СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В УСЛОВИЯХ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17» г. Котласа
ВСЕМИРНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ГЛАСИТ:
«Если ты даешь голодному рыбу, то
накормишь его один раз.
Если ты научишь его ловить рыбу,
то накормишь его навсегда.
(Народная мудрость).
Профессия социального педагога введена в нашей стране в 1991 году.
В «МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Котласа должность социального педагога был введена 15 декабря 1999 года.
Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Именно на социального педагога была возложена миссия, ранее не имевшая места в общеобразовательной школе - быть гарантом прав и интересов детей.
Свою работу социальный педагог строит исходя из должностных обязанностей социально-педагогической деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ.
Материалы для работников образовательных учреждений
Санкт-Петербург «КАРО» 2000
Администрация ОУ совместно с заинтересованными лицами определяет должностной функционал социального педагога в зависимости от конкретных условий микрорайона школы и контингента семей обучающихся. При этом конкретизируется его основной функционал.
Основной функцией социального педагога в школе является содействие наиболее оптимальному прохождению ребенком процесса позитивной социализации.
Назначение социально-педагогической деятельности заключается в том, чтобы способствовать взаимовыгодному взаимодействию между личностью и обществом. В этой связи главной сферой деятельности социального педагога является сфера ближайшего окружения обучающегося, сфера человеческих отношений, в первую очередь сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении.
Спектр деятельности социального педагога довольно широк:
работа с ближайшим окружением обучающегося (семья, соседи, одноклассники, приятели)
и координация действий с различными учреждениями.
К таковым относятся:
Ø КСРЦН «Маяк»;
Ø ООиП Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас»;
Ø ТКДНиЗП администрации МО «Котлас»;
Ø ОДН ОМВД России «Котласский»;
Ø Котласская межрайонная прокуратура;
Ø Детская поликлиника;
Ø Школьный коллектив
(администрация ОУ, зам. директора по УР зам. директора по ОТЗиТБ, классные руководители, школьный психолог, школьный фельдшер, логопед, дефектолог, учителя – предметники);
Ø Внешкольные учреждения
(администрации МО «Котлас», социальной службы защиты населения - ГКУ АО «ОСЗН по г. Котласу, ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк», Отделом опеки и попечительства Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас», ТКДНиЗП администрации МО «Котлас», ОДН ОМВД России «Котласский», ГБОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Котласский детский дом», общественной организации Российский «Красный Крест», спонсоры, ДДТ (Дом детского творчества) и др. при необходимости.
Ведущими направлениями деятельности социального педагога в школе является:
- социально-педагогическая деятельность с детьми;
- социально-педагогическая деятельность с родителями;
- социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом;
- взаимосвязь с учреждениями и организациями.
Социальный педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка:
- помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием;
- устранение причин, негативно влияющих на успеваемость и посещаемость обучающегося;
- разрешение конфликтных, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка с целью
предотвращения серьезных последствий;
- проводятся индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей, педагогов,
администрации по разрешению проблемных ситуаций;
- социальный педагог выступает в роли посредника во взаимодействии с учреждениями и организациями
для оказания помощи и поддержки семье и детям;
- пропагандирует права детей, семьи и педагогов;
- проводятся беседы о ведении ЗОЖ;
- проводится профилактика ПАВ, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и
обновляется информационный стенд правовых знаний для обучающихся, родителей и педагогов;
- осуществляется посещение семей обучающихся на дому для обследования материально-бытовых условий семей (или патронаж) требующих особого внимания (социально - неблагополучных семей).
Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психологическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами.
Проблемы семьи, требующие особого внимания (неблагополучной), как правило, многообразны и многочисленны.
В своей работе я координирую усилия различных учреждений, с тем чтобы взаимодействие с семьей было своевременным, согласованным и нужной интенсивности, способствовало потребностям ее развития.
Оказываю следующие виды помощи:
ü Информационная (информация о режиме работы, функциях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или другого вопроса);
ü Организационная (инициирую рассмотрение проблем семьи в различных учреждениях, организациях, комиссиях для оказания различных видов помощи, организую членов семьи для планомерного и поэтапного решения проблем семьи).
