«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОКОВОМУ УДАРУ ЛОКТЕМ ПРИ САМОООБОРОНЕ ГРАЖДАН»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящий момент сложная криминогенная обстановка в Российской Федерации из-за различных факторов (нестабильное социально-экономическое положение граждан, декультуризация населения, засилье нелегальных мигрантов и т.д.) побуждает людей к необходимости защищать себя с помощью занятий прикладными единоборствами (например такими как смешанные боевые единоборства (MMA), боевое самбо, армейский рукопашный бой). Практикуя данные виды прикладного рукопашного боя, люди разных возрастов приобретают уверенность в себе и навыки необходимые для самообороны в условиях экстремальной ситуации (уличного нападения или грабежа). Вышеперечисленные системы впечатляют разнообразием ударных и борцовских техник, при этом в пра
Иконка файла материала 251547.doc
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОКОВОМУ УДАРУ ЛОКТЕМ ПРИ САМОООБОРОНЕ ГРАЖДАН» ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3 ОГЛАВЛЕНИЕ   I.   АНАЛИЗ   ЛИТЕРАТУРНЫХ   ИСТОЧНИКОВ Глава ………………………………………… . ……………………………………....... 6 I.1. Средства и методика, используемые для обучения боковому удару локтем в голову ………………………………………………………………………….. 6 I.2. Методика обучения ударам локтями при самообороне ………………… 18 I.3.   Уязвимые   точки   головы   и   лица   для   бокового   удара   локтем ………………….………………………………………………………………... 24 Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………………………………………………… 28 II.1. Задачи исследования ……………………………………………………... 28 II.2. Методы исследования ……………………………………………………. 28 II.3. Организация исследования ………………………………………………. 28 Глава   III.   РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ   И   ИХ   ОБСУЖДЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 32 III.1. Результаты тестирования контрольной группы ……………………….. 32 III.2. Результаты тестирования экспериментальной группы ………………... 34 III.3. Обсуждение результатов исследования ………………………………..  41 ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 432 ПРАКТИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ  …………………………………… 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 46 ПРИЛОЖЕНИЯ  ………………………………………………………………. 49 ВВЕДЕНИЕ           В   настоящий   момент   сложная   криминогенная   обстановка   в Российской   Федерации   из­за   различных   факторов   (нестабильное социально­экономическое   положение   граждан,   декультуризация населения, засилье нелегальных мигрантов и т.д.) побуждает людей к необходимости   защищать   себя   с   помощью   занятий   прикладными единоборствами (например такими как смешанные боевые единоборства (MMA), боевое самбо, армейский рукопашный бой). Практикуя данные виды   прикладного   рукопашного   боя,   люди   разных   возрастов приобретают   уверенность   в   себе   и   навыки   необходимые   для самообороны в условиях экстремальной ситуации (уличного нападения или грабежа). Вышеперечисленные системы впечатляют разнообразием ударных и борцовских техник, при этом в правилах этих направлений допускается   наименьшее   количество   ограничений   и   запретов. Разрешены почти все виды ударов и приёмов. Особое место в описанных техниках   занимают   удары   локтями.   Они   широко   используются   в поединках,   являясь   эффективным   оружием.   Данный   приём   прост   в3 техническом исполнении, очень эффективен и безопасен для человека, производящего удар.      Вследствие этого обучение ударам локтями является актуальным в силу своей эффективности и простоты освоения, а также применимости данного навыка для самообороны.      Проблема заключается в противоречии применения ударов локтями при   самозащите,   с   одной   стороны,   и   отсутствия   у   тренеров­ инструкторов   профессионально­педагогических   знаний   по   обучению данным техническим действиям вне спортивного раздела единоборств, с другой. Объект исследования – методика обучения технике самообороны. Предмет исследования  – методика обучения технике бокового удара локтем в голову. Цель   работы   –  создание   усовершенствованной   методики   обучения боковому удару локтем при самообороне граждан. Рабочая гипотеза – усовершенствованная методика обучения боковому удару локтем повысит эффективность его выполнения в экстремальных  условиях самообороны.  Задачи исследования: 1) Изучить   литературные   источники   с   описанием   методик   обучения   и применения ударов локтями в прикладном рукопашном бое. 2) Усовершенствовать методику обучения ударам локтями в прикладном рукопашном бое. 3) Апробировать   исследуемые   технические   действия   на   практике обучения самообороне граждан в экстремальных ситуациях. 4) Составить практические рекомендации для обучения боковому удару локтем при самозащите.4            Методы исследования: 1) Анализ научно­методической литературы. 2) Проведение педагогического эксперимента. 3) Методы математической статистики.           Научная   новизна   работы   заключается   в   усовершенствовании методики обучения боковым ударам локтями в условиях самообороны. Данные условия отличаются от спортивного раздела единоборств тем, что   бой   или   столкновение   происходит   вне   ринга,   татами   или восьмиугольника, при этой ситуации отсутствуют правила, нет рефери, и   борьба   подразумевает   сохранение   своей   жизни,   здоровья.   Для большинства спортсменов уличное столкновение является не типичным и многие бойцы в силу отсутствия в своём арсенале навыков действия в такой   ситуации,   теряют   контроль   над   ситуацией,   уступая   в   данном случае   менее   подготовленным   преступникам,   теряя   свою   жизнь   и здоровье.   Прикладной   аспект   рукопашного   боя   требует   отдельной тренировки, т.к. этот раздел находится вне сферы спорта.          Практическая значимость исследования заключается в обучении граждан   самозащите   против   одного   или   нескольких   агрессоров   в нестандартных условиях проведения боя. Практические рекомендации могут быть использованы для подготовки широких слоёв населения к самообороне.5 Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ I.1. Средства и методика, используемые для обучения боковому удару локтем в голову           Боковой   удар   локтем   в   голову   –   это   возвратно­поступательное импульсное движение, с криволинейной или прямолинейной траекторией, направляемое движением бьющей руки. Главной целью данного действия может являться причинение физической травмы и повреждений оппоненту. Хорошо натренированный удар локтем может мгновенно нокаутировать, принеся максимальный ущерб сопернику. Помимо этого локоть – ударная поверхность   тела   человека,   которая   готова   к   нанесению   удара   без длительной подготовки через набивку. Разрушительное скоростно­силовое движение,   производимое   перемещением   всей   массы   тела   бьющего   и6 разворотом   его   корпуса,   способно   привести   к   повреждению   вовремя поставленной   блокирующей   конечности.  Удар   локтем   может   успешно применяться   для   освобождения   от   захватов   оппонента.  Против   данного технического действия нет адекватной защиты, т.к. его сложно опередить или  контратаковать, без  вреда   для  себя. Большая  скорость  выполнения удара, которая происходит с короткой дистанции, не позволяет уйти от данного технического действия. Локти в спортивных поединках почти не используются   (кроме   боёв   по   тайскому   боксу   и   некоторых   версий смешанных единоборств). Натренированный удар локтем в несколько раз сильнее, чем удар голым кулаком или ногой. Помимо этого, выполнение удара   безопасно   для   спортсмена:   грамотно   использованная   бьющая поверхность   на   внешней   стороне   предплечья   (рис.1)   имеет   высокий болевой порок. [38, с.14]                                       Рис.1 Ударная поверхность локтя Поэтому нанесение бокового удара локтем в полную силу безопасно даже для неопытных бойцов.           