"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КОМПЕНСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ «БЕЗ ЗАЖИМАНИЯ РУКОЙ НОСА»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Границей между наружным и средним ухом служит барабанная перепонка — тонкая, но довольно прочная, полупрозрачная пластинка овальной формы, перламутрово-серого цвета. Ее размер приблизительно 9×8 мм, толщина 0,05–0,1 мм. Она состоит из трех слоев: эпидермиса (со стороны наружного уха), фиброзной ткани, слизистой (со стороны среднего уха) [1]. Барабанная перепокнка испытывает на себе разницу между давлением внутри полости среднего уха и внешним давлением. Для эффективного и полноценного занятия подводным плаванием ныряльщик недопускает надрыва, растяжения или разрыва барабанной перепонки
Иконка файла материала 251599.doc
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КОМПЕНСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ «БЕЗ ЗАЖИМАНИЯ РУКОЙ НОСА»СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ  ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КОМПЕНСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ «БЕЗ  ЗАЖИМАНИЯ РУКОЙ НОСА» 1.1. Строение носоглотки и области среднего уха………………………….….4 1.2. Физический закон о взаимосвязи давления и объема газа…………….…10 1.3. Методы компенсации давления……………………………………....……11 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цель, задачи и методы исследования ……………...……….…….…….…15 2.2. Организация исследования………………………………………….….…..16 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ПО  ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КОМПЕНСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ «БЕЗ  ЗАЖИМАНИЯ РУКОЙ НОСА» 3.1. Усовершенствованный комплекс упражнений техники компенсации  давления «без зажимания рукой носа»……………………………………....…18 3.2. Результаты исследования………………………………….……...……..….19 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...26 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…..27 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...………..31 2ВВЕДЕНИЕ Актуальность При   нырянии   в   глубину   с   задержкой   дыхания   спортсмен   должен компенсировать   разницу   между   внешним   давлением   и   давлением   внутри воздушных полостей: в под масочном пространстве и в полости среднего уха. Существует несколько методов компенсации давления. Все они предполагают зажимание   носа   рукой,   что   является   фактором   снижения   обтекаемости. Некоторые   ныряльщики   умеют   компенсировать   давление   «без   зажимания рукой носа». В большинстве случаев они освоили его интуитивно, так как существующий   комплекс   упражнений   сложен   в   освоении   в   связи   с минимальным   набором   подводящих   упражнений.   Мы   сделали   попытку усовершенствовать упражнения для освоения техники компенсации давления «без зажимания рукой носа».   Объект исследования: техника компенсации давления «без зажимания рукой носа».  Предмет   исследования:   упражнения   для   освоения   техники компенсации давления «без зажимания рукой носа». Гипотеза Предполагается, что усовершенствованный комплекс упражнений для освоения техники компенсации давления «без зажимания рукой носа»  будет способствовать эффективному ее освоению. Практическая значимость 3Использование приема компенсации давления «без зажимания рукой носа» позволит  спортсменам  находиться в более  обтекаемом  положении  и уменьшит расходование кислорода. 4ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КОМПЕНСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ «БЕЗ ЗАЖИМАНИЯ РУКОЙ НОСА» 1.1 Строение носоглотки и области среднего уха Границей   между   наружным   и   средним   ухом   служит   барабанная перепонка   —   тонкая,   но   довольно   прочная,   полупрозрачная   пластинка овальной формы, перламутрово­серого цвета. Ее размер приблизительно 9×8 мм, толщина 0,05–0,1 мм. Она состоит из трех слоев: эпидермиса (со стороны наружного уха), фиброзной ткани, слизистой (со стороны среднего уха) [1]. Барабанная перепокнка испытывает на себе разницу между давлением внутри полости   среднего   уха   и   внешним   давлением.   Для   эффективного   и полноценного   занятия   подводным   плаванием   ныряльщик   недопускает надрыва,   растяжения   или   разрыва   барабанной   перепонки.     За   барабанной перепонкой располагается барабанная полость — основная часть среднего уха [2]. Она имеет объем 0,8—1 см3. Ее условно делят на три отдела: нижний (гипотимпанум),   расположенный   между горизонтальными   плоскостями,   условно   проведенными   через   нижние   и (мезотимпанум),   средний   верхние   края   барабанной   перепонки,   и   верхний   (эпитимпанум)   [16].   В барабанной полости различают шесть стенок. Наружная (перепончатая) стенка представлена   барабанной   перепонкой,   а   в   верхнем   отделе   —   костной пластинкой. Барабанная перепонка состоит из двух частей — натянутой (в области нижнего и среднего отделов барабанной полости) и ненатянутой (в области верхнего отдела). В натянутой части барабанная перепонка имеет три   внутренний   эпителиальный   и слоя   наружный   —   эпидермальный, расположенный между ними фиброзный слой, в котором заключена рукоятка молоточка.   В   ненатянутой   части   барабанной   перепонки   фиброзный   слой 5отсутствует.  Внутренняя (медиальная,  или  лабиринтная)  стенка образована латеральной поверхностью внутреннего уха. В центре ее имеется возвышение — мыс. В верху от мыса располагается окно преддверия,        или овальное окно, в которое вставлено основание стремени. К низу от него находится окно улитки,   или   круглое   окно,   закрытое   мембраной   —   вторичной   барабанной перепонкой [19]. Над окном преддверия проходит костный канал лицевого ближе   к   ее   входу   пово ачивает   нерва, который вначале имеет горизонтальное направление, затем в области пеще ы  ᴩ шилососцевидное отве стие  ᴩ основание че епа.  выходит на на ужное  ᴩ вниз   и   че ез   ᴩ костная стенка (пок ышечная)  полость от с едней ве тикально   ᴩ ᴩ ᴩ Ве хняя  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ че епной   ямки.   Нижняя   костная   стенка (я емная)   отделяет   ба абанную   отг аничивает  ба абанную  ᴩ ᴩ я емной  ᴩ вены. Пе едняя  ᴩ ᴩ костная  луковицы внут енней  ᴩ полость от ве хней  ᴩ ᴩ стенка (сонная) г аничит с  ᴩ занимает ба абанное  ᴩ части   ба абанной   почти полностью п едставлена  В   ве хней   отве стие  ᴩ ᴩ внут енней  сонной а те ией,  ᴩ слуховой т убы.  входом в пеще у ᴩ сосцевидного от остка [8]. ᴩ ᴩ Задняя (сосцевидная) стенка  большую ее часть  ᴩ ᴩ длинной. Тело наковальни и соединенная с ним головка молоточка находятся в надба абанном  ᴩ углублении, или аттике,  асположенном  ᴩ между  ве хней  стенкой ба абанной  ᴩ полости и сухожилием мышцы, нап ягающей  ᴩ ба абанную  ᴩ пе епонку.  Ко откая  ᴩ ножка наковальни соединяется с помощью  ᴩ ᴩ связки с   задней   стенкой   ба абанной   ᴩ полости,   длинная —   сочленяется со   ᴩ ст еменем [21].   