ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение ……………………………………….. …………..…............ 2
Актуальность ............................................................................................ 2
Цель. Задачи............................................................................................... 2
II. Основная часть……………………………………. ………………… 3
2.1 Что такое МИГ……………………………………………………… 3
2.2 Классификация интернет-угроз…………………………………… 4
2.3. Как продвигать школу в социальных сетях………………………. 6
2.4 Составление контент-плана……………………………………….. 7
2.5 Обработка фото и видео……………………………………………. 11
2.6 Анкетирование обучающихся 9-11 классов и учителей
МКОУ КСШ №3 им. И.А. Домбровского………………………......... 14
III. Заключение …………………………………………………............ 18
IV. Список использованной литературы …………………….............. 19
V.Приложение…………………………………………………..............
20
I. Введение
Без
информационной грамотности очень сложно находиться в современном мире
информационных технологий не только обучающимся, но и учителям. Жизнь
в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, в которых он
практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные
на современных технологиях. Каждый человек сталкивался с поиском
информации в интернет ресурсах и не задумывался об безопасности в сети. Многие
школьники и учителя выставляли свои фото и видео в социальные сети, не зная
информации о фото и видео обработке.
Мы
считаем, что тема нашего социального проекта актуальна не только для нас самих,
но и для нашей школы в целом.
Цель данного проекта - расширение возможностей обучающихся и учителей по использованию преимуществ цифровой образовательной среды и приобретение медийно-информационной грамотности.
Задачи:
1.изучить литературу по данной теме;
2.подобрать материал, для расширения медийно - информационной грамотности;
3.разработать рекомендации по информационной безопасности в интернете.
II. Основная часть
2.1. Что такое МИГ.
Медийно-информационная грамотность (МИГ) - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Медийно-информационная грамотность – это совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе.
Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:
ü Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют,
языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.
ü Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиа ресурсов дома.
ü Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиа ресурсы дома.
Навыки МИГ включают в себя:
ü Творческие и эстетические навыки (составление сюжета, анализ текста, личные медиа потребности, самовыражение средствами медиа, правила цитирования).
ü Интерактивные навыки (участие в дискуссии, ведение диалога, понимание публичных и личных медиа, выступление с медиа, коллективная работа с медиа).
ü Навыки критического анализа (оценка информации, анализ источников, достоверность, надежность).
ü Навыки безопасности (регламенты работы с медиа, конфиденциальность, нормы регистрации в медиа, правовые аспекты работы с медиа, этические аспекты использования Интернета).
ü Навыки по управлению информацией (избирательность, оценка качества, сравнение, анализ, отбор, регулирование насыщением информацией, этика сетевого поведения).
Главное, чтобы медиа образование находило свое выражение в практических результатах, например, школьных газетах, радиопередачах, аудиовизуальной продукции, мультимедийных презентациях, веб-сайтах и т.п.
В нашей школе есть три важнейших кита МИГ:
2. Паблик ВКонтакте(https://vk.com/schooool_number_3);
3. Школьная газета «Школьный вестник».
2.2. Классификация интернет-угроз
Электронная безопасность:
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной деятельности в сети, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы:
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам:
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество:
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: фишинг,вишинг и фарминг.
Контентные риски:
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент:
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Правила безопасного пользования электронной почтой:
ü Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.
ü Никогда не отвечайте на спам.
ü Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).
ü Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.
Мы разработали рекомендации для обучающихся по информационной безопасности в интернете (Приложение 14).
2.3. Как продвигать школу в социальных сетях
Необходимо использование возможностей социальных сетей, чтобы привлечь внимание одаренных обучающихся и их родителей, повысить узнаваемость школы. Рассказать, кому поручить репутацию школы в соцсетях, какие площадки выбрать, и какую информацию лучше разместить.Родители всесторонне изучают информацию о школах, когда выбирают место обучения для своего ребенка. Важны не только квалификация учителей и профиль школы, но и внеурочная жизнь обучающихся, мнение родителей, чьи дети уже посещают эту организацию. Такие сведения сложно представить на официальном сайте, больше для этого подходят соцсети. Они помогут увеличить переходы на официальный сайт и узнаваемость школы в целом. Кроме того, информационная открытость вызовет доверие со стороны современных родителей.
