Совет в литературе

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 24.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Совет в литературе.docx

Управление образования

Администрации Гурьевского муниципального округа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я хочу дать тебе совет…»

(советы и рекомендации в литературе)

 

Работа на районную научно-практическую конференцию

 

«Шаг в будущее»

 

Секция: Русский Язык. Литература. Журналистика.

 

 

 

 

 

 

                                                                   Голубина                                                                        Полина Сергеевна,                                                   учащаяся 6 класса                                                            МБОУ «ООШ №15»

 

                                               Руководитель:                                                                           Галоян Тамара Акобовна,                                                                              учитель русского языка и                                                                                 литературы                                                                              МБОУ «ООШ №15»

 

 

 

 

 

 

Гурьевский муниципальный округ

2022

Голубина Полина Сергеевна, учащаяся 6 класса муниципального

бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная

школа № 15»

 

Голубина, П.С. «Я хочу дать тебе совет…»

(советы и рекомендации в литературе».  [Текст]:/ П.С. Голубина

- МБОУ «ООШ №15», Гурьевск, 2022. – 13с.

                    

 

 

Данная работа представляет собой исследование советов, которые даются читателям в литературных произведениях. 

Цель работы - классифицировать советы, дающиеся в произведениях художественной литературы, и оценить степень их влияния на читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...6

Глава 1. Совет как способ получения жизненного опыта……………………...8

Глава 2.  Классификация советов в литературных произведения

2.1 Полезные советы…………………………………………………………….10

2.2 Скрытые рекомендации……………………………………………………..11

2.3 Советы от отрицательных героев…………………………………………...12

2.4 «Вредные» советы от автора………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Литература - искусство слова. Именно с помощью слов автор передаёт свои мысли, чувства читателям.  Обращаясь к книге, люди иногда хотят не только получить удовольствие от чтения, но и найти ответы на волнующие их вопросы.

Бывает так, что читатель ищет в книге отражение своих собственных проблем, пытается найти выход из трудных жизненных ситуаций. И действительно, в книгах можно почерпнуть определённый опыт, который будет полезен в будущем.

Меня заинтересовал вопрос, в какой форме даются советы в литературных произведениях и какая форма более эффективна.

По моему мнению, данная работа достаточно актуальна, так как не только подчёркивает пользу литературы, но и учит правильно оценивать те советы, которые можно найти в книгах.

Цель работы -  классификация советов, дающихся в произведениях художественной литературы, оценка степени их влияния на читателя.

Задачи:

1.     провести анкетирование учащихся 5 класса и сделать вывод о влиянии книги на людей;

2.     классифицировать советы из разных литературных произведений;

3.     сделать вывод о влиянии формы совета на его эффективность.

Методы работы:

ü анкетирование

ü отбор материала

ü классификация

ü сопоставительный анализ по различным признакам.

Инструменты работы:

1.     Тексты литературных произведений: Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», Остер Г. Б. «Вредные советы», Толстой Л. Н. «Рассказы и басни для детей», Успенский Э. Н.  «Крокодил Гена и его друзья», Чуковский К.И. «Мойдодыр» и др.;

2.     Произведения УНТ: пословицы, поговорки, сказки;

3.     Карточки с цитатами, содержащими совет;

4.     Толковый словарь;

5.     Анкеты учащихся 5 класса.                                                                         

Предметом работы будут являться произведения, содержащие советы читателям, а объектом - форма и содержание советов.

Многие литературоведы в своих работах подчёркивают, что изучение литературных произведений очень важно для развития личности ребёнка.  Например, Вильям Рукман, известный учёный-педагог, в статье «Роль чтения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка» отмечал: «Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления».

Однако среди статей на данную тему нет таких, в которых бы исследовалось, в какой форме подаются советы и рекомендации в книгах.  Именно это и будет положено в основу данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Совет как способ получения жизненного опыта

Литература - вид искусства, в котором можно найти отражение окружающего мира: проблемы людей, жизненные ситуации, спорные вопросы.