Ст емя   ᴩ состоит из   головки,   соединенной   пос едством   ᴩ 6 (молоточек, наковальня и ст емя),  полости   находятся   слуховые   косточки ᴩ благода я ᴩ связкам и суставам окном   п еддве ия. В   подвижную   цепь   между   ба абанной   ᴩ ᴩ сна ужи,   молоточке,   асположенном   ᴩ пе епонкой и   ᴩ ᴩ азличают   тонкий и длинный пе едний  ᴩ ко откий  головку,   укоятку и   лате альный.  ᴩ ᴩ от остка:  об азующие  от осток и  два   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ба абанной  с ащен с  ᴩ ᴩ пе епонкой [38].  Наковальня —  звено   цепи   слуховых   косточек,  состоит из   тела и  двух   ножек —  ᴩ Нижний конец  укояти  ᴩ с еднее   ко откой и  ᴩсустава с   наковальней,   пе едней и   задней   ножек и   основания.   Ножки и   ᴩ ᴩ основание   ог аничивают   кото ом   находится   пе епонка   ᴩ Движения слуховых косточек обеспечиваются мышцей, Основание  фикси уется в  кольцевой   связкой.  окне  п еддве ия   ст емени.  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ отве стие,   в   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ба абанную  нап ягающей  слуховых   косточек   около   60  мг   и   в   несколько   аз  ᴩ ба абанной   пе епонки. В   пе епонку, и  ст еменной  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ мышцей [8]. Общая масса  ᴩ п евышает   массу   ᴩ натягивающая ба абанную  пе епонку, и  ᴩ укоятке   ᴩ ᴩ мышца   п ик еплена   к   ᴩ пе епонку   Вто ая,   ᴩ ᴩ внут ь.  ᴩ втягивает   основание   ст емени (подножную   ст еменная   ᴩ ᴩ ст емени и   ᴩ ухе   имеются   две   мышцы —   мышца,   Пе ваяᴩ молоточка   и   втягивает   ба абанную   мышца, нап ягающая  ст емя.  ᴩ мышца,   п ик еплена к   ᴩ ᴩ с еднем   ᴩ головке   пластинку)   внут ь  ᴩ мышцей в   теле.   ба абанной   полости.   Она   является   самой   миниатю ной   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ Указанные мышцы наст аивают  ᴩ ᴩ ба абанно­ косточковый механизм с еднего  ᴩ ᴩ ᴩ уха на оптимальное п оведение  звуку, — п и ᴩ г омких  нап ягаются и  звуках они  ефлекто но  звука уменьшается. Они также уменьшают амплитуду отклонения ба абанной  звука и  егули уют  ᴩ ᴩ чувствительность уха к  ᴩ п оводимость  ᴩ ᴩ ᴩ основания ст емени  ᴩ п и ᴩ пе епадах  ᴩ давления [10]. К ба абанной  ᴩ ᴩ ᴩ пе епонки и  ᴩ полости   п илегают   сообщающиеся с   ней   многочисленные   воздухоносные   полости височной кости: сосцевидная пеще а и  ᴩ сосцевидные ячейки. Большая часть их объема  асположена  сзади ушной  аковины.  Общий объем сильно  ᴩ ва иабелен — от 0 до 20 мл с  каждой сто оны. По  данным компьюте ной  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ значение и диспе сия: у  ᴩ мужчин 10±3 мл, у женщин 8±3 томог афии  ᴩ ᴩ с еднее  мл [18].   Объем   полости   с еднего   ᴩ уха   оп еделяется в   ᴩ основном   объемом   воздухоносных   полостей   височной   кости.   Эти   полости   улучшают   акустические   свойства   с еднего   ᴩ уха   за   счет   увеличения   его   объема,   выполняют   теплоизоли ующую   функцию   для   п едотв ащения   внут еннем   ухе.   Темпе ату а   и   ᴩ ᴩ ᴩ колебаний   ᴩ влажность   вблизи   ᴩ ᴩ ᴩ пе епонки не   зависит от   погодных   условий [32].   К оме   ᴩ того,   7 ᴩ темпе ату ы   во   ᴩ ба абанной   ᴩᴩ ᴩ пове хность   газообмен N2, а также O2, слизистой   ячеек  п оисходит   че ез  ᴩ CO2, H2O.   Этот   газообмен,   хоть и   является   довольно   медленным, но   оказывается существенным механизмом в изменении давления п и ᴩ на ушении ᴩ полость сообщается спе еди  п оходимости  евстахиевой   т убы  с   пос едством   ᴩ к упной   ᴩ носоглоткой,   сзади ­ с   сосцевидной   слуховой т убы [32].  Ба абанная  пеще ой  ­   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ заполнена воздухом, п оникающим из  каждом   глотательном   движении [23].   Евстахиева   т уба —   ячейкой   сосцевидного   от остка.   ᴩ глотки че ез  ᴩ евстахиеву т убу  ᴩ ᴩ Вся   эта   система   п и ᴩ канал   ᴩ Ось слуховой т убы  па ный   ᴩ ᴩ авен 1—2 мм.  об азует  ᴩ плоскостью. Стенки слуховой т убы  ᴩ угол около 45° с сагиттальной и около сфо ми ованы  ᴩ ᴩ длиной 30—40 мм; диамет  ее  ᴩ наклонена книзу и кнут и и  ᴩ п освета  ᴩ 30° с го изонтальной   ᴩ частично костью, частично х ящом и  ᴩ соединительной тканью, в связи с чем в  ᴩ ней выделяют костную и х ящевую  ᴩ ᴩ т уба  ᴩ отве стие   слуховой   т убы   ши е, ᴩ чем у вз ослого,  ко оче и  ᴩ ᴩ части [24]. У ново ожденного  ᴩ евстахиева  ᴩ цилинд а; ᴩ ба абанное  имеет фо му  ᴩ ᴩ сегменте   ба абанной   ᴩ фо ма у   Такая   п оекция и   ᴩ ᴩ п оеци уется в   нижнепе еднем).   ве хнем   ᴩ ᴩ ᴩ пе епонки (у   ᴩ способствуют   п оникновению   ново ожденных   вз ослых — в   ᴩ ᴩ Костная часть составляет около 1/3 ее длины; отк ывается на  углубление ба абанной  надба абанное  полости [9]. ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ возбудителей   инфекции в   ᴩ пе едней (сонной) стенке ба абанной  ᴩ собой нижнюю часть мышечно­т убного  Она п едставляет  полости ба абанным  отве стием  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ слуховой т убы. ᴩ канала височной  кости —   полуканал   слуховой   т убы   ᴩ ᴩ асположенный в   месте   соединения   каменистой   и   чешуйчатой   частей   височной   кости.   Медиально   от   нее   находится сонный канал с п оходящей в  ᴩ нем внут енней  ᴩ сонной а те ией [7]. ᴩ ᴩ ᴩ Х ящевая  часть слуховой т убы  составляет около 2/3 ее длины; она  ᴩ бо озде у  заднего к ая ᴩ большого  ᴩ ᴩ ᴩ основании че епа в  лежит на на ужном  ᴩ к ыла   медиальной пластинки к ыловидного  ᴩ клиновидной   кости,   подходит   медиальным   концом к   основанию   ᴩ от остка  клиновидной кости. Эта часть  8ᴩ об азована  ᴩ соединительнотканной пе епончатой  х ящом и  ᴩ вниз и лате ально,  ᴩ ᴩ имеет вид желоба, об ащенного  пластинок. К ая ᴩ желоба замыкаются пе епончатой  пластинкой. Х ящᴩ состоит из медиальной и  ᴩ пластинкой.  часть евстахиевой т убы  заканчивается  глоточным отве стием,  боковой   стенке   носоглотки.   В   области   отве стия   ᴩ лате альной  ᴩ Х ящевая  ᴩ асположенным   на   медиальная пластинка об азует  ᴩ костной части в х ящевую  ᴩ ᴩ ее в области пе ешейка  ᴩ сужен [3]. ᴩ утолщение в виде валика. Место пе ехода  называется пе ешейком  ᴩ слуховой т убы,  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ п освет нап ягающая  ᴩ От стенок евстахиевой т убы  бе ут ᴩ начало т и ᴩ мышцы мягкого неба:  небную занавеску, поднимающая небную занавеску и т убно­ ᴩ пластинок   стенки   слуховой   т убы   этих   мышц,   вызывающее   смещение   х ящевых и   влияет на   величину ее   ᴩ ᴩ ᴩ глоточная.   Сок ащение   Так, п и ᴩ глотательных движениях  аск ывается и  ᴩ ᴩ воздух свободно  ᴩ пе епончатой   ᴩ п освета.  ᴩ ᴩ п оникает в  ᴩ ᴩ слуховой   т убы   А те ии   ба абанную  полость [12]. являются   ветвями  восходящей  глоточной,  ᴩ с едней   соп овождают   ᴩ менингеальной   а те ий и   ᴩ ᴩ а те ии   ᴩ к ыловидного   канала.   Вены   шейные   лимфатические   узлы.   Инне вация   ᴩ ᴩ впадают   в   венозное   к ыловидное   а те ии   и   ᴩ ᴩ Лимфатические сосуды нап авляются в  лате альные  ᴩ узла [35]. ᴩ полости с  одной  сто оны и  ᴩ собой   п едставляет   ᴩ Слизистая   оболочка   стенки   слуховой   т убы   слизистой  оболочки   ба абанной  осуществляется   ветвями   сплетения и к ылонебного  заглоточные и глубокие  ба абанного  сплетение.   