Социальная стратификация. Виды социальных норм

  • docx
  • 28.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 60ч. ПР Социальная стратификация.Виды соц.норм.docx

Практическое занятие «Социальная стратификация. Виды социальных норм»

Практическое занятие «Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России»

Тема: Важнейшие социальные общности и группы

Задание 1. Социальная стратификация. Подумайте и ответьте на вопросы:

1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирноисторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?

2) Как измениться социальная структура нашего общества в том случае, если а) страна уверенно войдет в рынок; б) страна откажется от перехода к рыночным отношениям и вернется к административно-командной системе?

3) Как изменилось наше общество а) с начала перестройки; б) с 1992 г., с началом перехода к рынку; в) после 15 лет рыночных реформ; …г) в условиях кризиса 2015 года?

4) Существует ли в нашей стране социальная база для: а) социальных конфликтов; б) реформ; в) контрреформ?

5) Чтобы вы предпочли: а) движение вперед по пути реформ; в) возвращение назад к дореформенным временам?

Задание 2. Установите соответствие между понятием и определением.

– предписание того, как надо правильно себя вести в обществе

– запреты или разрешения что- либо делать, обращённые к индивиду или к группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной)

– особый механизм поддержания общественного порядка, включает два главных элемента – нормы и санкции

– всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения

– процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей

– преступное поведение согласно законам данного государства

– категория населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки

– средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы

– любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы

 

Задание3.  Пользуясь учебником и различными информационными источниками, привести примеры каждого названного вида социальных норм (заполнить таблицу) «Социальные нормы». Какие из представленных норм являются запретом? Какие – предписанием? Какие – дозволением?

 

Задание 4. В чём особенности семьи по сравнению с другими малыми группами?

Задание 5. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из основных функций семьи в обществе

Задание 6. Определите какую функцию семьи описывает каждый из ниже приведенных примеров:

А) Каждое утро отец вместе с дочерью ходит в тренажерный зал. И если раньше в течение ряда лет отец первым вставал и будил дочь, то теперь она просыпается самостоятельно и нередко будит отца;

Б) Отец и мать распределили повседневные обязанности связанные с: приготовлением пищи, стиркой белья, уборкой, покупкой продуктов. При этом некоторые обязанности достались детям;

В) На новогодние праздники вся семья выходит в лес на лыжные прогулки. Даже трёхлетнему сыну купили лыжи и стали драть его с собой

Г) Отец много времени уделяет машине: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, а потом понемногу стали помогать

Задание 7. Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?

Задание 8. Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все  счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Задание 9. Анкетирование:

В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак?

А)  в 18- 20

Б) 20- 25

В) 25-30

Сколько вы планируете иметь детей?

А) 1

Б) 2

В) более 2

Во главе семьи должен быть

А) мужчина

Б) женщина

В) должно быть равноправие

Нужно ли составлять брачный договор?

А)да

Б) нет

В) не знаю, по обстоятельствам

Хотите ли вы, чтобы ваши родители жили с вами

А) да

Б) нет

В) по обстоятельствам