СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЧУДЕСНЫЙ МИР»

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.docx

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЧУДЕСНЫЙ МИР»

Социальный проект, направлен на формирование социокультурной среды, обеспечивающей успешность детей и молодёжи. Актуальность социального проекта. Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания. Содержание стратегии определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России. Ребенок – будущее общества, культуры страны, познает мир с подачи взрослого: родителя, других членов семьи и воспитателей, так как в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. В рамках социального проекта целью нашей работы было не воспитание грамотного потребителя, а создание комфортной среды, ориентированной на всех участников образовательного процесса, через призму экологизации окружающего пространства (экологическое образование интегрирует все образовательные области и различные виды деятельности), давая возможность всем участникам реализовываться, понимать взаимосвязи в природе, обществе. Для достижения намеченной цели выполнили следующие задачи: Вовлекли всех участников образовательного процесса в создание комфортной социокультурной среды успешного взаимодействия. Добились плодотворного сотрудничества и взаимопонимания между особенными детьми, педагогами и родителями, и потребности в постоянном саморазвитии, в разумном, бережном, осознанном отношении к природе и близким. Продолжаем воспитывать положительные ориентиры всех участников образовательного процесса в рамках мероприятий социально-значимой и природоохранной деятельности. Содержание социального проекта. Экологическое образование интегрирует в себе практически все образовательные области и виды деятельности дошкольников. Различные мероприятия, досуги, развлечения имеют экологическую направленность, раскрывают творческий и духовно-нравственный потенциал каждого ребенка, вовлекая его в процесс общения с природой. В рамках первого этапа социального проекта велись агитация и вовлечение родительской общественности, выпускников, социального окружения, педагогов и воспитанников в условия нового формата образовательно-воспитательной деятельности, ознакомление с идеей проекта, формирование устойчивого интереса к теме проекта, подготавливались эскизы на оформление территории, создавались малые архитектурные формы, лаборатории, коллекции, выращивалась рассада цветочных и овощных растений, собирались декоративные материалы, осуществлялся привоз саженцев и чернозема. В рамках реализации второго этапа социального проекта шло оформление альпийских горок, цветников, огорода, экологической тропы, групп, коридоров, лабораторий, коллекций, изготовление и установка объектов метеостанции. Формировались партнёрские отношения взрослых и детей, педагогов, спонсоров, социальных партнеров. Мероприятия по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, всего образовательного пространства через создание и использование: центров науки в группах, интерактивного оборудования, дополнительного образования в ДОО. Проведение и посещение информационно-обучающих мероприятий по распространению опыта: мастер- классов, семинаров, ГМО, конференций, круглых столов, многочисленных городских и областных акций, публикации педагогов в журналах и на сайтах. Третий этап социального проекта стал демонстративным. Подводились итоги, организовывались фотовыставки достижений, формировались у всех участников проекта чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе. Реальные результаты принесла работа по созданию комфортной среды, через экологизацию окружающего пространства, дав возможность всем участникам проекта реализовываться, понимать взаимосвязи в природе, обществе, семье. Оформлена территория, модернизируется, согласно температурным и сезонным изменениям. Реализация данного проекта помогла организовать деятельность так, чтобы воспитанники глубже поняли особенности природы, культуры, истории. Каждый педагог опубликовал материал из опыта своей работы в печатных изданиях и интернетресурсах. Развивается творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна. Значительно повысилась мотивация, активность и результативность участия родителей (законных представителей), социальных партнеров в творческой, экспериментально-исследовательской, проектной деятельности экологического характера и в различных муниципальных и региональных экологических акциях. Сформировалось устойчивое сетевое сотрудничество и взаимодействие с дошкольными учреждениями городского округа Подольск, библиотекой № 3, с Всероссийским научно-педагогическим журналом «Сфера образования», общественными деятелями и СМИ, повысился уровень профессиональной компетентности педагогических работников. План деятельности в рамках социального проекта: 1-й этап – организационный: (осень – зима 2022 г), 2-й этап – основной: (2022-2023 г), 3-й этап – заключительный: (2023 г). Ресурсы: 1. Нормативно-правовой ресурс: типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, СанПиН 2. 