Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
10 кл
06.03.2018
Проектно-исследовательская деятельность сегодня — одна из востребованных форм образовательной деятельности, применение которой позволяет осуществлять целенаправленную работу по достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов образования, повысить качество обучения, создать условия формирования коммуникативной компетенции, толерантности и способности к самообучению. Работа над созданием проекта обеспечивает успешность личностного роста, способствует социализации личности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность межпредметна и метапредметна. Следовательно, она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями; создаёт положительную мотивацию для самообразования.При работе над проектом был использован метод исторической реконструкции, так как он основывается на работе в команде; имеет междисциплинарный характер (что дает наиболее принципиальные и эффективные теоретические и практические результаты); предполагает получение натуральных, применимых в обществе и культуре продуктов исследовательской работы разного рода (альбом, костюм, 3D-модель, фильм, инсценирование и т.д.); позволяет привлечь интересный, доступный для понимания детей материал; придает исследовательской работе неакадемический характер, позволяет на практическом этапе привлечь разные категории детей и взрослых.
Социокультурный исследовательский проект.doc
Социокультурный исследовательский проект как новая форма
достижения предметных и метапредметных результатов
старшеклассников
Голайденко Аниса Гаплахановна –
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№14 (НОЦ) г. Губахи
Почётный работник общего образования
Российской Федерации
Проектноисследовательская деятельность сегодня — одна из
востребованных форм образовательной деятельности, применение которой
позволяет осуществлять целенаправленную работу по достижению
обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов
образования, повысить качество обучения, создать условия формирования
коммуникативной компетенции,
толерантности и способности к
самообучению. Работа над созданием проекта обеспечивает успешность
личностного роста, способствует социализации личности. Кроме того,
проектноисследовательская деятельность межпредметна и метапредметна.
Следовательно, она позволяет использовать знания в различных сочетаниях,
стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение
школьных знаний с реальными жизненными ситуациями; создаёт
положительную мотивацию для самообразования.
В 2012году наша команда, состоявшая из учеников и педагогов,
участвовала в краевом комплексном сетевом детсковзрослом
социокультурном исследовательском проекте под сложным названием
«Разработка и апробация региональной модели сетевого взаимодействия ОУ
при реализации учебноисследовательской деятельности старшеклассников в
социальногуманитарном направлении».
Руководители проекта: Новикова О.Н. начальник отдела развития
образовательных систем ГБУ ДПО «Институт образования Пермского края»,
Шуваев Ю. А. – руководитель автономной некоммерческой организации
культуры «Музей исторической реконструкции».
Цели проекта: научить педагогов разрабатывать и реализовывать с
детьми исследовательские проекты современного типа (инновационные
формы проектноисследовательской деятельности) в социальногуманитарной
сфере, наладить совместную проектноисследовательскую деятельность
социальногуманитарной направленности между учащимися и педагогами
НОЦ на краевом уровне, провести цикл детсковзрослых проектно
исследовательских мероприятий краевого уровня по теме проекта.
При работе над проектом был использован метод исторической
реконструкции, так как он основывается на работе в команде; имеет
междисциплинарный характер (что дает наиболее принципиальные и эффективные теоретические и практические результаты); предполагает
получение натуральных, применимых в обществе и культуре продуктов
исследовательской работы разного рода (альбом, костюм, 3Dмодель, фильм,
инсценирование и т.д.); позволяет привлечь интересный, доступный для
понимания детей материал;
придает исследовательской работе
неакадемический характер, позволяет на практическом этапе привлечь разные
категории детей и взрослых.
Классическая литература для современных школьников – неизвестная
земля: незнакомый и непонятный быт, неведомое сословное общественное
устройство, непонятный язык. Дети не представляют, как выглядели герои
литературных произведений, не знакомы с историческими реалиями
изучаемой эпохи. Неоднократно отмечалось, что школьники не умеют
работать с текстом, особенно сложным и объемным. Учителя зачастую
лишены инструментария, позволяющего интерпретировать незнакомые
современному ребенку ситуации. Нужны новые методики, необходимо учить
не знаниям, а формировать навыки, которые позволят разбираться
самостоятельно в трудных ситуациях. Отсутствует метапредметный подход, в
результате литература не связана с историей, исследовательская работа не
имеет отношение к проектному подходу, школьный проект не предполагает
реализации.
Пользуясь методом исторической реконструкции и жанром
исторической миниатюры, мы постарались представить сюжеты романа Л. Н.
