Семья как институт социализации ребенка
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Роль семьи в развитии личности………………………………………… 4
1.1. Социализация личности в семье………………………………….. 4
1.2. Формирование взаимоотношений в семье……………………….. 6
2. Типы семейных взаимоотношений…………………………………….... 9
2.1. Классификация стилей воспитания………………………...…….. 9
2.2. Влияние типа воспитания на социализацию личности……..…. 12
Заключение…………………………………………………………………….. 17
Список использованных источников………………………………………… 18
Тематический словарь по социальной педагогике………………………….. 19
3
Введение
Семья – сложное социальное образование и является очень
разносторонним: как социальный институт во взаимосвязи с другими
социальными институтами и процессами; как малая социальная группа, как
один из первых институтов на пути социализации личности, а так же многое
другое.
Семья является важнейшим институтом социализации личности.
Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.
На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка
единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека
включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица.
Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и
наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно
рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга
личности. Социализация в семье происходит как в результате
целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального
учения.
Изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как
Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов,
Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, А. С.
Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Цель реферата – выявление влияния семьи на социализацию личности.
Задачи:
· Проанализировать роль семьи в развитии личности;
· Изучить типы семейных взаимоотношений;
· Указать влияние типа воспитания на социализацию личности.
4
1. Роль семьи в развитии личности
1.1. Социализация личности в семье
Семья является одним из самых важных факторов социализации
личности. Ведь весь опыт, все накопленные в семейной среде нормы
поведения, морали и многое другое, что приобретается в семье, остается
потом с человеком на всю жизни. Вся основа личности закладывается именно
в семье. Структура личности начинает формироваться у ребенка уже с
первых дней общения со своими родителями, родственниками и всеми
членами семьи.
В процессе воспитания ребенка развивается и обогащается и личность
воспитателя, повышает его социальный опыт. Некоторые родители,
воспитывая своего ребенка, так же, намерено занимались и собственным
воспитанием, что является прекрасной позицией, к сожалению, не
получившей широкого распространения.
Родители играют очень важную роль в жизни каждого. Чаще всего,
ребенок перенимает от родителей все образцы поведения, старается походить
на них. От родителей во многом зависит то, как будет вести себя ребенок,
какими качествами преобладать, какие иметь ценности.
Очень правильным является такой процесс воспитания, когда родители
контролируют в первую очередь свое поведение .
Семья влияет на личность в различных направлениях, не только в
воспитании детей родителями. Важную роль играют взаимоотношения
между различными поколениями в семье, а так же отношения в пределах
одного поколения. Как малая группа, семья влияет на всех своих членов. Но,
что является не менее важным, каждый член этой группы тоже влияет на нее
всю.
Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым
социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом,
5
становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно
предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие
ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно,
как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи,
рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на
работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации,
т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.
Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей.
Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни
семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.
Для развития личности семья имеет колоссальное значение. Важно
отметить различия в развитии детей, участвующих в жизни этой, так
называемой малой группы, и тех детей, например, которые выросли в
детских домах и были лишены такой возможности. Таким образом,
обделенные в этом дети нередко отстают в развитии и являются менее
чувствительными эмоционально. Это касается не только детей, но и
взрослых, для которых отсутствие подобного рода общения является
причиной одиночества и расстройства личности.
Хорошо известен тот факт, что на поведение человека влияет
присутствие других лиц. Люди часто ведут себя иначе, когда рядом есть
другие люди. Причем, довольно важным является тот факт, что в окружении
людей, от которых индивид чувствует благосклонное, доброе отношение, он
ведет себя так, чтоб показать себя с лучшей стороны, оправдать хорошее
отношение. И, наоборот, в недоброжелательной среде человек чувствует
некое угнетение, сопротивление окружающим.
При хороших, дружеских отношениях в малой группе, коллектив
оказывает мощное влияние на индивида, что особенно выражается в
формировании духовных ценностей, образцов и норм поведения, манеры
взаимодействия с другими индивидами. Семья помогает человеку ощутить
себя значимым для других членов этой малой группы, что удовлетворяет
6
эмоциональные потребности индивида.
Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее
членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки
и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в
семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой
разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека
большее или меньшее влияние.
В жизни общества семья играет очень важную роль. Ее функции
рассматриваются не только с точки зрения реализации целей общества, но и
с позиции выполнения обязанностей перед обществом. Семья выполняет
множество важных социальных функций и удовлетворяет различные
потребности общества.
