Социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы.
Дошкольное детство — уникальный период жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающими. И успешность этого процесса напрямую зависит от того, направляют социальнокоммуникативное развитие детей. Особенно если речь идёт о ребятах младшего дошкольного возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе детского сада. А ведь именно такой опыт во многом определяет дальнейшее самосознание человека, его отношение к миру, людям и самому себе.
Направления работы:
Исходя из поставленных целей и задач, социально-коммуникативное развитие ребёнка связано с деятельной стороной формирования личности, то есть с:
• игровой деятельностью; трудовой активностью; самообслуживанием.
В образовательно-воспитательном процессе выбирают те конкретные приёмы, которые наиболее полно способствуют выполнению миссии социально-коммуникативного развития в рамках перечисленных видов деятельности.
Как мотивировать детей:
От того, как будут настроены дети на работу, зависит успех всего занятия. Поэтому очень важно выбрать подходящие мотивационные приёмы.
• Демонстрация. Каждая тема должна сопровождаться картинками. К примеру, если речь идёт об изучении профессий во второй младшей группе, то все изучаемые виды деятельности человека должны сопровождаться иллюстрациями. Причём желательно по 2–3 изображения на каждую профессию, включая антураж места работы.
• Стихотворения, загадки. Об этих словесных приёмах говорилось выше, но стоит отметить, что такой способ мотивировать детей подходит не только в качестве начала занятия. Им стоит воспользоваться и в конце работы, когда интерес к деятельности в силу объективных причин, а именно неумения долго концентрироваться на одной теме, теряется.
Таким способом можно снова «включить» детей в работу.
• Игры. Применяется в середине занятия, на этапе знакомства с новым материалом. Так, изучая сказку К. Чуковского «Мойдодыр» на развитии речи во второй младшей группе, ребята иллюстрируют действия щётки, мыла и мочалки упорядочиванием картинокиллюстраций к тексту. Получается, что мотивационной игрой может быть любая забава, подобранная по теме и прорабатывающая тот или иной этап занятия.
• Беседа, рассказ. Умело подобранное слово отлично мотивирует не только взрослых, но и детей. Так, если занятие, посвящённое теме «Здоровье», будет не просто уроком, а путешествием в страну «Неболейка», и сопровождать малышей будет не только воспитатель, но и специальные «гости», то слушать о важности чистки зубов от Госпожи Зубной Щётки, учиться правильно намыливать ручки вместе с Хрюшей и умываться с Неумейкой будет куда интереснее. Персонажи могут быть куклами или объёмными поделками.
Методика проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.
Структура занятия, направленного на социально-коммуникативное развитие ребёнка, для второй младшей группы.
1. Вводная часть, состоящая из приветствия и актуализации опорных знаний (2–3 минуты).
2. Основной этап, то есть знакомство с новой темой, отработка полученных знаний, умений и навыков на практике (10–12 минут). Например, на занятии по ознакомлению с окружающей средой дети сначала наблюдают за действиями дворника, убирающего снег с дорожек, а затем помогают ему. Эта часть урока включает также физкультминутку и/или пальчиковую гимнастику.
3. Закрепление материала (4–5 минут). На этом этапе обычно малыши либо беседуют с педагогом относительно того, что они узнали, чему научились, то есть беседа совмещается с рефлексией следующей части занятия (обычно так происходит при нехватке времени), либо включаются в созидательную деятельность (к примеру, выполняют аппликацию «Небесные овечки» из ваты при изучении темы «Облака»), либо играют.
4. Заключительный этап (1–2 минуты). Педагог благодарит ребят за работу, хвалит каждого, раздаёт поощрительные знаки: наклейки, вырезанные фигурки и пр. Со второго полугодия учебного года воспитанники второй младшей группы учатся самоанализу на уровне «Понравилось мне занятие/не понравилось».
Социально-коммуникативное развитие детей второй младшей группы — это масштабная работа, направленная на помощь детям в адаптации к детскому саду, к условиям пребывания в коллективе с необходимостью взаимодействовать с другими ребятами и взрослыми. Кроме того, работа по социально-коммуникативному развитию, включённая во все виды образовательной деятельности, способствует освоению речи, норм и правил поведения, принятых в обществе. Чтобы реализовывать изученные теоретические основы на практике, важно методически грамотно выстроить работу, подобрать приёмы взаимодействия с детьми и организовать предметно-развивающую среду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.