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ п одолжение  носоглотки   —   с   д угой.   ᴩ Евстахиева   т уба   ᴩ выстлана   много ядным   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ме цательным   ᴩ эпителием,   соде жащим   ᴩ бокаловидные   слизистые   клетки.   Движение   есничек   эпителия   нап авлено   в   ᴩ пове хности   ᴩ ᴩ эпителия   отк ываются   сто ону   ᴩ носоглотки.   На   слизистых   желез.   Вблизи   глоточного   отве стия   сос едоточено   ᴩ ᴩ скопление   лимфоидной   ткани,   об азующее   слизистой   оболочке   носоглотки   ᴩ т убную   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ п отоки   слуховой   т убы в   9миндалину.   Слизистые   железы   слуховой   т убы   вещества [31]. От слуховой т убы  ᴩ мышца,   нап ягающая   нёбную   ᴩ ᴩ выделяют   бакте ицидные   начало т и ᴩ мышцы мягкого неба:  занавеску;   мышца,   поднимающая   нёбную   бе ут ᴩ ᴩ ᴩ занавеску и   т убно­ потому   что  их   сок ащение   глоточная   мышца.   Эти   мышцы   называют   туба ными,   ᴩ Так   п и  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ аск ывается и  глотательных движениях евстахиева т уба  воздух свободно  ᴩ ᴩ п оникает в  ᴩ уха к   подбо одку (точнее   имеет   нап авление от   полость [9]. Евстахиева т уба  ба абанную  ᴩ с еднего   угол   45°   со   с единной   и   30°   с   изменяет   п освет   ᴩ вниз,   впе ёд и   ᴩ медиально,   об азуя   го изонтальной   этого   о гана.   вз ослого  человека  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ плоскостью).   Нап авление   ᴩ вниз   способствует   выведению   сек ета   из   ᴩ ᴩ ᴩ ба абанной   полости и   п епятствует   ᴩ носоглотки. Ши ина  ᴩ ᴩ п освета  слуховой т убы в  ᴩ п оникновению в неё   ᴩ пе епончато­ ᴩ соде жимого   ᴩ х ящевой  части составляет 2–4 мм, в области пе ешейка —  ᴩ объем   слуховой   т убы — 0,1–0,5 мл [28].   менее 2 мм, а в костной части — ᴩ ᴩ от 2 до 6 мм.   Таким   об азом,   ᴩ Пе вый  имеет несколько типов ст оения.  ᴩ ᴩ ᴩ воз аста,  имеет п ямую  здесь т уба  ᴩ глоточному устью, сужение п актически не  Евстахиева т уба  ᴩ т убу  ᴩ ее п освет  ба абанной  Вто ой ᴩ постепенно  асши яется по  животных и детей  аннего  нап авлению от  вы ажено.  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ фо му, ᴩ полости к тип является  тип напоминает  самым  асп ост аненным,  ᴩ ᴩ евстахиева т уба  ᴩ данного типа имеет вы аженное  ᴩ сужение и S­об азно  изогнута по всей длине. Т етий  тип сильно отличается ᴩ животных, здесь сужение особенно узкое, а т уба   ᴩ ᴩ ᴩ изгиба,   имеется в   области   сужения   коленооб азный   от т убы  ᴩ ᴩ S­ об азного   ᴩ т убы   долихоцефалическим   че епам [13].   вниз.   Этот   тип   т убы   ᴩ ᴩ изогнута: помимо ᴩ пе егиб   ᴩ свойственен   лептоп озопическим   и   ᴩ Наличие   слуховых   косточек   вызвано   необходимостью   акустического   согласования   между   газовой   с едой во   ᴩ внешнем   ухе и   жидкой   с едой во   ᴩ внут еннем.   ᴩ Поскольку   для   этой   цели   косточки должны  асполагаться в  ᴩ газовой с еде  ᴩ ᴩ ба абанной  полости.Для обеспечения вы авнивания  ᴩ возникает необходимость в  давления с двух сто он ᴩ 10ᴩ пе епонки  необходимо сообщение ба абанной  ᴩ полости с внешней  этой   цели и   служит   евстахиева   т уба [5].   ᴩ Чтобы   ба абанная   ᴩ была   в   оптимальном   для   звуковосп иятия   ᴩ ᴩ колебаниям   давления  из   носоглотки,   ба абанная   быть   зак ытой и   отк ываться   ᴩ ᴩ полость   лишь   для   положении   и   не   должна   большую   часть   в емени   ᴩ ᴩ ба абанной  ᴩ с едой —   ᴩ пе епонка   подве галась   ᴩ вы авнивания   ᴩ давления.   Поэтому   существует   специальный   клапан   на   п и ᴩ глотании  Клапан   также   давлений на   концах   слуховой   т убы.   отк ывается  кото ый  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ пе епаде   носоглоточном конце слуховой т убы,  или   п и  ᴩ ᴩ ᴩ п едотв ащает   воздействие на ба абанную  попадание   соде жимого   ᴩ пе епонку  ᴩ ᴩ носоглотки в   слуховую   т убу и   ᴩ звуковых колебаний собственной  ечи.  п и ᴩ зевании, чихании и п иᴩ мышц носоглотки [26]. П и ᴩ отеке евстахиевой т убы,  пониженном   ᴩ п ичинами,   или   п и  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ Помимо глотания этот клапан может отк ываться  нап яжении  туба ных  ᴩ ᴩ ᴩ кото ый   может   вызываться   азными   отношению к давлению в тканях она спадается в  ᴩ давлении газа в т убе по  ᴩ х ящевом   ᴩ г ебни  кото ых  ᴩ они зат удняют  ᴩ отделе.   Слизистая   оболочка   т убы   ᴩ об ащены в  ба о­ᴩ функцию. П и ᴩ сильном п огибе  имеет   адиальные   складки,  носоглотки [14]. П и ᴩ смыкании т убы  пе епонки  ба абанной  сто ону  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ Чтобы   п едотв атить   возникает боль, и дальнейший п огиб  ᴩ ᴩ аз ыву.   ᴩ ба абанной  ᴩ ᴩ полости с давлением ок ужающей  это   необходимо,   вы овнять   ᴩ ᴩ ᴩ с еды [38]. может п ивести к ее  ᴩ астяжению  или  давление в   ᴩ ᴩ 1.2. Физический закон о взаимосвязи давления и объёма газа ᴩ флюид обычно называют как жидкость, так и газ; оба они  Те мином  обладают одним и тем же свойством — п инимать  фо му  ᴩ сосуда, в кото ом  ᴩ они   находятся,   но   азличаются   по   ᴩ ха акте истикам   «сжимаемости»   и   ᴩ ᴩ ᴩ занимаемого   объема [15].   Действительно,   если   жидкости   несжимаемы и   занимают вполне оп еделенный  объем, то газы сжимаемы и ст емятся  ᴩ занять  ᴩ ᴩ все   имеющееся   п ост анство   [29].   11 ᴩ Когда   человеческий   о ганизм   ᴩподве гается  давлению ок ужающей  ᴩ ᴩ с еды,  ᴩ п евышающему  атмосфе ное, в  ᴩ нем п оисходят  физиологические изменения, зависящие главным об азом от  ᴩ некото ых  физических законов, учитывающих изменения объёмов газа [30].  ᴩ ᴩ ᴩ Знание этих физических законов поможет лучше понять физиологические  изменения в о ганизме.  ᴩ давление под воздействием сил г авитации,  Слой воздуха, ок ужающий  ᴩ авное  ᴩ ᴩ столба на 1 см2 площади. Это давление обозначается те мином  Землю, оказывает на нее  ᴩ давлению 760 мм  тутного атмосфе аᴩ Действительно,   упомянутый   ᴩ столб  оказывает на  свое основание  давление  весом 1033,2 г,  что  ᴩ давлению   толщи   воздуха   на   у овне   (Атм),   и   фактически   авняется   1   кг/см2.   ᴩ тутный  ᴩ авно   Следовательно, можно с большой точностью утве ждать,  ᴩ авна 1 кг/см2 [6].  10,33 м на 1 см2, п и ᴩ пог ужении  на 1 Атм с каждыми 10 мет ами  Поскольку 1  Атм  авняется   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ под воду давление увеличивается п име но ᴩ глубины. Следовательно, на пове хности  ᴩ ᴩ каждый   см2.   мо я   на   что 1 атмосфе а ᴩ ᴩ весу   столба  воды высотой давление  авно 1  ᴩ и т. Д [22]. Атм, на глубине 10 мет ов — 2  ᴩ Атм, на 20 мет ах — 3  ᴩ Атм Давление,   кото ое  ᴩ суммой   атмосфе ного   ᴩ испытывает   тело,   пог уженное в   ᴩ воду,   является   давления   (P   Атм)   и   давления   водного   столба,   находящегося над этим телом (P гид остатическое) [17]. ᴩ Таким об азом,  ᴩ давлению,  авному 2  ᴩ ᴩ ᴩ объект, пог уженный на  глубину 10 м подве гается  АТА или 2 кг на см2, это означает, что п и ᴩ пог ужении  глубине, а объём газа внут и ᴩ воздушной полости  этот  Впе вые  ᴩ давлению ок ужающей  ᴩ с еды.  