1.2. Формирование взаимоотношений в семье
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности
родителей играют саму важную роль в жизни каждого человека. Не
случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в
тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения
ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других
эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и
родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей
необходима для поддержания самой жизни ребенка, а нужда в родительской
любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького
человеческого существа.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании
возможности и даже целесообразности независимого существования
взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При
этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и
7
ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность
родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность,
безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться
родительству.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и
задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими
нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом
взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми
на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой
и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого
уровня развития — коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного
воспитания, принятые в семье ценности.
Выделяется три стиля семейного воспитания:
1) демократический,
2) авторитарный,
3) попустительский.
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы
ребенка, это стиль согласия.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение
ребенку, это стиль подавления.
При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе.
Демократичные родители ценят в поведении ребёнка и
самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему
право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя
его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль,
основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком
8
раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не
стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при
таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения и не
считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов.
Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не
вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с
родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети
авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и
становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
9
2. Типы семейных взаимоотношений
2.1. Классификация стилей воспитания
Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь
видов:
1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу
половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей
гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и
наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье
членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;
2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную
основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего
хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное
обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми,
престарелыми родителями и другими членами семьи;
3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое
регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и
обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими
родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение
правонарушений и других антиобщественных проступков детей;
4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных
ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном
воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к
старшим, воспитание любви к труду;
5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия
членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в
семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений,
обеспечивают развитие ребенка как личности;
10
6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной
педагогики и реализации воспитательных функций семьи;
7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи,
одежды, жилища, использование достижений культуры.
Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко
выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что
авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое
убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является
женщина. «Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и
не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое
важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели
семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние.
Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в
жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали.
Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.
Сотрудничество в семье. Здесь семейные отношения построены на доверии.
Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на
равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо
разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к
другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и
отличаются мирным взаимодействием между собой.
Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота
и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все
материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше,
если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в
жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным.
Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или
коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.
Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от
11
друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно
относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям
безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек.
Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к
чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им
4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и
результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и
сотрудничество.
Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней
закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы
поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества
личности, а так же стимулирует социальную, творческую активность
человека и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в
процессе воспроизводства общества. Именно в семье складываются
представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном
отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в
семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности,
справедливости.
По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное
воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое
воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к
детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Таким образом,
проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна
предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной
роли малых и больших групп в развитии личности.
12
2.2. Влияние типа воспитания на социализацию личности
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего
поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт
первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную
природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом
норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций
ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей,
модели ролевого поведения.
Без влияния семейного воспитания невозможно представить себе
процесс социализации ребенка, а ее недооценка, по мнению ряда
исследователей ведет к перекосам в общественном воспитании и
педагогическому волюнтаризму, преувеличению роли школы в процессе
воспитания личности. Несмотря на понимание роли семьи как социального
фактора развития ребенка следует отметить, что на семью необходимо
влияние извне для того, чтобы процесс семейного воспитания был более
эффективным и избежал деструктивных влияний социальной среды.
При изучении возможностей семейного воспитания необходимо
учитывать четыре основных составных части семьи: структуру, окружение
семьи, функционирование и историю развития.
Под структурой семьи понимается система отношений родства, а также
совокупность духовных, нравственных, психологических отношений,
внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. Учитывается
количество членов семьи, их родственные связи, наличие подсистем в семье,
характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений,
взаимодействие с социальной средой.
Под окружением семьи понимается ситуация проживания,
социо-экономический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в
социуме, влияние референтной группы ближайших родственников.
Функционирование семьи включает в себя ролевую деятельность ее
13
членов - совокупность установок, норм и образцов поведения,
характеризующих одних членов семьи в их отношении к другим ее членам.
История развития семьи включает в себя генеалогическое древо семьи,
обычаи, традиции и стадии семейной жизни.
Т, А. Куликова так определяет понятие семья - «это малая социальная
группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная
необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом
и духовном воспроизводстве населения».
При этом автор выделяет следующие типы семей:
1. Патриархальная (традиционная) семья, которая представляет собой
самый большой по численности тип семьи, в которой много детей, зависящих
от родителей, почитаются старшие, строго соблюдаются национальные и
религиозные обряды.
