Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Оценка 4.8

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Оценка 4.8
Лекции +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.03.2018
Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении. Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами разрабатывается целая диагностическая система, состоящая из критериев, показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя должна быть своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления. Для формирования профессиональной компетенции классных руководителей необходимо совершенствовать работу методических объединений классных руководителей, цель которых состоит: - в повышении их научно-теоретического уровня в воспитательной деятельности, в социально-педагогической поддержке каждого учащегося; - в овладении современными технологиями и их распространении в индивидуальном и дифференцированном воспитании и обучении.Большие трудности вызывает у классных руководителей планирование воспитательной работы в классе. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса
Совершенствование.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Щелковского муниципального района Московской области Выступление на ШМК классных руководителей Пр. №___ от _______ 2014 г. Данильченко Любови Петровны Тема: Роль ШМК в совершенствовании педагогического мастерства учителя и классного руководителя. Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении Руководитель ШМК: Данильченко Л.П. Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна. В течение последних учебных лет классными руководителями были устранены следующие проблемы и недостатки: планы работы классных руководителей скоординированы с перспективным планом работы образовательного учреждения, концепцией воспитательной системы, комплексно-целевыми программами, воспитательная работа в классе осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и анализом воспитательной работы за прошлый учебный год; воспитательные мероприятия планируются системно, учащиеся участвуют в планировании воспитательной деятельности; планируется и проводится в системе индивидуальная работа с учащимися и родителями; проводится работа по изучению эффективности воспитательного процесса; родители становятся полноправными участниками воспитательного процесса, методические объединения играют ведущую роль в повышении профессиональной компетенции классных руководителей; проявляется интерес у классных руководителей к овладению новыми технологиями в организации воспитательного процесса, педагогической диагностики результатов воспитательного процесса; воспитательная работа в классе строится с учетом интересов, способностей и возрастных особенностей учащихся в классе, уровня их самоопределения; осознается классными руководителями ответственность за социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося, а не только мотивированных на учение и трудных школьников; поиск новых способов, форм и содержания воспитательной работы рассматривается большинством классных руководителей как необходимое условие результативности воспитательного процесса и учета интересов учащихся; учитывается качество работы классного руководителя по уровню обученности и воспитанности при осуществлении материального стимулирования. При определении содержания деятельности классных руководителей необходимо руководствоваться: -методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (Приказ №21 от 03.02.2006 г., «Вестник образования» №11 2006г). На основе данного документа в каждом образовательном учреждении необходимо разработать Положение о деятельности классного руководителя с учетом специфики образовательного учреждения. Классный руководитель остается центральной фигурой воспитательного процесса в образовательном учреждении. Он обязан реализовывать функции воспитателя, организатора творческой деятельности детей, создавать условия для развития их задатков и способностей, а главное осуществлять социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося класса, защищать учащихся класса в трудных для них ситуациях, поддерживать инициативы детей в проектировании собственной деятельности, поощрять самостоятельность, творчество, учить разрешать конфликты и являться доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом. От целостности работы классного руководителя во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Неоднократные попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных руководителей, как правило, оказывались неудачными. Изменение принципов и порядка оплаты труда классных руководителей не следует рассматривать в качестве самоцели. Оно должно способствовать повышению качества труда педагогов-воспитателей, формированию современной модели воспитательной деятельности, адекватной изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации жизни и развития детей. Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами разрабатывается целая диагностическая система, состоящая из критериев, показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя должна быть своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления. Чаще всего мерилом эффективности воспитательного процесса выступают следующие критерии: развитость основных потенциалов человека; сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе. В соответствии с каждым из перечисленных критериев подбираются показатели и методики изучения. В процессе педагогической деятельности и исполнения функций классного руководителя формируется его профессиональная компетентность. Профессиональную деятельность классного руководителя следует рассматривать как непрерывное динамическое явление, направленное на последовательное усвоение и совершенствование профессионально-личностных качеств. В основных направлениях работы в рамках инициативы «Наша новая школа» определены требования к учителю: «Естественно, новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы». Характеризуя профессиональную компетентность классного руководителя, важно выделить следующие положения: классный руководитель должен хорошо знать теоретические основы воспитания и владеть методикой воспитания и обучения; четко определять свое отношение к тем или иным методическим (воспитательным) системам и технологиям; владеть педагогической диагностикой, как основой в социально-педагогическом сопровождении каждого учащегося, как средством и способом воспитания учащихся; находиться в творческом поиске новых форм и содержания в реализации воспитательной деятельности; стремиться к созданию своего стиля или авторской технологии воспитательной работы с учащимися; владеть коммуникативной культурой общения как с детьми, так и с их родителями, коллегами; постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном совершенствовании. Рассматривая формирование профессиональной компетентности классного руководителя в системе повышения его квалификации, следует особо отметить формы достижения указанной цели: через активное участие в деятельности методического объединения в образовательном учреждении; через систему семинарских занятий районного, городского, областного уровня; через организацию открытых мероприятий с целью распространения своего опыта; через участие в конкурсах разного уровня «Самый классный классный»; через участие в заседаниях круглых столов, конференциях как условия распространения собственного опыта, так и знакомства с передовым опытом других педагогов; через обучение на