Социокультурные истоки 4 класс
Оценка 4.6

Социокультурные истоки 4 класс

Оценка 4.6
pdf
25.12.2020
Социокультурные истоки 4 класс
Социокультурные истоки 4 класс.pdf



Пояснительная записка

Рабочая программа «Социокультурные истоки» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25»  с учётом Примерной программы начального общего образования по «Социокультурные истоки»  и авторской программы «Социокультурные истоки» А.В. Камкин, 2-е изд. – Москва 2015г.

 

 Реализация программы рассчитана на 4 года изучения обьемом 135 часов. Занятия проводятся

1 раз в неделю.  В 1 классе- 33ч, 2-4 класс - по 34 часа.

 

Цель программы: преобразование школы в  социальный институт, для которого важнейшей задачей является гармоничное  развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

 

Программа «Социокультурные истоки» способствует решению ряда важнейших задач:

      развитию духовно-нравственных основ образования;

      интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

      формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

      приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

      укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

 

Срок реализации рабочей программы 1 год.

 

Реализация освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:

      определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

      в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты: 

      определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

      проговаривать последовательность действий;

      учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

      учиться работать по предложенному учителем плану;

      учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

      учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

      ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

      делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

      добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

      перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

      донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

      слушать и понимать речь других;

      читать и пересказывать текст;

      совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4 классе изучение социализированности личности учащихся (автор М. И. Рожков), проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.

 

Содержание курса внеурочной деятельности Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

Традиции образа (8 часов)

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангелахранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.

Традиции дела (9 часов)

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки. Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (8 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие. Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ   ВСЕМ             ОТЕЧЕСТВОМ.       Государственные      и          гражданские праздники            — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. Заключительный урок (1 час) Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

 

Формы организации

Форма организации работы – коллективная, групповая, индивидуальная. Теоретические занятия:

ü  беседы;

ü  лекции; 

ü  изучение материала.

Практические занятия:  

ü  экскурсии;

ü  ролевые игры;

ü  коллективные творческие дела;

ü  показательные выступления;

ü  праздники;

ü  викторины;

ü  интеллектуально-познавательные игры; ü практические работы;

ü  проектная деятельность.

 

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:  Итоговые занятия предлагается проводить в форме игр и викторин.

 

 

 

 

Виды деятельности

 

Название раздела 

Виды деятельности обучающихся

Введение

Работать в ресурсном круге (слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, соблюдать правила общения). Стремиться к сотрудничеству.  Рефлексия на самого себя. Осознание себя как носителя ценностей.

Традиции образа

Принимать совместные решения. Достигать совместного значимого результата. Проявлять свои чувства и управлять ими. Осознавать ценность семьи.

Приходить к согласию, убеждать и уступать. Осознавать себя как носителя семейных ценностей. Структурировать время(прошлое- настоящее – будущее). Проектировать себя в будущем.

Высказывать свое мнение, принимать другое мнение, приходить к согласию. Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания. Определять и удерживать цель, планировать свои действия для ее достижения. Осознавать чувство сопричастности с жизнью своего народа. Осознаватьсвою гражданскую и национальную принадлежность.

Традиции Слова

Общаться в малой группе(четверке) с неизменным составом. Уважать иное мнение. Учитывать разные мнения. Способность принимать групповое решение. Осознавать себя как носителя ценностей своего народа. Закреплять навык общения в четверке. Принимать групповое решение. Самостоятельно ставит цель, планировать свои действия для достижения ее результата. Мотивация на взаимодействие.  Давать самооценку, взаимооценку. Воспринимать оценку со стороны педагога, сверстников.

Оценивать события с нравственных позиций, рефлексия на самого себя. Использовать знания в реальной жизненной ситуации. Проявлять эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность к  родным и близким. Мотивация на установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми

Традиции дела

Самостоятельно определять цель деятельности, планировать действия для ее реализации. Распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы, прогнозировать результаты своей деятельности. Относиться к труду как к служению. Снижать излишнее напряжение в общении. Использовать невербальные средства общения. Понимать и принимать ответственность за свои решения и действия. Соотносить себя с прошлым- настоящим – будущим своего народа, страны.

Традиции праздника

Принимать групповое решение. Убеждать и уступать. Проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость и доверие миру. Эмоционально – позитивное отношение к самому себе. Проявлять интерес к традициям народных праздников. Определять цель и достигать результата. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа. Осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Уважать культуру других народов.

Заключительный урок

Ответственность за свои решения и действия. Достигать совместный значимый результат. Оценивать события с позиции нравственных норм.

Отслеживать новые достижения и собственные изменения, понимать их.

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование кружка «Социокультурные истоки»   (34 часа, 1 час в неделю)  

п/п

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

(план)

 

Дата (факт)

Примечание

Причина корректировки

 

Введение (1 час)

 

 

1

Введение в тему. Традиции.

07.09

 

 

 

Традиции образа (8 часов)

 

 

2

Первые образы. Отец.

14.09

 

 

3.

Первые образы. Мать

21.09

 

 

4.

Отечество – земля отцов

28.09

 

 

5.

Мир

05.10

 

 

6.

Священные образы.  Спаситель

12.10

 

 

7.

Священные образы. Пресвятая Богородица. Ангел- Хранитель

19.10

 

 

8.

Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы

26.10

 

 

9.

Обобщающий урок по теме “Традиции Образа”.

02.11

 

 

 

Традиции Слова (8 часов)

 

 

10.

Священные слова

16.11

 

 

11.

Сердечные слова

23.11

 

 

12.

Родительское благословение.

30.11

 

 

13.

Сердце сердцу весть подает

07.12

 

 

14.

Сердце сердцу весть подает

14.12

 

 

15.

Честные слова

21.12

 

 

16.

Честные слова

28.12

 

 

17.

Обобщающий урок по теме “Традиции слова”

11.01

 

 

 

Традиции дела (9 часов)

 

 

18.

Труд. Земледельцы

18.01

 

 

19.

Труд. Ремесленники

25.01

 

 

20.

Труд. Купцы и предприниматели

01.02

 

 

21.

Служение. Воинство

08.02

 

 

22.

Служение. Священство

15.02

 

 

23.

Служение. Суд и управление

22.02

 

 

24.

Творчество. Искусники

01.03

 

 

25.

Творчество. Книжники

15.03

 

 

26.

Обобщающий урок по теме “Традиции праведного дела”

22.03

 

 

 

Традиции праздника (8 часов)

 

 

27.

Гулять всем миром

05.04

 

 

28.

Радоваться всей семьей

12.04

 

 

29.

Радоваться всей семьей

19.04

 

 

30.

Помнить всем Отечеством

26.04

 

 

31.

Помнить всем Отечеством

03.05

 

 

32.

Молиться всей Церковью

10.05

 

 

33.

Потрудиться душой

17.05

 

 

34.

Обобщающий урок за год. Традиции Отечества

24.05

 

 

 

 

 

Социокультурные истоки 4 класс

Социокультурные истоки 4 класс

Пояснительная записка Рабочая программа «Социокультурные истоки» разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа «Социокультурные истоки» разработана на основе

Формы подведения итогов : анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор

Формы подведения итогов : анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор

Мастер — золотые руки. Купцы и предприниматели — деловые люди

Мастер — золотые руки. Купцы и предприниматели — деловые люди

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Традиции праздника Принимать групповое решение

Традиции праздника Принимать групповое решение

Труд. Купцы и предприниматели 1ч 01

Труд. Купцы и предприниматели 1ч 01

Социокультурные истоки 4 класс

Социокультурные истоки 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2020