Совершенствование технологий работы с семьями с несовершеннолетними детьми младшего школьного возраста
Оценка 4.8

Совершенствование технологий работы с семьями с несовершеннолетними детьми младшего школьного возраста

Оценка 4.8
Образовательные программы +2
docx
социальная работа
Взрослым
30.06.2021
Совершенствование технологий работы с семьями с несовершеннолетними детьми младшего школьного возраста
В статье рассматриваются особенности работы специалиста по социальной работе с проблемой школьной неуспеваемости, которая является сегодня очень актуальной, и ее решение требует новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.
Публикация_Знанио Михайлова К.А..docx

Совершенствование технологий работы с семьями
с несовершеннолетними детьми младшего школьного возраста

Михайлова Ксения Александровна

   

Аннотация: в статье рассматриваются особенности работы специалиста по социальной работе с проблемой школьной неуспеваемости, которая является сегодня очень актуальной, и ее решение требует  новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.

 

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом. В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное количество  семейно – нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям,
разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол судьбы. А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся
в росте цен, низкой заработной плате, закрытии предприятий приводит к еще большему ухудшению ситуации в семье. 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района» (далее – Центр) предоставляет комплексную социальную помощь семьям с детьми, участвует в индивидуальной и групповой профилактической работе, организует социальный досуг детей и подростков, оказывает юридическую, психологическую и срочную социальную помощь.

В результате оптимизации структуры Центра проведенной в 2017 году, семьи с детьми имеют возможность в течение всей недели,
включая выходные дни, пользоваться услугами специалистов на пяти площадках, закрепленных за каждым муниципальным округом Красногвардейского района и расположенных в шаговой доступности
от места проживания.

Исходя из запроса семей, проживающих на территории района,
в штатное расписание Центра были введены должности педагога-психолога, логопеда, специалиста по работе с семьей для работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем являются сложности социальной адаптации детей, которые, как правило, проявляются в форме различных нарушений поведения дома и в образовательных учреждениях. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

С детских лет нужно учить детей культуре поведения, диалогу, взаимопомощи. Взрослым необходимо помочь детям овладеть навыками, направленными на сбережение своего здоровья, сформировать навыки безопасного поведения в окружающей среде.

Центр на протяжении многих лет успешно реализует программы, направленные на социализацию семей, проживающих на территории Красногвардейского района. В процессе работы специалисты Центра стараются формировать у семей активную жизненную (родительскую) позицию, позитивный настрой, правовую грамотность, интерес
к самопознанию и развитию, мотивировать на ведение здорового образа жизни.

Например, на территории МО «Пороховые» проживает более 900 многодетных семей. На отделении социально-психологической помощи «Пороховые» (далее - ОСПП), закрепленном за этой территорией
и расположенном по адресу: улица Осипенко, дом 10, одной из важных задач реализуемых программ является раннее выявление социального неблагополучия семей с детьми. Для этого специалистами Центра организовано взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями и школами, а именно, регулярно проводятся занятия
по программам: «Мастерская развития», «Бюро детских дел», «Игры разума», «Разноцветный мир», «Планета творчества», «Семейный очаг», «Счастливый малыш» и многим другим, разработанным с учетом возраста детей и предусматривающим активное участие родителей. Все программы пользуются большой популярностью у жителей района.

Более подробно хотелось бы остановиться на программе «Мастерская развития», которая успешно реализуется в Центре с 2018 года.
Программа направлена на оказание действенной, эффективной помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, и рассчитана на детей 6-11 лет, имеющих недостаточный уровень развития познавательных способностей.

Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

Без поддержки взрослых, без их помощи и уверенности, без ощущения удачи в других делах ребёнок не сможет преодолеть себя, свой страх, неуверенность, свои неудачи.

Задачи:

·        Развитие умственных способностей детей, памяти, внимания, мышления, воображения;

·        Развитие коммуникативного навыка;

·        Повышение мотивации обучения;

·        Активизация сил самих детей, настройка их на преодоление жизненных трудностей;

·        Профилактика формирования асоциальных форм поведения.

Целевая группа: дети младшего школьного возраста.

Количество участников в группе: 5-8 человек (открытые группы).

Программа состоит из 8 занятий периодичностью раз в месяц. Продолжительность одной встречи – от 45 мин. до 1 часа.

Форма проведения: занятия.

Место проведения: СПб ГБУ «ЦСПСД Красногвардейского района».

 

Цель программы: коррекция познавательных способностей.