Кому поручить работу в соцсетях
Часто аккаунты классов и школ создают по личной инициативе одного из учителей или обучающегося. Если вы хотите держать под контролем контент, то есть информационное наполнение этих аккаунтов, назначьте ответственного работника и группу обучающихся. Проработайте с ними план работы в социальных медиа.
Как планировать работу в соцсетях
ü Чтобы начать работу в социальных сетях, составьте совместно с ответственным работником план. Включите в него формат, периодичность публикаций, выберите форму интерактива для пользователей.
ü Выберите соцсеть.
ü Определите, в какой соцсети школа сделает официальную страницу. Конечно, лучше всего иметь аккаунты везде, но ресурсы школы ограничены. При выборе учитывайте целевую аудиторию, то есть портрет и возраст тех, для кого вы делаете страницу.
Обзор аудитории популярных соцсетей (Приложение 15).
2.4.Составление контент-плана
Публикации в социальных сетях должны быть своевременными. Поэтому в плане продумайте регулярность публикаций. Общее правило таково: в Facebook, ВКонтакте и Instagram не стоит публиковать больше двух постов в день, а в Twitter лучше писать до пяти твитов в день.
Учитывайте аудиторию вашей страницы. Для обучающихся публиковать объемный текств 9 утра нежелательно, ведь в это время они заняты учебой. По данным различных исследований, лучшее время для размещения постов в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Twitter - с 13:00 до 15:00. После обеда многие предпочитают полистать ленту, пообщаться в комментариях, поделиться записями с друзьями. Второй пик - около 20:00. В активности по дням недели тоже есть связь с рабочим временем: понедельник и пятница -наиболее активные дни.
Обсудить форму публикаций
В тексте используйте метод «перевернутая пирамида»: начните с вывода. Кратко, в паре предложений, изложите суть материала. Следите за объемом публикации. Не делайте слишком больших текстов. Чередуйте средние и короткие публикации. К каждой публикации подбирайте изображение. Фотографии, рисунки, схемы помогут раскрыть тему и привлечь внимание.
Продумайте содержание публикаций
Публикуйте содержательную и полезную для родителей или обучающихся информацию. Избегайте научного стиля, который обычно используют на официальных сайтах школ. Пишите о предстоящих и прошедших мероприятиях, давайте объявления.
Пользователи соцсетей активно реагируют на посты, которые побуждают к диалогу, действию, участию в акциях, особых мероприятиях, приуроченных к конкретной дате или событию.
Формат публикаций:
В социальной сети «ВКонтакте» существует несколько форматов контента:
· изображение;
· видео;
· текст;
· аудио;
· статья;
· репост.
Рекомендуем использовать следующие комбинации:
· текст + изображение;
· текст+ изображение +аудио;
· текст+видео;
· статья+аудио;
· небольшой текст + репост.
Обратите внимание! Использование текстового контента без визуального контента ЗАПРЕЩЕНО! К статье контент не прикладывается, а размещается внутри статьи!
Для разнообразия рекомендуем использовать следующие разновидности публикаций:
· новостной (анонсы событий, пост-релизы, итоги конкурсов);
· полезный (обзоры, рекомендации, советы);
· интерактивный - развлекательный (вовлекающий контент: опрос, розыгрыш, конкурс, чек-лист, челлендж и др.).
Требования к публикуемому контенту:
Текст:
ü текст публикации должен соответствовать нормам русского языка, нормам пунктуации и использования специальных знаков, а также нормам написания слов с заглавной буквы.
ü не допускается написание текста или его фрагментов БОЛЬШИМИ БУКВАМИ за исключением тех случаев, когда это предусмотрено правилами русского языка, либо для выделения заголовков и ключевых наименований в тексте;
ü не допускается использование чрезмерно большого количества восклицательных знаков, смайликов и любых других эмоциональных элементов — всё это только вызовет раздражение у аудитории и сформирует негативную реакцию;
ü хеш-теги указываются в конце публикации, либо возможно использование хештегов в качестве замены текста или его составных частей.