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ давление п опо ционально  ᴩ ᴩ п опо ционален  будет об атно  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ Бойлем, согласно кото ому  закон был сфо мули ован в 1662 г.  объем газа п и ᴩ постоянной темпе ату е  Это означает, что по ме е ᴩ воз астания  П и ᴩ пог ужение  под воду на заде жке  вызывается изменение объема газов в воздушных полостях. Это в еменные и  Робе том  ᴩ об атно  давления объем газа уменьшается [25]. дыхания, в человеческом о ганизме  ᴩ п опо ционален  давлению.  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ 12полностью   об атимые   ᴩ давления ок ужающей  ᴩ п и  ᴩ ᴩ с еды,  всплытии   изменения,   связанные с   пе еменой   так и с физическими законами,  егули ующими ᴩ ᴩ ᴩ отношение давления  и объема газа в воздушной полости [27]. Понимание  газовых физических законов имеет фундаментальное значение для понимания  физиологических явлений и поиска методов адаптации о ганизма к  ᴩ с еде. ᴩ водной  1.3. Методы компенсации давления С  помощью  специальной  техники в ба абанную   ᴩ полость   нагнетается  слуховую т убу.   воздух че ез  ᴩ Носоглоточное   устье   т убы   и   ее   пе епончато­х ящевой   Это   называется   компенсацией   давления.   отдел   п и  ᴩ компенсацию  давлением, что зат удняет  под воду пе ежимаются  пог ужении  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ давления   давления.   Поэтому у авнивать  азницу   ᴩ ᴩ необходимо каждый мет , ᴩ чтобы не пе енап ягать ба абанную пе епонку и может сделать  не допускать сильного пе ежима  внешнего и   внут еннего   слуховой т убы,  кото ый  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ компенсацию   давления   невозможным.   Существует   несколько   основных   способов   компенсации   давления:   манев  ᴩ Вальсальва,   манев  Ф ензеля и   носа». В   Манёв е  ᴩ Вальсальва   компенсация   манев  «без   ᴩ подмасочном   п ост анстве)   ᴩ полостях   че епа  (и   давления   п оисходит   в   повышается   путем   выдоха п и  ᴩ зак ытых   Повышенное давление создается в легких за счет нап яжения  ᴩ носовом и  отовом   зажимания  укой   отве стиях.   диаф агмы и  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ меж ебе ных  мышц. Этот манев  п ост в  ᴩ ᴩ С эне гетической  ᴩ точки з ения  ᴩ ᴩ ᴩ для повышения давления в полостях головы  исполнении, но имеет недостатки. неэффективно   использовать   легкие,  объем   кото ых в  десятки  аз  ᴩ больше  объема   полостей   че епа,   ­   п и   ᴩ ᴩ дыхательных   мышц   не   эффективно  асходуется   ᴩ большое   количество   кисло ода [11].   ᴩ Создание   ᴩ нап яжении   ᴩ избыточного давления в легких зат удняет к овооб ащение в  ᴩ к овяное   ᴩ давление   в   о ганизме,   ᴩ ᴩ ᴩ них и повышает что   дополнительно   сжимает   п освет   13 ᴩслуховой   т убы   [4]. ᴩ   Если   компенсация   давления   выполняется   несвоев еменно,   то   ᴩ повышение   к овяного   ᴩ давления   п и   ч езме но   давления   манев ом   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ Вальсальва   ᴩ ᴩ ᴩ нап яженной   попытке у овнять  азницу   ᴩ ᴩ может п ивести к т авме  мемб аны к углого  п и ᴩ повышении давления к ови  жидкости, в  езультате  чего мемб ана к углого  ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ окна. Это обусловлено тем, что повышается давление пе олимфатической   ᴩ окна выгибается на ужу [1].  ᴩ ᴩ ᴩ Если в ба абанной  ᴩ полости уже было пониженное давление то вс авнении с  ᴩ давлением в тканях, мемб ана к углого  ᴩ астяжения  она может выгнуться еще больше и по ваться. ᴩ ᴩ ᴩ окна была выгнута на ужу, то из­за ᴩ В Манёв е Ф ензеля  ᴩ ᴩ заполняется полость  та ᴩ воздухом, зак ывается  ᴩ голосовая щель (т. е. вход в т ахею) и  ᴩ затем используется язык или нижняя  челюсть для повышения давления в носоглотке, оставляя мышцы туловища ᴩ асслабленными, а  используется язык, он ге метично п ижимается к  давление в легких неизменным. Для повышения давления  зубам и его с едняя  часть  ᴩ ᴩ ᴩ используется как по шень  ᴩ для п оталкивания  ᴩ воздуха в носоглотку. Если для ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ полость   челюсти   смыкаются.  В  езультате   уха,   тем   самым у авнивая  азницу   повышения   давления   используются   челюсти, то   сначала  отовая   наполняется   воздухом,  п и  ᴩ допуская   утечки   воздуха  че ез   от,   ᴩ этом   нижняя   челюсть   отводится   вниз.  Не   ᴩ область воздух п оходит в   давления.   Язык п и  ᴩ этом не зубам, иначе воздух не будет поступать в носоглотку давление   воздуха в   носоглотке   воз астает, и   ᴩ с еднего   ᴩ п имыкает ге метично к  [34]. П и ᴩ использовании манев а «п инудительное  отк ытие»  ᴩ ᴩ т уб   евстахиевой т убы.  отдел   п и  ᴩ евстахиевы   т убы   не   ᴩ глоточные   мышцы,   кото ые   ᴩ давлением,   поэтому   ᴩ Носоглоточное устье т убы и ее пе епончато­х ящевой  под   воду   пе ежимаются   ᴩ нап яжении на п отяжении  ᴩ зак ываются.   Если   де жать   ᴩ зажимать   нос,   то   п одуваться   ᴩ так чтобы евстахиева т уба  всего пог ужения,  ᴩ пог ужении   ᴩ ᴩ была   все   в емя   отк ывают   ᴩ нап ягаются т убно­ отк ытой,   и   не   ᴩ нет   евстахиевых  мышцы   в   туба ные   клапан   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ 14необходимости ­   давление в с еднем   ᴩ вы авниваться  эне го   и   кисло од   ᴩ ᴩ ухе и   околоносовых   пазухах   будет автоматически благода я ᴩ нагнетанию туда воздуха [36]. Это  ᴩ исполнении   техника.  П и   п авильном   сбе егающая   ᴩ ᴩ ᴩ безопасней   остальных.   Недостатки   метода в   том,   что т ебует   владения   ᴩ мышц,   сложен в   овладении и т ени овке. Не   специфическими г уппами   ᴩ осуществим   для   ны яльщиков   с   ᴩ узкими   Евстахиевыми   т убами.   Для   исполнения,   возможно,   пот ебуется   снижение   ско ости   ᴩ пог ужения. Не   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ всегда с абатывает п и  ᴩ пог ужении  ᴩ глубже остаточного объема легких. ᴩ ᴩ ᴩ П и ᴩ использовании манев а «мок ая»  ᴩ пог ужения, ны яльщик (п и  компенсация давления во время  ᴩ использовании зажима для носа) снимает зажим ᴩ пазухи.   и   дает   воде   заполнить п идаточные   Компенсация   давления   осуществляется   двумя   способами:   манев омᴩ ᴩ ухе   и   околоносовых   пазухах   будет Ф ензеля,   ᴩ ᴩ ᴩ ᴩ голову в таком положении, чтобы воздушный пузы ь в  де жать  автоматически из­за затекания воды в носоглотку; Себастьян для этого нужно ᴩ без затекания воды в слуховые т убы;  пазухи   носа и   гаймо овы   давление   в   с еднем   Му ат п одувался  вы авниваться  носоглотке  ᴩ ᴩ ᴩ всегда   захватывал   вход в   них. П еимущества   ᴩ данного   метода в   том,   что   ныряльщик может совершать погружение с относительно большой скоростью.  Используется  при нырках глубже остаточного объема легких [37]. Данный  метод   имеет   три   негативных   аспекта:   холодовое   воздействие   приводит к   отеку   носоглотки,   что   затрудняет   продувание;   создается   возможность   инфицирования;   при   попадании   воды в   пазухи   повышается   вероятность   обратного блока пазух на всплытии из­за закупорки их слизью. При попадании воды в среднее ухо появляется головокружение и повышается вероятность  обратного блока слуховой трубы [38]. Маневр   «Маусфил»   является   продолжением   Френзеля.   