41. 1249-03. 2. Материально-технический ресурс: наличие соответствующего оборудования и инвентаря, семена культурных растений, строительные материалы. 3. Информационный ресурс: консультация «Создание развивающей среды на территории сада», методическая литература. 4. Человеческие ресурсы: - воспитанники, выпускники, родители, сотрудники учреждения, общественные деятели, волонтеры. Типовые особенности социального проекта: проект социально-познавательный, творческий, групповой, долгосрочный, практико-ориентированный на родителей, педагогов, воспитанников, выпускников, детей с особенностями в развитии, реализованный на уровне ДОУ, в последствие с выходом и поддержкой общественных мероприятий города и области. Механизмы реализации проекта. Для благоустройства и экологизации пространства дошкольного учреждения №65 "Симецветик" была проделана огромная работа: созданы центры науки, научные лаборатории для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса в рамках дополнительной образовательной деятельности на бюджетной основе «Мир открытий» (занимательное естествознание). Вся территория сада состоит из уголков экологической тропы, которая представлена хвойными и лиственными и фруктовыми деревьями, лекарственными и полевыми травами, кустарниками, а педагоги, воспитанники, родители ухаживают за выбранными растениями: поливают, пропалывают, окучивают, обрезают. Самая большая награда за труды – сбор урожая – в этот период успех и радость охватывает каждого участника! Поддерживается понимание важности и значимости сплоченной работы всех участников проекта, которая отнимает массу времени и сил, но приносит положительные результаты. В уголке экологической тропы, где растут фруктовые деревья, был изготовлен и установлен комплекс объектов метеостанции: стойки для крепления календаря, термометра, барометра, гигрометра, компаса, ловца облаков, сосуда для измерения количества осадков, флюгера и ветряного рукава, солнечных часов. Акции городского и областного значения по высадке саженцев деревьев, кустарников, цветов всегда собирают целые семьи и трудовые коллективы, классы и группы детей, которые продолжают начатое нами, в стенах детского сада. Каждый из участников понимает значение и важность данного события для истории, для оздоровления, для сплочения и дружбы, для личностного роста, авторитета, ответственности, примера, самоутверждения, самовоспитания. Наша работа вышла за рамки деятельности дошкольной организации, вовлекла и сплотила всех участников образовательного процесса, общественность, волонтеров и неравнодушных, и каждый является или участником, или организатором значимых мероприятий: праздники по календарю, сезонные акции, консультации, беседы, субботники, конкурсы, акции. Опробована и дает свои положительные результаты инновационная модель воспитания и развития в дошкольной организации путем экологизации развивающей предметно-пространственной среды. Прослеживается отказ от потребительского подхода к природе и друг другу, данная работа закладывает основы культуры и гуманности в обучении детей Московской области. Результат работы по внедрению данного проекта: • Создана экологически благоприятная среда на территории учреждения. • Организована природоохранная деятельность детей и родителей, развивается культура взаимодействия детей, педагогов и родителей. • Привлечено внимание общественности к созидательно-творческой деятельности семей, педагогов, проводятся досуги и праздники для сплочения членов семей и дезадаптивных детей с привлечением добровольцев, организаций. • Продолжается благотворительная деятельность в городских акциях. • Интеграция детей с особенностями и адаптация их путем включения в различные направления деятельности. • Привлечение сторонних организаций в решение социальных проблем. • Повышается уровень методологической, психологической и педагогической компетентности педагогов по вопросам работы в системе первичной профилактики асоциальных явлений, включаются в работу новые психолого-педагогические программы, проекты, привлекается большее число волонтеров. • Положительные отзывы и большая заинтересованность участников образовательного процесса - хорошая мотивация к дальнейшей работе. Качественные изменения, полученные в ходе реализации проекта: 1. Повысилось количество родителей (законных представителей), вовлечённых в деятельность ДОО, представляющих свои работы на конкурсах. 2. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов их выступления на педагогических советах, конференциях, семинарах, конкурсах. Согласованы положения программы инновационной деятельности с Программой развития МДОУ № 65 «Семицветик». 