 

Читая литературные произведения, люди часто «примеряют» на себя то, о чём говорится в книге.  Они ищут в тексте произведения совет, какую-то рекомендацию, как правильно поступить в трудной ситуации. Таким образом, можно сказать, что книга на примере героев произведения может помочь человеку приобрести полезный жизненный опыт, дать правильный совет.

 

Что же подразумевается под термином «совет»? В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. это слово имеет несколько значений, но в данном случае подходит первое значение:

 

СОВЕ́Т, -а, м.

Мнение, высказанное кому-н. по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. Дать хороший с. Просить ~а. Последовать чьему-н. ~у.

 

В «Словаре русских синонимов» Медведевой А.А.  можно найти ряд слов с близким значением: внушение, предложение, рекомендация.  По различию смысловых оттенков становится ясно, что советы бывают разными: от простой рекомендации до    строгого внушения.     

 

Мне стало интересно, в какой форме люди принимают совет охотнее и почему. Для получения ответа на этот вопрос мной было проведено анкетирование среди учеников 5 класса и сделан анализ результатов.

 

Вопросы анкеты

 

1.     Нуждаетесь ли вы в советах?

 

2.     В какой форме вам приятнее получить совет?

А) прямолинейно, конкретно

Б) в скрытой форме, без давления

В) в шутливой форме

3. Доверяете ли вы советам из книги? Почему?

При анализе анкет выяснилось, что каждый ученик нуждается в совете (20 человек из 20). Многие хотят получить совет в шутливой форме (12 человек из 20), некоторым больше подходит рекомендация, данная в скрытой форме (7 человек из 20). Только 1 человек из 20 хотел бы прямо услышать конкретный совет. Большинство учеников (17 человек из 20) доверяют книгам, потому что чаще всего советы в них даются в скрытой форме, на примере каких-либо героев.

В ходе исследования я выдвинула гипотезу: по-настоящему эффективный совет должен даваться так, чтобы читатель был уверен в том, что он сам выбрал правильный путь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт, полученный при чтении книг, важен для подростка, и может помочь ему принять правильные решения. Однако для этого совет должен даваться так, чтоб человек не ощущал давления на себя и считал, что решил проблему самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Классификация советов в литературных произведениях

При чтении различных книг я обратила внимание на то, что полезная информация, помогающая человеку выбрать правильное решение в случае какого-нибудь затруднения, может быть представлена по-разному. Именно различие в форме подачи совета и было положено в основу моей классификации советов.                                           

По форме рекомендации и по тому, кто из героев её даёт, можно выделить несколько групп советов:

1.     Полезные советы от автора;

2.     Скрытые рекомендации на примере героев произведения;

3.     Советы от отрицательных героев;

4.     Шутливые «вредные» советы от автора.

На конкретных примерах можно исследовать каждую группу и выявить особенности и эффективность советов.

 

2.1 Полезные советы от автора

         Обратимся к первой разновидности советов - полезным советам, которые дают авторы произведений.

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н. Ю. слово полезный объясняется так:

ПОЛЕЗНЫЙ,-ая, -ое; -зен, -зна, -зно. Приносящий пользу, способный приносить пользу. П-ая книга. П-ая пища. П. урок на будущее.

          Так во многих литературных произведениях совет подаётся прямо, открыто. Автор старается объяснить читателям, как нужно поступать в той или иной ситуации.

1.     Если мальчик любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик очень милый,

поступает хорошо.

(Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо»)

2.     Отец и говорит сыновьям: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

                                                                 (Толстой Л. Н. «Отец и сыновья»)

Очень часто подобные рекомендации можно встретить и в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках и т.п.

1.     Тише едешь - дальше будешь.

2.     Семь раз отмерь - один раз отрежь.