ü смайлики и прочие маленькие картинки должны использоваться только в умеренном количестве с целью подчёркивания основных акцентов в тексте и не должны "перегружать" текст, вызывая раздражающий эффект.
ü в рамках одного абзаца предложения должны следовать друг за другом, а не начинаться с новой строки, за исключением длинных списков с перечислением чего-либо. Списки, если они есть, должны быть выделены в отдельные абзацы.
ü текст поста должен быть понятным и грамотно составленным с точки зрения смысловой нагрузки, и не должен вызывать раздражения.
ü каждое отдельное предложение, а также весь текст в совокупности должны быть осмысленными.
ü все абзацы должны быть отделены друг от друга пустой строкой.
ü текст анонса должен обязательно содержать конкретные данные: кто, где, сколько участников.
ü тегируйте (делайте кликабельными, возможность при нажатии перейти на страничке) людей, организации, группы, события.
Изображения:
Все изображения можно поделить более детально:
ü фотография;
ü картинка;
ü инфографика;
ü схема, чертеж;
ü ментальная карта;
ü мем;
ü плакат;
ü коллаж.
Требования к изображениям:
ü ориентация – квадратная или альбомная (горизонтальная);
ü изображение должно быть высокого качества без размытия или пиксилизации. При использовании текста в изображении важно не использовать навязчивых, раздражающих надписей на ярком фоне, обращать внимание на читаемость и чёткость надписей, текст не должен занимать более 50% от общей площади изображения.
ü изображение и текст поста должны соответствовать друг другу. Не обязательно если вы пишите про автомобиль ставить фото машины, но какая-то логическая или интуитивная связь должна быть.
ü не используйте стоковые изображения (по поиску в поисковых системах). Используете собственные фотографии или специально разработанные для поста изображения.
Фоторепортаж:
ü общие планы - место, где происходит мероприятие, общее фото участников;
ü ключевые моменты -события, ради которых все затевалось;
ü подробности - небольшие заметки о вещах, которые привлекли ваше внимание;
ü эмоции - живые реакции участников.
Организация диалога с читателем
В соцсетях пользователи активно читают отзывы, пишут свои комментарии, задают вопросы, вступают в диалог. Поэтому покажите, что школе интересна точка зрения каждого посетителя страницы. Можно регулярно проводить опросы на актуальную тему. Например, в школе скоро пройдет родительское собрание. Проведите опрос и узнайте, какое время начала собрания удобнее, кого из администрации родители хотят видеть на общем собрании. Следите, чтобы ответственный работник обязательно отвечал на комментарии к публикациям. Если игнорировать их, то активность пользователей на странице школы снизится.Направляйте на официальный сайт. Разместите на видном месте адрес официального сайта школы.У пользователей должна быть возможность перейти на него. Иногда можете выкладывать в соцсети публикации с официального сайта, но делайте это не чаще одного раза в неделю.Отслеживайте публикацию персональных данных.
2.5 Обработка фото и видео
Программы для обработки фото и видео (Приложение 16).
Какие технические требования к картинкам и фото нужно учесть.
Когда ответственный работник или обучающийся использует на страничке школы изображения, он должен учитывать три технических момента:
1. Размер картинки должен составлять минимум 200×200 пикселей для компьютера. Для планшета и прочих электронных устройств требуется размер 600×600 пикселей и больше.
Изображение должно быть в формате JPG, PNG, GIF.
2. Пропорции картинки нужно подбирать для каждой социальной сети. Например, в INSTAGRAM картинку обрежут до квадратного размера (качество изображения может снизиться).
3. Перед публикацией нужно проверить, как выглядит загруженное изображение.
Обработка фото и видео
Рассмотрим несколько вопросов.Обработка фото.
Многие обучающиеся и учителя выкладывают свои фото в социальные сети, не задумываясь о качестве снимков. Частые ошибки: засвеченные фотографии, не чёткий снимок, обрезанные фрагменты в фото, ненужные – лишние предметы попадающие в кадр. На слайде № 6 показаны несколько примеровошибок, фото до и после обработки фотографий.
