Социальное сиротство

  • Лекции
  • docx
  • 31.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

социальное сиротство, причины и способы профилактики. Работа социально-реабилитационных центров Санкт-Петербурга, системная работа по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. создание благоприятных условий пребывания, приближенные к семейным, способствует интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
Иконка файла материала Социальное сиротство (4).docx
Деятельность социально­реабилитационных центров г. Санкт­Петербурга по профилактике социального сиротства Социальное сиротство – явление, когда дети остаются без попечения при живых родителях. Как правило, это происходит в социально­неблагополучных семьях. Основной причиной социального сиротства является неспособность или нежелание   родителей   воспитывать   своих   детей   и   обеспечивать   их   всем необходимым.  В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи,   т.е.   от   того,   сколько   времени   прошло   с   момента   появления неблагополучия   в   семье.   Специалисты   отдела   опеки   и   попечительства   тесно сотрудничают   с   другими   структурными   подразделениями   системы профилактики   и   проводят   работу   по   своевременному   выявлению несовершеннолетних   и   семей   с   детьми,   находящихся   в   трудной   жизненной ситуации.  Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в отдел опеки и попечительства   поступает   из   отделов   полиции,   учреждений   образования   и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты   отдел   опеки   и   попечительства   незамедлительно   ее   проверяют. Целью   данной   работы   является   выявление   и   устранение   причин   и   условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье. К   сожалению,   профилактическая   работа   не   всегда   оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. Если жизнь или здоровье ребенка в семье находится под угрозой, часто единственный выход – это забрать его и поместить в детское учреждение, а родителей лишить родительских прав.В ведении Комитета по социальной политике Санкт­Петербурга находятся 19 организаций для детей­сирот ­ 14 Центров содействия семейному воспитанию и 5 Домов­интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии. В городе сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью и беспризорностью: десятки несовершенно летних детей ежедневно оказывается выброшенными на улицу. Ежегодно милиция ставит на учет более 100 тысяч неблагополучных семей и около 170 тысяч несовершеннолетних. В   ответ   на   эту   ситуацию   в   Санкт­Петербурге   создаются   детские социальные   учреждения,   такие   как:   социально­реабилитационные   центры, кризисные   службы,   социальные   гостиницы,   центры   помощи   выпускникам детских домов.  Правительством Санкт­Петербурга принято постановление «О мерах по социальной   поддержке   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей», утверждена «Программа развития системы социальных приютов для беспризорных детей и подростков».  Мероприятия   по   предупреждению   социального   сиротства   в   Санкт­ Петербурге: 1.   Создание   системы   дифференцированной   помощи   семьям   с   детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке:   создание городского центра «Семья»; создание   приюта   для   нуждающихся   в   социальной   защите несовершеннолетних беременных и юных матерей с младенцами;  создание социальных педагогических центров для подростков 13­17 лет. 2.   Организация   рейдов   по   выявлению   детей,   нищенствующих   и занимающихся попрошайничеством:  разработка   мер   по   выявлению   и   привлечению   к   ответственности родителей, склоняющих детей к нищенству и попрошайничеству.3. Совершенствование системы социализации и реабилитации детей­сирот. 4. Формирование городского банка данных о детях сиротах:   создание банка данных о состоянии психофизического развития детей; создание компьютерной системы связи. 5.   Обеспечение   условий   для   адекватного   устройства   детей   сирот   на воспитание:  совершенствование семейных форм устройства детей­сирот (усыновление, опека, попечительство, приёмная семья, семейный детский дом). 6.   Создание   на   базе   специальных   (коррекционных)   сиротских   учреждений, реабилитационных центров:  создание рабочих мест для выпускников сиротских учреждений на базе детских домов;  обеспечение   реабилитационных   центров   государственными   заказами   и сырьём. 7.   Создание   производственных   участков   и   цехов   на   предприятиях различных форм собственности для сотрудничества лиц из числа детей­сирот. 8.   Расширение   перечня   профессий   для   обучения   детей­сирот   в соответствии с современными условиями труда и с учётом психофизического состояния подростков. 9. Создание детского дома­школы для детей с ЗПР ­ оздоровительного центра социальной и трудовой адаптации «Здоровье» (г. Зеленогороск). 10. Реорганизация детского дома для детей с ЗПР в детский дом­школу для детей с ЗПР. 11. Создание «Дома Детства» ­ модели Попечительского округа со своей инфраструктурой   и   системой   социальных   служб   (приюты,   реабилитационные центры, дома трудолюбия, соц. гостиницы, дома призрения и пр.).12. Совершенствование материальной базы детских домов (в том числе приобретение 15­ти автобусов ПАЗ). 13.   Обеспечение   детских   учреждений   для   детей­сирот   и   беспризорных детей необходимым физиотерапевтическим оборудованием. 