Рабочая программа «Социокультурные истоки» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по «Социокультурные истоки» и авторской программы «Социокультурные истоки» А.В. Камкин, 2-е изд. – Москва 2015г.
Реализация программы рассчитана на 4 года изучения обьемом 135 часов. Занятия проводятся
1 раз в неделю. В 1 классе- 33ч, 2-4 класс - по 34 часа.
Цель программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Программа «Социокультурные истоки» способствует решению ряда важнейших задач:
• развитию духовно-нравственных основ образования;
• интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
• формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
• приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
• укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Реализация освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4 классе изучение социализированности личности учащихся (автор М. И. Рожков), проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.
Содержание курса внеурочной деятельности Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангелахранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки. Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие. Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. Заключительный урок (1 час) Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.
Форма организации работы – коллективная, групповая, индивидуальная. Теоретические занятия:
ü беседы;
ü лекции;
ü изучение материала.
Практические занятия:
ü экскурсии;
ü ролевые игры;
ü коллективные творческие дела;
ü показательные выступления;
ü праздники;
ü викторины;
ü интеллектуально-познавательные игры; ü практические работы;
ü проектная деятельность.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы: Итоговые занятия предлагается проводить в форме игр и викторин.
Название раздела |
Виды деятельности обучающихся |
Введение |
Работать в ресурсном круге (слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, соблюдать правила общения). Стремиться к сотрудничеству. Рефлексия на самого себя. Осознание себя как носителя ценностей. |
Традиции образа |
Принимать совместные решения. Достигать совместного значимого результата. Проявлять свои чувства и управлять ими. Осознавать ценность семьи. Приходить к согласию, убеждать и уступать. Осознавать себя как носителя семейных ценностей. Структурировать время(прошлое- настоящее – будущее). Проектировать себя в будущем. Высказывать свое мнение, принимать другое мнение, приходить к согласию. Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания. Определять и удерживать цель, планировать свои действия для ее достижения. Осознавать чувство сопричастности с жизнью своего народа. Осознаватьсвою гражданскую и национальную принадлежность. |
Традиции Слова |
Общаться в малой группе(четверке) с неизменным составом. Уважать иное мнение. Учитывать разные мнения. Способность принимать групповое решение. Осознавать себя как носителя ценностей своего народа. Закреплять навык общения в четверке. Принимать групповое решение. Самостоятельно ставит цель, планировать свои действия для достижения ее результата. Мотивация на взаимодействие. Давать самооценку, взаимооценку. Воспринимать оценку со стороны педагога, сверстников. Оценивать события с нравственных позиций, рефлексия на самого себя. Использовать знания в реальной жизненной ситуации. Проявлять эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность к родным и близким. Мотивация на установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми |
Традиции дела |
Самостоятельно определять цель деятельности, планировать действия для ее реализации. Распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы, прогнозировать результаты своей деятельности. Относиться к труду как к служению. Снижать излишнее напряжение в общении. Использовать невербальные средства общения. Понимать и принимать ответственность за свои решения и действия. Соотносить себя с прошлым- настоящим – будущим своего народа, страны. |
Традиции праздника |
Принимать групповое решение. Убеждать и уступать. Проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость и доверие миру. Эмоционально – позитивное отношение к самому себе. Проявлять интерес к традициям народных праздников. Определять цель и достигать результата. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа. Осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Уважать культуру других народов. |
Заключительный урок |
Ответственность за свои решения и действия. Достигать совместный значимый результат. Оценивать события с позиции нравственных норм. Отслеживать новые достижения и собственные изменения, понимать их. |
№ п/п
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата (план)
|
Дата (факт) |
Примечание Причина корректировки |
|
Введение (1 час) |
|
|
||
1 |
Введение в тему. Традиции. |
1ч |
07.09 |
|
|
|
Традиции образа (8 часов) |
|
|
||
2 |
Первые образы. Отец. |
1ч |
14.09 |
|
|
3. |
Первые образы. Мать |
1ч |
21.09 |
|
|
4. |
Отечество – земля отцов |
1ч |
28.09 |
|
|
5. |
Мир |
1ч |
05.10 |
|
|
6. |
Священные образы. Спаситель |
1ч |
12.10 |
|
|
7. |
Священные образы. Пресвятая Богородица. Ангел- Хранитель |
1ч |
19.10 |
|
|
8. |
Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы |
1ч |
26.10 |
|
|
9. |
Обобщающий урок по теме “Традиции Образа”. |
1ч |
02.11 |
|
|
|
Традиции Слова (8 часов) |
|
|
||
10. |
Священные слова |
1ч |
16.11 |
|
|
11. |
Сердечные слова |
1ч |
23.11 |
|
|
12. |
Родительское благословение. |
1ч |
30.11 |
|
|
13. |
Сердце сердцу весть подает |
1ч |
07.12 |
|
|
14. |
Сердце сердцу весть подает |
1ч |
14.12 |
|
|
15. |
Честные слова |
1ч |
21.12 |
|
|
16. |
Честные слова |
1ч |
28.12 |
|
|
17. |
Обобщающий урок по теме “Традиции слова” |
1ч |
11.01 |
|
|
|
Традиции дела (9 часов) |
|
|
||
18. |
Труд. Земледельцы |
1ч |
18.01 |
|
|
19. |
Труд. Ремесленники |
1ч |
25.01 |
|
|
20. |
Труд. Купцы и предприниматели |
1ч |
01.02 |
|
|
21. |
Служение. Воинство |
1ч |
08.02 |
|
|
22. |
Служение. Священство |
1ч |
15.02 |
|
|
23. |
Служение. Суд и управление |
1ч |
22.02 |
|
|
24. |
Творчество. Искусники |
1ч |
01.03 |
|
|
25. |
Творчество. Книжники |
1ч |
15.03 |
|
|
26. |
Обобщающий урок по теме “Традиции праведного дела” |
1ч |
22.03 |
|
|
|
Традиции праздника (8 часов) |
|
|
||
27. |
Гулять всем миром |
1ч |
05.04 |
|
|
28. |
Радоваться всей семьей |
1ч |
12.04 |
|
|
29. |
Радоваться всей семьей |
1ч |
19.04 |
|
|
30. |
Помнить всем Отечеством |
1ч |
26.04 |
|
|
31. |
Помнить всем Отечеством |
1ч |
03.05 |
|
|
32. |
Молиться всей Церковью |
1ч |
10.05 |
|
|
33. |
Потрудиться душой |
1ч |
17.05 |
|
|
34. |
Обобщающий урок за год. Традиции Отечества |
1ч |
24.05 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.