1. Зачем обрабатывать фотографии в фотошопе?
Ести вы вдохновились очередной гениальной идеей и поскорее хотите воплотить её в жизнь при помощи фотоаппарата? Если вы только начинаете свой путь в фотосъемке - не спешите! Для начала изучите основы этого искусства. Нужен ли фотошоп и зачем обрабатывать фотографии в фотошопе? Если несколько лет назад фотоаудитория резко делилась на два блока –«фотошопу категорично нет» и «фотошопу да», то сейчас первая аудитория заметно сократилась. Отчасти это связано с широким распространением фототехники и, что наверное еще более важно - с появлением простых средств обработки фотографий. Тем не менее, время от времени можно услышать что-то типа, а вот мои фотографии без обработки или настоящая фотография и фотошоп несовместимы! Под фотошопом в данном случае имеется в виду любая программа по обработке изображений.
2. Для чего нужна обработка?
Обработка – это творчество и часть нашего самовыражения. С её помощью можно сделать исходник более живым, чувственным, атмосферным. Более того, обработка часто становится частью личного бренда блогера. Так что не стоит ей пренебрегать. Также обработка помогает объединить ленту профиля и придать ей ощущение единства стиля -все фотографии это как части пазла. Живем мы в 21 веке, так что обрабатывать фото можно не только на компьютере, но и на телефоне.
3. Основы коррекции света.
Коррекция света - это первое, что нужно сделать при работе с изображением, фотография не должна быть слишком светлой или слишком темной. Все остальные действия выполняются после. Лучше всего корректировать свет в программе Lightroom (наверное, самая профессиональная из бесплатных программ на смартфон), но вообще практически любой фоторедактор позволяет это делать.
4. Контраст.
Контраст - это разница между самыми темными и самыми светлыми участками изображения. Менее контрастная фотография будет слегка «запыленной».
5. Свет.
Параметр «Свет» отвечает за яркость светлых участков. Если они слишком белые, в них нет структуры, то можно их слегка затемнить. И наоборот.
6. Основы цветокоррекции.
Цветокоррекция - это изменения цветов исходного изображения. Она может быть как совсем легкой (тогда ее называют «естественной»), так и сложной. Есть «ретро» цветокоррекция. А еще она бывает в определенных цветах. Все фильтры в приложениях - это варианты цветокоррекции. Моя любимая программа с фильтрами -VSCO. Пресеты, которые продают или раздают фотографы, это тоже готовая цветокоррекция.
7. Температура снимка.
В Lightroom она находится в разделе «Цвет», а в VSCO называется «Баланс белого». Ползунок «Температура» делает фото более «теплым» (преобладают желтые оттенки) или «холодным (преобладают оттенки синего).
Монтаж видео
Самая простая программа для монтажа видео в телефоне - этоInShot. У него максимально понятный интерфейс и очень большой функционал. Плюс он бесплатный, со встроенными покупками. Разобраться, как в нем все работает, можно методом тыка. Монтировать в InShot просто.
1.Выбираете функцию «Обрезать» и либо обрезаете края фрагмента, либо делите видео на несколько частей, либо вырезаете ненужный кусок.
2.Каждый получившийся фрагмент можно редактировать отдельно: накладывать свои фильтры.
3.В этой программе есть функция ускорение и замедление - можно ускорить любое видео в 4 раза и замедлить в 5.
4. Можно сделать их любым шрифтом и цветом, а также настроить длительность показа и переход.То есть на видео будут поочередно всплывать текстовые блоки.
5. С права, в верхнем углу нажимаем на кнопку «СОХРАНИТЬ».
Обработка фотографий за 5 базовых шагов
Шаг 1. Кадрирование снимка
Операция кадрирования (crop, обрезка) есть в любом фоторедакторе. Когда вы выбираете инструмент кадрирования, то обычно на снимке появляется рамка, которую можно тянуть за квадратики на углах или по сторонам. Таким образом вы можете выбрать то, что попадет кадр, а что останется за кадром. Кроме того, можно выровнять горизонт, сделав вращательное движение в районе угловых квадратиков рамки.