         В жанрах УНТ содержится народная мудрость, которая таким образом передаётся из поколения в поколение. Эти полезные советы запоминаются достаточно легко, они яркие, выразительные.

         Автор выступает как человек знающий, мудрый, даёт правильный совет. Но читатель (как показало анкетирование учащихся 5 класса) иногда не готов принимать совет, данный в категоричной форме, не дающий возможности самостоятельного выбора.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что в литературе найдётся много полезных, мудрых советов, которые применяются в различных жизненных ситуациях. Однако форма подачи таких советов иногда мешает читателю воспринять их. Эффективность полезного совета снижается из-за категоричности высказывания.

 

2.2 Скрытые рекомендации

         Вторая разновидность советов -  скрытые, дающиеся не прямо, а косвенно. Через ситуации, диалоги героев читатель включается в размышления, пытается найти своё решение.

1.      Остановился Иван Царевич перед огромным камнем, а на нём написано: «Направо повернёшь - коня потеряешь, налево повернёшь - в плен попадёшь, а прямо пойдёшь - буйну голову сложишь».

                  (Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк»)

Иногда на примере героев становится понятно, как нужно поступать в какой-либо ситуации.

2.     Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!

 

                                                                     (Чуковский К. И. «Мойдодыр»)

 

3.     Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

                                      (Толстой Л.Н. «Котёнок»)

По-моему, такие скрытые, неявные советы лучше воспринимаются читателями, так как дают им возможность выбора и принятия осмысленного решения. Те ошибки, которые совершают герои, становятся очевидными для читателей, и их можно будет не совершать в реальной жизни.

4.     Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал…Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.                                                                                                                

                                                                                    (Толстой Л. Н. «Птичка»)

         Так становится ясно, что на примере героев произведения совет, хоть и скрытый, кажется более убедительным, так как его правильность проверяется в ходе развития действия. Анализ анкет учеников, приведённый в начале исследования, подтверждает верность этой мысли.

 

2.3 Советы от отрицательных героев

Ещё одной разновидностью советов являются советы от отрицательных персонажей произведения. Бывает так, что герой находится в ситуации выбора, не знает, как ему поступить. В таком случае подсказка плохого героя показывает, как делать нельзя.

1. — Так не лучше ли делать добрые дела? — вмешался крокодил Гена.

  — Нет, — ответила старуха Шапокляк, — добрыми делами не прославишься.

                                                  (Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья»)

         Ситуации, в которых действует отрицательный персонаж произведения, обычно помогают читателю понять, что такие поступки совершать нельзя, они плохие.     

2. — Много чего, - сказала старуха.

 — Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте.                              

— Все это хорошо! — воскликнул крокодил.

 — Но почему я должен лежать на газоне?        

 — Очень просто, — объяснила Шапокляк.

 — Вы ложитесь на газон, и, так как вы зеленый, вас никто не видит. Мы привязываем на веревочку кошелек и бросаем его на мостовую. Когда прохожий нагибается за ним, вы выдергиваете кошелек из-под носа. Здорово я придумала?

         (Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья»)

         Из приведённых примеров понятно, что отрицательный персонаж даёт злые, глупые, неверные советы, следовать которым нельзя. Они неэффективны. Но человек может поступить противоположно рекомендации плохого героя и окажется правым.

Следовательно, использовать такие советы можно, но при этом необходимо понимать, что они даны во вред и применять их надо с точностью до наоборот.

 

2.4             «Вредные» советы

 

Четвёртая группа - так называемые вредные советы от автора. В произведении Г. Остера, которое называется «Вредные советы», есть много смешных стихотворений, содержащих «подсказки» для детей.

1. Если всей семьей купаться

     Вы отправились к реке,

     Не мешайте папе с мамой

     Загорать на берегу.

     Не устраивайте крика,

     Дайте взрослым отдохнуть.

     Ни к кому не приставая,

     Постарайтесь утонуть.

