Социальный педагог в школе
Оценка 4.7

Социальный педагог в школе

Оценка 4.7
doc
31.03.2021
Социальный педагог в школе
Социальный педагог в школе.doc

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В УСЛОВИЯХ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17» г. Котласа

                      

 ВСЕМИРНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  ГЛАСИТ:

 

«Если ты даешь голодному рыбу, то

накормишь его один раз.

Если ты научишь его ловить рыбу,

то накормишь его навсегда.

 (Народная мудрость).

Профессия социального педагога введена в нашей стране в 1991 году.

В «МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Котласа должность  социального  педагога был введена 15 декабря 1999 года.

 

      Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

 

Именно на социального педагога была возложена миссия, ранее не имевшая места в общеобразовательной школе - быть гарантом прав и интересов  детей.

Свою работу социальный педагог строит исходя из должностных обязанностей социально-педагогической деятельности.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:  ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ.

Материалы для работников образовательных учреждений

 Санкт-Петербург «КАРО» 2000

     Администрация  ОУ совместно с заинтересованными лицами определяет  должностной функционал социального педагога в зависимости от конкретных  условий  микрорайона школы и контингента  семей обучающихся. При этом конкретизируется его основной функционал.

    Основной  функцией социального педагога   в школе  является  содействие  наиболее оптимальному  прохождению ребенком процесса позитивной социализации.

    Назначение  социально-педагогической деятельности  заключается в том, чтобы  способствовать взаимовыгодному взаимодействию между личностью и обществом. В этой связи главной  сферой деятельности  социального педагога  является сфера ближайшего окружения обучающегося, сфера человеческих отношений, в первую очередь сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк:

работа с ближайшим окружением  обучающегося  (семья, соседи, одноклассники, приятели)

и координация  действий  с различными  учреждениями.

 К таковым относятся:

Ø КСРЦН «Маяк»;

Ø ООиП Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас»;

Ø ТКДНиЗП администрации МО «Котлас»;

Ø  ОДН ОМВД России «Котласский»;

Ø  Котласская межрайонная  прокуратура;

Ø  Детская поликлиника;

Ø  Школьный коллектив

(администрация ОУ, зам. директора по УР зам. директора по ОТЗиТБ, классные руководители, школьный психолог, школьный фельдшер, логопед, дефектолог, учителя – предметники);

Ø Внешкольные учреждения

(администрации  МО «Котлас», социальной службы защиты населения - ГКУ АО «ОСЗН по г. Котласу, ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк», Отделом опеки и попечительства Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас», ТКДНиЗП администрации МО «Котлас», ОДН ОМВД России «Котласский», ГБОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Котласский детский дом», общественной организации Российский «Красный Крест», спонсоры,  ДДТ (Дом детского творчества) и др. при необходимости.

 

Ведущими направлениями деятельности социального педагога в школе является:

- социально-педагогическая деятельность с детьми;

- социально-педагогическая деятельность с родителями;

- социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом;

- взаимосвязь с учреждениями и организациями.

Социальный педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка:

- помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием;

- устранение причин, негативно влияющих на успеваемость и посещаемость обучающегося;

- разрешение конфликтных, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка с целью   

  предотвращения серьезных последствий;

-  проводятся индивидуальное и групповое консультирование  обучающихся, родителей, педагогов,     

   администрации  по  разрешению  проблемных ситуаций;

-  социальный педагог выступает в роли посредника во взаимодействии  с учреждениями и организациями    

   для оказания     помощи и поддержки семье и детям;

 - пропагандирует права детей, семьи и  педагогов;

- проводятся беседы о ведении ЗОЖ;

-  проводится профилактика ПАВ,  предупреждение правонарушений среди  несовершеннолетних и           

   обновляется  информационный стенд правовых знаний для обучающихся, родителей и педагогов;

- осуществляется   посещение  семей  обучающихся  на дому для обследования материально-бытовых условий семей  (или патронаж)  требующих особого  внимания (социально - неблагополучных семей).

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою  функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий  для проживания, негативно влияющая на психологическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами.

Проблемы семьи, требующие особого внимания (неблагополучной), как правило, многообразны и многочисленны.

В своей работе я координирую усилия различных учреждений, с тем чтобы взаимодействие с семьей было своевременным, согласованным и нужной интенсивности, способствовало потребностям ее развития.

Оказываю следующие виды помощи:

ü  Информационная (информация о режиме работы, функциях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или другого вопроса);

ü  Организационная  (инициирую рассмотрение проблем семьи в различных учреждениях, организациях, комиссиях для оказания различных видов помощи, организую членов семьи для планомерного и поэтапного решения проблем семьи).

