МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема
«Переживание одиночества в подростковом возрасте»
Выполнил:
Кутин Максим Максимович
Обучающийся 9 класса
Куратор проекта:
Ионова Ольга Васильевна
социальный педагог
Высоковск, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.…………………………………………………………….………. ...с. 3
Основная часть
Что такое одиночество?………………………………………….……. с. 4
Проблема одиночества…………………………………………………с. 5
Причины одиночества ……………………………………………… ...с. 7
Виды одиночества ……………………………………………………. с. 9
Практическая часть. Анкетирование. Опрос………...……….……...с. 10
Рекомендации………………………………………………….………с. 13
Заключение………………………………………………………………...…..с. 14
Список используемых источников и литературы………………………….. с.15
Приложения……………………………………………..……………………..с.16
Введение
Цель проекта: Проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы.
Задачи проекта:
1. Изучить теоретический материал.
2. Выяснить причины подросткового одиночества.
3. Выявить статистику одиночества среди подростков.
4. Предложить способы преодоления одиночества.
Актуальность проекта заключается в том, что изучение переживания чувства одиночества подростками имеет практическую значимость, поскольку эти переживания влияют на формирование и адаптацию его личности в обществе.
Проблема проекта заключается в том, что в настоящее время существует много исследователей, которые утверждают о положительном влиянии данного феномена именно в подростковом возрасте, но существуют исследования, которые выявляют тяжелые последствия переживания одиночества у подростков.
Гипотеза: Большая часть подростков 15 – 16 лет испытывают глубокое чувство одиночества.
Объектом исследования является подростковое одиночество.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте у учащихся 9 классов.
Практическая значимость проекта заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы для подготовки и проведения классного часа, родительского собрания, при планировании профилактической работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Методы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование среди подростков.
3. Анализ полученных данных.
Сроки исследования: октябрь 2019 г. - февраль 2020 г.
Основная часть
Что такое одиночество?
Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное
состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми.
Одиночество – это особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя. Одинокий человек теряет ощущение самого себя из-за отсутствия контактов с другими людьми, он проваливается в пустоту, в которой его, как личности, нет. Это эмоциональное состояние возникает в тот момент, когда человек не получает полноценного внимания со стороны других людей, когда он не чувствует положительной эмоциональной связи с людьми или боится ее потерять. При этом людей вокруг него может быть много и они даже могут с ним общаться. Все дело в форме этого общения – человека могут просто не слушать, не слышать и не понимать, и поэтому он начинает чувствовать себя одинокими.
Одиночество – это переживание, вызывающее сложное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает разрушение основ реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Многие подростки испытывают чувство одиночества: свою отчужденность от мира, ненужность, невозможность стать счастливым в этом мире. Подчас эти мысли сопровождаются грустью, обидой, страхами...
В жизни подростков чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным, ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение в свою очередь отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества
В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. Почти что каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что подросток считает, что он один во всем классе, во всей школе, во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто его не понимает. Он завидует некоторым сверстникам, которые на первый взгляд никогда не сталкивались и никогда не столкнуться с данной проблемой. Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе.
Проблема одиночества
Проблема одиночества берет свое начало с древности и актуальна по сегодняшний момент. В настоящее время нет точного определения, что такое одиночество. Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
Данной проблемой занимались такие ученые, как З. Фрейд, Г. Зилбург, Г. Салливан, К. Роджерс, Ф. Фромм-Рейхман, К. Мустакас, К. Боумен, Д. Рисмен, Н. Слейтер, Р. Вейс, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Амбраумова, Г. П. Орлов, И. С. Кон, А. А. Леонтьев и др.. Рассматривая одиночество как психический феномен, большинство исследователей подчеркивают его различия с такими понятиями, как «уединение» и «изоляция», полагая, что одиночество имеет некий специфический внутренний контекст. Изоляция в большей степени связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению и является внешне обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим переживанием.
Одиночество подростков является одной из серьезнейших проблем современного общества. Динамика современного мира отражается в сфере личностного восприятия мира и построения субъективной линии поведения в нем каждым человеком. Для формирования социально устойчивой, социально самостоятельной, ответственной, мобильной личности современный подросток должен пройти процесс социализации полностью, не останавливаясь на определенном этапе и не замыкаясь в себе. Иначе подросток может столкнуться с такими, еще более, серьезными проблемами как: алкоголизм, наркомания, депрессия, попытки суицида.
