Что такое социальный проект и социальное проектирование?
(Слайд 1) Социальное проектирование – технология социального воспитания
учащихся образовательных учреждений. Главный педагогический смысл этой
технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное
проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации:
формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы
социального взаимодействия с миром взрослых.
(Слайд 2) Под социальным проектированием понимается деятельность:
· социально значимая, имеющая социальный эффект;
· результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для школьника практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
· задуманная, продуманная и осуществленная школьником;
· в ходе которой школьник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки учащихся.
(Слайд 3) Социальное проектирование можно рассматривать как методический прием
организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования
представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное
проектирование». Деятельность по созданию проекта
называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной
ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее
реализации. Еще проект – это средство управления
деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для
учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения
окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их
достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации
замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
(Слайд 4) Социальный
проект – это
модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных
изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем, таблиц и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых
действий.
(Слайд 5) В настоящее время в арсенале воспитательных средств
в учреждениях образования занимает прочное место осуществляемая под
руководством учителя проектная деятельность учащихся.
Виды социальных проектов, реализуемых в образовательных учреждениях:
· Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
· Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
· Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
· Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
· Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
(Слайд 6) Цель социального проектирования
· привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
· включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами.
(Слайд 7) Основные задачи социального проектирования:
· повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
· формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
· закрепление навыков командной работы
(Слайд 8) Признаки проекта
· Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
· Установленные сроки начала и завершения
· Определенные ресурсы
· Измеряемый продукт или результат
(Слайд 9) Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над
проектом от начала до завершения.
Управление включает три основных вида деятельности:
· Планирование
· Организация
· Управление
(Слайд 10) Планирование
· Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
· Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
· Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
(Слайд 11) Организация
· Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде всего нужна сама команда.
Организация:
• Создание команды
• Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
• Разработка плана работы
• Ведение переговоров
• Проведение опросов
• Ответственный за мероприятие
• Разделение труда в силу возможностей и способностей школьников.
· (Слайд 12) Управление
· Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
· Решение возникающих проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
· Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
(Слайд 13) Основные требования к проекту:
• Ограниченность - конкретные сроки, четкие измеряемые задачи, график выполнения работ
• Целостность - смысл ясен и очевиден, каждая часть проекта соответствует предполагаемому результату.
• Последовательность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.
• Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
• Компетентность – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса.
• Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем.
На разных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
(Слайд 14) Учитель в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Основная задача в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи школьнику.
(Слайд 15) Выбор темы социального проекта
Принципом выбора темы является его близость (территориальная и содержательная) к школьнику, досягаемость, понятность и актуальность. Учащимся должно быть интересно то явление, которое выносится в тему социального проекта.
Выбор темы может осуществляться:
• по прямой рекомендации взрослого;
• из набора возможных тем, перечень которых составляется либо самим учителем, либо инициативной группой школьников;
• в ходе группового обсуждения в процессе анализа жизненных ситуаций — обобщение житейского опыта;
• под влиянием значимого события, произошедшего в классе;
через определение общегруппового интереса или выделение групп интересов.
• При необходимости изготовления изделия, украшения школы, оформление праздника и др.
(Слайд 16) Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность.
Основная задача - привлечь школьников к социальным проектам, включить ребенка в общественно - значимую деятельность на уровне образовательного учреждения, района, округа. Формы и виды этой деятельности должны быть разными, с учетом желаний и возможностей школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.