ü  Оказание материальной помощи:

Принципиальная позиция состоит в изменении ситуации семьи таким образом, чтобы она смогла сама себя обеспечить. Оказание материальной помощи   идет по нескольким направлениям:

- оказание экстренной материальной помощи (приобретение необходимых предметов, обуви, одежды, школьных принадлежностей, на покупку лекарств, приобретение дров и др.);

- оказание плановой материальной помощи.

ü  Оказание помощи (консультационной) в оформлении субсидий по оплате коммунальных услуг, пособий, пенсий.

ü  Оказание посреднической помощи в трудоустройстве.

 

    Наиболее действенным методом в работе с семьей считаю социальный патронаж –  форма, наиболее плотного взаимодействия с семьей. Он помогает мне быть в курсе всего происходящего в семье, оказывает существенное влияние  на направление и темп происходящих перемен. Поддерживаю доброжелательный контакт  с семьей и эпизодически подключаюсь к решению  её отдельных проблем.

В основе мотивов в работе лежат:

- осознание семьей необходимых перемен;

- хороший контакт и доверие членов семьи;

- четкое представление членов семьи о возможностях социально - педагогической деятельности;

- реальные результаты совместно принятых шагов, первые ощутимые, пусть небольшие, перемены к лучшему;

- необходимая своевременная поддержка семьи;

- постепенное решение проблем. 

И конечно же,   соблюдаю определённые  принципы  в работе с  неблагополучной семьей: 

Необвинительность. Вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных, – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.

Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем семьи обучающегося.

Плотный контакт с семьей в течение длительного времени.

Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.

Отношения  с семьей  строятся на деловой основе.

Уважение норм и ценностей патронируемых.

Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

При посещении семьи на дому следует соблюдать следующие правила:

§  Не идите  непрошеными, старайтесь любыми путями получить приглашение от члена семьи.

§  Проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.

§  Исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения.

§  Беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальности встречи.

§  Не предъявляйте претензий к родителям.

§  Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой обучающегося.

§  Советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи.

§  Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах

§  Не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

 

В своей деятельности руководствуюсь  нормативно правовыми документами   международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей:                    

 

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

(опись документов)

Международный уровень

 

Конвенция о правах ребенка

Федеральный уровень

- Конституция Российской Федерации

 

- ФЗ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об      образовании в РФ» (ред. от 03 июля 2016 г.)

 

- ФЗ от 24 июня 1999 г.  № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 07.06 2017 г.)

 

- ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 28 декабря 2016 г.)

 

- ФЗ от 24 апреля 2008 г.  N 48-ФЗ  «Об опеке и попечительстве» (ред. 29 июля 2017 г.)

 

- ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»

 

- ФЗ от 21 ноября 2016 г. №323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

(ред. от 03 июля 2016 г.)

 

- ФЗ от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.03.2017 г.)

 

- Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 01.05.2017 г.) 

 

- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 03.11.2015 г.)

 

- Кодексы (Гражданский, Семейный, Уголовный, Административный)

 

- Указы президента РФ

- Постановления Правительства РФ

 

 

 

 

 

 

Региональный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

- Закон Архангельской области от 15 декабря 2009 г. № 113-9-03 «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области»

 

Постановление Правительства Архангельской области от 07 декабря 2010 г. № 373-пп (ред. от 06 сентября 2016 г. № 344-пи) и иные постановления

 

- постановления и распоряжения Губернатора Архангельской области

 

- постановления и распоряжения правительства Архангельской области

 

- решения коллегии Министерства образования и науки архангельской области

 

- инструктивные и методические письма Министерства образования и науки Архангельской области

Муниципальный уровень

- Постановления и распоряжения администрации МО «Котлас»

 

- решения администрации МО «Котлас»

 

- распоряжения Управления по социальным вопросам и Комитета по  образованию администрации  МО «Котлас»

 

- инструктивные и методические письма Управления по социальным вопросам и Комитета  по образованию администрации МО «Котлас»

 

 

Уровень образовательной организации

- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

-приказы  директора школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

 

-решения педагогического совета

 

- решения родительского комитета

 

-решения совета профилактики

 

- методические рекомендации для педагогов

 

               Мною ведется следующее делопроизводство социально-педагогической деятельности.

 

Ø  Должностные обязанности социального педагога.

Ø  Программы.

Ø  Нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность социального педагога.

Ø  Перспективные планы.

Ø  Циклограмма деятельности социального педагога.

Ø  Социальные паспорта классов.

Ø  Социальные паспорта школы.

Ø  Акты обследования материально - бытовых условий семей обучающегося.

Ø  Списки семей, требующих особого внимания (неблагополучные), ведутся личные дела  с данной категории семей.

