«Совершенствование методики обучения защите от прямого удара ножом
в прикладном рукопашном бое»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………………...
4
Глава I. Анализ литературных источников.…………………………..... 6
1.1 История развитие рукопашного боя………………………………… 6
1.2 Основы ножевого боя ………………………………………………...
1.2.1 Применение ножа в армейской системе……………………….......
12
13
1.2.2. Применение ножа в спортивной системе………………………… 14
1.2.3 Применение ножа в восточных единоборствах………...................
1.2.4 Применение ножа в криминальном мире………………………….
14
15
1.2.5 Виды ножевых ударов……………………………………………… 15
1.2.5.1 Колющие удары…………………………………………………...
15
1.2.5.2 Режущие удары…………………………………………………… 17
1.2.5.3 Удара рукоятью ножа…………………………………………….. 18
1.3 Принципы защиты от прямого удара ножом в прикладном
рукопашном бое...........................................................................................
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования защите
от прямого удара ножом ………………………………………………….
2.1 Методы исследования………………………………………………...
2.1.1 Анализ литературы источников по проблеме исследование……..
2.1.2 Метод экспертных оценок………………………………………….
…….
19
…….
21
21
21
22
2.1.3 Метод педагогического эксперимента…………………………….. 222.1.4 Методы математической статистики……………………………… 22
2.2 Организация исследования .………………………………………… 22
Глава III. Обсуждение результатов исследования защитных действий
от прямого удара ножом……………………………………….
…….
36
Выводы…..………………………………………………………………...
40
Список литературы……………………………………………………….. 42
ВВЕДЕНИЕ
2Одна из основных проблем ближнего боя с противником, владеющим
искусством ножевого боя состоит в неэффективности стандартных приемов
самозащиты (блокирования). Более того, общепринятые приемы могут
сработать против бойца, облегчив атаку противника с ножом.
Как показывает практика противник, который вооружен огнестрельным
оружием, проигрывает в схватке бойцу, вооруженному только ножом, если
схватка проходит на расстоянии, оптимальном для рукопашного боя. Одним
из преимуществ ножа в данной ситуации будет возможность нанесения
повреждений противнику как при самом ударе, так и вовремя извлечения
ножа из тела противника. В свою очередь тычки и хлесткие удары могут
привести к смертельной потери крови, нанося глубокие проникающие раны.
Противник, планирующий атаку с ножом, будет прятать оружие в
неведущей руке, что поможет ему провести быструю внезапную атаку с
оружием во время рукопашного боя. Основной целью атаки будет
повреждение жизненно важных точек другого противника.
Основой противостояния атаки с ножом составляют два главных
принципа. Вопервых, необходимо обезоружить противника. Вовторых,
необходимо в кратчайшее время нанести серию эффективных силовых
ударов, которые выведут бойца из строя. При этом стоит повредить обе руки
противника, ведь искусство владение ножом предусматривает навык быстрого
перемещения оружия из одной руки в другую. Следует принимать во
внимание также психологическое состоянии нападающего с ножом, ведь в
большинстве случаев, боец будет вести схватку полагаясь только на ножевую
атаку, не применяя другие приемы рукопашного боя.
Избежать ранений в ножевом бою практически невозможно. Здесь на
первый план выступает психологический настрой бойца продолжать бой при
открытом кровотечении, что дает ему несомненное преимущество.
3Искусство владения ножом в бою предусматривает возможность
противостояния, как опытному специалисту ножевого боя, так и бойцу, лишь
случайно получившему оружие в бою. При этом шансы оказаться в бою с
мастером владения приемами ножевого боя значительно ниже, чем оказаться в
бою с малоопытным противником.
Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации сложилась
криминогенная обстановка изза различных факторов (нестабильное
социальноэкономическое положение граждан, декультуризация населения,
засилье нелегальных мигрантов и т.д.). Участились случаи нападение с
холодным оружием и побуждает людей к необходимости защищать себя по
средствам прикладных единоборств. Люди разных возрастов приобретают
уверенность в себе и навыки необходимые для самообороны в условиях
экстремальной ситуации (допустим уличного нападения или грабежа).
Прикладные единоборства помогут защитить себя в экстремальных ситуациях
так как там изобилуют разнообразием ударных и борцовских техник.
Разрешены все виды ударов и приемов.
Объект исследования: Объектом исследования является система
подготовки граждан на занятиях в секциях по самообороне.
Предмет исследования:
Предметом исследования является
совершенствование методики обучения защитных действий при нанесении
прямого удара ножом в прикладных единоборствах.
Гипотеза исследования: Предполагается, что обучения защитным
действиям при нанесении прямого удара ножом в прикладных единоборствах
поможет гражданам освоить эффективные приемы самообороны.
4ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 История развития рукопашного боя
История развития рукопашного боя не только как боевой и учебно
боевой деятельности, но и как вида физических упражнений начинается еще в
древности. В те времена все военные действия между противниками
представляли собой рукопашные схватки, в которых нередко использовалось
простейшее вооружение. Наскальные рисунки и памятники, датируемые IV и
III тысячелетиями до н.э. подробно показывают нам как происходили боевые
поединки того времени. При раскопках гробниц фараонов в Египте были
найдены изображения, показывающие целую серию движений, что позволяет
нам делать вывод о существовании специальных техник борьбы в те времена.
Поздние исследования указывают на существование специальной подготовки
борцов к выполнению боевых приемов, а также на проведение полноценных
соревновательных поединков с участием судьи.
В третьем тысячелетии до н.э. в Китае боевые единоборства
проводились по системе «Кунфу», которая в дальнейшем распространилась
на Японию и Корею. Обучение проводилось по государственной доктрине
конфуцианства, в которой предусматривались не только приемы рукопашного
боя с применением оружия и без, но и многие лечебнофизические
упражнения для бойцов.