курсах повышения квалификации с целью совершенствования своего мастерства, достижения определенного профессионального уровня, овладения технологической компетентностью. Для формирования профессиональной компетенции классных руководителей необходимо совершенствовать работу методических объединений классных руководителей, цель которых состоит: - в повышении их научно-теоретического уровня в воспитательной деятельности, в социально-педагогической поддержке каждого учащегося; - в овладении современными технологиями и их распространении в индивидуальном и дифференцированном воспитании и обучении. Задачами деятельности методического объединения классных руководителей являются: - изменение педагогического сознания педагогов по исполнению функций классного руководителя; - совершенствование научно-практической и профессиональной культуры классных руководителей на основе современных требований к процессу духовно-нравственного воспитания каждого учащегося; - освоение современных концепций и технологий в области воспитания и социально- педагогического сопровождения каждого ребенка, а не только одаренных и трудных; - овладение навыками (гуманистического, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и системного подходов) в воспитании коллектива и личности; - овладение проектно-организаторской функцией с целью формирования у воспитанников самостоятельности, сотрудничества, ответственности за свои дела; - овладение системой методик педагогической диагностики воспитанности, включающих в себя разные аспекты: интересы, положение учащегося в коллективе сверстников, культура общения, ценностные ориентиры, духовно-нравственная культура, трудовая активность, участие в детских и молодежных объединениях, самоопределение, самостоятельность, самооценка, самопознание, саморегуляция, самовоспитание. При планировании работы методического объединения необходимо учитывать: нормативные документы Министерства образования и науки РФ, региональных, муниципальных органов управления образованием, определяющих главные направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре внимания, анализ и оценку реального состояния воспитательной работы в образовательном учреждении, уровень воспитанности каждого школьника, проблемы в организации воспитательного процесса; определение основных направлений воспитательной работы и путей их реализации; повышение уровня педагогического сознания и мастерства классных руководителей, за счет повышения квалификации и научно-методических семинаров, организуемых районными, и городскими органами управления образованием; распространение актуального педагогического опыта деятельности классных руководителей; роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи, в сопровождении семейного воспитания. Деятельность методического объединения должна быть направлена как на теоретическую подготовку, так и поиск новых форм успешного практического решения проблемы социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в процессе воспитания. Работа классного руководителя целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Большие трудности вызывает у классных руководителей планирование воспитательной работы в классе. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие: определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование; уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы. При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного руководителя. Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, рекомендуем разделы плана работы. Анализ воспитательной работы за прошедший год. Цели и задачи воспитательной деятельности. Основные направления и дела классного сообщества. Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе. Планируя воспитательную работу в классе необходимо знать требования к плану работы: целеустремленность и конкретность воспитательных задач; краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм, и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы; единство педагогического руководства и активности воспитанников; реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности; согласованность плана; связь внутриклассной работы с работой вне школы; гибкость плана. Очень важно определить содержание деятельности с учащимися и их родителями для достижения поставленной цели. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Очень важен раздел плана работы «Индивидуальная работа с учащимися, формирование личности каждого ребенка». В этом разделе планируется работа по созданию в классе благоприятной среды для проектирование и обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся. К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести: изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития; установление межличностных контактов с каждым ребенком; создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценностных личностнозначимых интересов и потребностей школьников; оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами; взаимодействие с родителями, администрацией, ее социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности; содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию; диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Классный руководитель обязан тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов. Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. В основных направлениях работы в рамках национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» определено: « Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха». Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Воспитательный процесс является результативным там, где классные руководители создают воспитательные системы класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Целесообразность создания воспитательной системы класса определяется следующими особенностями: ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного воспитательного процесса; воспитательная система - благоприятная среда для жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту; системный подход позволяет воспитателю рационально распределять свои усилия; в процессе построения воспитательной системы формируется лицо коллектива; воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей. Примерные направления деятельности классного руководителя по созданию модели воспитательной системы класса: Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4. Определить эффектность учебно-воспитательного процесса. Отправные моменты. 1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение». Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности коллектива 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться» Деятельность по сплочению и развитию коллектива 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества а)Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам б) «Разговор при свечах», Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел». Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время мы считаем, что организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план построения воспитательной системы. Реализация вышесказанного позволит повысить качество воспитательного процесса, профессиональное мастерство классных руководителей, обновить формы и методы воспитательной деятельности.

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении

Совершенствование деятельности классного руководителя  в современном   образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018