Социальная адаптация воспитанников

  • docx
  • 18.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Социальная адаптация воспитанников.docx

Социальная адаптация   воспитанников

Цель: выявление особенностей социальной адаптации воспитанников в целом и детей – сирот, оказание личностно – ориентированной помощи в преодолении трудностей в развитии,  поведении и интеграции в общество.

Задачи:

      Адаптация ребенка к новым условиям

      Профилактика отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии

      Социально – психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной сферы ребенка

      Обеспечение защиты социальных прав ребенка

 

Пояснительная записка

      Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением, – констатировала заместитель министерства образования Российской Федерации М.Н. Лазутова на Всероссийском совещании директоров детских домов и школ-интернатов. Ведущими причинами «социального сиротства» являются:

·        лишение родительских прав (до 70%);

·        отказ от воспитания ребёнка (до 20%);

·        пребывание родителей в местах заключения (до 10%).

 

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.

Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть  учет  состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных  и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального  развития.

Данная программа обеспечивает реализацию индивидуальной программы каждого воспитанника  с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в школе-интернате комплексом диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий.  

     Интернат – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять интернат как социальный институт – «заменитель» семьи.

Социолог А.Г. Харчёв выделяет следующие социальные функции семьи:

·        репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане;

·        воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

·        хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

·        экономическая – поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

·        первичный социальный контроль – ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми;

·        духовное общение – развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;

·        социально-статусная – представление определённого социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;

·        досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

·        эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.

 

 Цель программы заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей сирот, оказание личностно – ориентированной помощи  в преодолении недостатков в развитии, поведении и интеграции в общество.

      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Задачами программы являются:

  • адаптация ребенка к новым условиям;
  • преодоление социально – педагогической запущенности;
  • профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии;
  • предупреждение социальной и школьной  дезадаптации;

·         социально-психологическое сопровождение -  коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка;

·         Обеспечение социальной защиты прав ребенка.

Основные принципы программы:

·               Комплексность - взаимодействие разных специалистов.

·               Целостность – учет  взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.

·               Структурно- динамический подход  - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

·               Онтогенетический подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.

·               Антропологический подход - учет возрастных особенностей ребенка.

·               Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности ребенка.  

·               Оптимизм - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

Мероприятия проводятся с учащимися разного возраста, с учетом их возрастных и интеллектуальных  возможностей. Для учащихся младших классов наиболее значимыми являются циклы « Береги здоровье» и « Умеешь ли ты дружить?», для выпускников школы особое значение приобретают циклы « Твои права и обязанности»  и « Кем быть», «Твой дом». Могут использоваться различные формы проведения: лекции, беседы, игры, соревнования.

I   Защита социальных прав детей-сирот

мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.Защита финансовых интересов:

 

Контроль над выплатой пенсий, алиментов.

 

1 раз в квартал

 

Соц. педагог

Работа со ССП по выплате алиментов

 

1 раз в квартал

Соц. педагог

Работа со ССП по розыску родителей – должников.

В течение года

Соц. педагог

Оформление пенсий воспитанников, перевод пенсий

По мере необходимости

Соц. педагог

2. Право на жильё

Продолжить контроль над состоянием жилья. Для вновь прибывших воспитанников создать запрос в администрацию поселения об очерёдности на получение жилья.

 

В течение года

 

Соц. педагог

Провести мониторинг закреплённого жилья вновь прибывших воспитанников.

 

В течение года

 

Соц. педагог

3.Работа в социуме, суде, отделе ЗАГС, прокуратуре, отделе по социальным вопросам, ОВД, Сбербанке.

 

2 раза в месяц

 

Соц. педагог

 

4.Работа с личными делами

 

регулярно

 

Соц. педагог

5 .      Работа с документацией

 

 Оформление паспортов

 

 

В течение года

 

Соц. педагог

Оформление документации для военкомата

 

По запросу

 

Соц. педагог

Оформление документации в ЦЗ населения, отдел социальной защиты по летнему трудоустройству несовершеннолетних.