На   определенной   глубине   объём   воздуха в   ротовой   полости   уменьшается на   столько, что дальнейшаякомпенсация давления не представляется возможной. 15Тогда в   ротовую   полость   нагнетается   воздух из   легких,   надгортанник   возвращается в   закрытое   положение и    исполняется   цикл   уравнивания   давления методом Френзель [39]. Преимущества данной техники в том, что ее  можно   использовать   на   всех   глубинах.   Дает   возможность   быстрого погружения и поддержания во рту постоянного давления, что предотвращает смыкание   слуховых   труб.   Данный   метод   эффективен   при   нырках   глубже остаточного   объема   легких.Недостатки   техники   заключаются   в   том   что требуется высокая степень координации мягкого неба, надгортанника, языка и дыхательных мышц. Прием   Тойнби   открытый   Джозефом   Тойнби,производимый открыванием клапана евстахиевой трубы при глотании, состоит в сглатывании при   закрытом   рте   и   носе.   Таким   образом,   мышцы   задней   части   глотки сокращаются, оттягивая вниз и открывая отверстия евстахиевых труб, что позволяет воздуху из глотки пройти в среднее ухо [39]. 16ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Цель, задачи и методы исследования Цель работы:  повышение эффективности комплекса упражнений для освоения   техники   компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа» посредством введения паузы. Задачи исследования: Усовершенствовать   упражнения   для   освоения   техники   компенсации 1. давления «без зажимания рукой носа».  2. Апробировать усовершенствованные упражнения для освоения техники компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа»   в   экспериментальной группе.  3. Выявить   зависимость   между   особенностями   строения   евстахиевой трубы и способностью к компенсации давления «без зажимания рукой носа».  Для решения поставленных задач нами были использованы следующие  методы исследования: 1. 2. 3. 4. 5. Анализ научной и научно­методической литературы; Анкетирование; Экспертная оценка; Педагогический эксперимент; Методы математической статистики. Анализ   научно­методической   литературы   проводился   с   целью выявления   и   обобщения   имеющихся   материалов   по   техникам   компенсации давления:   маневр   Вальсальва,   маневр   Френзель,   принудительное   открытие евстахиевых   труб,   маневр   Френзеля   Фата,   маневр   «Мокрая»   компенсация давления. 17Метод   анкетирования   проводился   с   целью   выявления   уровня технической подготовленности ныряльщиков. Нами была разработана анкета, заполнение   которой   было   предложено   участникам   группы   в   начале предварительного опроса (см. Приложение 1).  Педагогический   эксперимент   проводился   для   того,   чтобы экспериментально апробировать усовершенствованный комплекс специальных упражнений,   позволяющий   освоить   технику   компенсации   давления   «без зажимания рукой носа».  Экспертная   оценка   проводилась   врачом   отоларингологом   федерации фридайвинга   для   выявления   врождённых   анатомических   особенностей строения слуховой трубы, влияющих на баро­функцию среднего уха. Для обработки и анализа полученных данных, нами были использованы методы математической статистики, реализованные посредством программы Microsoft Excel 2010:  ­ среднее значение;  ­ стандартное отклонение;  ­ t­критерий Стьюдента. 2.2 Организация исследования Исследование   проводилось   среди   ныряльщиков   в   течение   12 тренировочных   занятий   с   01.05.2014   г.­28.05.2014   г.   на   базе   УСЗК РГУФКСМиТ.   В   начале   педагогического   эксперимента   была   образована контрольная   группа   в   составе   20   человек   и   экспериментальная   группа   в составе   20   человек.   При   составлении   группы   учитывались   следующие 18показатели:   стаж   занятий   подводным   плаванием,  преимущественный   метод компенсации   давления,   состояние   придаточных   пазух   носа,   носоглотки, евстахиевой   трубы,   области   среднего   уха.   В   тренировке   ныряльщиков экспериментальной группы был использован усовершенствованный комплекс упражнений, направленный на освоение техники компенсации давления «без зажимания рукой носа». В тренировке контрольной группы был использован стандартный комплекс упражнений. Во   время   эксперимента   проводилось   четыре   тестирования   для выявления уровня овладения техникой компенсации давления «без зажимания рукой носа». Основным критерием оценки являлась глубина погружения. Для точного измерения глубины использовался подводный компьютер Suunto D4. Обязательным   условием   теста   было   использование   только   метода компенсации давления «без зажимания рукой носа». 19ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КОМПЕНСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ «БЕЗ ЗАЖИМАНИЯ РУКОЙ НОСА» 3.1 Усовершенствованный комплекс упражнений техники компенсации давления «без зажимания рукой носа» Введение   паузы   продолжительностью   от   2   до   4   секунд   в   такие упражнения   как   зевание   и   глотание   на   поверхности   воды   и   глотание   под водой, позволяют осознать напряжение мышц в носоглотке, которое приводит к открытию евстахиевых труб. Усовершенствованная программа предполагает укрепление   мышц   носоглотки,   непосредственно   участвующих   в   технике компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа».   В   результате   этого улучшается   сократительная   способность   мышц   носоглотки.   Входное отверстие   евстахиевой   трубы   становится   более   подвижным,   что   позволяет увеличить проходимость воздуха из носоглотки в область среднего уха.  Экспериментальная   программа   совершенствования   техники компенсации   давления   без   зажимания   рукой   носа   состояла   из   следующих упражнений: Перечень комплекса специальных упражнений:  Зевательное движение на поверхности воды 1. 2.  Удержание зевания на поверхности воды 3. 4. 5. 6. 7. 8.  вдох, выдох ртом и носом одновременно на поверхности воды Удержание глотания на поверхности воды Удержание глотания под водой Напряжение мышц носоглотки на поверхности воды Напряжение мышц носоглотки при погружении головой вверх Напряжение мышц носоглотки при погружении по диагонали 209. Напряжение мышц носоглотки при погружении головой вниз Методические указания: 1. Зевательное движение на поверхности воды. При затруднении в зевании следует закрыть глаза и мысленно представить, как выполняется зевание.  Удержание зевания на поверхности воды. 2. Мышцы носоглотки удерживаются в сокращенном состоянии на протяжении 2­4 секунд. 3.   Одновременный   вдох   и   одновременный   выдох   ртом   и   носом   на поверхности воды. Увеличить фазы вдоха и выдоха для увеличения концентрации внимания.  Удержание глотания на поверхности воды. 4. Мышцы носоглотки удерживаются в сокращенном состоянии на протяжении 2­4 секунд. 5. Удержание глотания под водой. Глубина не должна превышать 1 метра. Мышцы носоглотки удерживаются в сокращенном состоянии на протяжении 2­4 секунд.  