Социальные компетенции медика
Оценка 5

Социальные компетенции медика

Оценка 5
docx
27.09.2023
Социальные компетенции медика
социальные крмпетенции медики.docx

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В статье обосновывается необходимость развития социально-профессиональной компе-

 

 



Современному обществу нужны про-фессионалы, компетентные специалисты с такими личностными качествами, как от-ветственность,      мобильность,  инициатив-ность, стрессоустойчивость; люди, которые способны справляться с нестандартными си-туациями в быстро меняющемся мире в про-цессе решения профессиональных задач.

Обзорный анализ образовательных стандартов показал, что помимо профессио-нальных компетенций, направленных на вы-полнение профессиональных задач, в доку-


ментах указаны общие компетенции, значи-тельная часть которых связана с вопросами роли человека в обществе, взаимодействия, сосуществования в социуме («понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии», «работать в коллекти-ве, эффективно общаться с коллегами, руко-водством», «брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий»). В связи с чем можно сделать вывод, что требовани-ем образовательного стандарта к результату


 

 

 


профессионального образования является         взаимодействия, сценариев поведения в ти-наличие не только профессиональной ком-                                     пичных социальных ситуациях, позволяю-петентности, но и личностных качеств, про-                                   щих быстро и адекватно адаптироваться, являемых в социальном взаимодействии,                             принимать решения со знанием дела, извле-то есть развитость со-                                                                          кать максимум возмож-

циально-профессиональ-      «Личность как субъективное на-     ного     из     сложившихся ной компетентности спе-       чало получает свою индивиду-      обстоятельств, действуя

циалиста.                                  альную определенность только      по принципу «здесь, сей-благодаря комбинации элемен-тов культуры, приобретаемых ею в различных общностях,

а эти последние жизнеспособны

тех или иных людей».авторитетный»; а «компе-      из-за культурного участия в них     понимается как успеш-тенция» – «…знания ком-                                                                          ное взаимодействие че-петентного человека».1                                                                                                                                    ловека с социумом, окру-Согласно     «Краткому     словарю     ино-     жающей действительностью в рамках норм,

странных слов», компетентный (от лат.             принятых в обществе.

соmpetentis) – соответствующий, осведом-             В процессе профессионального образо-ленный в определенных областях.2                                      вания помимо социальной компетентности Первую трактовку понятия «компетент-     формируется и профессиональная компе-

ность» дал Дж. Равен: компетентность – это      тентность.

,явление, состоящее из большого числа ком-              Э.Ф. Зеер под профессиональной ком-понентов, многие из которых не зависят друг     петентностью подразумевает совокупность от друга; некоторые относятся, скорее, к ког-     профессиональных знаний и умений, а так-нитивной сфере, а другие – к эмоциональ-     же способы их реализации в профессиональ-ной; эти компоненты могут заменять друг     ной деятельности.6 Вопросами становления друга в качестве составляющих эффективно-     и формирования профессиональной ком-го поведения. Автор отмечает что при опре-     петентности с позиций педагогики и пси-делении компетентности главным является     хологии занимались также Е.А. Климов, ценностный аспект.3                                                                                Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.

Для понимания категории «социаль-                  В.А.     Сластенин    профессиональную но-профессиональная компетентность» рас-     компетентность понимает      как  единство смотрим понятия «социальная компетент-     теоретической и практической готовности ность» и «профессиональная компетент-     к осуществлению профессиональной дея-ность».                                                                      тельности.7

Социальная компетентность является             Из представленных выше и других су-одним из качеств личности. Б.М. Бим-Бад     ществующих трактовок социальной и про-пишет: «Любой человек имеет социальную     фессиональной компетентности становится принадлежность и, следовательно, соци-     понятно, в какой тесной связи они существу-альные качества. Личность как субъектив-     ют. Любая профессиональная деятельность ное начало получает свою индивидуальную     осуществляется в социуме, в социально-про-определенность только благодаря комбина-     фессиональной ситуации. Однако, как от-ции элементов культуры, приобретаемых     мечает в своем исследовании М.Д. Лаптева, ею в различных общностях, а эти последние     в образовательных стандартах отмечается жизнеспособны из-за культурного участия     недостаточность дидактических единиц для в них тех или иных людей».4                                                        формирования компетентности социального В.Н. Куницина определяет социальную     взаимодействия в единой социально-про-

