«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология».

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В рамках данной технологии ставятся такие задачи: • помочь детям научиться эффективно общаться; • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Иконка файла материала социоигровая технология.docx
«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология». Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей,   поэтому   в   основе   данной   технологии   лежит   общение   детей   между собой   и   со   взрослым.   Социоигровая   технология   –  это   развитие   ребёнка   в игровом   общении   со   сверстниками.       Сегодня   человеку   для   активного участия   в   жизни   общества,   реализации   себя   как   личности   необходимо постоянно   проявлять   творческую   активность,   самостоятельность, обнаруживать   и   развивать   свои   способности,   непрерывно   учиться   и самосовершенствоваться.       Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» ­ т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.    Соответствовать   данному   утверждению   помогает   современная педагогическая   технология   «Социоигровая   педагогика»   представленная Е.Шулешко,   А. Ершовой и В.   Букатовым. Сущность социоигрового стиля работы   его   основатели   Е.   Ершова,   В.   Букатов   определили   такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего   происходит   эффект   добровольного   и   обучения,   и   научения,   и тренировки». Следуя этим советам, занятия следует организовывать:        как игра­жизнь   между   микро­группами   детей   (малыми   социумами   –   отсюда   и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них;       социоигровую технологию системно использовать как на занятиях, так и при организации свободной   деятельности   детей.   Это   дает   возможность   объединить   детей общим   делом   или   совместным   обсуждением   индивидуальной   работы   и превращением ее в коллективную.                  В рамках данной технологии ставятся такие задачи: • помочь детям научиться эффективно общаться;  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности,  творчества;  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.    Общение детей в рамках данной технологии необходимо организовывать в три этапа: 1.    на самом первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения  (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,развивается собственная речь);  2.    на втором этапе общение является целью ­ ребенок на практике осознает,  как ему надо организовать свое общение в микро­группе, чтобы выполнить  учебную задачу;  3.    на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через  общение педагог обучает дошкольников.         Плюсы социоигрового стиля: ­ Отношения: «ребенок ­ сверстники»;  ­ Педагог является равноправным партнером;  ­ Разрушается барьер между педагогом и ребенком;  ­ Дети ориентированы на сверстников, а значит  не являются покорными  исполнителями указаний педагога;  ­  Дети самостоятельны и инициативны; ­  Дети сами устанавливают  правила игры; ­  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;  ­  Дети  договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и роль  слушающих);  ­ Общение детей происходит внутри микро­группы и между микро­группами;  ­ Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга; ­ Социоигровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а  робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.     Принципы в работе с детьми по социоигровой технологии: •    Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть,  организует игры, выдумывает их.  •    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет  снятие страха ошибки у детей.  •    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.  Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий  общим правилам.  •    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в  разных уголках группы.  •    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.  •    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что  просто, а  что трудно – то интересно. •    Движение и активность. •    Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.•    Принцип полифонии. За 133­мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь  с десяток.    Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для  детей, которые условно можно разделить на несколько групп: 1.  Игры­задания для рабочего настроя. 2.  Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения  которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. 3.  Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро  возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них  доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. 4.  Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение  которых подразумевает художественно­исполнительский результат.     «Золотые правила» социоигровой технологии (по В.М. Букатову) 1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют  «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития  являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и  тройки, в старшем по 5­6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах ­ самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества,  коммуникативности, взаимопонимания.  2 правило: «Смена лидерства».  Понятно, что работа в малых группах  предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает  один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен  постоянно меняться.  3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой  мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не  только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут  общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом  уголке, в приемной и т.д.  4 правило: Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение  во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей  возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и  требует определенной сосредоточенности.  5 правило: социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов  деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение  происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры,  которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение  взаимодействовать друг с другом. 6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься,глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками  добывать знания более интересно, он  более  мотивирован. В итоге все дети  открывают для себя новые знания, только кто­то побольше, кто­то  поменьше.   Социоигровая технология способствует реализации потребности  детей в  движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.   В результате этой работы у  детей развивается любознательность, реализуются познавательные  потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной  жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение,  речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и  творческих способностей.

Посмотрите также