Шаг 2. Уровни или кривая
Чтобы сделать снимок более интересным иногда стоит усилить контраст, сделать светлые участки изображения более светлыми, а темные более темными.Самый простой инструмент для того чтобы это сделать - воспользоваться инструментом Levels (Уровни), более сложный - Curves (Кривые).
Шаг 3. Увеличение насыщенности
Следующим шагом может быть увеличение насыщенности цвета (Saturation).
Снимок станет более сочным и ярким.
Шаг 4. Перевод в черно белое
Черно белые снимки всегда ценились в фотографии. Попробуйте перевести снимок в черно белый вариант, возможно он только выиграет от этого.
Шаг 5. Поднятие резкости
Большинство цифровых снимков требуют увеличения резкости изображения (sharpening).
Основные правила и принципы монтажа видео.
1.Монтаж осуществляется короткими кадрами. Средняя продолжительность кадра - 5 секунд.
2.Стык соседних кадров. Стык должен быть незаметен зрителю. Стыком можно подчеркнуть или привлечь внимание зрителя к чему-либо.
3.Учитывать ориентацию в пространстве. При монтаже видео необходимо учитывать ориентацию в пространстве, то есть если происходит съёмка беседы между людьми, то в этом случае нельзя ставить рядом кадры, съемка которых осуществлялась с разных сторон. Иначе это приведёт к тому, что зритель просто потеряется в пространстве.
4.Освещение. Важный пункт при видеомонтаже – это учёт освещённости! Так как это сильно бьет по восприятию, если кадры сильно отличается по свету. Если перед вами стоит необходимость осуществление перехода от яркого света к затемненности, в этом случае воспользуйтесь нейтральным кадром между ними, это позволит смягчить переход.
5.Не допускайте скачков и рывков видеоряда. Переход - это основное орудие видеомонтажера, преобразующее отснятые фрагменты видео в захватывающее, целостное повествование. Но в данном контексте оно имеет обозначение видеоперехода, предусмотренное в программе, такие как плавный переход (микс, crossdissolve), переворот страницы, один кадр вытесняет другой и многие другие.
6.Не перебарщивайте с эффектами. Обильное использование видеоэффектов не только не сделает ваш видеоролик лучше, но и угробит на корню нормальное восприятие его зрителем.
2.6 Анкетирование «Уровень владения медийно-информационной грамотностью».
Мы провели анкетирование (Приложение 1) Анкета «Уровень владения медийно-информационной грамотностью». В анкетировании приняли участие обучающиеся 9-11 классов и учителя МКОУ КСШ №3 им. И.А. Домбровского. (9а – 15 обучающихся, 9б – 18 обучающихся, 10 – 14 обучающихся, 11 – 19 обучающихся, учителей – 14 человек). Всего в анкетировании приняло участие 80 человек.
Цель анкетирования:собрать данные и проанализировать информацию об уровень владения медийно-информационной грамотностью обучающихся и учителей нашей школы.
В анкете прилагалась инструкция, гдепросим принять участие в опросеи ответить на несколько вопросов.
Анализируя данные анкетирования «Уровень владения медийно-информационной грамотностью» обучающихся 9-11 классов можно сделать выводы:
На вопрос, на каком уровне информацонно-медийной грамотности вы находитесь - большая часть опрошенных - 54% владеет продвинутым уровнем: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа, обширная практика использования разнообразных технических устройств, возможность использовать разнообразные медиа ресурсы дома. (а – 5 ч (7%), b–25ч (37%) , c – 36ч (54%) .