Во II и I веках до н.э. популярность завоевало новое боевое искусство –
Ушу. Данная техника предусматривала специальный психологический
настрой бойца: на стремление к победе, на готовность к тяжбам боя. Сейчас
эти навыки вынесены в отдельную дисциплину «Психологическая подготовка
к боевой и учебнобоевой деятельности.
В Древней Греции единоборства достигли высокой степени развития к
IV веку до н.э. Комплекс древнегреческой школы включал в себя
нижеследующие упражнения: бег, метание копья, диска, борьбу. Были
5созданы палестные (название произошло от слова «пале» борьба)
учреждения, которые представляли собой прообраз ныне существующих
учебновоспитательных учреждений. В те времена большое значение
придавалась рукопашному бою, а именно кулачным схваткам, которые
позднее стали именовать «спартанской гимнастикой». Со временем в
программу Олимпийских игр были включены сразу несколько видов борьбы.
Резкое ужесточение условий рукопашных схваток берет свое начало в
Древнем Риме, где в бою стали применяться железные накладки на кулаки и
другие средства. Произошедшие изменения требовали от бойцов более
тщательной технической и тактической подготовки. Необходимо также стало
уделять время психологической подготовке бойца. Усиленная подготовка
была предусмотрена для воинов, имеющих непосредственное отношение к
действиям с холодным оружием, а также для гладиаторов.
Во времена Средневековья широкое развитие получила рыцарская
физическая тренировка. В тот период бойцы пользовались холодным
оружием, таким как палица, топор, меч и защищали собственное тело щитом и
специальной одеждой: латами, шлемами и кольчугой. Все факторы требовали
от бойца большой силы, ведь проткнуть кольчугу мечом было не такто
просто, выносливости, кроме того боец должен был быть ловким и быстрым.
Бойцов обучали владению мечом, копьем, топором, стрельбой из лука,
искусству самозащиты щитом и несомненно продолжали воспитывать в бойце
требуемые психологические качества. Использование лошадей в бою дало
толчок в развитии навыков захватов и бросков, ведь первым шагом в бою с
противником на лошади было сбрасывание его с лошади для продолжения боя
на земле, нередко заканчивавшегося поражением лежачего противника мечом,
кинжалом или другим холодным оружием в незащищенные места тела.
Возобновилась актуальность приемов борьбы без оружия для пехотинцев, где
усовершенствовались навыки бросков противника через голову и бедро.
6На средневековой Руси было отведено немало внимания кулачным
схваткам и борьбе на палках. Историки получили немало информации об
искусном владении оружием, отличном физическом развитии, высоком уровне
подготовки и выносливости русских воинов из древних летописей, былин и
сказок. Молодые бойцы развлекали себя кулачными и палочными боями.
Необходимыми атрибутами зимних народных праздников становились
массовые бои на льду. Даже такое несерьезное отношение к рукопашному бою
у населения вырабатывало навыки у молодых бойцов и давало обширную
физическую подготовку.
Существовало несколько направлений рукопашного боя: московское,
рязанское, новгородское, вятское, славяногорицкая борьба, охотничья
борьба, борьба на поясах. Все направления объединяла главная цель боя,
состоявшая в обезоруживании противника, бросания его на землю, что
подразумевало тот факт, что противник должен в итоге сдаться. Были
вынесены первые гуманные общие правила для ведения боя, включающие в
себя: запрет на битье лежащего, запрет на битье в спину, обязательство
пощадить противника, признавшего поражение. Основными приемы нападения
и защиты были уникальными и имели высокое прикладное значение.
Развитие навыков рукопашного боя на Руси приводили к увеличению
побед в сражениях, основанных на рукопашных схватках. В основных
известных нам сражениях: на Чудском озере, в Куликовской битве, в борьбе с
татаромонгольской ордой, с польской армией, основной бой проходил в
схватке с народным ополчением, где навыки рукопашного боя показывали
крестьяне и ремесленники, приобретшие их в народных мирных сражениях
потехах.
К XV1IXIX веку навыками рукопашного боя отлично владели даже
стрельцы. Победа под Полтавой была завоевана в основном умением ведения
штыкового боя. Суворовские солдаты отбивали приемами рукопашного боя
7воинов Наполеона. Те же навыки помогли русским солдатам в Крымской
войне и войне на Балканах. Известный своими заслугами перед Отечеством
генерал М.Д. Скобелев настаивал на штыковом ударе, как эффективном
завершающем ударе в бою.
Большое значение имел рукопашный бой в психологии бойца, ведь
освоенные навыки позволяют одолеть противника в рукопашной схватке и на
первый план задач выходит навык сближения с противником[33].
Во времена СССР подготовка личного состава Красной Армии в
области рукопашного боя проводилась по основным методикам, прописанным
в уставных документах.
Большую роль для допризывников Красной Армии сыграли учебные
пособия «Самооборона и нападение» (М. Солонович, 1928), «Самозащита без
оружия» (А. Буценко, 1928).
В свою очередь для оперативных сотрудников ГПУ и сотрудников
милиции было выпущено пособие «Искусство рукопашного боя» (П.П.
Ознобишин, 1930). Данное руководство было посвящено описанию следующих
приемов: применение огнестрельного оружия на расстоянии от шести метров,
навыки удара ногами на расстоянии дватри метра, навыки удара руками на
расстоянии одиндва метра, а также джиуджитсу – навыки поведения в
случая захвата или падения и другие.[28]
Невозможно не отметить вклад, внесенный в развитие ножевого боя в
СССР П.С. Ощепниковым, который многого достиг в дзюдо, организовал
советскую Федерацию Борьбы Вольного Стиля, а также подготовил успешных
учеников: В.В. Сидорова, который работал в Центральной школе милиции;
Н.М. Галковского который работал в московском ГЦОЛИФКе; А.М.
Ларионова, В.Г. Кузовлева – работавших в Ленинградском ГДОИФКе; А.А.
