«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ НАПАДЕНИЯ И ОБОРОНЫ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КИКБОКСЕРОВ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На необходимость выявления частоты применения, результативности и базового состава техники, и тактики ведения боя на ответственных соревновательных, для определения существующих тенденций и учета их в оптимизации и совершенствовании учебно-тренировочного процесса указывается в работах Д.А. Тышлера (1981, 2013), В.М. Игуменова (2006), Е. В. Калмыкова (1996) и В.В. Гожина, О.Б. Малкова (2008). В теории и практике кикбоксинга перечисленные выше вопросы не нашли своего научно-методического обоснования. Поэтому существует научная проблема определения частоты применения и состава действий нападения, и обороны в соревновательных поединках квалифицированных кикбоксеров.
Иконка файла материала 252222.doc
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ НАПАДЕНИЯ И  ОБОРОНЫ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КИКБОКСЕРОВ»2    О Г Л А В Л Е Н И Е Введение....................................…........………………………….…………3 ГЛАВА 1. Соревновательная деятельность и анализ техники и          тактики в спортивных единоборствах..…………………….………..5 1.1. Анализ техники и тактики в спортивном поединке………………….5 1.2. Технико­тактический анализ в поведения         единоборцев в спортивном поединке …………………………….......7 ГЛАВА 2. Цель, задачи и методы исследования…………………………14 2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………..14 2.2. Методы исследования………………………………………………….14 2.2.1. Анализ и обобщение литературных источников…………………..15 2.2.2. Педагогические наблюдения………………………………………...15 2.2.3. Технико­тактический анализ подготавливающих и            боевых действий……………………………………………………..16 2.2.4. Педагогический эксперимент……………………………………….21 2.2.4. Методы математической статистики……………………………….21 2.3. Организация исследования……………………………………………23 ГЛАВА 3. Технико­тактический анализ действий нападения и            обороны применяемых кикбоксерами в соревновательных           поединках…….……………………………………………………….24 3.1. Действия нападения, применяемые высококвалифицированными        кикбоксерами в соревновательных поединках……………………....24  3.2. Действия обороны, применяемые высококвалифицированными        кикбоксерами в соревновательных поединках……………………....32  3.3. Педагогический эксперимент…………………………………………363 Выводы………………………………………………………………………43 Список литературы………………...……….……………………..……......454  В Е Д Е Н И Е Актуальность   работы определяется   необходимостью   совершенствования   популярного   вида выпускной   квалификационной   спортивного   единоборства   –   кикбоксинг,   получивший   широкое распространение в России в последние десятилетия. Основная научно­ методическая и учебная литература по кикбоксингу посвящена базовой технике   выполнения   движения   и   манерам   ведения   боя   [13,  20,  21]. Исследованию   вопросов  состава  боевых   действий  уделяется  большое внимание   специалистами   в   фехтовании   [2,  38,  39]   и   тхэквондо   [44]. Исследования   характера   боевых   действий   используемых   в соревновательной   деятельности   квалифицированных   кикбоксеров   еще не уделяют достаточного внимания. На   необходимость   выявления   частоты   применения, результативности и базового состава техники, и тактики ведения боя на ответственных   соревновательных,   для   определения   существующих тенденций   и   учета   их   в   оптимизации   и   совершенствовании   учебно­ тренировочного процесса указывается в работах Д.А. Тышлера (1981, 2013), В.М. Игуменова (2006), Е. В. Калмыкова (1996) и В.В. Гожина, О.Б. Малкова (2008). В теории и практике кикбоксинга перечисленные выше   вопросы   не   нашли   своего   научно­методического   обоснования. Поэтому   существует  научная   проблема  определения   частоты   и   обороны   в применения   и   состава   действий   нападения, соревновательных поединках квалифицированных кикбоксеров.  Объектом исследования является соревновательная деятельность кикбоксеров высшей квалификации на ответственных соревнованиях.5 Предметом  исследования   являются   действия   нападения   и обороны применяемые в кикбоксерами. Гипотеза   исследования.   Предполагается,   что   проведение технико­тактического анализа позволит выделить действия нападения обороны   применяемые   высококвалифицированными   кикбоксерами   и тактические характеристики позволяющие повышать их эффективность в   условиях   конфликтного   взаимодействия   спортсменов   в соревновательных схватках. Решение этой проблемы позволит улучшить технико­тактическую подготовку спортсменов. Научная новизна:  ­ определен состав действий наступления и обороны применяемых кикбоксерами высшей квалификации; ­ выявлены частота и результативность действий наступления и обороны   характеризующих   ведения   соревновательных   поединков кикбоксерами на ответственных соревнованиях  Практическая   значимость  работы   связана   с   дополнением подготовки технико­тактической   содержания   высококвалифицированных   спортсменов   действиями   нападения   и обороны   на   базовом   этапе   подготовки   и   на   этапе   спортивного совершенствования.6 ГЛАВА 1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АНАЛИЗ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ  В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ 1.1. Анализ техники и тактики  в спортивных единоборствах Проведение   тактического   анализа   поведение   единоборцев   в   многими   специалистами   было соревновательных   поединках, установлено,   что   применение   отдельных   приемов   ведения   боя   или борьбы не дают ожидаемого эффекта [1,  4,  7,  30]. Интерпретировать этот   факт   стали   с   помощью   соотнесения   временных   параметров выполнения  атакующего    и  защитного  действия, указывая  на  то, что пока   атакующий   выполняет   прием,   атакуемый   успевает   выполнить эффективную защиту [1].  Борцы  стали  преодолевать  такую  защиту с помощью   комбинаций,   состоящих   из   подготавливающего   и завершающего приемов, объединенных   общей   тактической   задачей. Специалисты   по   спортивной   борьбе   ввели   наименование   таких образований     ­  сложные   тактико­технические   действия  [32].  Однако, следует заметить, что при проведении анализе таких действий они   не выделяют  тактическую и техническую часть действия, а апеллируют к приему [5]. При   анализе   эффективности   сложных   тактико­технических действий следует выделять следующие факторы:  1  ­  составные части  ­ подготавливающий прием,  ответная реакция атакуемого, завершающий   2   ­   временной   интервал   между   подготавливающим   прием,     и завершающим   приемом,     3   ­   характер   выполнения   каждой   из   частей7 сложного тактико­технического действия,   4 ­   конкретную ситуацию выполнения действия [18]. Анализ   технико­тактической   подготовленности   единоборцев часто   сводится   к   анализу   технической   подготовленности,   при   этом исследователями,   как   правило,   регистрируются   приемы,   проводимые спортсменами   и   их   оценка   судьями   [36,  40].   Что   касается   тактики применения   приемов   [10,  11,  12],   то   с   ее   помощью   проводится интерпретация технической подготовленности. Рассмотрение техники, используемой   спортсменами   в   схватке,   с   позиции     тактики   вполне оправдано   для   практических   целей,   однако,   регистрация   самих тактических   действий   позволила   бы   более   точно   характеризовать поведение спортсменов [8, 23]. Рассмотренная выше позиция указывает на то, что, осуществляя анализ поведения единоборцев,  нельзя  делать  это  исходя только из биомеханического   анализа   происходящего,     запечатленного   при видеорегистрации. Для достоверного  анализа необходимо использовать опыт экспертов,   и только эксперты могут указать причины того или иного  действия  [22,  27],  которые  непосредственно     не    вытекают   из анализа движений,  спортсменов.  Смысловые структуры,  реализуемые единоборцами,   определяют   их   поведение,   а   эксперты   помогают   эти структуры обнаружить [24, 25]. Одновременно рассмотрение поведения   дзюдоистов   предложил И.Д.   Свищев   [29,  30].   Он   подразделили   его   по   следующим взаимосвязям:   1)   нападение   ­   нападение,     2)   нападение­   защита,   3) нападение  уклонение, 4)  уклонение ­   уклонение.  Исходной  посылкой такого рассмотрения является позиция противоборства между борцами, что вызывает конфликт между ними.   В этом подходе зафиксирован8 прямолинейный стиль борьбы:  отвечать действием на любое  действие противника,    не     дать     выполнить     ни   одного   действия   противнику. Следует   заметить,     не рассматриваются тактические действия, не выделяется контратакующая   что   в   этом   подходе,     естественно,   стратегия,   не   учитываются   смысловые   структуры   поведения.   