Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»,
президент КАО МАНЭБ г. Петрозаводск
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
Совершенствование путей дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности человека
В данной научной статье автор приводит, исследует и анализирует вариант примера совершенствования образования в области ОБЖ/БЖД в направлении дополнительного образования.
Ведущая роль в процессе подготовки обучающихся к обеспечению безопасной жизнедеятельности человека принадлежит школе. Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ/БЖД по ступеням и учебным годам общего образования соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей. Именно в школе ребёнок проводит значительный период своей жизни. Школьная пора для любого человека это время взросления и, порой, единственный период включения в систему обязательного образования. Следовательно, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности человека» приобретает центральную роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности как основы личного и общественного благосостояния и стабильного долгосрочного развития и совершенствования. Однако, как показывает опыт, изучение данной дисциплины зачастую сводится к совокупности формальных знаний и разрозненных умений, не доведенных до уровня ценностных отношений и опыта действия в реальных условиях. Это не позволяет воспитать внутреннюю потребность к обеспечению, как собственной безопасности, так и безопасности окружающих. Вместе с тем, именно ценностные отношения личности являются ядром культуры безопасности жизнедеятельности. Таким образом, недостаток практического обучения стимулирует поиск новых путей к формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников, которые могли бы способствовать повышению эффективности решения поставленной перед школой и системой образования в целом, задачи.
Одним из таких путей, обеспечивающих непрерывность становления и развития культуры безопасности жизнедеятельности человека, носящий деятельностный, практикоориентированный характер, является система дополнительного образования обучающихся (предметные кружки, секции, клубы) и т.д., и т.п.
Программы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо разрабатывать с учётом признаков безопасности человека и общества. В этих программах должны найти отражение следующие положения:
· состояние среды обитания, при котором с определённой вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку;
· отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;
· готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации (с минимальными, т.е. допустимыми, потерями), устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;
· мера защищённости организмов от внутренних и внешних опасностей (средство оценки уровня риска, защищенности);
· система мер защиты человека и среды обитания от опасностей (средство обеспечения защищенности, профилактики рисков);
· состояние, при котором риск сведён к объективному минимуму;
· степень защищённости человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.
Взаимосвязь школьного и дополнительного обучения не ограничивается проблемой согласованности педагогических программ. Помимо этого, практика совместной деятельности включает и опыт использования материальной базы и кадров учреждений дополнительного образования для проведения занятий со школьниками по обычным учебным предметам.
Определим спектр принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях содержательно-деятельностной интеграции основного и дополнительного образования.
В качестве ведущих нами отобраны принципы:
· интегративности;
· проблемности;
· познавательной активности;
· стимулирования и мотивации жизнедеятельности;
· непрерывности;
· технологизации; и др.
Раскроем их роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности в условиях содержательно-деятельностной интеграции основного и дополнительного образования.
Принцип интегративности, предполагает, кроме межпредметных связей, осуществление перевода знаний через чувства и эмоции в убеждения, образ жизни. Это обеспечивает проектирование высокоэффективных методов формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях дополнительного образования (И.Ю. Алексашина, А.П.Беляева, М.С. Пак, И.М. Титова и др.).
Принцип познавательной активности отображает необходимость учёта объективных психических и иных особенностей участников дополнительного образования, их познавательных способностей. (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, Л.С.Сахаров, А.Н.Соколов, Ж Пиаже, С.Л.Рубинштейн и др.) Согласно данному принципу проектирование методов формирования культуры безопасной жизнедеятельности изначально нацелено на развитие личности, выявление её индивидуальных особенностей (способностей, интересов, потребностей), построение культурно-информационных воздействий с учетом личностно-значимых мотивов, с максимальной опорой на субъективный опыт.
Принцип стимулирования и мотивации жизнедеятельности в условиях реализации дополнительного образования выявляет закономерную связь между успешностью деятельности школьников в области обеспечения безопасной жизнедеятельности и повышением интереса к данной деятельности. (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).
Как было установлено ранее, содержание культуры безопасной жизнедеятельности включает приоритетные направления базовой культуры личности такие как: нравственную, мировоззренческую, психологическую, и т.д. культуру. Охарактеризуем в основных направлениях базовой культуры компоненты, влияющие на уровень безопасной жизнедеятельности: знания, представления, умения, навыки, практический опыт, взгляды, убеждения, мотивы, ценности, привычки, способности, личностные качества. Взаимодействие перечисленных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности проявляется в стремлении, готовности и способности школьника действовать в реальных ситуациях, т.е. в его компетентности в области безопасности жизнедеятельности. При этом стремление школьника к безопасной жизнедеятельности связано с его ценностями, мотивами и потребностями, определяющими для него её значимость и смысл. Готовность к деятельности детерминируется развитыми способностями, а уровень их формирования зависит от качества знаний и умений, от уровня развития мышления и других познавательных процессов. Именно на формирование такого интегративно-личностного качества и направлена создаваемая нами методическая система и методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях реализации дополнительного образования.