ü Оказание материальной помощи:
Принципиальная позиция состоит в изменении ситуации семьи таким образом, чтобы она смогла сама себя обеспечить. Оказание материальной помощи идет по нескольким направлениям:
- оказание экстренной материальной помощи (приобретение необходимых предметов, обуви, одежды, школьных принадлежностей, на покупку лекарств, приобретение дров и др.);
- оказание плановой материальной помощи.
ü Оказание помощи (консультационной) в оформлении субсидий по оплате коммунальных услуг, пособий, пенсий.
ü Оказание посреднической помощи в трудоустройстве.
Наиболее действенным методом в работе с семьей считаю социальный патронаж – форма, наиболее плотного взаимодействия с семьей. Он помогает мне быть в курсе всего происходящего в семье, оказывает существенное влияние на направление и темп происходящих перемен. Поддерживаю доброжелательный контакт с семьей и эпизодически подключаюсь к решению её отдельных проблем.
В основе мотивов в работе лежат:
- осознание семьей необходимых перемен;
- хороший контакт и доверие членов семьи;
- четкое представление членов семьи о возможностях социально - педагогической деятельности;
- реальные результаты совместно принятых шагов, первые ощутимые, пусть небольшие, перемены к лучшему;
- необходимая своевременная поддержка семьи;
- постепенное решение проблем.
И конечно же, соблюдаю определённые принципы в работе с неблагополучной семьей:
Необвинительность. Вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных, – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем семьи обучающегося.
Плотный контакт с семьей в течение длительного времени.
Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.
Отношения с семьей строятся на деловой основе.
Уважение норм и ценностей патронируемых.
Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
При посещении семьи на дому следует соблюдать следующие правила:
§ Не идите непрошеными, старайтесь любыми путями получить приглашение от члена семьи.
§ Проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.
§ Исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения.
§ Беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальности встречи.
§ Не предъявляйте претензий к родителям.
§ Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой обучающегося.
§ Советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи.
§ Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах
§ Не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
В своей деятельности руководствуюсь нормативно правовыми документами международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей:
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
(опись документов)
Международный уровень
|
Конвенция о правах ребенка |
Федеральный уровень |
- Конституция Российской Федерации
- ФЗ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в РФ» (ред. от 03 июля 2016 г.)
- ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 07.06 2017 г.)
- ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 28 декабря 2016 г.)
- ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. 29 июля 2017 г.)
- ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»
- ФЗ от 21 ноября 2016 г. №323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ред. от 03 июля 2016 г.)
- ФЗ от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.03.2017 г.)
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 01.05.2017 г.)
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 03.11.2015 г.)
- Кодексы (Гражданский, Семейный, Уголовный, Административный)
- Указы президента РФ - Постановления Правительства РФ
|
Региональный уровень
|
- Закон Архангельской области от 15 декабря 2009 г. № 113-9-03 «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области»
Постановление Правительства Архангельской области от 07 декабря 2010 г. № 373-пп (ред. от 06 сентября 2016 г. № 344-пи) и иные постановления
- постановления и распоряжения Губернатора Архангельской области
- постановления и распоряжения правительства Архангельской области
- решения коллегии Министерства образования и науки архангельской области
- инструктивные и методические письма Министерства образования и науки Архангельской области |
Муниципальный уровень |
- Постановления и распоряжения администрации МО «Котлас»
- решения администрации МО «Котлас»
- распоряжения Управления по социальным вопросам и Комитета по образованию администрации МО «Котлас»
- инструктивные и методические письма Управления по социальным вопросам и Комитета по образованию администрации МО «Котлас»
|
Уровень образовательной организации |
- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» -приказы директора школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
-решения педагогического совета
- решения родительского комитета
-решения совета профилактики
- методические рекомендации для педагогов |
Мною ведется следующее делопроизводство социально-педагогической деятельности.