Харлампиева, который разработал множество новых приемов самбо, а также
методику обучения этому виду единоборств.
8Уже к 1932 г. Комплекс упражнений по рукопашному бою были
включены во всесоюзный комплекс, что в дальнейшем способствовало
развитию начальной военной подготовке и формированию готовности армии к
защите Отечества.
Успехи в обучении рукопашному бою перед Отечественной войной
19411945 гг. заслуживают внедрения в сегодняшнюю практику. В те времена
на подготовку личного состава армии к рукопашному бою было отведено
достаточно большое внимание в учебных и действующих частях Советской
Армии. Были разработаны следующие навыки: бить штыком, прикладом,
саперной лопатой, каской, кулаком. Немецкие бойцы учили своих солдат
навыкам удара ножом. Этим же приемом овладевали наши разведчики,
десантники.
Сотрудники НКВД и офицеры армейской разведки усиленно
совершенствовали технику боевого самбо в подготовке к
Великой
Отечественной Войне. Введенными новшествами для усовершенствования
техники были: удары ногами по технике «саватэ» (Франции), удары руками
(заимствованные из классического бокса), болевые приемы по технике
фенуфентцу и дзюдо, а также многообразие бросков и подсечек.[28]
Считалось что для дальней дистанции с противником (45 метра)
наиболее эффективным будет применение револьвера, на средней дистанции
(23 метра) возможным становится применять техники ударов ногами, на
минимальной дистанции (12 шага) необходимо переходить на кулачный бой.
Дальнейшими возможными приемами для продолжения боя считались: удары
плечом, ладонями, пальцами, техника борьбы в стойке с обхватом и без, а
также целесообразно использовать болевые приемы и удушения.
Русский стиль, получивший широкое распространение среди бойцов
НКВД, включал в себя навыки ударов коленом и головой. Для поражения
противника было дозволено производить удар коленом в область паха или
9почек. В случае захвата бойца сзади преимущественно применись удары
каблуком по голени или в область паха. Проводились обучения по новой
технике удара головой в живот, предусматривавшей одновременный подхват
ног противника у колен. Кроме того, был введен навык удара головой в почки,
при этом необходимо было подхватить ноги противника сзади, что позволяло
оторвать противника от земли руками за ноги, а затем уже нанести решающий
удар головой. Все удары головой в лицо противника наносились с
обязательным притягиванием головы противника ближе, что возможно было
осуществить с помощью хвата в области затылка или хвата за элементы
верхней одежды. Если боец был обхвачен сзади он мог применить прием
удара, обхватившего затылком. Опирался в захватах боец в основном на руки
противника.
Впервые рукопашный бой и преодоление препятствий стали двумя
отельными дисциплинами при вступлении в силу наставления по физической
подготовке НФП48. Данное наставление также исключало любые действия с
подручными предметами, а также ряд приемов нападения и самозащиты без
оружия.
К началу 90х годов было завершено немалое количество исследований в
области рукопашного боя. Были выбраны наиболее эффективные методики
обучения приемам нападения и навыкам самозащиты, как с оружием, так и без
оружия. Рассмотренные навыки были усовершенствованы не только на
учебных занятиях, но и на остальных видах физической подготовки. Была
разработана схема базового комплексного подхода к обучению, включавшая в
себя основные упражнения для формирования навыков нападения и
самозащиты. Появились возможности прохождения ускоренных курсов
обучения. Разработали сочетания упражнений, позволявших преодолевать
препятствия с метанием гранат.
10Основы русского стиля рукопашного боя были введены в основы
обучения морской пехоты США. Данный стиль считают эффективным боевым
единоборством. Ведь в обучение включены разнообразные природные
хитрости ведения боя, основанные на знаниях анатомии, механики, физики и
других научных дисциплин [18].
С течением времени опыт двух школ: школы СССР и восточной школы
единоборств, объединились в один вид рукопашного боя – боевое самбо,
которое получило развитие в двух направлениях. Вопервых, данный вид
изучался сотрудниками специальных подразделений и бойцами армии. Во
вторых, направление стало международным спортивным видом борьбы.
Одним из направлений боевого самбо стало направление «самоз», которое
было подробно изучено в трудах В.А. Спиридонова. Основой направления
была минимизация контратаки противника в ожидании подходящего момента
для нейтрализации противника, за счет его собственной силы.
Рукопашный бой является неотъемлемой частью обучения сотрудников
МВД РФ, ВС и ОВД. Его широкое распространение как техники единоборства
привело к широкому использованию основных приемов бойцами частных
охранных предприятий. Все структуры обязательно изучают основы
рукопашного боя, включающие в себя: навыки самозащиты без оружия
(включая случаи борьбы с вооруженным противником), навыки атаки и
защиты в бою с врагом, превосходящим по силе, а также в бою с большим
количеством соперников, навыки основных приемов бросков, освобождения
из захватов, нанесения болевых ударов. Немало времени продолжает
включая в себя
уделяться психологической подготовки бойцов,
психомоторные навыки и выработку силы воли бойца. Одним из основных
преимуществ рукопашного боя остается совмещение приемов разных боевых
искусств мира.
1.2. Основы ножевого боя
11Ножевой бой является современным видом спортивного единоборства,
с использованием короткоклинкового холодного оружия во время
применения приёмов рукопашного боя. Кроме широко распространенного
спортивного направления, ножевой бой всегда включает в себя приемы
самообороны, объединенные в отдельный курс.
Основным определением ножевого боя является столкновение двух
или нескольких противников с применением одного из видов холодного
оружия, что также иногда называется фехтование на ножах[36].
Само оружие «нож» является оружием ближнего боя. Если дистанция
не превышает трех метров, нож превзойдет по эффективности огнестрельное
оружие, которое в свою очередь проигрывает по затрате времени на
подготовку к использованию и выхватыванию. Одни из главных достоинств
ножа, как оружия – это его компактность и отсутствие шума.
