Совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, своей задачей оптимизацию форм образования. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения. Технология обучения – системная категория, структурными
Иконка файла материала sovershen_cherez_tehnologii.doc
Совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий. Добрышев С.А     Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить А. Дистервег В настоящее время существует много проблем в организации учебного  процесса. Каждый учитель сталкивается с проблемами: что придаёт  современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от  урока вчерашнего?  Какие характеристики урок  может иметь?  Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является  общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология  обучения рассматривается как системный метод создания, применения и  определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом  технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, своей задачей  оптимизацию форм образования. Один из возможных путей повышения  эффективности и результативности учебного процесса – использование  педагогических технологий.  С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств  обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с  другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе  обучения. Технология обучения – системная категория, структурными  составляющими которой являются:   цели обучения;  содержание обучения;  средства педагогического взаимодействия;  организация учебного процесса;  ученик, учитель;  результат деятельности. Существует   множество   интересных   определений   сущности   педагогических технологий – термина ставшего довольно популярным в последние десятилетия:   Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком­либо  деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»);   Педагогическая технология – это содержательная техника реализации  учебного процесса (В.П.Беспалько);   Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель  совместной педагогической деятельности по проектированию,  организации и проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя  (В.М.Монахов).В   настоящее   время   необходимо   полностью   отказаться   от   представления   об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том,   чтобы   стать   организатором   познавательной   деятельности,   где   главным действующим   лицом   становится   ученик.   Учитель   должен   уметь   организовать учебную   деятельность   и   управлять   ею.   Реализовать   это   можно,   используя различные   педагогические   технологии.   Только   они   помогут   сформировать   у наших   учеников   способность   самостоятельно   мыслить,   добывать   и   применять знания,   тщательно   обдумывать   применяемые   решения   и   четко   планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  Педагог создает особые  условия, обеспечивающие деятельность Учителя и  Ученика в новом образовательном процессе. Чтобы   осознанно   и   обоснованно   выбирать   педагогические   технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.  Существует более ста различных педагогических технологий. Мы попробуем разобраться в их богатстве и разнообразии. 1. Традиционная педагогическая технология Нет силы более могущественной, чем традиция.  Ф. Энгельс Традиционное обучение подразумевает классно­урочную организацию  обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных  Я.А. Коменским. Характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой  мотивацией учебного труда школьника.Позиция ученика: Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий,  ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».  Позиция учителя: Учитель – командир, единственное инициативное лицо,   («Всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль  «разящий стрелы»  Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний;  обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической  памяти; вербальном изложении; репродуктивного воспроизведении. 2. Игровые технологии         Раздражительный наставник не наставляет, а раздражает. Святитель Московский Филарет Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и  ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной  деятельности. 3. Технологии личностно­ориентированного обучения Дари себя детям!                      Ш.А Амонашвили  Технология поддержки ребенка. Данная технология подразумевает  помощь ребенку в его личностном росте. Наиболее полно она разработана  зарубежными педагогами по гуманистической психологии.  Педагогика сотрудничества.  Такое название было дано группой  педагогов­новаторов: К. Ушинский, Н. Пирогов, Л. Толстой, С. Шацкий, В.  Сухомлинский, А. Макаренко. Как целостная технология педагогика  сотрудничества не воплощена в конкретной модели, но ее идеи вошли почти во  все современные педагогические технологии.  Гуманно­личностная технология Ш.А. Амонашвили. Учитель должен любить и понимать ребенка, верить в свои педагогические способности, быть  добрым, откровенным и искренним.  Разноуровневое обучение. В классах с уровневой дифференциацией  учащиеся делятся на подвижные по составу группы, овладевающие программным  материалом на минимальном, базовом и вариативном уровнях.  Технология полного усвоения знаний. Все обучаемые способны  полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной  организации учебного процесса.  Метод проектов – вид обучения, базирующийся на последовательном  выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для  усвоения базовых теоретических знаний.  Дальтон­технология – сочетает в себе кабинетное обучение с  образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода,  самостоятельность, сотрудничество. Она наиболее близка к методу проектов.  4. Технологии развивающего обучения  Любая личность развиваетсяЛ.Карсавин  Дидактическая система Л.В. Занкова. Способствует общему  психическому развитию школьников. Акцентирует внимание учителя на развитии  у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.  Система содержательного обобщения и формирования учебной  деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особое внимание уделяется  теоретическому мышлению школьников.  Развивающее чтение – как интегральное понятие возникло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. 5. Технология коллективного взаимообучения  Обучение ­ это общение человека с человечеством. А. Петровский Технология группового обучения. Разновидности групповых технологий:      групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; диспут; нетрадиционные уроки. 6. Проблемное обучение.               Нужно выслушать человека таким, каков он есть Л.Шестов Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью  которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся,  активизируется мышление. 7. Обучение на интегративной основе  Только сознание общих задач и конечных идеалов  делает человека стойким и последовательным С.Л. Франк Обучение на интегративной основе предполагает вести интегрированные курсы (например, МХК, общество: история и социальные дисциплины). 8. Витагенные технологии  Безжалостная действительность уничтожает иллюзию Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:  опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в     В.Ф.Эрн. ценность;  жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные  возможности в образовательном процессе;  жизненный опыт должен использоваться многомерно; актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться  на самоуважении личности. 9. Этнокультурные технологии Национальность проявляется в культурном творчестве Этнокультурные технологии ­ поликультурное образование. С.Н. Булгаков 10. Компьютерные (информационные) технологии Могущество разума беспредельно Так называют все технологии обучения, использующие специальные  технические информационные средства (ЭВМ, аудио­, кино­, видео). Когда  компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин  «новая информационная технология». И.Ефремов. 11. Технология программированного обучения  Научимся программировать ­ научимся обучать                 А.Берг Под программированным обучением понимается управляемое усвоение  программированного учебного материала с помощью обучающего устройства  (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)  В основе программированного подхода лежат  три представления об обучении:  ­ как процессе управления; ­ информационном процессе; ­ процессе индивидуализированном. Программированное обучение включает в себя: блочное и модульное. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной  дидактики мы выбрали педагогические технологии: игра ­ как форма обучения,  развивающее обучение, модельное обучение, метод проектов, компьютерные,  дистанционные, интерактивные.    Без спорно, применяя современные педагогические технологии, идет активное совершенствование образовательного процесса.