Ожидаемые результаты:

·      Повышение уровня умственных способностей детей, памяти, внимания, мышления, воображения;

·      Приобретение навыка конструктивного взаимодействия
и коммуникативного навыка;

·      Формирование пространственных представлений, улучшение мелкой
и крупной моторики, активизация интеллектуальных и познавательных процессов;

·      Повышение школьной успеваемости;

·      Ранняя профилактика формирования асоциальных форм поведения.

Механизм оценки степени достижения результатов:

·      использование анкеты обратной связи после первого занятия;

·      использование анкеты обратной связи после каждого мероприятия.

 

Формы и методы работы:

·        игры и упражнения (обучающие, досуговые, дидактические, подвижные);

·        беседы;

·        опрос;

·        наблюдение;

·        ​ролевое моделирование проблемных ситуаций;

·        оценивание;

·        терапевтические сказки;

·        двигательная разминка.

Приведем один из положительных примеров реализации программы «Мастерская развития», где мальчик 6 лет испытывал трудности
в социальной адаптации, не шел на контакт со сверстниками, устраивал истерику с утра, когда мать или отец приводили его в детский сад.
Ранее ребенок детский сад не посещал, так как это семья военнослужащих,
проживавшая в закрытом поселке, где не было дошкольных образовательных учреждений. Также в семье было еще 2-е малолетних детей. Воспитатели
не могли справиться с поведением ребенка и заинтересовать его игровой
и познавательной деятельностью. Семья обратилась в Центр
за помощью, зная, что здесь проводятся развивающие занятия для детей, которые направлены на развитие у детей коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения. Несколько занятий ребенок посещал совместно с матерью. Специалистом по социальной работе ОСПП для более эффективного процесса преодоления трудностей социальной адаптации ребенка была проведена интенсивная совместная работа
с родителями. Мать и отец принимали активное участие в процессе коррекции ребенка, так как без поддержки взрослых, без их помощи
и уверенности, без ощущения удачи в других делах ребёнок не сможет преодолеть себя, свой страх, неуверенность, свои неудачи. В работе с данной семьей специалистом ОСПП была поставлена задача развить умственные способности ребенка, память, внимание, мышление, воображение, коммуникативные навыки, а также сделать акцент на формировании
у ребенка социально приемлемых навыков взаимодействия со сверстниками. Ребенок посетил 8 занятий по программе «Мастерская развития».  
Кроме того, семья регулярно приглашалась на социо - культурные мероприятия Центра и Красногвардейского района и, в итоге, справилась
с поставленными задачами. Ребенок стал более спокойным, у него расширился кругозор и словарный запас, детский сад ребенок стал посещать с удовольствием. Специалист ОСПП рекомендовал родителям организовать досуг несовершеннолетнему, семья выбрала секцию по игре в шахматы
в ЦДЮТ. Родители остались довольны работой, проделанной специалистом.

С сентября 2020 года занятия по программе «Мастерская развития» проводятся с группами учащихся 1-4 классов ГБОУ СОШ Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Основная цель программы: создание условий для успешной социальной адаптации младших школьников, сотрудничество несовершеннолетних в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона,
умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы:

- обучение ребенка навыку социальной адаптации;

- повышение у детей уверенности в себе, своих силах;

- формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни, обеспечение детям двигательной активности;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде
и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- развитие творческих способностей посредством реализации различных видов творчества и создание условий для творческой самореализации детей, воспитание эстетической культуры;

- развитие положительной самооценки;

- формирование социально приемлемого поведения;

- обучение эффективному социальному взаимодействию
с окружающими;

- коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка.

Основной формой воздействия с детьми в данной программе является организованное игровое занятие, в котором ведущая роль принадлежит взрослому.

Последовательность предъявления игр и заданий может варьироваться в зависимости от ситуации, потребностей и интересов несовершеннолетних
и результатов наблюдения специалиста.

Направление и содержание деятельности:

Повышение компетентности родителей в вопросах развития
и воспитания детей (ведение здорового образа жизни, режим дня, развитие физических способностей).

Повышение компетентности родителей в вопросе общения с ребенком для укрепления уверенности ребенка в собственных силах (бесконфликтное взаимодействие) для преодоления трудностей в обучении.

Воспитание у детей ответственного отношения к учебе,
развитие интереса к занятиям, развитие навыков самостоятельной работы (основные правила поведения в школе в целях профилактики правонарушений среди школьников, профилактика травмоопасных ситуаций в школе).

Формирование навыков самостоятельной работы, самодисциплины, самоуважения, уверенности, повышение уровня осознанности
и ответственности.