Как   упоминалось   выше,   нокаут   от   такого   удара   обеспечен   в большинстве   случаев,   поэтому   его   убирают   из   списка   разрешённых приёмов   во   многих   единоборствах   на   тренировках   и   соревнованиях.   В итоге   спортсмены,   отлично   пробивая   локтем   по   снарядам,   приходят   в замешательство,   когда   появляется   возможность   ударить   локтем   при уличном   столкновении.   Для   них   использование   столь   эффективного действия становится невыполнимым. Хотя удары локтем намного проще и7 безопаснее,   чем   повсеместно   распространённые   удары   кулаком   из классического   бокса.   К   тому   же   им   присущи  все   биомеханические   Методика   тренировки   и признаки   боксёрских   ударов   рукой. совершенствования боковых ударов локтями заключается в том факте, что при   движении   ударной   поверхности   локтя   отсутствует   предплечье,   и следуя анатомии руки, при этом не какого­либо разгибания. [38, с.24] Удар наносится грудной, дельтовидной и широчайшей мышцами спины. Собирая вышеперечисленные факты и то, что сравнительная простота выполнения ударов локтями позволяет познать суть поединка (т.е. достижение победы, выведение   из   строя   возможного   врага),   совершенствование   и   развитие данной методики для получения эффективного результата представляет особый интерес. Техника нанесения бокового удара локтем: 1. Спортсмену нужно встать в боевую стойку у боксёрского мешка. Вес тела переносится после этого на переднюю ногу, при этом опускается левая рука. Она сжата в кулак и находится у подбородка (на случай контратакующих   действий   оппонента).   Взгляда   бойца   находится   на уровне   солнечного   сплетения   или   носа   противника,   ему   необходимо сделать движение локтем справа – вверх – по диагонали – вниз (рис. 2) иприложить   ударную   поверхность   предплечья   на   боксёрский   мешок. 8 Рис.2 Техника нанесения бокового удара локтем по боксёрскому   мешку       Далее следует запомнить данное положение тела в пространстве. В следующей фазе спортсмен разворачивает корпус вправо вполоборота, его тело разворачивается вместе с пяткой правой ноги. Это конечное положение тела при ударе. Далее необходимо принять боевую стойку, возвратив   руки   назад   к   голове   и   повернуть   туловище   с   локтем   в исходное положение. 2. После   этого   спортсмен   должен   повторить   вышеописанное   движение быстро   и   резко,   не   деля   его   на   части.   Нужно   сделать   акцент   на одновременный возврат левой руки на подбородок, разворот локтя и поворот   тела   в   пространстве.   Это   движение   должно   быть   единым. Поворот правой пятки заслуживает отдельного внимания.Она приподнята в момент исполнения бокового удара локтем (рис. 3). 9 Рис.3 Положение тела при нанесении удара локтем       Согласованное движение необходимых мышц тела обуславливается этим разворотом. Точка нанесения удара является местом вкладывания всей   энергии   разворота.   Присутствует   сходство   с   выбросом   ядра   из лёгкой атлетики, при которой энергия передаётся в одно движение – толкание ядра. По своей специфике удара локтем  должен быть похож на   раскручивание   пружины   из   сжатого   состояния   или   кнут   пастуха, издающий   при   движении   хлопок,   т.к.   его   скорость   переходит   на сверхзвуковой уровень. Вкладывание всей энергии тела спортсмена при собранном   движении   приводит   к   необходимому   нокаутирующему эффекту.   При   повторении   данного   движения   необходимо,   чтобы   не отставал   локоть,   но   при   этом   не   опережал   разворота   тела   и   пятки. Необходимо,   чтобы   движение   всех   звеньев   носило   одновременный характер. После нанесения удара, не стоит оставлять бьющий локоть на снаряде,   нужно   вернуться   к   состоянию   готовности   атаковать   и защищаться,   т.е.   принять   боевую   стойку.   Локоть   после   выполнения10 удара   не   должен   оставаться   на   поверхности   снаряда.   Удар   будет сильнее,   если   боец   быстро   вернёт   локоть   после   выполнения   данного технического действия. [38, c.43] 3. Теперь бойцу необходимо отойти от боксёрского мешка и ударить в воздух.   Опускание   локтя   вниз   не   допускается.   Необходимо останавливать его на расстоянии 10­15 см ниже точки соприкосновения с будущим оппонентом. Когда локоть достиг низшей точки, спортсмен возвращает   его   обратно   к   подбородку,   двигаясь   по   заданной траектории: вправо – вверх – по диагонали – вниз. 4. Пробивая   локтем   в   воздух,   следует   контролировать,   чтобы   не   было заваливания вперёд. При этом чувствовать степенью переноса массы на левую   ногу   и   уровень   незначительного   наклона   вперёд.   Грамотно нанесённый   удар   будет   сохранять   устойчивое   положение   тела,   при котором   бьющий   боец   не   завалится   вперёд,   если   противник   отойдёт назад. Это является конечным положением (рис. 4). Боец сможет сразу положение. же возвратиться в       стартовое   Рис.4 Конечное положение тела при ударе локтем 5. Выполнение   бокового   удара   левым   локтем   схоже   с   вышеописанной методикой.   Основное   отличие   заключается   в   том,   что   перед   ударом левым   локтем   нужно   сделать   незначительный   поворот   туловища   для11 разгона влево. Далее следует разворот носка левой ноги. Подбородок при   этом   защищает   правый   кулак.   Спортсмену   следует   отработать боковой   удар   левым   локтем   по   снарядам   и   в   воздух,   учитывая вышеописанные положения. Отработка бокового удара локтем: 1. Бить   локтями   по   боксёрским   снарядам   необходимо   в   парах:   после удара   левым   возможно   пробивать   правым   локтем.   Заваливаться   на левую   ногу   недопустимо.  Задерживаться   в  фазе   наклона   не   следует, требуется возвращаться в исходное положение защиты. Рекомендуется делать акцент на тренировке ведущего локтя (для правшей – правого, для   левшей   –   левого)   для   достижения   оптимального   эффекта   – приобретения стабильного навыка выполнения бокового удара в голову для   обезвреживания   предполагаемого   противника.   Спортсмену необходимо   сохранять   направление   взгляда   на   уровне   солнечного сплетения   или   переносица,   не   забывая   при   этом   перекрываться   не бьющей рукой. 2. Тренировка ударов на боксёрских лапах отличается от работы на груше. Бить   локтем   необходимо   только   по   большим   макиварам   (так называемым падам для тайского бокса). Т.к. стандартные боксёрские лапы не держат удар, и партнёр имеет высокий шанс травмироваться. Держащий лапы партнёр должен быть собран и внимателен. Следует выдыхать   носом   и   напрягать   руки   в   момент   удара   по   снарядам, накладывая их на лапу. В худшем случае партнёр может получить вывих12 плечевого сустава или ударить себя своим же кулаком в нос, если не сумеет   остановить   удар   спортсмена,   наносящего   данное   техническое действие. Удары локтям наносятся по одноимённым снарядам: правым локтем по правой лапе, левым – по левой (рис. 5).                                 Рис.5 Отработка ударов локтями по боксёрским лапам           Лапы   следует   держать   на   уровне   челюсти.   Они   должны   быть расположены   максимально   близко   друг   к   другу,   чтобы   бьющий спортсмен   не   приобрёл   привычки   наносить   удар   мимо   цели. Необходимо бить в центр лапы. 3. Далее следует тренировать выполнение ударов локтями в момент, когда тренер резко поднимает лапы под удар и бьющий боец должен вовремя среагировать на данное движение. Спортсмену необходимо ударить по лапе как можно точнее и резче. 4. Для проверки предотвращения провала и заваливания на переднюю ногу после нанесения удара, тренеру необходимо убирать снаряд в момент технического действия. 