Ø  Планы  индивидуально – профилактической работы (ИПР) с семьями обучающихся,  требующих особого внимания.

Ø  Списки многодетных семей.

Ø  Списки малообеспеченных семей.

Ø  Списки опекаемых детей.

Ø  Списки  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.

Ø  Регистрационный журнал   входящих и исходящих документов.

Ø  Профилактика ПАВ и предупреждение правонарушений среди  несовершеннолетних.

Ø  Мониторинг  состоящих на  внутришкольном  учете обучающихся группы «риска», семей, требующих особого внимания  (городском  учете КСРЦН «Маяк» и в ОДН ОМВД России «Котласский»).

Ø  Отчеты.

Ø  Анализы работы.

 Считаю, что аккуратное и грамотное ведение делопроизводства усиливает профессиональную успешность социального педагога и делает его менее уязвимым при различных проверках и отчетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3.

ЭТАП

Цель

ЗАДАЧИ

Методы

1. Знакомство

Определение необходимости и возможности работы с семьей

Оценка семейной ситуации

Изучение документов. Беседа с членами семьи и лицами из ее окружения.

2. Вхождение в семью

Организация мотивов к длительной работе, повышение ответственности семьи

Установление доброжелатель-го контакта, создание ясных представлений о методах и возможностях

Многочисленные длительные контакты  с членами семьи. Совместная деятельность.

3. Изучение семьи

Создание информаци-ой платформы  для осуществления изменений

Сбор сведений о семье в местах пребывания ее членов. Формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи

Беседа, структурированное интервью, психодиагностические методы

4. Анализ информации

Выбор направлений, способов и средств работы

Обработка информации. Сопоставление информации, полученной с помощью разных методов из различных источников

Обсуждение в сети взаимодействия

5. Коррекция

Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом

Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня социальной компетентности семьи.

План. Контракт. Краткосрочная рациональная психотерапия. Разрешение конфликтов. Социальная работа. Психологическое консультирование.

6. Выход из семьи

Стабилизация позитивных изменений

Перспективный план работы с семьей организация сети взаимодействия. Контроль ситуации в семье через 3,6,9 месяцев.

Документальная фиксация изменения ситуации.

 

Приложение 4.

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Жизнеобеспечение

Трудоустройство, оформление льгот, пособий, инвалидности, материальная помощь в кризисной ситуации

Биржа труда, работодателя. Управление соц. Защиты, мед.учреждения, ЦСО, Красный крест и др.

Организация быта

Обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники. Ремонт квартиры. Уничтожение бытовых насекомых. Дезинфекция. Привитие навыков гигиены.

ЦСО

Здоровье

Диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых. Навыки болезней. Наркологическая помощь детям.

Поликлиники взрослые и детские, детские санатории. Отделение восстановительного лечения. Спортивные школы, секции, кружки. Наркологический диспансер (НД).

Духовное и моральное здоровье

Избавление от алкогольной зависимости. Налаживание внутрисемейных отношений

Наркологический диспансер, анонимный кабинет.

Воспитание детей

Решение проблем школьной дезадаптации. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения. Психологическая, логопедическая, психотерапевтическая, юридическая помощь.

Занятие в психокоррекционных, психо-логопедических группах. Вовлечение детей в систему дополнительного образования, клубы. ДДТ, спортивные школы.

Внутренние и внешние коммуникации семьи

Восстановление или построение новых позитивных социальных связей. Разрешение конфликтов. Гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

Школа (соц. педагог, школьный психолог)

 


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Назначение социально-педагогической деятельности заключается в том, чтобы способствовать взаимовыгодному взаимодействию между личностью и обществом

Назначение социально-педагогической деятельности заключается в том, чтобы способствовать взаимовыгодному взаимодействию между личностью и обществом

Социальный педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка: - помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием; - устранение причин, негативно влияющих на…

Социальный педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка: - помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием; - устранение причин, негативно влияющих на…

Информационная (информация о режиме работы, функциях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или другого вопроса); ü

Информационная (информация о режиме работы, функциях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или другого вопроса); ü

Необвинительность. Вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных, – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса

Необвинительность. Вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных, – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса

Федеральный уровень - Конституция

Федеральный уровень - Конституция

Российской Федерации» (ред. от 03

Российской Федерации» (ред. от 03

Региональный уровень -

Региональный уровень -

Должностные обязанности социального педагога

Должностные обязанности социального педагога

Приложение 3. ЭТАП

Приложение 3. ЭТАП

Сбор сведений о семье в местах пребывания ее членов

Сбор сведений о семье в местах пребывания ее членов

Наркологический диспансер, анонимный кабинет

Наркологический диспансер, анонимный кабинет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021