Совершенствование форм и методов воспитания школьников
Оценка 5

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

Оценка 5
Повышение квалификации +1
doc
воспитание
1 кл—4 кл
04.01.2021
Совершенствование форм и методов воспитания школьников
Потребность современного российского общества в личности, способной к компетентному самоопределению, самообразованию и саморазвитию обусловила появлене новых целей и ценностей в школьном образовании. Важной составляющей системы школьного воспитания является воспитание культуры поведения, которая рассматривается как важная социальная, педагогическая и психологическая проблема, от успешного решения которой зависит развитие у подрастающего поколения высоких нравственных качеств.
Совершенствование форм и методов воспитания школьников .doc

 

 

 

 

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

Выполнила: Мосолова Жанна Анатольевна,  учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

МБОУ средняя общеобразовательная школа №24
с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля
им. И. С. Тургенева г. Орла, РФ

                                                

                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орёл

2021

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ. 6

1.1. Воспитание в современной школе. 6

1.2. Сущность и содержание воспитательной работы                                               классного руководителя. 9

1.3. Формы воспитательной работы и их классификация. ……11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.. 18

2.1. Современный подход к внеклассной воспитательной работе.                                     Новые формы внеклассной воспитательной работы. 18

2.2. Развитие творческой личности                                                                                                  во внешкольной воспитательной деятельности. 20

2.3.Экологическое воспитание  во внеурочной  воспитательной деятельности...............................................................................................................23

2.4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

3.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность темы исследования. Педагогика нужна всем, писал замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский, выражая требование времени и тот огромный интерес, который вызывает у нас разговор о воспитании детей.

 В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем как вырастить его здоровым и физически развитым, обогащенным духовно и нравственно, подготовленным к жизни.

 Не обойтись здесь без научных педагогических знаний о новых методах и формах воспитания. Ведь еще А.С. Макаренко заметил, что «отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».

Когда профессиональные педагоги  или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи,  ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми  – словом, тогда они, педагогики, думают о методах. Они превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.

            Методы  воспитания не придумываются, не создаются произвольно, они даже не является продуктом творчества педагога или родителя. В выборе методов учитель или родитель полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Тема совершенствования форм и методов воспитания школьников всегда была и остается актуальной для педагогов, воспитателей и всех работников сферы образования, потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

2.Потребность современного российского общества в личности, способной к компетентному самоопределению, самообразованию и саморазвитию обусловила появлене новых целей и ценностей в школьном образовании. Важной составляющей системы школьного воспитания является воспитание культуры поведения, которая рассматривается как важная социальная, педагогическая и психологическая проблема, от успешного решения которой зависит развитие у подрастающего поколения высоких нравственных качеств.

Исследуемая проблема нашла отражение в ряде научных трудов. В частности по таким проблемам: морально-этическое воспитание школьников (А. Богуш, А. Канищенко, А. Корнейчук, В. Мацулевич, Н. Смовский, К Щербакова), воспитание культуры поведения учащихся (В. Белоусова, Н. Богданова, Т. Говорун, Н. Киселева и др.) этики взаимоотношений в школьном коллективе (В. Белоусова, А. Матвиенко).

Многоаспектность учебно-воспитательного процесса требует постоянных резервов по применению новых форм и методов воспитания школьников, поэтому возникает потребность обратиться к тщательному изучению этого вопроса как эффективного средства обучения и воспитания обучающихся.

Вопрос формирования опыта культуры поведения является важным фактором школьного учебно-воспитательного процесса, анализ сегодняшней школьной практики свидетельствует о повышенном интересе к воспитанию школьников. При этом возникает необходимость научного подхода к разработке этой проблемы с учетом условий, в которых находится общество и средняя школа в частности. Проведенный анализ научного фонда и состояния школьной практики свидетельствует о несовершенстве целостной воспитательной технологии в указанном аспекте в средней школе.

Неадекватная оценка возможностей различных форм и методов воспитания и ненадлежащее их использование в воспитательном процессе, значительно обедняет нравственный опыт школьников.