Повышение мотивации к обучению в школе (развитие работоспособности, познавательных потребностей, индивидуальных склонностей, способностей, интересов, расширение общего кругозора).

Механизм оценки степени достижения результатов:

Использование «обратной связи» с родителями в начале  
и в завершении реализации программы - в форме анкетирования.

В период эпидемиологических ограничений, вызванных распространением COVID-19, особое внимание Центр уделил дистанционной работе с использованием сайта и групп в социальных сетях, где размещается подробная информация о деятельности отделений, контактах, программах, информационные посты и фотоотчеты о будущих и прошедших мероприятиях, онлайн консультирование и обсуждение актуальных вопросов.

Специалисты Центра принимают активное участие в размещении материалов и роликов в сообществе Центра «ВКонтакте» (vk.com/centrpomoshikr); публикации постов в «Инстаграм» (www.instagram.com/cspsdkr); регулярно проводят вебинары Центра
с использованием платформы
Zoom; размещают «лайфхаки» в текстовом
и видео формате, актуальная информация по социальным льготам,
по мошенничеству в интернете, по противодействию распространению заболеваемости (в т.ч.
COVID-19); подписчики могут узнать о мероприятиях Центра, принять участие в конкурсах, записаться на прием к специалистам Центра.

    В связи с возобновлением предоставления в Санкт-Петербурге очных социальных услуг, Центром были получены уникальные QR коды, подтверждающие соответствие деятельности каждой площадки Центра требованиям стандарта безопасности Роспотребнадзора. Приём посетителей с соблюдением необходимых мер защиты от распространения короновирусной инфекции осуществляется по предварительной записи.

С учётом модернизации общества и появлением современных технологий эффективная информационная политика Центра должна реализоваться посредством сети Интернет и активного использования социальных сетей. Данные мониторинга мнения жителей района подтверждают запрос на получение социальных услуг в дистанционной форме.

В данном направлении с августа 2020 года проведена реструктуризация
и модернизация работы с получателями услуг; запланировано обеспечение отделений Центра необходимыми техническими средствами с обучением специалистов для проведения онлайн консультаций, мастер-классов                и прямых эфиров.

Реализация вышеуказанных мер позволит создать целостную,                      территориально-дифференцированную систему социального обслуживания семей с детьми, обеспечивающую доступность и высокое качество предоставления социальных услуг, при этом повысив эффективность использования материальных ресурсов Центра.

Но, безусловно, применение новейших технологий, внедрение передовых эффективнейших методов работы невозможно
без квалифицированных, неравнодушных, глубоко понимающих свое дело, специалистов нашего Центра.

 

Словарь аббревиатур:

ГБОУ СОШ – Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа.

ЦДЮТ – Центр детского и юношеского творчества.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Совершенствование технологий работы с семьями с несовершеннолетними детьми младшего школьного возраста

Совершенствование технологий работы с семьями с несовершеннолетними детьми младшего школьного возраста

В результате оптимизации структуры

В результате оптимизации структуры

Пороховые» (далее - ОСПП), закрепленном за этой территорией и расположенном по адресу: улица

Пороховые» (далее - ОСПП), закрепленном за этой территорией и расположенном по адресу: улица

Активизация сил самих детей, настройка их на преодоление жизненных трудностей; ·

Активизация сил самих детей, настройка их на преодоление жизненных трудностей; ·

Приведем один из положительных примеров реализации программы «Мастерская развития», где мальчик 6 лет испытывал трудности в социальной адаптации, не шел на контакт со сверстниками, устраивал…

Приведем один из положительных примеров реализации программы «Мастерская развития», где мальчик 6 лет испытывал трудности в социальной адаптации, не шел на контакт со сверстниками, устраивал…

Ребенок посетил 8 занятий по программе «Мастерская развития»

Ребенок посетил 8 занятий по программе «Мастерская развития»

Основной формой воздействия с детьми в данной программе является организованное игровое занятие, в котором ведущая роль принадлежит взрослому

Основной формой воздействия с детьми в данной программе является организованное игровое занятие, в котором ведущая роль принадлежит взрослому

Повышение мотивации к обучению в школе (развитие работоспособности, познавательных потребностей, индивидуальных склонностей, способностей, интересов, расширение общего кругозора)

Повышение мотивации к обучению в школе (развитие работоспособности, познавательных потребностей, индивидуальных склонностей, способностей, интересов, расширение общего кругозора)

С учётом модернизации общества и появлением современных технологий эффективная информационная политика

С учётом модернизации общества и появлением современных технологий эффективная информационная политика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2021