5. Для совершенствования защиты тренер держит большую лапу в одной руке,   а   на   другой   находится   маленькая   боксёрская   лапа   (её   можно заменить   боксёрской   перчаткой).   В   момент   нанесения   спортсменом заранее   обговорённого   удара   правым   или   левым   локтем   по   большой13 лапе, тренеру следует легко ударить спортсмена маленькой лапой или перчаткой (рис. 6), если он обнаружит, что при нанесении удара голова спортсмена   осталась   открытой   для   контратаки. Рис.6 Тренировка правильной техники нанесения удара локтем 6. Имитирование   поединка   рекомендовано   всем   специалистами   для эффективного   освоения   ударов   локтями.   Тренер   двигается   вокруг спортсмена,   постоянно   раздергивая   его,   делая   ложные   выпады.   В момент поднятия лап, боец должен мгновенно среагировать и нанести техничный и резкий удар по ним, соблюдая все правила защиты. 7. Существует распространённая ошибка при нанесении боковых ударов локтями.   Многие   спортсмены   неправильно   понимают   необходимость возвращения в боевую стойку. Они начинают возвращаться в исходное защитное   положение   слишком   рано,   не   произведя   нормальный акцентированный удар. Это схоже при нанесении удара на отходе. При этом действие теряет свою ударную мощь и как результат утрачивается нокаутирующий   эффект   от   удара   локтем.   С   опытом   тренировок   по отработке данного технического действия боец сможет прочувствовать14 фазы удара локтем, выработав для себя максимально удобный, но при этом правильный способ нанесения удара. Производя его максимально технично и жёстко, соблюдая правила защиты. Рекомендации   по   предотвращению   ошибок   при   нанесении   удара локтем: – кисть должна быть у плеча и поворачиваться пальцами к подбородку; – плечи должны быть неподвижны; – плечо необходимо опускать; – мышцы при движении расслаблены; – предплечье следует двигать при нанесении удара.          Тренировка ударов с гантелями и отягощениями. [34,  c. 150] Для совершенствования   взрывной   мощи   ударов   локтями   применяются небольшие   гантели   и   отягощения. Необходимо   отрабатывать   удары, держа   в   руках   отягощения   весом   в   500   грамм.   Многочисленные повторения   ударов   при   бое   с   тенью   совершенствуют   траекторию выполнения ударов. Также укрепляют мышцы плеч, грудь, широчайшую спины, содействуют укреплению и развитию корпуса, участвующем в выполнении технического действия.           Важным   аспектом   является   боевая   стойка.   Она   подразумевает готовность к нанесению атакующих и защитных приёмов.  Приведённые ниже   советы   следует   довести   до   автоматизма.   Потому   что   мозг человека не может контролировать большое число параметров. Стоит уделить   внимание   одному,   но   тут   же   требуется   переключиться   на другое.   В   итоге   это   может   привести   к   пропущенному   удару.  Чтобы предотвратить это, необходимо понять определённые правила ведения15 поединка. Данные правила обязательны. Полагаясь на боевой опыт, все бойцы могут уяснить их для успешного и эффективного ведения боя. Основные параметры боевой стойки: 1. Держать   глаза   открытыми. Ошибка   встречается   у   новичков.     Это трудноисполнимое требование, но оно очень важно. Ни  в коем случае нельзя закрывать глаза при атаке противника. При ведении боя следует всегда видеть оппонента. 2. Голова   должна   быть   наклонена   вперёд.   Но   наклон   должен   быть небольшим. Чтобы не  мешать обзору,  потому что  спортсмен должен быть в состоянии следить за передвижениями оппонента. 3. Маска гнева на лице. Это действенный психологический ход. Просто иногда   это   помогает   одержать   психологическую   победу   над противником.   Если   рассматривать   уличную   драку,   то   маска   гнева   в совокупности   с   жёстким   акцентированным   ударом   локтем   даст необходимый эффект по дезориентации предполагаемого противника. 4. Сохранение   самоконтроля   и   спокойствия.   Ведь   давно   известно,   что излишнее возбуждение перед боем, или во время боя не только вредно, а просто опасно. Ведь потеря самообладания в ответственный момент боя равносильна проигрышу. 5. Не   опускать   рук.   Это   очень   трудновыполнимое   условие,   особенно   в напряжённом бою. Наработать это можно с гантелями небольшого веса или в бою с тенью. 6. Не делать лишних движений. Очень часто новички пытаются подражать боксёрскому танцу, делая множество лишних движений. Это вредная16 привычка,   так   как   силы   быстро   уходят.   От   этой   вредной   привычки можно   отучиться   при   помощи   тренировочных   боёв   с   запретом передвижения. 7. Не отступать назад. Это является довольно распространённой ошибкой, и не только новичков. Видя малейшую угрозу со стороны противника, боец отпрыгивает назад. Избавиться от этого можно при помощи боёв в углу. Боец становится в угол и из этого положения ведёт бой. 8. Проведя атаку, или другие действия, возвращаться в исходную позицию, то есть, в боевую стойку. Наработка держать стойку вырабатывается работой на боксёрских лапах. 9. Быстрый переход от защитных действий к атакующим. Конечно, иногда выполнить   это   трудно,   но   это   очень   важно.   Наработать   это   можно упражнениями на боксёрских лапах. 10.  Во   время   выполнения   защитных   действий   делать   выдох   через   нос, одновременно   напрягая   мышцы   конечности,   задействованной   в   этом движении. 11.  Во   время   нанесения   удара   делать   выдох   через   нос,   напрягая одновременно конечность, наносящую удар. 12. Держать челюсти сжатыми, стараясь дышать носом. 13.  Наносить удар противнику в момент его вдоха. Конечно, сделать это довольно сложно, но есть очень простые вещи, которые помогут это сделать.   Так,   например,   моментально   после   нанесения   противником удара, следует его обратное действие. И вот когда он отводит назад бившую руку или ногу, или делает шаг назад – в этот момент движение происходит, скорее всего, на вдохе. Да и мышцы его в этот момент будут расслаблены. Поэтому даже несильный удар, нанесенный в это время, может дать вам победу.17 14.  Полное   расслабление   всех   возможных   мышц   в   то   время,  когда   это возможно.   То   есть,   в   нейтральной   фазе,   когда   вы   не   ведёте   ни атакующих   ни   защитных   действий.   Научившись   делать   это,   вы сохраните силу для того момента, когда это будет нужно. 15. Научиться извлекать пользу из всего, даже из негативного. Это правило относится скорее к технике обучения, а не к ведению боя. Например, при   выполнении   упражнений   на   лапах,   нужно   быть   не   только наблюдателем   действий   противника,   а   представлять   себе   свои возможные действия в бою, при применении противником аналогичных ударов. 16. Выполнять свои действия рефлекторно, автоматически. Это значит, не думать словами, а воспринимать действия противника не думая, а видя и тут же выполняя ответные действия. 17. Ставить защиту в сторону удара противника. Здесь всё просто. Нужно выполнять   отбивы   ударов   противника   и   блоки   разноимённой   рукой. Конечно, это не является нерушимым правилом, скорее это относится к общим правилам. 18. Видеть главной целью голову, не забывая об остальных ударных точках. 19. Защищать свою голову и руками и плечами. 20.  Ни   в   коем   случае   не   поворачиваться   к   противнику   спиной. В   этом случае вы можете не только утратить контроль над его действиями, но и сильно   рискуете,   подставляя   под   его   удар   уязвимые   затылок   и позвоночник. 21. Наносить удар с максимально возможной скоростью, вкладывая в него, насколько возможно, всю свою массу. 