4. Озеленение территории дошкольного учреждения проводится постоянно, сотрудничество детей и взрослых по выращиванию и высадке рассады, проведение субботников, участие в акциях. 5. Развитие досуговой деятельности и создание культурно-насыщенной воспитательной среды, способствующей формированию гражданского самосознания, высокого уровня воспитанности, толерантности, духовности, профилактика асоциального поведения и безнадзорности. 6. Совершенствование работы по сотрудничеству с культурными организациями для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска». 7. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, социальной открытости ДОУ для социума. Предполагаемый долгосрочный эффект. Проект ориентирован на расширения знаний детей о родном крае, его природных и климатических особенностях формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения друг другу. Предусматривает возможность пробудить у ребенка познавательный и исследовательский интерес к участию в решении существующих экологических проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данного проекта помогла организовать деятельность так, чтобы все участники глубже поняли особенности взаимодействия в природе, культуре, истории и будет способствовать формированию интереса и причастности к чистоте окружающей среды. Получается интересное наполнение работой в свободное время для всех участников социального проекта – это сотрудничество, активность, инициатива, доверие, массовость, открытость, социальность. Новизна социального проекта. Экологизация пространства реализации, в которой каждый воспитанник, родитель, педагог – участник, и каждый воспитанник, родитель, педагог – личность с продуктивными идеями и потенциалом! Формирование у детей и родителей чувства успеха, сопричастности ко всему живому, гуманное отношение окружающей среде и стремление проявлять заботу о близких, о сохранении природы. Сплочение единомышленников: родителей, воспитателей, детей для достижения положительных воспитательных и образовательных, культурных и нравственных целей и, тем самым, профилактики безнадзорности. Соответствие социального проекта задачам образовательной организации. Основываясь на целях и задачах, обозначенных в Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы (подпрограмме I «Дошкольное образование», подпрограмме №5 «Экология и окружающая среда»), ожидаемая значимость инновационного проекта заключается в - обновлении компетенций педагогических кадров дошкольного учреждения, повышение качества работы; - повышении эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения; - обеспечении реализации федерального государственного образовательного стандарта ДО. Соответствие целей содержанию, механизмам, предполагаемым результатам социального проекта. Коллектив МДОУ №65 «Семицветик» Г. о. Подольск выполнил основные мероприятия всех этапов проекта: проведён проблемный анализ деятельности ДОО, выявлена готовность педагогов к работе в условиях инновационной деятельности. Разработано положение о экспериментально-исследовательской деятельности воспитанников, методические материалы для осуществления экологического воспитания дошкольников. Проведена конференция с привлечением социальных партнеров, родителей (законных представителей) воспитанников: Проведён семинар-практикум по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ". Проводятся индивидуальные и групповые консультации с педагогами по организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников и детей с особенностями в различных видах деятельности, ведётся психологопедагогическое сопровождение воспитанников по определению направленности экологической деятельности, определён перечень образовательных программ, экологического воспитания, творческих конкурсов, экологических акций, в которых будут активны участники образовательного процесса. Разработана программа дополнительного образования в ДОО «Мир открытий» (занимательное естествознание). В каждой возрастной группе созданы «Центры науки». Таким образом, осуществляется основная цель проекта, направленная на создание комфортной среды, через экологизацию окружающего пространства, давая возможность всем участникам проекта реализовываться, понимать взаимосвязи в природе, обществе, семье. Содержательная проработанность социального проекта. Использование новой системы образования и воспитания через экологизацию пространства (объекты метеостанции, проведение совместных субботников, акций, мероприятий и досугов, ознакомление и привлечение воспитанников, выпускников и семей к труду по озеленению территории, изготовлению атрибутов для игр) формирует высоконравственные представления у всех участников проекта, вовлекая их в положительную среду, обеспечивая