Актуальность и недостаточный уровень разработки определенной проблемы в теории и школьной практике обусловили выбор мною темы зачётной  работы.

Объект исследования – проблемы воспитания учащихся 5-9-х классов.

Предмет исследования – содержание, формы и методы воспитания школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и привести практические примеры внедрения новых форм и методов воспитания в учебно-воспитательный процесс средней школы.

Согласно цели и предмета исследования, были установлены следующие задачи:

- изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике;

- выявить эффективные формы и методы воспитания в школе.

Материалы исследования могут использовать учителя и классные руководители для эффективной реализации воспитательного потенциала в урочное и внеурочное время.

Зачётная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

1.1.       Воспитание в современной школе

«Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие нанотехнологии нас на передовые позиции не выведут.»

 Е.А.Ямбург

Основным предметом педагогики как науки является воспитание. Следует отметить, что под этим термином скрываются различные по масштабу педагогические объекты. Говоря о воспитании, имеют в виду социально-педагогическое явление, передачу подрастающему поколению накопленного опыта и творческое усвоение им опыта, зафиксированного в достижениях человеческой культуры. Для этого создается специально организованная сеть учебно-воспитательных заведений.

В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор ( через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Это не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования.

Структура воспитательной системы выглядит так:

1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

5) среда системы, освоенная субъектом;

Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:

Y индивидуально-групповой;

Y ценностно-ориентационный;

Y функционально-деятельностный;

Y пространственно-временной;

Y диагностико-аналитический.

Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.

Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:

1 - цели и задачи воспитания,

2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы,

3 - принципы построения воспитательной системы школы.

Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:

1 - системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

2 - основные функции воспитательной системы;

3 - педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность воспитательной системы, ее функционирование и развитие.

    Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия воспитателя на ученика с целью формирования у него совести, чести, человечности, правдивости и других черт характера, которые будут определять личность школьника как будущего сознательного гражданина Российской Федерации[1].

В теории воспитания принято говорить о воспитательном процессе, который включает в себя процесс воспитательного воздействия, процесс принятия его личностью и возникающий при этом процесс самовоспитания.

Понятие воспитательная работа отражает процессуально сторону воспитательной деятельности - деятельность учителей, классных руководителей, родителей по осуществлению формирования определенных черт личности воспитанников, с учетом конкретных условий ее функционирования (возраст учащихся, регион и др.) и характеризует непосредственное планирование, организацию и проведение тех или иных воспитательных мероприятий в конкретном учебном заведении, классе.

Анализ теории и практики позволяет определить понятие воспитательной системы школы (класса) как способ/уклад жизни ученического коллектива, все стороны/компоненты которого соответствуют определенной цели и обеспечивают в процессе своего функционирования достижения заданного результата - определение границ развития и нравственных качеств личности.

Воспитательную работу осуществляют в школе все, но в большей степени классный руководитель.

1.2. Сущность и содержание воспитательной работы классного руководителя

Теория воспитания, методика воспитательной работы оперируют понятиями, содержание которых определяет направления деятельности классного руководителя, сущность его работы. Среди них основными понятиями являются: воспитательная работа, форма воспитательной работы, типы форм воспитательной работы и их классификации.

В широком смысле воспитательная работа - это воздействие педагога на ученика в рамках реализации его профессиональных функций.

Таким образом, воспитательная работа включает в себя: осуществление комплекса организационных и педагогических задач, которые решаются педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика; отбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

«Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, которые выполняются в процессе формирования личности и ученического коллектива»[2].

В воспитательной работе следует выделить три группы функций[3].

Первая группа связана с непосредственным влиянием педагога на ученика, а именно:

- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения и интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитательной среды:

- сплочение коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы в классе;

- включение учащихся в различные виды деятельности;

- развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию воздействий различных субъектов социальных отношений на школьника:

- социальная помощь семье;

- взаимодействие с педагогическим коллективом;

- нейтрализация негативных воздействий социума;

- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательной работы школы, одной из форм организации досуга учащихся, проведение социально-педагогической работы с ними в рамках изучения учебного предмета или образовательной области.