22. При нанесении удара противнику, нужно следить, чтобы ваши ударные конечности   не   зависали   во   время   удара,   прилипая   к   нему   во   время контакта, а возвращались в исходное положение максимально быстро.18 Соблюдение этих двух пунктов поможет вам в нанесении максимально мощных ударов. [34, c. 172]      Соблюдение данных правил поможет сохранять правильную боевую стойку и разобраться в методике боя. Ведь всевозможных рекомендаций великое множество, и разобраться в них довольно сложно. I.2. Методика обучения ударам локтями при самообороне         Помимо   базовой   тренировки   приведенной   выше,   целью   которой   является   постановка   техники   удара   локтем,   в   большинстве   тренеры забывают   о   применимости   данного   технического   действия   в   реальном поединке   или   экстремальном   столкновении.   Поэтому   необходимо устраивать приближенные к реальности спарринги со всей необходимой защитной экипировкой (закрытый шлем для АРБ или кудо и специальные налокотники   для   тайского   бокса)   во   избежание   травматизма,   а   также тренировать удар на снарядах (боксёрских лапах и мешках) в условиях, приближенных   к   реальной   схватке   (на   улице,   в   парке,   в   повседневной одежде) с факторами, которые будут не типичны для учебного спарринга на   тренировке   (несколько   противников,   умение   грамотно   отступать   и выходить из зоны поражения).19                                            Рис.7 Учебный спарринг локтями Учебный бой:           Цель   учебного   спарринга   –   освоить   дистанцию   нанесения   ударов локтями, выработать готовность к их применению, определить для себя, в каких   ситуациях   они   являются   нокаутирующими.   Проведение   боя несложно. Достаточно, встав друг напротив друга на средней дистанции (на длине вытянутой руки) начать обозначать нанесение ударов локтями по сопернику.   Поскольку   сила   в   удары   вкладываться   пока   не   будет,   для защиты от ударов локтями достаточно только будет боевой стойки: при отражении ударов необходимо накладывать напряжённую в момент отбива руку   на   разноимённый   локоть:   правую   на   левый   и   наоборот   (рис.   7) Необходимо   ощутить   возможность   пресечения   атаки   в   зародыше,   когда локоть ещё не наберёт скорости, достаточной для причинения вреда при постановке таких блоков. Теперь, разобрав учебный спарринг в формате лёгкого контакта, можно переходить к более жёсткому, приближенному к реальному бою или столкновению, учебному спаррингу. Всё это должноосуществляться   под 20   присмотром   грамотного Рис.8 Защитный шлем для АРБ тренера, который в случае нокдауна одного из бойцов должен мгновенно остановить поединок, во избежание нокаута и травматизма. Обязательна защитная   экипировка,   во­первых,   шлем   с   закрытым   забралом   для армейского рукопашного боя (рис. 8) или пластиковым забралом для кудо Рис.9 Защитный шлем для кудо (дайдо­джуку   каратэ,   рис.   9). Также   необходимы   налокотники   для тайского бокса, во избежание ушибов локтевого сустава о шлем оппонента. Приняв боевую стойку, оба спортсмена, по команде тренера начинают бой.21 Им необходимо резко входить на дистанцию проведения бокового удара локтем, наносить его, не забывая о своей защите, при этом возвращаться в исходную   боевую   стойку,   не   пропустив   удар   локтем   навстречу.   Целью учебного спарринга является совершенствование бокового удара локтем, поэтому   оба   спортсмена   должны   наносить   преимущественно   их.  Ведя учебный бой с ударами локтем следует воздерживаться от сильных ударов и   резких   движений,   они   всё   равно   не   дадут   нужного   тренировочного эффекта, нанося удары локтем, выбирайте цель – открытое незащищённое место на голове партнёра и не спеша доведите удар до конечной фазы, он в свою   очередь   должен   дать   вам   возможность   это   сделать,  без   суеты,  не уходя   из   ситуации,   а   напротив,   подставив   корпус   и   голову,   дать возможность   почувствовать   правильное   положение   и   траекторию нанесения удара. Лёгкие удары локтями друг в друга дадут эффект не только отработки ударных действий, но и закалку и набивку корпуса и конечностей, тех ударных точек, по которым разрешено наносить удары в соревновательном   поединке.   Используя   перемещения,   отходы,   подходы, уходы с линии атаки, вы тренируете реакцию и вестибулярный аппарат, что немаловажно   в   реальной   схватке.  Рекомендую   проводить   несколько тренировочных раундов (от 3­ёх до 5­ти) длительностью 2­3 минуты.       Теперь необходимо рассмотреть нанесение боковых ударов локтями в нестандартной   для   спортсменов   ситуации,   когда   применение   данных технических   действий   происходит   вне   спортивного   зала,   например   в уличном столкновении с неприятелем. Принято три варианта для старта бокового удара локтем: 1. С боевой стойки22 2. С согнутой рукой 3. С опущенной рукой      С боевой стойки наносить удар лучше и удобнее всего, но не всегда есть такая   возможность   при   ситуациях   прикладного   рукопашного   боя   в экстремальных ситуациях. Если это уличная драка, то выполнение удара локтем должно быть незаметным для противника. Т.к., если боец станет в боевую стойку, то это может побудить врага к действию, что подготовит его  к  возможной  атаке. При  этом  боец  потеряет  дистанцию  для  удара, которая  необходима  для   эффективной  атаки.  Поэтому  нанесение   удара локтем из боевой стойки целесообразнее тренировать в фазе начального разучивания   данного   технического   действия,   для   постановки   техники удара.      С согнутой руки – более приемлемый вариант в уличной конфликтной ситуации. Находясь на средней дистанции (т.е. дистанции выпрямленной руки),   внимание   агрессора   направлено   в   область   головы   и   шеи,   и   ведя бурный монолог, он просто не увидит того, что рука спортсмена готовится к удару, так же как человек может просто не понять то, что по нему будет произведён удар. Став к предполагаемому врагу немного боком, спортсмен становится в стартовую позицию. Если боец правша, то в такой ситуации лучше   бить   именно   правым   локтем,   чтобы   наверняка   нокаутировать соперника, подавив его агрессию в зародыше. Поэтому нужно встать таким образом, чтобы сильная рука была немного сзади, при этом боец сможет максимально задействовать ноги при таком положении, что в совокупности принесёт эффективный сокрушающий эффект. Отработка бокового удара локтем   из   этого   положения   осуществляется   по   боксёрским   лапам.   Для создания более реалистичной обстановки, рекомендуется тренироваться на улице   (допустим   в   условиях   парка,   спортивной   площадки,   двора   на асфальте,   земле,   песке   и   т.д.).   Оппонент,   держащий   боксёрскую   лапу,23 имитирует разговор с бойцом, после чего резко поднимает снаряд вверх, что означает агрессию со стороны противника. В этот момент, боец должен нанести   максимально   жёсткий   и   акцентированный   удар,   перейдя   от конфликтного разговора к пресекающему агрессию действию.      Удар с опущенной руки более сложный с технической точки зрения, и длинный.   Время   проведения   удара   играет   очень   важную   роль.   Главное, чтобы предполагаемый агрессор не заметил удара локтем, пока он не будет проведён,   а   при   большом   расстоянии   это   сложно   осуществимо.   Но,   в прикладной практике, могут быть такие ситуации, когда подходит именно этот вариант, ­ когда нет времени на диалог, ­ когда агрессор настроен решительно. Данный удар локтем лучше всего выполнять одноимённой, то есть   передней   рукой,   немного   развернувшись   для   разгона.   Отработка бокового   удара   локтем   из   данного   положения   проводится   по вышеописанной методике, с личной корректировкой, зависящей от условий и места тренировки.           При   столкновении   с   несколькими   агрессорами   необходимо   уметь комбинировать   удары   локтями   и   выходить   из   круга   поражения.   Для отработки  такой ситуации в зале  необходим тренер,  держащий  в  руках лапы,   а   также   партнеры,   которые   будут   обозначать   второго   и   третьего агрессора   (их   можно   заменить   боксёрским   мешком).   В   их   руках   также должны   находится   макивары   для   отработки   удара   локтем.   