Социо-игровые технологии в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Оценка 4.9

Социо-игровые технологии в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Оценка 4.9
docx
20.03.2020
Социо-игровые технологии в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Социо.docx

Социо-игровые технологии в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Одной из основных задач ГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Российский академик Д.С.Лихачев отметил, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей является изучение родного края,  его истории, традиций, культуры. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются способности и таланты юных граждан, готовят их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Таков многоуровневый характер патриотического чувства.

Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области. И если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, в том месте, где он родился, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

Мы выделяем несколько направлений для работы с детьми:

ü история родного края;

ü природа родного края;

ü декоративно-прикладное искусство;

ü фольклор и традиции;

ü народная и современная архитектура.

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к большой Родине – Приднестровью.

При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребенка.

Поэтому в МОУ «Бендерский Детский сад № 15» успешному решению задач по формированию у детей патриотического воспитания способствует использование в построении воспитательно-образовательного процесса социо-игровых технологий.

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, основанное на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей. В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми,

общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются.  А это, в свою очередь, является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать сверстнику и поддерживать его.

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: Используется работа малыми группами, или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами. Поэтому, для формирования у дошкольников  нравственно – патриотического воспитания, активно используем дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, разбивая группу детей в младшем возрасте на пары и тройки, в старшем – по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т.к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Поэтому педагог только создает условия для игры и предлагает группе равных игровую тему (или какое-то конкретное дело, связанное с игровым сюжетом). А также косвенно следит за тем, чтобы дети организовывали игру таким образом, чтобы не  было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно выполнил все игровые действия.

Например, детям подготовительной к школе группы было предложено подготовить информационный стенд с флагами и гербами всех городов Приднестровья. Материал по каждому городу готовила определенная микрогруппа. При этом решение о том,       создать ли одну общую газету обо всех символиках городов или отдельные газетные листки по каждому из городов нашей республики, принимали сами дошкольники. Так же самостоятельно дети выбрали для газеты рисунки и фотографии с достопримечательностями нашей Приднестровской Молдавской Республики.

2 правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. Используя дидактические игры по нравственно – патриотическому воспитанию, результат представляет каждый раз новый ребенок. Также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх меняется лидерство при распределении ролей.

3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Знакомясь в игровой форме с историей и традициями родного края, дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, выполняют имитационные движения, играют с мячом. Организовывать дидактические и настольно-печатные игры старшие дошкольники могут в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма.

Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Так, например, игра с мячом помогает распределиться на группы. Затем группам предлагается статичное задание: разделить картинки  на несколько групп. Одним – найти картинки с изображением достопримечательностей родного города; другим –
среди 4-6 предложенных флагов найти нужный; третьим – среди нескольких предложенных гербов найти нужный и так далее. После этого можно предложить каждой группе рассказать о своей находке, чтобы остальные смогли ее узнать и назвать.

5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Вашему вниманию хочу предоставить картотеку дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию. Наши дети очень любят играть в такие игры, как: «Мой адрес»,целью которой является формировать умения и знания детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знания права на жилье; «Скажи какой?». Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление. «Подбери наряд кукле», «Малая красная книга», «Богатства недр земли».

6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь – и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.   А  педагогу требуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им; помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

В своей работе мы так же используем различные технологии:

- игровые,

- информационные,

-коммуникативные,

- проблемные,

-развивающего обучения,

-консультативные,

- визуальные,

- проектные,

-ИКТ.

 И следующие формы работы с детьми:

ü занятия в соответствии с темами;

ü увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) ;

ü работа с родителями;

ü экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

                  Таким образом, использование социо – игровых  технологий  способствует реализации  потребности детей в движении, сохранению их психологического здоро­вья, формированию коммуникативной компетен­ции, самоорганизации у детей, а также позволяет повысить уровень познавательных и творческих способностей у дошкольников. Это обусловлено тем, что педагогические принципы, обозначенные в новых образовательных стандартах ДО, совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии – в первую очередь понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на «субъекта», а не «объекта»  воспитания, как на партнера по совместной деятельности.


 

Социо-игровые технологии в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Социо-игровые технологии в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а…

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а…

А также косвенно следит за тем, чтобы дети организовывали игру таким образом, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно…

А также косвенно следит за тем, чтобы дети организовывали игру таким образом, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно…

После этого можно предложить каждой группе рассказать о своей находке, чтобы остальные смогли ее узнать и назвать

После этого можно предложить каждой группе рассказать о своей находке, чтобы остальные смогли ее узнать и назвать

В своей работе мы так же используем различные технологии: - игровые, - информационные, -коммуникативные, - проблемные, -развивающего обучения, -консультативные, - визуальные, - проектные, -ИКТ

В своей работе мы так же используем различные технологии: - игровые, - информационные, -коммуникативные, - проблемные, -развивающего обучения, -консультативные, - визуальные, - проектные, -ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020