Содержание воспитательной работы - это комплекс идей, примеров, фактов, использованием которых в учебно-воспитательном процессе достигаются конкретные цели и задачи. Содержание реализуется через различные формы: уроки (памяти, доброты, милосердия), беседы, диспуты, ученические собрания, линейки и др., индивидуальную, групповую и массовую формы работы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы обозначила основные приоритетные направления реформирования воспитания. Итак, содержание воспитательной работы в школе предполагает:

- формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради процветания государства, готовности его защищать;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуре и истории родного народа;

- формирование высокой языковой культуры, овладения русским языком;

- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Российскую Федерацию;

- воспитание духовной культуры личности; создание условий для свободного выбора ею своей мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

- формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина;

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

- воспитание уважения к Конституции, законодательству РФ, государственной символики;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

- обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;

- формирование экологической культуры человека, гармонии его отношений с природой;

- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

- формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.

1.3. Формы воспитательной работы и их классификация

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного про­цесса, по объективным воспитательным возможностям.

1. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллек­тиве, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для вос­питанников с целью непосредственного воспитательного воз­действия на них.

Отличительная особенность мероприятия - это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероп­риятие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела».

2. Дела — это общая работа, важ­ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

3. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведе­ния, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продол­жительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной ра­боте данная форма.

По времени проведения все формы можно разделить на:

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматри­вающих предварительную работу, подготовку учащихся.

Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельнос­ти; по способу влияния педагога — непосредственные и опо­средованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

– организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

– деятельность организуется на основе сотрудничества;

– инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

– результатом является информационный обмен;

– результатом является выработка общего решения (мнения);

– результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

– индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

– групповые (воспитатель — группа детей);

– массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную де­ятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в груп­повых и коллективных формах и в конечном итоге определя­ют успешность всех других форм.

К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совмест­ного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкрет­ной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они со­провождают друг друга.

Каждая из них имеет свою инструмен­товку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характе­ру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнения­ми. В индивидуальных формах работы заложены большие вос­питательные возможности. Разговор по душам может оказать­ся для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллек­тивных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обраще­но внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактично­го отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные сорев­нования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда дру­гих условий педагоги могут выполнять различную роль при ис­пользовании этих форм: ведущего участника, организатора; ря­дового участника деятельности, воздействующего на детей лич­ным примером; участника-новичка, воздействующего на школь­ников личным примером овладения опытом более знающих лю­дей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от под­хода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы вос­питательной работы. Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положе­ния о дежурстве по классу. Сами школьники под его руковод­ством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью орга­низуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.

По рассмотренным выше признакам можно охарактеризо­вать каждую форму.

Схема характеристики формы воспитательной работы:

1) название,

2) продолжительность проведения,

3) предварительная подготовка или экспромтное проведение,

4) количество участников,

5) кто организует деятельность,

6) характер влияния педагога,

7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, на­пример, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Педагогическая теория и практика накопила опыт организации и проведения большого количества форм воспитательной работы. Это  диспуты и дискуссии, познавательные вечера и творческие конкурсы, коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, беседы «за круглым столом», этические беседы и другие.

Довольно часто можно встретить деление форм воспитательной работы по степени новизны, это традиционные, нетрадиционные, инновационные, принятые. При этом не следует считать, что традиционные и устоявшиеся формы устарели и не слишком полезны для воспитания ученического коллектива. Здесь имеется в виду, что некоторые из форм воспитательной работы должны иметь проверенный практикой наиболее целесообразный порядок подготовки и проведения, что быстрее приводит к достижению поставленных воспитательных задач.

Каждая форма не повторяет друг друга, а только может быть похожа на нее и при этом совмещать в себе признаки различных приведенных выше классификаций . Не вызывает сомнения тот факт, что каждая классификация является весьма условной, она отражает лишь один из множества аспектов форм воспитательной работы.

Учитывая это, вызывает интерес классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой. Она выделяет три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры[4].

