Совершенствование образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и познавательную успешность обучающихся путём освоения эффективных современных педагогических технологий
« Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…..» говорит учитель. Основа нашей профессии - знание предмета, ораторское искусство, любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает. А ещё учитель всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современная школа должна не только формировать определённый набор знаний у учащихся, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Одним из требований нового государственного образовательного стандарта основного общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимым в своей деятельности считаю изучение возможностей средств ИКТ и их рациональное практическое применение в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации учащихся, их познавательной активности, творческой инициативы и самостоятельности.
Целенаправленное, последовательное и систематическое использование ИКТ позволяет учителю эффективно решать ключевые задачи реализации федерального образовательного стандарта - повышение качества образования, достижение планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС.
Функционирование образовательной среды в современной школе обеспечивается средствами ИКТ: мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска, проектор, электронная система опроса, документ-камера)
Многофункциональное устройство (сканер, копир, принтер); цифровой микроскоп; цифровой фотоаппарат; аудио система.
Технические средства ИКТ позволяют автоматизировать образовательный процесс. Учитель использует ИКТ на всех этапах своей деятельности.
Рассмотрим основные направления использования ИКТ в образовательном процессе.
Планирование и подготовка к учебным и внеурочным занятиям. Используя компьютерные программы, учитель создает планирование по учебному предмету на учебный год, технологические карты урока, дидактические материалы (презентации, игры, упражнения) к занятиям, таким образом, формирует архив электронных образовательных ресурсов для педагогической деятельности.
Проведение занятий внеурочной деятельности. При создании проектов и исследований во внеурочной деятельности учитель организует работу учащихся с информационным потоком сети Интернет, оформление результатов исследований в виде мультимедийной презентации, создание графиков и диаграмм. Проведение учебных занятий по предметам невозможно представить без использования электронных учебно-методических и дидактических материалов, в том числе электронных образовательных ресурсов сети Интернет. Физиологами установлено, что при устном изложении материала учащийся за 1 минуту способен воспринять и переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 000 таких единиц [1, с. 19]. Поэтому для целостного восприятия учащимися информации на уроках целесообразно применение ИКТ. Однако, использование технических средств ИКТ на уроках должно быть тщательно продумано и дозировано, в соответствии с нормами СанПин. На различных этапах уроков использую накопленный материал: мультимедийные презентации, авторские разработанные интерактивные игры и кроссворды, тренажеры, упражнения, тесты, аудиокниги, электронные энциклопедии и словари. Использование автоматизированных рабочих мест учащихся с выходом в Интернет способствует саморазвитию и самообразованию учащихся.
Организация и проведение дистанционных учебных занятий с эффектом присутствия. Для отсутствующих учеников, используя программное обеспечение COMM Fort в режиме онлайн, провожу урок в формате видеоконференции.
Участие в профессиональных педагогических конкурсах и приобщение к конкурсным работам учащихся через включение учеников в дистанционные олимпиады, конкурсы, фестивали.
Мониторинг уровня сформированности планируемых результатов. При проведении тестов использую систему электронного мониторинга и опроса. Для ответа на вопросы учащиеся используют пульты. Такая система мониторинга позволяет учителю экономить учебное время и мгновенно диагностировать результат обучения, на основании которого можно внести коррективы в дальнейший процесс обучения, учитывая типичные ошибки учащихся.
Технические средства ИКТ позволяют организовать интерактивное информационное взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Интернет-общение родителей с административным корпусом школы и учителями на школьном портале, через сайт школы знакомство с правовыми нормативными документами школы и изменениями к ним, форумы и блоги с целью оперативного получения необходимой информации о проводимых мероприятиях в школе, своевременная осведомлённость родителей по всем волнующим вопросам, через электронный дневник получение информации об успеваемости учащихся.
Информационно коммуникативные технологии позволяют осуществлять информационное взаимодействие и с коллегами - обмен информацией, обобщение и распространение собственного педагогического опыта в том числе с использованием сетевых сервисов и дистанционных форм-онлайн семинары, форумы, конференции, вебинары.
Использование облачных технологий позволяют дистанционно осуществлять обмен информацией, координировать деятельность учащихся, оказывать своевременную консультацию и необходимую помощь ученикам при подготовке домашнего задания-файлообменника.
Подготовка и выполнение домашнего задания. Учащиеся выполняют домашние задания, используя различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет, самостоятельно составляют задания по конкретной теме для одноклассников в виде интерактивного тренажёра или теста - метод «обменных файлов».
Результатами систематического применения средств ИКТ в образовательном процессе являются:
· Повышение показателя качества образования;
· Повышение познавательной мотивации учащихся;
· Формирование познавательной и творческой активности учащихся;
· Развитие коммуникативных умений;
· Развитие умения учащихся ориентироваться в информационном потоке, выделять необходимую информацию и обмениваться ею, используя современные технические средства;
· Развитие регулятивных умений (постановка цели собственной деятельности, построение плана реализации, умения решать возникающие проблемы, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, самоконтроль с последующей самокоррекцией учебных действий, взаимоконтроль);
· Интеграция умений из различных предметных областей.
Таким образом, использование ИКТ позволяет решать важнейшие задачи образования – повышать качество образовательных результатов, формировать умение учиться, включать каждого ученика в познавательно-поисковую деятельность, чтобы каждый почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился с поставленной задачей, что способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, развитию личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.
Список литературы
1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации // Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003. 70 с.
2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник // Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. М.: Дашков и К, 2013. 308 c.
3. Ширинкина С.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival/1september.ru/articles/579575/ (дата обращения: 001.12.2017).
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.