В   нем фиксируется   начальные   уровень   поведения   борцов,     как   правило, свойственный борцам невысокой квалификации, хотя такое поведение, по нашим наблюдениям, встречается у борцов и на Олимпийских играх, и на Чемпионатах мира, но такие борцы обычно не занимают призовых мест, уступая борцам комбинационного стиля. Тактика   и   тактическая   подготовка   во   всех   видах   спортивных единоборств отводят важное место тренировки действий нападения и обороны   [31,  37,  41],   при   этом   формирования   тактических   умений является   неотемлемой   частью   тактической   подготовки   [27,  31].   В кикбоксинге   тактики   применения   действий   нападения   в   начальной подготовке не имеет самостоятельного значения [42, 43]. 1.2. Технико­тактический анализ поведения единоборцев в спортивном поединке Тактический   анализ   является   составной   частью профессиональной деятельности тренера. Практически все работы по проблеме   тактики   осуществлялись   с   использованием   анализа соревновательной   деятельности   спортсмена.   В   спортивной   борьбе использование   положений   теории   деятельности   и   системного   анализа [16,  25].   Авторы   исследовали   успешность   осуществления   борцами9 тактико­технического   противоборства   с   учетом   системы   целевых установок   на   процедуру   ведения   схватки.   В   вольной   борьбе рассматривалось   исследование   и   планирование   тактики   схваток. Исследование   взаимодействия   борцов   было   осуществлено   И.Д. Свищевым   [30]   при   рассмотрении   поведения   борцов   в   поединках.   В боксе Е.В. Калмыковым [15] было проведено развернутое исследование индивидуального стиля деятельности в спортивных единоборствах.  Особенно   активно   соревновательная   деятельность   изучается   в фехтовании,   так   А.В.   Аркадьев   [2]   разработал   систему   и классификацию   боевых   действий   в   фехтовании.   Данная   работа позволяет   структурировать   поведение   фехтовальщика   в   поединке, определять   тактические   и   боевые   задачи,   выделять   моменты взаимодействия   с   противником,   устанавливать   намерения   и   характер предварительного осмысления. Важное место в предложенной системе принадлежит   подготавливающим   и   основным   действиям.   Анализ подготавливающих   действий   позволяет   установить,   как   спортсмен осуществляет овладение инициативой, проводит разведку и маскировку, как он управляет действиями противника и затрудняет их проведение, и как   отвлекает   противника,   снижая   его   настороженность.   Анализ основных действий разбивается на рассмотрение действий нападения и действий обороны. В действия нападения включены атака, контратака, повторная   атака,   ответная   и   встречная   атака,   которые   существенно усложняются в зависимости от решаемых тактических задач, обмана, отвлечения,   управления   и   т.д.   Действия   обороны,   в   свою   очередь, разделяются   автором   на   активную   и   пассивную   оборону,   в   которых рассматриваются   различные   защиты:   с   ответами   и   без   ответа,   в10 зависимости от тактического обыгрывания и условно­рефлекторного и импульсивно­защитного характера. В   продолжение   исследований   В.А.   Аркадьева   были   выбраны другие признаки для анализа Д.А. Тышлером [39],  А.В. Родионовым и Б.В.   Турецким   [28],   что   позволяет   в   фехтовании   проводить исследование с опорой на методологические схемы. Исследование   соревновательной   деятельности   фехтовальщиков, проведенное   С.Д.   Бойченко   и   Д.А.   Тышлером   [6],   позволило   им установить   соотношение   частота   в   соревновательных   поединков   в фехтовании   с   тактическими   характеристиками   инициативы   начала нападений,   использования   поля   боя   и   времени   при   действиях спортсменов   наступательно,   оборонительно,   маневренно,   позиционно, скоротечно и выжидательно.  Также был определен частота применения разновидностей     подготовки   квалифицированными средств фехтовальщиками   в соревновательных поединках при осуществлении игровых движений оружием, имитаций нападений и защит, действий с угрозой   нанесения   (получения)   укола,   незасчитываемых   схваток, обоюдных   атак   и   глубокого   маневрирования.   Данное   исследование показало   количественные   и   качественные   характеристики   поведения фехтовальщиков   в   поединке,   что   позволяет   при   несколько   другой интерпретации рассматривать манеры ведения боя. Большое значение для понимания манеры ведения поединка имели исследования   специфических   и   неспецифических   двигательных реагирований   и   специализированных   реагирований   спортсменов, проведенных   В.С.   Келлером   [17],     и   исследования   особенности принятия   решения   фехтовальщиками   в   ситуациях   боевых взаимодействий, проведенные  Б.В. Турецким Б.В. [35]. Они позволили11 автору   привести   глубокое   исследование   стилей   деятельности фехтовальщиков   с   учетом   сенсомоторных   и   личностных   показателей реагирования. На основе эмпирических обобщений разработать модели   маневренно­ четырех     позиционно­наступательного, стилей: наступательного, оборонительного [35].   маневренно­оборонительного   и   позиционно Исследования боевых действий, их частота и результативность,   ситуационные показатели   разновидности   атакующих   действий, разновидности   схваток   с   учетом   критериев   оценки   тактической инициативы в фехтовании и исследования многих других показателей позволило     установить   устойчивые   характеристики   соревновательной деятельности фехтовальщиков. Исследованием,   идей конфликтной   теории   деятельности,     и   в   частности   рефлексивного   определившим   распространение анализа,     явилась   работа   В.А.   Лефевра   [19]     в   которой   нашло обоснование   исследование   алгебры   конфликта     и   рефлексивного управления   поведением   противника   в   конфликте.   Применение   этих идей нашло плодотворную почву в фехтовании [6]. В настоящее время, в   спортивной   педагогике   анализу   конфликтного   взаимодействия уделяется большое внимание. Развитие идей конфликтной деятельности в   понимании   конфликтного   взаимодействия   было   осуществлено   О.Б. Малковым   [24,  25].   Рассматривая   предметную   деятельность   как систему субъектно­объектных и межсубъектных отношений, он выделил три   конфликта:   приоритета,   препятствий,   приоритета   и   исключения. Последний тип конфликта, возникающий в спортивных единоборствах позволяет четко определить методологическую позицию исследования конфликта   и   выделить   стадии   развития   конфликта   и   провести12 соотнесение   межсубъектно­объектные   отношения   с     процессуальной конфликтной структурой схватки.  Так   анализ   структуры   конфликта   поединка   в   спортивных единоборствах   и   разработки   тактико­технических   структур   было предложено   О.Б.   Малковым.   В   предложенной,   автором   модель   были выделены ситуации развития конфликта  в ударных видах единоборств [20] и хотя данная модель носит описательный характер, она позволяет рассматривать   поведение   бойцов,   исходя   из   закономерностей   смены ситуаций конфликтного взаимодействия и поэтому с ее помощью можно проводить   анализ   поведения   как   одновременно   двух   бойцов,   так   и поведение одного бойца.  В   предложенной   автором   ситуационной   модели   развития конфликтного   взаимодействия   выделяются   следующие   ситуации: создание  системы  двух бойцов характеризует  исходным   положением; далее  бойцы  переходят к  ситуациям  нейтрального, благоприятного  и неблагоприятного   взаимодействия,   когда   и   начинается   процесс функционирования   системы.   Далее   между   бойцами   возникают   такие ситуации   как   опасная   контактная   ситуация   и   ложная   контактная ситуация   это   ситуации   реальной   и   нереальной   угрозы,   следующей является ситуация начала атаки, то есть предметного преобразования противника;   оптимальное   развитие   процесса   разрешения   конфликта приводит  к  созданию критической  ситуации, и заканчивается процесс разрешения конфликта оцениваемым или  неоцениваемым  положением. В   дальнейших   исследованиях   автором   были   уточнены   конфликтные ситуации и выделены ударная и боевая дистанции, атаковая и защитная заряженность   бойца   [24].   В   нашем   исследовании   основное   внимание13 уделяется   выделению   типичных   стартовых   ситуаций,   которые характеризуются как благоприятные ситуации для проведения атаки.  В фехтовании теоретические основы анализа действий в поединке были заложены Д.