Большая часть обучающихся обладаюттворческими и эстетическими навыками (составление сюжета, анализ текста, личные медиа потребности, самовыражение средствами медиа, правила цитирования) обладают 75%,. Интерактивными навыками (участие в дискуссии, ведение диалога, понимание публичных и личных медиа, выступление с медиа, коллективная работа с медиа) – 83%.Навыками критического анализа (оценка информации, анализ источников, достоверность, надежность) – 60%. Навыками безопасности (регламенты работы с медиа, конфиденциальность, нормы регистрации в медиа, правовые аспекты работы с медиа, этические аспекты использования Интернета) – 63%. Навыками по управлению информацией (избирательность, оценка качества, сравнение, анализ, отбор, регулирование насыщением информацией, этика сетевого поведения) – 81%.(а – 50 ч. (75%) ,b– 55 ч. (83%),c – 40 ч. (60%),d -42 (63 %), e - 54 ч. – (81%).
Большая часть обучающихся нуждается в помощи по обработке видео – 81%. (обработка фото – 15ч. (22%), обработка видео - 54 ч. (81%))
Доверяют всем источникам –15%, государственным газетам и телеканалам – 51%, городским газетам и интернет порталам – 69%, ( а- 10 ч. (15%), b– 34 ч. (51%), c– 46ч. - (69%)d -36 ч. (54%)).
Большая часть обучающихся не задумывается и не смотрит информации «О сайтах» - 57%, открывают – 24%, очень редко – 19%.(а – 38 ч. (57%) ,b – 16 ч. (24%)c -12 ч. (19%)).
Большинство обучающихся считают что дезинформация, предвзятостьи манипуляция имеют негативное воздействие.
(а- 3ч. (4.5%), b – 2 ч. (3%), c – 4ч (6%), d – 66ч. (100%), e – 66ч. (100%), f – 66ч. (100%)).
Анализируя данные анкетирования «Уровень владения медийно-информационной грамотностью» учителей, школы можно сделать выводы:
Вывод: большая часть учителей нашей школы -85% владеет продвинутым уровнем: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа, обширная практика использования разнообразных технических устройств, возможность использовать разнообразные медиа ресурсы дома. Базовым уровнем: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн), возможность использования медиа ресурсов дома – 15%. (b– 2ч (15%) , c – 12 ч (85%) .
Творческими и эстетическими навыками (составление сюжета, анализ текста, личные медиа потребности, самовыражение средствами медиа, правила цитирования) обладают 75%, учителей. Интерактивными навыками (участие в дискуссии, ведение диалога, понимание публичных и личных медиа, выступление с медиа, коллективная работа с медиа) – 83%, Навыми критического анализа (оценка информации, анализ источников, достоверность, надежность) – 60%, Навыками безопасности (регламенты работы с медиа, конфиденциальность, нормы регистрации в медиа, правовые аспекты работы с медиа, этические аспекты использования Интернета) – 63%, навыками по управлению информацией (избирательность, оценка качества, сравнение, анализ, отбор, регулирование насыщением информацией, этика сетевого поведения) – 81%. (а – 50 ч. (75%) ,b– 55 ч. (83%), c – 40 ч. (60%), d -42 (63 %), e - 54 ч. – (81%).
Многиеучителя нуждаются в помощи по обработке видео – 64%. (обработка фото – 7ч. (50%), обработка видео -9 ч. (64%))
Не доверяют всем источникам – 100%, государственным газетам и телеканалам – 9 ч. (64%), городским газетам и интернет порталам – 12ч. 85%, не доверяют блогерам и социальным сетям – 100%. ((b– 9 ч. (64%), c– 12 ч. - (85%) ).
Почти все учителя проверяют информацию «О сайте», когда заходят впервые - 71%, редко смотрят информацию - 28(%).((b – 10 ч. 71%) c - 4 ч. (28%)).
Все учителя считают негативным воздействием приёмов текста дезинформацию, предвзятость и манипуляцию.((d – 14ч. (100%), e – 14ч. (100%), f – 14ч. (100%)).
III. Заключение
Изучая информацию по Медийно-Информационной Грамотности, мы подобрали материал для улучшения продвижения сайта школы, грамотного ведения и размещение информации, фото и видео обработки. А так же рекомендации для безопасной работы в сети интернет. Надеемся, что собранная информация будет полезна не только нашей школе, но и послужит помощью другим.