Обращая внимание на содержательно-целевой компонент предложенной нами теоретической модели, следует отметить, что основными задачами формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях дополнительного образования являются: формирование знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и формирование опыта и готовности безопасной жизнедеятельности по принципу «знаешь – умеешь - делаешь».
Для выявления особенностей реализации поставленных задач был проведен сравнительный анализ особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности в общем и дополнительном образовании школьников; выявлены межпредметные связи в общем образовании и раскрыты особенности дополнительного образования, влияющие на более успешный процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Для построения наиболее продуктивной педагогической работы по формированию культуры безопасности школьников в условиях летних экспедиций выявим комплекс необходимых методических условий.
К методическим условиям, обеспечивающим формирование культуры безопасной жизнедеятельности школьников, мы относим:
· мотивационные;
· содержательные;
· процессуальные;
· материально-технические.
Раскроем содержание каждой группы условий.
Мотивационные методические условия представляют совокупность устойчивых мотивов (личностных, познавательных и т.д.), регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности школьников по детерминирующих творческую самореализацию личности. Система психологических условий и средств мотивационной сферы личности школьника включает: уровень ее включенности в деятельность; степень социализации личности; формы психического отражения в виде блоков:
§ функциональной и динамической систем;
§ сверхчувствительности;
§ самосознания;
§ закономерностей психического отражения.
Таким образом, психологические средства и условия влияют на мотивационную сферу личности как интегральное динамическое образование, формирующееся под воздействием внешних и внутренних психологических детерминант и проявляющееся в виде способов восприятия действительности; осознания и регуляции своего поведения и деятельности; а также в динамике от значимых, узколичностных мотивов к сложным, социальным.
Важными факторами, способствующими эффективному формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях дополнительного образования, являются:
· осознание школьниками важности безопасной жизнедеятельности, позволяющее влиять на ценностно-смысловые отношения, определяющие потребность в безопасной жизнедеятельности;
· психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры безопасности жизнедеятельности, предполагающей диагностику личностного и интеллектуального развития, оказание помощи в решении различных проблем.
Практико-ориентированный характер обучения, организация которого позволяет воспроизвести предметное и социальное содержание культуры безопасности жизнедеятельности.
Развитие интереса к образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности человека», побуждающего к саморазвитию и самореализации личности в конкретной практической деятельности.
Содержательные методические условия предполагают расширение информационного поля и соответствующего информационного оснащения. В исследовании мы использовали различные формы информационного оснащения такие как: библиографию по дисциплине, словарь терминов по безопасности жизнедеятельности, литературу для самостоятельной работы и т.д. Ключевой частью информационного оснащения являются разработанные методические материалы по реализации методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
Процессуальные методические условия мы связываем с отбором и использованием рациональных способов формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности школьников. Таким образом, формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях дополнительного образования следует строить с учётом:
- занятости каждого школьника;
- контроля темпа занятия;
- установки необходимых правил;
- мотивирования учебы;
- организации учебного пространства;
- модульной программы обучения;
- ясных критериев достижения результатов.
Необходимой базой для формирования культуры безопасной жизнедеятельности служат материально-технические условия. Это и материальная база, и технические средства обучения, электронные системы, учебно-методическая база и т.д.
Очевидно, что основой обеспечения процесса формирования идеала и ценностей в области безопасной жизнедеятельности является единство воспитания и обучения, которое обеспечивается соответствующими методами и формами организации занятий.
Наиболее значимыми для нашего исследования и продуктивными для формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в условиях дополнительного образования мы считаем следующие методы: кейс-метод, практическая работа, мозговой штурм, демонстрация, самостоятельное выполнение заданий и т.д. При этом особое внимание следует уделить выполнению практических заданий, которые способствуют высокому уровню интерактивности учащихся.
Практические задания, помогают преодолеть разрыв между обучением и воспитанием, являясь одним из средств повышения активизации учебного процесса, способствуют решению задач, как обучения, так и нравственного развития личности учащихся. Безусловно, основой культуры безопасности жизнедеятельности являются знания, которые служат базой для отработки необходимых умений и навыков.
Правильная организация практических заданий является важным средством, обеспечивающим развитие мышления, умственных способностей учащихся, так как в процессе их проведения широко применяются сравнения, анализ, обобщения. Эти задания способствуют усвоению сущности явлений и понятий по безопасности окружающей среды и личности, изучаемых в курсе ОБЖ/БЖД, развитию культуры учебного труда и творческого подхода к учебной работе.
В условиях дополнительного образования нами используется различный арсенал форм организации учебно-воспитательной деятельности.