Несмотря на применимость обычного хозяйственногобытового ножа
как оружие в бою, ножевой бой предполагает использование в основном
специальных боевых ножей.
Существуют четыре основных стиля традиционного ножевого боя:
дуэльный, армейский, национальный и криминальный, где в качестве
противника выступают не только люди, но даже животные. Например, для
армейского боя противником может быть служебная собака.
Основными приемами техники ножевого боя являются: уколы, порезы,
блокирования, захваты лезвием и метательные приемы. Кроме того
существует ряд вспомогательных приемов, где применяются удары
свободными руками и ногами.
1.2.1 Применение ножа в армейской системе
Главное отличие применения ножа в армейской системе основывается
на постулате о самозащите, в котором указывается, что даже раненый
противник может представлять угрозу, нередко даже серьезную. Таким
12образом, главной целью ножевого боя становится летальный исход для
противника. Основные этапы ножевого боя состоят из незаметного
приближения и бесшумного уничтожения противника по бою. Известное
понятие самого боя с ножом как таковое отсутствует, и главной целью
становится внезапное и тотальное уничтожение жизни противника. Одна из
основных эффективных армейских техник ножевого боя – техника быстрого
нанесения двухтрех колющих ударов по жизненно важным органам: шея,
сердце, печень, почки, а также позвоночник.
В настоящее время снижается актуальность ножевых приемов в
армейской школе. Данное явление напрямую связано с усовершенствованием
огнестрельного оружия, позволившего снизить шумность выстрела, а также с
развитием средств маскировки нападающего. Несмотря на вышеуказанную
тенденцию, ножевые приемы обрели популярность как часть прикладных
(боевых) стилей рукопашного боя.
1.2.2 Применение ножа в спортивной системе
Система спортивного ножевого боя предусматривает начало обучения с
учебных поединков. Одно из самых точных определений спортивному бою с
использованием ножа дал Быков Роман Юрьевич (инструктор по ножевому
бою в г. Новосибирске): «Спортивный ножевой бой — это система,
использующая макеты короткого холодного оружия для моделирования
действий оппонентов при боевом столкновении. Служит для стимулирования
изучения работы холодным оружием и уменьшения травматизма на учебных
занятиях».
Постепенное развитие спортивной системы, а также ее широкая
диверсификация привели к различиям в правилах и приемах ножевого боя в
различных видах боевых искусств.
1.2.3 Применение ножа в восточных единоборствах
13Более детальное изучение восточных единоборств раскрывает
существование целого ряда национальных школ ножевого боя. Самыми
известными считаются: Индонезийская, Малайская, Бирманская, Тайская и
Вьетнамская школа. Наиболее известной и развитой школой боя с ножом
считается японская школа, в которой возможно постигнуть одно из самых
сложных искусств ножевого боя тантодзюцу.
Восточные школы дают знания и навыки не только атаки, а также
противостояния вооруженным ножом противникам с использованием оружия
и более того навыки самозащиты голыми руками.
1.2.4 Применение ножа в криминальном мире
Уже на протяжении столетий одним из обязательных атрибутов
криминального мира является нож, подругому называемый «заточка». В
большинстве случаев приемы боя с использованием ножа использовались как
отвлекающий маневр. Также эффективно применялся ножевой прием для
внезапного поражения противника по бою. Нередко ножевые приемы
использовались для унижения, наказания или пыток. Одним из доказательств
служит прием намеренного ослепления противника с помощью нанесения
горизонтального пореза по глазам[29].
1.2.5 Виды ножевых ударов
Основное назначение ножа во время рукопашного боя – нанесение
колющережущих ударов. Одно из основных преимуществ использования
ножа – применение рукоятки в качестве кастета при ударе противника.
1.2.5.1 Колющие удары
Наиболее часто используемым в бою является колющий удар, который
дает шанс бойцу поразить жизненно важные органы. Кроме того, противник не
может защитить себя от данного удара даже толстой одеждой.
Основными направлениями нанесения колющего удара являются: верх,
низ, перед, слева направо (наотмашь), а также удар, наносящийся сбоку от
14бойца. При этом почти все виды ударов выполнимы при любом хвате ножа.
Способы нанесение колющего удара ножом вперед:
разноименная стойка с выпадом;
разноименная стойка без выпада;
одноименная стойка с выпадом;
одноименная стойка без выпада;
Способы нанесения колющего удара ножом сверху
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
Способы нанесения колющего удара ножом снизу
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
Способы нанесения колющего удара ножом наотмашь слева направо
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
15 одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
Способы нанесения колющего удара ножом сбоку справа налево
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
Способы нанесения колющего удара ножом на себя
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
Другими преимуществами колющих ударов ножом являются:
возможность нанесения удара из разнообразных позиций (стоек), увеличение
динамики (скорости перемещения) в ходе боя, возможности проведения боя
на различных дистанциях между противниками.
1.2.5.2 Режущие удары
В качестве вспомогательного удара в бою используется режущий удар.
Основным назначением удара является поражение конечностей противника,
16что нередко производит отвлекающий эффект. Конечным эффектом удара
должно стать обезвреживание противника исключающие нанесение
смертельных ранений.
Наиболее эффективными местами для удара являются сухожилия,
такие как: сгиб на локте, сухожилие под коленом и бедро (заднее сухожилие).
Основными направлениями нанесения удара являются: вертикальный удар,
горизонтальный удар, удар по диагонали. При этом выделяют уровни
нанесения горизонтального удара: верхний, нижний, средний; уровни
нанесения вертикального удара: левая, правая плоскость. Все удары
наносятся через так называемую «условную» точку.
