Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.
Оценка 4.7

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Взрослым
16.01.2018
Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.
Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. Социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности и самостоятельная область знания начала формироваться в России параллельно с социальной работой, которая так¬же была введена как самостоятельный институт в начале 1990-х годов.
Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе СПО.doc
Социально­педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования. Выполнила: Плескачевская  Наталья Владимировна, Социальный педагог, ГБПОУ СО «СЛРТ» . г. Саратов­2017 г. 0 Введение……………………………………………………………………2 Содержание Глава 1. Социально­педагогические технологии сущность и типы…....3 1.1. Основные характеристики социально­педагогических  технологий………………………………………………………….……....3 1.2. Классификация социально­педагогических технологий.…….5 1.3. Типы социально­педагогических технологий…………….    ..6 Глава   2.   Социально­педагогические   технологии   работы   социального педагога   с   детьми­сиротами   и   детьми,   оставшимися   без   попечения родителей…………………………………………….. ………………   11 Заключение………………………………………………………………16 Литература………………………………………………………………17 1 Введение Понятие «социально­пе  дагогическая технология» в научной литературе  появилось лишь в 1990­х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики.   Социальная   педагогика   как   сфера   профессиональной   деятельности   и   самостоятельная область   знания   начала   формироваться   в   России   параллельно   с   социальной   работой, которая   также   была   введена   как   самостоятельный   институт   в   начале   1990­х   годов.   В отличие от зарубежных стран, где социальная педагогика либо вообще не выделяется из социальной работы, либо рассматривается как ее составная часть, для постсоветских стран характерно обособленное развитие этих двух взаимосвязанных профессиональных сфер, которые   изначально   были   ведомственно   разобщены.   Анализ   сущности   и   содержания социальной   работы   показывает,   что   она   включает   педагогический   аспект,   но   им   не исчерпывается,   так   же   как   и   социальная   педагогика,   которая   неизбежно   включает элементы   социальной   работы.   На   практике   это   приводит   к   тому,   что   при   решении социальных   проблем   человека   или   группы   теоретические   концепции   социальных технологий из области социальной работы активно переносятся на социальную педагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществляется педагогическими средствами. Личная актуальность:  выбор темы обусловлен  моим интересом к современным технологиям   воспитания.   В   контекстном   подходе   особую   роль   играют   активные   и интенсифицирующие   методы   и   формы   воспитания   или   даже   целые   технологии, обеспечивающие интенсивное развитие личности студента и педагога. Цель работы: Социальная адаптация детей сирот Задачи работы: 1. Изучить методическую литературу, педагогический опыт по проблеме. 2. Выбрать оптимальные социально педагогические технологии для адаптации детей сирот; 3. Разработать   методические   рекомендации   применения   социально   педагогических технологий в рамках Программы социальной адаптации детей сирот..  2 Глава 1. Социально­педагогические технологии сущность и типы 1.1. Основные характеристики социально­педагогических технологий. У   истоков   технологизации   социально­педагогической   деятельности   стоял   А. С. Макаренко, хотя само выражение «педагогическая технология» в его публикациях не встречается. Говоря о «механизации педагогического дела», он подчеркивал, что она пред­ ставляет   «явление   положительное   и   полезное,   но   эта   механизация   все   же   должна предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля». Чем больше размышлял А. С. Макаренко   о   педагогической   деятельности,   тем   больше   находил   сходства   «между процессами   воспитания   и   обычными   процессами   производства».   «Каждый   воспитанный нами человек, – писал он, – это продукт нашего педагогического производства».  В   художественных теоретических работах,   произведениях его         и   практической   деятельности   нашли   отражение   различные   социально­педагогические технологии   отдельными личностями работы с         и коллективами. Об этом можно судить по продуманности воспитательной деятельности, включающей элементы, характерные для структуры социально­педагогических технологий. В   частности,   в   воспитательной   деятельности   А.   С.   Макаренко   обращал   внимание   на постановку  цели,   выбор  соответствующих  методов   и  средств,  обеспечение  качества   их реализации, гибкую коррекцию воспитательной деятельности, учет ее результативности, а также   учет   всех   факторов,   оптимизирующих   процесс   воспитательной   деятельности,   и многое другое. Среди   воспитательных   технологий,   разработанных   А.   С.   