компетентность как систему знаний о соци-      фессиональной компетентности человека.8 альной действительности и о себе, систему             Таким образом, у выпускника, в соот-сложных социальных умений и навыков                                                           ветствии с профессиональным образователь-

 

 

113


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

 


ным стандартом, в результате образования должна сформироваться готовность к вы-полнению различных профессиональных, социальных, личностных задач, то есть со-циально-профессиональная компетентность. И.А. Зимняя под социально-профес-сиональной компетентностью понимает личностное, интегративное, формируемое качество личности, проявляющееся в адек-ватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) за-дач всему разнообразию социальных и про-фессиональных ситуаций. Социально-про-фессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, по-

ступках человека.9

И.А. Зимняя выделяет в модели соци-ально-профессиональной компетентности четыре блока: базовый, личностный, соци-альный и профессиональный.

Такая модель социально-профессио-нальной компетентности показывает, какие уровни компетентности должны развиваться на основе психологических законов развития человека, а какие – формироваться в процес-се освоения профессии. Вслед за И.А. Зим-ней структуру социально-профессиональной компетентности мы представляем как четы-ре взаимосвязанных компонента: базовый, социальный, личностный, профессиональ-


ный. Под структурными компонентами со-циально-профессиональной компетентности понимаем содержательные элементы, обес-печивающие решение разнообразных соци-альных и профессиональных задач.

Под развитием социально-професси-ональной   компетентности          обучающихся мы понимаем переход базового, личностно-го, социального, профессионального компо-нентов социально-профессиональной компе-тентности с одного уровня на другой – более высокий, позволяющий адекватно взаимо-действовать с обществом, руководствоваться общепринятыми нормами, ценностями, эф-фективно решать профессиональные задачи в стандартных и нестандартных профессио-нальных ситуациях.

Для оценки результата развития соци-ально-профессиональной компетентности обучающихся колледжа необходимо опреде-лить критерии и показатели этого развития.

Разработка критериев и показателей – необходимый и достаточно ложный процесс. В педагогической литературе критерий рассматривается как образец, на основании которого производятся оценка и сопоставле-ние результатов. Научно обоснованный вы-бор критериев предполагает формулировку системы показателей. Если критерий являет-ся основной мерой сравнения, то показатель



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

114


№ 4(78) АПРЕЛЬ 2017

 

 

возможно представить как проявление со-     с помощью нестандартных творческих при-держания критерия.                                                емов, определяющих в том числе конкурен-Изучение проблемы развития социаль-     тоспособность специалиста; опыт устанав-

но-профессиональной компетентности обу-     ливания социальных контактов, разрешения чающихся с точки зрения                                                                          конфликтных ситуаций:

антропоэкологического          Учебная и учебно-профессио-                       обучающиеся анализи-

подхода позволяет под-       нальная деятельность обучаю-      руют несостоятельность черкнуть      ценностный        щихся осуществляются в соци-       стандартных      способов

аспект содержания соци-        альной среде и предполагают          решения учебно-профес-социальное взаимодействие,

цию к саморазвитию.поэкологический подход      внутреннюю и внешнюю мотива- творческого поиска но-предполагает учет лич-                                                                          вых решений.