2. Нуклеарная семья, которая состоит преимущественно из двух
поколений (родителей и детей до их вступления в брак). Иногда нуклеарная
семья (расширенная) может состоять из трех поколений, включая бабушек и
дедушек, однако, это скорее вызвано экономической необходимостью, чем
реальной духовной потребностью семьи. В отличие от традиционной
(патриархальной) семьи, многопоколенной по своей сути, нуклеарная семья
страдает рядом недостатков, среди которых можно выделить следующие:
1. Отсутствие старших родственников (бабушек, дедушек) приводящее
к однопоколенному воспитанию, что, в свою очередь, снижает влияние
традиционных семейных ценностей на развитие ребенка;
2. Малодетность семьи;
3. Неопытность молодых родителей;
4. Недостаточное внимание к воспитанию детей в силу необходимости
зарабатывания денег на содержание семьи, тогда как в традиционной семье
эти проблемы лежаться на плечи родственников, менее занятых реализацией
экономической функции семьи;
14
При недостаточности воспитательных воздействий на ребенка
отмечается более низкий уровень участия отца по сравнению с ролью матери.
3. Неполная семья, которая появляется при разводе родителей или
смерти одного из родителей. В неполной семье один из супругов полностью
берет на себя воспитание детей.
4. Материнская (внебрачная) семья отличается от неполной тем, что
мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.
Право на воспитание позволяет родителям принимать решения и
проводить мероприятия, необходимые для формирования личности детей,
развития у них соответствующих взглядов и привычек. Семейное право
включает в право воспитания и ряд родительских правомочий, в частности,
на общение с ребенком, позволяющее родителям видеть ребенка,
контролировать его поступки, непосредственно воздействовать на его
сознание; отдавать детей государственным учреждениям образования на
воспитание и обучение; определять место проживания детей и т. д.
При этом государство осуществляет контроль за реализацией права
родителей на воспитание детей через дошкольные образовательные
учреждения, школу и ее общественные организации, через родительские
комитеты при школах, предприятия и учреждения, где работают родители,
через органы опеки, общественные организации и др. учреждения.
Несмотря на то, что воспитательная функция признается важнейшей
функцией семьи, однако, воспитательные возможности разных семей, их
воспитательный потенциал весьма различен и зависит от целого ряда
факторов: типа семьи, структуры, материальной обеспеченности,
социального статуса, традиционных укладов воспитания, религиозной
принадлежности, региона проживания, уровня культуры, образовании и
педагогической компетентности родителей, а также ряда других факторов.
Поэтому исследователи стремятся обозначить основные компоненты
воспитательного потенциала семьи, к которым относятся биологический,
психологический, экономический и социальный.
15
Биологический компонент определяется факторами наследственности и
влияние его является недостаточно изученным. Психологический компонент
основан на типе семьи, ролевых функциях членов семьи, типе
взаимоотношений в семье, уровне педагогической компетентности,
интеллектуального и эмоционального развития родителей, нравственно-
психологическом климате семьи. Экономический компонент определяется
уровнем доходов семьи, наличием материальных благ. Социальный
компонент складывается из принадлежности семьи к определенной
этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, их
профессии и занимаемой должности, культурного и духовного уровня
развития.
Если биологический и экономический компоненты воспитательного
потенциала семьи не доступны педагогической коррекции, то в отношении
психологического и социального компонентов можно говорить о
возможностях специально организованного педагогического воздействия
извне на некоторые из определяющих указанные компоненты факторы с
целью оптимизации процесса семейного воспитания и социализации
личности ребенка. При этом следует учитывать законы гомеостаза: любая
система стремиться к самосохранению. Следовательно, при недостаточно
профессиональной педагогической работе с семьей можно столкнуться с
проблемой отсутствия благоприятного контакта с родителями либо
агрессивным отторжением любых попыток оказать влияние на происходящие
в ней процессы.
Семья является первой и естественной воспитательной средой,
принимая на себя основной труд и ответственность за воспитание ребенка,
так как в аспекте социальных норм и правил она представляет собой
специфическую форму взаимодействия индивидов, которая в структурном и
деятельностно-функциональном отношении определяется через наличие
культурно-установленных ролевых предписаний. В культурном пространстве
они задают социально приемлемые образцы семейного поведения, которые
16
транслируются от поколения к поколению. Упорядоченные модели ролевого
поведения членов семьи, явно или неявно одобряемые обществом на
различных этапах развития, являются культурными компонентами измерения
ценности семьи с точки зрения ее социальной значимости,
привлекательности и оправдания индивидуального поведения в семье.