успешность, занятость, ответственность, результативность, важность, значимость, демонстрирует направленность на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних и молодёжи; способствует формированию нового мышления. Значимость социального проекта для системы образования региона: Основываясь на целях и задачах, обозначенных в Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы (подпрограмме I «Дошкольное образование», подпрограмме №5 «Экология и окружающая среда»), ожидаемая значимость проекта заключается: - в обновлении компетенций педагогических кадров, родителей, социализации воспитанников и выпускников дошкольного учреждения; - в повышении имиджа и эффективности учреждения и качества совместной деятельности всех участников проекта;- в обеспечении реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - в выполнении самой цели образования, как сказал В.В. Путин: «Цель образования - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности…». Реалистичность социального проекта: работа в рамках проекта распространяются нами в различных образовательных и социально-значимых СМИ. Мы отмечаем активность, инициативность, доверие в совместной работе и демонстрации результатов, наблюдаем интересное дошкольное и школьное, родительское и общественное сплочение и новый социальный опыт, что влечет за собой массовость, открытость, доступность, а значит - социальную значимость. Результативность и эффективность социального проекта. Модернизация содержания и форм организации воспитательно-образовательного процесса на основе интегрированной образовательной деятельности экологического направления. Апробированы и внедрены в практику ДОО современные программы и технологии по использованию интерактивного оборудования. Повысилась доля участников образовательного процесса (воспитанники, выпускники, родители, педагоги) вовлеченных в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию экологической культуры, норм социального поведения, интересов и познавательных действий. Экономическая эффективность, привлечение дополнительных средств. 1) Правильное воспитание подрастающего поколения, семей и педагогов влечет за собой формирование особого типа единомышленников, всегда готовых прийти на помощь природе, а значит и самим себе. 2) Стабильное инициативное и волонтерское начало образцовой группы людей, способно повлечь за собой массы, для оказания помощи в раздельном сборе мусора, макулатуры, пластика, очистке берегов рек, озеленение. Это и многое другое в совокупности позволяет говорить об экономической эффективности, а проводимая агитационная и демонстрационная работа, даже в социальных сетях, способна повлечь за собой вливание дополнительных средств и сил: как уже нами подмечено, стоит только начать, найдутся неравнодушные, кто найдет саженцы, кто – инструменты, кто сможет посадить, кто ухаживает. Ресурсы и опыт других организаций, взаимодействие с ними: 1) нами используются интернет-ресурсы для демонстрации достигнутого и прохождения дистанционных конкурсов для педагогов и воспитанников; курсов повышения уровня самообразования и квалификации педагогов; 2) взаимосвязаны и сотрудничаем социальными партнерами (Комитет по благоустройству и экологии, «Музей новейшей истории города Подольска»; 3) привлечение педагогами родителей (законных представителей), воспитанников, выпускников и результативность совместной деятельности позволило вывести проект на уровень социальной значимости. 4) нами поддерживаются многочисленные экологические акции Большого Подольска и Подмосковья, сопряженные с календарными мероприятиями Московской области: «Лес Победы», «Чистый город», «Макулатура» и т. д. Перспективность развития социального проекта: 1. Работать над повышением имиджа учреждения, интереса к экологии. 2. Продолжать профилактику асоциального поведения, безнадзорности, создавая условия для успешной социализации детей и молодёжи в регионе. 3. Привлекать внимание родителей (законных представителей) на развитие различных форм общественного движения, волонтерских объединений в рамках профилактики безнадзорности, наркомании в молодежной среде. 4. Создавать возможности детям связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь. 5. Популяризировать процессы, направленные на здоровую социализацию дошкольников, выпускников и детей с особенностями развития, в проектной деятельности проходит на основе практических дел, создают такую жизненную среду, которая способствует воспроизводству человеческих качеств и не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Литературные источники: 1. Антонова Л.Н. Педагогика поддержки в системе страхования рисков детства // Мир образования – образование в мире. 2005. 2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социологические исследования. 2000. № 3; 3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социологические исследования. 2003. №1.;