IV. Список использованной литературы
ü Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников.: – М., 2015. - 19 с.;
ü Якушина Е.В. Разработка курса «Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность».: – М., 2015. – 3 с.;
ü Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Издание второе, расширенное и дополненное Москва;
ü Информационная грамотность: информационной грамотности ста- международные перспективы (2010) всеохват- Под ред. ХесусаЛау; пер. c англ.
ü
Е.В.Малявской; науч. ред. перевода Н. И.
Гендина. – М.: МЦБС. – 27 с.;
Ссылки:
ü Официальный Сайт Министерства коммуникации и связи РФ http://minsvyaz.ru/ru/ministry/common/ ;
ü Медийно-информационная грамотность (партнерская страница ИИТО ЮНЕСКО и Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан);
ü Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан в Московском государственном педагогическом университете;
V. Приложения
Приложение: 1 анкета«Уровень владения медийно-информационной грамотностью».
Анкета
«Уровень владения медийно-информационной грамотностью»
Инструкция: Просим Вас принять участие в опросеи ответить на несколько вопросов анкеты. Постарайтесь отвечать искренне и серьезно.
Заранее благодарим!
1. Определите из предложенных вариантов, на каком уровне медийно-информационной грамотности вы находитесь, выбрав букву.
a) навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома;
b) умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома;
c) развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.
2.Определите из предложенных вариантов, какими навыками вы владеете, выбрав букву. (можно выбрать несколько вариантов ответов)
a) творческие и эстетические навыки (составление сюжета, анализ текста, личные медиа потребности, самовыражение средствами медиа, правила цитирования);
b) интерактивные навыки (участие в дискуссии, ведение диалога, понимание публичных и личных медиа, выступление с медиа, коллективная работа с медиа);
c) навыки критического анализа (оценка информации, анализ источников, достоверность, надежность);
d) навыки безопасности (регламенты работы с медиа, конфиденциальность, нормы регистрации в медиа, правовые аспекты работы с медиа, этические аспекты использования Интернета);
e) навыки по управлению информацией (избирательность, оценка качества, сравнение, анализ, отбор, регулирование насыщением информацией, этика сетевого поведения).
3. Нужна ли вам помощь в овладении навыками работы (укажите букву выбранного вами ответа).
a) обработка фото
b) обработка видео
4. Каким источникам новостей вы больше доверяете?
a) доверяю всем источникам;
b) государственным газетам,телеканалам и радио;
c) городским газетам и интернет порталам;
d) блогерам и друзьям в социальных сетях;
5.Смотрите ли вы раздел « О сайте» на интернет-ресурсах?
a) нет, а зачем?
b) да, открываю, когда нахожусь впервые на сайте;
c) очень редко,почти никогда.
6.Какие приемы создания текста,имеют негативное воздействие.
a) объективность
b) креативность
c) идеология
d) дезинформация
e) предвзятость
f) манипуляция
Приложение: 2
Приложение: 3
Приложение: 4
Приложение: 5
Приложение: 6
Приложение: 7
Анализируя данныеанкетирования «Уровень владения медийно-информационной грамотностью» учителей школы можно сделать выводы:
Приложение: 8
Приложение: 9
Приложение: 10
Приложение: 11
Приложение: 12
Приложение: 13
Приложение:14 (буклет)
Рекомендации для обучающихся по информационной безопасности в интернете
Для обучающихся начальных классов
· Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах, о которых узнаешь в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
· Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете спроси у родителей, как безопасно общаться.
· Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям. Где ты живешь, в какой школе учишься, и номер твоего телефона должны знать только родители и друзья.
· Никогда не отправляй свои фотографии людям, которых не знаешь лично. Компьютерный друг мог говорить о себе неправду. Ты ведь не хочешь, чтобы у незнакомого человека была твоя фотография, с которой он сможет сделать все, что захочет.
· Не встречайся с людьми, с которыми познакомился в Интернете, без родителей. Многие люди выдают себя не за тех, кем являются на самом деле.
· Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов - читать грубости так же неприятно, как и слышать. Ты можешь нечаянно обидеть человека.
· Если тебя кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажи об этом родителям.