Заключение 17
Как фактор социализации семья обеспечивает непрерывное и
устойчивое воздействие, основанное на эмпатийно-родственных чувствах
взаимной ответственности и любви. Семья обеспечивает возможность
передачи социального опыта детям на основе наследования и в процессе
взаимного обучения. В подлинной семье каждый способен одновременно
ощутить себя и частицей, и центром семейного целого.
Семейная социализация, во-первых, подготавливает к будущей
семейной жизни, во-вторых, подготавливает к исполнению разнообразных
социальных ролей, в-третьих, семейная социализация стабилизирует
поколения по вертикали и социальные группы по горизонтали. Семья
оказывает социализирующее воздействие на индивида посредством
нормативного и информационного влияния.
Положительная и отрицательная направленность социализации ребенка
зависит также от семьи. Положительное воздействие семьи на личность
ребенка заключается и в том, что никто не любит его так и не заботится так,
как близкие для него люди в кругу семьи.
Процессы успешной позитивной семейной социализации и
идентификации личности в семье как задают долговременные
межличностные отношения, так и направляют на реализацию высоких
социальных и духовно-нравственных ценностей.
Одним из важнейших условий нормального развития и благополучного
вхождения в мир социальных отношений и культуры общества является
эмоциональный комфорт ребенка в семье.
Список использованных источников
1. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт.
2017. №8. – С. 88-90.
2. Кураженкова Н.С. Семья как главный институт воспитания
//Интернет-журнал «Мир науки» 2015 No3 http://mir-
nauki.com/PDF/22PDMN315.pdf (доступ свободный).
3. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков
(психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической
работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М.: АРГУС, 2004. – 267
с.
4. Маматов, О. В. Семья как важнейший институт социализации / О. В.
Маматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6
(65). — С. 865-867.
5. Омарова П. О., Гасанова З. З. Семья как институт социализации и
воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2018. №4. – С. 12-14.
6. Остапчук Л. Ю. Психология семейных отношений и формирование
личности // Сервис в России и за рубежом. 2018. №4. – С. 78-80.
7. Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование
личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный //
Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар.
науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство
АСГАРД", 2016. — С. 279-283.
8. Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики
управления.- 2007.- №5.- с.13.
9. Чукреева, В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его
благополучие / В. В. Чукреева. — Текст : непосредственный // Проблемы и
перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г.
Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 180-183.
Тематический словарь по социальной педагогике
АДАПТАЦИЯ (от лаг. adaptatio – приспособление, прилаживание) –
приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям
среды. Она направлена на сохранение сбалансированной деятельности
систем, органов и психической организации индивида при изменившихся
условиях жизни.
АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – воспитание, основанное
исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее
беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям; концепция,
предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя, подавление
инициативы и самостоятельности.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – активное приспособление человека
к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и
принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕБЕНКА – процесс и результат
согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с
окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым
условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных
социально-психологических общностях, установления соответствия
поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем
успешной социальной адаптации является психологическая
удовлетворенность ребенка этой средой.
БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ – дети, лишенные присмотра, внимания,
заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих,
детского коллектива, и одновременно при безразличии родителей,
воспитателей к детям. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с
родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сох
ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС – снижение адаптационных
возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности в целом или в
определенных условиях.
ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ (от франц. des... – приставка, означающая
уничтожение, удаление чего-либо + социализация) – утрата человеком по
20
каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его
жизнедеятельности факторов (длительные болезнь, отпуск, изоляция от
естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные для этого
человека условия самопроявления) социального опыта, отражающаяся на его
самореализации в среде жизнедеятельности.
КОРРЕКЦИЯ (от лат. correctio – исправление, поправка) –
исправление недостатков.
МАТЕРИНСТВО – особая функция, свойственная женщине,
проявляемая в осознании постоянной родственной, духовной и моральной
связи с детьми, заботе об их благополучии и воспитании.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – это совокупность средств и приемов
воспитательного воздействия, направленных на достижение определенной
цели воспитания, исправления, перевоспитания.
МИКРОКЛИМАТ СЕМЬИ – нравственно-психологический фон, на
котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется
воспитание.
ОПЕКА – форма устройства малолетних граждан (не достигших
возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных
судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и
попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями
подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически
значимые действия.