А. Тышлером [34, Error: Reference source not found39]. Для   анализа   технико­тактических   составляющих   мастерства фехтовальщиков   по   его   мнению   главными   являются   следующие важнейшие положения: «­   разноуровневая   значимость   факторов,   определяющих тактическую сущность действий, ситуаций ведения поединка; ­ произвольный выбор атакующих, защитных, подготавливающих действий   при   разнообразии   ситуаций,   а   также   при   широких возможностях взаимозамен между разновидностями действий; ­   альтернативность   тактического   поиска   при   выборе разновидности нападения и противодействия нападению противника в условиях рефлексивного принятия тактических решений; ­   неожиданность   значительного   числа   ситуаций,   успешность действий,   в   которых   основана   на   появлениях   специализированных свойствах спортсменов; ­   количественная   и   ситуационная   неопределенность использования   тактических   решений,   применяемых   в   поеденке   на уровне рефлексии или двигательного реагирования; ­   неопределенность   параметров   исходных   дистанций   и   их изменений в ходе схватки; ­ вариативность параметров атакующих и защитных действий при типовых   исходных,   фазовых   и   конечных   положениях»   [35,   с.28]. Подробно автором раскрываются тактические задачи – намерения при осуществлении бойцами боевых действий. Первую группу составляют14 тактические задачи боевых действий: разведка, маскировка, вызовы и помехи,   которые   реализуются   в   игре   оружием,   маневрировании, имитации нападений и защит, ложных нападениях и защитах с угрозой нанесения (получения) укола, незасчитываемых действий. Для оценки действий   фехтовальщиком   в   поединке   Д.А.   Тышлером   предлагаются критерии   оценок,   отражающие   специализированность   мышления   и проявлений   анализаторных   систем   спортсмена,   таких,   как:   степень готовности к применению действий, характер реагирования спортсмена, ступени   реализации   инициативы   в   схватке,   способ   достижения результативности нападений, продолжение нападения (защиты), глубина выполнения,   моментные   и   ритмические   параметры,   направленность перемещений   спортсмена   по   полю   боя,   направленность   движения оружием и взаимодействие с оружием противника. При   рассмотрении   тактического   значения   подготавливающих действий, важным аспектом анализа для автора являются тактические характеристики   подготовки   и   применения   действий,   которые   имеют определенную многомерность. Основными из них являются: стремление получить преимущество инициативы начала нападений в использовании пространства   для   передвижений,   времени   на   подготовку   действий, разновидностей   дистанций   и   положений   оружия,   более   адекватном выборе действий.  Тактический   аспект   анализа   проявляется   в   исследовании направленности   тактических   намерений   фехтовальщика   на   выборе действий перед схваткой и в процессе единоборства оружием, которая характерна: «­   раздвоенностью   тактического   поиска   –   набор   разновидности атаки и противодействия атаке противника:15 ­   множественность   разновидностей   реализации   тактических намерений; ­   развитием   единоборства   –   от   одноактного   действия   к многоактному взаимодействию с противником; возрастающей тактической неопределенностью ситуаций по мере развития схватки» [38, с.32]. Рассмотренный   метод   анализа   является   мощным   средством получения   информации   о   тактико­тактическом   мастерстве спортсменов,   и   он   корректно   может   быть   применен   для   проведения технико­тактического   анализа   по   видеоматериалам   соревновательным поединков. В   боксе,   фехтовании,   в   спортивной   борьбе   накоплен   большой опыт   анализа   соревновательной   деятельности   по   регистрации,   как технических, так и тактических действий. В фехтовании и тхэквондо выделены   боевые   действия,   боевые   взаимодействия   спортсменов, основные   разновидности   подготавливающих   действий   и   тактические характеристики взаимодействия фехтовальщиков. Выше   сказанное   подтверждает   необходимость   проведения адаптации, интерпретации исследовательских методик применяемых в различных видах единоборств   и на этой основе проведения технико­ тактического   анализа   соревновательной   деятельности   кикбоксеров высшей квалификации выступающих на ответственных соревнованиях.16 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цель и задачи исследования. Цель работы.  Определить   частотy  и   результативность   действий   нападения   и обороны, применяемых кикбоксерами в соревновательных поединках и экспериментально   проверить   эффективность   их   освоения квалифицированными спортсменами Задачи исследования. Для   решения   проблемы   совершенствования   тактико­технической подготовки кикбоксеров высшей квалификации нами были поставлены и последовательно решались следующие задачи: 1. Рассмотреть в научно­методической литературе по спортивным единоборствам исследования связанные с проведением анализа техники и тактики ведения боя в различных видах единоборств. 2.   Провести   технико­тактический   анализ   применения   действий нападения и обороны в соревновательных поединках на ответственных соревнованиях. 3.   Определить   эффективность   освоения   действий   нападения   и совершенствования спортивного этапе   обороны   на     высококвалифицированными кикбоксерами. 2.2. Методы исследования.17 Решение   поставленных   задач   осуществлялось   с   помощью использования следующих методов:  1. Анализ и обобщение литературных источников.  2. Педагогические наблюдения.  3.   Технико­тактический   анализ   подготавливающих   и   боевых действий.  4. Педагогический эксперимент. 5. Методы математической статистики. 2.2.1. Анализ и обобщение литературных источников Анализ   специальной   научно­методической   литературы проводился   для   решения   первой   задачи   исследования.   Анализ   и обобщение   литературных   источников   позволил:   подтвердить актуальность   проводимого   нами   исследования;   выделить   основные тактико­технические   характеристики   ведения   боя   в   различных   видах единоборств; выбрать теоретическую концепцию исследования ­ теорию конфликтного   взаимодействия   в   спортивных   единоборствах   и сравнительный   тактический   анализа   поведения   спортсменов   в единоборствах. 2.2.2. Педагогические наблюдения. Педагогический анализ был направлен на исследования тактико­ технической подготовленность  кикбоксеров, что  позволило  составить общее представление  об используемой ими тактике и технике ведения18 боя.   Педагогические   наблюдения   позволили   расширить   процедуру обсуждения   экспериментальных   результатов   и   уточнить   полученные выводы по проводимому исследованию.19 2.2.3.   Технико­тактический   анализ   подготавливающих   и   боевых действий В фехтовании теоретические основы анализа действий в поединке были   заложены   Д.А.   Тышлером   [Error:   Reference   source   not   found]. Данный   метод   анализа   является   мощным   средством   получения информации  о  тактико­тактическом  мастерстве  спортсменов, однако, развитие тактики ведения боя кикбоксерами еще не позволяет в полной мере им воспользоваться применением типовых действий нападения и обороны свойственных высококвалифицированным кикбоксерам. Для проведения анализа мы использовали терминология описания боевых действий принятую в фехтовании. Атака ­ инициативное наступательное боевое действие оружием, имеющее целью нанести укол (удар) противнику, не находящемуся в атаке.  Атака броском «стрелой» ­ выполняется стартообразным броском или прыжком вперед, переходящим в бег.  Атака второго намерения ­ сложная атака, состоящая из ложной атаки или контратаки     для     вызова      противника     на     активное противодействия,   отражение   ложной   атаки   и   завершающего   схватку укола (удара) в целях поражения противника, (включает     в     своем описании     боевое     взаимодействие,     как     использование защиты, контратаки, встречной атаки)  Атака с батманом ­ атака уколом или ударом с предварительным толчком   своим         оружием         клинка         противника,   (атаки     с предатаковыми подготовками).20 Атака   с   действием     на   оружие   –   атака   уколом   или   ударом   с предварительным захватом, нажимом, батманом или завязыванием.  Атака с выдержкой ­ атака, умышленно выполняемая с задержкой темпа.  Атака   комбинированная   ­   атака,   состоящая   из   действия   на оружие, обмана и укола (удара).  Атака с обманом ­ атака, начинающаяся обманным движением – угрозой оружием с целью вызвать противника на защитные движения, с тем, чтобы, обойдя его клинок своим оружием, поразить противника уколом, (ударом) в открывающуюся часть тела. Атака   прямая   ~­   атака   прямым   уколом   (ударом),   не   меняя фехтовальной линии. Атака переводом ­ атака уколом или ударом из одной   фехтовальной   линии   в  другую       под       или       над       оружием противника       (включается       техника   выполнения   приема).   Атака переносом       атака уколом (ударом) из одной фехтовальной линии в другую через острие оружия противника. Атака справа ­ атака с правой стороны. Атака слева ­ атака с левой стороны. Контратака   ­   переход   в   атаку   против   наступающего.   В фехтовании: 1) атака на атаку противника с одновременной защитой; 2) атака на подготовку противника или на начало атаки, но опережающая его нанесением ему укола (удара) не менее чем на один темп, т.е. с выигрышем времени.  