Социальная адаптация воспитанников
Цель: выявление особенностей социальной адаптации воспитанников в целом и детей – сирот, оказание личностно – ориентированной помощи в преодолении трудностей в развитии, поведении и интеграции в общество.
Задачи:
• Адаптация ребенка к новым условиям
• Профилактика отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии
• Социально – психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной сферы ребенка
• Обеспечение защиты социальных прав ребенка
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.
Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением, – констатировала заместитель министерства образования Российской Федерации М.Н. Лазутова на Всероссийском совещании директоров детских домов и школ-интернатов. Ведущими причинами «социального сиротства» являются:
· лишение родительских прав (до 70%);
· отказ от воспитания ребёнка (до 20%);
· пребывание родителей в местах заключения (до 10%).
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.
Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть учет состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.
Данная программа обеспечивает реализацию индивидуальной программы каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в школе-интернате комплексом диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий.
Интернат – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять интернат как социальный институт – «заменитель» семьи.
Социолог А.Г. Харчёв выделяет следующие социальные функции семьи:
· репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане;
· воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
· хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
· экономическая – поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
· первичный социальный контроль – ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми;
· духовное общение – развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;
· социально-статусная – представление определённого социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;
· досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
· эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.
Цель программы заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей сирот, оказание личностно – ориентированной помощи в преодолении недостатков в развитии, поведении и интеграции в общество.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Задачами программы являются:
· социально-психологическое сопровождение - коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка;
· Обеспечение социальной защиты прав ребенка.
Основные принципы программы:
· Комплексность - взаимодействие разных специалистов.
· Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.
· Структурно- динамический подход - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
· Онтогенетический подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.
· Антропологический подход - учет возрастных особенностей ребенка.
· Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности ребенка.
· Оптимизм - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
Мероприятия проводятся с учащимися разного возраста, с учетом их возрастных и интеллектуальных возможностей. Для учащихся младших классов наиболее значимыми являются циклы « Береги здоровье» и « Умеешь ли ты дружить?», для выпускников школы особое значение приобретают циклы « Твои права и обязанности» и « Кем быть», «Твой дом». Могут использоваться различные формы проведения: лекции, беседы, игры, соревнования.
I Защита социальных прав детей-сирот
мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
1.Защита финансовых интересов:
|
||
Контроль над выплатой пенсий, алиментов.
|
1 раз в квартал
|
Соц. педагог |
Работа со ССП по выплате алиментов
|
1 раз в квартал |
Соц. педагог |
Работа со ССП по розыску родителей – должников. |
В течение года |
Соц. педагог |
Оформление пенсий воспитанников, перевод пенсий |
По мере необходимости |
Соц. педагог |
2. Право на жильё |
||
Продолжить контроль над состоянием жилья. Для вновь прибывших воспитанников создать запрос в администрацию поселения об очерёдности на получение жилья.
|
В течение года
|
Соц. педагог |
Провести мониторинг закреплённого жилья вновь прибывших воспитанников.
|
В течение года
|
Соц. педагог |
3.Работа в социуме, суде, отделе ЗАГС, прокуратуре, отделе по социальным вопросам, ОВД, Сбербанке.
|
2 раза в месяц
|
Соц. педагог |
4.Работа с личными делами |
регулярно |
Соц. педагог |
5 . Работа с документацией |
||
Оформление паспортов
|
В течение года |
Соц. педагог |
Оформление документации для военкомата
|
По запросу
|
Соц. педагог |
Оформление документации в ЦЗ населения, отдел социальной защиты по летнему трудоустройству несовершеннолетних. |
Март, апрель, май, июнь, июль, август
|
Соц. педагог |
6. Работа с воспитанниками
|
||
Отслеживание процесса адаптации, создание социальных паспортов вновь прибывших воспитанников |
По мере поступления
|
Соц. педагог, психолог |
Индивидуальное консультирование воспитанников по личным вопросам, учёбе, поведении, их прав и обязанностей.
|
В течение года
|
Соц. педагог, психолог |
7. Взаимодействие со структурными подразделениями детского дома
|
||
Взаимодействие с воспитателями, учителями (Учеба, проблемы воспитанников, помощь в решении проблем). |
В течение года |
Соц. педагог, психолог |
Взаимодействие с медицинской службой в оформлении документации: для военкомата, ВОПБ, оформление в дом – интернаты. |
В течение года
|
Соц. педагог |
8. Работа с семьёй |
||
Поддерживать связь с родственниками воспитанников с целью дальнейшей поддержки их в жизни посредством переписки, личных встреч |
В течение года
|
Соц. педагог |
9.Сопровождение |
||
Отправление писем на имя директора в учебное заведение с просьбой выслать характеристику на бывшего воспитанника детского дома.
