Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Оценка 4.7

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.12.2017
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения
В статье рассматривается система социально-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью, детей-инвалидов в процессе профессионального самоопределения на основе Центра образования и развития (школа-интернат) Ключевые слова: профориентация, становление, подростки, умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность, социально-педагогическая поддержка. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.В статье рассматривается система социально-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью, детей-инвалидов в процессе профессионального самоопределения на основе Центра образования и развития (школа-интернат) Ключевые слова: профориентация, становление, подростки, умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность, социально-педагогическая поддержка.
статья.docx
Социально­педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения Ральченкова Полина Сергеевна социальный педагог ОГБОУ «Центр образования и  развития «Особый ребенок» г. Смоленск » Аннотация       В статье рассматривается  система социально­педагогического  сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью, детей­инвалидов в  процессе профессионального самоопределения на основе Центра образования и  развития (школа­интернат)       Ключевые слова: профориентация,  становление,  подростки, умственная  отсталость, интеллектуальная недостаточность,  социально­педагогическая   поддержка.    Summary The article considers the system of socio­pedagogical support of children with  intellectual disabilities, children with disabilities in the process of professional self­ determination on the basis of the Center for education and development (school­ internat) Key words: career guidance, development, adolescents, mental retardation,  intellectual disabilities, socio­pedagogical support. Актуальность профориентационной работы          Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо  общества ­ важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее  успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных  путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой  педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения  молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Основные компоненты системы профориентации школьников Система профориентации школьников – это организованная, управляемая  деятельность различных государственных и общественных организаций,  предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на  совершенствование процесса профессионального и социального  самоопределения школьников в интересах личности и общества.         Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного  мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных  профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий. Социализация  детей с умственной отсталостью, чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием  у них навыков межличностного общения в среде,  неадекватной самооценкой,  негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом,  склонностью к социальному иждивенчеству.           Кроме того существует небольшой выбор профессий для выпускников  коррекционных школ.           Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся  к выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и  общественные потребности, и запросы рынка.     Профориентация детей­инвалидов, детей с ОВЗ и детей попавших в  сложную жизненную ситуацию особенно важна в наше время.   Как социальный педагог   я обращаю внимание, прежде всего на семью и ближайшее   окружение   ребенка.       Без   помощи   семьи     полная   социализация   Система   работы   направлена   на   всестороннее   развитие   и невозможна.   формирование социально­адаптированной личности.  Задачи: способствовать формированию у школьников «группы риска» адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывать педагогическую поддержку детям «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; осуществлять   консультации   учащихся,   родителей   и   классных руководителей  по социальным вопросам; оказывать   помощь   классному   руководителю   в   анализе   и   оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. В   работе   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   нужно огромное терпение, так     как   наряду с умственной отсталостью чаще всего присутствует   тот   или   иной   сопутствующий     диагноз.   Воспитание   детей   с особыми   образовательными   возможностями   «требует»     применения   особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:  семьи   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   зачастую относятся к категории малообеспеченных, неблагополучных.  отмечается   низкий   образовательный   статус   родителей,   и   как   –   низкий   процент   трудоустроенных   родителей.   Все   эти следствие   обстоятельства   указывают   на   низкий   педагогический   потенциал   семей.  Дети, проживающие   в   подобных   семьях,   эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт.    с   детства   запечатлевают   в   своей  стихийное   воспитание   («уличное»,   не   целенаправленное,   чаще безнравственное)   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   может оказать серьёзное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально – опасную» группу населения. Учитывая   специфику   детского   коллектива,   пытаюсь   обеспечить психологический комфорт и защищенность каждому ученику, формируя у них морально – нравственные эталоны, выстраиваю перспективу развития каждого ребёнка,   что   поможет   им   утвердиться   в   жизни,   защитить   себя   от бессмысленности   существования.   У   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушен.   Поэтому, в первую очередь стараюсь организовать   поведение   детей.   Правильно   сочетая   посильные   требования   к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и   оценкой   неправильных,   можно   упорядочить     их   поведение   и   постепенно формировать у них привычку организованного поведения.  У   школьников   «группы   риска»,   как   правило   поведение   страдает   из­за самооценки. Чаще всего у детей с умственной отсталостью она завышена, в силу несформированности  эмоционально­волевой сферы.           На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного  поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.          Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном,  заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет  запрограммировано в подсознании человека.        Особенности формирования самооценки у школьников с нарушением  интеллекта: ­ ориентация в работе на развитие когнитивного, эмоционального и  поведенческого компонентов и реалистичности самооценки; ­ расширение у учащихся критериев собственной ценности; ­ создание ситуации успеха; ­ создание у школьников чувства безопасности и дозволенности в системе  отношений на занятиях, благодаря чему они могут свободно исследовать и  выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства. Большая работа по вопросу профориентации ведется с семьями учащихся. Большинство   родителей   учеников   центра     имеют   низкий   образовательный уровень,   не   могут   адекватно   оценивать   возможности   своего   ребенка   и,   как следствие, не могут оказать реальную помощь в их трудоустройстве.  