Контрответ ­ ответ, наносимый атакующим после его защиты от ответа противника. Ложная атака ­ умышленно не доведенная до конца или   замедленная   атака,   имеющая   целью   вызвать   противника   на желаемое   противодействие   для   подготовки   и   осуществления   своего завершающего действия.21 Ложное действие    все действия фехтовальщика, умышленно не доведенные до конца или преувеличенно широкие, проводятся, в бою для разведки, скрытия истинного намерения или вызова противника на желаемые   действия.   Немедленный   ответ   ­   ответный   укол   или   удар, выполняемый с максимальной быстротой после защиты оружием.  Обман   ­   угроза   движением   оружия   или   тела,   совершаемая фехтовальщиком с целью вызвать противника на определенную защиту, чтобы нанести укол (удар) в открывшуюся часть его тела. Обман прямым уколом угроза   в   ту   линию,   где   находится оружие бойца. Обман переводом угроза, оружием из одной линии в другую под или над оружием противника. Обман переносом    угроза оружием из одной линии в другую через острие оружия противника. Обман телом ­ угроза движением туловища. Обоюдные атаки ­ атаки,   которые   начались   одновременно   и   одновременно   завершились уколами (ударами). Отбив   ­   защита,   производимая   мгновенным   толчком   своего оружия он оружию атаковавшего противника.  Ответная   атака   ­   сокращенный   ответ,   наносимый   противнику после защиты оружием. Ответ с паузой ­ ответ с выдержкой темпа. Ответ с обманом ­ ответ или ответная атака с угрозой оружием или телом.  Ответ с действием на оружие ­ ответный укол с завязыванием или другим действием на оружие противника.  Ответ  с  двойным  переводом  ­  ответный  укол  после  защиты двумя   переводами.   Повторная   атака   ­   атака   вслед   за   неудавшейся22 атакой, выполняется повторным выпадом с нанесением укола (удара) в ту же или в другую линию.  Показать   укол           вытянуть   руку,   создать   угрозу   оружием, определенным приемом.  Предупреждающий укол ­ укол (удар) в темп  на сложную атаку противника.   Простая   атака   ­   атака,   состоящая   из   одного   движения вооруженной рукой из  одной  фехтовальной  линии  в  другую  или  в ту  же  по  кругу, выполняемая без потери темпа. Простая   защита   ­   защита,   состоящая   из   одного   движения вооруженной рукой из одной фехтовальной линии в другую или в ту же по кругу, выполняемая без потери темпа.  Сложная защита ­ защита, состоящая из двух и более защитных движений вооруженной     рукой     и     конечной     защиты,     которая отражает  атаку противника.  Уклонение ­ движение телом от укола (удара) противника вниз, в сторону   или   назад   с   одновременной   подставкой   своего   оружия   для укола (удара). Сложный   ответ   ­   ответ,   состоящий   из   нескольких   приемом оружием; выполняется с обманом или с действием на оружие.  Сложный   обман   ­   проводится   в   две   или   несколько   движений оружием или телом;  сочетание плавных и акцентированных обманных движений оружием; обман с выдержкой темпа и движением тела. Сложная   атака   ­   атака,   состоящая   из   нескольких   движений оружием,   выполняемая   с   обманом,   действием   на   оружие,   и   их комбинацией без потери темпа. Сложный  ответ, это ответ, состоящий из нескольких приемов оружием; выполняется с обманом или действием на оружие.23 Защита ­ отражение своим оружием клинка атакующего в целях избегания укола   (удара).   По   характеру   прикосновения   оружия   к оружию противника защиты могут быть: отбивом, отводом, подставкой оружия, уступанием и перехватыванием.  Защита   отбивом   ­   защита,   производимая   отведением   сильной частью своего клинка   слабой   части   оружия   противника   в   сторону без   потери соединения с сохранением оппозиции в линии атаки.  Защита подставкой оружия ­ защита подставкой своего оружия под удар (укол) атакующего противника.  Защита   уступающая   ­   защита   переводом   слабой   части   клинка противника на свою сильную часть оружия с выведением его из линии атаки.  Защита прямая ­ защита в ту же линию, где находится оружие противника или из одной линии в другую по горизонтали или вертикали. Защита   полукруговая   ­   защита   По   диагонали   из   одной фехтовальной линии в другую. Защита круговая   защита по кругу из одной фехтовальной линии в ту же.  Защита  запоздала ­ защита   принятая    с    опозданием,    укол удар засчитывается. Защита преждевременная ­ защита взята рано, не в конечный   момент   атаки   нападающего;   реагирование  на  истинную  или ложную атаку нападающего.    2)     преждевременное Контрзащита   ­   защита   от   ответного   укола.   Ложная   защита   ­ умышленно   не   добранная   защита   или   преувеличенно   широко обозначенное резкое защитное движение, применяемое с целью вызова противника   на   желаемое   противодействие   или   введение   его   в24 заблуждение    ложным    реагированием    для    осуществления    своих истинных намерений.  Обобщающая защита ­ защита, перекрывающая несколько линий широким   полукруговым   или   круговым   движением   оружия   с   целью отбить   или   «поймать»  оружие   противника.   Останавливающий       укол укол,   наносимый   противнику   в   момент подготовки' к атаке на его шаг вперед [34].25 2.2.4. Педагогический эксперимент Педагогический   эксперимент   проводился   для   проверки эффективность обучения выявленным действиям нападения и обороны, выполняемых в учебно­тренировочных и соревновательных поединках. Эксперимент   проводились   в   форме   естественного   педагогического эксперимента, не нарушая естественного хода учебно­тренировочного процесса. Экспериментальная группа были составлены из спортсменов высокой   квалификации.   Испытуемые   экспериментальной   группы осваивали технику и тактику проведения боевых действий в процессе учебно­тренировочных   занятий.   Различия   между   результатами предварительной и итоговой проверок  в экспериментальной  группе  в начале   эксперимента   и   в   конце   должны   показать   эффективность освоения отобранных действий нападения и обороны.  2.2.5. Методы математической статистики В процессе статистического анализа данных исследований состава ударных действий, типичных стартовых ситуаций, комбинаций и серий ударов и доминирующих компонентов манер ведения боя вычислялись: ­ частота применения, как отношения количества исследуемого показателя к общему количеству выполненных действий в %; ­   результативность   интегральная,   как   отношение   количества оцененных действий конкретного удара (комбинации, серии ударов и т.д.) к количеству всех проведенных ударов (комбинации, серии ударов и т.д.) в %.26 Данные,   полученные   в   результате   проведения   педагогического эксперимента   обрабатывались   с   помощью   однофакторного дисперсионного анализа при корреляции данных. При повторных измерениях, наблюдениях или испытаниях на одних и тех же объектах сталкиваются с сильной взаимосвязью (корреляцией) измерений или испытаний. Сущность метода состоит в том, что полная сумма   квадратов   отклонений  Qобщ  разлагается   на   три   составляющие: сумму   квадратов   отклонений   между   группами  Qмеж,  сумму   квадратов отклонений внутри групп Qвнутр  и сумму квадратов остаточная Qостат   Qобщ = Qмеж + Qвнутр + Qостат Расчеты производятся по алгоритму вычислений по 20 шагам [Error: Reference source not found].   Результаты дисперсионного анализа записываются в общепринятой форме таблице  1. Результаты дисперсионного анализа Таблица 1 Вариация Сумма квадратов Общая Внутригрупповая Межгрупповая Остаточная Степень влияния фактора  –  % Число степеней свободы N ­ 1 n ­ 1 K – 1 (n ­1) (K – 1) Дисперсия F­критерий расч.    табл. (Р≤0,01)27 Статистическая обработка результатов  педагогического позволила сделать   обоснованные     выводы   о   подтверждении   экспериментальной гипотезы   и   подтвердить   эффективность   освоения   спортсменами рукопашного   боя   разработанной   системы   тренировочных   заданий   и обучении   выполнения   ударов   руками   с   захватом   куртки.   При использовании  однофакторного  дисперсионного анализа достоверными различиями   при   межгрупповом   и   внутригрупповом   сравнении результатов дисперсионного анализа уровень составил Р≤0,05. 2.3. Организация исследования Исследование   проводилось   в   два   этапа.   На   первом   этапе   (осень 2013   г.   –   весна   2014)   исследования   проводился   анализ   научно­ методической   литературы   по   проблеме   анализа   действий   нападения   и обороны в технико­тактической подготовке спортсменов в кикбоксинге. Педагогические   наблюдения   и   анализ   опыта   специалистов   позволили уточнить   гипотезу,   цель   и   задачи   исследования.   На   основании педагогических   наблюдений   за   соревновательной   деятельностью   борцов была разработана методика обучения действиям нападения и обороны. На   втором   этапе   (осень   2014   г.   ­   весна   2015   г.)   проводился педагогический   эксперимент   с   участием   9   кикбоксеров.   В   ходе педагогического   эксперимента   были   проведены   предварительная   и итоговая   проверки   и   получены   средние   значения   оценок   контрольных заданий.   