Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Оценка 4.8
Лекции +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.03.2018
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.
Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами разрабатывается целая диагностическая система, состоящая из критериев, показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя должна быть своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.
Для формирования профессиональной компетенции классных руководителей необходимо совершенствовать работу методических объединений классных руководителей, цель которых состоит:
- в повышении их научно-теоретического уровня в воспитательной деятельности, в социально-педагогической поддержке каждого учащегося;
- в овладении современными технологиями и их распространении в индивидуальном и дифференцированном воспитании и обучении.Большие трудности вызывает у классных руководителей планирование воспитательной работы в классе. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса
Совершенствование.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Щелковского муниципального района Московской области
Выступление на ШМК
классных руководителей
Пр. №___ от _______ 2014 г.
Данильченко Любови Петровны
Тема: Роль ШМК в
совершенствовании педагогического
мастерства учителя и классного
руководителя. Совершенствование деятельности классного руководителя
в современном образовательном учреждении
Руководитель ШМК: Данильченко Л.П.
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном
образовательном учреждении очевидна.
В течение последних учебных лет классными руководителями были устранены
следующие проблемы и недостатки: планы работы классных руководителей
скоординированы с перспективным планом работы образовательного учреждения,
концепцией воспитательной системы, комплексно-целевыми программами,
воспитательная работа в классе осуществляется с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей и анализом воспитательной работы за прошлый
учебный год; воспитательные мероприятия планируются системно, учащиеся
участвуют в планировании воспитательной деятельности; планируется и проводится
в системе индивидуальная работа с учащимися и родителями; проводится работа по
изучению эффективности воспитательного процесса; родители становятся
полноправными участниками воспитательного процесса, методические объединения
играют ведущую роль в повышении профессиональной компетенции классных
руководителей; проявляется интерес у классных руководителей к овладению новыми
технологиями в организации воспитательного процесса, педагогической диагностики
результатов воспитательного процесса; воспитательная работа в классе строится с
учетом интересов, способностей и возрастных особенностей учащихся в классе,
уровня их самоопределения; осознается классными руководителями ответственность
за социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося, а не только
мотивированных на учение и трудных школьников; поиск новых способов, форм и
содержания воспитательной работы рассматривается большинством классных
руководителей как необходимое условие результативности воспитательного процесса
и учета интересов учащихся; учитывается качество работы классного руководителя
по уровню обученности и воспитанности при осуществлении материального
стимулирования.
При определении содержания деятельности классных руководителей необходимо
руководствоваться: -методическими рекомендациями Министерства
образования и науки РФ «Об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений» (Приказ №21 от 03.02.2006 г., «Вестник образования» №11 2006г). На
основе данного документа в каждом образовательном учреждении необходимо
разработать Положение о деятельности классного руководителя с учетом специфики
образовательного учреждения.
Классный руководитель остается центральной фигурой воспитательного процесса в
образовательном учреждении. Он обязан реализовывать функции воспитателя,
организатора творческой деятельности детей, создавать условия для развития их
задатков и способностей, а главное осуществлять социально-педагогическое
сопровождение каждого учащегося класса, защищать учащихся класса в трудных для
них ситуациях, поддерживать инициативы детей в проектировании собственной
деятельности, поощрять самостоятельность, творчество, учить разрешать конфликты
и являться доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом. От целостности работы классного руководителя во многом зависит эффективность
воспитательного процесса в целом. Неоднократные попытки повысить
результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в
содержание и организацию деятельности классных руководителей, как правило,
оказывались неудачными. Изменение принципов и порядка оплаты труда классных
руководителей не следует рассматривать в качестве самоцели. Оно должно
способствовать повышению качества труда педагогов-воспитателей, формированию
современной модели воспитательной деятельности, адекватной изменившейся
политической, экономической и социально-педагогической ситуации жизни и развития
детей.
Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами
разрабатывается целая диагностическая система, состоящая из критериев,
показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя должна быть
своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг от друга состав
классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный
компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления. Чаще всего
мерилом эффективности воспитательного процесса выступают следующие критерии:
развитость основных потенциалов человека; сформированность коллектива класса,
его репутации и индивидуальности; удовлетворенность учащихся и их родителей
жизнедеятельностью в классе. В соответствии с каждым из перечисленных критериев
подбираются показатели и методики изучения.
В процессе педагогической деятельности и исполнения функций классного
руководителя формируется его профессиональная компетентность.
Профессиональную деятельность классного руководителя следует рассматривать как
непрерывное динамическое явление, направленное на последовательное усвоение и
совершенствование профессионально-личностных качеств.