После предварительного  сигнала,  означающего   опасность  для  обороняющегося, боец начинает максимально резко и жёстко пробивать комбинации локтями (левый боковой ­ правый боковой) со смещением в сторону и с дальнейшим выходом из зоны поражения. Необходимо эффективно провести атаку на каждом   оппоненте,   выйдя   в   итоге   из   полукруга   атаки.   Можно   также устраивать   приближенные   к   реальному   столкновению   спарринги   «один против толпы», во всей необходимой экипировке. Принцип действия тот24 же самый – это жёсткая техничная атака, с выходом из зоны поражения агрессорами для дальнейшего бегства с места столкновения.      Удары локтями настолько эффективны, что их могут использовать дети при   самозащите   от   взрослого,   массивного   агрессора.   Часто   происходят ситуации,   когда   у   обороняющегося   человека   нет   возможности   ударить кулаком   или   стопой.   Данная   ситуация   возможна   при   столкновении   на ближней дистанции, когда преступник хватает жертву спереди, сбоку или сзади.   Допустим   при   захватах   за   туловище,   при   нападении   в   лифте,   в салоне   транспортного   средства   и   прочих   ограниченных   пространствах. Эффективным оружием ближнего боя являются боковые удары локтями. Для достижения нокаутирующего эффекта данные технические действия сопровождаются   скручиванием   бёдер   и   поворотом   плечевого   пояса   в сторону атакуемого. При попадании в цель рука полностью сгибается в локтевом суставе, мышцы руки и   тела напрягаются, необходим резкий выдох в конечной фазе удара.                                            Рис.10 Боковой удар локтем при захвате           Ещё   один   важный   аспект   нанесения   бокового   удара   локтем   в прикладных ситуациях экстремального характера – это удары из захвата. Они более эффективны в ситуациях ближнего боя в стойке и захватных ситуациях партера, где движения тела трудноосуществимы. Боковой удар локтем   может   освободить   обороняющегося   от   захвата,   когда   агрессор произвёл захват за запястье или предплечье (рис.10). Жёсткая контратака25 при такой ситуации будет вполне уместна и действенна. Выполняя боковой удар   локтем,   нужно   держать   плечи   максимально   перпендикулярно   к грунту.   Создавать   импульсное   движение   бедром   в   направлении   удара. Держать   кулак   и   предплечье   бьющей   руки   ближе   к   себе,   насколько возможно. Вращать предплечьем необходимо в пределах 100­180 градусов. Благодаря этому возрастает взрывная мощь и амплитуда разгона. Плечи в момент начала удара  должны быть  расслаблены. Чтобы  увеличить силу удара нужно полностью сгибать локоть и напрягать руку перед ударом. Так   как   дистанция   при   выполнении   удара   короткая,   нельзя   ослаблять внимание в момент его нанесения. Следует смотреть на соперника и быть готовым к контратаке. I.3. Уязвимые точки головы и лица для бокового удара локтем       Сильный удар локтем вызывает резкую боль и обширный кровоподтек на лице противника. Но в жёсткой драке неприцельные удары по площадям недопустимы.  Н.Н.   Ознобишин   утверждал   по   этому   поводу   следующее: «Стратегия серьёзного боя не преследует задачи сделать просто «больно» противнику:   если   последний   опасен,   то   эффект   боли   вызовет   лишь отчаяние   и   злобу,   которые   удесятерят   его   силы.   Стратегия   требует привести   противника   в   состояние   невозможности   сопротивляться».   [6, с.17] Из этого следует, что целями для боковых ударов локтями должны быть наиболее уязвимые  места  лица и головы  ­ нервные узлы, крупные кровеносные сосуды, хрупкие кости. Их поражение не требует большой силы и неизбежно приводит к существенным повреждениям. Болевой шок, полуобморочное   состояние,   потеря   сознания,   механическая   травма (перелом, кровотечение). Итогом поражения данных точек является то, что агрессор теряет способность производить атаку на период от нескольких секунд до бесконечности.26 Рис.11 Основные зоны поражения для бокового удара локтем в ПРБ Зоны поражения: 1. Подбородок; 2. Верхняя губа  и основание носа; 3. Переносица и глаза; 4. Висок  и ухо; 5. Затылок.      При попадании локтем в подбородок (центр нижней челюсти) происходит воздействие на мозжечок, что приводит к потери сознания. Точный и резкий боковой   удар   локтем   в   подбородок   выводит   из   строя   человека,   намного превосходящего   по   силе   и   массе.   После   удара   в   подбородок   происходит сотрясение   вестибулярного   аппарата   и   угнетается   деятельность сердечно­сосудистой   системы   по   обеспечению   мозга   кислородом.   Это приводит к обмороку. Часто от данного удара человек сильно прикусывает зубами язык.          Верхняя губа («фильтрум», или носогубная складка). Это участок лица между   основанием   носа   и   верхней   губой.   Он   считается   одним   из   самых уязвимых мест человеческого лица. В данном месте носовой хрящ срастается с черепной костью и там находится нервный узел (рис. 11). Даже от слабого удара локтем направленного в лицо, агрессор почувствует острую боль. Более сильный удар приводит болевому шоку, сотрясению головного мозга и потери27 сознания.   Это   зависит   от   силы,   траектории   и   точности   попадания   удара. Произойдёт обширное кровотечение.      Основание носа. Нос – орган весьма чувствительный, поэтому достаточно даже   слабого   удара,   чтобы   любой   человек   запрокинул   голову   назад,   а   из ноздрей   пошла   кровь.   Удар   в   основание   носа   не   требует   большой   силы. Нокаутировать   им   крупногабаритного   соперника   трудно.   Это   точка поражения для комбинации ударов локтями.      Переносица (середина спинки носа). Лёгкий удар приводит к острой боли, удар   средней   силы   –   болевой   шок,   возможна   потеря   сознания,   обильное кровотечение, полная потеря боеспособности. Сильный удар локтем дробит носовую кость и прикреплённый к ней хрящ на осколки (рис. 11).           Глаза.   Данные   органы   очень   уязвимы   для   ударов.   Их   очень   легко травмировать. Но попасть в глаза представляется сложным. Чаще всего атака в   глаза   применяется   как   манёвр,   отвлекающий   противника   от   второго акцентированного удара. При ударе в глаза оппонент испытывает острую боль и  теряет  ориентацию   в  пространстве.  Глаза,  переносица,  основание   носа  и носогубная складка являются «Т­зоной» поражения. Она является главной целью для ударов локтями, направленных в лицо.          Висок. Удары локтями в висок крайне опасны. Слабый удар вызывает болевой шок, сотрясение мозга и потерю сознания, более сильное воздействие ломает   височную   кость.   Данная   кость   пронзает   прилегающий   участок головного мозга и разрезает проходящие там кровеносные сосуды, вследствие чего   наступает   мгновенная   смерть   (рис.  11).  Височная   кость   черепа   очень тонкая,   а   непосредственно   под   ней   проходит   мозговая   артерия.   В   висок обычно бьют локтем, если предполагаемый противник невысокий.          Уши. Это орган слуха и равновесия (полукружные каналы внутреннего уха).   В   результате   бокового   удара   локтем   противник   испытывает   болевой28 шок, головокружение, тошноту, он теряет ориентацию в пространстве. При сильном ударе могут лопнуть барабанные перепонки (рис. 11).      Затылок или основание черепа. Это место, где шея соединяется с черепом. Удар   локтем   по   этому   месту   сопровождается   острой   болью,   потерей ориентации, полуобморочным состоянием – если он относительно слаб, более мощный удар смещает шейные позвонки, ущемляет или разрывает спинной мозг, в результате чего агрессор оказывается в реанимации (рис. 11). В том и другом случае противник мгновенно выходит из строя на длительное время. Но хорошо ударить в затылок, особенно если противник высокий, сложно.29 Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель работы ­ повышение эффективности бокового удара локтем в условиях самообороны на основе использования усовершенствованной методики обучения данному техническому действию. II.1. Задачи исследования Для   достижения   поставленной   цели   исследования   предстояло   решить следующие задачи: 1) Изучить литературные источники с описанием методик обучения и применения ударов локтями в прикладном рукопашном бое. 2) Усовершенствовать методику обучения ударам локтями в условиях самообороны. 