Организационные формы образовательного процесса по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях дополнительного образования и их влияние на учащихся: дискуссия, закрепление знаний, навык аргументированного спора, диспут, формирование умения сосредоточиться на какой-либо проблеме, практическая работа формирование практического опыта, навыков, тренировки, отработка навыков и умений, воспитание физической выносливости, экскурсия, установление связей между теорией и практикой, дидактическая игра выработки алгоритма принятия оптимального решения, маршрутные наблюдения, развитие понятийного, абстрактного, научного мышления, «Интеллектуальная разминка». Всё это, по нашему мнению, позволяет достигнуть понимания исходных понятий.
На основе спроектированной теоретической модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях интеграции возможностей общего и дополнительного образования нами была построена методическая система и разработана методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях дополнительного образования.
Её характерными чертами являются:
- научно обоснованное планирование процесса обучения;
единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников;
- максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы со школьниками;
- интеграция обучения.
Разработанная нами методика ориентирована на группы школьников, возрастной состав которых может быть смешанным и включать подростков 14-17 лет.
Важным звеном данной методики является социальная направленность и активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Таким образом, предложенная нами методика помимо основной цели: повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности школьников, принимающих участие в дополнительном образовании, создает условия для приобщения родителей к общечеловеческим ценностям и обеспечивает деятельность вместе с детьми.
Структура методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях интеграции основного и дополнительного образования - создание условий применения знаний в практической деятельности:
- развитие практических умений по обеспечению личной и коллективной безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; действий при пожаре и на акватории;
- формирование привычек ведения здорового образа жизни (двигательная активность, рациональное питание, закаливание, соблюдение правил личной гигиены и т.д.);
- безопасности жизнедеятельности (приоритет ценности жизни и здоровья;
- воспитание бережного отношения к природе, патриотизма и любви к Родине и т.д.).
Учебный план программы «Безопасность человека в современном мире» (дополнительное образование).
Действия в чрезвычайных ситуациях. Основы здорового образа жизни Экология и личная безопасность Информационно-психологическая безопасность Практическая подготовка к походу Для достижения вышеназванных целей нами разработана модульная программа «Безопасность человека в современном мире» направленная на формирование следующих практических навыков:
- безопасного поведения в повседневной жизни (двигательная активность, рациональное питание, использование бытовых приборов и бытовой химии и т.д.);
- безопасного поведения в ситуациях, в которых человек может оказаться в природных условиях (заблудился в лесу, отстал от группы и т.д.);
- безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (пожар, поведение на водных объектах, криминогенные ситуации и т.д.);
- автономного существования в природных условиях (определение сторон горизонта, движение по азимуту, приготовлении кострового места и приготовлении пищи на костре и т.д.);
- оказания первой помощи при различных видах травм (кровотечение, растяжение, тепловой и солнечный удар, поражение электрическим током и т.д.);
- проявления инициативы, самостоятельности и желания рационализировать процессы деятельности на благо человека и окружающей среды.
В процессе освоения содержания разработанной нами программы в основном используются интерактивные методы, предполагающие сообучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
Зачастую педагогу отводится роль организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся, лидера группы, фасилитатора, помощника.
Таким образом, обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся как со своим опытом, так и с опытом своих друзей, так как большинство интерактивных занятий обращено к опыту самого учащегося (причем не только учебному, школьному). Вследствие этого, новое знание, умение, отношение формируются на основе и в связи с таким опытом. Кроме того, интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей и задач наиболее эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Контроль, анализ и корректировка учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе рефлексивно-оценочной деятельности и направлена на регулирование и повышение эффективности учебных занятий.
Ожидаемые результаты учебно-воспитательной работы школьников в условиях дополнительного образования по данной методике:
- формирование стремления, способности и готовности к безопасной жизнедеятельности по принципу «знаешь – умеешь – делаешь»;
- развитие личностных качеств, влияющих на обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- выработка представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы, нормы и развитие стремления жить в гармонии с окружающим миром и т.д.
Перспективной формой работы с педагогами дополнительного образования по ОБЖ/БЖД, мы видим проведение тренинга, рассчитанного на руководителя экспедиции, педагогов-организаторов (один из которых имеет медицинскую подготовку). Также следует провести занятие по предупреждению подростковой агрессии, для предупреждения возможных конфликтных ситуаций и более глубокого понимания психологии подростков.
Опишем вариант проведения тренинга, в основу которого положен метод «мозгового штурма». В процессе занятия необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- Какие потенциальные или реальные опасности могут возникнуть в процессе проведения летних экспедиций?
- Что необходимо сделать, чтобы данные опасности не возникли (опасности связанные с передвижением на транспорте, с нахождением на природных объектах, социальные явления и т.д.)?
- При каких ошибках человека безопасное явление становится опасным?
- При каких условиях, которые не зависят от человека, безопасное явление становится опасным?
- Как использовать возможности явлений, специально предназначенных для выживания, самоспасения, безопасности?
- Как обычные вещи, явления приспособить и использовать для самозащиты, выживания, обеспечения безопасности?