ПОДДЕРЖКА – опора кому-либо, чему-либо; содействие в чем-либо;
одобрение, согласие с кем-либо, присоединение к кому-либо. Она может
осуществляться по отношению к воспитаннику, воспитателю (учителю,
родителя, социальному педагогу), группе. В этом случае она носит
социально-педагогический характер.
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – форма устройства несовершеннолетних
граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан,
ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом
21
опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать
несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и
исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от
злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие
совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии
со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
РЕАБИЛИТАЦИЯ (от позднелат. rehabilitatio – восстановление; от
лат. re – приставка, обозначающая вновь, снова и habilitas – пригодность,
способность).
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ – особое чувство, характерное для
родителей и, в первую очередь матери, по отношению к своему ребенку.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ – целостное образование, реальная
направленность и своеобразие проявления воспитательной деятельности
родителя, сформировавшиеся под влиянием родительских представлений и
опыта воспитания своего ребенка (своих детей).
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ – непосредственные и
опосредованные действия со стороны родителя, направленные на
осуществление проверки и/или надзора над поведением, действиями и
поступками ребенка в целях приведения их в соответствие с общепринятыми
нормами и правилами в социокультурной среде жизнедеятельности.
СОПРОВОЖДЕНИЕ – идти рядом с человеком, идущим вперед,
преодолевая трудности. Как правило, оно используется по отношению к
человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих
(возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижении
жизненно важных целей.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis – общественный) – становление
социального в личности, формирование сознания, мировоззрения человека,
овладение им культурой, присущей данному обществу, социальной
общности, группе, усвоение социальных ролей, навыков общения,
самопроявления в среде жизнедеятельности, накопление опыта социального
22
поведения.
СОЦИАЛЬНЫЙ (социальное) (от лат. socialis – общественный) – это
общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в социуме
(обществе).
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – относительно устойчивые типы и
формы социальной практики, посредством которых организуется
общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в
рамках социальной организации общества.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – сложившиеся под воздействием
социальной практики правила, предписания, признанный обязательным
порядок чего-либо, нормы и правила общественного поведения и проявления
человека в социокультурной среде. Они могут соответствовать или не
соответствовать (противоречить) общественным нормам в зависимости от
социальной направленности группы.
ФАКТОР (от лат. factor – производящий) – движущая сила какого-либо
явления или процесса, определяющая его сущность, главное направление;
существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
ЦЕННОСТИ – идеалы или конечные цели; основные оценочные
стандарты желаемого; положительная или отрицательная значимость
объектов и явлений окружающего мира для человека, определяемая их
вовлеченностью и сферу человеческой жизнедеятельности. Они являются
одним из основных элементов культуры человека.
ЮВЕНОГОГИКА (от лат .junior – младший и agoge – руководство,
воспитание) – изучает особенности социально-педагогической работы по
стимулированию социализации человека на первом и втором возрастном
этапе.
18
Семья была, есть и, по-видимому,
всегда будет важнейшей средой
формирования личности и главнейшим
институтом воспитания, отвечающим не
только за социальное воспроизводство
населения, но и за воссоздание
определённого образа его жизни.
Семья – обладающая
исторически определённой
организацией малая
социальная группа, члены
которой связаны брачными
или родственными
отношениями, общностью
быта и взаимной моральной
ответственностью, и
социальная необходимость в
которой обусловлена
потребностью общества в
физическом и духовном
воспроизводстве населения.
1. Семейное воспитание более эмоционально
по своему характеру.
2. Ребёнок, особенно в раннем возрасте,
больше предрасположен к воздействию семьи,
чем к любому другому воздействию.
3. Семья наиболее соответствует требованию
постепенного приобщения ребёнка к социальной
жизни и поэтапного расширения его кругозора и
опыта.
4. Семья позволяет ребёнку активнее проявлять
свои эмоциональные и интеллектуальные
возможности, быстрее реализовать их.
1. Репродуктивная функция семьи.
Репродуктивная функция включает в себя
воспроизводство в детях численности родителей, т.е.
принимает участие в количественном и качественном
воспроизводстве населения.
2. Хозяйственно-потребительская функция
семьи.
Хозяйственно-потребительская функция семьи
охватывает различные аспекты семейных отношений.
Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение
домашнего бюджета, управление семьей, проблема
женского труда и т. д.
3. Воспитательная функция семьи.