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе организованы классным руководителем для воспитанников с целью воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая форма работы, в ней отражаются важные события, осуществленные и организованные членами коллектива на пользу и радость кого-либо, в том числе и каждого лично. Дела класса могут быть самыми разнообразными: тематические классные часы ,классные собрания ,классные вечера, дни именинника, вечера и встречи вместе с родителями и другие.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

       Рисунок 1.1. Классификация форм воспитательной работы

Видно, что предложенная Е.В. Титовой классификация отражает, во-первых, степень активности воспитанников в подготовке, организации и проведении той или иной формы воспитательной работы, а во-вторых, позволяет выделить разные цели такой деятельности.

Знание методов, приемов и средств воспитания, умение правильно их выбирать и использовать является признаком высокого мастерства педагога. Деятельность классного руководителя полна педагогического творчества и не может быть ограничена определенными рамками при выборе форм воспитательной работы.

Современный классный руководитель должен не только ориентироваться в широком спектре современных инновационных проектов, идей, направлений, разных моделей школ, но и иметь в своем арсенале эффективные воспитательные технологии.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

2.1 Современный подход к внеклассной воспитательной работе. Новые формы внеклассной воспитательной работы.

 «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми,

убеждён, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи»

Аристотель.

В.А. Сухомлинский и писал: «Я не один год думал, в чем выражается ярче результат воспитание? Когда я имею нравственное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой»[5].

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно ответят на это вопрос - никакое. Но так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что есть хорошо и что есть плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на какое-то время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

Школа должна стать "вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку".

Всем известная истина: дети – наше будущее. Ведь на самом деле дети, общение с ними, заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. От того какими вырастут наши дети, зависит наш завтрашний день. Поэтому потенциал нашего общества напрямую зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства.

Маленький человечек делает свои первые неуверенные шаги в этом огромном и небезопасном мире и ему придётся сделать много шагов, ведь его жизненный путь только начинается.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей»[6] предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

-                     воспитание - это органическая часть целого, т.е. «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности;

-                     процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов;

-                     «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности;

-                     идея жизненного самоопределения личности ученика становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

-                     участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным;

-                     коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляемую общность детей и взрослых;

-                     школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы - дело не одного только узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестройкой самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания - развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже существенно повысив воспитательную отдачу обучения, школа не имеет права отказываться от воспитания как первичной и масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к ученикам. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ привлечь к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся дома, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, проводят много времени в интернет и социальных сетях, а это большая разница. Большое значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, поскольку только труд человека, который нашел себя, может стать творческим, принести уважение товарищей. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, когда взрослые выступают перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только та школа, которая воспитывает.

2.2 Развитие творческой личности во внешкольной воспитательной деятельности

Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, интеллектуальному диалогу, гармонизации общения, успеху, возможности чувствовать себя свободно. Внеклассная деятельность способствует развитию независимого мышления, разработке приемов сотворчества и интеллектуальному напряжению, предусматривает экспериментирование детей, игры, гибкое и гармоничное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, самостоятельной и педагогически направленной.

Одна из особенностей внеклассной деятельности как педагогического процесса заключается в том, что ребенок не боится получить неудовлетворительную оценку. Опираясь на уникальность и неповторимость каждого ученика, педагог может развить полученные знания, превратить их в социальный опыт. Благодаря этому предотвращается функциональный подход к ребенку, фрагментарность в воспитании, интеллектуальные перегрузки.

Педагогический процесс во внеклассной деятельности способствует формированию у детей чувства собственной исключительности во время поисков и создания творческих идей. Деятельность педагога в этом процессе должна быть органично связана с деятельностью детей, их настроением и внутренним состоянием.

Эффективность педагогического процесса во время внешкольных мероприятий определяется появлением таких психических новообразований, как:

- самостоятельная творческая активность;

- умение сознательно и полезно использовать свое свободное время с целью гармоничного саморазвития;

- повышение личностного статуса ребенка во внешкольном коллективе;

- раскрытие способностей ребенка.

Подростковый возраст - сенситивный период для развития специальных способностей. Для детей такого возраста характерны активное отношение к окружающей действительности, повышенная активность, готовность к действиям.