14. Совершенствование системы обеспечения жильём лиц из числа детей­ сирот:  закрепление за детьми сиротами жилой площади, ранее принадлежавшей их родителям или их доли в приватизированном жилье;  обеспечение льготных условий по приобретению жилья (предоставление льготных кредитов и др.);  предоставление   жилых   помещений   вне   очереди   бывшим   воспитанникам государственных детских сиротских учреждений (с условием обеспечения над ними соц. патронажа) за счёт коммунального заселения 2­х и 3­х комнатных квартир, освобождающихся и поступающих в распоряжение района. 15.   Создание   подсобного   сельского   хозяйства   социально­ реабилитационной направленности. 16. Организация детского летнего отдыха. 17. Научно­методическое обеспечение:  Разработка   стандартов   условий,   необходимых   для   содержания   детей­ сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   на   основе   материалов министров и ведомств. 18. Использование в работе с детьми­сиротами:  результатов   медико­психолого­педагогической   экспертизы жизнедеятельности детей­сирот в детских учреждениях и семьях;  новые   санитарные   правила   и   нормы   содержания,   организация   режима питания; методические   рекомендации   по   комплексной   системе   оздоровления   и повышения функциональных возможностей детей­сирот;  научно­методические   основы   социальной   и   трудовой   адаптации   детей­ сирот. 19.   Совершенствование   системы   комплексного   медико­психолого­ педагогического обследования детей в сиротских учреждениях:  психолого­педагогические   исследования   «психическое   состояние воспитанника сиротского учреждения», «адаптация ребёнка­сироты в семье». 20.   Создание   системы   отбора,   подготовки   и   социального   патронажа родителей­воспитателей, усыновителей, опекунов (попечителей). 21. Нормативное обеспечение охраны прав детей сирот:  Разработка   проекта   Положения   о   детском   доме   ­   профессиональной школе;  Разработка концепции Попечительского округа. 22.   Информационное   обеспечение   социально­правовой   политике   в отношении детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:  Организация регулярного сообщения хода реализации программы Дети­ сироты в средствах массовой информации;  Создание   видеофильмов   о   жизни   сирот   и   деятельности   сиротских учреждений;  Организация   пресс­конференций   для   средств   массовой   информации   и проведения   телепередач   в   программе   Скорая   помощь   и   др.   о   проблемах социального сиротства. На 01.01.2019 в организациях для детей­сирот, находящихся в ведении Комитета,   проживают   1356   несовершеннолетних   воспитанников,   из   них:   в возрасте до 3 лет – 14 детей, от 3 до 7 лет – 137, от 7 до 14 лет – 559, от 14 до 18 лет   –   646.   Кроме   того,   в   учреждениях   проживают   76   лиц   из   числа   детей,завершивших пребывание в организации для детей­сирот, в возрасте от 18 до 23 лет. В   организациях   для   детей­сирот   созданы   благоприятные   условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей. Воспитанники   получают   образование:   дошкольное   образование   –   157 детей, начальное общее, основное общее или среднее общее образование – 1127, среднее   профессиональное   образование   –   66.   Высшее   образование   –   1, обучаются   по   основным   программам   профессионального   обучения   –   8 воспитанников. Организациями   для   детей­сирот   обеспечивается   реализация   права воспитанников   на   получение   благоустроенных   жилых   помещений специализированного жилищного фонда. На 01.01.2019 355 несовершеннолетних воспитанников и 43 лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте   от   18  до  23  лет   состоят   на   учете   на   получение   жилых   помещений специализированного жилищного фонда. Реализуя   право   каждого   ребенка   жить   и   воспитываться   в   семье,   в организациях   для   детей­сирот   активизирована   работа   по   решению   вопросов семейного устройства воспитанников, предпринимаются меры по содействию в организации устройства несовершеннолетних на воспитание в семьи граждан. За   период   2018   года   на   воспитание   в   семьи   граждан   передано   111 воспитанников организаций для детей­сирот, подведомственных Комитету, из них: под опеку – 25 детей, в приемную семью – 78, усыновлены –8. В   целях   профилактики   отказа   родителей   от   воспитания   своих   детей, лишения   их   родительских   прав,   а   также   в   целях   обеспечения   возможности восстановления   родителей   в   родительских   правах   организациями   для   детей­   психологическая, сирот   оказывается   консультативная, юридическая, социальная помощь родителям воспитанников.   педагогическая, За период 2018 года в биологические семьи возвращено 55 воспитанников организаций для детей­сирот.Отдых и оздоровление воспитанников осуществляется в соответствии с   включающим   утвержденным   руководителем   учреждений, планом, общеоздоровительные, физкультурно­оздоровительные   познавательные,     мероприятия, культурно­развлекательные, на направленные     интеллектуальное,   эмоциональное,   духовное,   нравственное   и   физическое развитие детей. В   2018   году   воспитанникам   были   предоставлены   путевки   в оздоровительные   лагеря   на   территории   Санкт­Петербурга,   Ленинградской области, Псковской области, а также в Южной климатической зоне. 3 Центра содействия   семейному   воспитанию   имеют   свои   загородные   базы   для   отдыха воспитанников. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что государство старается сделать жизнь   детей­сирот   лучше,   защитить   и   материально   обеспечить   их   самым необходимым.   Руководители   социальных   центров   к   решению   проблем воспитанников   привлекают   спонсоров,   которые   оплачивают   программы культурно­эстетического   развития   детей.   Весь   этот   труд   государства   и воспитателей достоин уважения!