Далее   была   проведена   обработка   данных   методом однофакторного   дисперсионного   анализа.   На   этом   этапе   были проанализированы   результаты   эксперимента,   проведено   их   логическое осмысление и оформление выпускной квалификационной работы.28 ГЛАВА   3.   Технико­тактический   анализ   действий   нападения   и обороны применяемых кикбоксерами в соревновательных поединках В литературе по боксу, борьбе и каратэ проведены исследования технического   арсенала   используемого   высококвалифицированными спортсменами.   Простое   сравнение   ударов   в   различных   видах   спорта может   дать,   в   основном,   огрубленный   взгляд   на   частота, результативность и эффективность исследуемых ударов. Более тонкий анализ, по нашему мнению, связан с исследованием действий нападения и обороны, и подготавливающих действий.  3.1.   Действия   нападения,   применяемые высококвалифицированными   кикбоксерами   в   соревновательных поединках Основу   соревновательного   поединка     составляет   проведение спортсменами   действий   нападения   и   обороны.   Эффективность проведения действий нападения и обороны определяется правильным подбором приемов маневрирования, предатаковых подготовок и выбора технических действий. Во­первых,  это связано с тем что, эти действия оцениваются   судьями,   а   во­вторых,   их   целенаправленные   соединения образуют боевые взаимодействия. Конфликтное   взаимодействие   в   соревновательных   поединках разворачивается   при   проведении   боевых   действий.   Определяющими среди   боевых   действий   являются:   атаки   против   защит,   маневренные атаки, комбинационные атаки, атаки сериями, атаки на предатаковые подготовки,   атаки   на   маневры,   атаки   против   атак.   При   технико­29 тактическом   анализе   конфликтной   ситуации,   в   которой рассматривается   применение   боевых   действий   обоими   спортсменами одновременно,   выявляется   конфликтное   взаимодействие.   Первым этапом   технико­тактического   анализа   конфликтного   взаимодействия является выделение состава боевых действий. Проанализировав   22   поединка,   любительских   боев   на Чемпионатах России и международных турниках мы смогли получить статистическую   информацию   о   составе,   частоте   встречаемости, результативности   ударов   в   действиях   нападения   и   обороны, используемых   высококвалифицированным   кикбоксерами   в   поединках (Таблица 2).  ПОДГОТОВКИ К АТАКАМ 1. Одиночная угроза удара рукой  (частота применения – 1,9%) применяется для разведки намерений противника, как подготовка к атаке и как защитное действие против намерений противника проводить атаку. Применяемые удары: прямой удар ближней рукой – 39%; боковой удар ближней рукой ­ 33%, прямой удар ближней ногой – 11%; боковой удар ближней ногой – 17%. 2. Одиночная угроза удара ногой  (частота применения – 0,8%) применяется для разведки и для отвлечения от ударов руками.  3. Серия угроз (частота применения – 2,2%) используется в тех же ситуациях,   как   и   применении   одиночных   угроз   удара.   Основная тактическая задача это усложнение для противника реагирований за счет сочетаний ударов руками и ног.30 Суммарный   частота   применения   подготовок   к   атаками составляет 4,9%. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. СОСТАВ ДЕЙСТВИЙ НАПАДЕНИЙ И ОБОРОНЫ ПОДГОТОВКИ К АТАКАМ Одиночная угроза удара рукой Одиночная угроза удара ногой Серия угроз АТАКИ ПРОТИВ ЗАЩИТ Имитация атаки  Атака с места с опережением защиты  Атака с замедлением Атака с предварительным импульсом начала  удара Атака в защиту Повторная атака  МАНЕВРЕННЫЕ АТАКИ 10. Атака сближением  11. Атака преследованием серий ударов руками 12. Атака при взаимосближение АТАКИ КОМБИНАЦИЯМИ И АТАКИ  СЕРИЕЙ УДАРОВ  13. Угроза или серия угроз плюс атака  14. 15. Атака серией ударов Ложная атака + атака (одиночная или серией) АТАКИ НА ПОДГОТОВКИ 16. Атака на маневр (сближение) АТАКИ ПРОТИВ АТАК Встречная атака 17. Атака серии против серий (темповой перебой) 18. Атака серии против серий (силовой перебой) 19. 20. Обоюдная атака (одиночный перебой) 21. Контратака против последнего удара в серии  или комбинации 22. Ответ ударом в середину серии 23. Ответная атака на окончание удара 24. Ответная атака  Итого: Частота Рез. 1,9 0,8 2,2 15,4 1,9 1,3 2,6 10,0 3,5 0,0 3,2 3,7 3,2 4,1 1,9 5,0 3,5 5,6 6,9 3,0 6,7 1,7 6,7 2,8 2,2 100 1,9 2,6 5,2 4,5 5,2 0,0 2,6 3,9 2,6 4,5 1,9 10,4 4,5 11,0 12,3 5,2 5,8 1,3 8,4 2,6 3,2 100 Таблица 2 ­ Результаты тактического видеоанализа применения  действий  нападения и обороны в соревновательных схватках (поединков n = 22)31 АТАКИ ПРОТИВ ЗАЩИТ Атаки против защит занимают важное место в арсенале действий наступления. Цель их проведения основывается на устранении защиты противника или преодоления защиты противника. Суммарная   частота   применения   атак   против   защит   составляет 34,7%, а результативность – 19,4%. 4. Имитация атаки (частота применения – 15,4%) характеризуется укороченной траекторией удара, замедлением выполнения удара, удар с неопасной зоны изменением параметров и структуры ударов. Выполняется   выявление   намерений   противника, для   демонстрации   активности,   провоцирование   противника   для   последующей   контратаки,   встречной атаки, ответной атаки;  Варианты проведения данной структуры: Одиночный удар рукой                                                   37% Одиночный удар ногой                                                    25% Серия ударов руками                                                       20% Серия ударов руки + ногой                                             15% Удары ногой с поворотом                                                 7% Удары ногой с разворотом                                                 3% При   выполнении   имитации   атаки   обороняющийся   спортсмен успевает защититься и избежать реальной  угрозы получения удара. Часто спортсмены используют имитацию атаки для провоцирования противника на проведение ответной одиночной или серийной атаки  Имитация   атаки   в   основном   проводится   следующими   ударами: прямой удар ногой в туловище – 35%; боковой удар рукой в голову – 16%; серия двойкой прямым и боковым ударами руками – 22%; серия32 двойкой прямыми ударами руками – 17%; удары ногой с поворотом ­ 7%; удары ногой с разворотом ­ 3%. 5. Атака с места с опережением защиты  (частота  применения – 1,9%,   результативность   –   1,9%)   –   выполняется   на   противника, находящегося   в   защитной   позиции   с   нанесением   ударов   в   открытую ударную   поверхность   с   целью   опередить   противника   в   простом реагировании при его намерениях атаковать.  В основном проводятся удары: ближний удар ногой снизу­сбоку по туловищу– 41%, прямой удар рукой в голову – 28%, боковой удар рукой в голову – 18%, прямой удар ногой в туловище – 13%. 6.   Атака   с   замедлением  (частота   применения   –   1,3%, результативность – 2,6%) – проводится в полтора тема или даже в два темпа,   характеризуется акцентированным окончанием удара и выходом из атаки серией. Секторами поражения является в основном туловище ­ 72% и голова – 28%. 7. Атака с предварительным импульсом начала удара  (частота применения – 2,6%, результативность – 5,2%) – проводятся как атаки с помехами для проведения противником эффективной защиты. Варианты проведения данной структуры: 1. На сближении с противником выполняется импульс начала удара в пол темпа с дальнейшим продолжением удара – 64%. 2. При выполнении бокового удара ногой за счет предварительного выноса таза или  за счет предварительного наклона туловища – 36%.33 8. Атака в защиту  (частота применения – 10%, результативность – 4,5%) выполняется с места или с коротким подшагом. Атаки в защиту решают   три   основные   тактические   задачи.   1.   Остановка   нападения противник. 2. Как подготовка для дальнейшего проведения комбинаций и серий ударов. 3. С целью пробить защиту противника.  Варианты проведения данной структуры: Одиночные удары рукой в голову                              – 40 % Серия ударов руками (голова­туловище)                   – 30 % Одиночный прямой удар в голову                             –  15% Одиночный прямой удар в туловище                         – 10% Одиночный удар с разворотом в туловище                 – 3 % Одиночный удар с разворотом в голову                      – 2 % Остановка   нападения   осуществляется   одиночным   прямым   ударов туловище   и   одиночным   ударом   в   голову.   Как   подготавливающие используются все удары руками и ногами. Защита противника лучше всего пробивание   одиночным   прямым   ударом   ногой   и   ударом   с   разворота   в туловище и голову. 