Почти что каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что подросток считает, что он один во всем классе, во всей школе, во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто его не понимает. Он завидует некоторым сверстникам, которые на первый взгляд никогда не сталкивались и никогда не столкнуться с данной проблемой. Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе.
Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
В подростковом возрасте у ребенка возникает острое ощущение, что ему открывается много нового в жизни, во взаимоотношениях людей, в самом себе. И, с одной стороны, может возникнуть замкнутость, желание одиночества, а с другой стороны, рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно было бы открыть самого себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга. Поэтому подросток нуждается в постоянно поддержке не только взрослых, но и друзей (референтных групп, в которые он входит). Он ищет в компании одного из сверстника, кто бы мог стать для него опорой, с кем бы он мог делиться всеми своими секретами. Главная причина этого стремления является желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека является причиной возникновения чувства одиночества.
Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.
Таким образом, анализируя проблему одиночества можно выделить две тенденции. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Когда человек не получает полноценного внимания со стороны других, при этом людей вокруг подростка может быть много и они даже могут с ним общаться, но он чувствует себя одиноким. Вторая – трактовка одиночества как исключительно позитивного состояния переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.
Причины подросткового одиночества
Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
Основными причинами одиночества у подростков являются:
· Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
· Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
· Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
· Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
· Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
· Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
· Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
· Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
· Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.
Таким образом, подростковый возраст - это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. Причин, по которым подросток может чувствовать себя одиноким, существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками.
Виды подросткового одиночества
Влияние одиночества на подростка зависит от длительности переживания.
Подростковое одиночество, как правило, делят на три вида:
· кратковременное одиночество (временное одиночество) -кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями.
· ситуативное одиночество появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как переезд либо смерть близкого человека, разрыв отношений. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.
· хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.
Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.
Чтобы уйти от хронического одиночества потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.
По происхождению одиночество бывает:
· Вынужденным (человек не по воле находится в состояние одиночества);
· Добровольным (человек сам хочет испытать одиночество).
6% «само прошло»,
25 % «старалась делать то, что я люблю; слушала музыку; пыталась держаться в компании сверстников; занималась домашними делами; развивала себя; завела кота; исправляла себя; училась и др.».
Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что большинство подростков не чувствуют себя одинокими по жизни (88%), но практически каждый хотя бы раз пребывал в состоянии одиночества. Обучающиеся и взрослые смогли дать множество разнообразных рекомендаций по преодолению одиночества среди подростков.
Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми».
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.
Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.
Наиболее эффективными способами преодоления одиночества в подростковом возрасте по мнению взрослых и самих детей являются:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
10. Найдите то, что вам нравится делать, своё хобби. Запишись на кружок или в школу искусств, там вы найдете новых друзей, имеющих с вами общие интересы.
11. Развивайтесь, будьте свободнее, интереснее, и тогда люди сами потянутся к вам.
Помните, что чувство одиночества можно использовать, как положительный фактор: найти себя, своё хобби, развиваться, заняться делами
Заключение
Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения в общении.
Одиночество - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела. Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей. Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей.
Список используемых источников и литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 1990. 367 с.
2. Корчагина С.Г. Психология одиночества. - М.: МПСИ, 2008. 228 с.
3. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. 280 с.
4. https://novainfo.ru/article/5860
5. https://www.b17.ru/article/105918/
6. https://moluch.ru/archive/242/55918/
7. https://pedsovet.su/publ/164-1-0-4952
8. http://sh33.oskoluno.ru/site/docs/odinochestvo.pdf
9. https://www.psyhologvspb.ru/odinochestvo-podrostka.php
10. https://kalantiernaia.com/podrostkovoye-odinochestvo-khorosho-ili-plokho
11.https://studbooks.net/711193/psihologiya/osobennosti_odinochestva_podrostkovom_vozraste
Анкета «Проблема одиночества среди подростков»
Инструкция: Долго не
задумываясь, кратко ответь на следующие вопросы:
№ п/п |
Вопросы: |
Ответы: |
1 |
Чувствуешь ты себя одиноким по жизни?
|
|
2 |
Бывают ли ситуации, когда ты чувствуешь себя одиноким?
|
|
3 |
Как ты думаешь, почему подростки испытывают одиночество?
|
|
4 |
Если ты сейчас одинок или был когда-то одиноким, что ты чувствовал?
|
|
5 |
Что нужно, чтобы не быть одиноким?
|
|
6 |
Если бы ты оказался в состоянии одиночества или уже был в нем, что ты сделал, для того чтобы выйти из этого состояния?
|
|
7 |
Как помочь одиноким людям?
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.