Март, апрель, май, июнь, июль, август

 

Соц. педагог

6. Работа с воспитанниками

 

Отслеживание процесса адаптации, создание социальных паспортов вновь прибывших воспитанников

По мере поступления

 

Соц. педагог, психолог

 Индивидуальное консультирование воспитанников по личным вопросам, учёбе, поведении, их прав и обязанностей.

 

В течение года

 

Соц. педагог, психолог

7. Взаимодействие со структурными подразделениями детского дома

 

Взаимодействие с воспитателями, учителями (Учеба, проблемы воспитанников, помощь в решении проблем).

В течение года

Соц. педагог, психолог

Взаимодействие с медицинской службой в оформлении документации: для военкомата, ВОПБ, оформление в дом – интернаты.

В течение года

 

Соц. педагог

8. Работа с семьёй

Поддерживать связь с родственниками воспитанников с целью дальнейшей поддержки их в жизни посредством переписки, личных встреч

В течение года

 

Соц. педагог

9.Сопровождение

Отправление писем на имя директора в учебное заведение с просьбой выслать характеристику на бывшего воспитанника детского дома.

 

По мере надобности

Соц. педагог

Телефонные переговоры с бывшими воспитанниками. Выявление возникших проблем, пути их решения.

В течение года

Соц. педагог

Поездки в учебные заведения

 

По возможности

 

Соц. педагог

Беседы с психологом о социальной адаптации в учебном заведении

В течение года

психолог

 

II Содержание фронтальных профилактических мероприятий среди подростков  

Тема

Примерные темы бесед

часы

1.     Твои права и обязанности

 

Что написано в «Конвенции о правах ребенка»?

Изучаем Законодательство России

Изучаем гражданский кодекс

Изучаем уголовный кодекс

Изучаем кодекс о труде

Брак и семья

 

 

1

 

1

5

4

4

2

2.     Береги здоровье

 

Чистота и здоровье

Полезная пища

Как себе помочь

В здоровом теле здоровый дух

Полезные и вредные привычки

О вреде курения

Жизнь без алкоголя

Наркотикам – нет!

 

2

2

2

1

1

1

1

1

3.     Кем быть?

Всякий труд почетен

Зачем нужно учиться?

Знаешь ли ты свои способности?

Знакомство с разными профессиями

Трудоустройство

1

1

3

10

2

4.      Умеешь ли ты дружить?

 

Школа вежливости

Как себя вести

Рыцарский этикет

Занятие по культуре поведения

Этичные и неэтичные поступки

О чем мечтает твой друг?

Мир и ссора

Каким тебя видят другие.

1

2

1

2

1

5. Твой дом

Уход за домом

Ремонт квартиры

Бюджет семьи

Решение бытовых проблем

 

 

4

3

2

3

 

                                                      

III Работа по профилактике правонарушений с "трудными" воспитанниками

Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения

Сентябрь

1.     Создание банка данных на "трудных" учащихся . Соц. педагог

2.     Индивидуальные беседы с "трудными" подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания.     Социальный педагог.

3.     Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий.    Кл. рук., соц. педагог

4.     Выявление детей, склонных к правонарушениям Кл. руководитель, соц. педагог

5.     Изучение состояния здоровья учащихся        Кл. руководитель, соц. педагог

6.     Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми данной категории      

      Соц. педагог. Администрация

7.     Посещение на дому. Изучение ЖБУ.            Кл. руководитель, соц. педагог

8.     Изучение семьи. Изучение  трудностей в обучении, общении и их причины.     Кл. руководитель.

9.     Родительский университет  "Социальная адаптация детей".     Соц. педагог

Правовой всеобуч

·          "Правила дорожного движения – закон для всех"    кл. руководитель

·         "Законы школьной жизни"                                              кл. руководитель

·         "Ответственность за порчу школьного имущества"             Соц. педагог

·         "Профилактика табакокурения"                                      кл. руководитель

·        День здоровья                                                            Учителя физкультуры

·        Дисциплинарная линейка                                          Зам. директора по ВР

Октябрь

1.     Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение  детей на дому.   Социальный педагог

2.     Изучение личности учащихся                  Кл. руководитель, соц. педагог

3.     Изучение семьи (семейных отношений) Кл. руководитель, соц. педагог

4.     Изучение интересов и способностей, учащихся            кл. руководитель

5.     Вовлечение учащихся  в кружковую деятельность. Кл. руководитель, социальный педагог

6.     Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".  

