СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ориентируясь на ведущие тренды развития современного образования, педагогический коллектив, рассмотрев положительные и отрицательные результаты своей деятельности, выявил круг проблем и вышел на программу развития деятельности дошкольного учреждения на 2020-2023 гг., выделив несколько особо значимые направления деятельности:
− построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования посредством выбора КОП, социальных практик;
− привлечение родителей к участию в совместных проектах, отражающих специфику учреждения, т.е. проектах речевой и социально-коммуникативной направленности; − систематизирование спектров образовательных предложений по развитию речи дошкольников;
− использование в образовательном процессе дошкольных учреждений новых информационных и цифровых технологий через создание современной развивающей среды в ДОУ: оснащение групп мультимедийным оборудованием. Для разрешения обозначенных проблем наметили дальнейшие перспективы развития ДОУ и определили целостную концептуальную модель будущего дошкольной образовательной организации. Основная идея - создание на базе детского сада медиацентра* с целью коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста. Цель проекта повышение уровня речевого и социально-коммуникативного развития: связной монологической и диалогической речи, взаимодействие и работа в команде, через организацию медиацентра и реализацию авторских проектов педагогов по направлениям (модулям).
МЕДИАЦЕНТР – модель нового пространства образования, поддержка которого происходит посредством использования современных информационнокоммуникативных технологий.
Проект направлен на обеспечение открытости, информированности качества образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития образования. В связи с этим транслирование педагогической деятельности, жизни детей в детском саду посредством детской игры в Медиацентре повышает интерес родителей к учреждению, дошкольному образованию. И не только родителей данного учреждения, но и общества в целом. Проект дает возможность упражнения детей в ораторском искусстве и дикторском мастерстве, расширяет представления дошкольников о средствах массовой информации, развивает стремление детей общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Данный проект позволит значительно повысить познавательный, интеллектуальный и эмоциональный уровень детей дошкольного возраста, а так развитие речи и социально-коммуникативных навыков. Проект «Медиацентр в ДОУ»- позволяет детям окунуться в неизведанный мир телевидения, радио, мультипликации с его внутренним содержанием, познакомиться с малоизвестными и привлекательными для них профессиями: журналист, фотограф, редактор, диктор, оператор, а также с их орудиями труда. Работа перед камерой, микрофоном является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической и монологической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо коммуникативных задач решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. Инновация состоит в том, что мы ввели интервьюирование, метод позволяющий максимально использовать возможности каждого ребенка. Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей нашего дошкольного учреждения есть современное оборудование, которое позволяет создавать и транслировать видеоролики. Применение технических средств стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит и слышит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат.
Также привлечение родителей в блогерство позволяет раскрыть их интересы, таланты. Такая форма взаимодействия как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в воспитательно-образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это, необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, проектная деятельность не только создает деятельностную среду общения и ознакомления с миром телевидения, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной партнерской деятельности взрослых и детей На данном этапе реализации достигнуты следующие результаты: 1. Разработан и реализуется содержательный модуль ООП ДО «Медиацентр» по коммуникативно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, программы студий: − ТВ-студия − Студия звукозаписи − Студия анимации «Первый кадр» − Комикс-студия 2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда: -созданы мобильные студии, приобретено мультимедийное оборудование (6 шт. планшетов, микрофоны, программное обеспечение для создания фильмов, видеокамера, штатив, оборудование для мультстудии, радиостудии); -создан банк тематических видеоматериалов, разработаны алгоритмы работы с мобильных студиях, схемы-подсказки для ведения диалога в форме интервью; 3. 100 % охват детей старшего дошкольного возраста в работе «Медиацентра». 4. Дети старшего дошкольного возраста овладевают базовыми навыками работы с компьютерным и радио и телекоммуникационным оборудованием. 5. Дети учатся брать интервью и составлять короткий рассказ-репортаж, выстраивают общение по ситуации, свободно входят в контакт с детьми и педагогом, легко договариваются, четко и последовательно выражают свои мысли. 6. Педагоги ДОУ повышают уровень профессиональной компетенции медиа - информационной грамотности за счет курсов повышения квалификации, разработки и реализации программ дополнительного образования, трансляции педагогического опыта, работы по самообразованию, участия в конкурсном движении. 7. Родители активно участвуют в работе МЕДИАЦЕНТРА и вовлечены в реализацию программы развития, участвуют в конкурсах и онлайн-акциях. В детском саду создана институциональная модель реализации системы краткосрочных образовательных практик как механизма индивидуализации образовательного процесса и обеспечения родительского заказа в дошкольном образовании. В настоящее время участникам образовательных отношений предлагается на выбор 100 практик в соответствии с «Реестром краткосрочных образовательных практик» для детей 5-7 лет. В течение учебного года одним ребенком осуществляется от 10 до 12 выборов практик по интересам. Для проведения краткосрочных образовательных практик педагогами используются современные материалы, оборудование, а также развивающее пространство помещений ДОУ и территории. Система краткосрочных образовательных практик позволили старшему дошкольнику самостоятельно решать, выбирать «интересное дело», любимое занятие. Считаем, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.