В основных направлениях работы в рамках инициативы «Наша новая школа»
определены требования к учителю: «Естественно, новая школа требует и новых
учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими
знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся
профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти
себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему
новому учителя – ключевая особенность современной школы».
Характеризуя профессиональную компетентность классного руководителя, важно
выделить следующие положения: классный руководитель должен хорошо знать
теоретические основы воспитания и владеть методикой воспитания и обучения;
четко определять свое отношение к тем или иным методическим (воспитательным)
системам и технологиям;
владеть педагогической диагностикой, как основой в социально-педагогическом
сопровождении каждого учащегося, как средством и способом воспитания учащихся;
находиться в творческом поиске новых форм и содержания в реализации
воспитательной деятельности;
стремиться к созданию своего стиля или авторской технологии воспитательной
работы с учащимися;
владеть коммуникативной культурой общения как с детьми, так и с их родителями,
коллегами;
постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном совершенствовании. Рассматривая формирование профессиональной компетентности классного
руководителя в системе повышения его квалификации, следует особо отметить
формы достижения указанной цели:
через активное участие в деятельности методического объединения в
образовательном учреждении; через систему семинарских занятий районного,
городского, областного уровня; через организацию открытых мероприятий с целью
распространения своего опыта; через участие в конкурсах разного уровня «Самый
классный классный»; через участие в заседаниях круглых столов, конференциях как
условия распространения собственного опыта, так и знакомства с передовым опытом
других педагогов; через обучение на курсах повышения квалификации с целью
совершенствования своего мастерства, достижения определенного
профессионального уровня, овладения технологической компетентностью.
Для формирования профессиональной компетенции классных руководителей
необходимо совершенствовать работу методических объединений классных
руководителей, цель которых состоит:
- в повышении их научно-теоретического уровня в воспитательной деятельности, в
социально-педагогической поддержке каждого учащегося;
- в овладении современными технологиями и их распространении в индивидуальном и
дифференцированном воспитании и обучении.
Задачами деятельности методического объединения классных руководителей
являются:
- изменение педагогического сознания педагогов по исполнению функций классного
руководителя;
- совершенствование научно-практической и профессиональной культуры классных
руководителей на основе современных требований к процессу духовно-нравственного
воспитания каждого учащегося;
- освоение современных концепций и технологий в области воспитания и социально-
педагогического сопровождения каждого ребенка, а не только одаренных и трудных;
- овладение навыками (гуманистического, личностно-ориентированного,
компетентностного, деятельностного и системного подходов) в воспитании
коллектива и личности;
- овладение проектно-организаторской функцией с целью формирования у
воспитанников самостоятельности, сотрудничества, ответственности за свои дела;
- овладение системой методик педагогической диагностики воспитанности,
включающих в себя разные аспекты: интересы, положение учащегося в коллективе
сверстников, культура общения, ценностные ориентиры, духовно-нравственная
культура, трудовая активность, участие в детских и молодежных объединениях,
самоопределение, самостоятельность, самооценка, самопознание, саморегуляция,
самовоспитание.
При планировании работы методического объединения необходимо учитывать:
нормативные документы Министерства образования и науки РФ, региональных,
муниципальных органов управления образованием, определяющих главные
направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре
внимания, анализ и оценку реального состояния воспитательной работы в
образовательном учреждении, уровень воспитанности каждого школьника, проблемы
в организации воспитательного процесса; определение основных направлений
воспитательной работы и путей их реализации; повышение уровня педагогического
сознания и мастерства классных руководителей, за счет повышения квалификации и
научно-методических семинаров, организуемых районными, и городскими органами
управления образованием;
распространение актуального педагогического опыта деятельности классных
руководителей; роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи, в
сопровождении семейного воспитания.
Деятельность методического объединения должна быть направлена как на
теоретическую подготовку, так и поиск новых форм успешного практического
решения проблемы социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в
процессе воспитания.
Работа классного руководителя целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного
учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог
также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Большие трудности вызывает у классных руководителей планирование
воспитательной работы в классе. Под планированием воспитательной работы в классе
следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и
взрослых по определению целей, содержания и способов организации
воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой
деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не
что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного
процесса
Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную
технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного
руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки
являются следующие:
определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию
воспитательной работы и жизнедеятельности класса;
педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и
воспитательного процесса в нем; коллективное планирование; уточнение,
корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана
воспитательной работы.