С этой целью проводятся:  Родительские лектории;  Тематические общешкольные и классные собрания;  Привлечение   родителей   к   проведению   совместных   праздников, организации   экскурсий,   внеклассных   мероприятий   и   тематических   классных часов; Консультации родителей. Профессиональное самоопределение у детей­инвалидов – сложный и  длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его  эффективность определяется степенью согласованности психологических  возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной  деятельности, а также сформированностью у личности способности  адаптироваться к изменяющимся социально­экономическим условиям. У школьников начальных классов (1­4 классы) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, внеклассные мероприятия,  общественно полезный труд, классные часы с привлечением родителей)  формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивать интерес к  трудовой деятельности. При использовании на занятиях коррекционно –  развивающих программ профессиональной направленности формируется  познавательная активность. У подростков (5—7 классы) важно формировать осознание ими своих  интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором  профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная  деятельность выступает для подростка как способ создания определенного  образа жизни, как путь реализации своих возможностей. В нашем центре эту  функцию выполняют профильные  классы, которые формируют определенные  профессиональные навыки и помогают определиться с будущей профессией  (цветоводство, швейное дело, столярная мастерская, картонажно­переплетное  дело) У школьников 8—9 классов необходимо формировать представления о  профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах  выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные  возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует  оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе  профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по  освоению запасного варианта. Необходимо сосредоточить внимание  старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в  избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов;  знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной  деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней. По окончании 9­го класса учащиеся сдают экзамен по профессионально­ трудовому обучению. Экзамен состоит из устного ответа  и практической  контрольной работы по специальности.        У учащихся 10­11 классов профильный труд является основным видом  деятельности.  Ставятся следующие задачи трудового воспитания и обучения: ­ обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в  бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании  себя;                              ­ выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к  помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении,  умение выполнять некоторые виды этого труда;                       ­ сформировать привычку и положительную установку к определенному виду  труда в течение установленного времени (5­6 часов в день) в специальном цехе  или мастерской. ­ выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда,  которому ребенок обучался в школе;                                                                          ­ по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с  выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько  взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет  и  складывание готовой продукции в определенном порядке; ­ научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе,  соблюдая принятые нормы и правила поведения.                                                                                                        Соответствующая трудовая подготовка   должна дать детям возможность  после окончания обучения  социально адаптироваться в обществе. Накопление трудовых и профориентационных знаний и умений идет  постепенно, последовательно и систематично. Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Основной задачей по  профориентации учащихся на всем протяжении учебы является расширение  кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами  деятельности и практическое приобщение к труду.          Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию,  профпропаганду и профагитацию (это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, профориентационные игры, приглашение мастера –  профессионала, мероприятия, конкурсы и т.д.) 2.  Предварительная профессиональная диагностика, направленная на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.  Изучение учащихся в целях профориентации – это важнейший фактор  профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные  особенности личности: интересы, потребности, склонности, профессиональные  намерения, черты характера, мотивы выбора профессии, состояние здоровья. 3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание  индивидуальной помощи в выборе профессии.        Таким образом, профориентационная работа подразумевает многолетнюю  поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива,  служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы. В заключении хочется сказать, что сегодняшний выпускник для реализации  своих профессиональных планов, независимо от того является ли он  выпускником коррекционной школы – интерната или нет, должен быть  востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном  плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо  формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху,  самореализации, психологическому и материальному благополучию. Процесс  профессионального и личностного самоопределения будет эффективен, когда  будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам с  ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе с новыми  социально­экономическими отношениями. Только учитывая особенности  интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание  индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с  интеллектуальной недостаточностью, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются такие дети при вхождении во взрослую жизнь можно  получить эффективные результаты при проведении работы по  профессиональному самоопределению.             Работа по  профориентированию  детей с умственными отклонениями  также как и любая работа не приносит сиюминутных результатов. Необходимые  условия – это обеспечение непрерывности, целостности, постоянства,  взвешенные подходы к каждому учащемуся и его родителям,  заинтересованность в работе  всего педагогического коллектива, слаженная  работа в  социуме. Литература 1. Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков с  нарушением поведения // Коррекционная педагогика. ­ М., 2007,  №3, с.74. 2. Бернс Р. Развитие Я ­ концепции и воспитание. ­ М., 2000.  3. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. ­  2002. №4. ­ С.99­100. 4. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в  организации воспитательного процесса в детском доме (интернате)  для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. ­  №5 – с.30 5. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития  коррекционной помощи детям с интеллектуальной  недостаточностью. Дефектология. – 1994г. ­ №1 6.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. ­ М., 1991. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.  В.В.Давыдова. ­ М.: Педагогика, 1991. 8. Дефектология. Словарь­справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. ­ М.,  1996. 9. Дульнев Г.М. Учебно­воспитательная работа во вспомогательной  школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. ­ М.: Просвещение, 1990. 10.Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и  воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. –  1994г. ­ №3 11.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая  подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва,  Педагогика, 1998,

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения

Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального  самоопределения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017