Социальное партнерство ДОУ и семьи - основа развития личности ребенка
Оценка 4.9

Социальное партнерство ДОУ и семьи - основа развития личности ребенка

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Взрослым
25.06.2023
Социальное  партнерство  ДОУ  и  семьи  -  основа  развития  личности  ребенка
научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Социальное партнерство ДОУ и семьи.docx

«Социальное партнерство ДОУ и семьи- основа развития личности ребенка »

 

Актуальность проблемы. 

 

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно  основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микро группа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности. [3]. Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Основа  социального партнерства    «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями:

·  повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,

·  консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,

·  согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,

·  организация социально-педагогической помощи семье,

·  совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка [35]. Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при ДОУ. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ - роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается[20]. Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого. Естественно, и ДОУ, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов[35]. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе, социально адаптируют к новому этапу – школьной жизни, «открывают окно» толерантности  с членами общества [67]. Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического. 

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации  педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном  учреждении.

В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников,   базирующихся в первую  очередь   на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей  его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Грамотное решение этой проблемы на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия – позволит заложить основы  развития личности, безопасного образа жизни дошкольников. Поэтому в настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Это фундамент благополучия будущего нашей страны.                                               Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. Принятый   ФГОС  ДО  снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая:  в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного  образования  в  качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных   субъектов»  взрослого сообщества.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано  на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского  и его научной  школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.

Идея самоценности дошкольного детства - впервые в формате управленческого документа - насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие  своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами.  В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

Стандарт разработан  не  на  пустом  месте, а с учетом  всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании. Более того - является своего рода «охранной грамотой» его достижений от различных форм разрушительного администрирования. Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве.  Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм. Идеология стандарта - «детоцентризм» - отнюдь не романтика, контрастирующая с реалиями нынешней жизни. Это – спасительная,  «антикризисная» идеология. За последнее двадцатилетие мир детства (как, впрочем, и мир взрослости) утратил многое, из того, что придавало ему самобытность. Детей приходится учить играть наравне   со  взрослыми.  «Детоцентризм» - идеология возвращения детства детям, обществу, культуре через ворота дошкольного учреждения. Идеология ответственного взросления взрослых. В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Государство становится на позицию политического детоцентризма. А это означает, что любое решение чиновника любого уровня должно проходить своеобразную проверку: поддерживает ли оно развитие детства в России. Сегодня предпринимаются попытки от деклараций, перейти к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который несет ответственность государство. Но когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка.

Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства. Как сказала вице-премьер Ольга Голодец, мы должны понимать, что стандарт дошкольного образования — это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. И эта стратегическая установка нашла  свое воплощение в новом стандарте как уникальном соглашении, нацеленным на поддержку детства, между семьей и государством. Она уточнила, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики   воплотили в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Родители и педагоги поймут, как прийти к тому, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в тот мир, в котором он живет.  Это не  пустые слова. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие к миру, рано или поздно может стать невротиком. А невротик — этот тот, кто не доиграл в детстве. По сути дела, принятие стандарта привело к еще более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрос  социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей ДОУ.  Надо ориентироваться на законы психического и личностного развития ребенка.

Что для ребенка дошкольного возраста является главным?  Представляется,  что   можно  выделить «трех китов», на которых стоит (и, надеемся, будет стоять)  дошкольное образование.

Первый «кит» связан с центральным новообразованием дошкольного возраста - воображением. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать. При этом он должен научиться управлять своим воображением, чтобы оно не стало причиной детских страхов. Воображение является основой игры и то, что современные дети не умеют играть, непосредственно связано с условиями становления и развития воображения. Воображение является основой развития продуктивной деятельности. Можно отдать ребенка учить к  известному художнику, но он не научит ребенка рисовать, если не будет ориентироваться на целенаправленное развитие воображения.

Второй «кит» касается эмоций. Эмоции не зря называют центральной психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями. Он обучается контролировать свои эмоции, может с их помощью «запускать» какую-то деятельность, а может, наоборот, сдерживать ее начинание. Эмоции постепенно становятся предметом сознания ребенка. Он научается сопереживать, он приобретает навык хорошего понимания эмоций другого человека. Эмоции для ребенка дошкольного возраста во многом являются пусковым механизмом. Он может реализовать волевое усилие, он может длительно выполнять монотонную деятельность, если они имеют для него эмоциональную окраску.

Третий «кит», на котором должно строиться дошкольное образование, связан с общением и взаимодействием. Можно без преувеличения сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты общения. У ребенка появляются первые симпатии и антипатии, он приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он научается управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению. Что же надо, чтобы у ребенка это было сформировано? Какие стандарты нужно положить в основу организации дошкольного образования, чтобы обеспечить детям психическое и личностное развитие? Здесь опять – таки  можно найти своих «трех китов».

Первое.  Необходима тесная связь с семьей ребенка. Без семьи нельзя создать развивающую среду, обеспечивающую формирование надлежащего уровня эмоций, воображения и общения.

Второе. Нужно организовывать спонтанные формы обучения (это такое обучение, когда человек учиться по «своей программе», как писал о том Л.С. Выготский). Конечно, для этого нужно, с одной стороны, хорошо понимать, что интересно тому или иному ребенку, и, с другой стороны, как в это интересное ребенку вписать собственные (общества в целом, и конкретного взрослого, в частности).

Третье. Необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть,  и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы  построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.  

Субъектно – субъектное  взаимодействие  ДОУ и родителей необходимо  с одной стороны, для оптимизации процесса  образования ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.

Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья».

Второй вид характеризует включение взрослых в  образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. 

Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными.

Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", «партнерство».  Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, получается, что социальное партнерство взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [5, с.23-31]. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог.

Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.

Вместе с тем педагогический такт,  важнейшее  профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса.

Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.  "Открытость  детского  сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества.

Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.   Разработка инновационной деятельности социального партнерства строится поэтапно.

Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. 

Педагоги  недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

Таким  образом, объективные   социальные  условия   создают необходимость   самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий реализации системы социального партнерства ДОУ с микро и макро социумом. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки  России от  17.10.2013 года  № 1155, создало предпосылки  для равноправного и заинтересованного взаимодействия  семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа. В  рамках  реализации  данного  заказа назрела необходимость инновационного исследования.

Актуальность исследования определяется рядом существующих  противоречий  между:

1.  Рост числа детей с особыми образовательными потребностями.

2.  Слабая педагогическая состоятельность части родителей, повышенный       тревожный фон взаимодействия семьи и детского сада.

3.  Необходимость приведения в соответствие  ФГОС ДО содержания              деятельности  ДОУ, обеспечения преемственности и взаимодействие с семьями воспитанников.

4.   Недостаточная профессиональная  подготовленность работников к                 новым условиям и требованиям, текучесть кадров.

5.   Устаревающая материально – техническая база.

6.   Обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки        зрения, информационного поля.

7.   Недостаточное использование  образовательного потенциала                          межведомственного и сетевого взаимодействия.


 

Социальное партнерство ДОУ и семьи- основа развития личности ребенка »

Социальное партнерство ДОУ и семьи- основа развития личности ребенка »

ДОУ встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при

ДОУ встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при

Поэтому в настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны

Поэтому в настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны

Детей приходится учить играть наравне со взрослыми

Детей приходится учить играть наравне со взрослыми

Что для ребенка дошкольного возраста является главным?

Что для ребенка дошкольного возраста является главным?

Третье. Необходимо создать условия для становления и развития игры

Третье. Необходимо создать условия для становления и развития игры

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности)

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности)

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий реализации системы социального партнерства

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий реализации системы социального партнерства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023