«Социально-психологические особенности детей из неполных семей».
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
9 кл
16.10.2019
Статья на тему «Социально-психологические особенности детей из неполных семей». В данной работе рассматриваются главные причины роста числа неполных семей и основные проблемы детей, которые воспитываются в семье с одним родителем, а также раскрываются причины возникновения тех или иных проблемных областей.
статья неполная семья.docx
Социальнопсихологические особенности детей из неполных семей.
На фоне большого числа научных исследований по проблеме семейных
взаимоотношений, имеется недостаток работ по многим аспектам воспитания
ребенка в неполной семье. Появляется необходимость компенсации пробела
теоретического и практического знания по проблемам детскородительских
отношений [5].
Полагаясь на научные исследования можно определить главные причины
роста числа неполных семей:
1.
2.
Увеличение разводов. [6].
Увеличение смертности мужчин.
3. Рост доли рождения детей вне официального союза [5].
4.
5.
6.
Отлучка отца или матери на заработки в иной город или страну.
увеличение алкоголизма, наркомании, иных зависимостей.
Раздельное проживание мужа и жены (годвинбрак). [2].
7.
Намеренное рождение ребенка вне брака («для себя»), а также
вынужденное рождение ребенка вне брака (случайная беременность,
непринятие аборта).
Отношение общества к воспитанию ребенка в неполной семье кардинально
поменялось в настоящие дни и не трактуется в большей степени как
негативное явление. По итогам научной работы С.С. Даниловой, чуть меньше
20% опрошенных негативно относятся к воспитанию ребенка в семье с одним
родителем .Матьодиночка , по их мнению, это женщина, которая воспитана
в неблагополучной семье. Рождение у нее ребенка это следствие неудачных
сексуальных отношений, в результате которых женщина оказалась в ситуации
выбора между сохранением ребенка и предстоящим абортом. Но, невзирая на
такую характеристику, одинокие матери, по мнению опрошенных женщин,
имеют шансы воспитать гармонично развитую личность, мужчины думают
иначе.
Необходимо отметить, что неполным семьям, приходится тяжело в наше
время, так как они сталкиваются с рядом барьеров, которые порой им не по силам преодолеть, например, финансовые трудности (многие неполные семьи,
относятся к ряду нуждающихся в материальной поддержке); проблема
трудоустройства родителя, имеющего малолетнего ребенка; жилищная
проблема; психологические затруднения (сложность совмещения ролей
матери и отца в воспитании детей для одного родителя); отсутствие опыта
семейной жизни, особенно у молодого человека (мамы, папы); проблема
воспитания и социализации ребенка [1].
Полагаясь на теоретический и практический анализ научной литературы
можно выделить спектр проблем возникающих у ребенка из семьи с одним
родителем:
Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, могут иметь отставание в
1.
психическом и интеллектуальном развитии. Это обусловлено тем, что у
мужчин сильнее развито логическое мышление и математические
способности. При общении ребенка с отцом формируется логический склада
ума. Это взаимосвязь описана в научных трудах О. Тиллера, Д.Б. Линна, В.М.
Целуйко, В.Л. Соурея) [3].
Дети , воспитанные одним родителем могут испытывать затруднения в
2.
освоении образовательной программы в ОУ. Это обусловлено тем, что
родитель, во главу всего ставит финансовую сторону и при этом не всегда
может уделять нужное внимание контролю за успеваемостью или даже просто
общению с ребенком. Бывает и обратная ситуация, где родитель чрезмерно
контролирует процесс обучения ребенка, стремясь, чтобы он одинаково
успешно усваивал все учебные предметы, невзирая на наличие интересов,
склонностей и способностей. Это приводит к тому, что индивид становится
безучастным. В пубертатный период дети матерей, склонных к гиперопеке,
обычно демонстрируют вызывающее(протестное) поведение.
Воспитание детей в неполной семье отражается и на мотиве выбора
3.
ребенком будущей специальности. При рассмотрении результатов
исследования, проведенного И.Ф. Дементьевой, для детей, воспитанных
одним родителем в качестве мотивов выбора профессии , выступает уровень
востребованности той или иной специальности на трудовом рынке.
Прагматизм при определении будущей профессии, совмещается с
завышенными требованиями к размеру зарплаты и стремлением к
самостоятельности и отсутствии жестких правил на рабочем месте. 4. Индивиды из неполных семей могут иметь склонность к отклоняющемуся
поведению. Дисциплинарные нарушения в ОУ, применение физической силы,
зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей, воспитываемых
одним родителем. У девочек наиболее часто проявляется алкогольная
зависимость и сексуальная распущенность (чем у девочек того же возраста из
полных семей), а у мальчиков – чаще происходят нарушения закона,
алкоголизм. .С. Кон, определил, что дети, выросшие без отца, имеют высокую
степень тревожности, у них наиболее часто проявляются невротические
симптомы и заболевания, мальчикам трудно коммуницировать со
сверстниками и они плохо усваивают мужские роли, но при этом
избирательно гипертрофируют мужские черты: грубость, применение
физической силы. Ребенок из неполной семьи чаще конфликтует с матерью,
или вырастает пассивным, вялым и физически неактивным.
5.
Для детей из неполных семей характерна несформированность половой
идентичности. Связано это с отсутствием в семье отца или матери, которые
являются образцами поведения. В связи с чем, мальчики и девочки могут
иметь трудности в коммуникации с лицами противоположного пола.
Перечисленные особенности развития половой идентичности у индивидов из
неполных семей, могут повлиять на способность в будущем создать семью.
6. Модель будущей семье у девочек, выросших без отца, выделяется
идеализацией образа мужа как главы семьи. Это может стать причиной
завышенных требований к будущему супругу.
7.Проблемы со здоровьем. Детские врачи отмечают, что воспитуемые в
неполной семье чаще болеют острыми и хроническими заболеваниями. К
причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход
родителя за ребенком, невнимательность. В неполных семьях наиболее часто
наблюдаются плохие санитарногигиенические условия, бытовая
неустроенность, вредные привычки и самолечение.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в неполной семье
влияет на развитие личности ребенка, причем большее влияние оказывает не
факт присутствия отсутствия одного из родителей, а характер поведения
оставшегося родителя, это подтверждают специалисты разных областей,
изучающие эту проблему. Образование неполной семьи во многих ситуациях
нельзя предотвратить, но можно сформировать тип детскородительских взаимоотношений в монородительской семье, который в некой степени
нивелирует отрицательные последствия ее распада.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2017. 216 с.
2. Быстрова Н.В. Проблема беспризорности несовершеннолетних в 20е
годы ХХ века (по материалам нижегородской губернии) // Современные
исследования социальных проблем (электронный научный журнал).
2018. № 7 (39). С. 9.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2011. 244 с.
4. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. М., 2005. 561 с.
5. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002. 301 с.
6. Харламенкова Н.Е. Роль отца в дифференциации гендерной
идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 3. С. 5664.
«Социально-психологические особенности детей из неполных семей».
«Социально-психологические особенности детей из неполных семей».
«Социально-психологические особенности детей из неполных семей».
«Социально-психологические особенности детей из неполных семей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.