3) Апробировать   исследуемые   технические   действия   на   практике обучения самообороне граждан в экстремальных ситуациях. 4) Составить   практические   рекомендации   для   обучения   боковому удару локтем при самозащите. II.2 Методы исследования 1) Анализ научно­методической литературы 2) Проведение педагогического эксперимента 3) Метод экспертных оценок 4) Методы математической статистикиII.3. Организация исследования 30           Исследование   проводилось   с   января   2014   года   по   май   2014   года включительно. С целью проведения эксперимента в фитнес­клубе «Janinn Fitness» (г. Москва) было организовано две опытные группы мужчин 25­30 лет. Все мужчины были здоровы, и имели небольшой тренировочный опыт в спортивной борьбе, боксе или рукопашном бое. Тренировки представляли собой групповое занятие, которое проходило 3 раза в неделю. Методика эксперимента:          В   экспериментальной   группе   тренировки   проходили   по усовершенствованной   методике   обучения   ударам   локтями   в   условиях самообороны. На данных занятиях большое внимание уделялось обучению техники   этого   действия,   а   также   прикладному   применению   боковых ударов   локтями   в   экстремальных   ситуациях.   После   усвоения   техники бокового удара локтем проводилась отработка удара по команде тренера (предварительный   хлопок,   означающий   начало   проведения   приёма, оттачивался момент внезапности атаки). Бой с тенью с нанесением ударов локтями   при   плохом   в   освещении   (имитация   боя   в   ночных   условиях). Также   проводились   учебные   спарринги   во   всей   необходимой   защитной экипировке   против   одного   и   нескольких   противников.   Производилась отработка техники удара на снарядах (боксёрских мешках и лапах). Она обуславливалась   нанесением   ударов   по   основным     уязвимым   точкам головы и лица. Также проводилась отработка удара локтем из нетипичных положений   ведения   боя   –   с   согнутой   и   опущенной   руки   (при моделировании конфликтной беседы с агрессором). Тренировки проходили не только в зале единоборств фитнес­клуба, но и на улице, в условиях близлежащего парка. Бойцам предстояло оказаться в условиях, которые соответствуют   ситуации   прикладного   рукопашного   боя   на   улице,   при различных   погодных   условиях   (снегопад,   гололёд,   дождь).   Отсутствие31   повседневная   одежда   и нормального   освещения   места   боя, нестандартность   места   проведения   тренировки   являлись   необходимыми сбивающими   факторами   для   более   эффективного   усвоения   избранного технического действия в условиях самообороны.      Контрольная группа освоила базовую технику нанесения  бокового  удара локтем в голову. После постановки техники удара производилась  отработка данного технического действия на снарядах и в парах на базе  зала единоборств фитнес­клуба. Проводились спарринги во всей  необходимой защитной экипировке. Проведение измерений:      Всего в группах в течение пяти месяцев эксперимента было проведено по 60 занятий. После двух недель тренировок испытуемым из обеих групп было   предложено   тестирование,   которое   заключалось   в   следующем: спортсмены должны были нанести максимально сильный и быстрый удар по   силомеру   «Рэй­Спорт   Кик­Тест   9».   Все   испытуемые   находились   в одинаковых условиях. Измерялась скорость (кг/мс), сила (кг) и энергия удара   (Дж).   Спортсменам   давалось   три   попытки,   в   зачёт   шёл   лучший результат. Такое же тестирование проводилось в конце эксперимента (май 2014 года) для выявления различий у обеих групп, нахождения разницы и отличий   тренировочного   эффекта   у   контрольной   и   экспериментальной групп. Полученные результаты обрабатывались методом математической   среднее статистики. арифметическое, отклонение от среднего арифметического и t­критерий   Рассчитывались   следующие   показатели: Стьюдента. Все расчёты проводились на ПЭВМ по прикладной программе статистической обработки Microsoft Excell и через сайт www. psychol­ok.ru       Также в исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки   уровня   владения   техникой     бокового   удара   локтем   в   голову   и32 эффективности его нанесения в различных условиях и из нетипичных для боевой стойки положений.           Организация   экспертных   оценок  проводилась   следующим   образом: группе экспертов было предложено оценить технику нанесения бокового удара локтем у испытуемых контрольной и экспериментальной группы по следующим показателям: 1. правильность движений; 2. эффективность техники.           Каждый   показатель   оценивался   по   10   балльной   шкале.   Метод экспертных   оценок   проводился   в   конце   эксперимента,   после   усвоения занимающимися удара. Тренирующимся было предложено нанести удар по боксёрской лапе из нетипичного положения (с согнутой или опущенной руки).   После   этого   проводился   спарринг   длительностью   1   мин.,   при котором   оценивались   только   эффективные,   дошедшие   до   цели   удары локтем.33 Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ III.1. Результаты тестирования контрольной группы Спортсмен 1. Гордиенко И. 2. Козлов А. 3. Анохин Е. 4. Моспанов К. 5. Благов И. 6.  Протасов В. 7. Катков Д. 8. Магомедов И. 9. Петросян Д. 10. Тычков А. Ср. знач. Отклон. Таблица 1 (начало эксперимента) Скорость (кг/мс) 45 37 20 52 48 41 35 43 60 57 43,8 11,7 Сила (кг) 230 195 108 247 202 199 180 207 220 213 200,1 37,4 Энергия (дж) 85 63 25 51 66 59 44 56 82 65 59,6 17,534      Данное тестирование было проведено спустя 6 тренировочных занятий (2 недели   тренировок   по   стандартной   программе).   Спортсмены   были ознакомлены с техникой бокового удара локтем и совершенствовали умение его нанесения. Результаты   тестирования   контрольной   группы   после   проведения эксперимента (таблица 2) Таблица 2 Спортсмен 1. Гордиенко И. 2. Козлов А. 3. Анохин Е. 4. Моспанов К. 5. Благов И. 6.  Протасов В. 7. Катков Д. 8. Магомедов И. 9. Петросян Д. 10. Тычков А. Ср. знач. Отклон. Скорость (кг/мс) 46 36 21 56 50 38 33 48 60 55 44,3 12,1 Сила (кг) 242 190 110 243 200 214 179 210 221 208 201,7 38 Энергия (дж) 88 61 27 49 70 62 47 61 80 63 60,8 17,2      Из данных таблиц следует, что прирост скорости, силы и энергии бокового удара   локтем   при   тренировке   по   стандартной   методике   не   велик,   а   в некоторых   случаях   наметилось   ухудшение   показателей   некоторых спортсменов. Вычисление средней арифметической величины показало, что прирост показателей по трём избранным величинам составил не более 0,5­135 процента,   а   у   некоторых   спортсменов   из   данной   выборки   наметился   спад показателей после второго тестирования. Из вычисления среднего квадратического (стандартного) отклонения следует, что прирост показателей по трём избранным величинам составил не более 0,5­ 1 процента, а у некоторых спортсменов из данной выборки наметился спад показателей   после   второго   тестирования.   