Напряжение мышц носоглотки на поверхности воды. 6. Мышцы носоглотки удерживаются в сокращенном состоянии на протяжении 2­4 секунд. 7.  Напряжение мышц носоглотки при погружении головой вверх. Открывать евстахиевы трубы необходимо каждый метр. 8. Напряжение мышц носоглотки при погружении по диагонали. Открывать евстахиевы трубы необходимо каждый метр. 9. Напряжение мышц носоглотки при погружении головой вниз. Открывать евстахиевы трубы необходимо каждый метр. 213.2 Результаты исследования В   процессе   педагогического   эксперимента   проводилось   четыре контрольных тестирования контрольной и экспериментальной группы, с целью выявления результатов воздействия применяемого комплекса упражнений на степень   освоения   методики   компенсации   давления   «без   зажимания   рукой носа». Анализ результатов, полученных в конце эксперимента демонстрирует, что в контрольной и экспериментальной группе выявлена различная динамика роста освоения техники компенсации давления «без зажимания рукой носа» по  трем  направлениям. Первая   категория  освоила  данную  технику, вторая смогла   компенсировать   разницу   давления   только   при   погружении   головой вверх   до   глубины   два   метра,   третья   не   смогла   освоить   данную   технику компенсации давления.  По окончании эксперимента было проведено медицинское обследование евстахиевой   трубы   каждого   участника.   Выяснилось,   что   в   контрольной   и экспериментальной  группе  было три различных типа строения евстахиевой трубы. Первый тип – ныряльщики, у которых евстахиева труба имеет прямую форму, ее просвет постепенно расширяется по направлению от барабанной полости к глоточному устью, сужение практически не выражено. Второй тип ­ евстахиева труба имеет выраженное сужение и  S­образно изогнута по всей длине. Третий тип ­ сужение особенно узкое, а евстахиева труба изогнута: помимо  S­образного   изгиба,   имеется   в   области   сужения   коленообразный перегиб трубы вниз (Таблица 1).  Таблица 1 Тип строения евстахиевой трубы у ныряльщиков экспериментальной и контрольной группы Тип строения слуховой Количество испытуемых Эксперимен­ тальная контрольная 22 Особенности строения евстахиевой трубытрубы Первый Второй Третий 8 5 7 10 7 3 Прямая форма, просвет постепенно расширяется по направлению от барабанной полости к глоточному устью, сужение практически не выражено Выраженное сужение, S­образно изогнута по всей длине Сужение особенно узкое, помимо S­ образного изгиба имеется в области сужения коленообразный перегиб трубы вниз Для выявления уровня освоения техники компенсации давления «без зажимания рукой носа» были проведены четыре теста, включающие в себя показатель измерения глубины, на которую смогли погрузиться испытуемые в каждом контрольном тесте.  Сравнение испытуемых контрольной и экспериментальной группы с  первым типом строения показывает эффективность усовершенствованного  комплекса упражнений (рис. 1). Рис. 1. Сравнение полученных данных контрольной и экспериментальной группы 23Применение   усовершенствованного   комплекса   упражнений   и особенность, выявленную при осмотре слуховой  трубы можно соотнести с динамикой   роста  освоения  техники  компенсации  давления «без  зажимания рукой носа» у ныряльщиков первого и второго типа в начале эксперимента. В дальнейшем,   при   продолжении   педагогического   эксперимента   наблюдается повышение   динамики   роста   техники   выполнения   маневра   только   у ныряльщиков   первого   типа.   Таким   образом,   к   концу   педагогического эксперимента,   т.е.   через   12   тренировочных   занятий,   в   экспериментальной группе   40%   испытуемых   овладели   приемом   компенсации   давления   без зажимания рукой носа, 25% смогли погрузиться на глубину два метра головой вверх, а 35% не смогли овладеть данным маневром (см. Приложение 2). Ныряльщики   из   экспериментальной   группы,   у   кого   был   первый   тип строения   слуховой   трубы,   смогли   освоить   данный   маневр,   ныряльщики,   у которых был второй тип, смогли частично освоить, а ныряльщики с третьим типом не смогли освоить данную технику (рис. 2). Рис. 2. Сопоставление типа строения евстахиевой трубы с уровнем освоения техники компенсации давления «без зажимания рукой носа» при использовании усовершенствованного комплекса упражнений. 24Применение   стандартного   комплекса   упражнений   и   особенность, выявленную при осмотре слуховой трубы нельзя соотнести с динамикой роста освоения   техники   компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа». Повышение динамики роста техники выполнения маневра наблюдается только у   пяти   из   десяти   ныряльщиков   первого   типа.   Таким   образом,   к   концу педагогического   эксперимента,   т.е.   через   12   тренировочных   занятий,   в контрольной   группе   25%   испытуемых   овладели   приемом   компенсации давления   «без   зажимания   рукой   носа»,   75%   не   смогли   овладеть   данным маневром (см. Приложение 3).  У   ныряльщиков   контрольной   группы   с   первым   типом   строения евстахиевой  трубы смогли освоить  данный  маневр  лишь 50% испытуемых. Ныряльщики, у которых второй и третий тип строения не смогли освоить технику компенсации давления «без зажимания рукой носа» (рис. 3).  Рис. 3. Сопоставление типа строения евстахиевой трубы с уровнем освоения техники компенсации давления «без зажимания рукой носа» при использовании стандартного комплекса упражнений 25Для выявления зависимости между особенностями строения слуховой трубы и способностью к компенсации давления «без зажимания рукой носа» был проведен анализ средних значений глубины и типа строения евстахиевой трубы. Исходя из полученных данных, можно предположить, что ныряльщики с 1 типом строения евстахиевой трубы наиболее предрасположены к освоению техники   компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа»   при использовании усовершенствованного комплекса упражнений. Анатомические особенности   строения   слуховой   трубы   у   ныряльщиков   2   и   3   типа   не предрасполагают к осовоению данной техники (Таблица 2). Среднеквадратичное отклонение и среднее значение глубины во время погружения у ныряльщиков с разным типом строения евстахиевой трубы Таблица 2 Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Тип 1 1,7±0,1 1,4±0,2 Тип 2 1 1±0,1 2,4±0,1 1,5±0,1 2,1±0,4 1±0,1 3,8±0,1 1,8±0,1 2,8±1,13 6±0,1 1±0,1 2±0,1 3,8±2,1 1,8±0,1 Тип 3 1 1 1 1 1 1 1 1 Испытуемые   со   вторым   и   третьим   типом   строения   слуховой   трубы, ввиду своих  анатомических  особенностей  не  имеют  возможность  в полной мере   освоить   метод   компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа». Ныряльщики,   имеющие   первый   тип   строения   слуховой   трубы, предрасположены   к   освоению   данного   метода.   Среди   участников 26экспериментальной   группы   данный   метод   освоили   100%   ныряльщиков   с первым   типом   строения   слуховой   трубы,   среди   участников   контрольной   50%   испытуемых.   