9. Повторная атака (частота применения – 3,5%, результативность – 5,2%) – выполняется с пропуском пол темпа или темпа между первой и второй атакой. Часто повторная  атака проводится после проваливания ответного удара противника. Также вторая атака является выходом из атаки для срыва возможной ответной атаки. Повторная   атака   в   основном   выполняется   двумя последовательными ударами рук – 47%;  ударом руки + удар ноги – 18%; удар ноги + удар руки – 35%.34 МАНЕВРЕННЫЕ АТАКИ Маневренные атаки вызваны необходимость активного перемещения по рингу и одновременного проведения атак. При маневрировании главным является своевременность передвижений, контроль дистанции, а в ударах точности и быстроты движений. Частота   применения   маневренных   атак   составляет   –   10,1%, результативность – 9,1% 10.   Атака  сближением  (частота   применения   –   3,2%, результативность – 2,6%) выполняется: шагом ближней ногой, шагом с подшагиванием (дальней ногой), подскоком, шагом с подскоком (дальней ногой). Он проводится против противника осуществляющего сближение с угрозами ударов руками. В атаке сближением проводятся все удары и серии   ударов.   Она   применяется   против   противника   находящегося   на месте   или   медленно   передвигающегося   по   рингу.   Успешность   атаки   от   своевременного   распознавания   предстоящей   защиты зависит   противника и атакующий успевает нанести удар или серию ударов за счет быстрого сближения.  11.   Атака   преследованием  (частота  применения   –   3,7%, результативность – 3,9%)  –  в основном выполняется как атака сериями руками, ногами и их совмещением при этом атакующий стремиться не позволить противнику разорвать дистанцию или перейти к ответной атаке. Состав   ударных   действий:   проводятся   прямые   удары   руками   и серии из ударов руками и ногами.35 12.   Атака   при   взаимосхождении  (частота  применения   –   3,2%, результативность – 2,6%) ­  имеют широкое применение в бою, при этом они часто переходят в клин в ситуациях взаимообмена ударами. Обмен темповыми ударами – 21% Обмен силовыми ударами – 15% Вхождение в клинч – 64% Клинч создается в связи с одновременным проведением атакующих действий,   на   перебои   или   при   быстром   сближении.   Применяется   как защита против атаки противника и как способ выхода из атаки. Клинч позволяет   подавлять   противника   и   использовать   накладки   и   давления туловищем для продолжения атаки. В данной атаке применяются следующие удары: без вхождения в клинч прямые удары руками и боковые удары ногами, при вхождении в клинч короткие удары по туловищу. АТАКИ КОМБИНАЦИЯМИ И АТАКИ СЕРИЕЙ УДАРОВ Угрозы,   ложные   атаки   и   подготавливающие   удары   позволяют создавать стартовую ситуацию для проведения результирующего удара. В современном бою преобладают атаки сериями у многих спортсменов и в их технико­тактическом арсенале занимают ведущее место. Частота применения атак комбинациями и серией ударов – 11%, результативность – 16,8%.  13. Угроза или серия угроз плюс атака  (частота  применения – 4,1%, результативность – 4,5%) выполняется коротким движением плеча и предплечья     или   бедра  ближней   или   дальней   ноги   с   последующим продолжением атаки в открытую поверхность противника.36 Варианты проведения данной структуры: Угрозы удара рукой  + удар рукой                                                7% Угрозы удара рукой  + удар ногой                                                 5% Угроза удара + серия ударов руками                                           20%  Угроза серией ударов руками + одиночный удар рукой             43% Угроза серией ударов руками + одиночный удар ногой              25% Проведение   угроз   часто   осуществляется   повторно   с   пропуском одного или двух темпов. 14. Ложная атака + атака (серией)   (частота применения – 1,9%, результативность – 1,9%) выполняется ударами или сериями.   В данной структуре «ложная атака + атака (серия)» могут применяться один или несколько ложных и действительных ударов или серии ударов. Ложная атака   применяется,   в   первую   очередь   для   обмана,   «запутывания» противника, что бы в дальнейшем провести эффективную действительную атаку. Основные тактико­технические структуры. 1. Ложная атака прямой удар в голову + удар в туловище – 25%. 2. Ложная атака + серия ударов руками в голову – 34%.  3.   Ложная   атака   прямым   ударом   в   голову   +   серия   ударов   в туловище и голову – 19%. 4. Другие структуры – 22% 15. Атака серией  (частота  применения – 5%, результативность – 10,4%)   ­   выполняются   как   преднамеренное   и   непрерывное   выполнение нескольких   ударов,   со   стремление   спортсменов   проведения37 концентрированного   удара.   Удары   в   сериях   часто   проводятся   как темповые и характеризуются акцентом на быстроту.  Варианты проведения данной структуры: Двойка ударов руками – 17%. Тройка ударов руками – 16%. Удар ногой +  удар рукой – 25%. Удар ногой + двойка ударов руками – 19%. Двойка ударов руками + удар ногой 23%. В обмене ударами на скоростной перебой применяется ритмовое переигрывание противника двойками, тройками. 3.2.   Действия   активной   обороны,   применяемые высококвалифицированными   кикбоксерами   в   соревновательных поединках АТАКИ НА ПОДГОТОВКИ При проведении маневров противник стремится обыгрывать своего  противника в реагировании до вхождения в стартовую ситуацию начала  атаки, что позволяет ему осуществлять неожиданное сближение с  противником. Частота применения атак на подготовки – 3,5%, результативность – 4,5%. 17.   Атака   на   маневр   сближения  (частота   применения   –   3,5%, результативность – 4,5%) осуществляется, когда противник несколько раз выполняет   одну   и   ту   же   подготовку   в   типичных   ситуациях,   или однообразно осуществляет натиск на противника. Варианты проведения данной структуры:38 Прямой одиночный удар ногой                         – 34%. Удар ногой с разворотом по туловищу            – 15%. Двойка руками                                                    –  51%. Варианты проведения данной структуры: АТАКИ ПРОТИВ АТАК В   современном   таэквондо   атаки   против   атак   входят   в   арсенал практически   всех  спортсменов.  Их  проведение  связано  с возможностью обыгрывания противника при взаимных атаках сериями. Частота применения атак против атак – 35,6%, результативность – 48,8% 18.   Атака   серией   против   атаки   серией   (темповой   перебой)   – (частота применения – 5,6%, результативность – 11,0%). Выполняется в основном ударами рук с акцентом на быстроту с дальнейшим переходом на ближнюю дистанцию и выход из атаки. 19.   Атака   серией   против   атаки   серией   (силовой   перебой)   – (частота применения – 6,9%, результативность – 12,3%) Выполняется как же как темповой перебор, отличаясь проведением более   медленных   ударов   с   чередованием   силовых   ударов   и акцентированных ударов. Также применяются накладки, толчки. 20. Встречная атака (частота применения – 3,0%, результативность –   5,2%)–   определяется   уходом   от   прямолинейного   столкновения   с противником и сопровождается применением прямых ударов руками через39 руку или прямым ударом по туловищу рукой и ногой. Часто выполняется встречная атака ударом руки на ответ удара ногой.  21. Обоюдная атака (обоюдный перебой) (частота применения –  6,7%, результативность – 5,8%) – применяется как при обмене ударами  руками, так и при обмене ударами ногами. Эффективность ответных атак  связана с точными попаданиями в туловище или голову, при попадании  противником в перчатки. Так же  обоюдная атака эффективна при  неравноценном обмене ударами, например нанесение противником не  опасного удара в туловище при обмене не удар в голову.   Варианты проведения данной структуры: 1. Атака ударом руки против атаки ударом руки – 44% 2. Атака ударом ноги против атаки ударом руки – 33% 3. Атака ударом ноги против атаки ударом ноги – 23% 22.   Контратака   против   последнего   удара   в   серии   или комбинации  (частота  применения   –   1,7%,   результативность   –   1,3%), выполняется,   когда   защитными   действиями   контратакующий   спортсмен создает необходимую паузу после проведения сериями или комбинациями и запаздывает с выходом из атаки. Проводится в основном прямым ударом руки или боковым ударом ноги. 23. Ответ ударом в середину атаки серией (частота применения – 6,7%,   результативность   –   8,4%)   выполняется   как   встречный   удар   или ответный  удар в промежутке  между ударами противников  серии и при40 этом   обороняющийся   не   осуществляет   перехват   инициативы,   а рассчитывает на точность нанесения одиночного удара. Ответ рукой в разрез серии руками                      ­ 47%.  Ответ ногой в разрез серии руками                       ­ 25%. Ответ рукой в серию рука + нога                           ­ 28%. 24. Ответная атака на окончание  удара  (частота  применения – 2,8%,   результативность   –   2,6%)   осуществляется,   когда   атакующий спортсмен   проводит   замедленные   или   силовые   удары,   запаздывает   с разрывом дистанции. Выполняется на: Одиночным ударом рукой в туловище – 42%. Серией двойкой руками – 58%. Характерным является ответная атака прямым или боковым ударом рукой на атаку боковым 45 ударом ноги. 25. Ответная атака (частота применения – 2,2%, результативность – 3,2%)   проводится   на   спортсмена,   не   успевшего   или   не   проводящего закрытие   атаки.   