Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
В рамках данной технологии ставятся такие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная
педагогическая технология».
Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у
детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между
собой и со взрослым. Социоигровая технология – это развитие ребёнка в
игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного
участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо
постоянно проявлять творческую активность,
самостоятельность,
обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и
самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда
актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» т.е. чем
меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в
жизни. Соответствовать данному утверждению помогает современная
педагогическая технология «Социоигровая педагогика» представленная
Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сущность социоигрового стиля
работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой
формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате
чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и
тренировки». Следуя этим советам, занятия следует организовывать: как
игражизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и
термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них; социоигровую
технологию системно использовать как на занятиях, так и при организации
свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей
общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и
превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии ставятся такие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности,
творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Общение детей в рамках данной технологии необходимо организовывать в три
этапа:
1. на самом первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,развивается собственная речь);
2. на втором этапе общение является целью ребенок на практике осознает,
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить
учебную задачу;
3. на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через
общение педагог обучает дошкольников.
Плюсы социоигрового стиля:
Отношения: «ребенок сверстники»;
Педагог является равноправным партнером;
Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными
исполнителями указаний педагога;
Дети самостоятельны и инициативны;
Дети сами устанавливают правила игры;
Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и роль
слушающих);
Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а
робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и
нерешительность.
Принципы в работе с детьми по социоигровой технологии:
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть,
организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет
снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий
общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в
разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками
игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а
что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и
тройках.• Принцип полифонии. За 133мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь
с десяток.
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для
детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игрызадания для рабочего настроя.
2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения
которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей
друг с другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них
доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественноисполнительский результат.
«Золотые правила» социоигровой технологии (по В.М. Букатову)
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют
«группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития
являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и
тройки, в старшем по 56 детей. Деятельность дошкольников в малых группах
самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества,
коммуникативности, взаимопонимания.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах
предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает
один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен
постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой
мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не
только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут
общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом
уголке, в приемной и т.д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение
во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей
возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и
требует определенной сосредоточенности.
5 правило: социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов
деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение
происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры,
которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение
взаимодействовать друг с другом.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься,глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками
добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети
открывают для себя новые знания, только ктото побольше, ктото
поменьше.
Социоигровая технология способствует реализации потребности детей в
движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию
коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у
детей развивается любознательность, реализуются познавательные
потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов,
с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной
жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение,
речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и
творческих способностей.