|
По мере надобности |
Соц. педагог |
Телефонные переговоры с бывшими воспитанниками. Выявление возникших проблем, пути их решения. |
В течение года |
Соц. педагог |
Поездки в учебные заведения
|
По возможности
|
Соц. педагог |
Беседы с психологом о социальной адаптации в учебном заведении |
В течение года |
психолог |
II Содержание фронтальных профилактических мероприятий среди подростков
Тема |
Примерные темы бесед |
часы |
1. Твои права и обязанности
|
Что написано в «Конвенции о правах ребенка»? Изучаем Законодательство России Изучаем гражданский кодекс Изучаем уголовный кодекс Изучаем кодекс о труде Брак и семья
|
1
1 5 4 4 2 |
2. Береги здоровье
|
Чистота и здоровье Полезная пища Как себе помочь В здоровом теле здоровый дух Полезные и вредные привычки О вреде курения Жизнь без алкоголя Наркотикам – нет!
|
2 2 2 1 1 1 1 1 |
3. Кем быть? |
Всякий труд почетен Зачем нужно учиться? Знаешь ли ты свои способности? Знакомство с разными профессиями Трудоустройство |
1 1 3 10 2 |
4. Умеешь ли ты дружить?
|
Школа вежливости Как себя вести Рыцарский этикет Занятие по культуре поведения Этичные и неэтичные поступки О чем мечтает твой друг? Мир и ссора Каким тебя видят другие. |
1 2 1 2 1 |
5. Твой дом |
Уход за домом Ремонт квартиры Бюджет семьи Решение бытовых проблем
|
4 3 2 3 |
III Работа по профилактике правонарушений с "трудными" воспитанниками
Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения
Сентябрь
1. Создание банка данных на "трудных" учащихся . Соц. педагог
2. Индивидуальные беседы с "трудными" подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания. Социальный педагог.
3. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий. Кл. рук., соц. педагог
4. Выявление детей, склонных к правонарушениям Кл. руководитель, соц. педагог
5. Изучение состояния здоровья учащихся Кл. руководитель, соц. педагог
6. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми данной категории
Соц. педагог. Администрация
7. Посещение на дому. Изучение ЖБУ. Кл. руководитель, соц. педагог
8. Изучение семьи. Изучение трудностей в обучении, общении и их причины. Кл. руководитель.
9. Родительский университет "Социальная адаптация детей". Соц. педагог
Правовой всеобуч
· "Правила дорожного движения – закон для всех" кл. руководитель
· "Законы школьной жизни" кл. руководитель
· "Ответственность за порчу школьного имущества" Соц. педагог
· "Профилактика табакокурения" кл. руководитель
· День здоровья Учителя физкультуры
· Дисциплинарная линейка Зам. директора по ВР
Октябрь
1. Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому. Социальный педагог
2. Изучение личности учащихся Кл. руководитель, соц. педагог
3. Изучение семьи (семейных отношений) Кл. руководитель, соц. педагог
4. Изучение интересов и способностей, учащихся кл. руководитель
5. Вовлечение учащихся в кружковую деятельность. Кл. руководитель, социальный педагог
6. Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".
7. Контроль за организацией питания учащихся Кл. руководитель. Соц. педагог
8. Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся"
Правовой всеобуч:
· "Преступление и правонарушение"
· "Как не стать жертвой преступления"
· "Ответственность несовершеннолетних перед законом" Соц. Педагог
· "Профилактика пьянства и алкоголизма"
· Посещение на дому каждого "трудного" подростка. Соц. служба. Кл. рук.
· Встречи с представителями правоохранительных органов. Соц. педагог
· Совет профилактики правонарушений "Причины трудновоспитуемости подростков"
· Совет помощи семье и ребенку
Ноябрь
1. Разработать рекомендации по работе с "трудными" детьми, и учащимися, требующими особого педагогического внимания для классных руководителей, для учителей- предметников, для родителей Соц. педагог.
2. Организация спортивной секции для "трудных" подростков Учителя физ-ры. Соц. педагог
3. Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью "трудных" и детей, требующими особого педагогического внимания. Кл. руководители. Соц.педагог
4. Всемирный день ребенка. Соц. педагог. Кл. руководители
5. Административно-педагогический патруль. Посещение "трудных" подростков на дому Администрация
6. Уроки психологического здоровья. Кл. руководитель
Правовой всеобуч
· - "Алкоголь – шаг к преступлению"
· - "Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними"
· - "Пожары и поджоги. Встреча с работниками МЧС"
· Встречи с работниками здравоохранительных учреждений. Соц. педагог
· Совет профилактики правонарушений «Проблемы агрессивных детей. Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью»
Декабрь
1. Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела Кл. руководитель. Организатор
2. Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи. Кл. руководитель. Организатор
3. Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка". Соц. педагог
4. Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток. Социально-психологическая служба
5. Совет профилактики "Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ".
Правовой всеобуч: Соц. педагог
· "Наркотики и закон"
· "Фальшивомонетничество – преступление"
· "Профилактика драк и агрессивного поведения"
· "Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции"
· Совет помощи семье и ребенку
Январь
1. Контроль за успеваемостью "трудных" учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении. Кл. руководитель, соц. педагог
2. Индивидуальные занятия психолога с детьми данной категории Психолог
3. Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель.
4. Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка". Соц. педагог.
5. Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы, посещение семей на дому. Социально-психологическая служба
6. МО классных руководителей "Анализ работы с учащимися группы риска и "трудными" подростками" Зам. директора по ВР
7. Производственное совещание при директоре "Организация и состояние работы социальной службы с детьми, нуждающимися в социальной помощи" Зам. директора по ВР
8. Уроки общения Кл. руководитель
Правовой всеобуч
· "Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты"
· "Выезд за границу. Торговля людьми"
· "Охрана общественного порядка" Соц. педагог
Февраль
1. Встреча родителей учащихся с узкими специалистами. Соц. педагог
2. Производственное совещание "Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке". Зам. дир. по ВР
3. Консультация для родителей, на тему: "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье". Соц. педагог
4. Контроль за организацией питания учащихся, нуждающихся в поддержке . Кл. руководитель. Соц. педагог
5. Вечерний социально-педагогический патруль в районе школы. Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому.Кл. руководитель. Соц. педагог
6. Совет профилактики "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка".
Правовой всеобуч
· "Профилактика краж"
· "Профилактика вредных привычек"
Март
1. Консультация для родителей "Выбор будущей профессии". Соц. педагог
2. Родительский университет для родителей "Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков" Организатор
3. Совещание "Роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков" Зам. директора по ВР
4. МО классных руководителей "Состояние и результативность деятельности по осуществлению государственной защиты прав детей". Зам. директора по ВР
5. Совет профилактики "Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка"
6. Правовой всеобуч
· "Пожары. Поджоги. Мера ответственности" Соц. педагог
Апрель
1. Контроль за посещаемостью уроков и занятий кружка. Кл. руководитель. . Соц. педагог
2. Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей" Социальный педагог.
3. Производственное совещание "Организация и состояние работы с государственными и общественными организациями". Зам. Директора по ВР
4. День призывника. Соц. педагог. Организатор
5. Уроки нравственности Кл. руководители
6. Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому. Социально-психологическая служба
7. Совет профилактики "Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии"
Правовой всеобуч
· "Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи". Соц. педагог
Май
1. Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей. Соц. педагог.
2. Консультация для родителей на тему: "Трудоустройство". Соц. педагог
3. Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог
4. Подведение итогов работы . Анализ работы за год
5. Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому. Социально-психологическая служба
6. Совет профилактики "Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей"
Правовой всеобуч
· "Драки. Самооборона или преступление" Соц. Педагог
IV мероприятия по профилактике и предупреждению суицида среди учащихся
Содержание работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
Разработать и провести воспитательные часы на тему «Здоровый образ жизни» |
1 раз в месяц |
зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели |
Разработать индивидуальный план работы с учащимися девиантного поведения |
сентябрь |
зам. директора по ВР |
Провести цикл бесед «Как прекрасен этот мир» с учащимися и педагогами по вопросам предупреждения детского суицида |
2 раза в полугодие |
зам. директора по ВР, воспитатели |
Организовать конкурс стенгазет «Не навреди здоровью своему» |
Сентябрь, декабрь, май |
зам. директора по ВР, воспитатели |
Провести выставку творческих работ с тематической направленностью «Я люблю тебя, жизнь» |
2 полугодие |
зам. директора по ВР, Сумина Е.Ф. |
Подготовить и провести читательскую конференцию на тему «Жизнь надо прожить так…» |
май |
библиотека |
Проводить рейды «Подросток» |
в течение года |
Классные руководители, зам. директора по ВР |
Организовать и проводить родительские собрания по профилактике суицида среди подростков |
согласно графику проведения |
зам. директора по УР, классные руководители |
Проводить консультации, дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении |
согласно графику проведения |
зам. директора по УР
|
Пополнять библиотечный фонд современными методическими пособиями |
постоянно |
администрация |
Проводить контроль посещаемости занятий учащимися |
В течение года |
зам. директора по ВР, УР |
Индивидуальная адаптационная программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в интернат детям, трудно переносящим разлуку с родными, отказывающимся от контактов со взрослыми и детьми, особенно детям, поступающим в первый класс.
Поэтому в течение первого месяца с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта и доверительной связи между взрослым и ребенком, создание психолого-педагогических условий для подготовки ученика к общению, установление, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании. Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.
Индивидуальная адаптационная программа осуществляется социальным педагогом, психолог, классным руководителем и воспитателем ребенка при участии других сотрудников школы –интерната.
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
Содержание адаптационной программы :
· нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
· стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателями;
· знакомство с обстановкой класса, группы, спального корпуса;
· знакомство с воспитателями, работающими в группе;
· вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания ребенка к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
· установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;
· знакомство со сверстниками.
· вовлечение ребенка в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между учениками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.