Макаренко,   можно   выделить: формирование   и   развитие   коллектива;   управление   воспитательной   ролью   коллектива; прогнозирование   перспектив   формирования   и   развития   личности   воспитанника, обеспечение   наиболее   оптимальных   условий   для   этого;   прогнозирование   перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива  и управление  процессом достижения прогнозируемого результата и др. Современные   условия   диктуют   необходимость   поиска   новых   подходов   к   определению   сущности   социально­педагогической   технологии.   Основой   для   этого 3 должен   послужить систематизация   различных   подходов   к   пониманию   сущности   технологии   вообще,   а   также   социальной   технологии   и   и   анализ   педагогической  технологии в частности. При этом могут быть выделены  два основных подхода. Согласно   первому   подходу,   опирающемуся   на   трактовку   технологии   как   науки   о мастерстве, искусстве практической деятельности, социально­педагогическая технология – это наука об искус   Такие   технологии   носят   теоретико­исследовательский   характер   и   включают   два   типа  стве достижения прогнозируемой социально­педагогической цели. технологий. Теоретическая   социально­педагогическая   технология   –   это   учение   о   наиболее оптимальных   методах,   операции   и процедуры), необходимых в данной ситуации для решения социально­педагогических средствах   и   приемах   (действия,   проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально­педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности. Такая технология может быть представлена в виде учебника; учебного пособия; учебно­ методического пособия; теоретической разработки технологии. Исследовательская   социально­педагогическая   технология   –   это   специально   созданная, научно обоснованная методика (последовательность использования совокупности методов и средств), позволяющая познать (углубить познание) социально­педагогическое явление, его   составные   части,   особенности   проявления,   возможности   направленного   управления динамикой   проявления,   развития,   качественного   изменения   и   т.д.   Такие   технологии используются при исследовании социально­педагогических проблем и позволяют не только познавать   само   социально­педагогическое   явление,   но   и   проектировать   процесс   его качественного изменения. Технологии   данного   типа   могут   быть   представлены   в   виде   программы   исследования (исследовательская   программа); экспериментальной разработки.   методики   исследовательской   деятельности; Второй   подход   позволяет   определить социально­педагогическую   технологию   как целенаправленную, социально­педагогическую оптимальную наиболее       деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом   (специалистами)   методов   (совокупности   методов),   средств   и   приемов, обеспечивающих   достижение   прогнозируемой   цели   в   работе   с   одним   человеком   или   с группой в определенных условиях. 4 Подобные   технологии  создаются  на основе  специальных   теоретических  разработок  или предшествующего   (известного)   опыта   решения   определенных   социально­педагогических задач.   По   своей   сущности   такие   технологии   носят   прикладной   (практико­ ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены прикладная (практическая) технология общего типа и прикладная (практическая) технология частного типа. Прикладная   (практическая)   технология   общего   типа   –   это   целенаправленная,   заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально­педагогической   деятельности   специалиста   (специалистов)   по   реализации совокупности   методов,   методик,   средств   и   приемов,   обеспечивающих   достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. Технологии   такого   типа   применимы   при   решении   общих   задач   социальной   педагогики в работе с конкретным объектом. Они могут быть представлены в виде: –   программы   социально­педагогической   деятельности,   содержащей   обоснование   и описание   этапов   социально­педагогической   работы,   используемых   методов   и   средств, последовательности их применения, которые обеспечивают достижение прогнозируемого результата; –   методики   работы   специалиста   (специалистов)   по   решению   социально­педагогической задачи   (индивидуального   развития   и   воспитания,   исправления,   педагогической реабилитации и др.),включающей используемые методы, последовательность и особенности их применения; – методической разработки. Прикладная (практическая)   технология   частного   типа   –   этоупорядоченные, спланированные   по   определенному   проекту   и   последовательно   реализуемые   действия, операции   и   процедуры,   инструментально   обеспечивающие   достижение   прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. В   этом   случае   социально­педагогическая   технология   может   быть   представлена   в   виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата. Социально­педагогические технологии данного типа применяются при решении частных задач   социальной   педагогики.   