7.     Контроль за организацией питания учащихся    Кл. руководитель. Соц. педагог

8.     Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся"     

Правовой всеобуч:

·          "Преступление и правонарушение"   

·         "Как не стать жертвой преступления"

·         "Ответственность несовершеннолетних перед законом"    Соц. Педагог

·         "Профилактика пьянства и алкоголизма"

·        Посещение на дому каждого "трудного" подростка.       Соц. служба. Кл. рук.

·        Встречи с представителями правоохранительных органов.  Соц. педагог

·        Совет профилактики правонарушений "Причины трудновоспитуемости подростков"

·        Совет помощи семье и ребенку                                                        

Ноябрь

1.     Разработать рекомендации по работе с "трудными" детьми, и учащимися, требующими особого педагогического внимания для классных руководителей, для учителей- предметников, для родителей             Соц. педагог.

2.     Организация спортивной секции для "трудных" подростков Учителя физ-ры. Соц. педагог

3.     Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью "трудных" и детей, требующими особого педагогического внимания.    Кл. руководители. Соц.педагог

4.     Всемирный день ребенка. Соц. педагог.  Кл. руководители

5.     Административно-педагогический патруль. Посещение "трудных" подростков на  дому                                         Администрация

6.     Уроки психологического здоровья.     Кл. руководитель

Правовой всеобуч

·        - "Алкоголь – шаг к преступлению"

·        -  "Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними"

·        -  "Пожары и поджоги. Встреча с работниками МЧС"

·        Встречи с работниками здравоохранительных учреждений.          Соц. педагог

·        Совет профилактики правонарушений «Проблемы агрессивных детей. Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью»

Декабрь

1.     Вовлечение учащихся данной категории  в общешкольные и классные дела          Кл. руководитель. Организатор

2.     Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи.                                 Кл. руководитель. Организатор

3.     Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка".     Соц. педагог

4.     Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток. Социально-психологическая служба

5.     Совет профилактики "Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ".    

Правовой всеобуч:        Соц. педагог

·        "Наркотики и закон"                   

·        "Фальшивомонетничество – преступление"

·        "Профилактика драк и агрессивного поведения"

·        "Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции"

·        Совет помощи семье и ребенку             

 Январь

1.     Контроль за успеваемостью "трудных" учащихся.  Оказание своевременной помощи в обучении.                   Кл. руководитель, соц. педагог

2.     Индивидуальные занятия психолога с детьми данной категории     Психолог

3.     Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель.

4.     Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка".                                         Соц. педагог.

5.     Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы, посещение семей на дому.                        Социально-психологическая служба

6.     МО классных руководителей "Анализ работы с учащимися группы риска и "трудными" подростками"                             Зам. директора по ВР

7.     Производственное совещание при директоре  "Организация и состояние работы социальной службы с детьми, нуждающимися в социальной помощи" Зам. директора по ВР

8.     Уроки общения                                                              Кл. руководитель

Правовой всеобуч

·        "Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты"    

·        "Выезд за границу. Торговля людьми"

·        "Охрана общественного порядка"                        Соц. педагог

 Февраль

1.     Встреча родителей учащихся с узкими специалистами.       Соц. педагог

2.     Производственное совещание "Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке".  Зам. дир. по ВР

3.     Консультация для родителей,  на тему: "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье".    Соц. педагог

4.     Контроль за организацией питания учащихся, нуждающихся в поддержке .  Кл. руководитель. Соц. педагог

5.     Вечерний социально-педагогический патруль в  районе школы. Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому.Кл. руководитель. Соц. педагог

6.     Совет профилактики "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка".      