- Как снизить риск, возникающий при использовании потенциально или реально опасных вещей, явлений?
На подготовительном этапе определяется уровень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников – участников экспедиции и проводится тренинг. При этом используется более сложная методика проведения «мозгового штурма», состоящая из следующих этапов:
1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения. Определение условий коллективной работы. Выдача школьникам правил поиска решения и поведения в процессе «мозговой атаки». Формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, в обязанности которой будут входить разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей.
2. Тренировочная сессия – разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа – помочь школьникам максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров (неловкости, стеснительности, скованности, боязни ошибок и т.д.).
Некоторые правила в ходе решения. Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа обучающихся, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.
4. Оценка и отбор наилучших идей. Пока эксперты на основе избранных критериев отбирают идеи, рабочие группы отдыхают.
5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита.
6. Принятие коллективного решения. Рекомендовать лучшие идеи к внедрению.
При проведении обучения методом «мозговой атаки» необходимо соблюдать следующие условия и правила:
- нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
- краткость и ясность выражения мысли участниками;
- недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;
- недопустимость повтора сказанного другими участниками «мозговой атаки»;
- нежелательность отвода предложения высказаться под предлогом того, что все уже сказано;
- стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;
- возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных ранее;
- тактичное и доброжелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего;
- гласность в показе идей, получивших признание.
На родительском собрании, кроме традиционной части (рассказа о цели, задачах, порядке проведения экспедиции, продуктовом пакете и примерном меню, список необходимых вещей, сбора медицинских справок и т.д.) проводится анкетирование с целью составления более полного портрета школьника-участника экспедиции. В связи с тем, что аксиологические и личностные составляющие феномена культуры безопасности жизнедеятельности в наибольшей степени проявляются в повседневной жизни, более достоверно оценить их могут те, кто повседневно наблюдает детей, а именно их родители. Таким образом, родители выступают в качестве экспертов.
Также до сведения родителей доводятся общие правила безопасности жизнедеятельности, необходимые для соблюдения в процессе проведения экспедиции. Особо необходимо отметить, что в случае проведения экспедиции в период возможного инфицирования клещевым энцефалитом до сведения родителей следует довести необходимость проведения прививочных мероприятий еще в 1-м полугодии учебного года. В случае не предоставления медицинского сертификата о проведении прививочных мероприятий ребёнок к участию в экспедиции не должен быть допущен.
«Собственно экспедиция» - это этап непосредственного проведения летней экспедиции. Его цель - повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Для этого отрабатываются умения и навыки практической реализации знаний, формируются ценностные ориентиры.
Следует отметить, что необходимо как можно полнее включать школьников в учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности, актуализации полученных ими в школе знаний и предоставлению возможности увидеть необходимость их применения в повседневной жизни. С этой целью в начале летней экспедиции следует запланировать занятие по совместному планированию педагогической деятельности школьников и педагогов. Данное занятие можно провести в форме разработки и защиты проектов. Опишем более подробно методику проведения данного занятия.
Школьники делятся на 3 группы. Каждая группа получает лист-планинг (план-сетка экспедиции с отмеченными датами) и заполняет его выбранными (из представленных педагогом) мероприятиями. И описывает самостоятельно правила поведения, которые нужно помнить и выполнять в каждом выбранном случае. Например, в качестве мероприятия школьники выбирают «отдых на пляже», в качестве мер по обеспечению безопасности выступают: безопасное поведение на воде, закаливающие процедуры, двигательная активность, тепловой перегрев и солнечный удар и т.д.).
Таким образом, составляется 3 варианта проекта плана проведения экспедиции. Каждая группа выбирает 2-х представителей в экспертный совет. Затем происходит защита проектов, которые оцениваются по следующим критериям: разнообразие деятельности, обеспечение безопасности, реальность выполнения. В результате обсуждения выбирается лучший проект или составляется новый. Составленный подобным образом план проведения экспедиции и становится основой, на которой строится учебно-воспитательная работа.
Подобное занятие можно провести и на результирующем этапе, смещая акцент на планирование безопасного проведения оставшихся каникулярных дней. При этом следует обратить внимание на необходимость учета разнообразия деятельности и реальности выполнения запланированного. Это позволит проконтролировать умение школьников применять полученный в процессе экспедиции опыт в повседневной жизни.
Следует отметить, что практическим заданиям уделяется основное время, что способствует развитию у школьников чрезвычайно важных волевых качеств, необходимых в жизни: высокого чувства ответственности, трудолюбия и исполнительности, настойчивости и упорства в труде и в преодолении встречающихся трудностей. Выполняя то, или иное практическое задание, школьники овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал, на котором было построено задание. При выполнении практических заданий знания конкретизируются; становятся реальными, вещественными, ощутимыми. В ходе их выполнения появляется и развивается инициатива обучающихся, их творчество, осуществляется формирование практических умений и навыков.
