Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Оценка 5

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
10 кл
06.03.2018
Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Проектно-исследовательская деятельность сегодня — одна из востребованных форм образовательной деятельности, применение которой позволяет осуществлять целенаправленную работу по достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов образования, повысить качество обучения, создать условия формирования коммуникативной компетенции, толерантности и способности к самообучению. Работа над созданием проекта обеспечивает успешность личностного роста, способствует социализации личности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность межпредметна и метапредметна. Следовательно, она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями; создаёт положительную мотивацию для самообразования.При работе над проектом был использован метод исторической реконструкции, так как он основывается на работе в команде; имеет междисциплинарный характер (что дает наиболее принципиальные и эффективные теоретические и практические результаты); предполагает получение натуральных, применимых в обществе и культуре продуктов исследовательской работы разного рода (альбом, костюм, 3D-модель, фильм, инсценирование и т.д.); позволяет привлечь интересный, доступный для понимания детей материал; придает исследовательской работе неакадемический характер, позволяет на практическом этапе привлечь разные категории детей и взрослых.
Социокультурный исследовательский проект.doc
Социокультурный   исследовательский   проект   как   новая   форма достижения   предметных   и   метапредметных   результатов старшеклассников                                                                                                                                             Голайденко Аниса Гаплахановна –                                                                                       учитель  русского языка и литературы                                                                                       МБОУ СОШ№14 (НОЦ) г. Губахи                                                                                      Почётный работник общего  образования                                                                                       Российской Федерации                    Проектно­исследовательская   деятельность   сегодня   —   одна   из востребованных   форм   образовательной   деятельности,   применение   которой позволяет   осуществлять   целенаправленную   работу   по   достижению обучающимися   личностных,   предметных   и   метапредметных   результатов образования,   повысить   качество   обучения,   создать   условия   формирования коммуникативной   компетенции,   толерантности   и   способности   к самообучению.   Работа   над   созданием   проекта   обеспечивает     успешность личностного   роста,   способствует   социализации   личности.   Кроме   того, проектно­исследовательская   деятельность   межпредметна   и   метапредметна. Следовательно, она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая   границы   между   школьными   дисциплинами,   сближая   применение школьных   знаний   с   реальными   жизненными   ситуациями;   создаёт положительную мотивацию для самообразования.                         В 2012году наша команда, состоявшая из учеников и педагогов, участвовала   в   краевом   комплексном   сетевом   детско­взрослом социокультурном   исследовательском   проекте   под   сложным   названием «Разработка и апробация региональной модели сетевого взаимодействия ОУ при реализации учебно­исследовательской деятельности старшеклассников в социально­гуманитарном направлении».                Руководители проекта: Новикова О.Н.­ начальник отдела развития образовательных систем  ГБУ ДПО «Институт образования Пермского края», Шуваев   Ю.   А.   –   руководитель   автономной   некоммерческой   организации культуры «Музей исторической реконструкции».                 Цели проекта: научить педагогов разрабатывать и реализовывать с детьми   исследовательские   проекты   современного   типа   (инновационные формы проектно­исследовательской деятельности) в социально­гуманитарной сфере,   наладить   совместную   проектно­исследовательскую   деятельность социально­гуманитарной   направленности   между   учащимися   и   педагогами НОЦ   на   краевом   уровне,   провести   цикл   детско­взрослых   проектно­ исследовательских мероприятий краевого уровня по теме проекта.                          При работе над проектом был использован метод   исторической реконструкции,   так   как   он   основывается   на   работе   в   команде;   имеет междисциплинарный   характер   (что   дает   наиболее   принципиальные   и эффективные   теоретические   и   практические   результаты);   предполагает получение   натуральных,   применимых   в   обществе   и   культуре   продуктов исследовательской работы разного рода (альбом, костюм, 3D­модель, фильм, инсценирование   и   т.д.);   позволяет   привлечь   интересный,   доступный   для понимания   детей   материал;   придает   исследовательской   работе неакадемический характер, позволяет на практическом этапе привлечь разные категории детей и взрослых.               Классическая литература для современных школьников – неизвестная земля:   незнакомый   и   непонятный   быт,   неведомое   сословное   общественное устройство, непонятный язык. Дети не представляют, как выглядели герои литературных   произведений,   не   знакомы   с   историческими   реалиями изучаемой   эпохи.   Неоднократно   отмечалось,   что   школьники   не   умеют работать   с   текстом,   особенно   сложным   и   объемным.     