При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с
определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти
оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа.
Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических
представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии
личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций
планирования и организации воспитательной деятельности, от личного
педагогического опыта классного руководителя. Исходя из предъявляемых
требований к плану работы классного руководителя, рекомендуем разделы плана
работы.
Анализ воспитательной работы за прошедший год.
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Основные направления и дела классного сообщества.
Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Планируя воспитательную работу в классе необходимо знать требования к плану
работы:
целеустремленность и конкретность воспитательных задач;
краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм, и методов,
оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
единство педагогического руководства и активности воспитанников;
реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их
подготовленности;
согласованность плана; связь внутриклассной работы с работой вне школы; гибкость
плана.
Очень важно определить содержание деятельности с учащимися и их родителями для
достижения поставленной цели.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум,
формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Очень важен раздел плана работы «Индивидуальная работа с учащимися,
формирование личности каждого ребенка». В этом разделе планируется работа по
созданию в классе благоприятной среды для проектирование и обеспечение
индивидуальной траектории развития учащихся.
К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с
учащимися следует отнести:
изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их
развития;
установление межличностных контактов с каждым ребенком;
создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и
потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценностных
личностнозначимых интересов и потребностей школьников;
оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в
адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами
школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и
за его пределами;
взаимодействие с родителями, администрацией, ее социально-психологической и
другими службами образовательного учреждения с целью проектирования
индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки
общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в
интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и
саморазвитию;
диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет
их личностных достижений.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином
образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей
деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями
- предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и
подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей
образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в
педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение
обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет,
совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и
других мероприятиях.
Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность
обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный
руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их
консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога
классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя
познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая
ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и
методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной
деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников
воспитательного процесса.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с
педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает
использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников,
стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания
расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в
общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного
образования детей.
Классный руководитель обязан тесно взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном
участии социального педагога классный руководитель организует социально
значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие
социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают
разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению
детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению
и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом
направлении деятельности классному руководителю важно определиться в
сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями
организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных
общественных организациях и объединениях.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения
обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к
нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих
воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников
образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. В основных
направлениях работы в рамках национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» определено: « Современная школа будет более тесно
взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и
понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится
из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные
учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга
будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты,
спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного
отдыха». Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество
с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию,
совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей,
выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом
и духовном развитии обучающегося.
Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе
в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного
климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за
ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка,
изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально бытовых условиях,
психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в
школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель
также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.
Воспитательный процесс является результативным там, где классные руководители
создают воспитательные системы класса.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и
воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и
упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий
развитию личности и коллектива.
Целесообразность создания воспитательной системы класса определяется
следующими особенностями: ребенок, являясь сложной целостной системой, должен
развиваться в условиях целостного воспитательного процесса; воспитательная
система - благоприятная среда для жизнедеятельности и развития ребенка,
эффективно содействующая его личностному росту; системный подход позволяет
воспитателю рационально распределять свои усилия; в процессе построения
воспитательной системы формируется лицо коллектива; воспитательная система
класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей.
Примерные направления деятельности классного руководителя по созданию модели
воспитательной системы класса:
Основные направления деятельности
Задачи деятельности
Средства реализации задач
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном
коллективе.
1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики
членов классного коллектива.
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем
деловых и межличностных отношений.
3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых,
вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4. Определить эффектность учебно-воспитательного процесса. Отправные моменты. 1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых
занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения»,
методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для
определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и
увлечений учащихся класса. 2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!»,
альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра
«Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение».
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности коллектива
1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для
членов классного сообщества.
2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в
развитии личности и формировании классного коллектива.
Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»,
классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное
творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее»,
конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться»
Деятельность по сплочению и развитию коллектива
1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и
нравственной атмосферы в классе.
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в
жизнедеятельности классного сообщества
а)Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай
свое поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения»,
игра-путешествие по семейным островам б) «Разговор при свечах», Арбузник»,
«Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е.
Щурковой в книге «Собранье пестрых дел».
Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный
процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса,
педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную
модель. В то же время мы считаем, что организационный период по построению
модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность 7-8
месяцев. На этот период целесообразно составить план построения воспитательной
системы.
Реализация вышесказанного позволит повысить качество воспитательного процесса,
профессиональное мастерство классных руководителей, обновить формы и методы
воспитательной деятельности.
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.