Общим занятиям целесообразно отводить вторую половину дня.
Однако не следует забывать и о нерегламентированной деятельности школьников, которая может осуществляться как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако всё это не исключает работы педагогов с детьми вне обозначенной сетки часов, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации и т.д. Следует отметить, что процесс освоения осмысленного формирования четких представлений о практических действиях, необходимых в конкретной жизненной ситуации, основного принципа «знаешь – умеешь – делаешь».
При проектировании совокупности методов и средств для повышения культуры безопасности жизнедеятельности школьников следует учитывать, что в процессе проведения экспедиции необходимо выстроить у участников четкую иерархию ценностей определяющих безопасную жизнедеятельность, существенно влияющих на поведение и мотивы поступков, откорректировать потребности личности.
Выбор форм проведения занятий зависит от ряда условия: исходного уровня знаний, умений и навыков, принимающих участие в экспедиции школьников, их личностных особенностей и интересов, погодных условий и т.д.
Прежде всего, следует осуществить систематизацию уже имеющихся знаний в области безопасности жизнедеятельности и сделать акцент на необходимости их практического применения. Так беседы дают возможность изложить основное содержание изучаемой темы, после чего провести обсуждение вариантов или альтернативных версий понимания вопросов самих школьников с выявлением наиболее удачной и современной интерпретации, позиции предлагаемой точки зрения. Дискуссии активизируют процесс обучения, способствуют более точному пониманию процессов обеспечения безопасности и условий реализации предотвращения опасностей. Диспут помогает осуществить формирование у школьников правильного понимания выбранной проблемы безопаности, при этом участники диспута сравнивают, составляют свои взгляды, часто противопоставляют их. Анализ конкретных ситуаций позволяет развить аналитическое мышление школьников, активизирует познавательность учебной деятельности и способствует формированию ее когнитивного компонента. Имитационные игры ориентируют и развивают способность предвидеть опасность в элементарных ситуациях и помогают выработать алгоритм действий в случае невозможности их предотвращения. Комбинирование различных методов на основе межпредметных связей.
В качестве примера организации занятия подобным образом приведем организационно-методические указания по проведению занятия «Аптечка. Дикорастущие лекарственные растения».
Занятие: Аптечка. Дикорастущие лекарственные растения Модуль: Основы здорового образа жизни и правила оказания первой помощи.
Количество часов:
Цели занятия:
Обучающие: повторить назначение и состав индивидуальной аптечки; учить распознавать лекарственные растения в условиях природы; научить ориентированию на местности.
Развивающие: развить умение работы с определителями и справочниками; развить способность к альтернативному мышлению.
Воспитательные: сформировать потребность в бережном отношении к природе лекарственных трав.
Основные вопросы:
1. Состав индивидуальной ОБЖ/БЖД: Основы медицинских знаний и правила аптечки и группы препаратов не оказания первой медицинской помощи, входящих в аптечку (Химия: химия и повседневная жизнь человека).
2. Строение, свойства и места (Биология: Строение и многообразие произрастания дикорастущих покрытосеменных растений. Химия состав лекарственных растений).
3. Подбор лекарственных трав. ОБЖ/БЖД: Основы медицинских знаний и правила состава альтернативной аптечки оказания первой медицинской помощи.
4. Сбор, сушка и хранение. Биология: Влияние хозяйственной деятельности лекарственных трав человека на растительный мир (Организационные формы: дискуссия, дидактическая игра, практическая работа, экскурсия, сбор лекарственных трав).
Методы обучения: рассказ, самостоятельная работа, «мозговой штурм», демонстрация, метод привлечения специалистов.
Оборудование: индивидуальная аптечка, гербарий, карта местности, учебники и справочники, ножницы, холщевые и/или бумажные мешочки.
Методические рекомендации:
В начале занятия целесообразно вспомнить список препаратов, входящих в состав индивидуальной аптечки. Напомнить в каких случаях их применяют, как определить срок годности и т.д.
Затем, учащиеся вспоминают (или проводится самостоятельная работа с учебником) какие группы препаратов, не входящие в аптечку, принимают только по назначению врача. Возможно проведение дидактической игры или мини-теста «Окажите помощь если: аллергическое состояние, боль или жар, обморок, инфицированная рана». При проведении «мозгового штурма» обращается внимание на типичные заболевания в течение года и делается выбор лекарственных трав для их профилактики и лечения (учитывая особенности местности).
Затем проводится экскурсия в природу с целью изучения мест произрастания лекарственных трав и их сбора. Темп и длительность следует выбирать исходя из физической подготовки школьников. На данном этапе целесообразно привлечь сотрудников природоохранной территории.
Диагностика эффективности: рефлексия (высказывание суждений о собственных достижениях: «Во время занятия я узнал...; Я был удивлен что...; Я научился...; Мне запомнилось...» и т.п.) Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях летних экспедиций имеет ряд специфических отличий.