Детям этого возраста присущи конкретность и образность мышления, эмоциональность, быстрое изменение настроения. Недостаточность жизненного опыта и знаний компенсируется фантазией. Образность мышления, отсутствие стереотипа, эмоциональность, эстетическое отношение к окружающей действительности, - эти качества присущи всем школьникам и свидетельствуют о широком уровне творческих способностей возрастной категории в целом.

Именно на этом этапе начинают проявляться и специальные способности: музыкальные, литературные, организаторские, способности к художественно-театральной деятельности.

Специфика досуговой сферы обусловлена эмоциональной привлекательностью для школьников. В школьном возрасте раскрываются также литературные способности. Дети охотно составляют стихи, сказки, рассказы. Литературные произведения школьников несовершенны по содержанию и форме, однако они имеют большое значение для развития их психики в целом. Л.С. Выготский считал, что было бы несправедливо и неправильно рассматривать ребенка как писателя. Его литературное творчество, необходимо, прежде всего, для полного развертывания самого «Автора».

В 10-12 лет зарождается способность к художественно-театральной деятельности. Сюжетно-ролевая игра, какую Л.С. Выготский назвал «девятым валом дошкольного воспитания», у школьников гармонично меняется увлечением кукольным театром, театром игрушек, инсценировкой сказок, басен, стихов.

Большинство школьников обнаруживают склонности к изобразительному искусству. Способности в виде деятельности проявляются в так называемой «остроте видения», в высоком уровне воображения.

В этом возрасте начинают развиваться организационные и конструктивно-технические способности. Организационные способности складываются и формируются в играх детей. Способности к конструктивной деятельности проявляются в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении вносить изменения в решение конструктивно-технических задач.  

Специальные способности, для развития которых средний школьный возраст наиболее сенситивный, могут быть реализованы в системе внешкольных заведений.

Большинство детей этого возраста любят заниматься такими видами творчества, как рисование, составление стихов, сказок, пение, танцы, инсценировки.

Работа современных средств и форм внеклассной деятельности для школьников свидетельствует о том, что они нацелены, прежде всего, на выявление и развитие лишь специальных способностей, которые возможны только при наличии природных задатков. Это такие формы, как концерты, выставки. Однако в формировании личности, способной к творчеству, не менее важным является вопрос развития общих способностей.

Главная особенность творческой личности - потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Существенным для педагогики является понимание детского творчества как процесса усвоения материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Именно при таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности дает возможность своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитии, предостеречь их от угасания.

Выявление и развитие общих способностей - актуальная проблема внеклассной работы, потому что, во-первых, достаточно развитые общие способности способствуют развитию специальных и дают возможность достичь значительных успехов в выполнении любой деятельности; во-вторых, развитие общих способностей значительно меньше зависит от природных факторов - задатков, так общие способности опираются на умственную деятельность. Итак, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать процессуальные черты творческой личности.

2.3.Экологическое воспитание  во внеурочной  воспитательной деятельности

 «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения». А.А. Плешаков.

В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду  и отметить, почему экологическое воспитание так важно особенно сейчас.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

непосредственное познание природы;

школьное экологическое воспитание;

средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа.

 Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Экологическая ответственность на прямую связана  с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие  и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.

Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Окружающей детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик и наша задача помочь детям установить с ним гармоничное отношение, акцентировать их внимание на красоте и многообразии природы, необходимости бережного отношения к ее обитателям.

В условиях современной экологической ситуации  важна  экологизация  всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты.

 К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное здоровье людей. Одна из причин такого положения - забытые традиции народа, неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

  Экологическая  ответственность  на прямую связана  с  экологическим воспитанием и  с такими качествами  личности, как  самоконтроль, умение  предвидеть  ближайшие   и отдаленное последствия  своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и  другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением  к природе, предполагает развитую убежденность, а  не  страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов.

 Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Окружающей детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик и наша задача помочь детям установить с ним гармоничное отношение, акцентировать их внимание на красоте и многообразии природы, необходимости бережного отношения к ее обитателям.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности.

