Социально-культурные ценности и образовательные стандарты
Оценка 4.8

Социально-культурные ценности и образовательные стандарты

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
администрации
Взрослым
14.11.2021
Социально-культурные ценности и образовательные стандарты
Социально-культурные ценности и образовательные стандарты.docx

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Сформулированное еще в 1938 году М. Хальбваксом в предисловии

к «Эволюции педагогики во Франции» Эмиля Дюркгейма понимание того,

что образование есть «самое эффективное средство, с помощью котрого

государство формирует людей по своему подобию» [1, с. 164] не утратило

своей актуальности и в наши дни.

         Слово «образование (образовывание)» есть воссоздание себя «по

образу и подобию» самой бытийной сущности. «Без образа (образца)

человек и мир «безобразны», «безобразны» [2, с. 19].

         «Образы мира» – это стандарты, имеющие внутреннюю

цивилизационную основу.

         Образование – это создание Человека. Во всех культурах самых

великих людей называли Учитель. Ведь кто такой учитель? Это тот, кто

способен дать самое главное: способный научить, дать ответы на главные

вопросы. Учитель дает ученику базовые ориентиры. Христа, Будду,

Мохаммеда – называли учителями.

Если Учитель не дает ребенку шкалу ценностей, нравственные

ориентиры, гуманистическое мировоззрение, её дает Рынок. В

потребительском обществе, где правит его Величество Рынок, нет такого

понятия, как образование Человека, у него другие ориентиры – Власть и

Деньги. «Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, –

писал по этому поводу К. Маркс, – но деньги в почете, а значит в почете и

их владелец» [3, с. 148]. Мир, таким образом, уже находится не между

Добром и Злом, а между выгодой и прибылью. Если выгодно предавать –

предавай. «Бери от жизни все», – вот главная, навязываемая

всевозможными способами, ценность. И если исходить из того, что

инкультурация индивида в процессе воспитания и общего образования

формирует его в качестве «продукта» культуры данного сообщества,

закладывает в его сознание и память оценочные и поведенческие

стереотипы и навыки, культурные образцы в уже готовом к

«употреблению» виде, а также воспитывает в нем «потребителя»

культуры, интерпретированные в русле норм, правил, традиций культуры

конкретного сообщества, то есть, по существу, формирует личность

социально адекватную потребностям этого сообщества, то система,

ориентированная на рынок, изначально направлена на разрушение

человека, а значит, в конечном счете, и общества, и государства.

Немецкое слово «Bildung» означает «образование», «культура».

         Культура – это созданная самими людьми среда существования и

самореализации, источник социального взаимодействия и поведения.

Культура, вместе с тем, есть форма одновременного бытия и общения

людей различных культур, форма диалога и взаимопорождения этих

культур. Образование человека есть передача социокультурного опыта,

осуществляемого двумя способами: 1) через образовательную систему

(школа – вуз – переподготовка); 2) через систему традиций, обычаев, через

общение и подражание, где, собственно, воспроизводятся «архетипы»,

накапливается житейский опыт, сообщается сложная система познания,

нравов, оценок, поведения и т.д.

         Различие ценностей определяет различие культур, а также характер и

формы их взаимодействия. Наличие в современном мире множества

устойчивых общественно-политических, нравственно-религиозных,

национально-самобытных и т.д. систем, обладающих самодостаточной

ценностью для граждан, носителей данных культур делают неприемлемой

идею европоцентризма как единственно правильного пути развития.

Утверждения о «прогрессивности» или «отсталости»,

«революционности» или «реакционности» существующих форм

общностей людей нельзя рассматривать вне представлений о человеке, его

интересов, идеалов, нравственно-религиозных норм, мировоззренческих

установок и т.д., которые и соединяют людей в общество, порождающее

государство. Эти представления складываются постепенно, в результате

взаимодействия множества факторов – экономических, политических,

религиозных, природных, этнических и т.д., обеспечивая внутреннее

единение и устойчивость формирующейся целостности.

Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им

вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбирали, а

которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от

прошлого. Это значит, во-первых, что и те ценности, которыми

руководствуются люди в своих действиях, являются не чем-то

предзаданным историей, а вырабатываются самими людьми. Во-вторых,

будучи исторически изменчивыми, эти ценности формируются на основе

прошлого опыта человечества, традиций, ценностных суждений

предшествующих поколений. Высшие духовные ценности создаются всем

человечеством, для всего человечества.

         Сменившая советскую систему образования, так называемая,

Болонская система не формирует у людей человеческих качеств,

гуманистического мировоззрения. Вместо «усреднения» образования

произошло его ухудшение. Образование стало замещаться

«технологиями», образовательные стандарты «компетенциями»,

наставничество обслуживанием образовательных услуг, вместо

оценивания – «кредиты», вместо формирования личности –

«универсальный человек», потребитель.

         Любая культура существует в национальных оболочках, но вершина

культуры – «всечеловечность» (Н. Бердяев). Всечеловечность – это

осмысление в критериях мироздания, которое становится уже достоянием

всего человечества. Основная задача сейчас, учитывая ошибки

«реформирования» системы образования – думать о будущем. Первое, что

необходимо сделать, это возвратиться к лучшим традициям советской

школы, вузовской в том числе. Проекты ФГОС по литературе, русскому

языку, истории, философии и т.д. должны опираться на традиционные

национальные ценности, фиксирующие общие смыслы и представления о

народе, природе, Родине, героях и антигероях, формирующие

гражданскую совесть и гражданскую ответственность, воспитывать

защитников, а не предателей. В учебных образовательных стандартах

должна присутствовать «культурная норма», позволяющая не только

«впитывать» в себя достижения прошлого, но и определять вектор

развития будущего. В противном случае может появиться поколение,

которое не будет знать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни

Булгакова, ни Гагарина, ни Жукова и т.д.

         Образование не является сферой услуг по определению. Цели и

задачи образования:

- воспроизводство матрицы образовательного стандарта как

основания для непрерывного развития общества и производства;

- формирование творческой личности, гражданина своей страны;

- формирование нравственной ценностно-смысловой основы

развития национально-цивилизационных форм.

 

Список литературы

1. Цит. по Морис Крубелье «Образование», С. 164 в сб. «50/50 Опыт словаря нового

поколения под ред. Ю. Афанасьева» Марка Ферро. - М. «Прогресс», 1989.

2. Пищулин Н.П. Образование как философская проблема / Н.П. Пищулин // Филос.

науки. – 2005 г. - №1– С. 19.

3. Маркс К., Энгельс Ф., соч., т.42, С. 148.


 

СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Культура, вместе с тем, есть форма одновременного бытия и общения людей различных культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур

Культура, вместе с тем, есть форма одновременного бытия и общения людей различных культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур

Основная задача сейчас, учитывая ошибки «реформирования» системы образования – думать о будущем

Основная задача сейчас, учитывая ошибки «реформирования» системы образования – думать о будущем
Скачать файл