Общий   спад   по   параметру «Энергия» составил 0,3. III.2. Результаты тестирования экспериментальной группы Спортсмен 1. Расторгуев А. 2. Крутов Р. 3. Кириенко С. 4. Молотов Н. 5. Руденский С. 6. Амосов Е. 7. Ткачёв А. 8. Петренко С. 9. Бычинский А. 10. Колобков Г. Ср. ариф. Отклон. Скорость (кг/мс) 49 52 25 64 59 55 51 45 33 60 49,3 12,2 Таблица 3 (начало эксперимента) Сила (кг) Энергия (дж) 249 231 136 262 245 230 227 213 145 235 217,3 42,6 93 80 36 85 83 75 69 55 39 73 68,8 19,336      Первоначальное тестирование экспериментальной группы было проведено аналогично   с   тестированием   контрольной   группы   спустя   6   тренировочных занятий (2 недели подготовки). Результаты   экспериментальной   группы   после   проведения   эксперимента (таблица 4) Таблица 4 Спортсмен 1. Расторгуев А. 2. Крутов Р. 3. Кириенко С. 4. Молотов Н. 5. Руденский С. 6. Амосов Е. 7. Ткачёв А. 8. Петренко С. 9. Бычинский А. 10. Колобков Г. Ср. ариф. Отклон. Скорость (кг/мс) Сила (кг) 60 57 50 75 77 69 61 53 40 73 61,5 12 292 264 192 298 285 252 245 233 173 260 249,4 41 Энергия (дж) 102 86 68 100 95 79 73 59 55 77 79,4 16,3      Из данных таблиц следует, что прирост скорости, силы и энергии бокового удара локтем при тренировке по усовершенствованной методике значителен, все   спортсмены   смогли   увеличить   свои   показатели   после   прохождения тренировочной программы. Из вычисления средней арифметической величины следует, что показатели по трём избранным параметрам увеличились более чем   на   10   процентов,   что   говорит   об   эффективности   предложенной усовершенствованной   методики   по   обучению   боковому   удару   локтем   в37 условиях самообороны. Так, например, среднее арифметическое по параметру «Сила» до эксперимента составляло 217, 3 кг.  После проведения повторного тестирования данный параметр увеличился до 249, 4 кг соответственно. Показания среднего квадратического (стандартного) отклонения стабильны. t­критерий Стьюдента (данные в начале эксперимента) Контрольная группа Х±δ 43,8±11,7 Экспериментальная Группа Х±δ 49,3±12,2 200,1±37,4 59,6±17,5 217,3±42,6 68,8±19,3 Таблица 5 t­критерий Стьюдента 1 1 1,1 Параметр 1. Скорость (кг/мс) 2. Сила (кг) 3. Энергия (дж)           Данные   были   собраны   спустя   6   тренировочных   занятий   (2   недели подготовки).  t­критерий Стьюдента (данные в конце эксперимента) Таблица 6 Параметр Контрольная Экспериментальная t­критерий группа Х±δ 44,3±12,1 Группа Х±δ 61,5±12 1. Скорость (кг/мс) 2. Сила (кг) 3. Энергия (дж) 201,7±38 60,8±17,2 249,4±41 68,8±19,3 Стьюдента 3,2 2,7 2,538      Показатели были получены на конечном тестировании. Из них видно, что разность   между   сравниваемыми   и   выборочными   показателями   является достоверной, т.к. t≥tкр. 3,2≥2,1; 2,7≥2,1; 2,5≥2,1 соответственно. Диаграмма развития показателей у контрольной группы Таблица 739 Диаграмма развития показателей у экспериментальной группы Таблица 8        Из данных диаграмм виден прогресс развития скорости, силы и энергии бокового   удара   локтем   у   двух   тестируемых   групп.   Прирост   показателей спортсменов контрольной группы небольшой, параметр «скорость» остался на том   же   уровне,   сила   энергия   удара   возросла   незначительно.   Спортсмены экспериментальной группы смогли улучшить свои показатели по всем трём параметрам, достигнув повышения эффективности изучаемого технического действия.          В   исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки уровня владения техникой  бокового удара локтем в голову и эффективности40 его   нанесения   в   различных   условиях   и   из   нетипичных   для   боевой   стойки положений.                 Организация экспертных оценок проводилась следующим образом: группе   экспертов   было   предложено   оценить   технику   нанесения   бокового удара   локтем   у   испытуемых   контрольной   и  экспериментальной   группы   по следующим показателям: 1. правильность движений; 2. эффективность техники.      Каждый показатель оценивался по 10 балльной шкале. Метод экспертных оценок  проводился   в  конце  эксперимента,  после  усвоения  занимающимися удара. Тренирующимся было предложено нанести удар по боксёрской лапе из нетипичного   положения   (с   согнутой   или   опущенной   руки).   После   этого проводился спарринг длительностью 1 мин., при котором оценивались только эффективные, дошедшие до цели удары локтем. Результаты   тестирования   контрольной   группы   методом   экспертных оценок (таблица 9) Таблица 9 Спортсмен Правильность   движений Эффективность   техники 1. Гордиенко И. 2. Козлов А. 3. Анохин Е. 4. Моспанов К. 5. Благов И. 6. Протасов В. 7. Катков Д. 8. Магомедов И. 9. Петросян Д. 10. Тычков А. (баллы) 6 5 6 4 7 5 8 6 5 7 (баллы) 5 5 5 4 6 5 7 5 5 741 Результаты   тестирования   экспериментальной   группы   методом экспертных оценок (таблица 10) Таблица 10 Спортсмен Правильность   движений Эффективность   техники 1. Расторгуев А. 2. Крутов Р. 3. Кириенко С. 4. Молотов Н. 5. Руденский С. 6. Амосов Е. 7. Ткачёв А. 8. Петренко С. 9. Бычинский А. 10. Колобков Г. (баллы) 8 9 7 10 9 10 8 9 7 9 (баллы) 8 8 7 10 9 9 8 8 7 9 Результаты экспертных оценок (таблица 11) Таблица 11 Контрольная  группа (ср.  Экспериментальная группа (ср. ариф.) t – критерий  Стьюдента ариф.) 6,2 ± 2,0 8,1 ± 1,0 1,68 2,68 Показатели,  оцениваемые  экспертами 1. Правильность  движений 2. Эффективность  6,2 ± 2,0 9,1 ± 0,5 техники III.3. Обсуждение результатов исследования42         В   результате   исследования   можно   сделать   вывод   о   том,   что   усовершенствованная   методика   обучения   ударам   локтями   в   условиях самообороны эффективна. Многочисленные учебные отработки на снарядах и в парах, спарринги, а также тренировка в нестандартных условиях повышает эффективность удара по 3 параметрам, представленным в эксперименте. В итоге   усовершенствованная   методика   подтверждает   свою   эффективность. Тренировочная программа контрольной группы не позволяет в полной мере освоить боковые удары локтями при самозащите. Выявляется  тенденция к механическому   заучиванию   данных   технических   действий,   что   приводит   к неэффективному использованию ударов локтями  в поединках, а данный факт приводит   к   невозможности   успешной   атаки   в   условиях   самообороны.   Для повышения эффективности тренировочного процесса по обучению боковому   локтем   предложенную удару усовершенствованную   методику.  Её   применение   позволяет   по   сравнению   с целесообразно использовать     общепринятой системой повысить эффективность бокового удара локтем в большей   мере,   о   чём   можно   судить   по   данным   тестирования,   показанным экспериментальной   группой.   Предложенная   усовершенствованная   методика по   обучению   боковому   удару   локтем   при   самозащите   включает многообразную   отработку   технического   действия   на   снарядах   и   в   парах, учебные   спарринги,   а   также   тренировку   на   открытой   местности, имитирующей проведение боя уличной обстановке. В совокупности это даёт более эффективное освоение и успешное исполнение бокового удара локтем. По   результатам   метода   экспертных   оценок   правильность   движений   что   говорит   об контрольной   группы   составляет   6,2   балла, удовлетворительном   уровне   владения   в   группе   техникой   удара. Экспериментальная группа получила 8,1 балла соответственно – это говорит о хорошем уровне владения техникой удара. Расчёт достоверности различий с помощью  t­критерия   Стьюдента   показал   значительные   различия   между43 результатами   контрольной   и   экспериментальной   групп   в   конце педагогического эксперимента.           Оценив эффективность владения техникой удара получены следующие результаты.   Контрольная группа получила 8,1 балла, а экспериментальная группа 9,1 балла из 10 возможных. Это говорит о том, экспериментальная группа   владеет   более   эффективной   техникой   удара   локтем.   Расчёт   помощью  t­критерия   Стьюдента   показал достоверности   различий   с   значительные   различия   между   результатами   контрольной   и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.44 ВЫВОДЫ 1. Анализ литературных источников показал, что авторы методик уделяют мало внимания прикладному аспекту применения ударов локтями при самообороне.  