Социокультурная адаптация обучающихся с ОВЗ
Автор: Алексеева Светлана Юрьевна
ГБОУ СОШ с. Петровка, с. Петровка, м.р. Борский
В последнее время наблюдается тенденция роста численности людей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому главной задачей педагогов является работа над социокультурной адаптацией обучающихся с ОВЗ.
Социокультурная адаптация - это состояние таких взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Социокультурная адаптация детей с ОВЗ подразумевает полную их включённость в окружающую действительность, при которой недостатки их в процессе компенсационной деятельности не мешают ни им, ни окружающему обществу [01]
Понимание социокультурной адаптации задает высокую планку для педагогических усилий, ориентирует процесс воспитания на всемерное социально-полезное развитие и активизацию личностных ресурсов. Подобная деятельность реализуется через знакомство детей с ОВЗ с культурными и духовно-нравственными ценностями, привлечение их к здоровому образу жизни, через приобщение к искусству, культуре и творчеству [02]
В настоящее время разрабатываются новые методики и формы работы с такими людьми, расширяется спектр возможностей социокультурной деятельности в данной деятельности. Но, к сожалению, не все нововведения приемлемы для того или иного ребёнка или в тех или иных условиях [04]
Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура. Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации:
1. внутри родительской семьи;
2. с ближайшим окружением семьи;
3. в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома;
4. в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта;
5. в постшкольный период [03]
В работе с детьми в ОВЗ необходимо учитывать их психические особенности. Педагог должен соблюдать максимум педагогического такта, проявлять доброту, терпение и душевное участие.
Особое внимание нужно уделять досуговой деятельности, которая должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Необходимо создать условия для свободного выбора ребёнком видов деятельности.
Правильно построенная работа позволяет сформировать такие личностные качества, как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений; при этом формируются духовность, внутренняя культура, эстетическое мировоззрение.
Про организации досуга обучающихся с ОВЗ важно учитывать следующие принципы:
- принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей, в сферу деятельности с целью удовлетворения их запросов и интересов;
- принцип самодеятельности - от любимого занятия до массового праздника. Он основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами досуга, с другой;
- принцип индивидуального подхода — учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей; психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей.
- принцип систематичности и целенаправленности —планомерное и последовательное сочетание непрерывности в работе, основанное на четко разработанной педагогической системе при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия;
- принцип преемственности — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений;
- Принцип занимательности — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации [05]
Таким образом, работа над социальной адаптацией ребёнка с ОВЗ должно занимать центральное место в воспитании и обучении. От того, как сложится этот этап познания жизни, внедрение в неё, насколько комфортным будет он для ребенка, напрямую зависит формирование его самосознания, самооценки и пути дальнейшего жизненного развития [01]
Список литературы
1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46
2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.
3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.
4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.
5. Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот, М.: 2008 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.