ностного принятия или                                                                                  В современной эко-непринятия общественных норм и правил,     номической ситуации, в условиях повыше-касающихся      социально-профессионально-     ния требований государства к результату об-го взаимодействия. Поэтому первый крите-     разования, возрастающей потребности рабо-рий развития социально-профессиональной     тодателей в высококвалифицированных спе-компетентности – мотивационный. Учебная     циалистах, объективной становится проб-и учебно-профессиональная деятельность     лема развития социально-профессиональной обучающихся осуществляются в социальной     компетентности обучающихся. Для деталь-среде и предполагают социальное взаимо-     ного понимания состояния проблемы необ-действие, внутреннюю и внешнюю мотива-     ходима конкретная система оценивания. Та-цию к саморазвитию. Показателями мотива-     ким образом, сформулированные критерии ционного критерия являются положительное     и показатели развития социально-профес-отношение к профессии, устойчивая потреб-     сиональной компетентности способствуют ность к постоянному личностному и про-     анализу уровня развития социально-профес-фессиональному совершенствованию.                 сиональной компетентности обучающихся Рассмотрение социально-профессио-     и, соответственно, выбору подходов для ста-нальной компетентности обучающихся с точ-     билизации или повышения уровня развития

ки зрения компетентностного подхода поз-       у них данной компетентности.

воляет выделить в качестве следующих кри-

териев когнитивный и деятельностный, так                                  Литература

как компетентность проявляется в деятельно-   1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. сти – «непроявленной компетентности не бы-            М.: Оникс-Лит: Мир и Образование, 2012.

вает» (Л.А. Шипилина), на основе определен-   2. Радовель В.А. Краткий словарь иностранных ных профессиональных знаний и умений.                 слов. М.: Феникс, 2010.

Когнитивный критерий подразумевает       3. Равен Дж. Компетентность в современном об-осознание необходимости в информацион-                         ществе. Выявление, развитие и реализация. М., ной насыщенности теоретических и практи-                                     2002.

ческих занятий. Показателями когнитивного     4. Бим-Бад Б.М. Личность в статистике: педагоги-критерия являются знания культуры общения,                  ко-антропологические аспекты. М.: Изд-во РАО, профессиональных категорий, механизмов,       2001.

необходимых для осуществления профессио-    5. Куницина Н.В., Казаринова Н.В. Межличност-нальной деятельности. Обучающиеся, владе-                  ное общение. СПб.: Санкт-Петербург, 2001. ющие определенными знаниями и навыками,                                        6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального об-проявляют опыт в деятельности, поэтому                                       разования. М., 2003.

следующий критерий – деятельностный. По-     7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Пе-казателями деятельностного критерия явля-                         дагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. ются применение собственного опыта для                                     8. Лаптева М.Д. Компетентность социального выполнения учебно-профессиональных задач                                    взаимодействия в структуре единой социально-

 

 

115


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

 

профессиональной компетентности // Материалы     9. Зимняя И.Л. Социально-профессиональная ΧVΙ научно-методической конференции «Акту-     компетентность как целостный результат про-


альные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Изд-во Исслед. центра проблем

качества подгот. специалистов, 2006.


фессионального образования (идеализированная модель). М.; Уфа: Изд-во Исслед. центра проблем

качества подгот. специалистов, 2005.


 

 

 

CRITERIAAND INDICATORS OF DEVELOPMENT

OF SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

 

O.S. Petrova, postgraduate,

The department of professional pedagogy and psychology of management, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

The article substantiates the necessity of socio-professional competence’s development of college students. According to the “Federal target program of education development in 2016-2020”, one of the priorities is a high quality education that meets the requirements of modern innovative socially-oriented development of the Russian Federation. As in previous programs, relevant thing is the involvement of employers in ensuring employment of graduates. In modern conditions, colleges’ graduate should pass the competition at labor market, the requirements of which are for today: mobility, competence, stress tolerance, adaptability, communication skills, professionalism, and ability to solve complex professional tasks of a non-standard way. Specialist must demonstrate not only professionalism, but also his or her qualities (if employment or professional tasks), to interact successfully with all participants in the production (labor) process, directly to carry out their tasks, i.e. to have socio-professional competence. In order to determine the existing level of development of social and professional competence, and also selection of forms and methods for the development, it is required to develop criteria and indicators. In this article the authors presented the nature of the socio-professional competence, structural components of socio-professional competence, as well as the criteria and indicators of students’ socio-professional competences’ development.