Правовой всеобуч

·        "Профилактика краж"

·        "Профилактика вредных привычек"

Март

1.     Консультация для родителей "Выбор будущей профессии".     Соц. педагог

2.     Родительский университет для родителей "Влияние алкоголя и никотина  на интеллектуальное и физическое развитие подростков"               Организатор

3.     Совещание  "Роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков"                Зам. директора по ВР

4.     МО классных руководителей "Состояние и результативность деятельности по осуществлению государственной защиты прав детей".   Зам. директора по ВР

5.     Совет профилактики "Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка"                                                                                    

6.     Правовой всеобуч

·        "Пожары. Поджоги. Мера ответственности"    Соц. педагог

Апрель

1.     Контроль за посещаемостью уроков и занятий кружка.  Кл. руководитель. .   Соц. педагог

2.     Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей"     Социальный  педагог.

3.     Производственное совещание "Организация и состояние работы с государственными и общественными организациями".  Зам. Директора по ВР

4.     День призывника.  Соц. педагог. Организатор

5.     Уроки нравственности     Кл. руководители

6.     Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому.   Социально-психологическая служба

7.     Совет профилактики  "Роль семьи в формировании интересов детей  и в выборе будущей профессии"                                                           

   Правовой всеобуч

·        "Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи". Соц. педагог

Май

1.     Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей.  Соц. педагог.

2.     Консультация для родителей на тему: "Трудоустройство".             Соц. педагог

3.     Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся.  Кл. руководитель. Психолог

4.     Подведение итогов работы . Анализ работы за год

5.     Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому.  Социально-психологическая служба

6.     Совет профилактики "Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей"

Правовой всеобуч

·         "Драки. Самооборона или преступление"       Соц. Педагог

 

IV мероприятия по профилактике и предупреждению суицида среди учащихся

Содержание работы     

Сроки проведения       

Ответственные

Разработать и провести    воспитательные часы на тему «Здоровый образ жизни»      

1 раз в месяц       

зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели

Разработать индивидуальный план    работы с учащимися девиантного поведения         

сентябрь    

зам. директора по ВР

Провести цикл бесед «Как    прекрасен этот мир» с учащимися и педагогами     по вопросам предупреждения детского суицида         

2 раза в полугодие       

зам. директора по ВР, воспитатели

Организовать конкурс стенгазет    «Не навреди здоровью своему»       

Сентябрь, декабрь, май         

зам. директора по ВР, воспитатели

Провести выставку творческих    работ с тематической направленностью «Я люблю тебя, жизнь»    

2 полугодие        

зам. директора по ВР, Сумина Е.Ф.

Подготовить и провести    читательскую конференцию на тему «Жизнь надо прожить так…»       

май  

библиотека

Проводить рейды «Подросток»      

в течение года    

Классные руководители, зам. директора по ВР

Организовать и проводить родительские собрания по профилактике суицида среди подростков        

согласно графику проведения         

зам. директора по УР, классные руководители

Проводить консультации,    дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении   

согласно графику проведения         

зам. директора по УР

 

Пополнять библиотечный фонд    современными методическими пособиями

постоянно

администрация

Проводить контроль    посещаемости занятий учащимися         

В течение года    

зам. директора по ВР, УР

V Индивидуальная адаптационная программа

   Индивидуальная адаптационная программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д  Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в интернат детям, трудно переносящим разлуку с родными,   отказывающимся от контактов со взрослыми и детьми, особенно детям,  поступающим в первый класс.

   Поэтому в течение первого  месяца с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта и доверительной связи между взрослым и ребенком, создание психолого-педагогических условий для подготовки ученика к общению, установление, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании. Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

      Индивидуальная адаптационная программа осуществляется социальным педагогом, психолог,  классным руководителем и воспитателем ребенка при участии других сотрудников школы –интерната.

      Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Содержание адаптационной программы :

·   нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

·  стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателями;

·  знакомство с обстановкой класса, группы, спального корпуса;

·  знакомство с воспитателями, работающими в группе;

·  вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания ребенка к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;

·  установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;

·  знакомство со сверстниками.

·  вовлечение ребенка в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между учениками.