Ответная   атака   серией   выполняется   после   атаки противника, когда он остается в ударной зоне и запаздывает с закрытием атаки или сам начинает проводить серию ударов. Выполняется: Серией ударов руками                     –59%. Серией ударов руками + удар ноги – 41%. 3.3 Педагогический эксперимент41 Целью   педагогического   эксперимента   явилось   проверка реализуемости   выделенных   нами   действий   нападения   и   обороны. Испытуемыми являлись кикбоксеры 1 разряда и К.М.С.  Эффективность разработанного содержания обучения проверялась в один   этап.   Вначале   экспериментальная   проверка   проходила   в   условиях учебно­тренировочного процесса.  Предлагаемый   нами   раздел   являлся   основой   технико­тактической подготовки,   а   именно   формирования   целенаправленного   применения действий нападения и обороны в учебно­тренировочных и тренировочных поединках. Предполагалось,   что   разработанное   нами   содержание   обучения целенаправленному применению боевых действий позволит статистически достоверно улучшить у испытуемых экспериментальной группы умения и навыки ведения боя. Организация   и   проведение   эксперимента   проходило   в   форме естественного   педагогического   эксперимента,   который   проводился   в рамках тренировочного процесса, с октября   2014 года по декабрь 2014 года   по   расписанию   проведения   тренировочных   занятий   для экспериментальной группы,  в которую вошло 9 кикбоксеров. Предварительное   обследование   проводилось   в   группах   для   того, чтобы выявить подготовленность испытуемых до начала эксперимента. В конце   эксперимента   была   проведена   итоговая   проверка   аналогично предварительной проверки. Обе проверки проводились в форме экзамена. При этом использовалась коллективная экспертная оценка.42 В состав экспертов входили тренеры клуба и автор работы. Предварительная   и   итоговая   проверки   проводились   следующим образом.  При определении умений и навыков целенаправленного применения боевых действий испытуемый просматривал десять тактико­технических структур   по   видеомагнитофону   и   после   просмотра   каждой   структуры выполнял три задания. Первого задания по определению разновидности боевого действия испытуемый мог неоднократно просмотреть видеозапись, как в обычном, так   и   в   замедленном   режиме,   и   сделать   для   себя   записи   в   протоколе анализа.   После   этого   он   излагал   свое   видение   тактики   примененной бойцами действий в данной структуре. Второе задание являлось логическим продолжение первого. Второе задание   по   моделированию   техники   конфликтного   взаимодействия   в просмотренной структуре осуществлялось с помощью спарринг партнера. Испытуемому   еще   раз   разрешалось   просмотреть   видеозапись,   далее   он давал   необходимые   указания   спарринг   партнеру,   что   тот   должен   был делать   в   роли   проигравшего   бойца,   а   сам   воспроизводил   действия выигравшего бойца. Третье задание вбирало в себя с одной стороны тактику действий, а с другой   технику   и   должно   было   выявить   у   испытуемого   способность имитировать   соревновательных   характер   взаимодействия   бойцов   при выполнении   ими   боевых   действий.   Для   этого   испытуемый   со   спарринг партнером   проводил   условную   схватку   с   приближением   к   реальному выполнению ТТС.43 Все   задания   оценивали   три   эксперта:   положительно   1   балл   или отрицательно   0   баллов.   Сравнение   оценок   проводилось   после   каждого испытуемого с помощью обсуждения мнения каждого эксперта и в итоге выставлялась единая оценка. Результаты   предварительной   и   итоговой   проверок   умений целенаправленного   применения   действий   нападения   и   обороны кикбоксерами   высшей   квалификации   представлены   в   таблицах   3.   В таблице   отображены   полученные   в   ходе   проверок   оценки   выполнения заданий и средние значения этих оценок для каждой проверки.  Для   установления   статистически   значимых   различий   между полученными   средними   групповыми   оценками   выполнения   различных заданий   в   предварительной   и   итоговой   проверках   был   проведен однофакторный дисперсионный анализ. Для внутригруппового сравнения использовался   однофакторный   анализ,   и   его   результаты   для экспериментальной группы представлены в таблицах 4­6.44 Таблица   3   ­   Результаты   предварительной   проверки   умений целенаправленного   применения   действий   нападения   и   обороны кикбоксерами высшей квалификации О ц е н к и № п/п Определение разновидности боевого действия Моделирование техники боевого взаимодействия Предв. пров. Итог. пров. Предв.  пров. Итог. пров. Имитация тактико­ технического взаи­ модействия в усло­ виях поединка Итог. пров. Предв.  пров. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2 3 1 2 3 3 2 2 3 5 4 5 4 5 4 5 4 4 2 1 2 2 2 2 3 2 2 4 5 5 4 5 5 4 5 5 2 2 1 2 1 2 2 1 2 5 4 5 5 4 4 5 4 4 Ср. зн. 2,33 4,44 2,00 4,67 1,67 4,4445  Таблица 4 Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умений определения разновидности боевого действия  Вариация Общая Внутригрупповая Межгрупповая  Остаточная  Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия 26,28 1,78 20,05 4,4 17 8 1 8 1,55 0,25 20,05 0,55 F­критерий расч.    табл. 36,1   11,26 (Р≤0,05) Степень влияния фактора  –  76,32% Таблица 5 Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умений моделирование техники боевого взаимодействия Вариация Общая Внутригрупповая Межгрупповая  Остаточная  Сумма квадратов Число степеней свободы Дисперсия 36,0 1 32 3 17 8 1 8 2,12 0,14 32 0,75 F­критерий расч.    табл. 85,33   11,26 (Р≤0,05) Степень влияния фактора  –  88,9%46 Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умений   имитации   тактико­технического   взаимодействия   в   условном Таблица 6 поединке Вариация Сумма квадратов Общая Внутригрупповая Межгрупповая  Остаточная  38,9 2,44 34,7 1,78 Число степеней свободы 17 8 1 8 Дисперсия 2,29 0,35 34,7 0,22 F­критерий расч.    табл. 156,3   11,26 (Р≤0,05) Степень влияния фактора  –  89,2% Педагогический выдвинутую экспериментальную   гипотезу   об   эффективности   разработанного   нами подтвердил     эксперимент   содержания обучения техники и тактики атакующих и контратакующих действий. Для детального рассмотрения полученных данных проведем их статистический анализ.  Внутригрупповое   сравнение   показало,   что   по   первому   задания умений   моделирование   техники   боевого   взаимодействия   произошли статистически значимые улучшения средних значений оценок при степени влияния фактора 76,32%. По второму заданию ­ моделирование техники боевого   взаимодействия   также   произошли   статистически   значимые улучшения средних значений оценок при степени влияния фактора 88,9%. По третьему заданию ­ имитации тактико­технического взаимодействия в47 условном   поединке   произошли   статистически   значимые   улучшения средних значений оценок при степени влияния фактора 89,2%. Полученные данные иллюстрируются диаграммой на рис. 1. Оценки Предварительная                     Итоговая проверка                                   проверка  Рис. 1. Динамика средних значений оценок выполнения заданий по проверки   умений   целенаправленного   применения   действий   нападения   и обороны кикбоксерами высокой квалификации48 ВЫВОДЫ 1.   Основным   фактором   ведения   боя   является   разнообразие применяемых действий, среди действий нападения было 15 действий, а в обороне   9   действий.   Кикбоксеры   постоянно   стремятся   к   скоростному выполнению ударов и защит, и как следствие большее применение атак с опережением защит и встречных атак.  2.   Преобладали   следующие   боевые   действия:   имитация   атаки   – 15,4%, атака в защиту 10,0%, атака серией против атаки серией (силовой перебой)   –   6,9%,   обоюдные   атаки   (одиночный   перебой)   –   6,7%,   атаки серией против атак темповыми сериями (темповой перебой) – 5,6%. 3. Определявшей тактической   характеристикой ведения поединка, являлось   стремления   выиграть   у   противника   на   «перебое»,   т.е. проведением   большего   количества   ударов  по   отношению  к   противнику. При   «перебое»   основными   боевыми   действиями   были:   атака   серией, комбинации ударов,  встречная атака, обоюдная атака,  контратака против серии или комбинации. 4. Проведенный экспертный технико­тактический анализ, позволил выявить   состав   боевых   действий   нападения,   активной   обороны. Выделенные боевые действия позволяют выявить общий характер ведения боя кикбоксерами и установить тенденции применения боевых действий. Вторым важным моментом является использование полученных данных в процессе   спортивного   совершенствования   квалифицированных кикбоксеров.  5.   Внутригрупповое   сравнение   результатов   проведения предварительной   и   итоговой   проверок   в   экспериментальной   группе позволило  установить, что средние значения оценок по всем показателям49 возросли   при   статистически   значимых   различиях.   