Управление образования
Администрации Гурьевского муниципального округа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
«Я хочу дать тебе совет…»
(советы и рекомендации в литературе)
Работа на районную научно-практическую конференцию
«Шаг в будущее»
Секция: Русский Язык. Литература. Журналистика.
Голубина Полина Сергеевна, учащаяся 6 класса МБОУ «ООШ №15»
Руководитель: Галоян Тамара Акобовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №15»
Гурьевский муниципальный округ
2022
Голубина Полина Сергеевна, учащаяся 6 класса муниципального
бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная
школа № 15»
Голубина, П.С. «Я хочу дать тебе совет…»
(советы и рекомендации в литературе». [Текст]:/ П.С. Голубина
- МБОУ «ООШ №15», Гурьевск, 2022. – 13с.
Данная работа представляет собой исследование советов, которые даются читателям в литературных произведениях.
Цель работы - классифицировать советы, дающиеся в произведениях художественной литературы, и оценить степень их влияния на читателя.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...6
Глава 1. Совет как способ получения жизненного опыта……………………...8
Глава 2. Классификация советов в литературных произведения
2.1 Полезные советы…………………………………………………………….10
2.2 Скрытые рекомендации……………………………………………………..11
2.3 Советы от отрицательных героев…………………………………………...12
2.4 «Вредные» советы от автора………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Введение
Литература - искусство слова. Именно с помощью слов автор передаёт свои мысли, чувства читателям. Обращаясь к книге, люди иногда хотят не только получить удовольствие от чтения, но и найти ответы на волнующие их вопросы.
Бывает так, что читатель ищет в книге отражение своих собственных проблем, пытается найти выход из трудных жизненных ситуаций. И действительно, в книгах можно почерпнуть определённый опыт, который будет полезен в будущем.
Меня заинтересовал вопрос, в какой форме даются советы в литературных произведениях и какая форма более эффективна.
По моему мнению, данная работа достаточно актуальна, так как не только подчёркивает пользу литературы, но и учит правильно оценивать те советы, которые можно найти в книгах.
Цель работы - классификация советов, дающихся в произведениях художественной литературы, оценка степени их влияния на читателя.
Задачи:
1. провести анкетирование учащихся 5 класса и сделать вывод о влиянии книги на людей;
2. классифицировать советы из разных литературных произведений;
3. сделать вывод о влиянии формы совета на его эффективность.
Методы работы:
ü анкетирование
ü отбор материала
ü классификация
ü сопоставительный анализ по различным признакам.
Инструменты работы:
1. Тексты литературных произведений: Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», Остер Г. Б. «Вредные советы», Толстой Л. Н. «Рассказы и басни для детей», Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья», Чуковский К.И. «Мойдодыр» и др.;
2. Произведения УНТ: пословицы, поговорки, сказки;
3. Карточки с цитатами, содержащими совет;
4. Толковый словарь;
5. Анкеты учащихся 5 класса.
Предметом работы будут являться произведения, содержащие советы читателям, а объектом - форма и содержание советов.
Многие литературоведы в своих работах подчёркивают, что изучение литературных произведений очень важно для развития личности ребёнка. Например, Вильям Рукман, известный учёный-педагог, в статье «Роль чтения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка» отмечал: «Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления».
Однако среди статей на данную тему нет таких, в которых бы исследовалось, в какой форме подаются советы и рекомендации в книгах. Именно это и будет положено в основу данной работы.
Глава 1. Совет как способ получения жизненного опыта
Литература - вид искусства, в котором можно найти отражение окружающего мира: проблемы людей, жизненные ситуации, спорные вопросы.
Читая литературные произведения, люди часто «примеряют» на себя то, о чём говорится в книге. Они ищут в тексте произведения совет, какую-то рекомендацию, как правильно поступить в трудной ситуации. Таким образом, можно сказать, что книга на примере героев произведения может помочь человеку приобрести полезный жизненный опыт, дать правильный совет.
Что же подразумевается под термином «совет»? В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. это слово имеет несколько значений, но в данном случае подходит первое значение:
СОВЕ́Т, -а, м.
Мнение, высказанное кому-н. по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. Дать хороший с. Просить ~а. Последовать чьему-н. ~у.
В «Словаре русских синонимов» Медведевой А.А. можно найти ряд слов с близким значением: внушение, предложение, рекомендация. По различию смысловых оттенков становится ясно, что советы бывают разными: от простой рекомендации до строгого внушения.
Мне стало интересно, в какой форме люди принимают совет охотнее и почему. Для получения ответа на этот вопрос мной было проведено анкетирование среди учеников 5 класса и сделан анализ результатов.
Вопросы анкеты
1. Нуждаетесь ли вы в советах?