Способы нанесения режущих ударов ножом:
справа налево в верхний уровень (диагональный);
сверху вниз слева направо через средний уровень (диагональный);
слева направо через нижний уровень (горизонтальный);
снизу вверх (вертикальный, диагональный)
сверху вниз (вертикальный, диагональный)
слева направо при хвате ножа клинком в сторону от большого пальца
вверх лезвием от бойца (горизонтальный)
справа налево при хвате ножа клинком в сторону от мизинца лезвием от
бойца (горизонтальный)
сверху вниз при хвате ножа клинком вперед лезвием, направленным
вниз (вертикальный)
по внутреннему кругу слева направо, при хвате ножа клинком в сторону
от большого пальца лезвием к себе (круговой)
по внутреннему кругу слева направо, при хвате ножа клинком в сторону
от мизинца лезвием к себе (круговой)
17Простыми ударами считаются удары, во время которых заточенная
часть лезвия смотрит от бойца на противника.
Необходимо
возвратно
поступательные и круговые удары, как сложные удары, эффективные для
рассматривать
отдельно
применения в ближнем бою, воздействуя на конечности противника.
1.2.5.3 Удары рукоятью ножа
Основное назначение рукояти ножа – нанесение оглушающих и
дробящих ударов по противнику. Обычно удары наносятся по мышцам,
суставам, голове (является наиболее эффективным), позвоночнику и ключице.
Сам удар производится головкой рукоятки, в некоторых случаях – зажатой в
кулак.
Способы нанесения ударов рукоятью ножа:
в висок
по затылку
по локтю
Прямой удар основанием рукояти вперед в голову
Удар кулаком, с зажатой в нем рукоятью ножа в челюсть
1.3 Принципы защиты от прямого удара ножом в прикладном
рукопашном бое.
Системы защиты от ножа основаны на традиционных школах боевых
искусств востока и запада. Такой тип холодного оружия как нож применялся
воинами с древних времен. Однако проблема защиты от этого вида оружия
как нож, сегодня до конца не решена. Это отмечают многие эксперты.
Существует даже мнение, что: «если человек серьезно обучен использованию
подручных средств, таких как нож, в реальном бою он с вероятностью 70
80% одержит победу над более опытным, но не вооруженным противником».
18Поэтому основная проблема обучения связанная с обучением техники
защиты от нападения противника вооруженного ножом является определяется
определение траектории движения ножа во время удара.
Идентификацию траектории прямого удара защищающийся человек
может сделать только в момент замаха, подготовительного элемента удара.
Замах выполняется с целью придания оружию ножу максимального
ускорения, причем это подготовительное действие есть самое слабое звено в
технике удара ножом, которое опытный противник видит и выполняет
эффективное контрдействие именно в этот момент. Как правило
эффективность контр атаки в данный момент времени составляет 7080%.
Основной принцип техники защиты от прямого удара ножом состоит в
следующем. Во время выполнения удара создаются идеальные условия для
выполнения контрприема. Контрприемов состоит в уходе с линии атаки при
выполнении удара ножом: шагом в сторону или назад, отскоком в сторону,
отскоком назад. Так как система руканож во время выполнения удара, то для
обезвреживания противника надо путем блокировки удара в самое уязвимое
место системы руканож – это лучезапястный сустав противника и нанесения
ударов ногами по наиболее уязвимым местам на теле человека. С точки
зрения биомеханики самым слабым звеном системы руканож является
лучезапястный сустав противника и блокирование удара именно в этом месте
приводит к мгновенной остановке движения, а выполнение контр приемов
рычагом внутрь или наружу, в зависимости от хвата позволяет выбить
предмет нападения из рук, а затем перейти на выполнение болевого приема,
например: загиб руки за спину болевой прием на запястье.
При выполнении контрприемов многое зависит даже не от физических
возможностей занимающегося, а от психологической подготовленности к
выполнению контрприема путем преодоления собственного страха.
19ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПРЯМОГО УДАРА НОЖОМ
Цель исследования: Модернизация методики обучения защите от
прямого удара ножом в прикладных единоборствах, как элемент самозащиты
граждан
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники, в которых описаны методики
обучения защитным действиям при нанесении прямого удара ножом
применяемых в прикладных единоборствах.
2. выявить основные методические особенности организации занятий
по самообороне, в которых используется методика обучения
защитным действиям при нанесении прямого удара ножом.
3. экспериментально апробировать и внедрить методику обучения
защитным действиям при нанесении прямого удара ножом при
обучении граждан самообороне.
Методы:
1. Анализ литературных источников
2. Экспертная оценка
3. Педагогический эксперимент
4. Математическая статистика
2.1. Методы исследования
2.1.1 Анализ литературных источников по проблеме исследования.
Было проанализировано около 70 литературных источников. Из них
было 5 иностранных литературных источников и 5 нормативноправовых
документов по вопросам организации занятий по самообороне. Также был
проведен анализ методик обучения защиты от прямого удара ножом в
20служебноприкладных единоборствах.
квалификационной работы понадобилось 47 литературных источников.
Для написание выпускной
2.1.2 Метод экспертных оценок
В исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки
уровня технической подготовленности занимающихся, определения степени
владения техникой защиты от прямого удара ножа. Экспертная комиссия
состояло из 5 человек, из них двое имеют Всероссийскую судейскую категории
по рукопашному бою.
2.1.3 Метод педагогического эксперимента
Данный метод применялся в качестве основного метода исследования.
Педагогический эксперимент проводился на группе занимающихся СК
«Арсенал». В эксперименте приняли участие 22 человека, которые были
разделены на контрольную и экспериментальную группы.
2.1.4 Методы математической статистики.
Методы математической статистики были использованы как основные
методы для обработки результатов показанных участниками контрольной и
экспериментальной групп (среднее значение, стандартное отклонение, t
критерии Стьюдента). Среднее значение и стандартное отклонение
рассчитывались в программе Microsoft Excel 2007, а tкритерии Стьюдента
рассчитывалась на сайте «математические методы обработки данных»
(http://www.psycholok.ru/lib/statistics.html).