Так   для   задания   по определению   разновидности   боевого   действия   средние   значения   оценок возросли   с   2,33   до   4,44   при   степени   влияния   фактора   76,32%;   по моделированию техники боевого взаимодействия средние значения оценок возросли с 2,0 до 4,67 при степени влияния фактора 88,9%; по имитации тактико­технического   взаимодействия   в   условиях   поединка   средние значения оценок возросли с 1,67 до 4,44 при степени влияния фактора 89,2%.50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алиханов   И.И.   Тактика   вольной   борьбы   /   И.И.   Алиханов,   Ю.А. Шахмурадов //Спортивная борьба: Ежегодник. – М., 1985. – С.30­33. 2. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. ­.: Физкультура и спорт.  3. Арцишевский, В. Бокс / В. Арцишевский. – Москва: «Новая Москва», 1926. – 23 с. 4. Белоусов   С.Н.   Пути   формирования   индивидуальной   манеры   ведения боя / С.Н. Белоусов // Бокс: ежегодник. – 1978. – С.19­20. 5. Блеер   А.Н.  Воздействия   на  сенсомоторные   реагирования  противника импульсом начала движения и микропаузой при проведении приемов маневрирования и бросков в спортивной борьбе / А.Н. Блеер, О.Б. Малков   //   Теоретические   аспекты   техники   и   тактики   спортивной борьбы / Под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова – М.: Физкультура и Спорт, 2005.–С. 101–108. 6. Бойченко   С.Д.   Методика   тактической   подготовки   фехтовальщика   / С.Д. Бойченко, Д.А. Тышлер. – Минск: Высшая школа, 1983. – 173 с. 7. Бычков   Ю.М.   Содержание   и   направленность   профессиональной подготовки в спортивной педагогике и деятельности тренера / Ю.М. Бычков // Теория и практика физической культуры. – 2004 – № 9. ­С.30­31. 8. Гожин В.В. Тактические действия, необходимые для освоения боевых приемов   борьбы   на   занятиях   физической     подготовкой   курсантов МВД   России   /   В.В.   Гожин,   О.Б.   Малков,   К.П.   Калашников   // Экстремальная деятельность человека. – 2014. – №1 (30). – С. 8­10. Гожин  В.В. Теоретические основы тактики в спортивных: учеб­ник 9. для слушателей образоват. учреждений и подразделений дополнит.51 проф.образования   единоборствах   /   В.В.   Гожин,   О.Б.   Малков.–М.: Физкультура и Спорт, 2008.–232 с., ил. 10.Градополов, К.В. Бокс / К.В. Градополов. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 340 с. 11.Денисов, Б. Техника ­ основа мастерства в боксе / Б. Денисов. – М.: Физ­культура и спорт, 1957. – 280 с. 12.Джероян Г.О. Тактика бокса / Г.О. Джероян // Бокс. Учебник для ин­ тов физ. культ. –М.: Физкультуры и спорта, 1970. –110 с. 13.Иванов А.И. Кикбоксинг / А.И. Иванов. ­Киев: Перун, 1995. ­310 с. 14.Игуменов   В.М.   Проблемы   тактико­технического   анализа соревновательной   деятельности   борцов   /   В.М.   Игуменов,   О.Б. Малков   //   Тенденции   развития   тактики   в   спортивной   борьбе.   Сб. науч. ст. / Рос. гос. ун­та. физ. культуры.– М., 2006. – С. 5­7. 15.Калмыков   Е.В.   Индивидуальный   стиль   деятельности   в   спортивных единоборствах / Е.В. Калмыков. –М.: РГАФК, 1996. –131 с. 16.Келлер   В.С.   Деятельность   спортсменов   в   вариативных   конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. Киев: Здоров'я, 1977. ­184 с. 17.Келлер   В.С.   Исследование   специальной   подготовленности фехтовальщиков / В.С. Келлер // Фехтование. Сб.статей. –М., 1967. – С.106­124. 18.Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе / А.Н. Ленц. ­ М., ФиС, 1967, ­152 с. 19.Лефевр В.А. Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр. ­М.: Высшая школа.1967. ­86 с. 20.Клещев В.Н. Анализ манер ведения боя в современном кикбоксинге / В.Н.   Клещев,   В.В.   Клещев   //   Спортивные   единоборства   и   боевые52 искусства в XXI веке: Теория  и методика спортивных единоборств и боевых  искусств. –М.: АкадемПресс, 2001. –С.64­67. 21.Клещев   В.Н.   Кикбоксинг.   Учебник   для   вузов   /   В.Н.   Клещев.   –   М.: Академический Проект, 2006. ­ 288 с. 22.Малиновский, С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена / С.В. Малиновский. ­ М.: Физкультура и спорт, 1981. ­ 192 с. 23.Малков   О.Б.   Проблемы   универсализации   манер   и   интенсификации ведения поединка   и спортивных единоборств / О.Б. Малков, А.И. Рахматов // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта Выпуск 7. Сб. статей  всероссийской учебно­методической и научной конференции     (Москва.   19­20   июня   2014г.).   –   М.,МГСУ,   2014. ­С.390­392 24.Малков   О.Б.   Структурные   компоненты   и   методы   тактического совершенствования   в   ударных   видах   спортивных   единоборств   // Проблемы   совершенствования   технико­тактической   подготовки   в спортивных единоборствах: борьба, каратэ, тхэквондо, фехтование: сб.статей   /   Под   общей   редакцией   проф.   А.Н.   Блеера.   –М.: Физическая культура, 2010. –с.35­52. 25.Малков   О.Б.   Теория   конфликтного   взаимодействия   в   спортивных единоборствах // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1. – М.: ФОН, 2001. –С.12­36. 26.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для завершающего   уровня   высш.   физкультурного   образования   /   Л.П. Матвеев – СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2005. – 378 с. 27.Павлов   А.И.   умения, обеспечивающие   решение   задач   подготавливающих   действий   в   Специализированные   тактические спортивном   фехтовании   /   А.И.   Павлов,   А.В.   Бекетов,   В.В.53 Феоктистов // Фехтование. Вестник, Выпуск 1. – Смоленск, 2003. –С. 102 ­ 106. 28.Родионов   А.В.   Особенности   принятия   решения   фехтовальщиками   в ситуациях боевых взаимодействий / А.В. Родионов, Б.В. Турецкий  // Теория и практика физической культуры – 1981. –№ 2. –С.10­12. 29.Свищёв   И.Д.   Взаимодействие   участников   спортивного   поединка дзюдоистов: теоретический аспект / И.Д. Свищев // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквондо и дзюдо, основы тренировки:  Сб.науч­метод.статей.  Выпуск 1. –М.: ФОН, 1999.  С. 74­79. 30.Свищёв   И.Д.   Поведение   дзюдоистов   в   поединке   /   И.Д.   Свищев //Спортивная борьба: Ежегодник. ­М., 1978. ­С.61­64. 31.Совершенствование   технико­тактической   подготовки   в   тхэквондо   / Учебное пособие для студентов ИФК /   Ю42Б. Калашников, О.Б. Малков,   М.Ю.   Калашников,   Т.В.   Калашникова.   –   М.:   Физическая культура, 2013. –185 с. 32.Спортивная борьба: Учеб. для ин­тов физ. культуры / Под общ. ред. А.П. Купцова. ­М., Физкультура и спорт, 1978. 242 с. 33.Спортивная метрология: Учебник для ин­тов физ.культуры / Под ред. В.М.Зациорского. ­М.:Физкультура и спорт, 1982. ­256 с. 34.Спортивное фехтование: Учебник для вузов физической культуры / Под общ.   ред.   Д.А.   Тышлера.   ­М.:   Физкультура,   образование   и   наука, 1997. ­385 с. 35.Турецкий   Б.В.   Поединок   фехтовальщиков   /   Б.В.   Турецкий.   –   Киев: Здроров’я, 1985. – 71 с.54 36.Турецкий   Б.В   Создание   боевого   «портрета»   соперника   и   плана поединка / Б.В. Турецкий // Фехтование: ежегодник. – М., 1984. – С.36­40. 37.Тышлер   Г.Д.   Приемы   нападения   и   маневрирования   в   современном фехтовании на саблях // Теория и практика физической культуры. ­ 1981. ­№ 8. ­ С. 20­21. 38.Тышлер   Д.А.   Теоретические   основы   анализа   действий   в   поединке фехтовальщиков   /   Д.А.   Тышлер   //   Фехтование:   ежегодник,   –   М., 1986. – С.28­33. 39.Тышлер Д.А. Фехтование на саблях (Соревновательная деятельность, спортивные   способности   и   специализированные   умения фехтовальщиков). ­М.: Физкультура и спорт, 1981. ­128 с. 40.Филимонов,   В.И.   Бокс,   кикбоксинг,   рукопашный   бой   (подготовка   в контактных   видах   единоборств)   /   В.И.   Филимонов,   Р.А. Нигмедзянов. – М.: ИНСАН. 1999 – 416 с. 41.Чумаков Е.М. Тактическая подготовка борца // На борцовском ковре. ­М.: Физкультура и спорт, 1969. С.144­153. 42.Ширяев   А.Г.   Бокс   и   кикбоксинг:   учебное   пособие   для   вузов   /   А.Г. Ширяев, В.И. Филимонов. –М.: Академия ИЦ, 2007. ­235 с.  43.Шитов   В.   Кикбоксинг.   Тренировки   для   начинающих   с   1   по   36   /   В. Шитов. –Р/Д.: Феникс, 2004. ­346 с. 44.Эпов   О.Г.,   Малков   О.Б.   Технико­тактический   анализ   боевых взаимодействий   тхэквондистов   в   соревновательных   поединках   // Инновационные   технологии   в   спортивных   единоборствах   / Материалы   IV   международной   научно­практическая   конференция, посвященной памяти профессора Чумакова  Е.М. –М., 2004. –С.122­ 131.55 Исполнитель выпускной квалификационной работы студент 5 курса заочной формы обучения          ____________ Хамазин М.Ф.   Научный руководитель доцент, к.п.н.                                                        ______________Малков О.Б. Заведующий кафедрой ТиМ единоборств  Профессор, д.п.н.                                                       ___________Игуменов В.М. Дата защиты                                                            «___»____________2015 г. Оценка за защиту                                                    ____________/_________/ Председатель Государственной  Аттестационной комиссии                                      ____________/_________/56