В учебно-воспитательный процесс мы включили формы и методы работы, которые практически не используются в системе школьного образования.
Рассмотрим их возможности на примере отдельных учебных ситуаций.
В целях формирования культуры безопасной жизнедеятельности школьников во время проведения летних экспедиций можно использовать маршрутные наблюдения. Например, проводя маршрутные наблюдения на водных объектах следует включить подобные вопросы и задания:
- Каково качество воды в водоёмах?
- Для каких целей эту воду можно использовать?
- Чем загрязнена вода в водоёмах? Откуда поступают загрязнения?
- Как они влияют на природные особенности водоёмов?
- Как водоёмы используются летом и зимой?
- Какие меры надо предпринять для защиты и сохранения благоприятных качеств водоёмов?
- Что необходимо сделать, чтобы данную воду можно было…?
При организации наблюдений за атмосферными процессами и воздухом возможны следующие вопросы:
- Какие источники загрязнения влияют на качество воздуха?
- Как проявляется влияние загрязнения воздуха на состояние естественного растительного покрова и жизнедеятельность?
- Как влияет загрязнение воздуха на жизнедеятельность человека?
Изучая рельеф местности, следует обратить внимание на причины возникновения и развитие антропогенного рельефа – овраги, размоины, промоины и т.д. Необходимо выявить возможные предвестники и способы предотвращения ЧС природного характера, связанные с выявленным рельефом. Для этого могут быть поставлены следующие вопросы:
- Как человек влияет на изменение формы рельефа?
- Что оказывает влияние на возникновение и развитие эрозионных
Особую роль в формировании культуры безопасной жизнедеятельности можно отвести экскурсиям в природу и походу, во время проведения которых происходит установление связи теоретических знаний на наглядных примерах с формированием практических умений и навыков. В приложении 3 мы привели некоторые методические рекомендации по организации экскурсии и похода.
В процессе проведения летних экспедиций целесообразно проводить экскурсии: ботаническую (с целью изучения лекарственных трав), зоологическую (с целью ознакомления с разнообразием животного мира), природоохранную (с целью изучения последствий влияния человека на природу: лесные пожары, вырубка леса, эрозии почв и т.д.). В ходе экскурсионного процесса педагог (экскурсовод) помогает школьникам (экскурсантам) увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить значение объекта в окружающей среде (третья задача) овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Следует отметить, что темп развития познавательной деятельности у школьников различен (от взрывного, до заторможенного характера). Поэтому от преподавателя требуется опыт и мастерство для создания комфортных и благоприятных условий для всех участников экспедиции. Использование активных и интерактивных методов в наибольшей степени позволяют учесть и это.
Отметим, что огромную роль как в оценке результатов в формировании культуры безопасности жизнедеятельности школьников, так и непосредственно в процессе её развития мы отводим сотрудничеству с родителями. Это могут быть как традиционные формы, так и новые методы и формы работы. Например: родительские собрания, беседы, индивидуальные и групповые консультации, совместная деятельность, тренинги и т.п. Раскроем содержание некоторых из них.
Консультации можно приглашать родителей с одинаковыми проблемами в воспитании детей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, связанных с воспитанием детей.
Совместная деятельность. Можно организовать разнообразные виды совместной деятельности школьников, родителей и педагогов. В частности, совместное собрание родителей и школьников перед выездом в экспедицию с представлением истории семьи (экспонирование семейных фотографий, рассказ о семейных традициях и т.п.) Следует отметить, что только в процессе работы с родителями достигается единство в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на школьников и оказание большой помощи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – закрепление результатов и продолжение повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности школьников и после окончания экспедиционного периода.
Организация экспериментального исследования.
Методы сбора и обработки экспериментальных данных, воспроизведение явления с целью изучения его проявления в наиболее благоприятных условиях, запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых эксперимент, который и проводился нами параллельно и во взаимосвязи с теоретическим исследованием. При его организации мы основывались на опыте, накопленном к настоящему моменту в дидактике, психологии и в частных методиках. Для проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент.
Были задействованы 290 человек, выезжавшие в летние экспедиции. В контрольные группы школьники, занимавшиеся в тех же коллективах, но не выезжающие летом в экспедиции (170человек).
Согласуясь с вышеназванной целью, нами были определены задачи эксперимента:
-выявить возможности взаимодействия общего и дополнительного образования;
-отработать варианты безопасности жизнедеятельности школьников в летний каникулярный период;
- апробировать данную методику и определить характер её влияния на развитие личности школьников (на примере в летних экспедиций);
- доказать пригодность разработанной методики для массового применения в практике организации работы со школьниками в летний каникулярный период.
В свете поставленных цели и задач была определена структура экспериментального исследования, отражающая его этапы и направления, используемые виды педагогического эксперимента, методы сбора и анализа данных.