2.2.Организация исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (ноябрь 2013г. – август 2014г.) проводился анализ
литературных источников и нормативноправовых документов по вопросам
организации занятий по самообороне. Также на первом этапе мы изучали
21основные методики обучения защиты от прямого удара ножом применяемых в
прикладных единоборствах.
На втором этапе исследования (ноябрь 2014г. – декабрь 2014г.)
проводился педагогический эксперимент на группе граждан занимающихся в
СК «Арсенал». Всего в исследовании приняло участие 22 человека.
Контингент испытуемых составляли молодежь, которые были поделены на
контрольную и экспериментальную группы. Участники исследования были в
возрасте от 14 до 25 лет, имели средний уровень физического развития,
занимались 3 раза в неделю по 2 часа на каждом занятии, почти никто из
испытуемых не имел спортивных разрядов.
На третьем этапе исследования (январь 2015г. – февраль 2015г.)
проводилось обобщение полученного материала в результате педагогического
эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.
В процессе организации педагогического эксперимента было решены
организационнометодические проблемы, возникшие в процессе дипломного
исследования.
Согласно условиям педагогического эксперимента были сформированы
2 группы: контрольная численностью 11 человек и экспериментальная
численностью 11 человек, группы были примерно однородны по составу и
уровню физической подготовленности.
Перед началом педагогического эксперимента группа испытуемых
была опрошена с помощью специально разработанной анкеты, каждому
испытуемому предстояло ответить на открытые вопросы (общие вопросы).
Данные анкетного опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Таблица участников эксперимента по открытым вопросам (общие данные)
СПОРТСМЕНЫ
СПОРТИВНАЯ
КЛАФИКАЦИЯ
ВОЗРАСТ СПОРТИВНЫЙ
СТАЖ
22Испытуемый – 1А
Испытуемый – 2А
Испытуемый – 3А
Испытуемый – 4А
Испытуемый – 5А
Испытуемый – 6А
Испытуемый – 7А
Испытуемый – 8А
Испытуемый – 9А
Испытуемый – 10А
Испытуемый – 11А
Х±δ
Испытуемый – 1Б
Испытуемый – 2Б
Испытуемый – 3Б
Испытуемый – 4Б
Испытуемый – 5Б
Испытуемый – 6Б
Испытуемый – 7Б
Испытуемый – 8Б
Испытуемый – 9Б
Испытуемый – 10Б
Испытуемый – 11Б
Х±δ
t критерий
Стьюдента
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
2 юн
3вз
1вз
1вз
14
14
15
16
16
16
23
25
19
17
19
2
2
6
3
5
4
6
5
7
9
6
17,63±3,58
5±2,14
ЭКСПЕРМИТАЛЬНАЯ ГРУППА
1 юн
3 юн
1вз
1вз
14
15
15
16
16
18
24
25
17
18
24
6
3
4
2
6
4
6
5
5
6
7
18,36±4,03
4,91±1,51
0,4
0,1
Как мы видим из результатов анкетного опроса по общим данным,
контрольная и экспериментальная групп примерно равна по возрасту 17,64 и
18,36 лет соответственно.
Уровень спортивного стажа в контрольной и экспериментальной групп
примерно равны 5 и 4,91 лет соответственно.
23Согласно условиям педагогического эксперимента контрольная и
экспериментальная группы занимались, одинаковое количество времени.
Контрольная группа занималась 3 раза в неделю по 2 часа по
расписанию понедельник, среда, пятница в СК «Арсенал» под руководством
тренера Выборный Андрей Николаевич, авторами программы курса
«Самооборона» являются А.В.Прудов, В.И.Самойлов, С.Н.Соболев. Занятия
проводились в хорошо оборудованном зале, где имелись боксерские мешки
различных размеров, лапы большие и малые, а также дополнительный
инвентарь: палки резиновые и ножи резиновые.
Экспериментальная группа занималась 3 раза в неделю по 2 часа в СК
«Арсенал» под руководством тренера Курпякова Дмитрия. За основу
содержания занятий была взята программа по «Самообороне», разработанная
А.В.Прудовым, В.И.Самойловым, С.Н.Соболевым, но разделы программы от
при использовании различных предметов ударов палкой и ножом были
дополнены элементами приемов из служебноприкладных единоборств:
боевое самбо и прикладной рукопашный бой. Были созданы новые
подводящие упражнение для приемов, а так же экспериментальная группа
отрабатывала технику защитных действий в созданных условиях:
1) зажатие в угол;
2) в малых помещениях (примеры: лифт, подсобное помещение, узкие
коридоры, транспорте и т.д.);
3) большого количества одежды на человеке;
4) агрессивного поведения человека;
5) нападение в подъезде, тамбуре вагона.
Согласно условиям педагогического эксперимента раздел программы
«Защита от прямого ударов ножом» проводился после месяца занятий, после
освоения занимающимися основных принципов зашиты при нападении одного
противника. Изучение техники защиты при нападении противника
24вооруженного ножом изучались параллельно, технике защиты при нападении
противника без оружия. Это делалось для того, чтобы занимающиеся
наглядно видели особенности самообороны при нападением с оружием и без
оружия, выявляли схожие компоненты техники защиты, а также технические
и тактические особенности техники защиты.
Эксперимент заключался в том, что одно техническое действие,
«защиты от прямого удара ножом» разделили на 3 элемента (части) приема.
На:
1) «Уход с лини атаки»;
2) «Захват кисти и отвлекающий удар»;
3) «Выполнение болевого приема».
