Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.12.2017
В статье рассматривается система социально-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью, детей-инвалидов в процессе профессионального самоопределения на основе Центра образования и развития (школа-интернат)
Ключевые слова: профориентация, становление, подростки, умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность, социально-педагогическая поддержка.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.В статье рассматривается система социально-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью, детей-инвалидов в процессе профессионального самоопределения на основе Центра образования и развития (школа-интернат)
Ключевые слова: профориентация, становление, подростки, умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность, социально-педагогическая поддержка.
статья.docx
Социальнопедагогическая поддержка детей «группы риска» в
процессе профессионального самоопределения
Ральченкова Полина Сергеевна
социальный педагог
ОГБОУ «Центр образования и
развития «Особый ребенок» г. Смоленск »
Аннотация
В статье рассматривается система социальнопедагогического
сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью, детейинвалидов в
процессе профессионального самоопределения на основе Центра образования и
развития (школаинтернат)
Ключевые слова: профориентация, становление, подростки, умственная
отсталость, интеллектуальная недостаточность, социальнопедагогическая
поддержка.
Summary
The article considers the system of sociopedagogical support of children with
intellectual disabilities, children with disabilities in the process of professional self
determination on the basis of the Center for education and development (school
internat)
Key words: career guidance, development, adolescents, mental retardation,
intellectual disabilities, sociopedagogical support. Актуальность профориентационной работы
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо
общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее
успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных
путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой
педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только
комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения
молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Основные компоненты системы профориентации школьников
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая
деятельность различных государственных и общественных организаций,
предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на
совершенствование процесса профессионального и социального
самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного
мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных
профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий. Социализация
детей с умственной отсталостью, чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием
у них навыков межличностного общения в среде, неадекватной самооценкой,
негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом,
склонностью к социальному иждивенчеству.
Кроме того существует небольшой выбор профессий для выпускников
коррекционных школ.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся
к выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и
общественные потребности, и запросы рынка.
Профориентация детейинвалидов, детей с ОВЗ и детей попавших в
сложную жизненную ситуацию особенно важна в наше время.
Как социальный педагог я обращаю внимание, прежде всего на семью и
ближайшее окружение ребенка. Без помощи семьи полная социализация
Система работы направлена на всестороннее развитие и
невозможна.
формирование социальноадаптированной личности.
Задачи:
способствовать формированию у школьников «группы риска» адекватной
самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
оказывать педагогическую поддержку детям «группы риска» в процессе
их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществлять консультации учащихся,
родителей и классных
руководителей по социальным вопросам;
оказывать помощь классному руководителю в анализе и оценке
социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно
огромное терпение, так как наряду с умственной отсталостью чаще всего
присутствует тот или иной сопутствующий диагноз. Воспитание детей с
особыми образовательными возможностями «требует» применения особых
технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья определяется:
семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую
относятся к категории малообеспеченных, неблагополучных.
отмечается низкий образовательный статус родителей, и как
– низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти
следствие
обстоятельства указывают на низкий педагогический потенциал семей. Дети,
проживающие в подобных семьях,
эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт.
с детства запечатлевают в своей
стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще
безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может
оказать серьёзное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя
проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально – опасную» группу
населения.
Учитывая специфику детского коллектива, пытаюсь обеспечить
психологический комфорт и защищенность каждому ученику, формируя у них
морально – нравственные эталоны, выстраиваю перспективу развития каждого
ребёнка, что поможет им утвердиться в жизни, защитить себя от
бессмысленности существования. У детей с ограниченными возможностями
здоровья эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со
взрослыми часто оказывается нарушен. Поэтому, в первую очередь стараюсь
организовать поведение детей. Правильно сочетая посильные требования к
поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков
и оценкой неправильных, можно упорядочить их поведение и постепенно
формировать у них привычку организованного поведения.
У школьников «группы риска», как правило поведение страдает изза
самооценки. Чаще всего у детей с умственной отсталостью она завышена, в силу
несформированности эмоциональноволевой сферы.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное
представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает
признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного
поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном,
заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет
запрограммировано в подсознании человека.
Особенности формирования самооценки у школьников с нарушением
интеллекта: ориентация в работе на развитие когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонентов и реалистичности самооценки;
расширение у учащихся критериев собственной ценности;
создание ситуации успеха;
создание у школьников чувства безопасности и дозволенности в системе
отношений на занятиях, благодаря чему они могут свободно исследовать и
выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Большая работа по вопросу профориентации ведется с семьями учащихся.
Большинство родителей учеников центра имеют низкий образовательный
уровень, не могут адекватно оценивать возможности своего ребенка и, как
следствие, не могут оказать реальную помощь в их трудоустройстве.