Нравственно-экологические задачи моей педагогической деятельности:

увеличение доли % уроков с элементами экологических проблем;

проведение практических работ с ресурсами своей местности (почва, вода, растительность);

активизация внеурочной деятельности, направленной на экологические проблемы своего населенного пункта;

формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность;

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе.

Нравственно-экологическое воспитание личности начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.  С целью   реализации данных задач использую краеведческий материал, метод  проектов, исследовательский подход, ИКТ, такие формы уроков и внеклассных мероприятий, как уроки-путешествия, уроки-экскурсии,  уроки-викторины, интегрированные уроки, защита творческих проектов,  экологические праздники.

Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Традиционно учащиеся нашей школе принимают активное участие в экологические мероприятиях: неделя экологии, олимпиады очные и заочные, эссе, конкурсы рисунков и др.

Так в рамках нашей школы учащиеся принимали участие во многих акциях и экологических проектах, таких как , «Мы против СПИДа», «Самый зеленый класс», «Здоровый дух в здоровом теле», операции "Помоги птицам", которые направлены на развитие и становление личности через пробуждение в душах детей добрых чувств, воспитание ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

2.4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему воспитания подрастающего поколения исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Работая над проблемой воспитания школьников, я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия воспитания, а также характеристики подросткового возраста, раскрыла особенности воспитания в подростковом возрасте, изучила методы, формы и приемы воспитания школьников в учебной деятельности, сделала анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе. Проанализировав ситуацию на практике, мы выяснили, что воспитание субъектной активности является наиболее актуальной проблемой в процессе воспитания старших школьников.

На современном этапе развития внешкольного образования крайне важно добиться внимательного отношения властных структур к проблемам развития и совершенствования сети внешкольных учебных заведений и в организации внеклассной воспитательной работы. Органам самоуправления, государственным администрациям разных уровней, управлению образования нужно создавать условия для обеспечения не только содержательного досуга детей, но и заботиться о предоставлении возможности самопознания, саморазвития, самореализации и самосовершенствования детей и молодежи путем развития сети творческих объединений; открытие новых заведений внешкольного образования; укрепление их материально-технической базы. Именно они помогают обществу активизировать деятельность по предупреждению детской безнадзорности, правонарушений, негативных проявлений в молодежной среде. Сегодня работу классного руководителя нельзя рассматривать по-старому, и участникам педагогического процесса необходимо осуществить первые и необходимые шаги к обновлению воспитательной работы школы. Формы работы могут быть разными - индивидуальной, групповой и фронтальной. Выбор конкретной формы обусловлен различными факторами: задачей воспитания, уровнем развития первичного коллектива, индивидуальными особенностями школьников.

Чтобы воспитательное мероприятие было эффективным, и ученики осознали его идеи, важно почувствовать, определить степень их подготовленности к восприятию предлагаемых им моральных, правовых, эстетических и других норм, положений, понятий. Если они уже известны учащимся, учитывают их понимание, взгляды на них, чтобы внести необходимые коррективы.

Во внешкольной воспитательной работе, как и во внеклассной, используют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей. В заведениях читают лекции о достижениях науки и техники, организуют встречи с деятелями науки, техники, искусства, проводят выставки детского творчества, олимпиады, смотры, конкурсы и др.

Групповые формы воспитательной работы сосредоточивают учеников на деятельности кружков, секций, клубов, студий. Индивидуальная форма работы предполагает выполнение школьниками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных школах и тому подобное. Требования к деятельности внешкольных учреждений вытекают из общих принципов организации внеклассной и внешкольной работы, предусматривающие органическую связь внешкольных учреждений с воспитательной деятельностью школы; согласованность действий с воспитательной работой детских и юношеских организаций, семьи и общественности; массовый охват детей при условии соблюдения добровольности на участие в кружках и секциях внешкольных учреждений; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы; свободный выбор детьми характера творческой деятельности; стимулирование их активной творческой деятельности.

Завершая исследование, я могу сказать следующее: нравственное воспитание - непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Он направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения в социуме.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 200 с.