Приводится   множество  рекомендаций  и  техник, но  все они носят общий характер. Нанесение ударов локтями  рассматривается через   призму   спорта   и   поединков   по   правилам   с   определённым регламентом.   В   изученной   литературе   отсутствуют   методики   по обучению ударам локтями вне спорта, не рассматриваются возможные ситуации их применения в столкновениях экстремального характера. 2. Усовершенствованная   методика   позволяет   подготовить   человека   к самозащите   при   противоправных   действиях   в   его   сторону,   даёт возможность   для   эффективной   самообороны   при   посягательстве   на жизнь, здоровье и имущество гражданина. Испытуемые смогут успешно из   экстремальной  ситуации   с  минимальным   риском  и  последствиями для себя. 3. Апробация   усовершенствованной   методики   на   группе   испытуемых прошла успешно, что подтверждают данные экспериментальной группы. Из   вычисления   средней   арифметической   величины   следует,   что показатели по трём избранным параметрам увеличились более чем на 10 процентов.   Так,   например,   среднее   арифметическое   по   параметру «Сила»   до   эксперимента   составляло   217,   3   кг.     После   проведения повторного   тестирования   данный   параметр   увеличился   до   249,   4   кг соответственно.   Показания   среднего   квадратического   (стандартного) отклонения   стабильны.   По   результатам   метода   экспертных   оценок экспериментальная  группа   получила  9,1  балла  из  10 возможных, что говорит об эффективной технике нанесения бокового удара локтем в голову.   Расчёт   достоверности   различий   с     помощью  t­критерия45 Стьюдента   показал   значительные   различия   между   результатами контрольной   и   экспериментальной   групп   в   конце   педагогического эксперимента.   По   итогам   показателей   экспериментальной   группы можно сделать вывод о том, что внедрение рассмотренных технических действий в практику обучения самообороне в экстремальных ситуациях представляется возможным. 4. Составлены практические рекомендации для обучения боковому удару локтем в условиях самообороны.46 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ         Использование   предложенной   усовершенствованной   методики   способствует повышению скорости, силы и энергии бокового удара локтем в голову   при   самообороне.   Это   в   свою   очередь,   благотворно   отражается   на подготовке бойца, его технике и психологической уверенности в победе над предполагаемым оппонентом или агрессором. Усовершенствованная методика позволяет подготовить спортсмена к ситуациям, выходящим за рамки боя в ринге,   одержать   вверх   над   вооруженным   человеком   или   группой   таковых. Рекомендуется   использование   данной   методики   для   внедрения   в тренировочные   программы   детей   и   подростков   для   более   успешного становления у них навыков самозащиты. Проведение тренировочных занятий вне  спортивного  зала   является  обязательным,  для  более полного   освоения данного   технического   действия   и   подготовке   бойцов   к   оборонительным действиям   в   экстремальных   условиях   самозащиты   на   улице.   Обязательна полная   защитная   экипировка,   описанная   в   работе,   для   предотвращения травматизма.47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агафонов Г.Г. «Джиу­джитсу. Современная техника древнего боевого искусства». Ростов­на­Дону, 2003г. 2. Булочко   В.И.   Физические   способности   разведчика.   Москва:   Боевые искусства, 2001г. 3. Вельмякин В.Н. «Боевое САМБО и рукопашный бой для спец.войск». Рязань, 1993г. 4. Волостных В.В. с соавт. Энциклопедия боевого самбо. Т.1. Жуковский: Олимп, 1993г.­ С.171­216. 5. Верхошанский   Ю.В.   На   пути   к   научной   теории   и   методологии спортивной тренировки. Теор. и пр. ФК. 1997, № – 2. – С.21–26, 39–42. 6. Волков   В.П.   Курс   самозащиты   без   оружия   «САМБО»,   Издание школьно­курсового отдела кадров НКВД СССР, Москва, 1940г. 7. Грунтовский   А.Н.   /Русский   кулачный   бой:   История.   Этнография. Техника / 1993.­ 160 с. 8. Дементьев   В.Л.   Структуризация   конфликта   поединка   в   спортивных единоборствах / В.Л. Дементьев, О.Б. Малков // Теория и практика физ. культуры. 1986. ­ № 10. ­ С. 37­39. 9. Дзи  Дзяньчен, техника  самообороны  ДУАНЬДА,  Москва,  Прасковья, 1995г.48 10.  Долин   А.А.,   Попов   Г.В.   «КЭМПО­традиции   воинских   искусств» Москва, 1997г. 11. Дудукчан И.М. Динамика русского рукопашного боя / Дудукчан И.М.­ М.: СПОРТ­ПРЕСС, 2002. 160 с. 12. Есин Е.Г. «Невидимое оружие». Н.Новгород, 2002г. 13. Захаров Е.Н. Ударная техника рукопашного боя./Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А., ~ М.: Культура и традиции, 2003. ­351с. 14. Иванов С., Касьянов Т. Рукопашный бой. М.: Фаир­пресс, 2003. – 560 с. 15.  Иванов­Катанский   С.А.   Практическое   боевое   каратэ.   ­   М.:   ФАИР­ ПРЕСС, 2001. ­ 544с. 16. Карамов С.К. «КЭМПО. 100 вопросов» ­ ТерроСпорт 1999г. 17. Карякин Б.П. «САМОЗАЩИТА», Московская область, 1993г. 18.  Касьянов Т.Р., Иванов­Катанский Техника рукопашного боя. Москва: Боевые искусства, 2004г. 19.  Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / Келлер B.C. Киев : Здоровья, 1977. ­ 120 с. 20. Кондрацкий И. А., Игуменов В. М., Грузных Г. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. Теор. и пр. ФК. 1997, № – 2. – С.21–26, 39–42. 21.  Коротких,   И.А.   Адаптация   технико­тактических   арсеналов представителей различных видов единоборств к условиям рукопашного боя армейской и милицейской версий: дис. … канд. пед. наук / И.А. Коротких. ­ Краснодар, 2004. ­ 167 с. 22. Кочергин А.Е. Мужик с топором. Москва, 2005 г.­С.88­102. 23. Ли Б. и Уйехара М. Методика борьбы. Москва, 1993 г.­С. 55­73. 24.  Липатов С. В. Современный панкратион: становление универсального бойца­единоборца. ­ Иваново: Талка, 2006. ­288 с.49 25.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ИФК. М.: ФИС, 1991. – 542 с. 26. Нишпорский О. «Курс Дзю­дзюцу. От 5­го кю до 2­ого дана».  Харвест, 2004г. 27. Носуля, В.Н. Технология обучения самозащите без оружия в учебных заведениях   ВМД   России:   дис.  ...  канд.   пед.   наук   /   В.Н.   Носуля. ­Краснодар, 1998. ­ 144 с. 28.  Ожегов   С.   И.   Словарь   русского   языка. –   М.:   «Советская энциклопедия», 1972. – 846 с. 29.  Ознобишин   Н.Н.   «Искусство   рукопашного   боя».   Санкт­Петербург, «Всемирная литература», 1998г. 30.  Панченко   Т.К.   Нетрадиционные   боевые   искусства   «от   Америки   до Руси», Москва, 1997г. 31. Роднов В.С. Рукопашный бой. (Методическое пособие). М., 1984, с.93. 32.  Рожков В.А. Искусство   защиты без  оружия: по  системам защиты  и нападения   джиу­джитсу,   кэмпо,   дзюдо,   каратэдо,   айкидо,   боксу   и военно­прикладному самбо. ­ СПб.: Нотабене, 1992. ­ 286с. 33. Сенчуков Ю.Ю. Дацзешу – искусство пресечения боя. Москва, 1995 г.­ С. 16­17. 34.  Тарас   А.Е.   Боевая   машина:   Руководство   по   самозащите.   Минск: Харвест, 1998 г.­С.269­273. 35.  Тарас А. Е. Боевые искусства (200 школ боевых искусств Востока и Запада). Минск. Харвест. 1996. – 638 с. 36.  Тарас   А.Е.   Рукопашный   бой   СМЕРШ.­   Минск:   Харвест,  2000г.­ С.191­229. 37. Фомин Н.А. Пособие по самообороне. Санкт­Петербург, 2001 г.­С.55­ 57.50 38.  Шехов   В.Г.   Тайский   бокс   в   своё   удовольствие.   Минск­Москва: Харвест­АСТ, 2000 г.­С.110­155 39.  Шулика Ю. А., Саликов А. А, Носуля В. Н. О степени прикладной эффективности видов боевых искусств и проблеме оценки мастерства в условных   видах   упражнений   самозащиты.//Теория   и   практика   Ф.К., 1998, № 2. – С. 51—54 40.  Шулика   Ю.   А.,   Самойленко   В.   А.,   Саликов   А.   А.   Самозащита   без оружия   и   прикладные   единоборства. –   Краснодар:   Краснодарские известия, 2002. – 119 с. Обучение боковому удару локтем (тренировка на боксерских лапах и мешке) Приложение 151 Приложение 2 Контрольное тестирование на измерение резкости, силы и энергии бокового удара локтем на силомере «Рэй­Спорт Кик­Тест 9»