Они   могут   быть   также   составной   частью   социально­ педагогической технологии общего типа. Примеры подобных технологий: 5 –   сценарий   деятельности   специалиста   в   процессе   решения   частной   социально­ педагогической задачи (проблемы); – методика реализации определенного метода в контексте решения частной социально­ педагогической проблемы; –   методические   рекомендации   по   решению   конкретной   социально­педагогической проблемы. 1.2. Классификация социально­педагогических технологий Классификация   (от   лат.   classis   –   разряд,   класс   +   facio   –   делаю)   –   это   система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой­либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами, объектами. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать   исследуемые   объекты   по   определенным   основаниям   с   учетом качественных характеристик каждого из них. Известно   множество   социально­педагогических   технологий,   однако   их   окончательная классификация пока не разработана.  В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация: 1)   позволяет   упорядочить   социально­педагогические   технологии   по   определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование; 2) показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются социально­педагогические технологии, а каких нет либо выбор их ограничен; 3)  с учетом их специфических особенностей. актуально. Формирование   Он   объединяет   и   систематизирует   сложившиеся   и   проверенные   на   практике   социально­педагогические   технологии,   что   дает   возможность   специалисту оперативно   выбрать   наиболее   оптимальный   вариант   технологии   для   практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предло­ жить   какую­либо   новую   технологию   решения   той   или   иной   социально­педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования социально­педагогических технологий, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит   ему   использовать   в   типовых   ситуациях   уже   проверенный   опытом   способ деятельности. В условиях применения компьютерных технологий тестирования (диагностики) создаются   качественно по   формированию   банка   типовых   технологий,   оптимальных из них с учетом конкретной ситуации.   способствует   созданию   банка   социально­педагогических   технологий   выбору   наиболее   исключительно возможности данных   такого   банка     новые   6 В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлялось то особенное, что характерно для них.  Наиболее существенными признаками педагогических технологий являются: ∙ основной замысел (например, технология передачи знаний, технология развития личности и др.), в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора; ∙   техническая   цепочка   действий,   операций,   коммуникаций,   которая   выстраивается   в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат; ∙ взаимосвязь деятельности учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации   и   дифференциации,   оптимальной   реализации   человеческих   и технических возможностей, диалогического общения; ∙ соответствие технологии требованиям государственного стандарта; ∙ воспроизводимость технологии любым учителем; ∙   включение   диагностических   процедур,   содержащих   критерии,   показатели   и инструментарий измерения результатов деятельности. Изложенные   признаки   позволяют   выделить   наиболее   существенное   в   педагогической технологии. Однако для разработки классификации социально­педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии. Основания   классификации   –   это   те   качественные   характеристики,   которые   позволяют систематизировать   технологии   применительно   к   решению   основных   проблем   объекта   с учетом   целей   технологий   и   особенностей   их   практического   применения.   Обобщение практического   опыта   по   вопросу,   каковы   наиболее   важные   цели,   стоящие   перед социальными   педагогами   в   их   профессиональной   деятельности,   а   также   способы   их достижения,   позволяет   выделить   наиболеесущественные   основания   для   классификации социально­педагогических технологий. К ним можно отнести: ∙ тип социально­педагогической технологии; ∙ назначение социально­педагогической технологии; ∙ субъект применения; ∙ объект применения; ∙ место применения; ∙ способ реализации. В   соответствии   с   выделенными   основаниями   необходимо   определить   критерии,   по которым можно осуществить систематизацию и классификацию социально­педагогических технологий. Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится   оценка,   определение   или   классификация   чего­либо;   мерило   оценки.   По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени   индивидуализировать   технологии.   В   каждом   социально­педагогическом учреждении,   с   учетом   опыта   работы   его   специалистов,   накапливаются   технологии, пополняющие   банк   технологий,   и   при   этом   выявляются   наиболее   значимые   для   прак­ тических работников критерии, позволяющие совершенствовать классификацию и выбор оптимальных технологий. Рассмотрим   наиболее   общие   для   каждого   выделенного   основания   критерии,   которые позволят разработать общую классификацию социально­педагогических технологий. Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально­ педагогической   технологии,   который   определяется   ее   характером.   Поэтому   характер технологии   является   основным   критерием   по   данному   основанию,   позволяющим выделить общие и частные технологии   (М.А. Галагузова, Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.). Общие   технологии ориентированы   на   общий   цикл   социально­педагогической   работы   с клиентом по выявлению его социально­педагогической проблемы и ее разрешению (охрана 7 опыт   работы, начинающий,   профессионализма –     имеющий   и защита прав ребенка и др.). Частные технологиинаправлены на решение определенной частной цели, задачи (консультирование, патронаж и т.д.). Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выделить социально­ педагогические   технологии   в   зависимости   от   основной   цели   деятельности   социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту.   В   качестве   такого   критерия   и   выступает   целевое   назначение   социально­ педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии бывают: – направленного целевого назначения – технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; охраны и защиты прав ребенка; информационно­ пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.; – комплексного   назначения –   технологии,   предполагающие   достижение   одновременно нескольких   целей   (охрана   и   защита   прав   ребенка,   профилактика   правонарушений, нарушений здорового образа жизни членов семьи и т.д.). Субъект применения. По данному основанию существует два критерия. Они позволяют выделить   социально­педагогическую   технологию   в   зависимости   от   индивидуальных возможностей специалиста. К критериям по данному основанию относятся: – уровень высококвалифицированный специалист; – специализация социального   педагога   –   по   направлению   деятельности,   по   работе   с определенной возрастной группой и др. Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют   выделить   социально­педагогическую   технологию   в   зависимости   от характеристики объекта деятельности. Такими технологиями могут выступать следующие: – социальная – возрастная – ребенок, подросток, юноша и др.; – личностная (то   характерное   в   объекте,   что   обусловливает   необходимость   социально­ педагогической характер социального   отклонения,   психологическое   или   эмоциональное   состояние,   динамичность личности, компенсационные возможности и др.; – количественная – отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии. Место   применения.   Критерий   по   данному   основанию   позволяет   классифицировать социально­педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Таким образом, выделяются технологии работы в   образовательном   учреждении;   технологии   работы   в   специализированном   центре, технологии работы по месту жительства и др. Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально­ педагогических   технологий   в   зависимости   от   способа   достижения   цели   (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый)   или   несколько   (определенная   совокупность)   методов,   используемых   в технологии.   То   есть   критерием   по   данному   основанию   выступает основной   способ достижения   цели —   ведущий   метод   (игра,   деятельность,   психодрама,   консультация   и др.); совокупность   основных   методов, авторские   методики –   специальные   методики, разработанные   конкретным   специалистом   и   положительно   зарекомендовавшие   себя   на практике. Например, воспитание в коллективе А.С. Макаренко; коммунарская методика И.П.   Иванова;   методика   коррекции   бродяжничества   П.Г.   Вельского;   технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др. Таких методик появляется все больше. Накопление специалистом опыта практической работы и овладение им методикой разработки технологий будут способствовать появлению новых авторских методик.   – ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;   –   работы     с   ним) 8 свою     технологии в очередь К М.В. Шакурова,  Л.В.  Мардахаев   и  др. предлагают   разделять  социально­педагогические технологии на следующие типы: субъектные, деятельностные, средовые. подразделяются   Субъектные индивидуальным на индивидуальные, групповые, сферные и массовидные.   (персональным)   технологиям   относят   технологии   саморазвития,   самозащиты, самосохранения,   самообеспечения,   самообучения,   самоорганизации   и   т.   д.   Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных  и т.д. Например, для бывших воспитанников учебно­воспитательных учреждений   закрытого   типа   –   это   технологии   реадаптации   и   ресоциализации,   для подростков – технологии адаптации к условиям современного социума, для учащихся с ОПФР – технологии трудотерапии, психотерапии и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих   социальной   помощи,   все   время   возрастает,   усложняются   их   проблемы, следовательно,   растет   и   число   социальных   групповых   технологий.   