолого­педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии».  По результатам анкетирования родителей, проведенные занятия были не только интересны им по содержанию, но и полезны в практическом плане.  Кроме того были использованы для решения вопросов по данному направлению такие виды работы, как:  организация   «круглых   столов»,   семинаров,   встреч   для   родителей,   педагогов, обучающихся   по   социально­педагогической   проблематике.   В   практике   школы   используется   привлечение специалистов различных направлений из Комитета по социальной защите населения, из Краевой ассоциации по   борьбе   с   наркоманией,   из   Центра   профориентации   молодежи,   из   Краевого   детского психоневрологического   диспансера,   из   Центра   правовой   информации,     Краевой   специализированной библиотеки ВОС. Результатом   всей   проводимой   работы   по     социально­психологической   адаптации   отношений является: 1. Установление  тесного  контакта  семьи и школы  в решении вопросов  реабилитации,  обучения  и воспитания слабовидящего ребенка. 2. Социально­правовая грамотность родителей и обучающихся. 3. Защита прав и интересов обучающихся в различных инстанциях (педагогический совет, Совет по профилактике   правонарушений,   Комиссия   по   делам   несовершеннолетних   и   защите   их   прав,   суд, прокуратура).  4. Создание   пакета   документов   для   осуществления   целенаправленной   работы   социальной   службы школы. Вторым   направлением   в   работе   по   социализации     обучающихся   является     блок   социально   ­ экономической адаптации. Работа по этому вопросу ведётся через систему занятий по социально­бытовой ориентировке, где ученики  уже в начальной школе  приучаются к экономии и расчёту семейного бюджета. Следующим этапом  этой работы  является умение выстраивать  экономические отношения со сверстниками, воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Следующий   этап   работы   по   вопросу   социально­политической   адаптации     реализуется   через организацию   работы     органов   детского   самоуправления.   Воспитание   активной   жизненной   позиции достигается   путём   привлечения   учеников   к   общественной   жизни   класса,   школы,   участие   в   классных, школьных, внешкольных мероприятиях. Эффективность этой работы прослеживается   в формировании и   собственного   места   в   общественно­полезной развитии   способности   к   самостоятельному   выбору   деятельности   классного,   школьного   коллективов,   в     самостоятельном   стремлении   к   выстраиванию собственной   образовательной   траектории   и   получении   высоких   показателей   в   учёбе,   что   подтверждено неоднократными грантами и  стипендиями лучших по успеваемости  учащихся. Активная жизненная позиция обучающихся формируется и в направлении  объективно оценивать современные политические явления, уметь их анализировать,  сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Это происходит не только на уроках истории и обществознания, но и на внеклассных мероприятиях, посвящённых таким   датам,   как   День   Победы,   День   защитников   отечества,   День   независимости,   День   согласия   и примирения.   Такая   работа   способствует   формированию   социальных,   коммуникативных,   личностного самосовершенствования, информационных компетенций, формированию   ответственной, самостоятельной, инициативной   личности.   Слепые   и   слабовидящие   школьники   (инвалиды   по   зрению)     после   окончания специального (коррекционного) учреждения (школы) становятся гражданами страны, как это пафосно не звучит,     способными   при   определённых   условиях   обрести   самостоятельность,   адаптироваться   в   среде нормально видящих людей, стать конкурентно способными, материально независимыми, обрести семейное счастье. Эти постулаты подтверждают наши выпускники, что можно наблюдать из данной диаграммы:   Среди   выпускников     школы:   юристы,   экономисты,   учёные,   банковские   служащие,   менеджеры торговых компаний, строители, педагогии, специалисты по компьютерной технике, массажисты, специалисты по рекламе, стилисты, продавцы, рабочие. Особой гордостью школы является Логинов Артём, выпускник 2010 года, паралимпийский чемпион  по лёгкой атлетике, завоевавший  на Лондонской паралимпиаде  в 2012 году золотую и серебряные медали. Согласно Конституции Российской Федерации   и Закону «Об образовании» дети с ограниченными возможностями  имеют равное со всеми   право на образование.  Для них предусмотрено создание единого образовательно­воспитательного   пространства   и   специального   образования,   специальной     коррекционно­ развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения   и   оздоровления,   коррекцию   нарушений     развития,   абилитацию   и   реабилитацию,   социальную адаптацию, реализацию психолого­медико­педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания.  Четвёртым направлением социализации является  социально­культурная адаптация. Работа в данном направлении   осуществлялась через   привлечение учащихся к культурно­массовым мероприятиям класса, школы, участие в районных, городских, краевых, региональных культурно­массовых мероприятиях. Активное вовлечение обучающихся в клубы, культурные объединения, систему дополнительного образования (в школе работают:   хореографическая   студия   «Тип­топ»,   театральное   объединение   «СТеД»,     вокальная   группа «Фантазия»,   музыкальный   класс   «Тоника»,   студия   декоративно­прикладного   творчества   «Школа волшебников»).   Через   систему     такой   работы     происходит   воспитание   у   обучающихся     осознание собственного   Я,   определение   собственной   ниши     в    современном   окружающем   социуме,       превращение ребёнка в личность, заинтересованную   в самоизменении, раскрытии  качеств самопознания, самовоспитания, саморегуляции и самореализации. Весь системный комплекс воспитательной работы по социализации ученика направлен   на   достижения   им     личного   успеха,   превращения   ребёнка   в   свободную,   ответственную, самостоятельную,  инициативную Личность!  В.А.Сухомлинским сказал:  «Понимание языка детства – лучший проявитель негатива человеческого характера, ибо дети безошибочно улавливают фальшь и отдают свои сердца тем, кто по­ настоящему искренен и добр с ними». Литература: 1. Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н. «Воспитание и обучение слепого школьника», М., ООО «ИПТК  «Логос» ВОС, 2005 г. – С. 4­14, 2. Денискина В.З. «Конспекты лекций», 2007 г . 3. Солнцева Л.И. «Тифлопсихология детства», М., Полиграф Сервис, 2000 г., 4. Федеральный  Закон  от 24 ноября 1995 г. № 181­ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской  Федерации» ( с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января,  17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 , 30 декабря 2002 г. \\ Сборник законов о правах детей­инвалидов. – М., 2002. – С. 1­34.

Социализация обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы (из опыта работы)

Социализация  обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы  (из опыта работы)

Социализация обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы (из опыта работы)

Социализация  обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы  (из опыта работы)

Социализация обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы (из опыта работы)

Социализация  обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы  (из опыта работы)

Социализация обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы (из опыта работы)

Социализация  обучающихся с патологией органов зрения в условиях школы  (из опыта работы)