Социально-личностное развитие
Оценка 5

Социально-личностное развитие

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа
Детсад
01.02.2017
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Проблема формирования социально-личностного развития у детей дошкольного возраста является актуальной в области дошкольной коррекционной педагогики.
Социально-личностное развитие.doc
Социально­личностное   развитие   детей   как   психолого­ педагогическая проблема . На современном этапе развития отечественной системы специального образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей с   особыми   образовательными   потребностями,   которое   постулирует личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой идентичности. Социально­личностное развитие, по определению Т. М. Бабуновой, – это   развитие   положительного   отношения   ребенка   к   себе,   другим   людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально­личностного развития ребенка является   его   положительное   самоощущение:   уверенность   в   своих возможностях, в том, что он хороший, его любят[2]. Основными   качествами,   определяющими   успешное   социально­ личностное   развитие   дошкольника,   отмечает   Т.   М.   Бабунова,   являются: положительное   отношение   ребенка   к   себе   (адекватная   самооценка, сформированное   самосознание,   уверенность   к   себе):   положительное отношение   к   другим   людям   (адекватные   межличностные   отношения   со взрослыми   и   сверстниками,   построенные   на   основе   сотрудничества, взаимоответственности);   ценностные   ориентации;   коммуникативные   навыки (адекватное   общение   со   взрослыми   и   сверстниками);   социальные   навыки (адекватное поведение в разнообразных ситуациях).  По   мнению   О.   Князевой,   Р.   Б.   Стеркиной,   отношение   к   себе формируется в игре, общении и других видах деятельности ребенка. Игра – сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре обозначается   готовность   ребенка   к   саморегуляции,   т.е.   развивается регулятивная функция самооценки. В целом, формирование положительной самооценки   происходит   в   значимых   для   ребенка   видах   деятельности,   т.е. таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка [15].  Уже   у   пятилетних   детей   имеется   способность   управлять   своим поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети живо   интересуются   нормами   и   правилами   взаимоотношений   людей,   их поведением   и   вполне   осознанно   следуют   нормам   и   ситуациям   морального выбора [9].  Представления   ребенка   о   социальном   мире   формируются   на   основе знаний,   которые   он   получает.   Знания   могут   выполнять   разные   функции   в формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная, то   есть   знания   несут   в   себе   информацию   о   разных   сторонах   социальной действительности. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях, как правило, вызывает к себе у ребенка какое­то отношение, затрагивает не только его ум, но и душу.  В   отличие   от   других   знаний,   которые   получает   ребенок,   знания   о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны   быть   эмоциогенными­порождающими   эмоции.   Они   должны   быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний­влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно­действенное отношение к окружающему. Влияние на   ребенка   эмоциогенной   функции   проявляется   в   интересе   к   изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз   повторять   (чтение   сказки   и   др.).   Дошкольник   как   бы   наслаждается переполняющими   его   впечатлениями, чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития [6].   эмоциями.   Такое   состояние Некоторые   социальные   чувства   в   полной   мере   недоступны   ребенку (чувство долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут   понять   причину   огорчения   или   радости   взрослых,   т.   е.   ребенок располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Дети дошкольного возраста   эмоционально,   с   большим   интересом   воспринимают   знания   о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция ­ она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность). Регуляторная, побудительная функция проявляется в обогащении формирующегося идеала ребенка. По мере их осознания дошкольником, отмечают Н. Н. Поддъяков, Ф. А.   Сохин,   они   из   далеких   превращаются   в   близкие,   из   неясных   в   ясные, доступные   воплощению   в   поступках   и   деятельности[16].   Данная   функция проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой деятельности.  Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно совместная,   является   своего   рода   школой   передачи   социального   опыта.   В деятельности   ребенок   не   только   объект   воспитания,   но   и   субъект   этого процесса.   Дошкольник   учится   сопереживанию,   переживанию,   овладевает умением   проявлять   свое   отношение   и   отражать   его   в   разных   доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку – принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. Многие психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.   изменения,   формируются   качества,   значительные Игра   дает   ребенку   доступные   для   него   способы   моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события,   по   ним   можно   проследить,   что   волнует   общество,   какие   идеалы формируются   у   детей.   Отражая   в   игре   события   окружающего   мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре [14]. Игра   имеет   преимущество   перед   всеми   другими   видами   детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность  проявить собственную  активность и самостоятельность. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно   в  ней   участвовать,   что,  конечно,  ему   недоступно.  Кроме   того,  не менее   сильно   он   стремится   к   самостоятельности.   Из   этого   противоречия рождается   ролевая   игра   –   самостоятельная   деятельность   детей, моделирующая жизнь взрослых. В   игре   дети   знакомятся   с   такими   сторонами   действительности,   как действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре какие­либо  стороны   жизни   взрослых,  дети   должны  предварительно  с  ними познакомиться   (разумеется,   с   помощью   старших).   Однако   главное   не   в количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что пропущено   через   игру,   дети   усваивают   не   так,   как   то,   о   чем   они   только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. Таким образом, социально­личностное развитие  детей – это развитие положительного   отношения   ребенка   к   себе,   другим   людям,   окружающему миру,   коммуникативной   и   социальной   компетентности   детей.   Важнейшей основой полноценного социально­личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Проблема   формирования   социально­личностного   развития   у   детей дошкольного   возраста   является   актуальной   в   области   дошкольной коррекционной педагогики.  Список литературы 1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб .: Питер, 2001. – 288 с.  2. Бабунова   Т.   М.   Социально­личностное   развитие   и   воспитание дошкольников:   Учеб.   пособие   /   Т.   М.   Бабунова.   –   Магнитогорск   : МаГУ, 2005. 3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с. 4. Дубровина,   И.   В.   Возрастные   особенности   психического   развития детей / И. В. Дубровина, М. И. Лисина. – М., 1982. 5. Карабанова,  О. А.  Игра в коррекции психического  развития ребенка /   О.   А.   Карабанова,   В.   Т.   Козлова.   –     Российское   педагогическое агентство, 1997. 6. Козлова,   С.   А.   Теория   и   методика   ознакомления   дошкольников   с социальной действительностью / С. А. Козлова. – М. :Академия, 1998 – 160 с. 7. Коломинский, Я. Л. Становление субъективной социальности у детей раннего   возраста   /   Я.   Л.   Коломинский,   С.   С.   Харин   //   Вопросы психологии. – 1991. – №6. 8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Просвещение, 1989. 9. Люблинская,   А.   А.   Детская   психология   /   А.   А.   Люблинская   –   М.   : Просвещение, 1971. – 328 с. 10.Мухина,   В.   С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с. 11.Немов,   Р.   С.   Психология:   Учебник   для   студентов   высш.   пед.   учеб. заведений] : В 3 кн./ Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001.  12.Райгородский, Д. Я. Психология самосознания / Д. Я. Райгородский. – Самара, 2000. – 672 с. 13.Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии / С. Я. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 713 с.  14. Сиденко, А. Игровой подход в обучении / А. Сиденко // Народное образование – 2000. – № 8. – С. 134 – 137. 15.Стеркина   Р.,   Князева   О.   Я,   ты,   мы.   Программа   по   социально­ эмоциональному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. 16.Умственное   воспитание   детей   дошкольного   возраста   /   под   ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1989. – 208 с. 17.Чеснокова,   И.   И.   :   Психологическое   исследование   самосознания / И. И. Чеснокова. – М. : Наука , 1977. – 144 с. 18.Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 384 с.

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие

Социально-личностное развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017