Key words: competence, socio-professional competence, development of social and professional competence, criteria and indicators of socio-professional competences’ development.

 

References

 


1. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language].

M.: Oniks-Lit: Mir i Obrazovanie, 2012.


7. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Peda-gogika: ucheb. Posobie [Pedagogy: study guide]. M.:

Akademiya, 2002.


2. Radovel’V.A. Kratkij slovar’ inostrannyh slov [A bri-     8.     Lapteva     M.D.     Kompetentnost’     social’nogo ef dictionary of foreign words]. M.: Feniks, 2010.              vzaimodejstviya     v     strukture     edinoj     social’no-


3. Raven Dzh. Kompetentnost’ v sovremennom ob-shchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Compe-

tence in modern society. The identi cation, develop-


professional’noj kompetentnosti [Competence of so-cial interaction in the structure of a uni ed socio-

professional competence] // Materialy ΧVΙ nauchno-


ment and implementation]. M., 2002.                                  metodicheskoj konferencii «Aktual’nye problemy


4. Bim-Bad B.M. Lichnost’ v statistike: pedagogiko-antropologicheskie aspekty [Personality stats: peda-gogical-anthropological aspects]. M.: Izd-vo RAO, 2001.

5. Kunicina N.V., Kazarinova N.V. Mezhlichnostnoe


kachestva obrazovaniya i puti ih resheniya». M.: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot. special-istov, 2006.

9. Zimnyaya I.L. Social’no-professional’naya kompe-

tentnost’ kak celostnyj rezul’tat professional’nogo


obshchenie [Interpersonal communication]. SPb.:     obrazovaniya (idealizirovannaya model’) [Socio-Sankt-Peterburg, 2001.                                                      professional competence as an integral result


6. Zeer EH.F. Psihologiya professional’nogo obrazo-vaniya [Psychology of professional education]. M.,

2003.


of professional education (idealized model)]. M.; Ufa: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot.

specialistov, 2005.


 

 


116


 

Скачано с www.znanio.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

В связи с чем можно сделать вывод, что требовани-ем образовательного стандарта к результату

В связи с чем можно сделать вывод, что требовани-ем образовательного стандарта к результату

Личность как субъективное на- ного из сложившихся ной компетентности спе- чало получает свою индивиду- обстоятельств, действуя циалиста

Личность как субъективное на- ного из сложившихся ной компетентности спе- чало получает свою индивиду- обстоятельств, действуя циалиста

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ным стандартом, в результате образования должна сформироваться готовность к вы-полнению различных профессиональных, социальных, личностных задач, то есть со-циально-профессиональная компетентность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ным стандартом, в результате образования должна сформироваться готовность к вы-полнению различных профессиональных, социальных, личностных задач, то есть со-циально-профессиональная компетентность

Под структурными компонентами со-циально-профессиональной компетентности понимаем содержательные элементы, обес-печивающие решение разнообразных соци-альных и профессиональных задач

Под структурными компонентами со-циально-профессиональной компетентности понимаем содержательные элементы, обес-печивающие решение разнообразных соци-альных и профессиональных задач

АПРЕЛЬ 2017 возможно представить как проявление со- с помощью нестандартных творческих при-держания критерия

АПРЕЛЬ 2017 возможно представить как проявление со- с помощью нестандартных творческих при-держания критерия

115

115

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ профессиональной компетентности //

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ профессиональной компетентности //

М.; Уфа: Изд-во Исслед. центра проблем качества подгот

М.; Уфа: Изд-во Исслед. центра проблем качества подгот

Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov

Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov

Competence of so-cial interaction in the structure of a uni fi ed socio- professional competence] //

Competence of so-cial interaction in the structure of a uni fi ed socio- professional competence] //

M.: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot

M.: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot

M.; Ufa: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot

M.; Ufa: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgot
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2023