Для обучающихся 5-9 классов
· Регистрируясь на сайтах, не указывайте личную информацию, которую могут все увидеть. Не нужно, чтобы незнакомые люди знали, как вы выглядите и где учитесь.
· Не рассказывайте незнакомым как где вы живете, можете сказать название города, но не адрес, по которому Вас могут найти.
· Общайтесь по веб-камере только с друзьями. Следите, чтобы ваш разговор видели только вы, потому что чужие люди могут записать видео, которое видно через веб-камеру и использовать его в своих целях.
· Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам», на них нельзя отвечать, а лучше вообще не открывать потому, что в них могут быть вирусы.
· Если вы ответите, то люди отправившие письмо, будут знать, что ваш почтовый ящик работает и дальше посылать вам спам.
· Не забудьте сохранить все неприятные сообщения, которые вы получили, чтобы потом показать их взрослым. Взрослые помогут вам и скажут, как правильно поступить. Не расстраивайтесь, если Вы получили плохое сообщение.
· Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Для обучающихся 10-11 классов
Ваш личный Интернет рекомендует:
· Не публикуйте свои личные данные и личные данные своих друзей.
· К личным данным относятся номера мобильного и домашнего телефонов, адрес электронной почты и любые фотографии, на которых изображены ты, твоя семья или друзья.
· Если Вы публикуете фото- или видеоматериалы в Интернете – любой желающий может скопировать их и потом воспользоваться в своих целях.
· Не верьте спаму (нежелательной электронной рассылке) и не отвечай на него.
· Не открывайте файлы, полученные от людей, которых Вы не знаете. Неизвестно, что они могут содержать: это может быть как вирус, так и незаконный материал.
· Следите за тем, что пишете. Не пишите людям то, что никогда бы не сказали им в лицо.
· Не забывайте, что люди в Интернете могут говорить неправду.
· Лучше не встречайтесь со своими виртуальными друзьями в реальной жизни без присутствия взрослых, которым Вы доверяете.
· Никогда не поздно рассказать родителям, если что-то смущает или настораживает.
Приложение:15 (буклет)
Обзор аудитории популярных соцсетей.
ВКонтакте(vk.com)
Популярен среди аудитории до 35 лет. Для общения
по интересам пользователи создают тематические
группы. Сеть подойдет и чтобы привлечь родителей
школьников, и чтобы взаимодействовать с учениками.
Подходит для общения, обмена актуальными фотографиями,
ссылками, срочными объявлениями.
Facebook (facebook.com)
Средний возраст посетителей – 25–50 лет. Социальный
статус и достаток основной аудитории –
средний и выше. В этой сети вы привлечете интерес
родителей-трудоголиков. Содержание материалов
должно быть более серьезным и конкретным.
Instagram (instagram.com)
Популярен среди любителей фотографии. Соцсеть
позволяет обрабатывать снимки и снабжать фотографию
небольшим пояснительным текстом. Позволит
продемонстрировать жизнь школы в рамках учебных
занятий и во внеурочное время.
Одноклассники (ok.ru)
Средний возраст посетителей – 35-45 лет. Посетители
делятся на группы по интересам и сообщества.
Эту соцсеть предпочитают наиболее возрастные
пользователи. Основной аудиторией здесь станут
мамы-домохозяйки, молодые бабушки и дедушки
школьников.
Приложение: 16 (буклет)
Программы для обработки фото
Приложение: Lightroom.
Скачивается в плеймаркете
Сайт:
Adobe Photoshophttps://www.adobe.com/ru/products/photoshop.html?sdid=9WGN461C&mv=search&s_kwcid=AL!3085!90!6860336155!search!!!none&ef_id=W7jW4wAABVJqSX-a:20191107175806:s
Программы для обработки видео
Приложение: InShot.
Скачивается в плеймаркете
Сайт:
Adobe Premiere Pro
https://www.adobe.com/ru/products/premiere.html?sdid=9WGN461C&mv=search&s_kwcid=AL!3085!90!6866487418!search!!!none&ef_id=W7jW4wAABVJqSX-a:20191107180618:s
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.