В логико-структурном плане эксперимент был организован в 3 этапа: констатирующий, формирующий и аналитико-обобщающие эксперименты, каждый из которых включал ряд взаимосвязанных направлений.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Цель: выявление возможности взаимодействия общего (полного) среднего и дополнительного образования при организации и проведении летних экспедиций; изучение отношения школьников, педагогов и родителей к образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Следующему этапу предшествовало построение теоретической модели и создание на её основе методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в системе дополнительного образования (на примере летней экспедиции). Цель формирующего этапа: подтверждение выявление характера влияния разработанной методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности на развитие личности школьников, принимающих участие в летней экспедиции.
Учитывая цель и задачи исследования, а также его экспериментальную базу, основными направлениями формирующего эксперимента стали:
- подтверждение эффективности и приемлемости разработанной теории и методики формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в летний каникулярный период (на примере летней экспедиции), выявление характера её влияния на качество знаний, развитие индивидуально-личностных качеств школьников и как следствие формирования компетенций в области безопасности жизнедеятельности, а дополнительного образования школьников для наиболее успешного формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Для получения полноценных результатов осуществлялась системная диагностика качества обучения: на «входе», текущая, на «выходе».
Исходя из этого, важнейшими задачами формирующего эксперимента стали: определение путей выявления новообразований в структуре личности, поиск соответствующих критериев и показателей, а также выбор адекватных им методов обработки данных. Следует отметить, что данная задача представляла особую сложность, так как на сегодняшний день как на территории Российской Федерации, так и во всем мире не существует единой методики оценки уровня культуры безопасности жизнедеятельности человека.
Представим существующий спектр методов оценки сформированности культуры безопасности жизнедеятельности.
Методы исследования сформированности культуры безопасности. Уровень знаний, Анкетирование, интервьюирование, тестирование, умений и навыков исследовательская беседа, самооценка, взаимооценка, решение обеспечения воображаемых игровых ситуаций и т.д.
При диагностике уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников нами применялись методики, направленные на выявление личностных новообразований через выявление мнений, взглядов и т.д. педагогов и родителей. А также взаимодиагностика (участие школьников в диагностике готовности товарищей к безопасной жизнедеятельности) и самодиагностика сформированности культуры безопасности. При этом, следует различать самодиагностику культуры безопасности жизнедеятельности, которая осуществляется на основе анализа, оценки, систематизации данных о прошедших эпизодах жизнедеятельности и выполнения специальных видов деятельности по выполнению задач, заданий, тестов, заполнению анкет и т.д.
Таким образом, следует отметить, что именно дополнительное образование с присущим ему практико-ориентированным подходом способно существенно повлиять на качество преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе /В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // «Безопасность жизнедеятельности», 2003. - № 2.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) [Текст] / В.П.Беспалько. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. - 304 с.
5. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. - М.: Наука, 2004.
6. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности: библиогр. указ. отеч. автореф. пед. дис. (2010 – 2015 гг.) /Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины Минобороны России. – СПб.: Политехника-Сервис, 2015. – 44 с.
7. Зуев Д.Д. Учебная книга – источник становления личности школьника /Педагогика. —1995. — №1. — С. 3 – 10.
8. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 256 с.
9. Материалы общественной экспертизы нормативных документов в области образования.
10. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с.
11. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса./ Под ред. Т. В. Расташанской. - Томск: ТОИПКРО, 2009. - 116 с.
12. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы/ С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2006. - 92 с.
13. Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2019.
14. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных организаций общего образования Свердловской области (Разработчики Репин Ю.В., Ширшов В.Д., Гафнер В.В.). Факультет БЖ УрГПУ. – 2014.
15. Останко Л.П. Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации российского образования. – М., 2021.
16. Павлов А.К. Анализ сущности компетентностного подхода к процессу обучения в профильной школе / Этнокультурный компонент в подготовке студентов и учащихся. Научно-методические материалы. – Петрозаводск: VERSO, 2007. – C.139 – 142.
17. Павлов А.К. Воспитание социальной ответственности и компетентности // Сайт prosveshhenie.ru Ссылка на опубликованный материал: https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=30350
18. Павлов А.К. Взаимосвязь индивидуальной, коллективной и фронтальной работы как условие развития познавательных возможностей учащихся в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 172 – 175.
19. Павлов А.К. Гражданское общество за здоровый образ жизни (Статья в международном сборнике) / Здоровье в школы! Сборник научно-методических статей. – Петрозаводск. Изд-во КГПА. 2010. - С. 21-24.
20. Павлов А.К. Идеи профильного обучения в реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья перечень ВАК) / Мир науки, культуры, образования. - № 6 (37). – Декабрь 2012. – С. 247-249.
21. Павлов А.К. Индивидуальные траектории развития: теоретический анализ (Статья перечень ВАК) / Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г., г. Тобольск) / Отв. ред. Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – С. 32 – 35.
22. Павлов А.К. Индивидуальные траектории социального развития старшеклассников при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.335-339.