Низкий   процент   освоения   методики   в группы   ­   контрольной   группе,   на   наш   взгляд,   обуславливается   сложностью   и неэффективностью   стандартных   упражнений,   выполняемых   без   учета продолжительности выполнения упражнения. Сравнение средних значений (по t­критерию Стьюдента) результатов тестов между контрольной и экспериментальной группами  Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Первый тип Второй тип Третий тип 2.8 0.2 0.4 2.5 1.1 0.4 3 1.3 0.4 2.6 1.3 0.4 Таблица 3 Эмпирические   значения,   полученные   у   испытуемых   с   первым   типом строения   слуховой   трубы   по   каждому   из   четырех   тестов,   больше критического значения и находятся в зоне значимости (t>2.12) с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы. Это говорит о достоверности полученных ранее   данных   и   эффективности   усовершенствованного   комплекса упражнений. Полученные эмпирические значения у испытуемых со вторым и третьим типом строения слуховой трубы, свидетельствуют о недостоверной разнице   данных   между   группами   (экспериментальной   и   контрольной).   Это говорит о неэффективности методики компенсации давления «без зажимания 27рукой   носа»,   что,   в   свою   очередь,   обусловлено   анатомическим   строением евстахиевой трубы. 28ВЫВОДЫ 1. Усовершенствованный комплекс упражнений для освоения техники компенсации   давления   «без   зажимания   рукой   носа»   позволяет   осознать напряжение мышц в носоглотке, укрепляет их, в результате чего улучшается сократительная   способность   мышц   носоглотки   и   облегчается   открытие евстахиевых труб. 2.  В   экспериментальной   группе   40%   испытуемых   овладели   приемом компенсации давления «без зажимания рукой носа», 25% смогли погрузиться на   глубину   два   метра   головой   вверх,   а   35%   не   смогли   овладеть   данным маневром;   в   контрольной   группе   25%   испытуемых   овладели   приемом компенсации давления без зажимания рукой носа, 75% не смогли овладеть данным   маневром.   Различия  достоверны   между   экспериментальной   и контрольной группой по 1­му типу.  Полученные данные свидетельствуют об эффективности   усовершенствованного   комплекса   упражнений   и целесообразности использовании его в тренировочном процессе ныряльщиков. 3. Ныряльщики, у которых евстахиева труба имеет прямую форму, ее просвет постепенно расширяется по направлению от барабанной полости к глоточному   устью,   имеют предрасположенность   к   освоению   техники   компенсации   давления   «без   сужение   практически   не   выражено, зажимания рукой носа». 29СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров;  Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2­е изд.,  исправил. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 2. Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ.  учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А.  Даринский, В.Н. Голубев. ­ М.: ИЦ Академия, 2013. ­ 448 c. 3. Большая Медицинская Энциклопедия. «Советская энциклопедия» М.,  1980 г. 4. В. Ф. Ундриц, К. Л. Хилов, Н. Н. Лозанов, В. К. Супрунов / Болезни уха, горла и носа второе издание / под редакцией профессора Д. А.  Пигулевского издательство «медицина» ленинградское отделение 1969  г. 5. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. 'Анатомия' \\Издание второе,  переработанное и дополненное ­ Москва: Медицина, 1986 ­ с.368 6. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для  студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В.  Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. ­ М.: ИЦ Академия, 2013. ­ 496 c. 7. Краткая Медицинская Энциклопедия, издательство "Советская  Энциклопедия", издание второе, 1989, Москва 8. Краткая медицинская энциклопедия: В 3­х т. АМН СССР. Гл. ред. Б.В.  Петровский. ­ 2­е изд.­ М.: Советская энциклопедия, 1989 9. Лагутин А.В. Азбука подводной охоты. ­М.: «Геопринт», Киев­  2008.с.29­30 10.Лагутина Т. В. Развитие и строение слуховой трубы человека. Кафедра  нормальной анатомии БМГУ, 2005 г. 3011.Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. ­ М.: Наука, 1985. ­ 606 c. 12.Лихачев А.Г., Руководство по оториноларингологии. Том 2.   Государственное издательство медицинской литературы ­ Москва:  медгиз,1986­ с.67­68 13.Лютьен­Дреколль Э., Рохен Й. В. Анатомический атлас, М: Внешсигма,  1998 г. 14.Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия.  1991—1996 гг. 15.Многотомное руководство по оториноларингологии, под ред. А. Г.    Лихачева, М., 1963. 16.Молчанова Н.В. Основы фридайвинга (третья волна). Учебно  методическое пособие по фридайвингу. 2014. С.34­35 17.Национальная Дайв Лига. Фридайвинг, Подводная охота. – СПБ.:  «Геликон Плюс», 2009 18.Орлов Д.В, Сафронов М.В. Акваланг и подводное плавание. Издание 3­е переработанное и дополненное.­М.: «A­Style», 2001. С . 166 19.Патякина О. К., Федорова О.В., Воронин М.С. Диагностические  критерии и лечебная тактика при травматических повреждениях  структур уха. Вестник оториноларингологии, 5­2000, стр. 39­42 20.Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская  Энциклопедия. 1994 г. 21.Под ред. Б.И. Ткаченко: Физиология человека. Compendium. ­ М.:  ГЭОТАР­Медиа, 2009 г. 22.Сапов И. А. (ред.), Физиология подводного плавания и аварийно­ спасательного дела: Учебник. ­ 2­е изд. перераб. и доп. / Воен. ­ мед.  акад. . ­ Л., 1986. 3123.Сапов И. А. Физиология и патология подводных погружений и меры    безопасности на воде. . — М.: ДОСААФ, 1986 г. 24.Ундриц В. Ф., Хилов К. Л., Лозанов Н. Н., Супрунов В. К.. Болезни уха,  горла и носа (руководство для врачей). Издательство «Медицина», 1969 год. Оформлено и переиздано Алексеем Куимовым в 2002 году. 25.Учебник по физике 7 класс. Шахмаев Н.М., Дик Ю.И. ­ 2007 г. 26.Учебник по физике для 7 классов общеобразовательных учреждений.  Под редакцией А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. Рекомендовано  Министерством образования и науки РФ. 11­е издание, ­ 2011 г. 27.Учебное пособие для медицинских учебных заведений / Сост. В.Б.  Марысаев. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 528 с 28.Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И.  Федюкович. ­ Рн/Д: Феникс, 2013. ­ 510 c. 29.Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе  Международной номенклатуры/при участии В. Даубера/пер. с англ. С.Л. Кабак, В.В. Руденок /под ред. Денисова С.Д. ­ 2­е изд. ­ Мн.: Выш.шк.,  1998. ­ 433 с. 30.Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. 3­е изд., испр. ­ М.: 2012. ­ 255 с. 31.Физика. 7 класс. Учебник.  Перышкин А.В. 10­е изд.­ М.: 2006. ­ 192 с. 32.Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека, в 3 томах, М: Мир, 1996. 33.Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская  энциклопедия. — 1982—1984 гг. 34.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.­Пб.:  Брокгауз­Ефрон. 1890—1907. 35.Bluestone C. D., et all. Recent advances in otitis media. 2. Eustachian tube,  middle ear, and mastoid anatomy; physiology, pathophysiology, and  pathogenesis.Ann Otol Rhinol Laryngol Suppl. 2005 Jan; 194:16­30. 3236.Строение и функции уха в контексте фридайвинга // Free­ving.ru  [Электронный ресурс]. – URL: http://free­ ving.ru/ru/Строение_и_функции_уха_в_контексте_фридайвинга (Дата  обращения 15.01.2015) 37.Маневр Френзеля // Дайв хантер [Электронный ресурс]. – URL:    (Дата   .  