Массовидные технологии   касаются   большого   количества   населения,   социума   (например,   технологии социально­педагогической рекламы, технологии социокультурной деятельности). Деятельностные   технологии трактуются   как   совокупность   приемов   и   методов воздействий, применяемых социальными службами и СППС, социальными  и социально­ педагогическими работниками для достижения поставленных целей в процессе социально­ педагогической работы для решения разного рода социальных и социально­педагогических проблем,   обеспечения   эффективности   реализации   задач   социальной   защиты   населения. Данные   технологии   базируются   как   на   учете   интересов   индивида,   его   потребностей, ценностных   ориентаций,   так   и   на   учете   социальных   условий,   способствующих   или ограничивающих  раскрытие  и использование  внутренних  сил  клиента,  они ориентируют социальных и социально­педагогических работников на целостный подход к человеку. На этой основе деятельностные технологии направлены на: ∙ совершенствование социально­педагогической работы как вида деятельности; ∙   улучшение   деятельности   организационных   структур   социально­педагогической   работы (техники   управления,   прогнозирования,   моделирования,   проектирования)   – технологии управления, прогнозирования, моделирования, проектирования; ∙   оптимизацию   деятельности   социального   педагога   (технологии   консультирования, коррекции, диагностики проблемы и т.д.); ∙   улучшение   деятельности   клиента   (технологии установки   на   успех,   совершенствования коммуникативных навыков, снятия комплекса и др.). Средовые  технологии включают  в себя технологии  оздоровления  окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (технологии коррекции процесса   общения,   профилактики   и   разрешения   конфликтных   ситуаций,   развития стрессоустойчивости, реализации превентивных мер по преодолению нарушений адаптации личности и др.). Также   средовые   технологии   включают   технологии   «кабинетные»   или «лабораторные» (искусственно   созданные   во   временных   условиях), полевые (существующие   в   реальной среде). Среди   названных   социально­педагогических   технологий   всех   трех   типов   выделяются технологии   разработанные,   адаптированные,   внедренные   и   полностью   используемые,   а также внедренные, но используемые недостаточно активно. При этом для ряда технологий разработаны методики, обучающие этим технологиям. Для   сравнения   рассмотрим   приведенные   ниже   в   виде   схем   классификации   социально­ педагогических технологий разных авторов. Классификация социально­педагогических технологий 9 по М.В. Шакуровой и др. Классификация социально­педагогических технологий  по М.А. Галагузовой. 10 Глава   2.   Социально­педагогические   технологии   работы социального   педагога   с   детьми­сиротами   и   детьми,   оставшимися   без попечения родителей В соответствии с Российским Семейным кодексом дети – сироты это – дети,  которые лишены попечения родителей. Делятся на:  1. Социальных сирот ­ у которых родители лишены родительских прав, бросили детей,  отказались, либо осуждены.  2. Биологических сирот – у которых умерли родители.  В России количество сирот увеличивается, и в основном это сироты социальные. Чаще дети помещаются в детские стационарные учреждения. После выпуска из д/домов на полное  государственное обеспечение в учебные заведения в основном в системе НПО (т.е  11 училища, лицеи) В данных учреждениях используются различные технологии при работе с  детьми­сиротами. Учреждения начального профессионального образования были и  остаются основными социальными институтами, обеспечивающие учебно­воспитательный  процесс и делающие профессиональное образование. Контингент обучающихся в лицее в  основном относится к социально нуждающимся категориям. Из них число детей – сирот,  имеет тенденцию увеличения. В основном дети находятся на полном гос. обеспечении (т.е.  из д/домов) 66% из них – социальные сироты 34% ­ биологические.          Возникает острая необходимость в применении технологий работы с данной  категорией детей в учреждении, в основном социально педагогической помощи; адаптации  учащихся; развитие системы социальной защиты и профилактики соц. поведения  безнадзорности, алкоголизма, правонарушений (проводятся ежемесячно советы  профилактики, где членами комиссии являются: зам.дир по УВР, психолог, социальный  педагог, мастера п/о, классные руководители, представители УВД. Так же заслушиваются  учащиеся на комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города, где  присутствует социальный педагог).  Виды социально­педагогической помощи:  1. социально­информационная помощь: направлена на обеспечение детей информацией  по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных  служб и спектра оказываемых ими услуг. Мной, социальным педагогом один раз в месяц  проводятся собрания детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью  обеспечения детей информацией по вопросам социальной помощи предусмотренной  государством, так же по необходимости в индивидуальном порядке.  