Социально – психологическая готовность детей к школе.
Для успешного обучения в школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень физического развития определяет медосмотр, а уровень умственного и личностного развития определяют воспитатели дошкольных учреждений, педагоги школ, а так же психологи.
Формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с детьми и учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться).
Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающей способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Большое значение в исследования психологов уделяется достижению ребенком соответствующего уровня развития общения со сверстниками и, что ещё более важно, со взрослыми (вне ситуативно-личностная форма). Исследования Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Г.И. Капчелия показали, что в процессе общения у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности. В процессе общения ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, достигать взаимопонимания, учиться понимать установки другого и адекватно реагировать на них.
Социально-психологическое формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом всему образу жизни взрослых людей.
В условия повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока ещё относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять всё его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью , способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорит о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности»
Одним из основных новообразований этого возраста является усвоение в процессе игры различных социальных ролей.
Дети 5 – 6 лет готовы к пониманию освоению морально – этических норм. Однако понимание этих норм и правильная оценка поступков персонажей ещё мало связано с резальным поведением ребенка в тех же ситуациях (Е. Субботский), В старшем школьном возрасте только начинают возникать первые моральные инстанции. По Л.С. Выготскому, это также является одним из важных новообразований данного возрастного периода. Примером появления у ребенка этических норм служит описанный Л.Н. Леонтьевым феномен «горькой конфеты»: солгав, ребенок понимает, что поступил плохо и желаемая награда не приносит ему радости.
Важным мотивом в поведении старших дошкольников является стремление к самостоятельности. С концом дошкольного периода связан кризис семи лет, проявляющийся в потере непосредственности, возрастающей склонности манерничанию и паясничанию, как особому средству самозащиты.
Значительного прогресса в старшем дошкольном возрасте достигают познавательные процессы. У ребенка этого возраста развивается восприятие, складываются сложные виды перцетивной аналитико-синтетической деятельности, появляется умение мысленно вычислить в видимом предмете отдельные аспекты (децентрация, по Пиаже), дети постепенно начинают различать не только форму, но структуру предметов, соотношение и взаимное расположение частей.
Сложноорганизованная игра старших дошкольников стимулирует формирование мышления. У большинства детей этого возраста развито, в первую очередь, наглядно-образное мышление в то же время начинается становление словесно-логического мышления, которое предполагает умение понимать и воспроизводить логику рассуждений.
Развитие внимания и памяти у старших дошкольников идет по пути от непроизвольного и не опосредованного к произвольному и опосредованному (Л.С. Выготский, Запорожец и др.), помимо этого внимание и память прогрессируют и по многим количественным характеристикам: увеличение объема внимания и оперативной памяти, времени концентрации внимания, продуктивности запоминания.
По тому же пути к большей произвольности и опосредованности развивается и воображение старших дошкольников. Воображение ребенка проявляется в его играх – придумывание сюжета, детализации ролей, конструирование, замещение предметов в игре (символическая функция). Воображение ребенка выполняет две основные функции: творчески-познавательную и эффективно-защитную.
Один из любимых видов детского творчества, в котором находят отражение представления ребенка об окружающем мире, - это рисование. Большинство дошкольников много и с увлечением рисуют. В особенностях их рисунков (выбор темы, колорита, характера линий, расположения рисунка на листе) проявляются психологические и психофизиологические характеристики самого ребенка. На этом факте основаны графические проективные методики исследования личности. (Например: «Человек – дом – дерево», «несуществующее животное», «рисунок семьи» и т.д.)
Одним
из основных видов деятельности у дошкольников помогающим сформировать все
упомянутые выше компоненты психологической готовности к школе является игра. В
старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение сюжетно – ролевым играм,
которые отличаются большим разнообразием тематики.
Принятие на себя различных ролей способствует (по Пиаже) преодолению эгоцентрической позиции и как следствие развитию логического мышления (по Эльконину). Игры детей старшего дошкольного возраста приобретают коллективный характер, именно в играх и развивается устойчивая потребность общения со сверстниками (социально-психическая готовность). Источником сюжетно-ролевой игры становятся режиссерская и образно-ролевая игра, позже из них выделяются игры с правилами. Наряду с этим сохраняются и продолжают совершенствоваться старые виды игр. Содержание игры составляют моменты в деятельности и отношении взрослых, которые воспроизводит ребенок.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, так же у детей формируется воображение, произвольная память и произвольное поведение ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Социально - психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.