Толстого «Война и мир». Нас интересовали не столько сюжеты романа,
сколько тот достоверный исторический фон, на котором происходило
действие. И особенно то, что осталось за рамками романа, но
подразумевалось, что не договорил автор. Не договорил он, потому что для
его современников многие вещи, события, явления начала 19 века были
знакомы и понятны. Спустя 200 лет многое совсем не очевидно нашим
современникам – изменился мир, изменилось сословное устройство
государства и общественные отношения,
изменился неузнаваемо
повседневный быт. Мы постарались пояснить и дополнить представление о
романе на основе наших исследований.
Проект назвали «Война и мир. Подстрочник»: часто в книгах есть
сноски, обычно внизу страницы под последней строкой, которые поясняют
непонятные слова или места в тексте. Мы делали то же самое, но в зримых
образах на основе наших исторических исследований. Для этого нам пришлось
«препарировать» текст романа, изучить с точки зрения исторической
достоверности, дополнить так, чтобы нашему современнику стало понятно
что, как и почему происходит в романе.
Каждая учебная группа взяла для изучения сравнительно небольшой
фрагмент романа и проработала его так, чтобы каждая строчка, каждый
сюжет, явление или событие стали понятны не только нам, участникам
проекта, но чтобы мы могли убедительно рассказать другим. Для этого в проекте была вторая важная составляющая – творческая часть, направленная
на визуализацию целого исторического периода– времени наполеоновских
войн. Эта визуализация складывалась из представления самых разнообразных
вещей, отражающих эпоху – костюмов, предметов, событий, явлений –
которые в совокупности и составили небольшие исторические миниатюры.
Проект был направлен на создание методики междисциплинарной
культурноисследовательской работы с текстом романа Л. Н. Толстого
«Война и мир» для понимания и визуализации его исторического содержания.
Цели проекта: разработка и внедрение методик, направленных на
формирование компетентностного подхода в преподавании истории и
литературы и визуализацию образов, разработка и реализация историко
культурных программ, ориентированных на формирование метапредметных и
личностных результатов старшеклассников, создание методики историко
аналитической работы с текстом романа «Война и мир».
Проект состоял из двух частей: исследовательской работы,
ориентированной на конечный результат и творческой части, связанной с
визуализацией образов.
Исследовательская работа:
1.Работа с литературным текстом (анализ текста, выявление опорных
моментов: факты, события, явления, участники, ситуация, исторический
контекст, бытовой и интерьерный фон). Навыки – работа с литературным
текстом, критическое отношение
2.Интерпретация.
Поиск основного в содержании, определение актуальной идеи. Определение
формы передачи идеи, достижение выразительности. Выбор формы
коммуникации. Навыки – интерпретация, коммуникация.
3.Работа с историческим источником.
Анализ текста с позиции исторических реалий. Исторические исследования по
интересующему вопросу. Навыки поиска и определения круга источников по
теме. Навыки – работа с исторической литературой и источником,
сравнительный анализ.
4.Подбор иллюстративного материала
Работа с изобразительными источниками, Работа с материальными
источниками (коллекционные и музейные предметы). Навыки – осознанный и
критический поиск в Интернете
5.Написание научной работы
Эссе, правильное оформление. Обсуждение, рецензирование. Навыки –
критический взгляд, умение оппонировать, отстаивать и аргументировать
свою точку зрения
Творческая работа
1. Проектирование 2. Моделирование 3. Итоговое мероприятие
В ходе реализации проекта были написаны исследовательские работы:
«Бивакдом солдата» (продукт – макет бивака); «Ремонт лошадей» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
(продукт – иллюстрации);
«Походный быт солдат во время Отечественной войны 1812 года» (продукт –
армейская фура).
Во время работы над проектом учащиеся освоили целый комплекс
практических навыков, необходимых для дальнейшего образования и
востребованных в практической деятельности: работа со сложными текстами
и критическое мышление, работа с историческими источниками и поиск
нужной информации, навыки проектной интерпретации и коммуникации,
социокультурное проектирование, привнесение в работу творческих
способностей и пр. В ходе проекта были реализованы учебная практика и
групповой детский исследовательский проект, состоялась сетевая учебно
исследовательская конференция в инновационной форме.
Данный вид проекта – это пример реализации компетентностного
подхода в образовательной деятельности – создания реального продукта в
результате учебы, а также пример новой формы обучения вместо
традиционного академического урока.
Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.