2) социально­правовая помощь, направленная на со¬блюдение прав человека и прав  ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей,  правовое воспитание детей по жилищным, семейно­брачным, трудовым, гражданским  вопроса. Мной, соц.педагогом представлялись интересы детей­сирот на следствиях и  судебных заседаниях:    По жилищным вопросам.    По признанию гражданства РФ.    Защита прав в уголовных разбирательствах.    Защита прав в гражданских вопросах.  12 3) социально­реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных  услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению  психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней  детей. В социальным педагогом, психологом, зам.дир.по УВР, выстроена взаимосвязь с  центром «Семья» г.Саратова, для проведения бесед со студентами.  4) социально­экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении  пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов. На основании Законов РФ социальным  педагогом оказано содействие в получении выпускных пособий учащимся – сиротам,  материальная поддержка учащимся – сиротам, адресная помощь: на рождение ребёнка, на  оформление доли жилой площади. 5) медико­социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и  профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних,  медико­социальный патронаж детей из семей группы риска. Соц.педагогом, психологом,  зам.дир. по УВР, выстроено взаимодействие с медицинскими организациями, вследствие  чего все студенты из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  ежегодно проходят профилактические осмотры в поликлиниках  г. Саратова.  6) социально­психологическая помощь, направленная на создание благоприятного  микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение  негативных воздействий дома, в коллективе училища, затруднений во взаимоотношениях с  окружающими, в профессиональном и личном самоопределении. Организована социально­ психологическая служба (Положение №14), разработан единый план социального педагога  и психолога.  7) социально­педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий  для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение  развития и воспитание детей в семьях группы риска.  13 Профессиональными знаниями социального педагога является нормативно­правовая база  деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции,  социально­правовые и социально­экономические основы деятельности социального  педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку); теория и история  социальной педагогики; возрастная психология, изучающая личность ребенка, его  физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;  социология, изучающая объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников); методы социального управления и планирования  профессиональной исследовательской деятельности.  Если конкретизировать это:  • выявление детей­сирот и лиц из их числа путем еицеяжегодного изучения дел учащихся  лицея после набора групп;  • защита их прав в виде представления интересов на следствиях и судебных заседаниях.  Вследствие этой работы в лицее  поставлены на полное гос.обеспение 11 человек;  • устройство, контроль за условиями их пребывания. В общежитии ПУ проживает 10 детей  – сирот. Мною, соц. педагогом проводится контроль за условиями их пребывания в виде  рейдовых мероприятий, проверки наличия гигиенических принадлежностей, составляются  акты обследования;  • социальная реабилитация и адаптация (помощь в трудоустройстве и обеспечение  жильем);  • посредническая деятельность между училищем и различными общественными  организациями (ЗАГС, суд, судебные приставы, ГОРОНО, РАЙНО, министерство  здравоохранение, главы муниципальных образований и т.д.);  • ведение соответствующей документации (личного дела сироты);  • различного рода выплаты (пенсия, пособия).  В лицее соц. педагогом продлеваются  пенсии по СПК (в  При работе с детьми ­ сиротами особое внимание уделяется:  • Постинтернатной адаптации.  • Обучению и социальному воспитанию.  • Соц. защите и защите прав учащихся­сирот в лицее.  Работа ведется при взаимодействии всех членов коллектива лицея,(то есть комплексно).  Для эффективного результата разработано положение по училищу «О механизме работы с  14 группами риска». (Рассмотрено на заседании МО классных руководителей и структур  воспитательной работы).  В обучение и соц. воспитание входит формирование самостоятельной зрелой личности,  которая бы принимала полноценное участие во всех сферах социальных отношений  экономической, политической, духовной.  Учебный процесс выстраивается в соответствии с данной целью: экономические игры, час  политинформации (готовят дети); обеспечение досуговой занятостью (театры, выставки,  экскурсии).  