pskovdivehanter    :  forum   .10415    .  ru   /  print  ://   www   .  php   ?  plugin http      обращения 15.01.2015) 38.Болезни уха // Vodaga.ru [Электронный ресурс]. – URL:   .  com   /  profile    /  alenau    /  pages  /6887       (Дата обращения     ://   yodaga https   15.01.2015) 39.Компенсация давления в полостях // Prozrak.info [Электронный ресурс]. – URL: http   ://   prozrak  .  info   /  wiki    /  doku    .  php   ?  id   =  kompensacija  _  davlenija  _  v  _        polostjax (Дата обращения 15.01.2015) 33ПРИЛОЖЕНИЯ 34Анкета участника эксперимента Уважаемый ныряльщик спасибо за участие. 1. Какой способ компенсации давления вы используете?  Приложение 1 А. Френзель Б. Вальсальва В. Продувание без зажимания носа Г. Мокрая компенсация давления Д. Движение челюстью       2. Есть ли у вас хронические заболевания носоглотки?            А. Да           Б.  Нет       3. Напишите стаж занятий подводным плаванием.          _________________________________________       4. Спортивная квалификация.          __________________________________________       5. Максимальная глубина ныряния.          __________________________________________       6. Были ли у вас баротравмы?           А. Да           Б. Нет 35№ дня заняти я 1 2 3 Поурочный план упражнений для совершенствования техники  Упражнения Дозировка Глубина погружения Приложение 2 1. «Зевательное движение на  10 повторений  поверхности воды» 2. «Удержание зевания на поверхности  10 повторений воды» 3. «Вдыхать, выдыхать ртом и носом  10 повторений одновременно на поверхности воды» 4. «Удержание глотания на поверхности 10 повторений «Зевательное движение на      5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на воды» 1. поверхности воды» 2.«Удержание   зевания   на   поверхности воды» 3.  «Вдыхать, выдыхать ртом и носом  одновременно на поверхности воды» 4.   «Удержание   глотания   на   поверхности воды»   поверхности воды»     1. «Зевательное движение на поверхности воды»       2.   «Удержание   зевания   на   поверхности воды»       3.     «Вдыхать,   выдыхать   ртом   и   носом одновременно на поверхности воды»      4. «Удержание глотания на поверхности воды»   поверхности воды»    6. «Удержание глотания под водой»     5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений       7.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений 364 5 6 7 погружении головой вверх»      1. «Удержание глотания на поверхности воды»         2.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на поверхности воды»     3. «Удержание глотания под водой»       4.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при погружении по диагонали»       5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при погружении головой вниз» 1. «Зевательное движение на поверхности  воды»  2.  «Удержание зевания на поверхности  воды»     3.  «Вдыхать, выдыхать ртом и носом  одновременно на поверхности воды» 4. «Удержание глотания на поверхности  воды»     1. «Зевательное движение на поверхности воды»       2.   «Удержание   зевания   на   поверхности воды»       3.     «Вдыхать,   выдыхать   ртом   и   носом одновременно на поверхности воды»      4. «Удержание глотания на поверхности воды»   поверхности воды»    6. «Удержание глотания под водой»       7.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при     5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений погружении головой вверх»      1. «Удержание глотания на поверхности 10 повторений воды»         2.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на 10 повторений поверхности воды»     3. «Удержание глотания под водой»       4.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при погружении по диагонали»       5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений 10 повторений 10 повторений 37 0 0 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 3 0 0 1 3 38 9 10 погружении головой вниз»         1.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на поверхности воды»     2. «Удержание глотания под водой»       3.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений 10 повторений 10 повторений погружении по диагонали»       4.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений погружении головой вниз»     1. «Зевательное движение на поверхности 10 повторений воды»       2.   «Удержание   зевания   на   поверхности 10 повторений воды»       3.     «Вдыхать,   выдыхать   ртом   и   носом 10 повторений одновременно на поверхности воды»      4. «Удержание глотания на поверхности 10 повторений воды»       5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на поверхности воды»    6. «Удержание глотания под водой»       7.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при погружении головой вверх»      1. «Удержание глотания на поверхности воды»    2.«Удержание глотания под водой»       3.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений 10 повторений поверхности воды»       4.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений погружении головой вверх»       5.«Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений погружении по диагонали»       6.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений 11 погружении головой вниз»      1. «Удержание глотания на поверхности 10 повторений воды»         2.   «Напряжение   мышц   носоглотки   на 10 повторений поверхности воды»     3. «Удержание глотания под водой»       4.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при погружении по диагонали»       5.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при 10 повторений 10 повторений 10 повторений 38 0 1 4 4 0 0 0 0 0 1 5 0 1 0 5 5 5 0 0 1 5 512 погружении головой вниз»   1.   «Напряжение   мышц   носоглотки   при погружении головой вниз» 10 повторений 6 39Результаты тестирования экспериментальной группы за время эксперимента Приложение 3 № п/п Имя спортсмена 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 М. В. К. А. В. В. В. Л. Ц. Т. Б. А. С. И. К. Ю. П. Н. Щ. Е. О. Е. Е. В. М. Р. Б. Е. К. Ю. К. Н. Б. А. Р. Ю. Г. Р. А. Е. Тип Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 евстахиевой (глубина, (глубина, (глубина, (глубина, трубы 2 1 2 3 1 3 3 1 3 1 1 1 3 2 1 3 1 2 3 2 м) 1 1,7 1 1 1,8 1 1 1,6 1 1,7 1,8 1,6 1 1 1,5 1 1,9 1 1 1 м) 1,6 2,1 1,4 1 2,7 1 1 2,2 1 2,6 2,4 2,4 1 1,5 2,3 1 2,5 1,7 1 1,3 м) 1,9 3,7 1,7 1 3,7 1 1 3,5 1 3,9 3,9 3,8 1 1,8 3,6 1 4 2 1 1,6 м) 2,1 6 1,9 1 5,9 1 1 6 1 6 6 6 1 2 6 1 6 2,2 1 1,8 Приложение 4 Результаты тестирования контрольной группы за время эксперимента № Тест 4 п/п евстахиевой спортсмена Тест 1 Тест 3 (глубина, (глубина, (глубина, (глубина, Имя Тип Тест 2 401 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 К. А. З. Ч. Л. В. С. П. О. Д. М. А. Т. У. Е. Р. П. Б. В. Е. Е. О. К. Т. М. Ш. Ш. Г. С. Т. Ф. А. С. О. М. Н. З. Р. А. З. трубы 2 1 2 1 1 3 2 1 2 1 1 1 3 2 1 3 1 2 1 2 м) 1 1,9 1,3 2,9 2 1 1,2 1,5 1,1 2,8 2,7 1,9 1 0,8 1,9 1 2,5 0,9 1 1,2 м) 1 2,1 1,3 4,2 3,7 1 1,2 1,5 1,1 3,9 3,9 2,1 1 0,8 2 1 4,4 1 1,1 1,2 м) 1 2,1 1,3 6 6 1 1,2 1,5 1,1 6 6 2,1 1 0,8 2 1 6 1 1,1 1,2 м) 1 1,3 1 1,6 1,6 1 1,2 1 1,1 1,6 1,5 1,6 1 0,8 1,3 1 1,7 0,9 1 1,1 41