Уход с линии атаки заключается в том: в момент начало удара,
необходимо быстро и резко уйти с линии атаки путем поворота (отскоком,
прыжком) корпуса параллельно этой линии рис.1.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) один медленном
темпе бьет прямой удар ножом, а другой отрабатывает уход с линии атаки
путем поворота (отскоком, прыжком) корпуса (повторяет каждый прием по
2025 раз), потом тем увеличивает до среднего (так же по 2025 повторение) и
т.д.; 2) один на расстояние кидает теннисный мяч в партнера, а очерет другого
от этого меча уйти с линии атаки;
25Рис.1. Уход с линии атаки путем поворота корпуса
Отвлекающий удар – это удар или серия ударов, которое привело
противника в шоковое или расслабленное состояние.
Отвлекающий удар в коленный сустав считается один из самых сложных
и самый уязвимых суставов в нашем организме. Удары наносится сбоку,
изнутри или снаружи сразу рвет связки и ломает сустав. Удар сзади, в
подколенную ямку, надрывает связки и выбивает ногу вперед. Удар спереди
также ломает коленный сустав, если только он не был согнут под 90 градусов
рис.2.
Рис.2. Отвлекающий удар в коленный сустав
Отвлекающий удар в паховую зону считается один из самых
болезненным ударом. Удары наносится снизу вверх рис.3(а, б) надо бить
внутрь, с максимальным усилием и прямой удар рис.3в.
26Рис.3. Отвлекающий удар в паховую зону
Отвлекающий удар локтем. Удар локтем назад наносится тыльной
частью локтя без замаха или с небольшим замахом для удлинения траектории
при разгоне ударной руки для усиления удара рис.4.
Рис.4. Отвлекающий удар локтем назад
Захват кисти заключается в следующим: когда вы захватили одной
рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей
второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную
поверхность руки противника рис.5.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) ловить мяч (один
кидает мяч, а др. уходит с линии атаки и ловит мяч); 2) отработка
правильного захвата кисти соперника (по2025 раз, в разном темпе); 3)
отработка правильного расположение рук, и пальцев на кисти противника
(по2025 раз, в разном темпе).
27Рис.5. Работа рук при выполнении захвата кисти
Выполнение первого болевого приема заключается: прижимая пальцами
рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от
себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный
сустав (обезоружить) рис.6.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) отработка
правильного захвата кисти соперника (по2025 раз, в разном темпе); 2)
отработка правильного расположение рук, и пальцев на кисти противника
(по2025 раз, в разном темпе); 3) отработка скручивание кисти противника
наружу (по2025 раз, в разном темпе).
Рис.6. Работа рук при выполнении болевого приема «рычаг руки
наружу».
Используя данный приемом можно бросить противника на спину
и завершить контратаку ударом ногой рис.7.
28Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) отработка
скручивание кисти противника наружу с дальнейшим броском (по2025 раз, в
разном темпе); 2) отработка правильного удара ногой в разные места (по2025
раз); 3) выполнение целиком данный прием (по2025 раз, в разном темпе).
Рис.7. Завершающая фаза болевого приема «рычаг руки наружу».
Второй болевой прием "на плечевой сустав". Прием является
универсальным и может использоваться для конвоирования противника
посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.
Выполнение данного приема будет эффективным после того как
противнику был нанесен удар или серия ударов которое привело его в
шоковое или расслабленное состояние. При выполнении болевого приема
необходимо захватить правой рукой за его правую кисть спереди, а левой —
за одежду над правым локтем и своим весом надавить на плечо соперника рис.
8.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) отработка
правильного захвата одной рукой кисть соперника (по2025 раз, в разном
темпе); 2) отработка проталкивание соперника вперед (по2025 раз, в разном
темпе); 3) отработка правильного надавливание на плечевой сустав соперника
(по2025 раз, в разном темпе); 4) на базе двойки (первую двойку делаем сбив,
а на др. делаем отклонение назад для захвата болевого приема на плечевой
29сустав); 5)5) использование спортивного жгута (для отработки проталкивание
соперника вперед, для болевого приема на плечевой сустав)
Рис.8. Работа рук и тело при выполнении болевого приема на
плечевой сустав: «рычаг руки внутрь».
Резко потянуть правой рукой на себя вниз, а левую руку пропустить под
предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на
плечо захваченной руки сверху рис.9.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) отработка
потягивание руки соперника на себя (по2025 раз, в разном темпе); 2)
отработка правильного пропускание своей руки и расположение их (по2025
раз, в разном темпе); 3) отработка правильного сопровождение соперника
(по2025 раз, в разном темпе); 4) выполнение целиком данный прием (по2025
раз, в разном темпе).
30Рис.9. Болевого приема на плечевой сустав: «загиб руки на спину».
Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть
нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах
захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную
травму руки.
При выполнении третьего болевого приема необходимо захватить
правой рукой за его правую кисть спереди, а левым локтем (тыльной частью
локтя) нанести эффективный удар в голову. Чтобы привести соперника в
шоковое или расслабленное состояние рис.10.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) отработка
правильного захвата одной рукой кисть соперника (по2025 раз, в разном
темпе); 2) отработка демонстрации отвлекающего удара (по2025 раз).
Рис.10. Работа рук при выполнении болевого приема
Затем повернуться к нему левым боком, с оставлением своей правой
ноги назад, продернуть захваченную руку противника мимо своей груди
вправо и положить ее локтевым сгибом на свое левое предплечье. Пальцы
левой руки выполняющего прием захватывают предплечье своей правой руки,
тем самым закрывая руки в «замок» рис.11.
Нами было разработаны подводящие упражнения: 1) отработка
правильного поворота себя и протягивание руки мимо свой груди (по2025
31раз, в разном темпе); 2) отработка протягивание руки соперника мимо свой
груди и правильного расположение ее отработка (по2025 раз, в разном
темпе); 3) отработка надавливание на локтевой сустав «замок» (по2025 раз, в
разном темпе); 4) выполнение целиком данный прием (по2025 раз, в разном
темпе).
Рис.11. Рычаг локтевого сустава с захватом руки под плечо.