Так же разработана и применяется «Программа развития учебно – воспитательной  деятельности информационно – пропагандистского сопровождения профилактики  преступлений. Правонарушений и наркомании , в рамках которой заключен совместный  план по профилактике здорового образа жизни с сотрудниками управления Внутренних  Дел, г. Саратова. Суть во взаимодействии сотрудников МВД и лицея, которые в виде  бесед, посещений по месту жительства, привлечения к административной ответственности, преследуют цель: создание и развитие правовых, нравственных и организационных условий  для воспитания у молодежи гражданского сознания, личностной самореализации молодых  людей, как активных участников преобразования современного общества.  В плане отражены различные мероприятия, которые включены в учебный процесс.  Постинтернатная адаптация длится с I курса и продолжается даже после выпуска из  училища. Большие проблемы возникают при переходе из «мирка» д/дома на первую  ступень взрослой более самостоятельной жизни обучении в училище. Проблемы  заключаются в том, что дети ­ сироты не приспособлены к самостоятельной жизни, имеют  замкнутый круг общения и гиперопеку со стороны работников д/домов. При обучении в  лицее дети­сироты получают больше самостоятельности, проживая в общежитии,  возникает необходимость к самообслуживанию, обучаясь в училище, несут  ответственность за успеваемость и посещение учебных занятий, получают на руки  определенную сумму денег. Так же дети встают перед выбором жизненного пути, должны  задумываться о трудоустройстве и самостоятельности что очень пугает обучающихся –  сирот.  Подход к решению проблем так же носит комплексный характер во главе социально­ психологической службы училища лицея, которая была создана в 2001 году. Она  выполняет огромную функцию по преодолению психологических и социальных  трудностей.  По решению возникающих проблем необходимо работать еще с д/дома, поэтому в лицее  15 разработана и применяется программа по постинтернатной адаптации детей – сирот,  которая предполагает совместную работу представителей детских домов лицея. В рамках  данной программы соц. педагогом совместно с психологом и зам. дир. по УВР выполняется ряд мероприятий: организованы экскурсии для детей ­ сирот из д/домов в училище, для  того чтобы дети которые желают обучаться в лицее заранее, в реальности познакомились с  требованиями и условиями обучения. Так же проводится проф. ориентационная работа в  д/домах в виде индивидуальных бесед, ознакомления с личными делами и характеристик  воспитанников. Итак, ребенок подходит к выпуску из училища, он подготовлен, со стороны  работников училища к выходу в самостоятельную жизнь, применены существующие  технологии, теперь социальный педагог помогает в получении места жительства, вручает  пакет документов и оказывает помощь в трудоустройстве. При этом важной работой  является привлечение ребенка в оформление документов, необходимых при выходе из  училища (Пример: о жилье, выплате пенсии, ИНН, военный билет и т.д.).  Но после выпуска необходимость в помощи и контроле занятости и жизнедеятельности  сирот, не исчезает. Все выпускники училища представляют справки и выписки из приказов  о трудоустройстве, обучении либо другой занятости.  В ходе исследования полученные данные показали, что технологии соц. работы с детьми –  сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, применяемые в  Профессиональном училище №5, являются эффективными для дальнейшей адаптации к  самостоятельной жизни после выпуска.  Дети в основном идут по трем направлениям жизненного пути:  Дальнейшее обучение­ Служба в армии­ Трудоустройство  Заключение 16 В   соответствии   с   целями   и   задачами,   поставленными   в   работе   были проанализированны   теоретические   методы   и   практические   материалы   по   проблеме адаптации детей сирот.  Особое   внимание   было   уделено   выбору   социально   педагогических   технологий адаптации   детей   сирот   к   социальной   жизни.   На   основе   работы   можно   сделать заключение,   что   к   оптимальным   технологиям   относятся:   игровые   технологии позволяющие   формировать   у   студентов   коммуникативные,   бытовые   компетенции. Особую роль при адаптации  детей сирот играет проектные технологии позволяющие моделировать   социальные   процессы   из   реальной   жизни   и   адаптировать   к   ним студентов.   Не   теряют   своей   актуальности   и   традиционные   методы   работы: наблюдение, беседы, тренинги, социальный патронаж.  Все   социально   педагогические   технологии   применяются   при   разработке Программы социальной адаптации детей сирот.  17 Литература 1. Методика работы социального педагога / под ред. Л.В. Кузнецовой;  сост. Г.С. Семенов. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 130 с. 2. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А.  Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – С. 3–15. 3. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога:  учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –272  с. 4. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога /  П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.    5. Галагузова М.А. Социальная педагогика. ­М.. 2003.  18

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.

Социально-педагогические технологии в воспитательном процессе среднего профессионального образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018