2. В какой форме вам приятнее получить совет?
А) прямолинейно, конкретно
Б) в скрытой форме, без давления
В) в шутливой форме
3. Доверяете ли вы советам из книги? Почему?
При анализе анкет выяснилось, что каждый ученик нуждается в совете (20 человек из 20). Многие хотят получить совет в шутливой форме (12 человек из 20), некоторым больше подходит рекомендация, данная в скрытой форме (7 человек из 20). Только 1 человек из 20 хотел бы прямо услышать конкретный совет. Большинство учеников (17 человек из 20) доверяют книгам, потому что чаще всего советы в них даются в скрытой форме, на примере каких-либо героев.
В ходе исследования я выдвинула гипотезу: по-настоящему эффективный совет должен даваться так, чтобы читатель был уверен в том, что он сам выбрал правильный путь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт, полученный при чтении книг, важен для подростка, и может помочь ему принять правильные решения. Однако для этого совет должен даваться так, чтоб человек не ощущал давления на себя и считал, что решил проблему самостоятельно.
Глава 2. Классификация советов в литературных произведениях
При чтении различных книг я обратила внимание на то, что полезная информация, помогающая человеку выбрать правильное решение в случае какого-нибудь затруднения, может быть представлена по-разному. Именно различие в форме подачи совета и было положено в основу моей классификации советов.
По форме рекомендации и по тому, кто из героев её даёт, можно выделить несколько групп советов:
1. Полезные советы от автора;
2. Скрытые рекомендации на примере героев произведения;
3. Советы от отрицательных героев;
4. Шутливые «вредные» советы от автора.
На конкретных примерах можно исследовать каждую группу и выявить особенности и эффективность советов.
2.1 Полезные советы от автора
Обратимся к первой разновидности советов - полезным советам, которые дают авторы произведений.
В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н. Ю. слово полезный объясняется так:
ПОЛЕЗНЫЙ,-ая, -ое; -зен, -зна, -зно. Приносящий пользу, способный приносить пользу. П-ая книга. П-ая пища. П. урок на будущее.
Так во многих литературных произведениях совет подаётся прямо, открыто. Автор старается объяснить читателям, как нужно поступать в той или иной ситуации.
1. Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
(Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо»)
2. Отец и говорит сыновьям: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
(Толстой Л. Н. «Отец и сыновья»)
Очень часто подобные рекомендации можно встретить и в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках и т.п.
1. Тише едешь - дальше будешь.
2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
В жанрах УНТ содержится народная мудрость, которая таким образом передаётся из поколения в поколение. Эти полезные советы запоминаются достаточно легко, они яркие, выразительные.
Автор выступает как человек знающий, мудрый, даёт правильный совет. Но читатель (как показало анкетирование учащихся 5 класса) иногда не готов принимать совет, данный в категоричной форме, не дающий возможности самостоятельного выбора.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в литературе найдётся много полезных, мудрых советов, которые применяются в различных жизненных ситуациях. Однако форма подачи таких советов иногда мешает читателю воспринять их. Эффективность полезного совета снижается из-за категоричности высказывания.
2.2 Скрытые рекомендации
Вторая разновидность советов - скрытые, дающиеся не прямо, а косвенно. Через ситуации, диалоги героев читатель включается в размышления, пытается найти своё решение.
1. Остановился Иван Царевич перед огромным камнем, а на нём написано: «Направо повернёшь - коня потеряешь, налево повернёшь - в плен попадёшь, а прямо пойдёшь - буйну голову сложишь».
(Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк»)
Иногда на примере героев становится понятно, как нужно поступать в какой-либо ситуации.
2. Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!
(Чуковский К. И. «Мойдодыр»)
3. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
(Толстой Л.Н. «Котёнок»)
По-моему, такие скрытые, неявные советы лучше воспринимаются читателями, так как дают им возможность выбора и принятия осмысленного решения. Те ошибки, которые совершают герои, становятся очевидными для читателей, и их можно будет не совершать в реальной жизни.
4. Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал…Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
(Толстой Л. Н. «Птичка»)
Так становится ясно, что на примере героев произведения совет, хоть и скрытый, кажется более убедительным, так как его правильность проверяется в ходе развития действия. Анализ анкет учеников, приведённый в начале исследования, подтверждает верность этой мысли.
2.3 Советы от отрицательных героев
Ещё одной разновидностью советов являются советы от отрицательных персонажей произведения. Бывает так, что герой находится в ситуации выбора, не знает, как ему поступить. В таком случае подсказка плохого героя показывает, как делать нельзя.
1. — Так не лучше ли делать добрые дела? — вмешался крокодил Гена.
— Нет, — ответила старуха Шапокляк, — добрыми делами не прославишься.
(Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья»)
Ситуации, в которых действует отрицательный персонаж произведения, обычно помогают читателю понять, что такие поступки совершать нельзя, они плохие.
2. — Много чего, - сказала старуха.
— Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте.
— Все это хорошо! — воскликнул крокодил.
— Но почему я должен лежать на газоне?
— Очень просто, — объяснила Шапокляк.
— Вы ложитесь на газон, и, так как вы зеленый, вас никто не видит. Мы привязываем на веревочку кошелек и бросаем его на мостовую. Когда прохожий нагибается за ним, вы выдергиваете кошелек из-под носа. Здорово я придумала?
(Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья»)
Из приведённых примеров понятно, что отрицательный персонаж даёт злые, глупые, неверные советы, следовать которым нельзя. Они неэффективны. Но человек может поступить противоположно рекомендации плохого героя и окажется правым.
Следовательно, использовать такие советы можно, но при этом необходимо понимать, что они даны во вред и применять их надо с точностью до наоборот.
2.4 «Вредные» советы
Четвёртая группа - так называемые вредные советы от автора. В произведении Г. Остера, которое называется «Вредные советы», есть много смешных стихотворений, содержащих «подсказки» для детей.
1. Если всей семьей купаться
Вы отправились к реке,
Не мешайте папе с мамой
Загорать на берегу.
Не устраивайте крика,
Дайте взрослым отдохнуть.
Ни к кому не приставая,
Постарайтесь утонуть.
(Остер Г.Б. «Вредные советы»)
Советы из этой книги даются с юмором, шуткой, но они на самом деле содержат полезную информацию. Важно, чтобы читатель почувствовал, что «подсказки» вредные, а поступать нужно совсем наоборот.
2. Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: "Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На далеких островах".
(Остер Г. Б. «Вредные советы»)
В советах этой группы очень важна форма, так как именно через смех, юмор можно понять всю нелепость предлагаемого поведения. Читатель видит со стороны все ошибки в поведении героя и понимает, что нельзя так себя вести.
3. Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
(Остер Г. Б. «Вредные советы»)
«Подсказки» отрицательных персонажей и «вредные» советы автора во многом схожи. Их различие заключается в том, кто даёт эти советы и в какой форме: отрицательный герой даёт такие советы всерьёз, а автор - в шутку.
Можно сделать вывод: «вредные» советы могут оказаться полезными. Шутка всегда воспринимается легче серьёзной информации, поэтому эффективность весёлого «вредного» совета достаточно высокая.
Заключение
В начале работы мной была поставлена цель: классифицировать советы, дающиеся в произведениях художественной литературы, и оценить степень их влияния на читателя.
Данная работа позволяет сделать несколько выводов:
1. Часто читатели обращаются за советом к книге и ищут в ней ответы на свои вопросы;
2. Советы могут быть различны по форме и по содержанию;
3. Полезные советы, высказанные прямо, не очень эффективны, так как человек ощущает, что на него оказывается давление при принятии решения;
4. Скрытые рекомендации оказываются более действенными, так как дают возможность читателю почувствовать определённую самостоятельность в выборе решения;
5. Советы от отрицательных героев помогают понять, как поступать не нужно;
6. «Вредные» советы от автора, данные в шутливой, весёлой форме, оказываются самыми эффективными: через юмор читатель понимает всю нелепость совета и поступает наоборот, то есть правильно.
По моему мнению, данная работа не только классифицирует различные виды советов, данных в книгах, но и помогает читателю определить, полезен ли совет или нет.
Гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, нашла своё подтверждение: самый эффективный совет тот, который дан так, чтобы читатель был уверен в самостоятельности принятия решения. Жизненный опыт, полученный из книг, даёт возможность читателю успешно решать свои проблемы, добиваться успеха в жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт, полученный при чтении книг, важен для подростка, и может помочь ему принять правильные решения. Однако для этого совет должен даваться так, чтоб человек не ощущал давления на себя и считал, что решил проблему самостоятельно.
Список использованной литературы
1. Белозерова Л. Н. Роль детской литературы в развитии личности младшего школьника. http://festival.1september.ru/articles/510283/
2. Маяковский В. В. Что такое хорошо и что такое плохо. М.: Росмэн, 2005
3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ,1996
3. Остер Г. Б. Вредные советы. М.: Росмэн, 1995
4. Рукман В. Роль чтения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка. http://tinyurl.ru/lh5l
5. Русские народные сказки. М.: Планета детства, 2000
6. Толстой Л. Н. Рассказы для детей. М.: Самовар, 2005
7. Успенский Э. И. Крокодил Гена и его друзья. М.: Самовар, 2000
8. Чуковский К.И. Мойдодыр. М.: Росмэн, 2007
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.