Ø Должностные обязанности социального педагога.
Ø Программы.
Ø Нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность социального педагога.
Ø Перспективные планы.
Ø Циклограмма деятельности социального педагога.
Ø Социальные паспорта классов.
Ø Социальные паспорта школы.
Ø Акты обследования материально - бытовых условий семей обучающегося.
Ø Списки семей, требующих особого внимания (неблагополучные), ведутся личные дела с данной категории семей.
Ø Планы индивидуально – профилактической работы (ИПР) с семьями обучающихся, требующих особого внимания.
Ø Списки многодетных семей.
Ø Списки малообеспеченных семей.
Ø Списки опекаемых детей.
Ø Списки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ø Регистрационный журнал входящих и исходящих документов.
Ø Профилактика ПАВ и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.
Ø Мониторинг состоящих на внутришкольном учете обучающихся группы «риска», семей, требующих особого внимания (городском учете КСРЦН «Маяк» и в ОДН ОМВД России «Котласский»).
Ø Отчеты.
Ø Анализы работы.
Считаю, что аккуратное и грамотное ведение делопроизводства усиливает профессиональную успешность социального педагога и делает его менее уязвимым при различных проверках и отчетах.
Приложение 3.
ЭТАП |
Цель |
ЗАДАЧИ |
Методы |
1. Знакомство |
Определение необходимости и возможности работы с семьей |
Оценка семейной ситуации |
Изучение документов. Беседа с членами семьи и лицами из ее окружения. |
2. Вхождение в семью |
Организация мотивов к длительной работе, повышение ответственности семьи |
Установление доброжелатель-го контакта, создание ясных представлений о методах и возможностях |
Многочисленные длительные контакты с членами семьи. Совместная деятельность. |
3. Изучение семьи |
Создание информаци-ой платформы для осуществления изменений |
Сбор сведений о семье в местах пребывания ее членов. Формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи |
Беседа, структурированное интервью, психодиагностические методы |
4. Анализ информации |
Выбор направлений, способов и средств работы |
Обработка информации. Сопоставление информации, полученной с помощью разных методов из различных источников |
Обсуждение в сети взаимодействия |
5. Коррекция |
Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом |
Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня социальной компетентности семьи. |
План. Контракт. Краткосрочная рациональная психотерапия. Разрешение конфликтов. Социальная работа. Психологическое консультирование. |
6. Выход из семьи |
Стабилизация позитивных изменений |
Перспективный план работы с семьей организация сети взаимодействия. Контроль ситуации в семье через 3,6,9 месяцев. |
Документальная фиксация изменения ситуации. |
Приложение 4.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ |
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ |
ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
Жизнеобеспечение |
Трудоустройство, оформление льгот, пособий, инвалидности, материальная помощь в кризисной ситуации |
Биржа труда, работодателя. Управление соц. Защиты, мед.учреждения, ЦСО, Красный крест и др. |
Организация быта |
Обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники. Ремонт квартиры. Уничтожение бытовых насекомых. Дезинфекция. Привитие навыков гигиены. |
ЦСО |
Здоровье |
Диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых. Навыки болезней. Наркологическая помощь детям. |
Поликлиники взрослые и детские, детские санатории. Отделение восстановительного лечения. Спортивные школы, секции, кружки. Наркологический диспансер (НД). |
Духовное и моральное здоровье |
Избавление от алкогольной зависимости. Налаживание внутрисемейных отношений |
Наркологический диспансер, анонимный кабинет. |
Воспитание детей |
Решение проблем школьной дезадаптации. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения. Психологическая, логопедическая, психотерапевтическая, юридическая помощь. |
Занятие в психокоррекционных, психо-логопедических группах. Вовлечение детей в систему дополнительного образования, клубы. ДДТ, спортивные школы. |
Внутренние и внешние коммуникации семьи |
Восстановление или построение новых позитивных социальных связей. Разрешение конфликтов. Гармонизация детско-родительских и супружеских отношений. |
Школа (соц. педагог, школьный психолог) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.