Социально-личностное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Проблема формирования социально-личностного развития у детей дошкольного возраста является актуальной в области дошкольной коррекционной педагогики.
Социально-личностное развитие.doc
Социальноличностное развитие детей как психолого
педагогическая проблема .
На современном этапе развития отечественной системы специального
образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей
с особыми образовательными потребностями, которое постулирует
личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой
идентичности.
Социальноличностное развитие, по определению Т. М. Бабуновой, –
это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям,
окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социальноличностного развития ребенка
является его положительное самоощущение: уверенность в своих
возможностях, в том, что он хороший, его любят[2].
Основными качествами,
определяющими успешное социально
личностное развитие дошкольника, отмечает Т. М. Бабунова, являются:
положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка,
сформированное самосознание, уверенность к себе): положительное
отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения со
взрослыми и сверстниками, построенные на основе сотрудничества,
взаимоответственности); ценностные ориентации; коммуникативные навыки
(адекватное общение со взрослыми и сверстниками); социальные навыки
(адекватное поведение в разнообразных ситуациях).
По мнению О. Князевой, Р. Б. Стеркиной, отношение к себе
формируется в игре, общении и других видах деятельности ребенка. Игра –
сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Образа ребенка, поэтому
можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре
обозначается готовность ребенка к саморегуляции, т.е. развивается
регулятивная функция самооценки. В целом, формирование положительной самооценки происходит в значимых для ребенка видах деятельности, т.е.
таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат
и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке
ребенка [15].
Уже у пятилетних детей имеется способность управлять своим
поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети
живо интересуются нормами и правилами взаимоотношений людей, их
поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального
выбора [9].
Представления ребенка о социальном мире формируются на основе
знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в
формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная,
то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной
действительности. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире.
Информация о социальной действительности, о фактах, событиях, явлениях,
как правило, вызывает к себе у ребенка какоето отношение, затрагивает не
только его ум, но и душу.
В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о
социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно
должны быть эмоциогеннымипорождающими эмоции. Они должны быть
окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как
главное назначение таких знанийвлиять на формирующиеся мировоззрение,
мироощущение и активнодейственное отношение к окружающему. Влияние
на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому
объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много
раз повторять (чтение сказки и др.). Дошкольник как бы наслаждается
переполняющими его впечатлениями,
чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития [6].
эмоциями.
Такое состояние
Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку (чувство долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети
могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок
располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Дети дошкольного
возраста эмоционально, с большим интересом воспринимают знания о
героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция она как бы
проецирует знания на конкретные поступки и деятельность). Регуляторная,
побудительная функция проявляется в обогащении формирующегося идеала
ребенка. По мере их осознания дошкольником, отмечают Н. Н. Поддъяков, Ф.
А. Сохин, они из далеких превращаются в близкие, из неясных в ясные,
доступные воплощению в поступках и деятельности[16]. Данная функция
проявляется в желании детей отражать их в играх, изобразительной, речевой
деятельности.
Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к
социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно
совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. В
деятельности ребенок не только объект воспитания, но и субъект этого
процесса. Дошкольник учится сопереживанию, переживанию, овладевает
умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных
возрасту формах и продуктах деятельности.
Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать
дошкольнику социальный опыт, а ребенку – принимать этот опыт. Общение
способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в близости со
взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.
Многие психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев,
А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка
происходят
подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
изменения,
формируются качества,
значительные
Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой
для него действительности. В играх ребенка отражаются наиболее значимые
события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы
формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира,
дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя
активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре [14].
Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской
деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так
как дает детям большую возможность проявить собственную активность и
самостоятельность.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь,
активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не
менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как
действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре
какиелибо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними
познакомиться (разумеется, с помощью старших). Однако главное не в
количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что
пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только
слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому,
что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
Таким образом, социальноличностное развитие детей – это развитие
положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему
миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей
основой полноценного социальноличностного развития ребенка является его
положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Проблема формирования социальноличностного развития у детей
дошкольного возраста является актуальной в области дошкольной
коррекционной педагогики.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб .:
Питер, 2001. – 288 с.
2. Бабунова Т. М. Социальноличностное развитие и воспитание
дошкольников: Учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – Магнитогорск :
МаГУ, 2005.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. :
Союз, 2006. – 222 с.
4. Дубровина, И. В. Возрастные особенности психического развития
детей / И. В. Дубровина, М. И. Лисина. – М., 1982.
5. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка
/ О. А. Карабанова, В. Т. Козлова. – Российское педагогическое
агентство, 1997.
6. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью / С. А. Козлова. – М. :Академия, 1998 –
160 с.
7. Коломинский, Я. Л. Становление субъективной социальности у детей
раннего возраста / Я. Л. Коломинский, С. С. Харин // Вопросы
психологии. – 1991. – №6.
8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. :
Просвещение, 1989.
9. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская – М. :
Просвещение, 1971. – 328 с. 10.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
11.Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений] : В 3 кн./ Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001.
12.Райгородский, Д. Я. Психология самосознания / Д. Я. Райгородский. –
Самара, 2000. – 672 с.
13.Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии / С. Я. Рубинштейн. –
СПб. : Питер, 2004. – 713 с.
14. Сиденко, А. Игровой подход в обучении / А. Сиденко //
Народное образование – 2000. – № 8. – С. 134 – 137.
15.Стеркина Р., Князева О. Я, ты, мы. Программа по социально
эмоциональному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное
воспитание. – 1999. – № 7.
16.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред.
Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1989. – 208 с.
17.Чеснокова, И. И. : Психологическое исследование самосознания
/ И. И. Чеснокова. – М. : Наука , 1977. – 144 с.
18.Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия,
2004. – 384 с.
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.