Болевые ощущения (при разучивании) и вывихи (в боевой обстановке)
достигаются за счет перегибания предплечья противника вниз. При этом
плечо противника должно быть зажато нападающим в подмышечной впадине
своей левой руки.
При выполнении контрприемов многое зависит даже не от физических
возможностей занимающегося, а от психологической подготовленности к
выполнению контрприема путем преодоления собственного страха.
Поэтому перед началом педагогического эксперимента с группой
испытуемых экспериментальной группы был проведен инструктаж по
правилам техники безопасности и нормативноправовым основам
законодательства, где подробно рассматривался вопрос «предел необходимой
самообороны»,
необходимой самообороны.
рассматривались конкретные примеры превышения
32А также с помощью метода экспертных оценок мы провели оценку
уровня технической подготовленности занимающихся по владению приемами
защиты при атаке противника вооруженного ножом у занимающихся
контрольной и экспериментальной групп.
Предварительно перед экспертизой мы проверили согласованность
экспертных оценок с помощью определения коэффициента конкордации. В
качестве экспертов выступали:
1. Гусаров С.А. – мастер спорта, полковник
2. Широбоков Б.А. – инструктор по рукопашному бою
3. Выборный А.Н. – тренеринструктор по прикладному рукопашному
бою
4. Фролов И.В. – мастер спорта, тренер по рукопашному бою
5. Горобец В.Ю. –мастер спорта, тренеринструктор по прикладному
рукопашному бою
Группе экспертов предварительно был дан тест на определение уровня
технической подготовленности занимающихся.
Коэффициент конкордации рассчитывался по формуле:
.
,
где
, Li число связок (видов повторяющихся элементов) в
оценках iго эксперта, tl количество элементов в lй связке для iго эксперта
(количество повторяющихся элементов). Если нет связанных рангов, то Ti
равно нулю.
В нашем случае коэффициент конкордации был равен 0,85, что говорит
о высокой согласованности экспертов по основным оценкам. Поэтому данную
группу экспертов мы можем рекомендовать для оценки показателей владения
33техникой защитных действий при нанесении прямого удара ножом для
контрольной и экспериментальной групп.
Организация экспертных оценок проводилась следующим образом:
группе экспертов было предложено оценить владение техникой защитных
действий при нанесении прямого удара ножом у испытуемых контрольной и
экспериментальной группы по следующим показателям:
1. быстрота выполнение;
2. вариативность техники;
3. эффективность техники;
Каждый показатель оценивался по 10 балльной шкале.
В нашем исследовании метод экспертных оценок мы проводили только
после окончания педагогического эксперимента, это было связано с том, что
до начала педагогического эксперимента, так как большинство занимающихся
не владели техникой защиты от прямого удара ножом, поэтому освоение
техники защиты от прямого удара ножом оценивать было бессмысленно.
Метод экспертных оценок был организован следующим образом:
каждому испытуемому предлагалось провести две контрольные схватки с
соперником один на один. Цель схваток продемонстрировать владение
техникой защитных действий при нанесении прямого удара ножом.
Регламент контрольных схваток был 1 раунд по 2 минуты.
После окончания двух месяцев тренировок контрольная и
экспериментальная группа, с помощью метода экспертных оценок провели
оценку уровня технической подготовленности занимающихся по владению
приемами защиты при атаке противника вооруженного ножом у
занимающихся контрольной и экспериментальной групп.
34ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОТ ПРЯМОГО УДАРА НОЖОМ
После окончания педагогического эксперимента с помощью метода
экспертной оценки мы провели анализ освоения техники защитных действий
при нанесения прямого удара ножом у занимающихся контрольной и
экспериментальной групп.
В результате проведения контрольных испытаний методом экспертных
оценок были получены следующие результаты, которые представлены в
таблицах 2, 3, 4.
Результаты экспертных оценок контрольных схваток у контрольной группы
Таблица 2
после эксперимента.
экспертные оценки
контрольная группа
Быстрота
выполнение
Вариативность
Эффективность
техники
техники
спортсмены
Испытуемый – 1А
Испытуемый – 2А
Испытуемый – 3А
Испытуемый – 4А
Испытуемый – 5А
Испытуемый – 6А
Испытуемый – 7А
Испытуемый – 8А
Испытуемый – 9А
Испытуемый – 10А
Испытуемый – 11А
Х±δ
среднее значение (баллы)
5,4
5,6
6,4
5,6
6,2
5,6
5,6
5,6
5,8
5,6
5,8
4,4
4,6
4
4,8
4,4
4,2
4,4
4,2
5
4,4
4,4
5,4
5,6
6,4
5,6
6,2
5,6
5,6
5,6
5,8
5,6
5,8
5,7±0,29
4,4±0,28
5,7±0,29
35Результаты экспертных оценок контрольных схваток у экспериментальной
Таблица 3
группы после эксперимента.
экспертные оценки
экспериментальная
группа
Быстрота
выполнение
Вариативность
Эффективность
техники
техники
Спортсмены
Испытуемый – 1Б
Испытуемый – 2Б
Испытуемый – 3Б
Испытуемый – 4Б
Испытуемый – 5Б
Испытуемый – 6Б
Испытуемый – 7Б
Испытуемый – 8Б
Испытуемый – 9Б
Испытуемый – 10Б
Испытуемый – 11Б
Х±δ
среднее значение (баллы)
7,4
7,6
7,4
8,4
7,6
7,4
7,8
7,4
7,4
7,4
7,6
7
6,6
6,6
7
6,4
6,6
6,6
6,6
6,4
7,2
7,4
8
8,6
8,8
8,2
8,2
8,4
9
8,6
8,6
8,6
9
7,6±0,30
6,7±0,33
8,5±0,32
Результаты экспертных оценок контрольных схваток после эксперимента.
№
п/п
Показатели,
оцениваемые
экспертами
Контрольная
группа Х±δ
Экспериментальная
группа Х±δ
t критерий
Стьюдента
2,086