Семья как первичная ячейка является
воспитательной колыбелью человечества. В семье
главным образом воспитываются дети. В семье ребёнок
получает первые трудовые навыки. У него развивается
умение ценить и уважать труд людей, там он
приобретает опыт заботы о родителях, родных и
близких, учится разумному потреблению различных
материальных благ, накапливает опыт общения с
деньгами.
4. Восстановительная функция семьи.
Восстановительная функция семьи состоит в
поддержании здоровья, жизненного тонуса,
организации досуга и отдыха, семья становится
оздоровительной средой, где любой член семьи вправе
надеяться на заботливое отношение родных и близких.
Для этого требуется не только нравственно-
психологическая подготовка, но и соблюдение режима
труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в
восстановлении. Досуг служит средством
восстановления физических и духовных сил человека.
Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то
смотрит ТВ, слушает музыку и т.д., это является
пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном
отдыхе (путешествия, прогулки). Это приносит больше
здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
5. Коммуникативная функция
Общение в семье необходимо как детям, так
и взрослым (особенно пожилым людям).
Каждому члену семьи нужен уют и комфорт,
отношение доверия, чувство защищенности и
покоя. Но главное, в чём нуждается человек,
так это в том, чтобы его понимали. В этом
главное назначение функции общения –
обеспечение взаимопонимания как наиболее
прочного основания семьи.
6. Гедонистическая функция
Эту функцию принято называть функцией
здорового секса. Сегодня уже общепризнано,
что удовлетворение сексуальной потребности
занимает своё законное и немаловажное место
в полноте проявления человеческой сущности,
а блокада этой жизненно важной потребности
приводит к тяжёлым искажениям личности,
серьёзным психическим и психосоматическим
расстройствам. Возможность жить нормальной
половой жизнью, иметь регулярные половые
отношения признаётся одной из предпосылок
здорового образа жизни.
3. Семья играет
2.
Формирование ведущую роль
в умственном
психологическо
развитии
го пола
1. Физическое и ребёнка, а
ребёнка в
эмоциональное также влияет
первые три
развитие на меру
года его жизни.
человека. приобщения
Решающее
человека к
значение в
культуре на
этом имеет
всех этапах
отец.
социализации.
4. Семья имеет важное значение в овладении
человеком социальными нормами, а особенно
семейными ролями.
5. В семье формируются фундаментальные
ценностные ориентации в сферах семейных и
межэтнических отношений, а также определяющих его
стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
6. Семье присуща функция социально-
психологической поддержки человека, от чего зависит
его самооценка, уровень самоуважения, мера
самопринятия, аспекты и эффективность реализации.
Неполная2. По составу:
1. По количеству Отдельная
детей: Простая или нуклеарная
Бездетная Сложная (семья
нескольких поколений)
Малодетная
Большая
Многодетная
Материнская
Семья повторного брака
3. По структуре:
С одной брачной парой с детьми или без
детей
С одним из родителей супругов и другими
родственниками
С двумя или более брачными парами с
детьми или без них
С матерью (отцом) с детьми
С одним из родителей и другими
родственниками
5. По семейному быту,
семейному укладу:
4. По структуре
Семья – «отдушина
лидерства в семье:
Семья детоцентрического
Эгалитарная
типа
(демократическая)
Семья типа спортивной
Традиционная команды или
(авторитарная) дискуссионного клуба
Семья, ставящая на
первое место комфорт,
здоровье, порядок
6. По однородности 7. По семейному
социального состава в стажу:
зависимости от нации, Молодожёны
уровня образования,
Семья, ждущая
профессии:
ребёнка
Социально-гомогенная
Семья среднего
(однородная)
супружеского возраста
Гетерогенная
Семья старшего
(неоднородная)
супружеского возраста
Пожилая
супружеская пара
8. По качеству отношений и атмосфере в
семье:
Благополучная
Устойчивая
Неблагополучная
Педагогически слабая
Нестабильная
Дезорганизованная
1. Жилищная проблема.
2. Финансово-экономическая проблема.
3. Проблема занятости и безработицы, с одной
стороны, и проблема женской занятости и
двойной загруженности, с другой.
4. Проблема планирования семьи.
5. Внутрисемейная жестокость.
Как фактор социализации семья
обеспечивает непрерывное и устойчивое
воздействие, основанное на эмпатийно-
родственных чувствах взаимной
ответственности и любви. Семья
обеспечивает возможность передачи
социального опыта детям на основе
наследования и в процессе взаимного
обучения. В подлинной семье каждый
способен одновременно ощутить себя и
частицей, и центром семейного целого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.