Учителя   зачастую лишены   инструментария,   позволяющего   интерпретировать   незнакомые современному ребенку ситуации. Нужны новые методики, необходимо учить не   знаниям,   а   формировать   навыки,   которые   позволят   разбираться самостоятельно в трудных ситуациях. Отсутствует метапредметный подход, в результате литература не связана с историей, исследовательская работа не имеет отношение к проектному подходу, школьный проект не предполагает реализации.                            Пользуясь   методом   исторической   реконструкции   и   жанром исторической миниатюры, мы постарались  представить сюжеты романа Л. Н. Толстого   «Война   и   мир».     Нас   интересовали   не   столько   сюжеты   романа, сколько   тот   достоверный   исторический   фон,   на   котором   происходило действие.   И   особенно   то,   что   осталось   за   рамками   романа,   но подразумевалось, что не договорил автор. Не договорил он, потому что для его   современников   многие   вещи,   события,   явления   начала   19   века   были знакомы   и   понятны.   Спустя   200   лет   многое   совсем   не   очевидно   нашим современникам   –   изменился   мир,   изменилось   сословное   устройство государства   и   общественные   отношения,   изменился   неузнаваемо повседневный быт. Мы постарались пояснить и дополнить представление о романе на основе наших исследований.               Проект назвали «Война и мир. Подстрочник»: часто в книгах есть сноски, обычно внизу страницы под последней строкой, которые поясняют непонятные слова или места в тексте. Мы  делали  то же самое, но в зримых образах на основе наших исторических исследований. Для этого нам пришлось «препарировать»   текст   романа,   изучить   с   точки   зрения   исторической достоверности, дополнить  так, чтобы нашему современнику стало понятно что, как и почему происходит в романе.              Каждая учебная группа взяла для изучения сравнительно небольшой фрагмент   романа   и   проработала   его   так,   чтобы   каждая   строчка,   каждый сюжет,   явление   или   событие   стали   понятны   не   только   нам,   участникам проекта,  но   чтобы   мы   могли   убедительно   рассказать   другим.  Для   этого   в проекте была вторая важная составляющая – творческая часть, направленная на   визуализацию   целого   исторического   периода–   времени   наполеоновских войн. Эта визуализация  складывалась  из представления самых разнообразных вещей,   отражающих   эпоху   –   костюмов,   предметов,   событий,   явлений   – которые в совокупности и составили небольшие исторические миниатюры.                Проект  был направлен на создание методики междисциплинарной культурно­исследовательской   работы   с   текстом   романа   Л.   Н.   Толстого «Война и мир» для понимания и визуализации его исторического содержания.                Цели проекта: разработка и внедрение методик, направленных на формирование   компетентностного   подхода   в   преподавании   истории   и литературы   и   визуализацию   образов,   разработка   и   реализация   историко­ культурных программ, ориентированных на формирование метапредметных и личностных   результатов   старшеклассников,   создание   методики   историко­ аналитической работы с текстом романа «Война и мир».                            Проект  состоял  из  двух  частей:  исследовательской  работы, ориентированной   на   конечный   результат   и   творческой   части,   связанной   с визуализацией образов. Исследовательская работа: 1.Работа с литературным текстом (анализ текста, выявление опорных  моментов: факты, события, явления, участники, ситуация, исторический  контекст, бытовой и интерьерный фон).  Навыки – работа с литературным  текстом, критическое отношение 2.Интерпретация. Поиск основного в содержании, определение актуальной идеи. Определение  формы передачи идеи, достижение выразительности. Выбор формы  коммуникации.  Навыки – интерпретация, коммуникация. 3.Работа с историческим источником. Анализ текста с позиции исторических реалий. Исторические исследования по интересующему вопросу. Навыки поиска и определения круга источников по  теме. Навыки – работа с исторической литературой и источником,  сравнительный анализ. 4.Подбор иллюстративного материала Работа с изобразительными источниками, Работа с  материальными  источниками (коллекционные и музейные предметы). Навыки – осознанный и  критический поиск в Интернете 5.Написание научной работы Эссе, правильное оформление. Обсуждение, рецензирование. Навыки –  критический взгляд, умение оппонировать, отстаивать и аргументировать  свою точку зрения Творческая работа 1. Проектирование   2. Моделирование     3. Итоговое мероприятие В ходе реализации проекта  были написаны исследовательские работы:   «Бивак­дом солдата» (продукт – макет бивака); «Ремонт   лошадей»   на   страницах   романа   Л.Н.Толстого   «Война   и   мир» (продукт – иллюстрации); «Походный быт  солдат во время Отечественной войны 1812 года» (продукт – армейская фура).              Во время работы над проектом учащиеся  освоили целый комплекс практических   навыков,   необходимых   для   дальнейшего   образования   и востребованных в практической деятельности: работа со сложными текстами и   критическое   мышление,   работа   с   историческими   источниками   и   поиск нужной   информации,   навыки   проектной   интерпретации   и   коммуникации, социокультурное   проектирование,   привнесение   в   работу   творческих способностей и пр.     В ходе проекта были реализованы учебная практика и групповой детский исследовательский проект, состоялась   сетевая учебно­ исследовательская конференция в инновационной форме.                 Данный вид  проекта – это пример реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности – создания реального продукта в результате   учебы,   а   также   пример   новой   формы   обучения   вместо традиционного академического урока.

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников

Социокультурный исследовательский проект как новая форма достижения предметных и метапредметных результатов старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018