                                    (Остер Г.Б. «Вредные советы»)

                                                                                    

Советы из этой книги даются с юмором, шуткой, но они на самом деле содержат полезную информацию. Важно, чтобы читатель почувствовал, что «подсказки» вредные, а поступать нужно совсем наоборот.

2. Потерявшийся ребенок

     Должен помнить, что его

     Отведут домой, как только

     Назовет он адрес свой.

     Надо действовать умнее,

     Говорите: "Я живу

     Возле пальмы с обезьяной

     На далеких островах".

(Остер Г. Б. «Вредные советы»)

         В советах этой группы очень важна форма, так как именно через смех, юмор можно понять всю нелепость предлагаемого поведения. Читатель видит со стороны все ошибки в поведении героя и понимает, что нельзя так себя вести.

3.  Если ты пришел к знакомым,

     Не здоровайся ни с кем.

     Слов: "пожалуйста", "спасибо"

     Никому не говори.

     Отвернись и на вопросы

     Ни на чьи не отвечай.

     И тогда никто не скажет

     Про тебя, что ты болтун.

(Остер Г. Б. «Вредные советы»)

         «Подсказки» отрицательных персонажей и «вредные» советы автора во многом схожи.  Их различие заключается в том, кто даёт эти советы и в какой форме: отрицательный герой даёт такие советы всерьёз, а автор -  в шутку.

         Можно сделать вывод: «вредные» советы могут оказаться полезными. Шутка всегда воспринимается легче серьёзной информации, поэтому эффективность весёлого «вредного» совета достаточно высокая.

Заключение

В начале работы мной была поставлена цель: классифицировать советы, дающиеся в произведениях художественной литературы, и оценить степень их влияния на читателя.

   Данная работа позволяет сделать несколько выводов:

1.     Часто читатели обращаются за советом к книге и ищут в ней ответы на свои вопросы;

2.     Советы могут быть различны по форме и по содержанию;

3.     Полезные советы, высказанные прямо, не очень эффективны, так как человек ощущает, что на него оказывается давление при принятии решения;

4.     Скрытые рекомендации оказываются более действенными, так как дают возможность читателю почувствовать определённую самостоятельность в выборе решения;

5.     Советы от отрицательных героев помогают понять, как поступать не нужно;

6.     «Вредные» советы от автора, данные в шутливой, весёлой форме, оказываются самыми эффективными: через юмор читатель понимает всю нелепость совета и поступает наоборот, то есть правильно.

По моему мнению, данная работа не только классифицирует различные виды советов, данных в книгах, но и помогает читателю определить, полезен ли совет или нет.

Гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, нашла своё подтверждение: самый эффективный совет тот, который дан так, чтобы читатель был уверен в самостоятельности принятия решения. Жизненный опыт, полученный из книг, даёт возможность читателю успешно решать свои проблемы, добиваться успеха в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт, полученный при чтении книг, важен для подростка, и может помочь ему принять правильные решения. Однако для этого совет должен даваться так, чтоб человек не ощущал давления на себя и считал, что решил проблему самостоятельно.

 

 

                                              

 

 

Список использованной литературы

1.     Белозерова Л. Н. Роль детской литературы в развитии личности младшего школьника.  http://festival.1september.ru/articles/510283/

2.     Маяковский В. В. Что такое хорошо и что такое плохо. М.: Росмэн, 2005

3.     Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.          М.: Азъ,1996

3.  Остер Г. Б. Вредные советы. М.: Росмэн, 1995 

4. Рукман В. Роль чтения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка. http://tinyurl.ru/lh5l

5. Русские народные сказки. М.: Планета детства, 2000

6. Толстой Л. Н. Рассказы для детей. М.: Самовар, 2005

7. Успенский Э. И. Крокодил Гена и его друзья. М.: Самовар, 2000

8. Чуковский К.И. Мойдодыр. М.: Росмэн, 2007

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также