С этой целью проводятся:
Родительские лектории;
Тематические общешкольные и классные собрания;
Привлечение родителей к проведению совместных праздников,
организации экскурсий, внеклассных мероприятий и тематических классных
часов;
Консультации родителей.
Профессиональное самоопределение у детейинвалидов – сложный и
длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его
эффективность определяется степенью согласованности психологических
возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной
деятельности, а также сформированностью у личности способности
адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям.
У школьников начальных классов (14 классы) с помощью активных средств
профориентационной деятельности (деловые игры, внеклассные мероприятия,
общественно полезный труд, классные часы с привлечением родителей)
формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивать интерес к
трудовой деятельности. При использовании на занятиях коррекционно –
развивающих программ профессиональной направленности формируется
познавательная активность.
У подростков (5—7 классы) важно формировать осознание ими своих
интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором
профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная
деятельность выступает для подростка как способ создания определенного
образа жизни, как путь реализации своих возможностей. В нашем центре эту
функцию выполняют профильные классы, которые формируют определенные
профессиональные навыки и помогают определиться с будущей профессией
(цветоводство, швейное дело, столярная мастерская, картонажнопереплетное
дело)
У школьников 8—9 классов необходимо формировать представления о
профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах
выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные
возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует
оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе
профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по
освоению запасного варианта. Необходимо сосредоточить внимание
старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в
избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов;
знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной
деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней.
По окончании 9го класса учащиеся сдают экзамен по профессионально
трудовому обучению. Экзамен состоит из устного ответа и практической
контрольной работы по специальности.
У учащихся 1011 классов профильный труд является основным видом
деятельности. Ставятся следующие задачи трудового воспитания и обучения: обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в
бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к
помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении,
умение выполнять некоторые виды этого труда;
сформировать привычку и положительную установку к определенному виду
труда в течение установленного времени (56 часов в день) в специальном цехе
или мастерской.
выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда,
которому ребенок обучался в школе;
по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с
выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько
взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет и
складывание готовой продукции в определенном порядке;
научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе,
соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Соответствующая трудовая подготовка должна дать детям возможность
после окончания обучения социально адаптироваться в обществе.
Накопление трудовых и профориентационных знаний и умений идет
постепенно, последовательно и систематично.
Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Основной задачей по
профориентации учащихся на всем протяжении учебы является расширение
кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами
деятельности и практическое приобщение к труду.
Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от
качества работы по следующим направлениям:
1.
Профессиональное просвещение, включающее профинформацию,
профпропаганду и профагитацию (это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, профориентационные игры, приглашение мастера –
профессионала, мероприятия, конкурсы и т.д.)
2.
Предварительная профессиональная диагностика, направленная на
выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Изучение учащихся в целях профориентации – это важнейший фактор
профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные
особенности личности: интересы, потребности, склонности, профессиональные
намерения, черты характера, мотивы выбора профессии, состояние здоровья.
3.
Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание
индивидуальной помощи в выборе профессии.
Таким образом, профориентационная работа подразумевает многолетнюю
поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива,
служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.
В заключении хочется сказать, что сегодняшний выпускник для реализации
своих профессиональных планов, независимо от того является ли он
выпускником коррекционной школы – интерната или нет, должен быть
востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном
плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо
формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго
до момента выпуска его из стен школы.
Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху,
самореализации, психологическому и материальному благополучию. Процесс
профессионального и личностного самоопределения будет эффективен, когда
будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам с
ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе с новыми
социальноэкономическими отношениями. Только учитывая особенности
интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание
индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с
интеллектуальной недостаточностью, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются такие дети при вхождении во взрослую жизнь можно
получить эффективные результаты при проведении работы по
профессиональному самоопределению.
Работа по профориентированию детей с умственными отклонениями
также как и любая работа не приносит сиюминутных результатов. Необходимые
условия – это обеспечение непрерывности, целостности, постоянства,
взвешенные подходы к каждому учащемуся и его родителям,
заинтересованность в работе всего педагогического коллектива, слаженная
работа в социуме. Литература
1. Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков с
нарушением поведения // Коррекционная педагогика. М., 2007,
№3, с.74.
2. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 2000.
3. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал.
2002. №4. С.99100.
4. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в
организации воспитательного процесса в детском доме (интернате)
для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г.
№5 – с.30
5. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития
коррекционной помощи детям с интеллектуальной
недостаточностью. Дефектология. – 1994г. №1
6.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
8. Дефектология. Словарьсправочник / Под ред. Б.П. Пузанова. М.,
1996.
9. Дульнев Г.М. Учебновоспитательная работа во вспомогательной
школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. М.: Просвещение,
1990. 10.Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и
воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. –
1994г. №3
11.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая
подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва,
Педагогика, 1998,
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в процессе профессионального самоопределения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.