2.            Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей / О.С. Газман – Москва, - Педагогика, 1997 С. 45-52

3.            Григорьева Н. В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II./ Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 36-38

4.            Дереклеева Н. И.Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.

5.            Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108- 111.

6.            Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7.            Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

8.            Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. №11.1. С. 20-26


Скачано с www.znanio.ru



[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

[2] Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания / Н.М.Таланчук. – Казань, 1991. – С. 17-18

[3] Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

[4] Титова Е.В. Если знать, как действовать / Е.В.Титова. – М.: Просвещение, 1993. – С. 110

[5] 18.       Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера.

[6] Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей / О.С. Газман – Москва, - Педагогика, 1997 С. 45-52

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 ГЛАВА 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ 1. Актуальность темы исследования

ВВЕДЕНИЕ 1. Актуальность темы исследования

Потребность современного российского общества в личности, способной к компетентному самоопределению, самообразованию и саморазвитию обусловила появлене новых целей и ценностей в школьном образовании

Потребность современного российского общества в личности, способной к компетентному самоопределению, самообразованию и саморазвитию обусловила появлене новых целей и ценностей в школьном образовании

Предмет исследования – содержание, формы и методы воспитания школьников

Предмет исследования – содержание, формы и методы воспитания школьников

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации

Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации

Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как: 1 - цели и задачи воспитания, 2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы, 3 - принципы построения…

Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как: 1 - цели и задачи воспитания, 2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы, 3 - принципы построения…

Воспитательную работу осуществляют в школе все, но в большей степени классный руководитель

Воспитательную работу осуществляют в школе все, но в большей степени классный руководитель

Третья группа функций направлена на коррекцию воздействий различных субъектов социальных отношений на школьника: - социальная помощь семье; - взаимодействие с педагогическим коллективом; - нейтрализация негативных…

Третья группа функций направлена на коррекцию воздействий различных субъектов социальных отношений на школьника: - социальная помощь семье; - взаимодействие с педагогическим коллективом; - нейтрализация негативных…

Конституции, законодательству РФ, государственной символики; - формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью; - обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и…

Конституции, законодательству РФ, государственной символики; - формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью; - обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и…

Дела — это общая работа, важ­ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе

Дела — это общая работа, важ­ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе

По результату все формы можно разделить на следующие группы: – результатом является информационный обмен; – результатом является выработка общего решения (мнения); – результатом является общественно…

По результату все формы можно разделить на следующие группы: – результатом является информационный обмен; – результатом является выработка общего решения (мнения); – результатом является общественно…

Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений

Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой

Дела класса могут быть самыми разнообразными : тематические классные часы ,классные собрания ,классные вечера, дни именинника, вечера и встречи вместе с родителями и другие

Дела класса могут быть самыми разнообразными : тематические классные часы ,классные собрания ,классные вечера, дни именинника, вечера и встречи вместе с родителями и другие

Видно, что предложенная Е.В. Титовой классификация отражает, во-первых, степень активности воспитанников в подготовке, организации и проведении той или иной формы воспитательной работы, а во-вторых, позволяет…

Видно, что предложенная Е.В. Титовой классификация отражает, во-первых, степень активности воспитанников в подготовке, организации и проведении той или иной формы воспитательной работы, а во-вторых, позволяет…

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ

Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения

Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения

Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим

Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим

Деятельность педагога в этом процессе должна быть органично связана с деятельностью детей, их настроением и внутренним состоянием

Деятельность педагога в этом процессе должна быть органично связана с деятельностью детей, их настроением и внутренним состоянием

Большинство школьников обнаруживают склонности к изобразительному искусству

Большинство школьников обнаруживают склонности к изобразительному искусству

Экологическое воспитание в о внеурочной воспитательной деятельности «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не…

Экологическое воспитание в о внеурочной воспитательной деятельности «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не…

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний

Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему

Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов

Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению…

Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблему воспитания подрастающего поколения исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблему воспитания подрастающего поколения исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые

Во внешкольной воспитательной работе, как и во внеклассной, используют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей

Во внешкольной воспитательной работе, как и во внеклассной, используют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021