23. Павлов А.К. Инновационные подходы к реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // http://fond21veka.ru/publication/19/41/2390/ Серия С №2390 2 октября 2017г. 24. Павлов А.К. Инновационный проект «Организация предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования» / Педагогический вестник Карелии. - 2007. - №1. – С. 15 – 16.
25. Павлов А.К. Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа развития современного образования: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017.–66 с.
26. Павлов А.К. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 33 с.
27. Павлов А.К. Новые пути структурного анализа урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал.- Чебоксары. - № 13. 2021. – С. 61 – 63.
28. Павлов А.К. Общеметодологические принципы реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики средствами инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения / Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 164 с. – С. 76 – 80.
29. Павлов А.К. Описание опыта реализации проекта «Апробация базовой модели предпрофильной подготовки в МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия» / Педагогический вестник Карелии. – 2009. - №4. – С.129 – 133.
30. Павлов А.К. Ориентационный компонент в реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования / Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб. науч. Ст. / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. – СПб.:ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 404 с. – С. 247 – 254.
31. Павлов А.К. Основные направления развития теории обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего
образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 176 – 178.
32. Павлов А.К. Основы педагогической технологии процесса обучения в профильной школе / Актуальные проблемы современного образования: Опыт и инновации. Сборник научно-методических статей. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ им. И.Н. Ульянова.2012. – С. 196-199.
33. Павлов А.К. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в современном российском образовании / Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 376 с. – С. 80 – 83.
34. Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в международном научном сборнике) / International Conference on European Science and Technology. March 14 th – 15 th, 2021. Munich, Germany. – P. 213 – 217.
35. Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в периодическом теоретическом и научно-практическом журнале) / Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Т.22. № 1. – СПб., 2017. – С. 124 – 128.
36. Павлов А.К. Педагогические основы реализации компетентностного подхода в подготовке магистров психолого-педагогических специальностей: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2020. – 123 с.
37. Павлов А.К. Педагогические условия реализации профильного обучения в общеобразовательной школе: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2012. – 169 c.
38. Павлов А.К. Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 40 с.
39. Павлов А.К. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современной отечественной дидактике / Приоритетные направления развития образования и науки: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 264 с. – С. 181 – 185.
40. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 3. – С.482 – 486.
41. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 4. – С.398 – 402.
42. Павлов А.К. Проблема показателей и критериев эффективности урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования / Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей /под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2015. – 386 с.–С. 181 – 187.
43. Павлов А.К. Проблематика классификации индивидуальных траекторий социального развития личности учащихся в образовательном процессе школы / Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч.ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. – 476 с. – С.358 – 363.
44. Павлов А.К. Социальная зрелость личности старшеклассников как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал. - Чебоксары. - № 13. 2019. – С. 107 – 109.
45. Павлов А.К. Социальное воспитание в современных условиях / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.339-344.
46. Павлов А.К. Социальное воспитание как педагогическая проблема (Научная статья Лауреата I Международного конкурса «Мастер-класс педагога») // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru
47. Павлов А.К. Социальная педагогика (Курс академических лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017. – 551 с.
48. Павлов А.К. Спорт и общество. Здоровье – в школы! (Статья в международном сборнике) /Сборник статей: Изд-во КГПУ. 2008. – С.12 –15.
49. Павлов А.К. Теоретико-методологические положения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях реализации компетентностно-ориентированной дидактики / Инновационные технологии в образовании и науке: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2020 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – 420 с. – С. 149 – 151.
50. Павлов А.К. Теории, технологии и практика дидактических систем (Краткий курс лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 82 c.
51. Павлов А.К. Технологии обучения в инновационном образовательном учреждении (Профильная школа) / Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе: Сборник научных статей. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ. 2007. – С.135 – 139.
52. Павлов А.К. Технология проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2019. - www.fond21veka.ru
53. Павлов А.К. Управление профильным обучением в гуманистически ориентированном образовании (Статья перечень ВАК) / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал.- Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 2. – С.321 – 324.
54. Павлов А.К. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): от мысли к действию: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 112 с.
55. Педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзе - Фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
56. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. - 512 с.
57. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. Специальностей / Под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2006. - 336 с.
58. Педагогические технологии: Учебное пособие /Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
59. Петров С. В., Макашёв В. А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: ЭНАС, 2008. – 191 с.
60. Подласый И.П. Методы и формы обучения /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С.287 - 341.
61. Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С. 342 – 384.
62. Приходько А. Н. Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки и практики. – М., 2009.
63. Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2019.
64. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Дрофа, 2007.–191 с.
65. Репин Ю.В. ОБЖ – фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. – 2012. – №1. – С. 119–127.
66. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
67. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Издательство Казанского университета, 1992.
68. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004. - 368 с.
69. Ситаров В.А. Организационные формы обучения//Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004.
70. Смирнов С.А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А.//Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.
71. Смирнов С.А. Формы организации обучения /С.А. Смирнов //Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – 2012.
75. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.